Проект урока астрономии "Звезды и созвездия" 10 класс, УМК Воронцов-Вильяминов
учебно-методический материал по астрономии (10 класс)

Коробицына Евгения Леонидовна

Проект  урока  по  астрономии в 10  классе УМК Воронцов-Вильяминов. Тема: "Звезды и созвездия". Содержит конспект урока, технологическую карту урока,  тест для  проверки изученного  материала и презентацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок в 11 классе Звезды и созвездия Астрономический брейн -ринг Автор : Коробицына Е. Л., учитель физики и математики ГБПОУ СО « Богдановичский политехникум» СП кадетская (казачья) школа – интернат Первый Уральский казачий кадетский корпус.

Слайд 2

« Интеллектуальный брейн -ринг». 2 3 5 4 6 7 8 1 9

Слайд 3

Вопрос 1 В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе?

Слайд 4

Какие типы небесных тел вам известны? Вопрос 2

Слайд 5

Вопрос 3 Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются?

Слайд 6

Вопрос 4 Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора?

Слайд 7

Вопрос 5 По своему линейному размеру диаметр Солнца больше диаметра Луны примерно в 400 раз. Почему их угловые диаметры почти равны?

Слайд 8

Вопрос 6 Решение каких задач занимается небесная механика?

Слайд 9

Вопрос 7 Каково увеличение телескопа, если в качестве его объектива используется линза, оптическая сила которой 0,4 дптр , а в качестве окуляра линза с оптической силой 10 дптр ?

Слайд 10

Вопрос 8 Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете?

Слайд 11

Вопрос 9 Какие координаты светил называются горизонтальными?

Слайд 12

Молодцы !!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если ночью не заснуть И на небо нам взглянуть, То увидеть сможешь ты Звёзды дивной красоты. Мир созвездий полон красок, Много ходит о нем сказок. Эти сказки, как все знают, Греки мифами считают. Ах, какие очертания! Греки дали им названия! На чёрном бархате небес Стоит с дубинкой Геркулес, Телец восторженно блестит Альдебарана красным глазом. А вот Плеяды собрались, Да всем семейством разом! И тут же звездный Зодиак. Ты знаешь, выглядит он как?

Слайд 2

Урок в 11 классе Звезды и созвездия Автор : Коробицына Е. Л., учитель физики и математики ГБПОУ СО « Богдановичский политехникум» СП кадетская (казачья) школа – интернат Первый Уральский казачий кадетский корпус.

Слайд 3

Сегодня на уроке: Мы узнаем, что такое звезда, созвездие, звездная величина; Рассмотрим основные звёзды и созвездия; Научимся работать с подвижной картой звездного неба; Научимся определять Полярную звезду и ориентироваться по ней на местности.

Слайд 4

Добываем информацию !!! Учебник « Астрономия » стр. 20-23 § 3 «Звезды и созвездия »

Слайд 5

В глубокой древности люди мысленно объединили звёзды в определенные фигуры ( созвездия ), которым дали имена героев греческих мифов и легенд, а также мифических существ, с которыми эти герои сражались. Созвездие «Геркулес» из атласа Гевелия Созвездие «Телец» из атласа Гевелия Созвездие «Персей» из атласа Гевелия Созвездие «Кит» из атласа Гевелия

Слайд 6

Созвездиями называются определенные участки звёздного неба, разделенные между собой строго установленными границами. Всего – 88 созвездий.

Слайд 7

1922г. Международный астрономический союз разделил все небо на 88 созвездий, а в 1928году установил окончательно границы

Слайд 8

Ковш Большой Медведицы –самая известная группа звёзд в Северном полушарии

Слайд 9

Звезда́ — массивный газовый шар, излучающий свет и удерживаемый в состоянии равновесия силами собственной гравитации и внутренним давлением, в недрах которого происходят (или происходили ранее) реакции термоядерного синтеза. ( векипедия )

Слайд 10

Все звёзды, видимые на небе невооружённым глазом, Гиппарх во II в. до н.э. разделил на шесть звёздных величин . Самые яркие (их на небе менее 20) - звёзды первой величины. Едва различимые невооружённым глазом – звёзды шестой величины.

Слайд 11

В каждом созвездии звёзды обозначаются буквами греческого алфавита в порядке убывания их яркости. Наиболее яркая в созвездии звезда обозначается буквой α (альфа), вторая по яркости - β (бета) и т.д.

