Методические разработки
методическая разработка по алгебре (10 класс)

Методические разработки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kretova_t.v._chast_diploma_1.docx51.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока алгебры в 10 классе на тему «Показательная функция, ее свойства и график». Использование игровой методики на уроке.

Аннотация.

С целью повышения мотивации при изучении математики предлагаю использовать игровую методику. Любой новый материал  легче усваивается, если у ученика достаточно времени, чтобы его обработать. Многократная обработка материала называется репетицией и играет важную роль в передаче информации из рабочей памяти в долговременную. И здесь тоже на помощь приходит игра в Знайку и Незнайку.

Содержание.

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.
  4. Список использованной литературы.
  5. Приложение. Технологическая карта урока..

Введение.

Человек стремится к красоте. О красоте математики написано немало. Авторы видят ее в гармонии чисел и форм, геометрической выразительности, стройности математических формул, изяществе математических доказательств, порядке, богатстве приложений, универсальности математических методов, Поэтому математику наряду с искусством считают важнейшим средством приобщения к красоте.(5)

Становление и развитие творческой личности является главной задачей при обучении математике. Конкретные математические знания имеют практическую значимость, так как являются инструментом, необходимым человеку в его продуктивной деятельности: в повседневной жизни и профессиональной деятельности.(4)

Одной из характерных особенностей современного мира является востребование творческой личности, способной производить новое на основе самостоятельного получения, осмысления, переработки информации; способной адоптироваться и самореализовываться в постоянно меняющихся условиях.(1 )

Степень развития творческих способностей учащихся зависит от систематического и целенаправленного руководства творческой учебно-познавательной деятельностью.(1)

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности относится к числу основных образовательных задач.(3)

Основная часть

       Любой новый материал  легче усваивается, если у ученика достаточно времени, чтобы его обработать. Многократная обработка материала называется репетицией и играет важную роль в передаче информации из рабочей памяти в долговременную (6)  В ЦО № 167 поступают не очень сильные дети.  Поэтому, чтобы заинтересовать их, с ними часто приходится играть. В сценарии урока я привожу игру в Знайку и Незнайку. Знайка - это тот кто понял учителя с первого раза. Если таких учащихся несколько, то проводится конкурс Знаек. Каждый Знайка выбирает себе Незнайку и объясняет ему то, что сказал учитель. ЛучшийЗнайка ведет путешествие по миру математики. Если Знайка один, то он повторяет новый материал и я после его выступления задаю вопрос : «Кто может повторить то, что сказал Знайка?»  Если нового Знайки нет, то Знайка выбирает из Незнаек самого сообразительного и у доски работает с ним в паре. Как правило, после троекратного повторения Незнайка, с которым работали, усваивает новый материал. Объяснение нового материала проводится с элементами исследования. Количество Знаек определяет количество рабочих групп. Ниже приводится сценарий урока в сильной группе судоводителей, где Знаек много. В этой группе получилось четыре рабочих группы. Группа№4 – самая сильная, группа№3 – послабее, группа№2 –еще слабее, группа№1 – самая слабая.

        Формирование у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД)  заложено в уроке. В его содержании. В  организации учебной деятельности .Личностные УУД – это оценка ситуации в поступках, объяснение смысла своих оценок и самоопределение в жизненных ценностях. Регулятивные УУД – это определение и формулирование цели деятельности, составление плана действий по решению проблемы и осуществление действия по реализации плана. Познавательные УУД – это умение извлечь информацию и переработать ее для получения необходимого результата.Коммуникативные УУД – это умение доносить свою позицию до других, понимание других позиций и умение договариваться с людьми (3).

Сценарий урока по алгебре в 10 классе.

Тема урока «Показательная функция ее свойства и график».

Цели урока:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • познакомить учащихся с понятиями: показательная функция, познакомить учащихся с основными свойствами показательной функции и сформировать навык по определению верной функции по графику.

Задачи урока:

Образовательные( формирование познавательных УУД):

  • объяснить понятие показательной функции, ее отличия от степенной;
  • проанализировать свойства показательной функции, сравнить их со свойствами степенной функции;
  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
  • в течение урока развивать у учащихся навык чтения и записи показательных функций, а также развивать умение самостоятельно делать выводы;
  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма решения показательных уравнений

Воспитательные( формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Развивающие:

  • содействовать развитию воображения, математической интуиции, памяти, критического мышления, формирование правильной математической речи;
  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей.

