"Индивидуальное развитие организма - онтогонез "
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Прокина Татьяна Николаевна

рзвернутый конспект урока биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Тема урока: «Индивидуальное развитие организма – онтогенез».

Образовательные цели:

  • Обучающие: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний учащихся об особенностях индивидуального развития организмов;
  • Воспитательные: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы и обеспечить дальнейшее развитие рефлексивных умений учащихся;
  • Развивающие: содействовать развитию у учащихся таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, обобщение, прогнозирование; создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся, самостоятельности в овладении знаниями.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Дидактические материалы и оборудование: демонстрационные бланки с названием биологических терминов, рисунки бластулы, гаструлы и нейрулы, «Листы самоконтроля», таблица «Образование тканей и органов из зародышевых листков», дополнительный материал «Жизнь до рождения: месяц за месяцем», тексты биологических фактов и задач.

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Этап

учебного

занятия

Информационный

          блок

Операционально-

деятельностный

          блок

Рефлексивный

        блок

Методический блок

(методы, приемы,

пед. техники)

Организа-

ционно-

мотива-

ционный

этап

Эмоциональный

настрой на урок.

Сообщение темы

урока.

Постановка перед

учащимися задач

урока.

Учебное слушание.

Восприятие и

осмысление

поставленных

целей урока.

«Уверенность в

себе».

Постановка целей

через показ конеч-

ных результатов.

Постановка привле-

кательной цели.

Фиксирование

целей на доске.

Этапы

изучения

новых

знаний и

способов

деятель-

ности,

первичной

проверки

понима-

ния изу-

ченного,

самоконт-

роля

Онтогенез – весь

период жизни

особи от образо-

вания зиготы до

гибели организма

Периоды онтоге-

неза: эмбриональ-

ный и постэмбри-

ональный.

Этапы

эмбрионального

периода:

1.Дробление,

образование

бластулы.

2. Гаструляция,

образование гаст-

рулы.

Введение понятий

эктодерма,

энтодерма,

мезодерма.

Осмысление

материала.

3.Органогенез.

Формирование

тканей и органов

из зародышевых

листков.

Примеры органо-

генеза у зародыша

человека.

Формулируют

понятие «онтоге-

нез».

Вносят структурно-

логические схемы

в рабочие тетради.

Учебное слушание.

Прогнозируют

явления,

анализируют

рисунки, формули-

руют понятие

«бластула».

Прогнозируют

явления, устанав-

ливают аналогии,

формулируют

понятие «гаструла»

Отвечают на вопро-

сы эвристической

беседы, формули-

руют понятия

эктодерма, энтодер-

ма, мезодерма.

Проговаривают

термины, выпол-

няют задания,

отвечают на вопро-

сы, оценивают

правильность своих

ответов в «Листах

самоконтроля».

Формулируют

понятие на основе

анализа слова,

отвечают на вопро-

сы, работают в

парах по заполне-

нию таблицы.

Учебное слушание,

обращаются к

дополнительному

материалу.

Сравнение

собственного

опыта с показа-

тельным ответом,

самоанализ

деятельности.

Самоанализ

усвоения

материала,

выставление

самооценки.

Формулировка

понятия с исполь-

зованием субъектно-

го опыта учащихся.

построение струк-

турно-логической

схемы изучаемого

материала.

Прогнозирование

явлений.

Работа с определе-

нием вводимых

понятий (ключевое

слово+признаки)

на основе анализа

рисунка.

Фронтальная беседа,

демонстрационный

метод, работа с

определением.

Эвристическая

беседа.

Мысленная

вербализация,

«Щадящий опрос с

самоконтролем».

Работа с понятием,

установление

закономерностей,

эвристическая

беседа,

представление

изучаемого

материала в табли-

це

Сообщение инте-

ресного факта.

Этап

первично-

го закреп-

ления и

обобще-

ния

изученно-

го.

Анализ биологи-

ческих фактов.

Работают в парах,

анализируя

биологический

факт: пересказыва-

ют суть факта,

делают соответст-

вующий из него

вывод.

Парная работа,

анализ,

формулировка

вывода.

Этап

подведе-

ния итога

занятия.

Обращение к

задачам урока,

выводы по уроку.

Учащиеся делают

выводы по уроку.

Подведение итогов

самими учащимися.

Качественная

оценка учителем

работы класса.

Выставление

оценок.

Этап

рефлек-

сии.

Рефлексия учащи-

мися

собственной

деятельности.

Отвечают на

вопросы в «Листах

самоконтроля».

Ответьте на

вопросы, выбрав

соответствующий

вариант ответа.

«Лист самоконтро-

ля».

Этап

информа-

ции о

домашнем

задании.

Домашнее зада-

ние: составить

развернутый

устный рассказ по

теме

«Индивидуальное

развитие организ-

ма», решить

биологические

задачи, дозапол-

нить таблицу.

Записывают

задания в дневники

Сообщение учителя,

Домашнее задание

на выбор способа

подготовки,

индивидуальные

творческие задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Индивидуальное развитие организма"

Цель урока: Создать условия для формирования знаний об этапах индивидуального развития организмов. Задачи: Образовательные: сформировать знания об основных стадиях эмбрионального периода развития жи...

"Онтогенез- индивидуальное развитие организмов"

готовая презентация применяется в курсе биологии 9 и 10 классов по теме "Индивидуальное развитие организмов"....

Тест по общей биологии 9 класс"Размножение и индивидуальное развитие организмов"

Тест используется для проверки знаний учащихся по теме "Размножение и индивидуальное развитие организмов"....

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Разработка урока по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогинетический закон"...

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное развитие.

Презентация к уроку по биологии в 9 классе (по линии Пасечника В.В.)...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения развития. Жизненные циклы разных групп"

Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС. урок разработан для обучающихся 10х классов. Для  УМК Агафонова В.Г И  формирует у  учащихся   понимания понятий и яв...

Зачет по темам: «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Наследственность и изменчивость организмов»

В методической разработке представлен список вопросов по темам разного уровня сложности...