Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование (биология, 5 класс) по теме

Однобокова Елена Вячеславовна

Основная задача курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального ми­ра (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на от­дельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие по­нятия, применимые как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел природы; строе­ние вещества.

Учебное содержание курса представлено блоками зна­ний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими урока­ми, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы.

Особое внимание уделено понятию «уникальность жиз­ни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).

Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обуче­ния: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и нежи­вой природы понятий; учет возрастных особенностей учащих­ся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивиду­альным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема программы

(количество часов)

Тема урока

Лабораторные работы

Экскурсии

Практические работы

Опыты в домашних условиях

Домашнее задание

Планир. дата

Фактич. дата

Тема 1. Введение 7 часов.

Что тебя окружает.

6 часов.

1. Живая и неживая природа.

№1. Живая и неживая природа.

§1 стр.5

вопр.1-3

зад. в тетр.

2. Загадки природы.

§2 стр.7,12  заполн.табл.

3. Единство живой и неживой природы.

§3 стр.18

вопр.1-2

4. Изменяется ли окружающий нас мир.

§4

5. Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?

№1. Изучение испарения жидкостей

§5 стр.25

6. Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?

§6 стр.28

Исслед.

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.1 час.

7. Что тебя окружает.

§1 -6

Повтор.

Тема 2. Явления природы 44 часа.

Многообразие природных влений. 2 ч.

8. Всё течёт, всё изменяется.

§7 стр. 32 заполн. Табл.

9. Чем различаются физические и химические явления?

§8

оформ. опыты

Химические явления в живой и неживой природе.

4 часа.

10. Как узнать, что химическая реакция произошла?

§9

зад.стр38

11. Можно ли повлиять на химическую реакцию?

§10

12. Какие условия необходимы для реакции горения?

§11

Составить правила стр46

13. Вещества, образуемые растениями.

§12

Зад.стр51

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

14. Химические явления в живой и неживой природе.

§13

Физические явления в живой и неживой природе.

  6 часов.

15. Что необходимо знать, изучая физические явления?

§14

стр.55

16. Магнитные и электрические явления.

№1

«Знакомство с магнитными и электрическими явлениями

§15

Оформить лаб.раб. табл. Стр.58

17. Механическое движение в живой и неживой природе.

§16

зад.стр.51,53

18. Световые явления в живой и неживой природе.

§17 зад.стр.69,70

19. Свет в жизни живых организмов.

§18

Зап.табл. стр72

20. Звуковые явления в живой и неживой природе.

№ 2. Звуки в живой природе

№1. Прослушивание записей звукового общения животных.

§19

Вопр.стр.76

§14-§18 повторить

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

21. Физические явления в живой и неживой природе.

§20

Биологические явления.

3 часа.

22. Как идет жизнь на земле.

§21

Стр.83

23. Прибор, открывающий тайны.

№2

Изучение устройства микроскопа.

§22

Оформить лаб.раб. табл. Стр.84

24. Твое первое исследование. Живое и неживое под микроскопом

№3

Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

№2.Выращивание плесени на хлебе.

§23

Оформить лаб.раб. табл. Стр.88 +

опыт

Особенности живого организма.

26 часов.

25. Как размножаются живые организмы?

§24

Сделать схемы

26. Как размножаются животные?

§25 табл. Стр.93,94

вопр. стр.95

27. Как размножаются растения?

№3.Выяснение условий прорастания семян.

§26

Наблюдение стр.96

28. Строение семени.

§27

29. Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

§28

Заполн.табл. Стр100

30. Как переселяются растения?

№3 Распространение плодов и семян.

§29

Сост коллекц. семян

§21-§28 повт.

31. Подведем итоги.

§30

32. Почему всем хватает места на земле.

§31

вопр.стр.109

33. Как живые организмы переносят неблагоприятные условия среды.

№4. Живые организмы зимой.

§32 Раб с табл. Стр.112

 вопр. Стр116

34. Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников.

§33 вопр. Стр121

35. Подведем итоги.

§34

36. Как питаются разные животные?

№2. Подкормка птиц.

§35 зад стр.126

37. Как питается растение?

