РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по математике «Задачи и параметры » 10-11 кл,реализация 2023-2025
рабочая программа по алгебре (10, 11 класс)

Ионга Ирина Николаевна

**Целью данного курса является развитие представлений об исследовательской деятельности в математике через решение уравнений, неравенств систем, расширение представлений школьников о математике и своих собственных возможностях и научное обоснование методов их решения, а также формирование логического мышления и математической культуры у школьников.

Данный курс может иметь существенное образовательное значение для изучения алгебры. Он призван способствовать решению следующих задач:

1. Овладению системой знаний об уравнениях с параметром как о семействе уравнений, что исключительно важно для целостного осмысления свойств уравнений и неравенств, их особенностей.

2. Формированию логического мышления учащихся.

3. Вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по данному курсу

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация290.15 КБ
Microsoft Office document icon программа фак курса92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Факультативный курс по математике « Задачи и параметр» Класс : 10-11 Срок реализации: 2023-2025 учебный год Ионга И.Н., высшая квалификационная категория. Когалым,2023

Слайд 2

На ЕГЭ часто встречаются задачи с параметрами. В школьном курсе математики эти задачи рассматриваются пока крайне редко, бессистемно, поэтому при решении таких задач у учащихся обычно возникают затруднения. Данный курс разработан с использованием простых методик обучения решению задач, которые помогают учащимся успешно сдавать экзамены по математике.

Слайд 3

-развитие представлений об исследовательской деятельности в математике через решение уравнений, неравенств систем; - расширение представлений школьников о математике и своих собственных возможностях; -научное обоснование методов их решения, а также формирование логического мышления и математической культуры. Целью данного курса является

Слайд 4

После освоения курса учащийся будет иметь представление о параметрических уравнениях, неравенствах, системах уравнений и неравенств. Учащийся будет знать : - понятие параметра, - что значит решить уравнение с параметром, неравенство с параметром, систему уравнений и неравенств с параметром; - основные способы решения различных уравнений, неравенств и систем уравнений и неравенств с параметром (линейных и квадратных). Учащийся будет уметь : - определять вид уравнения (неравенства) с параметром; - выполнять равносильные преобразования; - применять аналитический или функционально-графический способы для решения задач с параметром; - выбирать и записывать ответ.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по математике

 «Задачи и параметры »

Классы:   10-11

Составитель: Ионга И.Н.,

высшая квалификационная категория.

Срок реализации: 2023-2025 учебный год

КОГАЛЫМ, 2023

                                Пояснительная записка

Программа курса предназначена для углубления знаний по математике, для поддержки основного базового курса, а так же для ориентации учащихся в выборе профиля обучения и индивидуального образовательного пути.

Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников навыков организации умственного труда и самообразования, распознание и раскрытие их способностей. Учащиеся пройдут путь от решения простейших уравнений и неравенств с параметрами до открытия алгоритмов и способов решения заданий с параметрами.

Данный курс по математике для учащихся 10- 11 классов, является предметно – ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний учащихся, связанного с понятием модуля числа и аспектами его применения. Решение уравнений и неравенств содержащих параметры, - один из труднейших разделов школьного курса. Для курса характерна практическая направленность. Его основное содержание составляют учебные задачи. Часть из них приводится с полным решением, иллюстрирующим тот или иной метод. Другие предлагаются для самостоятельной работы. Правильность выполнения этих заданий контролируется посредством приведенных ответов. Изложение практических приемов решения сопровождается необходимыми теоретическими сведениями. Курс направлен на углубленное изучение математики, расширение их кругозора, так как знание приведенного учебного материала будут способствовать более полному и глубокому усвоению таких базовых понятий математики как предел и производная. Кроме того, задания единого экзамена по математике предполагают умение оперировать с модулем.

Целью данного курса является развитие представлений об исследовательской деятельности в математике через решение уравнений, неравенств систем, расширение представлений школьников о математике и своих собственных возможностях и научное обоснование методов их решения, а также формирование логического мышления и математической культуры у школьников.

Данный курс может иметь существенное образовательное значение для изучения алгебры. Он призван способствовать решению следующих задач:

1. Овладению системой знаний об уравнениях с параметром как о семействе уравнений, что исключительно важно для целостного осмысления свойств уравнений и неравенств, их особенностей.

2. Формированию логического мышления учащихся.

3. Вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по данному курсу

Настоящая программа разработана на основе пособий:

Е. А. Полякова, Уравнения и неравенства с параметрами в профильном 10-11 классах. Методические рекомендации и поурочное планирование. - М.: ИЛЕКСА, 2016. -96с. (серия «Математика: факультативный  курс»).

