Урок алгебры в 8 классе по теме: "Квадратные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Надеина Галина Викторовна

Урок обобщающего повторения темы "Квадратные уравнения", планируемыми результатами которого является:

Знать определение квадратного уравнения, их виды, формулы, используемые при решении; теорему Виета и теорему, обратную ей; уметь решать полные и неполные квадратные уравнения, уметь решать задачи с помощью квадратных уравнений; применять теорему Виета для проверки  решения квадратного уравнения (предметные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Обобщающее повторение по теме «Квадратные уравнения».

Цель. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Квадратные уравнения».

Планируемые результаты. 

 Знать определение квадратного уравнения, их виды, формулы, используемые при решении; теорему Виета и теорему, обратную ей; уметь решать полные и неполные квадратные уравнения, уметь решать задачи с помощью квадратных уравнений; применять теорему Виета для проверки  решения квадратного уравнения (предметные).

Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи (метапредметные).

Способствовать проявлению интереса к истории математики и математике как науки (личностные).

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

1. Мотивационное начало урока.

Свой урок я хочу начать словами Пифагора:

Не делай того, что не знаешь.

Но научись тому, что надо знать.

2. Постановка темы и определение цели урока.

Чему мы учились на протяжении нескольких последних уроков алгебры?

(Решать квадратные уравнения, решать задачи с помощью квадратных уравнений, изучили теорему Виета.)

Как вы считаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

( О квадратных уравнениях.)

А какова цель сегодняшнего урока?

(Мы должны повторить изученный материал по теме «Квадратные уравнения.)

Верно. Запишите тему сегодняшнего урока: «Обобщающее повторение по теме: «Квадратные уравнения».

3. Актуализация опорных знаний.

Какие из уравнений являются квадратными:

2 +3х +1=0

48х2 –х3 =0

16+3х2 -14х=0

2 =0

4х-8=0

-3х2 +15 =0

2 + 9х=0?

Так уравнение какого вида называется квадратным? (ах2 + bх +с= 0) Почему коэффициент а не может быть равен 0? Есть ли среди данных уравнений линейные?

4.Выполнение тренировочных упражнений.

Мы вспомнили, уравнение какого вида называется квадратным. Вспомним, как они решаются и где применяются.

А) Решение неполных квадратных уравнений.

Разделите квадратные уравнения на две группы.

2 +3х +1=0               4х2 =0

16+3х2 -14х=0             -3х2 +15 =0

                               2х2 + 9х=0

Почему вы их так разделили?

Какие квадратные уравнения называются неполными? Сколько видов неполных квадратных уравнений вы знаете?

(Если с=0,   ах2 + bх = 0

Если   b =0,  ах2 +с=0

Если b=с=0,  ах2=0.)

Может ли уравнение  ах2=0 иметь корень равный, например, 4.  Почему?

 ( Если произведение двух множителей равно 0, то хотя бы один из них равен 0)

Как решаются неполные квадратные уравнения первого вида? (Путем вынесения за скобки общего множителя.)

А второго вида?  (Перенесением свободного члена вправо.)

Я думаю, мы хорошо повторили сведения о  неполных квадратных уравнениях. Решим их у доски.  (Ученики решают уравнения -3х2 +15=0 и           2х2 + 9х=0 у доски с последующей взаимопроверкой.)

Дополнительный вопрос: Какой вид неполных квадратных уравнений может не иметь корней? Приведите пример.

Б) Решение полных квадратных уравнений по формуле 1.

Вы показали неплохие знания о неполных квадратных уравнениях. А от чего зависит число корней полного квадратного уравнения?  (От дискриминанта.) Каким образом?  (Если D>0, то 2 корня, если  D<0, то нет корней, если   D=0, то 1 корень)

Найдите ошибку в формуле дискриминанта:

D= -b2 – 4ac.

Назовите формулы корней квадратного уравнения.    ()

А если дискриминант равен 0?     ()

В) Ищи ошибку! Ученик 8 класса решил уравнение. Проверьте решение и исправьте ошибки.

2 – 8х+3=0

В) Решение полных квадратных уравнений по формуле 2.

Когда можно применить формулу для нахождения   дискриминанта

D1 = k2 – ac?  Найдите ошибку в формуле:

Решим у доски уравнение  16+3х2 -14х=0. ( Ученик решает уравнение у доски по формуле 2).  

