Разработка урока "Обыкновенные дроби" 5 класс
учебно-методический материал по алгебре (5 класс)

Николаева Антонина Викторовна

Разработка урока "Обыкновенные дроби" 5 класс, Виленкин Н.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyknovennye_drobi_5_klass.docx190.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  «Обобщение и системизация по теме «Обыкновенные дроби»

ФИО учителя: Николаева Антонина Викторовна

Должность: учитель математики

ОУ:  МБОУ «Новоильмовская  СОШ»

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Обобщение и систематизация по теме «Обыкновенные дроби»

Тип урок: комбинированный (обобщение знаний по теме «Обыкновенные дроби»  и усвоение новых ЗУН)

Цели урока:

 - обучающие:  обобщить и систематизировать  знания об  обыкновенных  дробях, создавать условия для успешного усвоения правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, применения правила сложения для решения практических задач, межпредметных связей.

-развивающие: способствовать развитию умения анализировать, сопоставлять; способность к аналитико-синтетическому мышлению, расширение кругозора обучающихся.

-воспитательные: развивать познавательный интерес через практические задачи,  чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, взаимоконтроль, взаимопроверку, культуру общения, коммуникабельность.

Задачи урока:  Развивать УУД:

- личностные: содействовать формированию и развитию  нравственных, трудовых, эстетических качеств личности учащихся: вежливость, ответственность, дисциплинированность, собранность, аккуратность, трудолюбие;  умению радоваться  и сопереживать успехам товарищей.

- метапредметные: способствовать  развитию  устной и письменной речи, изложению  своих  мыслей  с применением математической терминологии, самостоятельного мышления, навыков самооценки, самопроверки.

- предметные: создать условия для понимания необходимости усвоения правила сложения и вычитания дробных чисел и его применения в смежных дисциплинах, практической жизни.

  1. Организационный блок

Планируемые результаты урока

  • Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Обыкновенная дробь, правильная и  неправильная дробь, сумма и разность дробей.

  • Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся  в результате проведения урока

Владение основным аппаратом понятий по данной теме, а именно обучающиеся научатся   понимать особенности действий с обыкновенными дробями, т.е. будут знать: 

1) правило сложения и вычитания обыкновенных дробей для последующих действий с ними;

2) алгоритмы сложения и вычитания обыкновенных дробей;

3) применять правила сложения и вычитания при решении практических задач.

УМЕНИЯ:

- читать,  записывать

- складывать и вычитать обыкновенные дроби;

- использовать  при  решении практических  задач  умения складывать и вычитать обыкновенные дроби .

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Личностные УУД: осознавать и вырабатывать  собственную жизненную позицию  в отношении себя и  окружающих людей, проявлять ответственность  за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи. Самоопределение.

Познавательные: анализировать, сравнивать, самостоятельно выделять и формулировать познавательную деятельность,  ставить и достигать цели, выполнять логические действия, уметь действовать по алгоритму, приобретать опыт применения алгоритма для решения примеров, задач, практических заданий из жизни.

Регулятивные: совместно с учителем управлять  познавательной и учебной деятельностью на основе поставленных целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать  успешность  усвоения, самоуправление  и саморегулирование в учебной деятельности.

Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать товарища  и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть  готовым  вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Инструкции и пояснения

-

  • Вводное слово учителя

Вводное слово учителя. Учитель   организует учащихся для работы на уроке; проверяет готовность класса, мотивирует обучающихся. Читает стихотворение.

  • Распределение по группам

Учитель разбивает класс на пары

  • Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

Учитель напоминает  о работе на уроке (свод правил работы на уроке, выработанный совместно с обучающимися  на предыдущих уроках)

Правила работы в парах:

- внимание;

- собранность;

- дисциплина и самодисциплина;

- уважительное отношение друг к другу;

- взаимооценка и самооценка;

- не мешать другим парам;

- соблюдение регламента работы.

  1. Мотивационный блок

Заполните пропуски в стихотворении

Слайд 2. Черта дроби, числитель, знаменатель, обыкновенная

- В результате повторяются основные термины и понятия

Повторение записи дробных чисел и действий с обыкновенными дробями

Слайды 9

-Как сложить и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями?