С. А. Субханкулова, Задачи с параметрами. – М.: ИЛЕКСА, 2017. -208с. (серия «Математика: факультативный  курс»).

Курс даст возможность познакомиться с научно-популярной литературой по теме, провести самостоятельный поиск и изучение информации, провести необходимое самостоятельное исследование (индивидуально или в группе). Это даст возможность каждому школьнику соотнести свои потребности («хочу») со своими возможностями («могу»).

Средствами для осуществления этой работы являются задания, которые предлагаются учащимся, а также тематика исследовательских проектов на выбор учащихся. Предполагается использование таких форм как лекции, лекции с элементами беседы, семинары. Занятия посвящены решению проблемных ситуаций, разработке мини – теорий в группах, обсуждению результатов. Индивидуальных и коллективных исследований.

После освоения курса учащийся должен иметь представление  о параметрических уравнениях, неравенствах, системах уравнений и неравенств.

Учащийся должен знать:

- понятие параметра,

- что значит решить уравнение с параметром, неравенство с параметром, систему

  уравнений и неравенств с параметром;

- основные способы решения различных уравнений, неравенств и систем уравнений

  и неравенств с параметром (линейных и квадратных).

Учащийся должен уметь:

- определять вид уравнения (неравенства) с параметром;

- выполнять равносильные преобразования;  

- применять аналитический или функционально-графический способы для решения задач с параметром;

- выбирать и записывать ответ.

Учащийся должен владеть:

- анализом и самоконтролем;

- исследованием ситуаций, в которых результат принимает те или иные количественные или качественные формы.

Программа факультативного курса считается усвоенной учеником, если он положительно выполнил промежуточный и итоговый контроль, посетил не менее 80% занятий.

УМК:

1.Е. А. Полякова, Уравнения и неравенства с параметрами в профильном 10-11 классах. Методические рекомендации и поурочное планирование. - М.: ИЛЕКСА, 2016. -96с. (серия «Математика: факультативный курс»).

2.С. А. Субханкулова, Задачи с параметрами. – М.: ИЛЕКСА, 2017. -208с. (серия «Математика: факультативный курс»).

3.«Математика.10 -11 классы. Решение уравнений и неравенств с параметрами: элективный курс» авт.-сост. Д.Ф. Айвазян. – Волгоград: учитель, 2019.

4.Локоть В.В. Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы: Учебное пособие. – М.: АРТИ, 2015.

5.С.В. Посысоева «Уравнение с параметрами». Г. Волгоград, 2017.

Локоть В.В. Задачи с параметрами. Применение свойств функций, преобразование неравенств: Учебное пособие. – М.: АРТИ, 2017.

Содержательная часть программы:

Тематическое содержание

 содержание

Сроки

1 - 3.

Введение «Что такое задачи с параметрами». Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным

Знакомство с целями и задачами курса. Вводная диагностика понятий «Функция», «уравнение и его корни», «неравенство и его решение» для определения уровня готовности к  усвоению курса и анализ её результатов. Рассматривается понятие параметра, форма  записи ответа в уравнениях  в зависимости от значений параметра. Повторяется алгоритм решения уравнений I степени и уравнений, сводимых к линейным, с параметром, на корни которых наложены дополнительные условия Итогом занятий является выполнение самостоятельной работы.

Сентябрь

4 - 6

Линейные неравенства и неравенства, приводимые к линейным

Уроки посвящены формированию умений решать линейные неравенства, содержащие параметр, и неравенства с параметром, приводимые к линейным. На занятиях обеспечиваются благоприятные условия для дифференцированного обучения, создаются условия для самостоятельной и творческой работы учащихся. Итогом занятий является выполнение самостоятельной работы.

Сентябрь, октябрь,

7 - 9

Квадратные уравнения и уравнения приводимые к квадратным.

Предназначены для знакомства с особенностями координатно-параметрического метода решение линейных и квадратных уравнений с параметрами; отработки умений преобразовывать заданное уравнение к виду, используемому в данном  методе и выбору ответа. Итогом занятий является выполнение самостоятельной работы.

октябрь, ноябрь

10-12

Квадратные неравенства.

Уроки посвящены формированию умений решать квадратные неравенства, содержащие параметр, и неравенства с параметром. Для закрепления знаний предлагается широкий круг заданий. Итогом занятий является выполнение самостоятельной работы.

ноябрь

13-15

Алгоритмический подход в решении уравнений и неравенств с параметрами.

Занятия направлены на изучение аналитического способа решений квадратных уравнений и неравенств с параметром, а так же уравнений, сводящимся к ним.

декабрь

16-19

Задачи, связанные с исследованием корней квадратного трехчлена.