Формы работы учащихся:

групповая – обсуждение и выведение свойств показательной функции; фронтальная – ответы на вопросы, чтение показательных функций, анализ свойств показательных функций; индивидуальная – выполнение заданий из учебника и выполнение самостоятельной работы.

Принципы обучения: доступность, научность, наглядность, сознательность и творческая активность; развивающий и воспитывающий характер обучения, последовательность и систематичность.

Методы обучения:

словесные – беседа, рассказ;

практические – решение задач, практическая работа

Прогнозируемый результат:

Знать определение показательных функций, основные свойства показательных функций.

Уметь решать простейшие показательные уравнения.

Уметь строить графики простейших показательных функций

Тип урока : урок первичного предъявления новых знаний.

Форма урока: урок-исследование

Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Современные образовательные технологии:

  • информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация  к уроку);
  • технология поэтапного формирования знаний; 
  • технология уровневой дифференциации (за счет разбивки учащихся на группы (более сильные и более слабые), и адресных вопросов более слабоподготовленным учащимся);


План урока

По алгебре в 10 классе.

Тема урока «Показательная функция ее свойства и график».

ЭТАПЫ УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
  4. Усвоение новых знаний
  5. Первичная проверка понимания нового материала
  6. Первичное закрепление пройденного материала
  7. Закрепление пройденного материала
  8. Обобщение и систематизация
  9. Контроль и систематизация
  10.  Подведение итогов урока
  11. Домашнее задание

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНт

Учитель: Здравствуйте, дети.

Обучающиеся: Здравствуйте, Татьяна Валериевна.

Учитель: Откройте тетради. Напишите число. Классная работа.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Сначала Знайки своих групп проверяют задания в их группах и в случае необходимости делают поправки. Затем проводится фронтальная проверка наличия домашнего задания у всех учеников с целью определения тех, кто его не выполнил.

ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель: подведем итоги выполнения домашнего задания по теме «Степень с рациональным показателем.» Я не зря дала Вам повторить эту тему. Лучшей сегодня оказалась Команда 4. Капитан команды Знайка 4 приглашается к доске№1. Напишите свойства степени. Их пять. Можно пользоваться помощью своей группы. Знайка 4 справился с задачей сам. Группа 4подтвердила правильность .

,Далее учитель проговаривает мотивацию учебной деятельности для всего класса. Сегодня мы приступаем к изучению показательной функции. И на доске №3пишет

Степенная функция                    Показательная функция

Х4 =81                                                                          3Х =81

     Х=3                                                                           Х=4

Чем отличается степенная функция от показательной? Знайка №4: Тем,что у степенной функции неизвестное в основании, а в показательной функции  -неизвестное в показателе степени.Как Вы считаете, свойства степени подходят для показательной функции? Знайка №3:да. Знайка №3 приглашается к доске №2 и пытается по написанным на доске №1 свойствам степени для степенной функции написать свойства показательной функции. Ему разрешено пользоваться помощью своей группы. Все остальные группы тоже думают над поставленной задачей и Знайкам этих групп учитель дает высказаться. В результате на доске№2 написаны свойства показательной функциии начинает устный опрос по теме предыдущего урока учеников из 4 группы, которым после этого дается индивидуальное задание творческого характера: найти область определения показательной функции. Затем отвечают ученики 3 группы и тоже получают задания для самостоятельной работы: доказать свойство№1,написанное на доске№2. Опрос учащихся 1 и 2 групп происходит индивидуально на фоне самостоятельной работы класса.

УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Учитель дает определение показательной функции. Далее дает слово Знайке№4 который говорит об области определения показательной функции. Затем учитель говорит о множестве значений показательной функции, об участках, на которых показательная функция является возрастающей и об участках, на которых показательная функция является убывающей. Далее добавляет к свойству степеней, написанных на доске№2, еще четыре свойства для показательной функции. Затем учитель  дает слово Знайке№3 и задание каждой  группе  доказать одно из свойств показательной функции, которые написаны на доске№2. Группа№3 оказалась готовой раньше других.Для выравнивания условий восприятия нового материала в большом количестве повторений объяснения нового материала для учащихся Группы№3 дается возможность каждому доказать свойство показательной функции, которое досталось Группе №3, Потом к ним присоединяются другие группы и каждый член Группы№3 для трех курсантов из других групп объясняет доказательство своего свойства. Затем подобным образом слово дается Знайке№2 и его группе а группа№3 получает новое свойство. Всего свойств 9.Для выравнивания условий восприятия нового материала предлагается работа в парах при большом количестве повторений объяснения нового материала (для учащихся 1 и 2 групп). Повторяющиеся объяснения учителя носят вариативный характер и проводиться на фоне групп учащихся, работающих самостоятельно.

ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Этот этап проводится фронтально. Дифференцированный подход к учащимся разных групп заключается в «адресности» вопросов различного типа в условиях фронтальной работы.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. ЗАКРЕПЛЕНИЕПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Ученики каждой группы должны выполнять следующее задание:  построить по точкам график функции; Группе №1 досталась функция у=2Х;   Группе №2 досталась функция у=10Х;Группе №3 досталась функция у=(½)Х; Группе №4 досталась функция у=(0,1)Х

Основной на этом этапе — метод управляемой самостоятельной работы.Затем Знайки каждой из групп рисуют на доске графики своей функции и объясняют всем, как они получены. Затем каждой из групп даются простейшие примеры для решения. Ученики 1 и 2 групп оказались более слабыми и для закрепления знаний, формирования навыков и умений нуждаются не только в большей помощи учителя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера№192(1), №193(2) (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу).Ученики более сильных групп могут выполнять незначительное количество заданий репродуктивного характера за счет другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы. Им для решения даются №206 и №207. Номера заданий из учебника (2).

КОНТРОЛЬ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Особенности управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения на этом этапе урока состоят в общей контролируемости результатов работы каждой типологической группы и каждого ученика в ее составе на всех этапах урока.

К каждой типологической группе применяются различные виды контроля:
1группа — контроль учителя, взаимоконтроль.

2 группа — контроль учителя, взаимоконтроль.

3 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль

4группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль, самооценивание.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся.

На 3 – 192(2) ; 195(2,4)

На 4 – 192(2) ; 195(2,4);  196(1,2)

На 5 – 192(2) ; 195(2,4);196(1,2);197(3,4)

Заключение

Учитель делает учебный процесс открытым и объясняет ученикам, почему на уроке используются именно эти формы обучения, какие они имеют преимущества. Широкое использование методов мотивации позволяет сделать учебную деятельность учащихся сознательной и эффективной. При планировании и организации учебной деятельности следует опираться на стремление учащихся к самоопределению, самосовершенствованию, проявлению интеллектуальной активности, познанию нового; социальные мотивы учебной деятельности (поиск контактов и сотрудничество; заинтересованность в результатах коллективной работы; обязанность и ответственность перед обществом, классом, учителями, родителями; стремление к одобрению, желание быть первым), создавая ситуации взаимопомощи, взаимообучения, взаимопроверки, рецензирования.  Учащиеся сознательно отностятся к своей учебной деятельности. Важно, чтобы каждый ученик овладел умением осуществлять рефлексию и самоуправлением обучения. Выполнение этих условий способствует эффективной реализации совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе.

Приложение

Технологическая карта урока

Ф. И. О. педагога:        Кретова Т.В.  

Предмет:         алгебра

Класс 10

Тип урока:   Изучение нового материала.

Тема урока: Показательная функция, ее свойства и график(1 ур.)

Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с понятием Показательная функция

Оборудование: доска, карточки самооценивания, учебник (2)

Технологическая карта урока

Этап урока

Время

Деятельность

Приемы, методы, формы работы технологии

Прогнозируемые результаты

учителя

ученика

Предметные

УУД

1. Организационный этап

1

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания курсантов.

Включаются в деловой ритм урока.

