Технологическая карта к интегрированному уроку по статистике
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Кожух Татьяна Георгиевна

Интегрированный урок по статистике, статистика и информационно- коммуникационные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статистика37.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного  урока по статистике и теории вероятностей. Статистика и информатика

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Кожух Татьяна Георгиевна (учитель математики) и  Гуляева Светлана Александровна(учитель информатики)

Место работы

МБОУ «Школа №154 для обучающихся с ОВЗ»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Первый урок в теме Описательная статистика. Предмет «Статистика и теория вероятностей»

Тема урока

Среднее арифметическое числового набора

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

  •  урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Цель урока (конкретная, диагностируемая, измеримая):

Овладение навыком нахождения среднего арифметического числового набора

Задачи урока (действия по достижению цели, поэтому каждая задача решается посредством подобранных заданий, которые могут быть дифференцированными по степени сложности, практико-ориентированными):

  1. Познакомить учащихся с определением среднего арифметического числового набора.
  2. Находить среднее арифметическое числового набора по формуле и используя электронные таблицы
  3. Уметь применять полученные  знания на практике

Планируемые результаты (поРП):

Личностные

Метапредметные, базовые учебные действия

Предметные

Развивают самостоятельность, планирование собственной деятельности

Воспитывают

1) уважение к личности и ее достоинству,

2) способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,

3) устойчивый познавательный интерес

4) умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Анализируют, сравнивают, обобщают

Развивают навыки устного счета.

Умеют применить на практике: при различных подсчетах, в том числе и с помощью компьютерных технологий, а также на других уроках.

Знают определение среднего арифметического. Умеют применять его при решении упражнений, задач.

Умеют в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое», «правило нахождения среднего арифметического».

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

- Мы продолжаем знакомиться с новой наукой – статистикой, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о массовых явлениях, происходящих в природе и обществе. Узнаем статистические характеристики, такие как среднее арифметическое, размах, мода и где они применяются.

- Результаты статистических исследований широко используются для практических и научных выводов.

- Сегодня вы познакомитесь с одной из них. А о какой именно, вы сформулируйте сами чуть позже.

- А еще сегодня мы найдем эту характеристику не только обычным способом, но и с помощью компьютерной программы и посмотрим на практике,  как это делают работники статистических учреждений.

Мы получили усредненные значения по затрате времени на выполнение домашнего задания по двум предметам.

Иначе, это называется среднее арифметическое ряда чисел.

Поработайте в группах и попробуйте сформулировать: А что такое среднее арифметическое?

Среднее арифметическое– это частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные заданиядля актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

- Вы все выполнили мою просьбу, и дали мне данные о затраченном времени на выполнение домашнего задания по математике и литературе. Получились такие ряды чисел: математика - 15, 21, 17, 25, 24; литература - 15, 13, 14, 16, 20. (на доске оформлено)

- Глядя на этот числовой ряд какие выводы можно сделать?

Этап 1.3. Целеполагание совместно с учащимися

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

- Имея этот ряд данных, можно определить, сколько минут в среднем затратили вы на выполнение домашнего задания по каждому предмету.

- Первый ряд будет определять по математике, второй ряд по литературе.

- Что для этого мы с вами делаем? 1. Найти сумму всех чисел

2. Сосчитать количество данных

3. Сумму разделить на количество.

- Работаем в группах по алгоритму. Что получилось у каждой группы? Какие выводы можно получить из этой информации?

- Мы получили усредненные значения по затрате времени на выполнение домашнего задания по двум предметам.

Иначе, это называется среднее арифметическое ряда чисел.

- Поработайте в группах и попробуйте сформулировать: А что такое среднее арифметическое?

Среднее арифметическое– это частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

Как вы думаете, ребята, зачем нужно знать такую статистическую характеристику?

Как называется эта характеристика? Какова же тема нашего урока?

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Тренировочные упражнения. – Формирование знаний и умений нахождения статистической характеристики: среднее арифметическое

Решение задач. Работа по учебнику алгебры, 7 класс № 171, 177.

№ 171. (таблицы не переносить в тетрадь) Задача на определение среднего ежемесячного расхода электроэнергии некоторой семьей

Решение:  Ср. = (85+80+74+61+54+34+32+32+62+78+81+82): 12 = 755: 12 = 62.92 примерно 63кВТ

Ответ: 63кВТ

№ 177. (таблицы не переносить в тетрадь)Расчет среднего арифметического числа деталей, изготовленных 11 ю рабочими.

Решение:

Ср. = (38+42+36+45+48+45+45+42+40+47+39): 11 = 467 : 11 = 42.4 , примерно 42 д.

Ответ: Ср. = 42 д.

