Программа курса по выбору Большое космическое путешествие
рабочая программа по астрономии (7 класс)

Курс по выбору для учащихся 7 класса по астрономии. Тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе курса по выбору

«Большое космическое путешествие»

для 7 класса

Рабочая программа курса по выбору «Большое космическое путешествие» для 7 класса разработана на основе рабочей программы  основного общего образования « Физика. 7-9 классы» (авторы: А. Е. Гуревич, Е. К. Страут) и программы  «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» (автор: Е. К. Страут).

В соответствии с  календарным учебным графиком на изучение курса  отведено 35 часов в год.

Рабочая программа внеурочного курса по выбору «Большое космическое путешествие» для 7 класса продолжает предметную линию программы внеурочного курса по выбору «Большое космическое путешествие» для 6 класса.

Цель программы курса по выбору «Большое космическое путешествие» для учащихся 7 класса:                 

а) формирование основополагающих знаний о естественнонаучной картине мира  , б) формирование научного представления о космосе и Вселенной , в) создание  условий для  самореализации  каждого учащегося  и его личностного роста.  

Планируемые результаты освоения курса:

Личностные: 

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма и уважения к Отечеству на примере  вклада, внесенного в развитие космической отрасли отечественными учеными и техниками;

- формирование устойчивых познавательных интересов, формирование мотивации к обучению и познанию;

- формирование научного мировоззрения на основе современных научных позиций;

- формирование навыков делового общения, способствующих социализации учащихся;

- формирование экологического мировоззрения, как неотъемлемой части формируемых знаний и действий.

Предметные:

- иметь  представления о взаимной общности научных взглядов на природу с точки зрения различных естественных дисциплин;

- знать о все возрастающей роли астрономии для решения практических задач человечества;

- уметь формулировать гипотезы для объяснения явлений космического масштаба и и приводить факты в качестве доводов;

- понимать влияние процессов на Солнце и в ближнем космосе на жизнь и климат на Земле;

- уметь производить простейшие астрономические вычисления;

- знать и понимать основы летоисчисления и календари;

- иметь научные представления и знания о Солнце, планетах, других телах Солнечной системе и их движении, о созвездиях и расположении некоторых из них на звездном небе,  о научном и практическом вкладе нашего Отечества в освоение и  изучение ближнего космоса;

-знать краткую историю отечественно космонавтики: даты, имена, заслуги и достижения выдающихся теоретических и практических исследователей космоса: Циолковского, Королева, Гагарина, Терешковой, Леонова и др.

-применять полученные знания  для интеллектуального роста и развития .

Метапредметные:

- уметь самостоятельно формулировать цели своего обучения в рамках курса по выбору «Большое космическое путешествие»;

-владеть основами самооценки для осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности и принятия решений;

- определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владеть навыками смыслового чтения и критического мышления;

- уметь формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение не в ущерб сотрудничества для решения поставленной задачи;

- владеть и развивать  все виды речи;

- формирование ИКТ-компетенции.

Содержание курса.

Планета Земля. Земля - планета Солнечной системы. Уникальность Земли. Влияние вращения на форму планеты. Вязь астрономии и географии – полюса, экватор. Полярный и экваториальный радиусы Земли. Географические координаты. Атмосфера Земли. Оптические явления в атмосфере. Отражение и преломление, рассеяние и искривление световых лучей. Полярные сияния. Серебристые облака. Восход и закон Солнца. Зеленый луч.

Основы летоисчисления. Вращение Земли, как основа счета времени. Небесная сфера и ее вращение. Полюсы мира и плоскость истинного горизонта. Небесный меридиан. Стороны горизонта. Высота светила и азимут. Кульминация светила. Зенитное расстояние. Звездные сутки. Небесный экватор. Склонение и прямое восхождение. Эклиптика – годичный путь Солнца. Экваториальные координаты Солнца. Дни равноденствий и солнцестояний. Определение географической широты по высоте полюса мира. Связь времени с географической долготой. Гринвичское  и местное время. Часовые пояса. Различие между местным и поясным временем. Декретное  и летнее время. Старый стиль и новый стиль. Определение високосных годов.

