«Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»
методическая разработка по алгебре (8 класс)

Великасова Дарья Александровна

Технологическая карта урока алгебры 8 класса по теме: «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_s_uchetom_sdp.docx38.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока алгебры 8 класса по теме:

«Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»

  • Тема: Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения
  • Число часов, отведенное на ее изучение: 2
  • Цель освоения учебного содержания: сформировать у учащихся умение распознавать квадратные уравнения, научить определять коэффициенты, а так же научить их приводить данное уравнение к квадратному.
  • Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные):

Личностные:

- умение ясно, точно, грамотно точно излагать свои мысли; понимать смысл поставленной задачи;

-находчивость, активность при решении математических задач.

Предметные:

- умение распознавать квадратные уравнения,

-уметь определять коэффициенты квадратного  уравнения, а так же приводить данное уравнение к квадратному.

Метапредметные:

- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.

  • Основные понятия темы: 

  • Квадратное уравнение;
  • Неполное квадратное уравнение;
  • Корень уравнения;
  • Что значит решить уравнение;
  • Коэффициент.

  • Тип урока:  открытие нового знания

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Оборудование: Учебник: Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев, мультимедиа проектор, компьютер.

№п/п

Этап урока

Планируемый результат

Действия учителя

Действия ученика

УУД

I этап.

Самоопределение к деятельности (орг. момент).

(2 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей: учитель читает стихотворение

«Посредством уравнений, теорем он  уйму всяких разрешал проблем: и засуху предсказывал и ливни, поистине его познанья дивны»

Джефри Чосер (1340 – 1400)

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II этап

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(6 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Учитель сообщает учащимся, что в этих строках английский поэт воспевает человека, который уже в те годы творил чудеса с уравнениями и что сегодня им предоставляется возможность узнать имя этого человека.

Для этого учащимся нужно вспомнить как решаются уравнения , решить их, а найденные корни уравнений подскажут им имя этого человека.

Учитель сообщает учащимся, что

Древнегреческие математики могли решать некоторые виды уравнений, сводя их решение к геометрическим построениям. Приёмы решения уравнений без обращения к геометрии даёт Диофант Александрийский (III в). И сообщает учащимся о том, что в конце урока они узнают какое ещё открытие сделал  Диофант.

Формулирует тему урока «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Предлагает выбрать из предложенных уравнений те, которые по мнению учащихся являются квадратными и  обосновать свой выбор.

Учитель выясняет, с какими трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении этого задания.

Решают уравнения и заполняют таблицу:(устно)

x² =0,25         2)  x²+49=50         3) 3x² =27

x1=-0,5                    x²=1                      x²=9

x= 0,5                    x1=-1                     x1=-3

                                x= 1                       x= 3

сумма корней

корни

-0,5  

0,5  

1  

-1  

3

-3

0

возрастание

-3

-1  

-0,5

0

0,5  

1  

3

имя

Д

И

О

Ф

А

Н

Т

«КЛЮЧ»

У

Т

Р

О

Ф

И

Н

А

Д

-2

3

9

-0,5

0

-1

1  

0,5

-3

Получают слово «ДИОФАНТ»

Записывают тему урока в тетрадь.

Называют те уравнения, которые по их мнению являются квадратными. (варианты ответов различные). Анализируют и обосновывают свой выбор.

а) 3,7x²-5x+1=0 (+)

б) 48x²-x³-9=0    (-)

в) 2,1x²+2x-⅔=0  (+)

г) 1-12x=0       (-)

д) 7x²-13=0   (+)

е) -x²=0   (+)

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: оценка знаний

III этап

Постановка учебной задачи.

(2 мин)

Фиксация во внешней речи причины затруднения

Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме мозгового штурма. Завершение этапа связано с постановкой цели урока.

Приходят к выводу, что у них недостаточно  знаний о квадратных уравнениях (не знают определения)  и они неуверенны в правильности своего выбора.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

IV

Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания. (8 мин)

Решение учебной задачи

Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к "открытию" нового знания.

(из учебника, автор: Макарычев  Ю.Н. и др.,2010).

-какие уравнения называют квадратными?

-что такое коэффициенты квадратного уравнения?

-какое уравнение называют уравнением второй степени?     

-какие уравнения называют неполными квадратными уравнениями?  

-какие виды неполных уравнений встречаются?  

Учитель сообщает учащимся, что теперь они знают, какие уравнения называются квадратными, и могут проверить правильность своего выбора.

Учитель просит назвать коэффициенты этих уравнений

 и выписать неполные квадратные уравнения.

В завершении обсуждения учитель подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми аморитмами действий. В итоге устанавливается, что учебная задача разрешена.

Работают с учебным текстом, отвечают на вопросы:

-Уравнение вида аx²+bx+c=0 ,где а,  b, c -некоторые числа, причём а#0, x-переменная,  называют квадратным уравнением.  

-Числа а,  b, c – коэффициенты квадратного уравнения.

-Квадратное уравнение называют ещё уравнением второй степени.   

- Если в квадратном уравнении хотя бы один из коэффициентов  b и  c равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением.