На занятиях систематизируются, обобщаются знания и умения учащихся по применению предыдущего материала  при решении уравнений, приводимых к квадратным. Проводятся промежуточный и итоговый контроль в виде самостоятельной работы.

декабрь, январь

20-23

Решение систем уравнений и неравенств с параметром

На данных уроках повторяются условия, при которых система линейных уравнений имеет единственное решение, бесконечное множество решений, не имеет решений. На конкретных примерах формируются умения определять число решений систем линейных уравнений с параметрами.

февраль

24-27

Графические приемы при решении задач с параметрами (метод областей).

Рассматриваются функциональный и графический методы решения линейных, квадратных  уравнений с параметрами, влияние параметров на расположение графиков функций; анализируются рисунки, содержащие графики функций. В конце каждого занятия предложен набор заданий для практикума

февраль

28

Зачетная работа

На занятии обобщаются и систематизируются знания и умения учащихся по теме курса. Предлагается набор обязательных и дополнительных заданий.

март

29-32

Применение производной при решении некоторых задач с параметрами.

На занятиях повторяются графический и аналитический методы решения квадратных неравенств. Формируются умения и навыки решения квадратных неравенств с параметром. Итогом занятий является выполнение самостоятельной работы.

Апрель,май

33-34

Зачетная работа

Итоговый тест по теме «Решение линейных уравнений и неравенств с параметром» и его обсуждение. Урок посвящено контролю усвоения знаний по данной теме (тест ЕГЭ).

май

Учебно-тематический план.

Тема курса

Всего часов

Лек

ции

Семи

нары

Прак

тика

Форма контроля

1.

Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным

3

1

2

Самостоятельная работа № 1

2.

Линейные неравенства и неравенства, приводимые к линейным

3

1

2

Самостоятельная работа № 2

3.

Квадратные уравнения и уравнения приводимые к квадратным.

3

1

2

Самостоятельная работа № 3

4.

Квадратные неравенства.

3

1

2

Самостоятельная работа № 4

5.

Алгоритмический подход в решении уравнений и неравенств с параметрами.

3

3

6.

Задачи, связанные с исследованием корней квадратного трехчлена.

4

1

1

2

Самостоятельная работа № 5

7.

Решение систем уравнений и неравенств с параметром

4

1

3

8.

Графические приемы при решении задач с параметрами (метод областей).

4

1

3

9.

Зачетная работа.

1

1

10.

Применение производной при решении некоторых задач с параметрами.

4

1

3

11.

Зачетная работа.

2

2

Итого:

34

9

5

25

Тема 1. Организационное занятие.

Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным.

Знакомство учащихся с темой спецкурса и планом работы. Предназначено для знакомства учащихся с целями и задачами данного элективного курса, организацией занятий, требованиями к усвоению курса. На нем проводится входная диагностика по решению линейных и квадратных уравнений с последующим разбором решений. Определение уравнения с параметром. Связь с базовым курсом. Линейные уравнения. Правила решения уравнений. Методы решения уравнений. Уравнение стандартного вида. Уравнение с модулем. Метод интервалов. «Собирание» ответа при решении уравнений с параметрами. Сущность проверки. Схема решения уравнений, приводимых к линейным.

Тема 2. Линейные неравенства и неравенства, приводимые к линейным.

Определение линейного неравенства. Правила решения. Простейшие неравенства.   Исследование   решения.   Способы   решения.   Следование   и равносильность. Мини-теоремы. Схема решения неравенств, приводимых к линейным.

Тема 3. Квадратные уравнения и уравнения приводимые к квадратным.

 Определение квадратного уравнения. Виды. Способы решения. Замена переменной. Решение относительно параметра. Метод разложения. Решение с помощью графика квадратичной функции. Схема решения уравнений, приводимых к квадратным.

Тема 4. Квадратные неравенства.

Учащиеся изучают способы решения линейных неравенств с параметром и неравенств, приводимых к ним.Квадратные неравенства. Определение. Способы решения. Неравенства высших степеней. Дробно-рациональные неравенства. Метод интервалов. Аналитические способы решения неравенств. Схема решения неравенств. Решение с помощью графика квадратичной функции.

Тема 5. Алгоритмический подход в решении уравнений и неравенств с параметрами.

Предназначена для изучения основных приёмов решения уравнений с параметром I степени с одним неизвестным и уравнений, приводимых к линейным, содержащим параметр, а также для формирования умений решать задачи с выполнением условий на расположение корней. С помощью учебного исследования вывести учащихся на составление алгоритма решения уравнений и неравенств

Тема 6. Задачи, связанные с исследованием корней квадратного трехчлена.