Слайд 12

Примерно 300 звёзд получили собственные имена арабского и греческого происхождения.

Слайд 13

Средняя звезда в ручке ковша Большой Медведицы называется Мицар , что по-арабски означает «конь». Рядом с Мицаром можно видеть более слабую звёздочку четвёртой величины, которую назвали Алькор – «всадник». По этой звезде проверяли качество зрения у арабских воинов несколько веков назад .

Слайд 14

По ковшу Большой Медведицы легко отыскать на небе Полярную звезду – α Малой Медведицы. Полярная – звезда второй величины и в число самых ярких звёзд неба не входит.

Слайд 15

Для чего нужно знать, где находится Полярная звезда? Она показывает направление на СЕВЕР !

Слайд 16

Блеск звезды - величина , характеризующая освещённость, которая создаётся звездой на плоскости, перпендикулярной падающим лучам. Единицей измерения блеска звезды служит звёздная величина .

Слайд 17

Звезда первой величины в 2,512 раза ярче звезды второй величины. Звезда второй величины в 2,512 раза ярче звезды третьей величины. Несколько звёзд были отнесены к звёздам нулевой величины , потому что их блеск оказался в 2,512 раза больше, чем у звёзд первой величины.

Слайд 18

Самая яркая звезда ночного неба – Сириус ( α Большого Пса) получила отрицательную звёздную величину -1,5. Телескоп «Хаббл» позволил получить изображение предельно слабых объектов – до тридцатой звездной величины.

Слайд 19

Что нового мы узнали? Что называется созвездием? Как обозначаются звёзды в созвездиях? Звёздная величина Веги равна 0,03, а звёздная величина Денеба составляет 1,25. Какая из этих звёзд ярче? Во сколько раз звезды первой величины ярче звезд шестой величины?

Слайд 20

Созвездиями называются определенные участки звёздного неба, разделенные между собой строго установленными границами. Всего – 88 созвездий.

Слайд 21

В каждом созвездии звёзды обозначаются буквами греческого алфавита в порядке убывания их яркости. Наиболее яркая в созвездии звезда обозначается буквой α (альфа), вторая по яркости - β (бета) и т.д.

Слайд 22

Чем меньше числовое значение звездной величины, тем ярче звезда. В нашем случае, безусловно, Вега ярче Денеба.

Слайд 23

Самые яркие звёзды неба — звёзды первой величины — примерно в 100 раз ярче самых слабых, видимых глазом — звёзд шестой величины.

Слайд 24

Молодцы !!!

Слайд 25

Работа с подвижной картой звездного неба

Слайд 26

Работа с ПКЗН Задание 1. Найти созвездия, расположенные между севером и югом 10 октября в 21 час. Задание 2. Будут ли видны созвездия Девы, Рака, Весов в полночь 15 сентября? Какое созвездие в это же время будет находиться вблизи горизонта на севере? Задание 3. Какие из перечисленных созвездий: Малая Медведица, Волопас, Возничий, Орион для данной широты будут незаходящими?

Слайд 27

Чему мы научились? Как найти на небе созвездие Большой и Малой Медведицы? Как найти на ПКЗН созвездие Орион? Как по ПКЗН определить условия видимости звезды или созвездия на определенную дату(например на 20 ноября) ?

Слайд 28

Домашнее задание: § 3 «Звезды и созвездия » Заполнить таблицу «Классификация созвездий по названиям» Подготовить мифы и легенды, связанные с звёздами или созвездиями Животные Мифологические герои Бытовые приборы Прочее

Слайд 29

Сегодня на уроке мы узнали что такое звезда, созвездие, звездная величина, блеск звезды; как работать с подвижной картой звездного неба ; как по карте найти основные звёзды и созвездия; как определять Полярную звезду и ориентироваться по ней на местности.

Слайд 30

Спасибо за урок!!!

Слайд 31

Литература Учебник «Астрономия» 11 класс. Базовый уровень. Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут . « Дидактическй материал по астрономии» пособие для учителя. Г.И.Малахова , Е.К.Страут . Картинки с сайта: https:// yandex.ru/images Стихотворение с сайта: http://stranakids.ru/stihi-pro-zvezdy-i-sozvezdiia/



Предварительный просмотр:

Конспект урока по астрономии «Звезды и созвездия»

Предмет

Астрономия

Уровень образования

Общеобразовательный 11 класс

Тема

Звезды и созвездия

Тип  урока

Изучение и первичное  закрепление  новых  знаний и способов деятельности

Формы  работы

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Оборудование и ТСО

Компьютер, мультимедийный проектор, экран,  карта звездного  неба(демонстрационная), подвижные  карты звездного неба(ПКЗН).

