Технологическая карта к уроку алгебры 7 класс
методическая разработка по алгебре (7 класс)

Титова Валентина Юрьевна

Технологическая карта к уроку алгебры 7 класс по теме "Формулы сокращенного умножения и их применение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Титова Валентина Юрьевна учитель математики  МБОУ «ЛСОШ» Лешуконского района Архангельской области.

Технологическая карта урока по учебному предмету «Алгебра »в 7-м классе по теме «Формулы сокращенного умножения и их применение»

Учитель: Титова Валентина Юрьевна

Предмет: Алгебра

Класс: 7 «а»

УМК: А.Г. Мордкович – 21-е изд., стер., - М. : Мнемозина, 2019.

Тема урока: «Формулы сокращенного умножения и их применение»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: Практикум по решению задач.

Цель: : обобщение и систематизация  знаний  учащихся по теме «Формулы сокращенного умножения и их применение»

Задачи:

  • организовать учебную деятельность для отработки способов решения заданий по теме;
  • создать условия для формирования навыков выбирать наиболее рациональный способ решения;
  • создать условия для формирования регулятивных УУД: целепологания, самооценки и самоконтроля, планирования;
  • формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию, сравнивать, делать выводы);

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • повторить базовые понятия по теме « Формулы сокращенного умножения»;
  • уметь работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики.

Личностные:

  • уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
  • уметь распознавать логически некорректные высказывания, вырабатывать критичность мышления;
  • уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Метапредметные:

  • уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;

Методы обучения: Наглядный, словесный, метод взаимной проверки,  частично поисковый метод, методы самоконтроля.

Технологии обучения: Технология развивающего обучения, ИКТ – технологии, обучение в сотрудничестве (работа в парах).

Формы обучения: Коллективная форма работы (фронтальный опрос, устная работа), индивидуальная работа (самостоятельная работа), работа в парах.

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска (ИД), меловая доска.

Образовательные ресурсы:  А.Г. Мордкович – 21-е изд., стер., - М. : Мнемозина, 2019. Ч-1, Ч-2. Математика. 7-й класс. Раздаточный материал: карточки с заданиями. Индивидуальные  оценочные листы.

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ожидаемый результат

УУД

Организационно-мотивационный

                   

                     2 мин

Создание эмоционального настроя и условий на дальнейшую активную деятельность

Приветствие. Настрой на работу.

Сегодня мы работаем под девизом: «Дорогу осилит идущий, а математику — мыслящий ».

У каждого из вас на столе оценочный  лист (Приложение 1), где вы будете фиксировать свои достижения, и в конце урока дадите себе оценку, а также укажите наиболее  интересные и трудные задания.

А сейчас откроем тетради и запишем тему урока.

Приветствуют учителя .

Дети формулируют цель урока и ставят учебные задачи, которые будут реализовывать в течение урока ( закрепить изученный материал, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания).

Планируют   учебное сотрудничества с учителем и сверстниками

Все настроены на работу и хороший результат

Личностные,

коммуникативные

Актуализация знаний

                   8 мин

Повторение теоретического материала,

актуализация опорных знаний и способов деятельности

Предлагает разминку (Приложение и1)

 

Чтобы правильно выполнять задания надо хорошо знать теоретический материал. Я приготовила для вас  игру «Домино», которая поможет  быстро проверить  ваши знания.

У каждого  из вас  имеется карточка-домино. Карточка содержит вопрос и ответ. Первым начинает ученик, у которого карточка содержит слова «Старт» и «Финиш». Он задаёт стартовый ответ. Он же даёт финишный ответ. Каждый  должен внимательно следить за ходом игры, чтобы не пропустить свой ответ. Ответив, ученик задаёт свой вопрос и т. д. Я указываю на ошибку, если прозвучал неправильный ответ. Все  одновременно следят и за тем, чтобы был дан правильный ответ. За игру в домино в оценочный лист вы  поставите 2 балла, если верно ответите на два вопроса, 1 балл – на 1 вопрос и 0 баллов, если пропустите свой ответ.