№ 4 Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.

§36 оформ. лаб.раб.

38.Только ли лист кормит растение?

§37 зад.стр131

39. Как питаются паразиты?

§38 зад.стр135

40. Подведем итоги.

§39

41. Нужны ли минеральные соли животным и человеку.

§40 сост вопр. стр.141

42. Можно ли жить без воды.

№4.

Наблюд. за испарением воды листьями.

§41 запол. Табл. Набл. Стр143

43. Можно ли жить, не питаясь.

№3. Уход за аквариумом.

§42 вопр. Стр147

44. Как можно добыть энергию для жизни.

№5. Изучение направления движения побега.

§43 +опыт стр.150

45. Зачем  живые организмы запасают питательные вещества?

№6. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

§44

 §40-§43 повторить

46. Подведем итоги.

§45

47. Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.

№5.

Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

§46 оформ. Лаб.раб.

Зад.стр. 157

48. Разнообразие клеток многоклеточных организмов.

§47 вопр. Стр 159

49.Можно ли жить и не дышать.

№7. Измер. времени задержки дыхания и t тела.

§48 зад. Стр.163

50. Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду.

§49

§46-§48 повт.

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

51. Особенности живого организма.

§50

Тема 3. Движение в сферах планеты Земля и в космосе 9 часов.

8 часов.

52. Изменение облика Земли и живых организмов.

§51 подг.сообщ.

53. Движение литосферы.

§52 подг.сооб. Землетрясение, Вулканы

54. Движение атмосферы.

§53 Сообщ. «Знач.ветра в природе и в жизни чел-ка»

55. Движение гидросферы.

№4. Определение по карте основных океанических течений.

§54

подг. сообщ.по теме»Цунами»

56. Круговорот воды в природе.

№5. Цепи передачи энергии и веществ.

§55 зад.стр.187

57. Взаимосвязь сфер Земли.

§56 зад.стр190

58. Знакомство с горными породами.

№ 6.

Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.

§57 оформ.лаб.раб

59. Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.

§59

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.1 час.

60. Движение в сферах планеты Земля и в космосе.

§58

Тема 4 . Освоение природы человеком. 4 часа.

61. Роль современной науки в жизни человечества.

№6. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.

§60 подг.сообщ. «Авария на Черн. АЭС»

62. Человек – часть живой природы.

§61

Напис сочин. Стр.203

63. Влияние человека на биосферу.

§62 запол.табл. стр207

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

64. Освоение природы человеком.

Подготовка творческих работ учащихся.3 часа

65. Выбор темы и начало работы над ней. Подготовка к защите  исследовательской работы.

Индивид. задания

66.

№ 5. Живые организмы весной.

Индивид. задания

67. Защита исследовательских работ.

Индивид. задания

Заключение по курсу природоведения 5  класс.1 час.

68. Обобщение повторение и задание на лето.

Стр208-210

Проверочные работы- 6.

Лабораторные работы – 6 .

Экскурсии – 5 .

Практические работы – 6.

Опыты – 7.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ    ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

В  5 КЛАССЕ НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД –68 ЧАСОВ.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ –2 ЧАС.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

и программы  « БИОЛОГИЯ- 5-11 КЛАСС»  

Под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.

Учебник: Природоведение 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009 год.

Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов.

 «СОГЛАСОВАНО»                                                                          «РАССМОТРЕНО»

    Зам. Директора                                                                               на заседании МО

____________( Е.П. Кликунова)                                                       протокол №

                                                                                                              От__ сентября 2011 г.



Предварительный просмотр:

Тема программы

(количество часов)

Тема урока

Лабораторные работы

Экскурсии

Планир.

 дата

Фактич. дата

Тема 1. Введение. Общее знакомство с растениями.5 часов.

 

Общее знакомство с растениями – 5часов

1. Наука о растениях – ботаника.

     Мир растений.

№1. Мир растений вокруг нас.

2. Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Семенные и споровые растения.

№1. «Знакомство с внешним строением цветковых и споровых растений»

3. Растение – живой организм.

4. Условия жизни растений.

5. Четыре среды жизни растений.

