"Индивидуальное развитие организма - онтогонез "
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
Тема урока: «Индивидуальное развитие организма – онтогенез».
Образовательные цели:
- Обучающие: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний учащихся об особенностях индивидуального развития организмов;
- Воспитательные: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы и обеспечить дальнейшее развитие рефлексивных умений учащихся;
- Развивающие: содействовать развитию у учащихся таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, обобщение, прогнозирование; создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся, самостоятельности в овладении знаниями.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Дидактические материалы и оборудование: демонстрационные бланки с названием биологических терминов, рисунки бластулы, гаструлы и нейрулы, «Листы самоконтроля», таблица «Образование тканей и органов из зародышевых листков», дополнительный материал «Жизнь до рождения: месяц за месяцем», тексты биологических фактов и задач.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Этап учебного занятия | Информационный блок | Операционально- деятельностный блок | Рефлексивный блок | Методический блок (методы, приемы, пед. техники) |
Организа- ционно- мотива- ционный этап | Эмоциональный настрой на урок. Сообщение темы урока. Постановка перед учащимися задач урока. | Учебное слушание. Восприятие и осмысление поставленных целей урока. | «Уверенность в себе». Постановка целей через показ конеч- ных результатов. Постановка привле- кательной цели. Фиксирование целей на доске. | |
Этапы изучения новых знаний и способов деятель- ности, первичной проверки понима- ния изу- ченного, самоконт- роля | Онтогенез – весь период жизни особи от образо- вания зиготы до гибели организма Периоды онтоге- неза: эмбриональ- ный и постэмбри- ональный. Этапы эмбрионального периода: 1.Дробление, образование бластулы. 2. Гаструляция, образование гаст- рулы. Введение понятий эктодерма, энтодерма, мезодерма. Осмысление материала. 3.Органогенез. Формирование тканей и органов из зародышевых листков. Примеры органо- генеза у зародыша человека. | Формулируют понятие «онтоге- нез». Вносят структурно- логические схемы в рабочие тетради. Учебное слушание. Прогнозируют явления, анализируют рисунки, формули- руют понятие «бластула». Прогнозируют явления, устанав- ливают аналогии, формулируют понятие «гаструла» Отвечают на вопро- сы эвристической беседы, формули- руют понятия эктодерма, энтодер- ма, мезодерма. Проговаривают термины, выпол- няют задания, отвечают на вопро- сы, оценивают правильность своих ответов в «Листах самоконтроля». Формулируют понятие на основе анализа слова, отвечают на вопро- сы, работают в парах по заполне- нию таблицы. Учебное слушание, обращаются к дополнительному материалу. | Сравнение собственного опыта с показа- тельным ответом, самоанализ деятельности. Самоанализ усвоения материала, выставление самооценки. | Формулировка понятия с исполь- зованием субъектно- го опыта учащихся. построение струк- турно-логической схемы изучаемого материала. Прогнозирование явлений. Работа с определе- нием вводимых понятий (ключевое слово+признаки) на основе анализа рисунка. Фронтальная беседа, демонстрационный метод, работа с определением. Эвристическая беседа. Мысленная вербализация, «Щадящий опрос с самоконтролем». Работа с понятием, установление закономерностей, эвристическая беседа, представление изучаемого материала в табли- це Сообщение инте- ресного факта. |
Этап первично- го закреп- ления и обобще- ния изученно- го. | Анализ биологи- ческих фактов. | Работают в парах, анализируя биологический факт: пересказыва- ют суть факта, делают соответст- вующий из него вывод. | Парная работа, анализ, формулировка вывода. | |
Этап подведе- ния итога занятия. | Обращение к задачам урока, выводы по уроку. | Учащиеся делают выводы по уроку. | Подведение итогов самими учащимися. Качественная оценка учителем работы класса. Выставление оценок. | |
Этап рефлек- сии. | Рефлексия учащи- мися собственной деятельности. | Отвечают на вопросы в «Листах самоконтроля». | Ответьте на вопросы, выбрав соответствующий вариант ответа. | «Лист самоконтро- ля». |
Этап информа- ции о домашнем задании. | Домашнее зада- ние: составить развернутый устный рассказ по теме «Индивидуальное развитие организ- ма», решить биологические задачи, дозапол- нить таблицу. | Записывают задания в дневники | Сообщение учителя, Домашнее задание на выбор способа подготовки, индивидуальные творческие задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Индивидуальное развитие организма"
Цель урока: Создать условия для формирования знаний об этапах индивидуального развития организмов. Задачи: Образовательные: сформировать знания об основных стадиях эмбрионального периода развития жи...
"Онтогенез- индивидуальное развитие организмов"
готовая презентация применяется в курсе биологии 9 и 10 классов по теме "Индивидуальное развитие организмов"....

Тест по общей биологии 9 класс"Размножение и индивидуальное развитие организмов"
Тест используется для проверки знаний учащихся по теме "Размножение и индивидуальное развитие организмов"....
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН
Разработка урока по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогинетический закон"...

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное развитие.
Презентация к уроку по биологии в 9 классе (по линии Пасечника В.В.)...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения развития. Жизненные циклы разных групп"
Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС. урок разработан для обучающихся 10х классов. Для УМК Агафонова В.Г И формирует у учащихся понимания понятий и яв...

Зачет по темам: «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Наследственность и изменчивость организмов»
В методической разработке представлен список вопросов по темам разного уровня сложности...
