Урок – исследование по алгебре в 7 классе «Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными» (разработка+презентация)
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Предмет: алгебра.

Класс:  7.

Тема: «Графический метод решения систем уравнений с двумя переменными».

Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием презентации и практической работы по графическому решению систем двух линейных уравнений с двумя переменными.

Форма: урок-исследование

Цель урока: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Задачи:

предметные: познакомить учащихся с понятиями: система двух линейных уравнений с двумя переменными, решение системы двух уравнений; рассмотреть частные случаи решения системы линейных уравнений (система не имеет решений – несовместна, имеет бесконечное множество решений - неопределенна); научить решать систему уравнений с двумя  переменными графическим методом; продолжить формирование графических навыков.

личностные: воспитание ответственного отношения к учению; воспитание аккуратности, трудолюбия; воспитание культуры общения.

метапредметные: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с графиками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ – СОШ с. Ямское

Краснокутского района Саратовской области

Урок – исследование

по алгебре в 7 классе

«Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными»

Подготовила

Гладченко М.А.

Учитель математики первой категории

МОУ –СОШ с. Ямское

Краснокутского района

Саратовской области

2018 г

Цель урока: разработка учебного дидактического материала по теме: «Графический метод решения систем уравнений с двумя  переменными»

Предмет: алгебра.

Класс:  7.

Тема: «Графический метод решения систем уравнений с двумя переменными».

Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием презентации и практической работы по графическому решению систем двух линейных уравнений с двумя переменными.

Форма: урок-исследование

Цель урока: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Задачи:

предметные: познакомить учащихся с понятиями: система двух линейных уравнений с двумя переменными, решение системы двух уравнений; рассмотреть частные случаи решения системы линейных уравнений (система не имеет решений – несовместна, имеет бесконечное множество решений - неопределенна); научить решать систему уравнений с двумя  переменными графическим методом; продолжить формирование графических навыков.

личностные: воспитание ответственного отношения к учению; воспитание аккуратности, трудолюбия; воспитание культуры общения.

метапредметные: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с графиками.

Основополагающий вопрос:

В конце урока обучающиеся должны:

а) знать:

  • графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными;

б) уметь:

  • решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными графическим методом.

Ход урока:

Этап урока

Продолжительность

Метод обучения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Средства обучения

Примечания

Организационный

1 мин.

словесный

Приветствие.
Отметить отсутствующих.
Проверка подготовки учащихся к уроку.

Создание доброжелательной атмосферы в классе. Проверяют готовность рабочего места.

устный

Слайд 1. Слайд 2.

Постановка цели и задач

урока

1 мин.

словесный

Сообщение темы, обучающих целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

компьютерная презентация

Слайд 3.

Повторение ранее изученного материала

3 мин.

упражнения

Организация фронтального опроса. Формулы на доске: у = 3х – 5,

у = - 0,5 х + 7,

у = х + 4,8.

Назовите угловые коэффициенты линейных функций.

Что является графиком линейной функции? Какие прямые образуют  с осью Х острый угол? Тупой угол? От чего это зависит? Назовите координаты точки            

пересечения первой прямой с осью У.

Найдите значение второй функции  в точке с абсциссой 6.

Отвечают на поставленные вопросы (с места, фронтально). Оформляют суждения, отвечают на наводящие вопросы.

интерактивная доска

Слайд 4.

Изучение нового материала

10 мин. 

Рассказ, демонстрация

Познакомиться с понятием системы двух линейных уравнений с двумя переменными и её графическим решением.

Научиться графически решать системы, состоящие из двух линейных уравнений с двумя переменными.

Научиться, по виду графиков, определять имеет ли система единственное решение, или она не имеет решений, или имеет бесконечное множество решений

В ходе фронтальной работы оформляют суждения. Понимают проблему урока. Отвечают на вопросы. Вспоминают способы решению систем уравнений. Запоминают алгоритм решения системы уравнений графическим способом.

компьютерная презентация

Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9.

Первичное закрепление изученного материала.

7 мин.

упражнения

Решение системы графическим способом. Все объекты на слайде появляются последовательно по щелчку в ходе  фронтального обсуждения хода построения графиков. Все объекты на слайде появляются последовательно по щелчку в ходе  фронтального обсуждения хода построения графиков. Цель – подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что система не имеет решений.

Осваивают графический метод решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Все объекты слайда последовательно  появляются после ответов учащихся и иллюстрируют их.

интерактивная доска

Слайд 10.

Актуализа-ция знаний. Закрепление изученного (групповая работа)

10 мин.

объяснительный; демонстрация графиков

Рассматриваются частные случаи решения систем: когда система не имеет решений (несовместна); когда система имеет бесконечное множество решений  (неопределенна).