Как вы думайте зачем люди изобрели компьютер? (для облегчения работы с информацией)

С помощью каких устройств удобнее осуществлять обработку больших массивов числовой информации? (калькулятор, компьютер)

Как вы думайте,  когда нужен калькулятор, а когда компьютер?

Посмотрите еще следующее задание. Взять из учебника по статистике №52

Сможем мы ли быстро сосчитать сумму такого большого массива данных?

Какое устройство может нам с этой задачей справится быстро? (калькулятор и компьютер)

Мы сегодня поработаем с помощью компьютера и научимся находить среднее арифметическое с помощью табличного процессора Excel

Теперь пересаживаемся за компьютеры. Для того чтобы научится находить среднее арифметическое числового набора с помощью компьютера необходимо загрузить программу табличный процессор Excel. Данная программа умеет работать с числовыми наборами. На уроках информатики вы познакомитесь с данной программой более углубленно, а пока мы посмотрим только на возможности обработки статистических данных. Посмотрите, как выглядит рабочее поле документа.

Что вы видите? (клеточки, таблицу) Этот фрагмент электронной таблицы называется ячейкой, у нее есть адрес. Это пересечение столбцов и строк. (как в шахматах или игре «Морской бой»). В них вносят числовые данные. Еще на панели инструментов есть строка – строка формул. С помощью нее мы выбираем операции над числами (функции).  Давайте вместе найдем такую функцию СРЗНАЧ. Эта функция нам и поможет найти среднее арифметическое.

Работаем по следующему алгоритму:

  1. Находим и открываем программу Excel (ищем по данному значку на рабочем столе)
  2. Заполняем данные по образцу
  3. Выделяем ячейку, в которой будет стоять значение среднего арифметического
  4. Набираем на клавиатуре знак =
  5. Переходим на строку выбора формулы, выбираем СРЗНАЧ
  6. Выделяем числа у которых необходимо среднее значение
  7. Нажимаем на клавишу ENTER

Готово! Но, хочу обратить ваше внимание еще на то, что при замене значений в ячейках – формула всё автоматически пересчитает.

Как вы думайте на каком устройстве быстрее посчитать? В чем еще преимущество компьютера перед калькулятором?

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Самостоятельная работа.

1) Найдите среднее арифметическое ряда чисел:

4, 7, 6, 1, 2, 8, 9, 11

2) В течение четверти ученица получила следующие отметки по алгебре:

2, 2, 2, 3, 3, 4, 4, 4, 4, 5. Какова будет оценка за четверть?

Взаимопроверка решения с помощью компьютерам

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Весы в равновесии с разными гирьками

Продемострировать работу весов с различными грузиками. Смотрим ВИДЕОРОЛИК 

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Среднее арифметическое имеет ясный физический смысл. Если все числа набора данных расположить на числовой прямой и мысленно поместить в каждую из полученных точек одинаковый груз, то среднее арифметическое окажется в точке равновесия. То есть, если «положить» эту нагруженную числовую ось на опору, то система окажется в равновесии, если опора придется в точности на среднее арифметические числа набора.

Работа с учебником стр.33 выписать в тетрадь и недостатки среднего арифметического.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

№173,174 учебник алгебры 7 класс. Задания, как из среднего арифметического найти другие параметры задачи, так называемые задачи обратные. Ну и еще из других областей наук, других предметов.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Ребята, Согласны ли вы с утверждением, что

Среднее арифметическое имеет ясный физический смысл – «точка равновесия массива данных».

Среднее арифметическое разумно и удобно применять для суммируемых величин (объем производства, доходы, расходы, численность населения).

Вести расчеты больших данных лучше в компьютерных программах

Ребята! Поднимите смайлики, какое настроение у вас в конце этого урока?  Выставление оценок с комментированием учителя.

Этап 5.2.Домашнее задание

Сосчитать среднее арифметическое чисел (диктуем )и проверить с помощью калькулятора или компьютерной программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к интегрированному уроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»

Урок разработан учителем истории высшей категории Никитиной Е.Г. и учителем математики высшей категории Сменцовской Е.А. Сетевой урок обобщения и систематизации знаний и способов действий по тема...

Технологическая карта к интегрированному уроку(математика-русский язык)

Интегрированный урок русского языка и математики 5 класс - путешесткие на остров....

Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...

Технологическая карта к интегрированному уроку по химии и биологии на тему "Белки"

Данная технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС...

Технологическая карта построения интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе компенсирующей направленности на тему "На весенней полянке"

Технологическая карта содержит задачи, предпосылки УУД, этапы интегрированной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе....

Технологическая карта внеурочного интегрированного мероприятия«Песни народов мира»

Технологическая карта внеурочного интегрированного мероприятия«Песни народов мира»...