Участники

Учащиеся 11 класса

Цели:

Предметные: Знать/понимать:

- понятия «созвездие», «звездная величина», «блеск звезды»

Уметь:

- сравнивать блеск звезд  разных  звездных  величин;

- применять  карту звездного  неба  для  поиска  на  небе определенных  звезд и созвездий(Большой и Малой Медведицы, Кассиопеи, Дракона, Лебедя, Лиры, Ориона и др.); пользоваться информацией  из учебника.

-определять по ПКЗН условия  видимости светил, яркие звезды летних и зимних  созвездий: Альтаир, Вега, Денеб, Бетельгейзе, Альдебаран, Сириус.

Метапредметные: -Умение  работать с информацией: переформулировать полученную информацию, разбивать ее на смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;

 - формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами;

- развитие   умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, развитие внимания,  критического мышления;

- умение связно и логично излагать свои мысли, аргументировать свою  точку  зрения.

Личностные: Формирование:

-  умений управлять своей  учебной  деятельностью,

-  сотрудничества в группах,

- положительной  мотивации к  обучению;

- коммуникативных  способностей

Развитие  внимания, памяти, творческого мышления.

Ход урока.

План урока

Этап урока

Время, мин

  1. Организационный

1

  1. Мотивационно-побудительный

4

  1. Актуализация  знаний

5

  1. Изучение нового материала

7

  1. Первичное усвоение новых знаний

3

  1. Первичная проверка понимания

10

  1. Практическая работа

8

  1. Первичное закрепление

3

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

1

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

3

Итого:

45

  1. Организационный этап.

Организация детей, проверка готовности к уроку. Приветствие.

  1. Мотивационно-побудительный.

Учитель: (Слайд 1) 

Если ночью не заснуть

И на небо нам взглянуть,

То увидеть сможешь ты

Звёзды дивной красоты.

Мир созвездий полон красок,

Много ходит о нем сказок.

Эти сказки, как все знают,

Греки мифами считают.

Ах, какие очертания!

Греки дали им названия!

На чёрном бархате небес

Стоит с дубинкой Геркулес,

Телец восторженно блестит

Альдебарана красным глазом.

А вот Плеяды собрались,

Да всем семейством разом!

И тут же звездный Зодиак.

Ты знаешь, выглядит он как?

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Что мы будем изучать?

Ученики  пытаются сформулировать тему и цели урока.

Учитель: 

Верно, ребята. Тема нашего  урока «Звезды и созвездия».  

(Слайд 3) Сегодня на уроке:

  • Мы  узнаем, что такое звезда,  созвездие, звездная величина;
  • Рассмотрим  основные  звёзды и созвездия;
  • Научимся  работать с подвижной картой звездного неба;
  • Научимся определять Полярную  звезду и ориентироваться по ней  на  местности.

  1. Актуализация  знаний.

 Но сначала давайте  повторим  то, что мы  узнали  на  предыдущем уроке, так как эти знания могут нам понадобиться  сегодня. Предлагаю провести повторение в форме «Интеллектуального  брейн-ринга».

(Слайд 4) Каждый ряд будет  отдельной  командой. Перед  вами 9 звезд с номерами. Каждой звезде соответствует один вопрос.  Команды по очереди выбирают один из вопросов. Команда, которая  первой правильно ответит на вопрос, получает 1 балл. Победит  команда, набравшая максимальное  количество баллов.  Готовы? Тогда  начнем!

(Учащиеся отвечают на вопросы (Слайды 5 – 13), выявляется команда- победитель)

Учитель: Всем спасибо! Думаю, сегодня на уроке все смогут себя проявить еще не раз.

А теперь я попрошу вас выполнить следующее  задание:

  • Нарисуйте в тетрадях  звездное  небо  так, как  вы  его себе представляете
  • Вспомните и   запишите ниже, что вы уже о нем знаете.

(Обсуждение записей. Обучающиеся по очереди называют известную им информацию по теме «Звездное небо»).      

  1. Изучение нового материала.

 Учитель: В безоблачную и безлунную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звёзд,  в которых,  кажется, невозможно разобраться.  