Солнце и планеты. Масса, размеры и температура Солнца. Вращение Солнца. Астероиды. Кометы. Карликовые планеты. Пояс астероидов. Облако Оорта и пояс Койпера. Метеорные потоки и связь их названия с радиантом.

Астрономические измерения. Лазерная локация Луны. Единицы расстояний в астрономии. Световой год, парсек.

Спутники планет. Физическая природа и происхождение спутников. Количество и размеры спутников у планет земной группы и планет гигантов. Наблюдения Рёмера. Луна-ближайшее небесное тело, ее природа. Движения Луны. Синодический и сидерический лунный месяц. Фазы Луны. Затмения. Сарос – временной промежуток череды повторяющихся лунных и солнечных затмений (18 лет 11 дней).

Большой космос. Наша Галактика – Млечный Путь. Ближайшие соседки: Андромеда, Магеллановы облака  и карликовые галактики. Формы и размеры галактик. Эволюция Вселенной.

Программа предусматривает домашние наблюдения за Луной, звездами и Солнцем в течение года.

Распределение часов по разделам

Раздел / количество часов

1

Планета Земля

5

2

Основы летоисчисления

14

3

Солнце и планеты

6

4

Астрономические измерения

3

5

Спутники планет. Луна

3

6

Большой космос

4

Итого                                                             35

Номер занятия

Тема занятия

Дата

Содержание раздела/темы

План

Факт

Планета Земля (5)

1

Форма и вращение  Земли. Полюс  и экватор.  Географические координаты.

Земля - планета Солнечной системы. Уникальность  Земли- атмосфера, гидросфера. Влияние вращения на форму планеты - геоид. Связь астрономии и географии – земные полюса, экватор. Полярный и экваториальный радиусы Земли. Географические координаты: широта и долгота. Оптические явления в атмосфере. Отражение и преломление, рассеяние и искривление световых лучей. Радуга, гало, световые столбы, зеленый луч.  Полярные сияния. Серебристые облака. Ложные Солнце и Луна, звездопады. Зеленый луч. Красная заря.Восход и закон Солнца.

2

Явления в атмосфере Земли: радуга, гало, световые столбы, зеленый луч.

3

Явления в атмосфере Земли: ложные Солнце и Луна, звездопады.

4

Аurora borealis. Серебристые облака.

5

Решение задач

Основы летоисчисления          (14 часов)

6

Небесная сфера: полюс мира и экватор.

Основные понятия небесной сферы. Горизонтальная и экваториальная система координат. Определение высоты светила над горизонтом и географической широты местности. Определение точек севера, юга, востока и запада по дневному и ночному небу. ПКЗН. Определение экваториальных координат Солнца в дни равноденствий и солнцестояний и звезд. Эклиптика – годичный путь Солнца. Кульминации светил. Истинные солнечные сутки. Время. Связь времени с географической долготой. Календарь: старый стиль и новый стиль. Правило счета високосных годов.

7

Смена дня и ночи. Звездная система координат, связанная с горизонтом.

8

Кульминации светил. Понятие суток.

9

Работа с подвижной картой звездного неба.

10

Решение задач

11

Создание макета горизонтальной системы координат

12

Звездное небо и его изменения в течение года. Эклиптика.

13

Экваториальная система координат

14

Дни равноденствий и солнцестояний.

15

Решение задач на определение звездных координат

16

Определение географической широты по астрономическим наблюдениям. Решение задач.

17

Время: всемирное и местное. Часовые пояса.

18

Солнечный календарь: юлианский и григорианский. Високосные годы.

19

Решение задач на счет времени

Солнце и планеты (6)

20

Физические характеристики Солнца

Солнце. Физические характеристики Солнца и его природа. Карликовые планеты, астероиды, кометы. Метеорные потоки, радиант.

21

Решение задач

22

Малые тела Солнечной системы: кометы, астероиды, карликовые планеты.

23

Пояс астероидов и кометные облака.

24

Метеорные потоки.

25

Решение задач

Астрономические измерения (3)

26

Масштабы  Галактики и Вселенной

Млечный Путь, его форма и  размеры. Расстояния до ближайших галактик. Способы измерения расстояний до космических объектов. Единицы расстояний в астрономии: световой год и парсек.

27

Локация Луны, как пример измерения расстояний в космосе.

