Конспект урока алгебры в 9 классе «Решение треугольников»
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Казакова Татьяна Александровна

Цели урока:

Образовательная: повторение ранее изученного материала: теоремы синусов, теоремы косинусов и умение использовать их при решении задач, применять соотношения между сторонами и углами треугольника в решении задач стандартного уровня с переходом на более высокий уровень. Подготовка учащихся к выпускному экзамену.

Развивающая:       показать связь теории с практикой, способствовать выработке навыков решения задач, применяя раннее изученный материал.

Воспитательнаявоспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование: карточки, раздаточный материал, калькулятор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_reshenie_treugolnikov.doc115.5 КБ
Office presentation icon reshenie_treugolnikov.ppt446.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Решение треугольников»

Цели урока:

Образовательная: повторение ранее изученного материала: теоремы синусов, теоремы косинусов и умение использовать их при решении задач, применять соотношения между сторонами и углами треугольника в решении задач стандартного уровня с переходом на более высокий уровень. Подготовка учащихся к выпускному экзамену.

Развивающая:       показать связь теории с практикой, способствовать выработке навыков решения задач, применяя раннее изученный материал.

Воспитательная:  воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование: карточки, раздаточный материал, калькулятор.

Ход урока.

I  Организационный момент.

  1. Сообщение темы и целей урока
  2. Вводная беседа учителя: «Решение треугольников основано на использовании теорем синусов, косинусов, суммы углов треугольника, следствия из теоремы синусов (в треугольнике против большей стороны лежит больший угол, против большего угла лежит большая сторона). Повторим как по данным длинам или градусным мерам трёх элементов треугольника вычислить остальные его элементы, т.е. решать треугольники.

II  Повторение.

  1. Что называют решением треугольников?
  2. Какие теоремы применяются при решении треугольников?
  3. Сформулируйте теорему синусов? Следствие из теоремы синусов? Теорему косинусов?
  4. Чему равна сумма углов треугольника?
  5. Какие задачи при этом можно выделить? (по стороне и двум прилежащим к ней углам; по двум сторонам и углу между ними; по трём сторонам; по стороне, прилежащему к ней углу и стороне противолежащей данному углу)
  6. Запишите, пользуясь теоремой косинусов, квадрат стороны с треугольника АВС, если: 1) =600; 2) =300; 3) =450. (с222-ав;  с222-ав;  с222-ав)
  7. Пользуясь формулой а222-2вс, исследуйте, как изменяется сторона а при возрастании угла  от 00 до 1800 (при постоянных значениях в и с)?                         Ответ: при возрастании угла от 00 до 900 значение а возрастает, т.к. при этом убывает, оставаясь положительным. При дальнейшем возрастании угла  от 900 до 1800 значения убывают от 0 до -1. Следовательно значения а при этом продолжают возрастать.
  8. Чему равен ?  ()
  9. . Каким может быть ?  Ответ: =300 или =1500.  
  10.            1) , - тупой. Тогда  =300;

        2) , а=300;

        3) , а > c, то =300 или =1500.

11. Почему теорема косинусов является обобщённой теоремой Пифагора?

     (когда треугольник АВС прямоугольный с прямым углом при вершине С; ).

12. Как, используя теорему косинусов определить вид треугольника? (достаточно определить знак косинуса, соответствующего наибольшему углу, если сторона а наибольшая, то достаточно определить знак величины в222)

13. В треугольнике KLN,  KL=8,4 cм,  LN=13,2 см,  KN=7,5 см. Какой угол треугольника наибольший, какой наименьший?

14. Стороны треугольника 10см, 12см, 7см. Может ли угол, противолежащий стороне 7см, быть тупым? Почему?

15. Стороны треугольника 9см и 12см. Может ли угол, противолежащий стороне равной 9см, быть прямым? Почему?

III  Решение задач на повторение.

Решение задач по уровням:

1 группа: уровень С

Задача: В треугольнике АВС угол В равен 600. Биссектриса угла В пересекает сторону АС в точке Д; АД=4см, ВД=6см. Найдите углы треугольника АВС и его сторону АС.

Решение: 

В                                                

  1.                                                                                      

2 группа: уровень В

Задача: В треугольнике АВС АВ=0,6см, ВС=0,5см, . Найдите сторону АС.

Решение: 

                                                                                        

                 

3 группа: уровень А

Задача: В треугольнике АВС АВ=10см, . Найдите сторону АС.

Решение:       

                            

IV Историческая справка:

Зачем нужны эти задачи? В Древней Греции, наряду с блестящим развитием теоретической геометрии, научных методов исследования и логических доказательств, большое значение имела прикладная геометрия. Римляне вообще занимались лишь одной практической и прикладной стороной математики, необходимой для землемерия, строительства городов, технических и военных сооружений.