(Приложение 3)

Принимают активное участие в  решении заданий

Оценивают свою работу в оценочных листах по пятибальной шкале.

Активно участвуют в проведении игры, повторяя при этом необходимый теоретический материал.

Подводят итоги, заполняют оценочный лист

умение аргументи-

ровать свое решение,

убеждать и уступать,

способность сохранять

доброжелательное

отношение друг к другу

вести диалог.

Личностные, коммуникативные, регулятивные

Обобщение и систематизация знаний по теме «Формулы сокращенного умножения»

                         

              26 мин

Закрепить и систематизировать знания  обучающихся  по теме в простых и нестандартных  ситуациях.

Мы изучили  много формул сокращённого умножения. Объясните, для чего они нужны и в каких случаях вы их применяете?

1.Для проверки ваших практических навыков, выполните следующие задания в парах.

  (Приложение 4)

2.Выполните тест  и по выполните самооценку (Приложение5)

3. У каждого из вас есть карточка (Приложение 6), где написаны 6 равенств, среди которых есть верные, а есть и неверные. Вам необходимо найти ошибки. Напротив каждого равенства нужно написать верное или неверное.( При проверке  уметь назвать ошибки ).

4. Следующие задания (Приложение 7) выполняем по вариантам. Первые три задания –1 вариант, вторые три задания –2 вариант. Второй вариант немного сложнее. Вариант – на ваш выбор.

5.Владение математикой – это умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие оригинальности, изобретательности, смекалки, находчивости.

Как устно  выполнить вычисления:  31, 29, 49*51.

6.  На формулах сокращённого умножения основаны некоторые математические фокусы, позволяющие производить вычисления в уме. Но самый элегантный фокус связан с возведением в квадрат чисел, оканчивающихся цифрой 5. О нём рассказывает  ученик класса, который  подготовил  сообщение.

 Ответы детей

Работают в парах, оценивают друг друга по пятибалльной системе

Каждый ученик решает самостоятельно тест.

Выполняет самопроверку  и оценивает себя в оценочном листе

Выполняют  задания и оценивают  друг друга

Работа в группах, с взаимопроверкой.

Высказывают предположения, обсуждают идеи одноклассников.

Приходят к выводу применения ФСУ- учебник, стр.47.

312= (30+1)2=900+60+1=961

292=(30-1)2=900-60+1=841

49·51=(50-1)(50+1)=2500-1=2499

Выполняют на доске несколько примеров для закрепления.

852=(80+5)2=802+2·80·5+5²=

80(80+10)+25=80·90+25=

7200+25=7225

Чтобы целое число с половиной возвести в квадрат, нужно умножить целое число на соседнее большее число и к результату приписать ¼. Например, (6½)²=42¼ (7½)²=56¼

Уметь адекватно

оценивать свои возможности и результаты своей деятельности и одноклассников, формирование целеустремленности

и настойчивости в

достижении цели, готовности к преодолению труд-

ностей;

умение аргументи-

ровать свое решение,

убеждать и уступать,

способность  сохранять

доброжелательное

отношение друг к другу

вести диалог.

Проявляют интерес  к заданиям нестандартного вида.

Личностные , коммуникативные, регулятивные

Проверка знаний.

                         

                   7 мин

Проверить умение решать уравнения  с применением ФСУ

 (Приложение 7)

Предлагает выполнить проверочную работу

Работают самостоятельно

 Показывают хорошие знания по решению уравнений

Личностные. регулятивные

Рефлексия, домашняя работа

                     

                  2 мин

Оценить себя

и сделать вывод о

пользе проведенного  на

уроке  времени

Формулирует д/з

Записывают д/з в дневник. Дорешать  оставшиеся уравнения. Привести 2 примера с решениями (возведение в квадрат  трехзначных чисел, оканчивающихся на 5)

д/з будет выполнено всеми учениками  

Личностные, регулятивные

1.готовность к уроку

2.Работа устно

3.Математическое домино

4.Соот

ветствие

5.Тест

6.Верно неверно

7.Урав

нения

Всего

баллов

Оценка

Оцен

ка уч-ся

Оцен

ка учителя

Всего бал

лов

 0-2

1-5

0-2

1-5

1-3

2-5

0-10

26 - 29 –«5»

20 - 25- «4»

14-19- «3»

Приложение 1. Оценочный лист

   

Приложение 2.Устные упражнения:

Упростите:

1. m• m², (m³), m• m• m, (m²) • m.