Но  мы все-таки  постараемся  это  сделать. И поможет  нам,  как  всегда, учебник. (Слайд 14)  Откройте учебник на стр. 20, внимательно  прочитайте §3 «Звёзды  и созвездия»,  выделяя главные  мысли и новые  для  вас  понятия.

(самостоятельная  работа учащихся с текстом, затем кратко обсуждается  прочитанное)

  1. Первичное усвоение новых знаний.

    Учитель:   (Слайд 15)

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО - видимое расположение звезд и других небесных светил на небесном своде. Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.

У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звезд (в зависимости от вашего зрения) - а всего видимых звезд около 6000.

            Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления.

Так:

4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия.  

18 век - Монголия - было 237 созвездий.  

2 век - Птолемей ("Альмагеста") - описано 48 созвездий.

15-16 век - период великих морских путешествий - описано 48 созвездий южного неба.  

В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829г содержались 102 созвездия.

Многие звездные карты (атласы) 17-19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690г и имеющий не только точное расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и титульный лист).

(Слайд 16) Путаница с созвездиями прекращена в 1922г Международный астрономический союз разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928году (пример Ориона).

 (Слайд 17) Созвездия - область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ. Соседство звезд, кажущиеся, в проекции на небесную сферу. Самые яркие звезды имеют собственные имена (более 300 звезд имеют имена, большинство арабские).

(Слайд 18) Самая  известна группа  звезд в Северном  полушарии - Ковш  Большой  Медведицы.  Это лишь часть созвездия  Большой  Медведицы, но именно  по «ковшу» это созвездие  узнаваемо  для  большинства  людей.

  (Слайд 19) Что же такое звезда?

Звезда́ — массивный газовый шар, излучающий свет и удерживаемый в состоянии равновесия силами собственной гравитации и внутренним давлением, в недрах которого происходят (или происходили ранее) реакции термоядерного синтеза. (векипедия)

(Слайд 20) В 1603 г Иоганн Байер начал обозначать самые яркие звезды буквами греческого алфавита. и т.д. Впервые обозначение звезд греческими буквами ввел Байер в своем звездном атласе. Самая яркая звезда в любом созвездии обозначалась буквой ‘α’ (альфа), следующая за ней по убыванию яркости - буквой ‘β’ (бета), далее - буквой ‘γ’ (гамма) и т. д.

(Слайд 21) Самые яркие звезды имеют собственные названия: Вега, Спика, Полярная, Сириус и т.д.

(Слайд 22) До изобретения компаса звезды были основными ориентирами: именно по ним древние мореходы и путешественники находили нужное направление. Астронавигация (ориентирование по звездам) сохранила свое значение и в наш век спутников и атомной энергии.

Она необходима для штурманов, капитанов, космонавтов и пилотов. Навигационными называют 25 ярчайших звезд: Альтаир, Спика, Сириус, Арктур и др.

(Слайд 23) Во  II в. до н.э. Гиппарх разделил  все звёзды, видимые на небе невооружённым глазом, на шесть звёздных величин.

Самые яркие (их на небе менее 20) - звёзды первой величины.

Едва различимые невооружённым глазом – звёзды шестой величины.

(Слайд 24) Средняя звезда в ручке ковша Большой Медведицы называется Мицар, что по-арабски означает «конь».

Рядом с Мицаром можно видеть более слабую звёздочку четвёртой величины, которую назвали Алькор – «всадник».

По этой звезде проверяли качество зрения у арабских воинов несколько веков назад.

(Слайд 25) По ковшу Большой Медведицы легко отыскать на небе

Полярную звезду – α Малой Медведицы. Полярная – звезда второй величины

и в число самых ярких звёзд неба не входит.

(Слайд 26) Звездная  величина – это  мера  блеска  звезды. Блеск звезды - величина,  характеризующая освещённость, которая создаётся звездой  на плоскости, перпендикулярной  падающим  лучам.

Единицей измерения блеска звезды служит звёздная величина.

(Слайд 27) Исследования  показали, что  самые яркие звёзды неба — звёзды первой величины — примерно в 100 раз ярче самых слабых, видимых глазом — звёзд шестой величины. 

Подсчеты показали, что звезда первой величины в 2,512 раза ярче звезды второй величины.

Звезда второй величины в 2,512 раза ярче звезды третьей величины.

Несколько звёзд были отнесены к звёздам нулевой величины, потому что их блеск оказался в 2,512 раза больше, чем у звёзд первой величины.