Тема 2. Клеточное строение растений.5 часа

6.Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата

№2. «Приемы работы с увеличительными приборами»

7.Строение растительной клетки

№3. «Знакомство с клетками растений»

8. Процессы жизнедеятельности клетки

9. Ткани растений и их виды

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

10. Общее знакомство с растениями.

Тема 3. Органы цветковых растений.17 часов.

Семя – 3ч.

Корень –4 ч.

Побег -9 ч.

11. Семя и его строение.

№4. «Изучение строения семени фасоли»

12. Условия прорастания семян

13. Значение семян

14. Корень и его внешнее строение

Внутреннее строение корня

15. Рост корня.

16. Значение корней и их разнообразие

17. Побег. Строение и значение для растения

№5. «Строение вегетативных и генеративных почек»

18. Почка – зачаточный побег растения

19. Лист – часть побега, его внешнее и внутреннее строение

20. Значение листа в жизни растения

№2. Жизнь растений зимой.

21. Стебель – часть побега, его внешнее и внутреннее строение. Многообразие стеблей.

№6. «Внешнее и внутреннее строение стебля»

22. Видоизменения побегов.

№7. «Строение корневища, клубня или луковицы»

23. Цветок, его строение и значение

№8. «Строение соцветий»

24. Цветение и опыление растений

25. Плод. Его значение и многообразие форм.

26. Растительный организм как живая система (биосистема)

Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час.

27. Органы цветковых растений.

Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений. 11 часов.

28. Корневое питание растений

29. Воздушное питание растений и фотосинтез

30. Космическая роль зеленых растений

31. Дыхание растений и обмен веществ

32. Значение воды в жизни растений

33. Размножение и оплодотворение у растений

34.Вегетативное размножение растений

35.Использование вегетативного размножения человеком

№9. «Черенкование комнатных растений»

36. Рост и развитие растительного организма

37. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды

Обобщение, повторение. Подведение итогов.

1 час.

38. Основные процессы жизнедеятельности растений.

Тема 5. Основные отделы царства растений.10 часов

39. Классификация растений

40.Водоросли. Общая характеристика

41. Многообразие водорослей, их значение

№10. «Одноклеточные водоросли»

42. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

№11. «Изучение внешнего строения моховидных»

43. Плауны, хвощи, папоротники.

№12. «Изучение внешнего строения плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных»

44. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

45. Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение

№13. «Знакомство с многообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»

№3. Уголок живой природы»

46. Семейства класса Двудольные растения

47. Семейства класса Однодольные растения

Обобщение, повторение. Подведение итогов.

1 час.

48. Основные отделы царства растений.

Тема 6. Историческое развитие растительного мира на земле.4 часа

49.Понятие об эволюции растительного мира

50. Эволюция высших растений

51. Многообразие и происхождение культурных растений

52. Дары Старого и Нового Света Бактерии. Общая характеристика

Тема 7. Царство Бактерии.4 часа.

53. Бактерии общая характеристика

54. Многообразие бактерий

55. Значение бактерий в природе и жизни человека

Обобщение, повторение. Подведение итогов.

1 час.

56. Царство Бактерии.

Тема 8. Царство Грибы, Лишайники.4 часа.

58.Царство Грибы. Общая характеристика

№14. «Изучение строения плесневых грибов»

59.Многообразие и значение грибов

60.Лишайники. Общая характеристика и строение

Обобщение, повторение. Подведение итогов.

1 час.

61. Царство Грибы, Лишайники.

Тема 9. Природные сообщества.7 часов.

62. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

63.Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществ.

64.Смена природных сообществ.

65.Многообразие природных сообществ.

66. Жизнь организмов в природе.

№4. «Жизнь растений весной»

Обобщение, повторение. Подведение итогов.1 час.

67. Природные сообщества.

Тема 10. Заключение по курсу биологии 6 класс.

1 час.

68. Обобщение повторение и задание на лето.

Проверочные работы- 7.

Лабораторные работы -14.    Экскурсии-4.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ    БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД –68 ЧАСОВ.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ –2 ЧАС.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы  « БИОЛОГИЯ- 5-11 КЛАСС»  

Под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.