Практическая задача

Слайд 11

-Применяется правило нахождение части от числа в практической задаче

Подведение учащихся к формулировке темы урока и постановке целей

Слайд 2

Задача. Подводящая к необходимости сложения дробей.

-учащиеся делают вывод о необходимости знания правила сложения и вычитания дробей

  1. Информационный блок.

Устные источники

Устные упражнения на слайдах

Слайды 3-6

Ответы на вопросы.

Слайд 4,8

Постановка своих вопросов

Письменные источники         

Математический диктант:

Заполнение пропусков в стихотворении

Слайд3

Задачи с практическим содержанием познавательного характера

Слайд 5,6,11,

Самостоятельная работа и

Сопоставление ответов с буквами

Слайд 9

Графические источники (схемы, диаграммы)

-

Электронные источники

Презентация к уроку

Видео источники         

ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

Источники информации для учащихся подбирает учитель

Совместная работа учитель – ученик –родитель

  1. Аналитический (практический) блок.

Устные упражнения

Ответы на вопросы

Письменные источники

Обсуждение, анализ, составление задач. Сочетание индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работы и работы в парах, установление межпредметных связей математики и географии, биологии.

  1. Оценочный блок.

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)

Оценка собственной деятельности на этапах урока

Взаимооценка при работе в парах

Поддержка (аплодисменты при правильном ответе товарища)

  1. Рефлексивный.

Оцените свое настроение в конце урока

Описание в листе урока

Выявление отношения к уроку, восприятию темы урока

Структура и ход урока

№/п

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Время, отведенное на выполнение задания

УУД

1.

Организация начала урока

Настрой учащихся на положительные эмоции.

Правила работы на уроке и работы в парах.

Читает стихотворение:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье  ваших умных глаз.

Слушают стихотворение.

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

2

Осознать и выработать собственную жизненную позицию  в отношении себя и  окружающих

3

Актуализация

опорных ЗУН

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Читает стихотворение (математический диктант)

Слайд 2

Ставит вопросы

(слайд 3)

1.Заполняют пропуски в тексте диктанта.

Проверка в парах. Самопроверка по слайду.

Отвечают на вопросы.

Приводят примеры. Анализируют и делают вывод о сравнении дробей.

 (приложение 2)

1.Каждый может за версту
видеть дробную черту.
Над чертой – _________, знайте,
Под чертою – __________.
Дробь такую, непременно,
Надо звать
____________.

2. Вопросы (слайд 3)

3

Оформление своих мыслей в устной и письменной  форме. Самооценка собственной деятельности, сотрудничество.

Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

4.

Обобщение и систематизация ЗУН о дробях

Обобщить  и систематизировать знания об обыкновенных дробях, их применении в практической деятельности.

1.Предлагает ответить на вопросы к слайдам:

2.Предлагает решить устные задачи на слайдах 4-6.

3. Предлагает решить практическую межпредметную задачу

1.Отвечают на вопросы, анализируют, приводят собственные примеры.

2. Устно решают задачи

3. Решают задачу (слайд 9)

4. Делают вывод о применении дробных чисел

1.Правильные и не правильнве дроби.

2.Межпредметная задача с практическим содержанием  (слайд 10)

2

Слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, делать выводы. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь  и быть  готовым  вести диалог.

5.

Динамическая пауза

Путем проведения физминутки, снять физическую и эмоциональную усталость обучающихся.

Выполняют физические упражнения,

упражнения для глаз.

Слайд 7

2

активизировать условия, способствующие созданию здоровьесберегающей среды в классе.

6.

Открытие новых знаний

Подвести обучающихся к осознанию необходимости знания правила сложения дробей.

Создавать условия для успешного усвоения правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, применения правила сложения для решения практических задач.

- ставят вопросы к задаче и отвечают;

-делают вывод

-выводят правило сложения и вычитания дробей;

-Записывают правило сложения в буквенной форме.

-Помогите воронятам разделить конфеты!

-Какую часть всех конфет взял 1-й вороненок? 2-й?

-Какие вы можете поставить вопросы?