28

Решение задач

Спутники планет. Луна (3)

29

Спутники

Природа Луны и других спутников. Движение Луны вокруг Земли и вокруг Солнца. Понятие сидерического (звездного) и синодического месяца. Уравнение синодического движения.

30

Изучение природы Луны

31

Лунный месяц. Фазы Луны. Сарос.

Большой космос (4)

32

Млечный Путь.

Млечный Путь и другие галактики. Типы галактик,  их размеры и расстояния до них. Типы галактик,  их размеры. Иерархическая структура Вселенной. Происхождение и эволюция Вселенной.

33

Другие галактики.

34

Прошлое и будущее Вселенной.

35

Итоговое занятие «Большое  космическое путешествие»

Список литературы:

1) Гуревич А.Е. Физика. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.Е.Гуревич, Е.К. Страут. 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа,2014. – 237 , [3]с : ил. ISBN 978-5-358-11783-9

2) Воронцов-Вельяминов, Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – М.: Дрофа, 2014. – 237, [3]с : ил., 8 л. цв. вкл.    ISBN 978-5-358-11700-6

3)Цесевич В.П. Что и как наблюдать на звездном небе.-6-е изд., пререраб. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984 –304 с.

4)Дубкова Светлана Ивановна. Сказки звездного неба.  Для младшего школьного возраста. Издательство «Белый город», 2004 г.

Интернет-ресурсы и программы: virnual sky, Alpha centaura, Stellarium, WordWide Telescope

Учебное оборудование: глобус Земли, глобус Луны, карта звездного неба,  таблицы по астрономии.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе курса по выбору

«Большое космическое путешествие»

для 7 класса

Рабочая программа курса по выбору «Большое космическое путешествие» для 7 класса разработана на основе рабочей программы  основного общего образования « Физика. 7-9 классы» (авторы: А. Е. Гуревич, Е. К. Страут) и программы  «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» (автор: Е. К. Страут).

В соответствии с  календарным учебным графиком на изучение курса  отведено 35 часов в год.

Рабочая программа внеурочного курса по выбору «Большое космическое путешествие» для 7 класса продолжает предметную линию программы внеурочного курса по выбору «Большое космическое путешествие» для 6 класса.

Цель программы курса по выбору «Большое космическое путешествие» для учащихся 7 класса:                 

а) формирование основополагающих знаний о естественнонаучной картине мира  , б) формирование научного представления о космосе и Вселенной , в) создание  условий для  самореализации  каждого учащегося  и его личностного роста.  

Планируемые результаты освоения курса:

Личностные: 

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма и уважения к Отечеству на примере  вклада, внесенного в развитие космической отрасли отечественными учеными и техниками;

- формирование устойчивых познавательных интересов, формирование мотивации к обучению и познанию;

- формирование научного мировоззрения на основе современных научных позиций;

- формирование навыков делового общения, способствующих социализации учащихся;

- формирование экологического мировоззрения, как неотъемлемой части формируемых знаний и действий.

Предметные:

- иметь  представления о взаимной общности научных взглядов на природу с точки зрения различных естественных дисциплин;

- знать о все возрастающей роли астрономии для решения практических задач человечества;

- уметь формулировать гипотезы для объяснения явлений космического масштаба и и приводить факты в качестве доводов;

- понимать влияние процессов на Солнце и в ближнем космосе на жизнь и климат на Земле;

- уметь производить простейшие астрономические вычисления;

- знать и понимать основы летоисчисления и календари;

- иметь научные представления и знания о Солнце, планетах, других телах Солнечной системе и их движении, о созвездиях и расположении некоторых из них на звездном небе,  о научном и практическом вкладе нашего Отечества в освоение и  изучение ближнего космоса;

-знать краткую историю отечественно космонавтики: даты, имена, заслуги и достижения выдающихся теоретических и практических исследователей космоса: Циолковского, Королева, Гагарина, Терешковой, Леонова и др.

-применять полученные знания  для интеллектуального роста и развития .

Метапредметные:

- уметь самостоятельно формулировать цели своего обучения в рамках курса по выбору «Большое космическое путешествие»;

-владеть основами самооценки для осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности и принятия решений;

- определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владеть навыками смыслового чтения и критического мышления;

- уметь формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение не в ущерб сотрудничества для решения поставленной задачи;

- владеть и развивать  все виды речи;

- формирование ИКТ-компетенции.

