В мире закономерных случайностей
методическая разработка по алгебре (7 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Программа спецкурса   составлена   на   основе   пособий для   общеобразовательных учебных организаций:

  «Вероятность и статистика», 5-9 классы. Авторы Е.А.Бунимович, В.А.Булычев. М: «Дрофа», 2012г.

«События. Вероятности. Статистическая обработка данных», 7-9 классы. Авторы А.Г.Мордкович, П.В.Семенов.

 М: «Мнемозина», 2003г.

        Курс   рассчитан на один учебный год в объеме  34  часов.  

        Универсальность вероятностно – статистических законов является основой описания научной картины мира. Весь комплекс естественно – научных, социально–экономических наук развивается на вероятностно– статистической базе.

        Ребенок в своей жизни ежедневно сталкивается с вероятностными ситуациями, ведь игра и азарт составляют существенную часть его жизни. Вопросы, связанные с проблемой выбора наилучшего из предложенных вариантов решения, оценкой степени риска и шансов на успех, представлением о справедливости и несправедливости в играх и в реальной жизни, становятся сферой реальных интересов всестороннего развития личности.

         Не смотря на то, что с 2003-2004 учебного года элементы теории вероятностей включены в государственный образовательный стандарт школьного образования, наблюдается дефицит ключевых и предметных компетенций учащихся в области теории вероятностей.

          В данном учебном курсе рассматриваются теоретические вопросы и практические задания,  методически и психологически соответствующие возрастным особенностям учащихся.

         Задания подобраны таким образом, чтобы на оптимальном уровне сформировать у учащихся основные комбинаторные и вероятностные представления об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ «Управление образования»  администрации МОГО «Ухта»

МОУ "Гуманитарно-педагогический лицей"

                                                                                                                                                                                                                                                         

Рабочая   программа

спецкурса  по  математике

«В мире закономерных случайностей»

7  класс

 Основное  общее образование

Срок реализации  -   в течение    учебного года

                               

Составитель:   Данилова Лариса Леонидовна

Ухта, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Программа спецкурса   составлена   на   основе   пособий для   общеобразовательных учебных организаций:

  «Вероятность и статистика», 5-9 классы. Авторы Е.А.Бунимович, В.А.Булычев. М: «Дрофа», 2012г.

«События. Вероятности. Статистическая обработка данных», 7-9 классы. Авторы А.Г.Мордкович, П.В.Семенов.

 М: «Мнемозина», 2003г.

        Курс   рассчитан на один учебный год в объеме  34  часов.  

        Универсальность вероятностно – статистических законов является основой описания научной картины мира. Весь комплекс естественно – научных, социально–экономических наук развивается на вероятностно– статистической базе.

        Ребенок в своей жизни ежедневно сталкивается с вероятностными ситуациями, ведь игра и азарт составляют существенную часть его жизни. Вопросы, связанные с проблемой выбора наилучшего из предложенных вариантов решения, оценкой степени риска и шансов на успех, представлением о справедливости и несправедливости в играх и в реальной жизни, становятся сферой реальных интересов всестороннего развития личности.

         Не смотря на то, что с 2003-2004 учебного года элементы теории вероятностей включены в государственный образовательный стандарт школьного образования, наблюдается дефицит ключевых и предметных компетенций учащихся в области теории вероятностей.

          В данном учебном курсе рассматриваются теоретические вопросы и практические задания,  методически и психологически соответствующие возрастным особенностям учащихся.

         Задания подобраны таким образом, чтобы на оптимальном уровне сформировать у учащихся основные комбинаторные и вероятностные представления об окружающем мире.

ЦЕЛЬ   КУРСА:

          Ознакомление учащихся с элементами теории вероятностей и математической статистики; формирование вероятностного мышления.

ЗАДАЧИ   КУРСА:

  • развить   познавательный   интерес   учащихся  к  практическому   применению  математического   аппарата  в   повседневной жизни;
  • оказать   помощь   учащимся  в   выборе  профиля   дальнейшего   обучения  в  старших   классах,  а   также  в   выборе  направления   обучения   в  вузе и, возможно,   области   профессиональной   деятельности.

Формы организации обучения:

       Групповая, индивидуализированная, фронтальная.

Методы обучения:

       Репродуктивный, исследовательский, проблемный.

Используемые технологии:

       Технология критического мышления, элементы Дальтон-технологии, ИКТ- технология, элементы кейс-технологии, технология проблемного обучения, исследовательская технология, игровая технология.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование  раздела темы занятий

Кол-во

часов

Виды деятельности, формы и методы

Формы контроля

1

Комбинаторика

1.1

Вероятность и комбинаторика. Простейшие комбинаторные задачи. Правило умножения. Дерево вариантов. Перестановки. Размещения.

8

Изучение нового материала.

Эвристическая беседа.

Проведение экспериментов.

Анализ ситуаций и игровое моделирование.

Практикум.

Анализ полученных результатов.

1.2

Выбор нескольких элементов. Сочетания.