(Слайд 28)  Самая яркая звезда ночного неба – Сириус (α Большого Пса) получила отрицательную звёздную величину -1,5. А с изобретением  телескопа «Хаббл»  стало возможным  получить изображение предельно слабых объектов – до тридцатой звездной величины.

  1. Первичная проверка понимания.

 (Слайд 29)  Итак, давайте попробуем обобщить, что же  мы  сегодня узнали  о звездах и созвездиях:

  • Что называется созвездием?
  • Как обозначаются звёзды в созвездиях?
  • Звёздная величина Веги равна 0,03, а звёздная величина Денеба составляет 1,25. Какая из этих звёзд ярче?
  • Во  сколько  раз  звезды первой величины ярче звезд шестой величины?

(Проводится  фронтальный  опрос  учеников по вопросам с обсуждением  правильных  ответов)(Слайды 30-34)

  1. Практическая работа

Учитель:

(Слайд 35)

Обратите внимание, у каждого на парте лежит ПКЗН. Рассмотрим принцип ее работы. На внешнем крае карты нанесены сектора с названиями месяцев, к ним примыкает шкала с цифрами, обозначающими даты. На внешнем крае накладного круга нанесены часы. Положите круг на карту так, чтобы совместить отметку «5 ч» на круге с датой 20 сентября на карте. Участок неба, который вы видите в «окне» – то, что вы можете наблюдать над горизонтом 20 сентября в 5 часов на широте Липецкой области. Край «окна» 53 0 на накладном круге – это линия горизонта для широты Липецкой области. Здесь обозначены стороны света. Объекты, находящиеся на востоке, восходят; на западе – заходят.

(учитель  демонстрирует  работу с ПКЗН на демонстрационной  КЗН –онлайн, ученики повторяют его действия в парах).

(Слайд 36) Давайте попробуем  применять ПКЗН самостоятельно. Попробуйте выполнит задания:

Задание 1. Найти созвездия, расположенные между севером и югом 10 октября в 21 час.

Задание 2. Будут ли видны созвездия Девы, Рака, Весов в полночь 15 сентября? Какое созвездие в это же время будет находиться вблизи горизонта на севере?

Задание 3. Какие из перечисленных созвездий: Малая Медведица, Волопас, Возничий, Орион для данной широты будут незаходящими?

(Выполняется практическое задание, контролируется, и, при необходимости, корректируется результат)

  1. Первичное закрепление.

(Слайд 37)

Учитель: Давайте повторим, какие  навыки  работы с КЗН мы  сегодня  получили:

  • Как  найти на  небе созвездие Большой и Малой  Медведицы?
  • Как  найти на  ПКЗН созвездие Орион?
  • Как  по ПКЗН определить условия видимости звезды  или созвездия на определенную дату(например на 20 ноября) ?

(Проводится  фронтальный  опрос  учеников по вопросам с обсуждением  правильных  ответов)

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

(Слайд 38)

(Учитель предлагает домашнее задание, комментирует его выполнение)

  1.  Рефлексия (подведение итогов занятия).

(Слайд 39 – 42)

Учитель: Сегодня  на  уроке мы узнали:

  • что такое звезда,  созвездие, звездная величина, блеск звезды;
  • как  работать с подвижной картой звездного неба;
  •  как  по  карте  найти  основные  звёзды и созвездия;
  • как определять Полярную  звезду и ориентироваться по ней  на  местности.

Отличный результат!

( подведение итогов урока,  оценка работы учащихся. Учащимся  предлагается оценить свое восприятие  урока, нарисовав на полях  тетради смайлик в соответствии с табличкой слайда 41).

Всем  спасибо  за  урок!!!



Предварительный просмотр:

Форма для методической разработки урока по астрономии (технологическая карта)

Название методической разработки: методическая разработка урока по астрономии по теме «Звёзды и созвездия»

Автор разработки: Коробицына Евгения Леонидовна, учитель физики

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Астрономия

11

«Звёзды и созвездия»

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Астрономия

11

Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать/понимать :

- понятия «созвездие», «звездная величина», «блеск звезды»

Уметь:

- сравнивать блеск звезд  разных  звездных  величин;

- применять  карту звездного  неба  для  поиска  на  небе определенных  звезд и созвездий(Большой и Малой Медведицы, Кассиопеи, Дракона, Лебедя, Лиры, Ориона и др.); пользоваться информацией  из учебника.