Все объекты слайда последовательно  появляются после ответов учащихся и иллюстрируют их.

Слушают новый материала в сочетании с индивидуальной  работой учащихся в тетрадях,

в ходе выполнения задания по частным случаям решения систем в тетрадях.

компьютерная презентация

Слайд 11. Слайд 12. Слайд 13. Слайд 14.

Физкультминутка.

1 мин.

Предлагает учащимся отдохнуть, расслабиться. 

Зарядка для глаз. Наблюдают за точкой двигающей на экране.

компьютерная презентация

Слайд 15.

Работа с памяткой (групповая работа)

3 мин.

Словесный, иллюстративный

Работа с памяткой, которая есть у каждого ученика на парте. Фронтальная  работа  с  классом.

Учащиеся слушают, задают вопросы по необходимости

раздаточный материал,

компьютер

Слайд 16. Слайд 17. (Слайд 21 - если остаётся время)

Самостоятельная работа

7 мин.

упражнения

Выполнение графических построений для каждого случая с последующей самопроверкой

Учащиеся выполняют работу в тетрадях и  после решения задания большинством учащихся на экран выводится решение для проведения самоконтроля.

компьютерная презентация

Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20

Подведение результатов урока.

1 мин.

Словесный

После выполнения работы и самопроверки перед учащимися ставится вопрос:

« Что нового вы узнали сегодня на уроке?»

«Чему научились?».

Учитель подводит итоги работы учащихся и ставит оценки за работу на уроке.

обсуждают, что узнали и как работали – каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы

Домашнее задание

1 мин.

иллюстративный

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, источники получения дополнительной информации.

Записывают домашнее задания, формируют понятия его выполнения.

Слайд 22

Рефлексия

1 мин.

иллюстративный

На дополнительной доске (или на отдельном плакате) нарисован круг, разбитый на секторы. Каждый сектор – это вопрос, рассмотренный на уроке. Ученикам предлагается 
поставить точку:

  • ближе к центру, если ответ на вопрос не вызывает сомнения;
  • в середину сектора, если сомнения есть;
  • ближе к окружности, если вопрос остался не понятым

Подходят к доске и делают отметку на предложенном рисунке.1.Научился ли я решать систему графическим методом;

2. понял ли я алгоритм решения систем линейных уравнений графическим методом;

3. смогу ли я использовать при решении частные случаи;

4. могу ли я по виду системы узнать о количестве решений системы.

Слайд 23

Используемая литература  

  • Учебник: «Алгебра. 7 класс» Мерзляк, Полонский, Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017 г.
  • Интернет ресурсы

festival.1september.ruarticles/597050/

edu.cap.ru

images.yandex.ru

festival.1september.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель Научить решать систему уравнений с двумя переменными графическим методом. Рассмотреть частные случаи решения системы линейных уравнений. Тип урока: урок –открытие нового знани я Форма урока: урок-исследование

Слайд 2

Какую тему мы сейчас с вами изучаем? Каким способом вы научились решать системы линейных уравнений? Необходимо ли было строить графики этих функций, чтобы решить СЛУ? А сегодня мы будем строить графики линейных функций, каким же способом мы будем решать СЛУ?

Слайд 3

Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными разработала учитель математики Гладченко М.А. МОУ-СОШ с. Ямское 7 класс 2018 г.

Слайд 4

Давайте вспомним: 1. у = 3 х – 5 2. у = –0,5 х + 7 3. у = х + 4,8 Назовите угловые коэффициенты линейных функций. Что является графиком линейной функции? Какие прямые образуют с осью Х острый угол? Тупой угол? От чего это зависит? Назовите координаты точки пересечения первой прямой с осью У . Найдите значение второй функции в точке с абсциссой 6.

Слайд 5

1) y – 2 x = – 3 2) x + y = 3 Рассмотрим два линейных уравнения: Что называют системой уравнений? Системой уравнений называется некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой. Фигурная скобка означает, что все уравнения должны выполняться одновременно. y – 2 x = – 3 x + y = 3

Слайд 6

Решить систему уравнений - значит найти все её решения или установить, что их нет. Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство. Каждая пара значений переменных, которая одновременно является решением всех уравнений системы, называется решением системы.

Слайд 7

Способы решения систем уравнений

Слайд 8

Алгоритм решения системы уравнений графическим способом 1. Приводим оба уравнения к виду линейной функции y = k x + m. 2. Составляем расчётные таблицы для каждой функции. 3. Строим графики функций в одной координатной плоскости. 4. Определяем число решений: Если прямые пересекаются, то одно решение пара чисел (х ; у) – координаты точки пересечения; Если прямые параллельны, то нет решений; Если прямые совпадают, то бесконечно много решений. 5. Записываем ответ.