2. 4х²•(-2y), -5a•(-4a²), (5x4)2,(-2x²)³.

3. (х-3)², (6+а)² ,(5p+2q)², (4-а)(4+а), (в+7)(7-в), (9k-4n)(9k+4n).

4. 8x5-10х, -4а2-3а, 5у4+2у.

Приложение 3. Математическая игра  «Математическое домино».

Финиш: ответ: Разности квадратов этих выражений.

Старт: Вопрос: Что называют многочленом?

Ответ: Сумму одночленов.

Вопрос: Что называют одночленом?

Ответ: Произведение чисел, переменных и их степеней.

Вопрос: Какие слагаемые называют подобными?

Ответ: Слагаемые с одинаковой буквенной частью.

Вопрос: Как привести подобные слагаемые?

Ответ: Сложить их числовые коэффициенты, а результат умножить на общую буквенную часть.

Вопрос: Как умножить одночлен на многочлен?

Ответ: Одночлен умножить на каждый член многочлена, а результаты сложить.

Вопрос: Как перемножить одночлены?

Ответ: Перемножить числовые коэффициенты, а затем перемножить степени с одинаковыми основаниями и результаты перемножить.

Вопрос: Как умножить две степени с одинаковыми основаниями?

Ответ: Основание оставить тем же, а показатели степеней сложить.

Вопрос: Как возвести степень в степень?

Ответ: Основание оставить тем же, а показатели степеней перемножить.

Вопрос: Как умножить многочлен на многочлен?

Ответ: Каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и результаты сложить.

Вопрос: Чему равен квадрат суммы двух выражений?

Ответ: Квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого на второе плюс квадрат второго выражения.

Вопрос: Чему равен квадрат разности?

Ответ: Квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого на второе плюс квадрат второго выражения.

Вопрос: Чему равна разность квадратов двух выражений?

Ответ: Произведению разности этих выражений на их сумму

Вопрос: Чему равна разность кубов двух выражений?

Ответ: Произведению разности этих выражений на неполный квадрат их суммы.

Вопрос: Чему равна сумма кубов двух выражений?

Ответ: Произведению суммы этих выражений на неполный квадрат их разности.

Вопрос: Чему равно произведение разности и суммы двух выражений?

Приложение 4. Выберите  пары тождественно равных и составьте верные формулы сокращенного умножения:

(а-в) 2 , (а-в)(а+в), (а+в)2, а–в , а3 + в , ( -а-в) 2, (в - а) 2.

(а+в )( а2-ав+в2 ), (а-в )( а2+ав+в2 ),   а2-2ав+в2 , а2+2ав+в 2 , а22 , а22          

Приложение 5.Выполните  тест.

Раскройте скобки:

1. (х+2у)2

а) х2+4ху+4у,б) х2+4ху+2у2 , в) х2+4у2,, г) х2+2ху+4у2 .

2. (2а-3)2

а) 4а2-6а+9, б) 4а2-12а+9, в) 2а2-12а+9, г) 4а2-9

3. (3х-5у2)(3х+5у2)

а) 9х2-25у2, б) 9х2+25у4, в) 9х2+25у2, г) 9х2-25у4 .

4. (-а+5в)2 

а)-а2+10ав+25в2, б) а2-10ав+в2,  в) а2+5ав+25в2,  г) а2-10ав+25в2 .