Словесный

Психологическая настроенность, готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания

5-8

На фоне самостоятельной работы учащихся провожу фронтальный опрос тех, кто поднял руку

Знайки своих групп проверяют задания в их группах и в случае необходимости делают поправки

Самостоятельная, , самоанализ, самооценка

фронтальный опрос

Вспомнить ранее изученное, для решения нового вида задач.

Рефлексия, самоконтроль, взаимопроверка, анализ

3.Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

7-10

Учитель проговаривает мотивацию учебной деятельности для всего класса

На основании свойств  степени выводят свойства показательной функции

Индивидуальная

самостоятельная

фронтальный опрос

Проверить усвоение ранее изученного материала и подвести учащихся к изучению новой темы.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.Регулятивные: контроль иоценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

4. Усвоение новых знаний

3

Учитель дает определение показательной функции, говорит  о множестве значений показательной функции иоб участках, на которых показательная функция является возрастающей и об участках, на которых показательная функция является убывающей.

Обучающиеся, получившие индивидуальное задание творческого характера говорят об области определения показательной функции, остальные доказывают свойства показательной функции

Индивидуальная

самостоятельная

групповая

работа

поисковый метод

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

5.Первичная проверка понимания нового материала

4

Учитель задает вопросы

Дифференцированный подход к учащимся разных групп.

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная работа

Познакомить с понятием проценты

Коммуникативные:

Регулятивные:

Познавательные:

Личностные:

6.Первичное закрепление пройденного материала

7.Закрепление пройденного материала

17

Учитель дает следующее задание:  построить по точкам график функции

Учитель дает простейшие примеры для решения

Обучающиеся работают на местах, у доски,  самостоятельно и в группах

Обучающиеся отвечают на вопросы при обсуждении примеров

Самостоятельная, в группах, фронтальный опрос, письменно, устно.

Самостоятельная,  в группах, фронтальный опрос, письменно, устно

Научить записывать в процентах десятичные дроби и проценты – в виде десятичных дробей

Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию

8. Обобщение и систематизация

усвоения,

2

Выявляет качество и уровень усвоения знаний. Ученики 1 и 2 групп оказались более слабыми и для закрепления знаний, формирования навыков и умений нуждаются не только в большей помощи учителя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу).Ученики более сильных групп могут выполнять незначительное количество заданий репродуктивного характера за счет другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы.

.

Обучающиеся анализируют свою работу, и обсуждают правильность решения задач.

устная, обсуждение  

воспроизводящая самостоятельная работа по образцу

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

9. Контроль и систематизация

2

Подводит итоги работы некоторых учащихся и класса в целом, контролирует результаты работы каждой типологической группы и каждого ученика в ее составе на всех этапах урока.

Обучающиеся сдают карточки самооценивания.

контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль, самооценивание.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

10. Подведение итогов урока домашнее задание

1

Дает комментарий к домашнему заданию.

192(2) ; 195(2,4)

Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся

Обучающиеся записывают домашнеезадание.

Карточка самооценивания

Ф. И. _______________________________________________

Система оценивания:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

№ задания

Задание

Оценка

1

2

3

4

5

6

Итого: ваша оценка за урок

Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;

                     4- 3,5  «+» - «4»;

                     3- 2,5 «+» - «3».

Источники информации

1. Абдулаева, О. А.Педагогический потенциал учебно-познавательных задач [Текст] / О. А. Абдулаева. - СПб. : СПб АППО, 2010. - 74 с. - (Постдипломное образование педагога).

2. Колягин Ю.М. и др.Алгебра и начала анализа –М, Просвещение 2019.

3. Лукичева, Елена Юрьевна  Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений- СПб. : СПб АППО,2013-51с

4. Лукичева, Елена Юрьевна. ФГОС: обновление содержания и технологий обучения (математика) [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. Ю. Лукичева. - СПб. : СПб АППО, 2012. - 121 с.

5.Саранцев, Геннадий Иванович. Как сделать обучение математике интересным [Текст] : книга для учителя / Г. И. Саранцев. - М. : Просвещение, 2011. - 160 с. : ил. - (Библиотека учителя).

6.Соуза, Дэвид. Как мозг осваивает математику. Практические советы учителю [Текст] / Д. Соуза. - М. :ЛомоносовЪ, 2010. - 239 с. - (Школа завтра).

Дополнительные материалы:




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...