- Неполные квадратные уравнения бывают трёх видов:

  • аx²+bx=0,   c=0
  • аx²+c=0 ,  b =0
  • аx²=0 ,  b =0, c=0

Учащиеся правильно распознают все квадратные уравнения:

а) 3,7x²-5x+1=0 (+)

б) 48x²-x³-9=0    (-)

в) 2,1x²+2x-⅔=0  (+)

г) 1-12x=0       (-)

д) 7x²-13=0   (+)

е) -x²=0   (+)

Определяют коэффициенты квадратных уравнений и записывают их в тетрадь. Один ученик работает у доски:

а) 3,7x²-5x+1=0 (+)  а=3,7; b =-5;  c=1

б) 48x²-x³-9=0    (-)  

в) 2,1x²+2x-⅔=0  (+) а=2.1,  b =2;  c= -

г) 1-12x=0       (-)

д) 7x²-13=0   (+)? (b =0)

е) -x²=0   (+)?  (b =0, c=0)

неполные квадратные уравнения:

д) 7x²-13=0   (+) (b =0)

е) -x²=0   (+)  (b =0, c=0)

Личностные:

самоопределение.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, Регулятивные: планирование.

V этап

Первичное закрепление во внешней речи.

(10 мин)

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Организует деятельность учеников по решению типовых заданий

№ 504 – 506 из учебника, автор: Макарычев  Ю.Н. и др.,2010.

№504 (устно)

Посмотрите на таблицу уравнений. Необходимо назвать все коэффициенты квадратных уравнений.

№ 505 (письменно) (1чел у доски с карточкой)

Приведите к виду  аx²+bx+c=0 следующие уравнения:

а) 5x²=14x-8    б)  2x(x-3)=5

в) (x-1)(x+1)=3x    г)-6x=- 2x² +3

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. (№ 504 – 506 из учебника, автор: Макарычев  Ю.Н. и др.,2010).

называют все коэффициенты квадратных уравнений.

Приводят к виду  аx²+bx+c=0 уравнения а) 5x²=14x-8    б)  2x(x-3)=5

в) (x-1)(x+1)=3x    г)-6x=- 2x² +3

5x²-14x+8=0          2x²-6x-5=0      

     x²-3x-1=0             2x²-6x-3=0

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

VI этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(8 мин)

Решение самостоятельной работы.

Самооценка и самоконтроль

Организует деятельность учеников по решению заданий самостоятельной работы, с последующей самопроверкой.

Самостоятельная работа (5 мин)

I в

II в

1.

Запишите чему равны коэффициенты

     а) 4x²-5x-7=0

     б) 5x²+x+9=0

     в) x²-4x+7=0

     г) 2x²-11=0

     д) -6x²+20x=0

     е)  7x²=0

1.

в квадратном уравнении.

а) 3x²+7x-6=0

б) 7x²-x+6=0

в) x²-3x+2=0

г) 3x²+2x=0

д) -9x²+8=0

е)  11x²=0

2.

Выпишите из задания №1 неполные

3.

Приведите к виду аx²+bx+c=0

а) 2x²=5x-3

б) 5x(x-2)-2=0

в) (x-2)(x+2)=8x

2.

квадратные уравнения

3.

следующие уравнения:

а) 4x²=2x+2

б) 2x(x-4)+8=0  

в) (x-3)(x+3)=2x

Проверка с/р (3 мин)

Ответы:

отметка

I в

II в

«3»

а) а=4; b =-5;  c=-7

б) а=5; b =1;  c=9

в) а=1; b =-4;  c=7

г) а=2; b =0;  c=-11

д) а=-6; b =20;  c=0

е) а=7; b =0;  c=0

а) а=3; b =7;  c=-6

б) а=7; b =-1;  c=6

в) а=1; b =-3;  c=2

г) а=3; b =2;  c=0

д) а=-9; b =0;  c=8

е) а=11; b =0;  c=0

«4»

     г) 2x²-11=0

     д) -6x²+20x=0

     е)  7x²=0

г) 3x²+2x=0

д) -9x²+8=0

е)  11x²=0

«5»

а) 2x²-5x+3=0

б) 5x²-10x-2=0

в) x²-8x-4=0

а) 4x²-2x-2=0

б) 2x²-8x+8=0

в) x²-2x-9=0

Самостоятельно решают типовые задания на новый способ действий с самоконтролем и самооценкой.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

VIII этап

Рефлексия деятельности (итог урока).

(4мин)

Самооценка учениками деятельности

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. (Три волшебных вопроса: ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ? ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ? ПОЧЕМУ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ ОТМЕТКИ). В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.

После этого учитель напоминает учащимся о том, что они должны ещё, что то узнать о Диофанте и сообщает:

для того, что бы метод решения уравнений стал единым для разных случаев и менее громоздким, надо было ввести символику. Та символика, которой пользуется сейчас каждый школьник, возникла не сразу. Первый значительный шаг – введение символов для обозначения неизвестных, сделал Диофант.

Отвечают на три поставленных вопроса

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. План-конспект урока в 8 классе с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока изучения нового материала с использованием ЭОР в технологии деятельностного метода. Первый урок в теме. Используются индивидуальная и фронтальные формы организации урок...

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...

План конспект урока математики(алгебра)в 8 классе по теме:"Определение квадратного уравнения.Неполное квадратное уравнение"

Урок изучения нового материала.Предметы точных дисциплин(раздел – алгебра ,8 класс)Богомолова Татьяна ЕфимовнаУчитель математикиМБОУ «Верхнекармальская ООШ» Черемшанского муниципального районаРеспубли...

Конспект урока по теме "Определение квадратного уравнения.Неполные квадратные уравнения."

Урок по теме"Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения." является уроком изучения нового материала ,содержит достаточно насыщенный теотетический материал,рекомендован ...

Разработка проблемно-эвристического урока алгебры в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами...

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.

Материал содержит презентацию к уроку, конспект и раздаточный материал....

Электронный образовательный ресурс по алгебре 8 класс " Определение квадратного уравнения. Неполное квадратное уравнение."

Урок по алгебре в 8 классе. "Определение квадратного уравнения. Неполное квадратное уравнение"...