Содержание курса.

Планета Земля. Земля - планета Солнечной системы. Уникальность Земли. Влияние вращения на форму планеты. Вязь астрономии и географии – полюса, экватор. Полярный и экваториальный радиусы Земли. Географические координаты. Атмосфера Земли. Оптические явления в атмосфере. Отражение и преломление, рассеяние и искривление световых лучей. Полярные сияния. Серебристые облака. Восход и закон Солнца. Зеленый луч.

Основы летоисчисления. Вращение Земли, как основа счета времени. Небесная сфера и ее вращение. Полюсы мира и плоскость истинного горизонта. Небесный меридиан. Стороны горизонта. Высота светила и азимут. Кульминация светила. Зенитное расстояние. Звездные сутки. Небесный экватор. Склонение и прямое восхождение. Эклиптика – годичный путь Солнца. Экваториальные координаты Солнца. Дни равноденствий и солнцестояний. Определение географической широты по высоте полюса мира. Связь времени с географической долготой. Гринвичское  и местное время. Часовые пояса. Различие между местным и поясным временем. Декретное  и летнее время. Старый стиль и новый стиль. Определение високосных годов.

Солнце и планеты. Масса, размеры и температура Солнца. Вращение Солнца. Астероиды. Кометы. Карликовые планеты. Пояс астероидов. Облако Оорта и пояс Койпера. Метеорные потоки и связь их названия с радиантом.

Астрономические измерения. Лазерная локация Луны. Единицы расстояний в астрономии. Световой год, парсек.

Спутники планет. Физическая природа и происхождение спутников. Количество и размеры спутников у планет земной группы и планет гигантов. Наблюдения Рёмера. Луна-ближайшее небесное тело, ее природа. Движения Луны. Синодический и сидерический лунный месяц. Фазы Луны. Затмения. Сарос – временной промежуток череды повторяющихся лунных и солнечных затмений (18 лет 11 дней).

Большой космос. Наша Галактика – Млечный Путь. Ближайшие соседки: Андромеда, Магеллановы облака  и карликовые галактики. Формы и размеры галактик. Эволюция Вселенной.

Программа предусматривает домашние наблюдения за Луной, звездами и Солнцем в течение года.

Распределение часов по разделам

Раздел / количество часов

1

Планета Земля

5

2

Основы летоисчисления

14

3

Солнце и планеты

6

4

Астрономические измерения

3

5

Спутники планет. Луна

3

6

Большой космос

4

Итого                                                             35

Номер занятия

Тема занятия

Дата

Содержание раздела/темы

План

Факт

Планета Земля (5)

1

Форма и вращение  Земли. Полюс  и экватор.  Географические координаты.

Земля - планета Солнечной системы. Уникальность  Земли- атмосфера, гидросфера. Влияние вращения на форму планеты - геоид. Связь астрономии и географии – земные полюса, экватор. Полярный и экваториальный радиусы Земли. Географические координаты: широта и долгота. Оптические явления в атмосфере. Отражение и преломление, рассеяние и искривление световых лучей. Радуга, гало, световые столбы, зеленый луч.  Полярные сияния. Серебристые облака. Ложные Солнце и Луна, звездопады. Зеленый луч. Красная заря.Восход и закон Солнца.

2

Явления в атмосфере Земли: радуга, гало, световые столбы, зеленый луч.

3

Явления в атмосфере Земли: ложные Солнце и Луна, звездопады.

4

Аurora borealis. Серебристые облака.

5

Решение задач

Основы летоисчисления          (14 часов)

6

Небесная сфера: полюс мира и экватор.

Основные понятия небесной сферы. Горизонтальная и экваториальная система координат. Определение высоты светила над горизонтом и географической широты местности. Определение точек севера, юга, востока и запада по дневному и ночному небу. ПКЗН. Определение экваториальных координат Солнца в дни равноденствий и солнцестояний и звезд. Эклиптика – годичный путь Солнца. Кульминации светил. Истинные солнечные сутки. Время. Связь времени с географической долготой. Календарь: старый стиль и новый стиль. Правило счета високосных годов.

7

Смена дня и ночи. Звездная система координат, связанная с горизонтом.