-определять по ПКЗН условия  видимости светил, яркие звезды летних и зимних  созвездий: Альтаир, Вега, Денеб, Бетельгейзе, Альдебаран, Сириус.

-Умение  работать с информацией: переформулировать полученную информацию, разбивать ее на смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;

 - формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами;

- развитие   умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, развитие внимания,  критического мышления;

- умение связно и логично излагать свои мысли, аргументировать свою  точку  зрения.

Формирование:

-  умений управлять своей  учебной  деятельностью,

-  сотрудничества в группах,

- положительной  мотивации к  обучению;

- коммуникативных  способностей

Развитие  внимания, памяти, творческого мышления.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, мультимедийны  проектор, экран, карта звездного  неба(демонстрационная), подвижные  карты звездного неба(ПКЗН)

Презентация «Звезды и созвездия», Карта звездного неба онлайн:  

http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

Организационный

Организация детей, проверка готовности к уроку. Создание  условий  для осознанного  восприятия  нового материала.

Приветствие.

Проверяют организацию своего рабочего  места. Приветствуют учителя.

1

Мотивационно-побудительный

Включение  учащихся в деятельность.

Формулирование  темы и целей урока.

Слайд 1, 2, 3 презентации

Читает стихотворение  Ж. Парамоновой:

Если ночью не заснуть

И на небо нам взглянуть,

То увидеть сможешь ты

Звёзды дивной красоты.

Мир созвездий полон красок,

Много ходит о нем сказок.

Эти сказки, как все знают,

Греки мифами считают.

Ах, какие очертания!

Греки дали им названия!

На чёрном бархате небес

Стоит с дубинкой Геркулес,

Телец восторженно блестит

Альдебарана красным глазом.

А вот Плеяды собрались,

Да всем семейством разом!

И тут же звездный Зодиак.

Ты знаешь, выглядит он как?

Задает вопрос:  Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Озвучивает тему и цели урока.

Пытаются сформулировать тему и цели урока самостоятельно.

4

Актуализация  знаний

Актуализировать знания учащихся по астрономии

Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить

Слайды 4- 13  презентации

Проверка усвоения материала прошлого занятия в форме «Интеллектуального брейн-ринга».

Уточняет  при необходимости  ответы учащихся. Подводит  итоги

  Работа в группах: отвечают на вопросы по теме  предыдущего урока.  Демонстрируют уровень усвоения домашнего задания, задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления  проверки.

5

Изучение нового материала

Самостоятельное  изучение  новых знаний и способов действий.

Слайд 14

Предлагает нарисовать звездное небо, как каждый себе его  представляет, а затем вспомнить и записать в тетрадях, что каждый уже знает о нем.

Формулирует задание для самостоятельной работы.

Делают рисунки и записывают  в тетрадях свои мысли.

По очереди  называют известную информацию о созвездиях, о звездном небе.

Выполняют  задания  в  группах. Самостоятельно  изучают §3 «Звезды и созвездия».

Выделяют  главное.

7

Первичное усвоение новых знаний

Проговаривание и обобщение  новых знаний, запись основных  моментов в виде  опорного  сигнала.

Слайды 15 - 28

Излагает новый материал, акцентируя внимание на  особо важных моментах   для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся. Контролирует фиксирование основных моментов.

Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы, фиксируют основную информацию.

3

Первичная проверка понимания

Проговаривание нового знания, применение его для выполнения заданий.

Слайд 29 – 34

Предлагает задания для фронтального выполнения

Выполняют полученные задания, проводят самоконтроль. 

10

Практическая работа

Применение  новых знаний и способов действий

Слайд 35, 36

Карта звездного неба онлайн:  

http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php

Организует  практическую работу с ПКЗН

Находят на звездной  карте созвездия Большойи Малой Медведицы, Кассиопеи, Дракона, Лебедя, Лиры, Ориона и др.

8

Первичное закрепление

Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. 

Слайд  37

Карта звездного неба онлайн:  

http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php

Устанавливает осознанность учебной деятельности. 

Выполняют типовые задания по установленному алгоритму. 

3

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Определение объема материала, который еще предстоит выучить

Слайд  38

Предлагает домашнее задание.

Записывают домашнее задание, определяют индивидуальный маршрут выполнения.

1

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. 

Слайд 39,40, 41, 42

Акцентирует внимание  на  конечных  результатах  учебной  деятельности.

Подводит  итоги  урока.

Формулируют результат работы на уроке.

Осуществляют самооценку работы, используя  лист оценивания.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....