Урок алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета"
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

По праву достойна в стихах быть воспета

О  свойствах корней теорема Виета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_algebry_v_8_klasse_teorema_vieta.docx55.82 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК Теорема Виета.        По праву достойна в стихах быть воспета

О        свойствах корней теорема Виета.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. «открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами;
  2. Научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений.

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания и постановка проблемы.
  1. повторение ранее изученного материала
  • Сформулируйте определение квадратного уравнения.
  • Какое уравнение называют приведенным квадратным уравнением?

'si

  • Что называют дискриминантом квадратного уравнения? Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
  • Напишите формулу корней квадратного уравнения.
  1. Сегодня предстоит изучить свойства корней квадратного уравнения. Конечно, было бы проще, если нам кто-то сформулировал некоторые свойства (нам оставалось бы доказать эти свойства). Вам предлагается самостоятельно «открыть одно свойство». Для этого следует проверить домашнее задание, что позволит выполнить анализ данных и высказать некоторые гипотезы, которые после проверки попытаемся доказать.

Дома вы должны были заполнить таблицу. Давайте проверим, как вы справились №641 (а, б, в, з)

(Под диктовку учащихся заполняется таблица на доске)

Уравнение

Корни

Сумма корней

Произведение

корней

А) 2+7х+3=0

-1; -3/4

-7/4

3/4

Б) х2+х-56=0

-8; 7

-1

-56

В) х2-х-56=0

-7; 8

1

-56

3) х2-х-1=0

1+л/5 ; 1-л/5 2 2

1

-1

x2+px+q=0

X1 и Х2

х1+x2=-p

х1 • x2=q

ax2+bx+c=0

X1 и Х2

х1+x2=-b/a

х1+x2=c/a

  1. «Открытие» нового знания.
  • Какое предположение можно сделать?
  • Сравните сумму и произведение корней с коэффициентами уравнений.
  • Какая существует зависимость между корнями приведенного квадратного и его коэффициентами?
  • Сформулируйте утверждение и запишите его.

Теорема Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

1. Историческая справка. (Читает ученик)

  1. Историческая справка.

Впервые зависимость между корнями и коэффициентами квадратного уравнения установил знаменитый французский ученый Франсуа Виет (1540-1603).

Франсуа Виет был по профессии адвокатом и много лет работал советником короля. И хотя математика была всего лишь его увлечением, благодаря упорному труду, он добился в ней больших результатов.

В 1591 году он ввел буквенные обозначения для коэффициентов при неизвестных в уравнениях, что дало возможность записать общими формулами корни уравнения, а также его свойства.

Виет сделал множество открытий, сам он больше всего дорожил установлением зависимости между корнями и коэффициентами квадратного уравнения, которое называется теоремой Виета.

2. Доказательство теоремы Виета

Дано:х1 и х2 корни уравнения х +px+q=0

Док-ть:

Док-во:

 x[1]+px+q=0

Д=р2- 4q

image1image1

C:\DOCUME~1\Home\LOCALS~1\Temp\FineReader11\media\image2.jpeg

Итак,

  1. Закрепление теоремы Виета.
  1. Верно ли решены уравнения? (У доски и в тетрадях учащихся)

х2+Зх-40=0                     Х1= -8; х2=5.

х2-3х-3=0                   X1= -1; х2=3.

х2-2=0                      Х1=-√2; x2=√2;.

x2+3x-40=0                x1= 1 - √10 ; х2= 1 +√10.

  1. Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа
  1. + √2 и 3 - √2.        ( х2-6х+7=0 ) доски и в тетрадях учащихся)
  2. и 2        ( х2-6х+8=0 ) (сам-но I В)

3 и -5        ( х2+2х-15=0 ) (сам-но II В)

IY Обратная теорема Виета.

  1. Если X1 + х2 =-р; x1. x2=q, то эти числа - корни уравнения х2 +px+q=0. Доказательство данного положения изучается самостоятельно дома.

  1. 576 у доски и в тетрадях (а, б, г)

а) х2-9х+20=0                б) х2+11х-12=0                                 г) х2 -19х+88=0                    

Х1=5; х2=4                             X1= -12; х2=1.                               Х1=11; х2=9.

  1. На доске было записано уравнение х2 -Зх+...=0. Кто-то стер свободный член. Учитель вписал вместо него букву m сообщил, что один из корней равен 2. Какое уравнение было написано на доске первоначально?

Х1 + 2 = 3                   х=1

Х1 -2 = m                   m = 2

Решив систему уравнений и найдя т, определим искомое уравнение:

х2-Зх+2=0

  1. При каких к уравнение кх2 -6х+к=0 имеет один корень?

Ответ: к=0; 3; -3.

Y. Итог урока

-Итак, сегодня мы познакомились с теоремой знаменитого французского ученого Виета и научились ее использовать в простейших случаях. Приводится полностью стихотворение, две строки которого вынесены эпиграфом в начало урока:

        По праву достойна в стихах быть воспета

О свойствах корней теорема Виета.

Что лучше, скажи, постоянства такого- Умножишь ты корни, и дробь уж готова:

В числителе «с», в знаменателе «а».

И сумма корней тоже дроби равна,

Хоть с минусом дробь тa, ну что за беда:

В числителе «в», в знаменателе «а».

YI Домашнее задание: п. 23 № 575 (а,в,д), №577, №578.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры 9 класс Тема урока: Определение арифметической прогрессии.

Цели: 1. Образовательная: -ознакомить учащихся с понятием арифметической прогрессии, ее элементами и свойствами, формировать умение пользоваться алгоритмом для вычисления членов арифметической пр...

Урок алгебры 9 класс Тема урока: Квадратные уравнения и решение их по формуле.

Цели: 1. Образовательная: -систематизировать знания учащихся по теме уравнения (квадратные уравнения) и методах их решения;- повторить основные способы решения уравнений.2. Воспитательная: -...

Методическая разработка урока алгебры 8 класс по теме "Теорема Виета"

Методическая разработка соответствует УМК«Алгебра 8 класс», авторы: А.Г. Мордкович, Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский, Л.А. Александрова. В учебнике тема соответствует Главе IV «Квадратные уравнения», на ...

Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.

Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...

Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.

Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения"....