(какую часть конфет они всего взяли?

Какая часть осталась?)

-Какие действия необходимо уметь выполнять, чтобы дать ответ?

-Сформулируйте правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

-Выведите формулу сложения в буквенной форме (сильным учащимся)

5

выражать правильно свои мысли в речи, анализировать, обобщать, делать выводы, уважать в общении и сотрудничестве товарища  и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь  и быть  готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

7.

Применение знаний, умений, навыков

Закрепить умение применять правила сложения и вычитания выполнять при решении практических задач.

Предлагает самостоятельно решить примеры на сложение и вычитание дробей.

Сопоставить ответ с буквами и разгадать название самой большой в мире птицы.

Предлагает провести самооценку деятельности на данном этапе урока.

-выполняют самостоятельную работу

-ставят в соответствие ответу буквы

-узнают название самой большой птицы

Слайд 10

Занимательная задача.

5

Проводить самооценку

 Осознавать качество и уровень усвоения материала  Понимать сущность алгоритма, действовать по алгоритму.

8.

Применение знаний, умений, навыков

Закрепить умение применять правила сложения и вычитания выполнять при решении практических задач.

Дает задания для решения задач

-Решают задачи

-Проверяют у товарища

Задача  Известно, что площадь земной поверхности приблизительно равна 520 млн км2.

Найдите площадь суши и площадь воды, если вода занимает три четверти земной поверхности.

Слайд 11

4

Выражать свои мысли правильно письменно.

Устанавливать позитивный настрой на выполнение задания.

Приобретать опыт применения алгоритма для решения примеров, задач, практических заданий из жизни.

Оценивать, дополнять и исправлять ответы других обучающихся.

Понимать содержание поставленных вопросов.

Осознавать то, что уже усвоено и что требует закрепления.

9.

Подведение итогов. Рефлексия

Определить степень усвоения учащимися темы, уровень познавательного интереса и личностных ценностей .

1.Читает четверостишье:

Время урока быстро прошло

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

2. Предлагает ребятам оценить свою работу на уроке.

Заполняют рефлексию урока

-Я справился с поставленными задачами. Мне было легко и интересно работать.

-Я затруднялась с выполнением некоторых заданий.

2

Осознавать качество и уровень усвоения материала урока.

 Ф.И.  ученика__________________________________

Тема урока:________________________________________________________________________

  1. Математический диктант

А) Каждый может за версту
    Видеть дробную _____________________.
    Над чертой – ____________________, знайте,
    Под чертою – ______________________.
Дробь такую, непременно,
Надо звать
_________________________.

В) Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется ______________________.

     Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется  _________________

2.Вычислите самостоятельно.  Проверьте у товарища. Сопоставьте ответ с буквами, заполните таблицу и вы узнаете название самой большой в мире птицы.

Т - 7/47

10/60

7/47

16/60

26/47

31/47

10/60

С - 30/60          

А - 26/47

У - 31/47

С - 10/60

Р - 16/60

     

3. Задача  Известно, что площадь земной поверхности приблизительно равна 520 млн км2.

Найдите площадь суши и площадь воды, если вода занимает три четверти земной поверхности.

Решение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: ___________

Ф.И.  ученика__________________________________

Тема урока:________________________________________________________________________

  1. Математический диктант

А) Каждый может за версту
    Видеть дробную _____________________.
    Над чертой – ____________________, знайте,
    Под чертою – ______________________.
Дробь такую, непременно,
Надо звать
_________________________.

В) Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется ______________________.

     Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется  _________________

2.Вычислите самостоятельно.  Проверьте у товарища. Сопоставьте ответ с буквами, заполните таблицу и вы узнаете название самой большой в мире птицы.

Т - 7/47

10/60

7/47

16/60

26/47

31/47

10/60

С - 30/60          

А - 26/47

У - 31/47

С - 10/60

Р - 16/60

     

3. Задача  Известно, что площадь земной поверхности приблизительно равна 520 млн км2.

Найдите площадь суши и площадь воды, если вода занимает три четверти земной поверхности.

Решение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: ___________

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье  ваших умных глаз.

Время урока быстро прошло

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....