Слайд 9

1 0 1 2 10 x 4 6 10 -2 y y=10 - x y=x+2 у – х = 2, у + х = 10; у = х + 2, у = 10 – х ; Построим график первого уравнения х у 0 2 -2 0 у = х + 2 Построим график второго уравнения у = 10 – х х у 0 10 10 0 Ответ: (4; 6) Решение системы графическим способом Выразим у через х

Слайд 10

Графический метод решения системы x + y = 3 y – 2 x = – 3 у = 3 – x у = 2x – 3 x y 0 3 x y 0 3 3 0 – 3 3 A(0;3) B(3;0) C(0; – 3) D(3;3) M(2;1) X=2 у =1 Ответ: (2; 1)

Слайд 11

Y=0,5x-1 Y=0,5x+2 x x y y 0 2 2 3 0 -1 2 0 A(0;2) B(2;3) C(0;-1) D(2;0) Решим систему уравнений : Y= 0 ,5 x+2 Y= 0,5x-1 Графики функций параллельны и не пересекаются. Говорят, что система несовместна. Ответ: Система не имеет решений.

Слайд 12

Y=x+3 Y=x + 3 x y 0 - 3 x y 1 -1 3 0 4 2 A(0;3) B( - 3;0) C( -1 ; 2 ) D( 1 ; 4 ) Система Y=x+3 Y=x+3 Графики функций совпадают. Говорят, что система неопределенна Ответ: система имеет бесконечное множество решений

Слайд 13

Если система уравнений не имеет решений, то она называется несовместной. Если система уравнений имеет бесконечно много решений, то она называется неопределённой. Достоинство графического способа – наглядность. Недостаток графического способа– приближённые значения переменных.

Слайд 14

Проверим, что у нас получилось !

Слайд 15

Зарядка для глаз

Слайд 16

Частные случаи пересечения графиков линейных функций (памятка)

Слайд 17

Решите систему уравнений графическим способом (памятка) Х 0 2 У у = 3 х + 4 у = 3 х - 2 х 0 -2 у у = 3 х - 2 у = 3 х + 4

Слайд 18

1 группа Решите систему уравнений графическим способом у = 2 х - 3 у = - х + 3 2 группа у = 0,5 х + 1 у = 3 х - 4 Самостоятельная работа

Слайд 19

Проверим, что у нас получилось ! вывод: 1) угловые коэффициенты не равны , 2) прямые пересекаются. у х х у . . . . А(2;1) . . . . . . В(2;2) У = 2х - 3 У = - х + 3 У = 0,5 х + 1 У = 3 х - 4 Ответ: А ( 2; 1) Ответ: В ( 2; 2)

Слайд 20

Найдём координаты точек пересечения графиков 2х – 3 = - х + 3, 2х + х = 3 + 3, 3х = 6, х = 2, у = 2 • 2 - 3, у = 1. Ответ: А ( 2; 1). 3х – 4 = 0,5х + 1, 3х – 0,5х = 1 + 4, 2,5х = 5, х = 2, у = 3 • 2 – 4, у = 2. Ответ: В ( 2; 2).

Слайд 21

Решите систему уравнений графическим способом х 0 3 у У = - 3х + 6 у = 2х - 4 х 0 1 у у = 2х - 4 у = - 3х + 6

Слайд 22

Домашнее задание: § 26, № 1011, 1017, 1024 (доп.)

Слайд 23

3 4 1 2 Методика «Мухомор» Научился ли я решать систему графическим методом; понял ли я алгоритм решения систем линейных уравнений графическим методом; смогу ли я использовать при решении частные случаи; могу ли я по виду системы узнать о количестве решений системы.

Слайд 24

С п а с и б о за у р о к Б ы л о п р и я т н о с В а м и р а б о т а т ь!

Слайд 25

В презентации использованы материалы: Интернет ресурсы: festival.1september.ru festival.1september.ru›articles/597050 edu.cap.ru images.yandex.ru



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по алгебре в 7 классе "Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными различными методами"

Урок по алгебре в 7 классе по теме:«Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными различными методами»...

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными

Урок объяснения нового материала по учебнику "Алгебра, 7 класс" А.Г. Мерзляк, параграф 26. Презентация составлена для объяснения новой темы в Zoom при дистанционном обучении....

Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"

  Данный урок был проведён в апреле 2021 года на районном семинаре учителей математики. Целевая аудитория - ученики 7 "б" класса, в классе 27 учащихся, класс разноуровневый, но у...

Презентация к уроку в 7 классе по алгебре "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"

Данная презентация применялась на уроке во время устной работы. Учащиеся составляли уравнения линейной функции по готовому чертежу....

Технологическая карта урока алгебры_7 класс. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными

Система двух линейных уравнений с двумя переменными.Методы решения систем линейных уравнений.Графический метод решения систем линейных уравнений....