4

Изучение нового материала.

Творческие задания.

Практикум.

2.

Случайные события

2.1

Случайные события. Сравнение шансов. Как сравнивать события?

4

Изучение нового материала. Тренировочные упражнения.

Творческие задания.

Практикум

Практикум.

Анализ полученных результатов

3

Эксперименты со случаем

3.1

Эксперименты со случаем.

Частота абсолютная и относительная.

2

Изучение нового материала.

Проведение экспериментов.

Анализ ситуаций и игровое моделирование

Защита мини-проектов учащихся

3.2

Куда стремятся частоты? Статистическое определение вероятности

2

Исследовательская деятельность учащихся

4

Вероятность и пространство

4.1

Классическое определение вероятности

4

Изучение нового материала.

Анализ ситуаций и игровое моделирование

Практикум.

Анализ полученных результатов

4.2

Геометрическое определение вероятности

4

Изучение нового материала.

Анализ ситуаций и игровое моделирование

Практикум.

Анализ полученных результатов

5

Элементы математической статистики

5.1

Статистическое оценивание и прогноз

4

Изучение нового материала.

Творческие задания.

Исследовательская деятельность учащихся

Практикум.

Анализ полученных результатов

7

Зачетная работа

2

конференция

Защита мини-проектов учащихся

итог

34

СОДЕРЖАНИЕ   КУРСА

Тема 1. Комбинаторика (4ч)

      Определение вида комбинаторных задач. Использование   комбинаторики для   решения  практических задач, составление «Дерева» вероятностных событий. Изучение алгоритмов для решения задач. Формирование математических понятий: факториал, перестановки,  сочетания, размещения.

      Результат обучения:

- знание формул комбинаторики;

-умение использовать формулы для решения задач.

Тема 2.  Случайные события (4ч)

       Случайные события. Достоверные события. Невозможные события. Элементарные события. Противоположные события. Диаграммы Эйлера. Несовместные события.

      Результат обучения:

-формирование представления об элементарном событии, равновозможных, благоприятствующих, противоположных, несовместных и независимых событиях;

- умение проводить эксперименты, использовать диаграммы Эйлера для графической иллюстрации взаимосвязей между различными событиями;

- умение изображать события на вероятностной шкале.

Тема 3.  Эксперименты со случаем.  Частота и абсолютная и относительная  (4ч)

     Применение математического  аппарата  в   исследовании экспериментов, исходы которых непредсказуемы.

     Результат обучения:

- знание определения частоты абсолютной и частоты относительной;

- умение применять формулы для решения практических задач;

- формирование понятия статистического определения вероятности.

Тема  4.  Вероятность и пространство (4ч)

        Классическое определение вероятности. Вероятностное пространство. Геометрическое определение вероятности.

      Результат обучения:

- умение применять формулы для решения практических задач

Тема  5.  Элементы математической статистики (4ч)

     Статистическое оценивание и прогноз.

     Результат обучения:

- умение оценивать частоту по известной вероятности, предсказывать наиболее вероятный исход данного опыта, проверять  статистические гипотезы.

ПРИЛОЖЕНИЕ   1

Список   литературы

  1.  Бунимович Е.А.,Булычев В.А. Пособие для общеобразовательных учебных заведений

«Вероятность и статистика»,  5-9 классы. М: «Дрофа», 2012 -160 с.

  1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Учебник по алгебре для 79 классов

«Элементы статистики и теории вероятностей». 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005 -78с.

  1. Мордкович А.Г., Семенов П.В.  Дополнительные параграфы  к курсу алгебры для 7-9 классов

«События. Вероятности. Статистическая обработка данных», 7-9 классы. 5-е изд.-М: «Мнемозина», 2008-112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "В мире закономерных случайностей"

 При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой и...

Лого миры программирование случайных чисел

Открытый урок для 6 класса по теме "Программирование. Случайные числа" .Используется система Linux 5 Школьный мастер, программа kTurtle. Урок предусматривает практику на компьютерах....

Элективный курс по математике. 10 кл. "В мире закономерных случайностей"

В данной работе представлен материал элективного курса для учащихся 10 класса по математике. Материал содержит следующие главы: 1) Наглядное представление информации; 2) Описательная статистика; 3) Ко...

игра «Всё в нашем мире не случайно»

Формирование интереса к физике; развитие внимания, сообразительности, находчивости; воспитание стремления к постоянному совершенствованию своих знаний; развитие культуры общения и культуры ответа на в...

В мире закономерных случайностей.

Программа элективного курса "В мире закономерных случайностей" для 10 класса....

Программа Элективного курса " В мире закономерных случайностей"

Предлагаемый элективный курс "В мире закономерных случайностей» предназначен для реализации в старших классах средней общеобразовательной  школы....

Рабочая программа элективного курса для 10 класса (профильный уровень) В мире закономерных случайностей

Рабочая программа элективного курсадля 10 класса (профильный уровень) В мире закономерных случайностей...