Предназначена для овладения  способами решения квадратных уравнений и систем квадратных уравнений с параметром, а также квадратных неравенств с параметром и систем квадратных неравенств. Показать разнообразие тематики, методов решения, уровня сложности задач к теме «Квадратный трехчлен». Решение исследовательских задач. Исследование квадратного трехчлена для решения неравенств с параметром. Необходимые и достаточные условия. Мини-теоремы.

Тема 7. Решение систем уравнений и неравенств с параметром.

На занятиях формируются умения определять число решений систем линейных уравнений с параметром и решать системы линейных уравнений. Системы неравенств. Линейные системы. Определение. Число решений. Виды систем. Способы решения. Исследование количества решений систем. Некоторые теоремы о решении систем. Системы высших степеней. Системы уравнений 2- ой степени. Способ сложения. Подстановки. Замена переменной.

Тема 8. Графические приемы при решении задач с параметрами (метод областей).

 На занятиях рассматривается влияние параметра на расположение графиков линейной и квадратичной функций, формируются умения анализировать графики для выбора ответа. Графический способ решения. Геометрический способ решения.

 Тема 9. Зачетная работа.

Направлена на обобщение и систематизацию знаний и умений учащихся по темам элективного курса, на отработку навыков решения уравнений, неравенств и систем уравнений и неравенств с параметром. Решение задач, предлагавшихся на выпускных экзаменах в 11 классе.

Тема 10. Применение производной при решении некоторых задач с параметрами.

Направлена на изучение аналитического и функционально-графического способов решений квадратных уравнений с параметром и уравнений, сводящимся к ним.  Знакомство с типами задач с параметрами, в решении которых можно использовать аппарат математического анализа, изучаемого в школе.

Тема 11. Зачетная работа.

Предусматривает проведение итогового теста и обсуждение его результатов. Составляется из задач по всем разделам курса в 3 –х уровнях сложности. Используются пособия Е. А. Поляковой и С. А. Субханкуловой.

Решение задач, предлагавшихся на ЕГЭ в 2020 -2024 учебные годы.

Литература

1. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно-методические материалы по математике. М.: Илекса, Ставрополь: Сервис школа, 2002

2. В.В. Локоть. Задачи с параметрами. Учебное пособие.- М.:АРКТИ, 2013

3. Лебединская Е. А. и др.  Задания для обучения и развития учащихся, М.:Интелект-центр, 2002.

4. Журнал "Математика для школьников"

5. Газета "Математика".

6. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.- М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2015 г.,-328 с.

7. Ястрибинетский Г.А. Задачи с параметрами. Москва: Просвещение,1996-105с

8. Джиоев Н.Д. Нахождение графическим способом числа решений уравнения с параметром. - Математика в школе. – 1996-№2-с.54-57

9. Дорофеев Г.В. О задачах с параметрами, предлагаемых на вступительных экзаменах в ВУЗы. – Математика в школе.-1983 г.-№4- с.36-40

10. Кочарова К.С.Об уравнениях с параметром и модуле.- Математика в школе.-1995-№2-с.2-4

11. Азаров А.И., Гладун О.М., Федосенко В.С. Алгебраические уравнения и неравенства. Минск: «Тривиум», 1995 г.

12. Бояркина Г.П., Пащенко Г.Я. Задачи с параметрами. – Иркутск: Издательство ИрИИТ 2011.

13. А. Х. Шахмейстер. -Задачи с параметрами на экзаменах Серия математика – факультативные курсы Издательство МЦНМОЮ Петроглиф, Виктория плюс, 2019

14. 1С:Школа: Алгебраические задачи с параметрами. 9-11 классы Электронный обучающий комплекс. Компьютерная программа CD – ROM 2019

15. А. И. Козко, В. Г. Чирский - Задачи с параметрами Издательство МЦМНО. 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по математике по теме: «Уравнения с параметрами» для учащихся 9 класса.

Программа составлена для учащихся 9 класса. Программа разработана с учетом того, что в 7, 8 классах    велось преподавание по общеобразовательной программе. Занятие организуются с испол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по математике по теме: «Задачи с параметрами» для учащихся 9 класса.

Пояснительная записка.     Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочногои сознательного овладения учащимися системой математических знаний, умений,...

Рабочая программа факультативного курса по математике ""Задачи повышенной сложности"

Данный курс рассчитан на 34 часа в год.Целью курса является :Повысить интерес к предметуОвладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изу...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОКА «АНГЛИЙСКИЙ — МОЙ ВТОРОЙ ЯЗЫК»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В РАМКАХРЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОКА«АНГЛИЙСКИЙ — МОЙ ВТОРОЙ ЯЗЫК»...

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)

Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....