5.Динамическая пауза. Закрыть глаза и в воздухе написать слово «уравнение».

С) Решение задач с помощью квадратных уравнений

 Ученик у доски.

Одна из сторон прямоугольного участка земли, предназначенного для посадки садовых культур на 5 м больше другой, а площадь этого участка равна 100м2. Найдите длины сторон этого участка.

Д) Теорема Виета

Чей это портрет? (Франсуа Виета) Чем он знаменит для математики? (Сформулировал свою знаменитую теорему)

Сформулируйте её.

(Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену).

Запишите теорему символически.

2 +px+q=0  x1 +x2 = - p  x1 x2 = q)

Найдите сумму и произведение корней уравнения (устно):

х² – 37х + 27 = 0
у² + 41у – 371 = 0
х² – 210х = 0
у² – 19 = 0
-х² + х = 0
5х² – 10 = 0

Справедливо ли утверждение, обратное теореме Виета? В чем оно заключается? С помощью теоремы, обратной теореме Виета можно проверить,  верно ли решено квадратное уравнение. Проверьте правильность решения уравнения:

х²+3х-40=0                  х1=-8, х2=5

х²-2х-3=0                     х1=-1, х2=3

х²+х-56=0                    х1=-7, х2=8

х²-2=0                          х1=√2, х2=-√2

Для чего ещё можно использовать теорему, обратную теореме Виета?

( Для нахождения корней подбором).

Найдите подбором корни уравнения:

х² – 9х + 20 = 0

х² +11 х −12 = 0

х² +х − 56 = 0
6. Самостоятельная работа.

7. Д/З: карточки.

8. Рефлексия.


Франсуа Виет

Франсуа Виет родился в 1540 году во Франции. Отец Виета был прокурором. Сын выбрал профессию отца и стал юристом, окончив университет в Пуату. В 1563 году он оставляет юриспруденцию и становится учителем в знатной семье. Именно преподавание побудило в молодом юристе интерес к математике.hello_html_28da4566.jpg

Виет переезжает в Париж, где легче узнать о достижениях ведущих математиков Европы. С 1571 года Виет занимает важные государственные посты. Теперь он имел возможность всерьез заняться математикой.

В 1591 году была обнародована знаменитая теорема Виета.

Франсуа Виет (1540-1603) -  знаменитый французский ученый.

Франсуа Виет был по профессии адвокатом и много лет работал советником короля. И хотя математика была всего лишь его увлечением, благодаря упорному труду, он добился в ней больших результатов.

Виет  любил разгадывать зашифрованные письма. Во время войны Франции с Испанией всю тайную переписку испанцев свободно читали французы, так как Виет всякий раз разгадывал испанский шифр. Не представляя себе могущества человеческого ума, испанцы думали, что французам помогает дьявол. Они даже жаловались папе римскому и просили его уничтожить эту «дьявольскую силу»

Виета называют отцом современной алгебры. В 1591 году он ввел буквенные обозначения для коэффициентов при неизвестных в уравнениях, что дало возможность записать общими формулами корни уравнения, а также его свойства.

Виет сделал множество открытий, сам он больше всего дорожил установлением зависимости между корнями и коэффициентами квадратного уравнения, которое называется теоремой Виета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не делай того, что не знаешь. Но научись тому, что надо знать.

Слайд 2

Обобщающее повторение по теме: «Квадратные уравнения».

Слайд 3

2х 2 +3х +1=0 48х 2 –х 3 =0 16+3х 2 -14х=0 4х 2 =0 4х-8=0 -3х 2 +15 =0 2х 2 + 9х=0

Слайд 4

2х 2 +3х +1=0 4х 2 =0 16+3х 2 -14х=0 -3х 2 +15 =0 2х 2 + 9х=0

Слайд 5

Если с=0, ах 2 + b х = 0 Если b =0, ах 2 +с=0 Если b =с=0, ах 2 =0

Слайд 6

D = - b 2 – 4 ac D = b 2 – 4 ac

Слайд 7

D 1 = k 2 – ac

Слайд 8

Франсуа Виет 1540 - 1603

Слайд 9

х ² – 37х + 27 = 0 у² + 41у – 371 = 0 х ² – 210х = 0 у² – 19 = 0 - х ² + х = 0 5х² – 10 = 0 Найдите сумму и произведение корней уравнения :

Слайд 10

х²+3х-40=0 х 1 =-8, х 2 =5 х²-2х-3=0 х 1 =-1, х 2 =3 х²+х-56=0 х 1 =-7, х 2 =8 х²-2=0 х 1 =√2, х 2 =-√2

Слайд 11

х ² – 9х + 20 = 0 х ² +11х −12 = 0 х ² + х − 56 = 0 Найти подбором корни уравнения

Слайд 12

Сегодня на уроке я узнал … Сегодня на уроке я закрепил… Сегодня на уроке я повторил…



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики (алгебры),

проведенного в 8 классе МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области

Учитель: Надеина Г.В.