Нить практической геометрии тянулась от вавилонян и древних египтян через Герона вплоть до новых времён.  

В 16 – 17 веках всё более развивающаяся промышленность и торговля требуют удовлетворения, в первую очередь, практических нужд. Появление первых инструментов и аппаратов для научных исследований (термометра, телескопа, барометра, микроскопа и др.) вызвало интерес к практической стороне науки и особенно к практической геометрии, которая нужна была для военных целей, мореплавания, строительства и землемерия. В этот период появляется много руководств по геометрии, в которых излагаются правила, формулы и рецепты для решения тех или иных практических задач.

V  Решение задач с практическим содержанием.

Решение задач в группах по уровням.

1 группа:

Задача: Как найти расстояние до недоступного предмета? Расстояние до цели?

Решение: 

                                                                             

  1.              

                                   Решение:  

                                               

2. Из какой точки легче попасть в цель – из точки А или из точки С? Для этого найдём СВ.

2 группа:

Задача: Найти ширину озера АВ, если АС=120м, ,.

Решение: 

                                                                                                                                   

3 группа:

Задача: Измерили дальномером расстояние СВ=62м, СА=80м. Угол между ними 600. Найдите расстояние между двумя деревьями А и В.

Решение:                                     

                                                   

                                                     

  1. VI  Итоги урока.   
  1. Рефлексия.
  1. Я сегодня таскал тяжёлые камни.
  2. Я сегодня добросовестно выполнял свою работу.
  3. Я сегодня строил храм.
  1. Выставление оценок.

VII Домашнее задание:  п.99,№1027,№1034


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Повторение «Решение треугольников»

Слайд 2

Теорема синусов Синусы углов треугольника пропорциональны противоположным сторонам а в с С В А

Слайд 3

Теорема косинусов Для треугольника АВС справедливо равенство в а А с В С

Слайд 4

Решение треугольника

Слайд 5

Квадрат стороны с, АВС:

Слайд 6

Исследуйте, как изменяется сторона при возрастании угла

Слайд 8

Теорема косинусов – обобщённая теорема Пифагора

Слайд 9

Задачи. Какой угол треугольника наибольший, какой наименьший? 2). Стороны треугольника 10см, 12см, 7см. Может ли угол, противолежащий стороне 7см, быть тупым? Почему? 3). Стороны треугольника 9см и 12см. Может ли угол, противолежащий стороне равной 9см, быть прямым? Почему?

Слайд 10

Решение задач по уровням: 1 группа: уровень С Задача: В треугольнике АВС угол В равен 60 0 . Биссектриса угла В пересекает сторону АС в точке Д; АД=4см, ВД=6см. Найдите углы треугольника АВС и его сторону АС. 2 группа: уровень В Задача: В треугольнике АВС АВ=0,6см, ВС=0,5см, . Найдите сторону АС. 3 группа: уровень А Задача: В треугольнике АВС АВ=10см, . Найдите сторону АС.

Слайд 11

Решение задач с практическим содержанием. 1 группа: Задача: Как найти расстояние до недоступного предмета? Расстояние до цели? 2 группа: Задача: Найти ширину озера АВ, если АС=120м , . 3 группа: Задача: Измерили дальномером расстояние СВ=62м, СА=80м. Угол между ними 60 0 . Найдите расстояние между двумя деревьями А и В.

Слайд 12

Рефлексия. Я сегодня таскал тяжёлые камни. Я сегодня добросовестно выполнял свою работу. Я сегодня строил храм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока алгебры по теме: "Решение задач с помощью уравнений".

Цель: - используя игровые формы, проверить умения и навыки учащихся при составлении квадратных и рациональных уравнений для практических задач; - с помощью экспресс - тестирования выяснить характ...

Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств»

Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств» с приложением презентации в программе SmartNotebook....

Презентация к уроку в 9 классе "Решение треугольников"

Обобщение темы "Соотношения сторон и углов треугольника. Решение треугольников". Применение темы в различных областях человеческой деятельности....

Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.

Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...

Конспект урока алгебры по теме «Решение систем уравнений способом подстановки»

Конспект открытого урока по алгебре в 7 классе по теме «Решение систем уравнений способом подстановки». Мы посетим страну Уравнений. В этой стране мы сделаем несколько остановок ...

Конспект открытого урока алгебры 8 класс Решение неравенств с одной переменной

Конспект открытого урока алгебры Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»Дата: 11.02.2022Предмет: алгебраТема урока: Решение неравенств с одной переменной.Класс: 8Учитель: Трофимова Н.А..Т...

конспект урока алгебра 9 класс Решение квадратных неравенств

Урок изучения новой темы, подготовка к ОГЭ...