Ответы: 1-г; 2-б; 3-г; 4-г

Приложение 6. Верно- неверно

1)  (3а-5в)(3а+5в)=9а2+25в2

2)  (3а2)2=27а4

3) (4у-3х)(4у+3х)=8у2-9х2

4) (3х+а)2=9х2-6ах+а2

5) (0,1ху3)2=0,01х2у6

6)  (х+4у)22+16у2+8ху

Приложение 7.

Реши уравнение:

1)  (х-6)2-х(х+7)=-2  

2)  (x+6)²-(x-5)(x+5)=79

3)  9x·(x+6)-(3x+1)²=1 

4)  a·(8-9a)+40=(6-3a)(6+3a)

5)  16y·(2-y)+(4y-5)²=0 

6)  (х-7)²+3=(х-2)(х+2)

7)  (2-х)²-х·(х+1,5)=4

8)  (2х-3)(2х+3)-8х=7+4х²

Ответы к уравнениям:

 2 ;  1,5 ;   ;  -0,5 ;  ; 4 ;  0 ;  -2

Ход занятия

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся/Формулировка заданий для обучающихся

Планируемый результат/критерии оценивания

1.

Мотивационный этап (2 минуты)

 Сегодня на уроке стоит задача - показать, как вы знаете формулы сокращенного умножения, как умеете применять их при упрощении выражений, при решении уравнений, а также для вычислений значений выражений наиболее рациональным способом. Сегодня мы работаем под девизом: «Дорогу осилит идущий, а математику — мыслящий ».

Обучающиеся формулируют цель урока и ставят учебные задачи, которые будут реализовывать в течении урока ( закрепить изученный материал, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания).

Положительное отношение к предстоящему уроку.

Грамотно сформулированы ответы детей.

Понимание обучающимися предстоящей  учебной деятельности.

2.

Этап актуализации знаний

Формулирование темы и цели урока (2 минуты)

- Возьмите карточку, отметьте на ней правильный ответ (карточки на парте). Обоснуйте его.

Карточка.

Кто лишний  из перечисленных великих  исторических личностей?

Пётр I

Дмитрий Донской

Михаил Васильевич Ломоносов

Александр Невский

- Определите тему урока.

- Поставьте главную учебную задачу.

Дети читают вопрос. Отмечают ответ. Высказывают своё мнение.

(Пётр I, Дмитрий Донской, Александр Невский – правители, кто такой М.В. Ломоносов – мы не знаем).

Михаил Васильевич Ломоносов.

Познакомиться с жизнью великого человека.

Найден лишний ответ, отмечен. Обоснован.

Грамотно сформулированы тема  и задача предстоящего урока.

3.

Инструктивный этап (1 минута)

- Для освоения материала на уроке нам предстоит:

1.  Посмотреть видеоурок, ответить на вопросы.

2. Изучить материал учебника.

3. Решить кроссворд в рабочей тетради.

4. Решить тест.

5. Ответить письменно на вопрос.

6. Подвести итоги.

(этапы урока вывешены на карточках на доску)

Дети принимают предложенную информацию.

Принятие предложенного плана изучения темы урока.

4.

Информационный этап (8 минут)

Предлагаю посмотреть видео урок.

Окружающий мир 4 класс ч.2, тема урока "Михаил Васильевич Ломоносов", с.101-104, Школа России.

При необходимости делаете себе заметки об услышанном.

Что узнали о М.В. Ломоносове?

Дети смотрят видеоурок. По необходимости делают себе заметки на черновике.

Отвечают на поставленный вопрос, пользуясь сделанными заметками.

Внимательное прослушивание видеоурока, при этом учатся выделять главное.

5.

Физминутка (2 минуты)

«Самолёт» Чударики Самолет детская зарядка, физминутка

Под музыку дети выполнят физминутку.

Умеют слушать музыку и точно выполнять движения.

 

Информационный этап (продолжение)

 (8 минут)

Сейчас будем работать с материалом учебника (учебник окружающего мира (часть 2), стр. 101-103). Читая, не забывайте делать пометки.

Что ещё узнали о великом человеке?

Читают материал учебника, делают пометки.