Дата проведения: 27.12.2017 г.

Тема урока:  «Обобщающее повторение по теме «Квадратные уравнения».

Цель. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Квадратные уравнения».

Планируемые результаты. 

 Знать определение квадратного уравнения, их виды, формулы, используемые при решении; теорему Виета и теорему, обратную ей; уметь решать полные и неполные квадратные уравнения, уметь решать задачи с помощью квадратных уравнений; применять теорему Виета для проверки  решения квадратного уравнения (предметные).

Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи (метапредметные).

Способствовать проявлению интереса к истории математики и математике как науки (личностные).

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Урок состоял из восьми структурных единиц, которые были логически связаны между собой:

  1. Мотивационное начало урока.
  2.  Постановка темы и определение цели урока.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Выполнение тренировочных упражнений.
  5. Динамическая пауза.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

На уроке применяла следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная  работа. Использовала методы: словесные, наглядные, практические.

Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Доказательством этого является успешно выполненная самостоятельная работа, которая была проверена на уроке по эталону.

На уроке применяла элементы инновационных технологий:

здоровьесберегающая технология – на уроке присутствовала смена видов деятельности, динамическая пауза, интересная информация из истории возникновения теоремы Виета, нормированное использование средств ТСО.

ИКТ-технология – на уроке использовался компьютер как источник учебной информации, наглядное пособие, средство контроля, а при подготовке к уроку – средство подготовки тестов и раздаточного материала.

При подготовке урока учитывались возможные риски: объемный материал для повторения и обобщения, а также необходимость знания учащимися теоретического материала по теме. Для преодоления первого риска урок сопровождался презентацией, на которой демонстрировались нужные формулы, классификация уравнений, а также материал, необходимый для проверки самостоятельной работы. Чтобы избежать проблем связанных со знанием теории, была проведена  актуализация опорных знаний, и учитывался уровень подготовки класса.

Домашнее задание было задано дифференцированно, с учетом возможностей обучающихся.

Рефлексия была направлена на осознание пройденного пути на уроке.

Я считаю, что поставленная мною цель  урок была достигнута.

Учитель математики                   Г.В. Надеина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по алгебре 8 класс по теме "Квадратные уравнения."

Тест  на  повторение  по теме "  Квадратные  уравнения". составлен в два  варианта....

Урок алгебры 8 класса по теме "Квадратные уравнения"

Тема урока  "Квадратные уравнения"Цель: Обобщение темы; проверка знаний умений и навыков;           активизировать работу учащихся....

презентация по алгебре 8 класс по теме "Квадратные уравнения"

Презентация по алгебре 8 класс по теме "Квадратные уравнения". Урок изучения нового материала, к учебнику А.Г. Мордкович...

Разработка урока алгебры 8 класса по теме "Квадратные неравенства"

Разработка урока по алгебре в 8 классе.Тема: «Квадратные уравнения»Подготовила учитель математики БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №7» Павленко Елена ВикторовнаТема: Квадратные ура...

Конспект урока по алгебре 8 класс по теме "Квадратные уравнения"

Презентация к обощающему уроку по алгебре в 8 классе по теме "Квадртаные уравнения"...

Тренажер по алгебре ,8 класс ,по теме "Квадратные уравнения"

Тренажер по алгебре ,8 класс, по темам :Решение  неполных квадратных уравнений .Решение  квадратных  уравнений.Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений....

Конспект урока в 8 классе по теме "Квадратные уравнения и способы их решения" с использованием коллективной образовательной технологии на уроках алгебры.

Урок в 8 классе по теме "Квадратные уравнения и способы их решения" с использованием коллективной образовательной технологии на уроках алгебры имеет целью отработать навыки решения квадратны...