8

Кульминации светил. Понятие суток.

9

Работа с подвижной картой звездного неба.

10

Решение задач

11

Создание макета горизонтальной системы координат

12

Звездное небо и его изменения в течение года. Эклиптика.

13

Экваториальная система координат

14

Дни равноденствий и солнцестояний.

15

Решение задач на определение звездных координат

16

Определение географической широты по астрономическим наблюдениям. Решение задач.

17

Время: всемирное и местное. Часовые пояса.

18

Солнечный календарь: юлианский и григорианский. Високосные годы.

19

Решение задач на счет времени

Солнце и планеты (6)

20

Физические характеристики Солнца

Солнце. Физические характеристики Солнца и его природа. Карликовые планеты, астероиды, кометы. Метеорные потоки, радиант.

21

Решение задач

22

Малые тела Солнечной системы: кометы, астероиды, карликовые планеты.

23

Пояс астероидов и кометные облака.

24

Метеорные потоки.

25

Решение задач

Астрономические измерения (3)

26

Масштабы  Галактики и Вселенной

Млечный Путь, его форма и  размеры. Расстояния до ближайших галактик. Способы измерения расстояний до космических объектов. Единицы расстояний в астрономии: световой год и парсек.

27

Локация Луны, как пример измерения расстояний в космосе.

28

Решение задач

Спутники планет. Луна (3)

29

Спутники

Природа Луны и других спутников. Движение Луны вокруг Земли и вокруг Солнца. Понятие сидерического (звездного) и синодического месяца. Уравнение синодического движения.

30

Изучение природы Луны

31

Лунный месяц. Фазы Луны. Сарос.

Большой космос (4)

32

Млечный Путь.

Млечный Путь и другие галактики. Типы галактик,  их размеры и расстояния до них. Типы галактик,  их размеры. Иерархическая структура Вселенной. Происхождение и эволюция Вселенной.

33

Другие галактики.

34

Прошлое и будущее Вселенной.

35

Итоговое занятие «Большое  космическое путешествие»

Список литературы:

1) Гуревич А.Е. Физика. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.Е.Гуревич, Е.К. Страут. 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа,2014. – 237 , [3]с : ил. ISBN 978-5-358-11783-9

2) Воронцов-Вельяминов, Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – М.: Дрофа, 2014. – 237, [3]с : ил., 8 л. цв. вкл.    ISBN 978-5-358-11700-6

3)Цесевич В.П. Что и как наблюдать на звездном небе.-6-е изд., пререраб. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984 –304 с.

4)Дубкова Светлана Ивановна. Сказки звездного неба.  Для младшего школьного возраста. Издательство «Белый город», 2004 г.

Интернет-ресурсы и программы: virnual sky, Alpha centaura, Stellarium, WordWide Telescope

Учебное оборудование: глобус Земли, глобус Луны, карта звездного неба,  таблицы по астрономии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Большое космическое путешествие" 5 класс

Урок-игра "Большое космическое путешествие" в форме познавательной игры позволяет закрепить и обощить знания по теме "Вселенная" в курсе Природоведения в 5 классе....

Сценарий познавательно - развлекательной игры-соревнования «Большое космическое путешествие»

Познавательно - развлекательная игра-соревнование «Большое космическое путешествие», посвященная Дню космонавтики, для детей в возрасте с 9 до 16 лет ...

Программа летнего лагеря "Большое космическое путешествие"

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течени...

Большое космическое путешествие

Уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Мириады мерцающих  ночных светил заставляли людей уноситься мыслью в безбр...

Большое космическое путешествие

Все дети рисуют… Рисуют много и увлеченно. Все дети мечтают. Мечтают о чем-то большом, светлом и чистом…Я педагог изобразительного искусства. Когда готовлюсь к урокам, четко знаю: на уроке ученику дол...

Большое космическое путешествие

Урок природоведения тема"Большое космическое путешествие Обобщение раздела «Вселенная»" Цель урока: В форме познавательной игры закрепить и обобщить знания по теме «Вселенная»...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Большое космическое путешествие"

Форма организации работы по программе – игра «Большое космическое путешествие». С наступлением летних каникул жители Республики Мальчишек и Девчонок  отправляются в космическое путешествие вместе...