Отвечают на вопрос, пользуясь пометками.

Внимательное чтение с пониманием прочитанного, выделение главного.

6.

Диагностический/контрольный этап (15 минут)

Сейчас вам предстоит в паре заполнить кроссворд в рабочей тетради, с. 36. При решении кроссворда можно пользоваться тестом учебника.

Предлагаю решить тест.

В каком году родился М.В.Ломоносов?

А)1710

Б) 1711

В) 1712

Г) 1713

Кем был отец М.В.Ломоносова?

А) лесник

Б) рыбак

В) моряк

Запиши, как назвали односельчане судно Ломоносова,

В каких областях раскрылся талант М.В.Ломоносова?

А) физика

Б) химия

В) математика

Г) геология

Д) астрономия

Е) география

Ж) история

Проверяем тест (фронтально).

Посмотрите на слайд, послушайте, как о М.В. Ломоносове сказал великий русский писатель А.С.Пушкин.

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»

А.С.Пушкин

Давайте обсудим, почему А.С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом»?

Заполняют в паре кроссворд.

Решают тест, проверка.

Проверяют тест

Применение полученных знаний при решении кроссворда, теста.

Пишут, соблюдая правила русского языка.

Грамотно формулируют свои ответы.

7.

Рефлексия (5 минут)

Вернёмся к пословице, которую разбирали вначале урока. Как она связана с темой нашего урока?

Оцените свою работу на уроке, обосновывая свой выбор.

На слайде.

Я работал с удовольствием.

Мне было интересно.

Я устал.

Выскажи своё мнение.

Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения Стаса Бакаева.

О, гений! О,  ученый! О,  философ!
Творец  ума - Михайло Ломоносов!
В веках  почтенный, гордый  Сын. 
Отечества прославленных седин...

В избе крестьянской и  убогой,
В семье рыбацкой у воды.
Родился сын - избранник Бога!
Творец из  Северной Двины.

Для прославления   Державы,
Себя отдавший,   величаво.
Дарам научным - клад бесценный, 
Ума творений драгоценных. 
 
Открытиям - великих начинаний.
Истокам жизненных познаний.
Научных многочисленных трудов  -
Великое наследие веков.

Дети высказывают своё мнение.

Слушают стихотворение

Грамотно формулируют ответы.

Умеют оценивать свою работу.

Умеют слушать выступление товарищей.

8.

Консультативный этап (2минута)

Перечитать 101-103 с. учебника, выполнить задание в р. т., с. 37.

Помните, чтобы быть настоящим патриотом своей страны, надо каждому хорошо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.

Записывают домашнее задание

 

Материалы для урока:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока, 7 класс

Технологическая карта интегрированного урока география и информатика поможет учителю провести урок в соответствии ФГОС....

Технологическая карта к уроку алгебры в 9 классе "Корень третьей степени"

Технологическая карта к уроку -это развернутое планирование урока. В ней учитель продумывает и устраивает урок. ФГОС предполагает конспект урока в виде такой карты....

Технологическая карта обобщающего урока алгебры по теме "Интеграл" 11 класс УМК: Алимов Ш.А., Колягин Ю.М.

Технологичекая карта урока алгебры в 11 классе по теме "Интеграл" . УМК : Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. Цель урока: подготовка к контрольной работе....

Технологическая карта к уроку алгебры на тему: " Умножение одночлена на многочлен"

Технолгическая карта для учителя алгебры 7 класс на тему: " Умножение одночлена на многочлен"...

Технологическая карта к уроку алгебры 9 класс на тему: " Дробно-линейная функция и ее график"

Технологическая карта к уроку алгебры 9 класс на тему: " Дробно-линейная функция и ее график"...

Технологическая карта к уроку алгебры в 10 классе "Определение синуса, косинуса и тангенса угла"

Урок по предмету «Алгебра и начала математического анализа» для 10 класса по теме «Определение синуса, косинуса и тангенса угла». Урок открытия новых знаний. Ш.А. Алимов, Ю.М. ...