Учебник: Биология 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009 год.

Авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко

 «СОГЛАСОВАНО»                                                                          «РАССМОТРЕНО»

    Зам. Директора                                                                               на заседании МО

____________( Е.П. Кликунова)                                                       протокол №

                                                                                                              От__ сентября 2011 г.



Предварительный просмотр:

Тема программы

(количество часов)

Тема урока

Лабораторные работы

Экскурсии

Планир.

дата

Фактич.

дата

Тема 1. Общие сведения о мире животных.4 часа

  1. Зоология – наука о животных

2. Среды обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Место и роль животных в природных сообществах

№1. Многообразие животных в природе»

3. Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных

4. Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных».

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

5. Общие сведения о мире животных.

Тема 2. Строение тела животных.2 часа.

6. Клетка. Ткани

7. Органы и системы органов.

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

8. Строение тела животных.

Тема 3. Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные.4 часа.

9. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

10. Класс Жгутиконосцы

11. Тип Инфузории, или Ресничные

№1. «Изучение строения инфузории туфельки»

12. Многообразие простейших

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

13. Подцарство  Простейшие, или одноклеточные животные.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные: тип кишечнополостные.2 часа.

 

14. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра.

15. Морские Кишечнополостные.

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

16. Подцарство Многоклеточные животные.

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.5 часов.

17. Тип Плоские черви. Белая планария

18. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

19. Тип Круглые черви. Класс Нематоды

20. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые

21. Класс Малощетинковые черви

№2. «Изучение строения дождевого червя»

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

22. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

Тема 6. Тип Моллюски4 часа.

23. Общая характеристика типа Моллюски

№3. «Изучение строения раковины пресноводных и морских моллюсков»

24. Класс Брюхоногие моллюски

25. Класс Двустворчатые моллюски

26. Класс Головоногие моллюски.

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

27. Тип Моллюски

Тема 7. Тип Членистоногие.6 часов.

28. Класс Ракообразные

29. Класс Паукообразные

30. Класс Насекомые

№4. «Изучение строения черного таракана (мухи)»

31. Типы развития насекомых

32. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых

33. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

№2. Вирт. Разнообр. членистоногих

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.1 час.

34. Тип Членистоногие. Повторение тем 4-7.

Тема 8. Тип Хордовые.31 час.

35. Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные.

  • Подтип Черепные.

(5 часов)

36. Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Общая характеристика.

№5. «Наблюдение за живыми рыбами» «Изучение внешнего строения рыб. Определение возраста по чашуе»

37. Внутреннее строение костной рыбы.

№6. «Изучение скелета рыб»

38. Особенности размножения рыб

39. Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы.

40. Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана.

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

41. Подтип Черепные.

  • Класс Земноводные или Амфибии.

(4 часа)

42. Места обитания и внешнее строение земноводных.

43. Строение и деятельность систем внутренних органов земноводных.

№7. «Изучение внутреннего строения»

44. Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных.

45. Многообразие земноводных.

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

46. Класс Земноводные или Амфибии.

  • Класс Пресмыкающиеся, или рептилии.

    (4 часа)

47. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся.

№8. «Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки»

48. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

49. Многообразие пресмыкающихся.

50. Роль пресмыкающихся в природе. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

№3. Виртуально.

Разнообразие животных родного края»

  • Класс Птицы.

(6 часов)

51. Общая характеристика класса Птицы. Среда обитания. Внешнее строение птиц.

№9. «Изучение внешнего строения птицы»

52. Опорно-двигательная система птиц. Скелет и мышцы птиц.

№10. «Изучение строения скелета птицы»

53. Внутреннее строение птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы.

54. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц

55. Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

56. Значение и охрана птиц.

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

57. Класс Пресмыкающиеся, или рептилии. Класс Птицы.

  • Класс Млекопитающие, или звери.

(7 часов)

58. Общая характеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.

№11. «Наблюдение за млекопит. Внешнее строение»

59. Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы.

№12. «Изучение строения скелета»

60. Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы.

№13.  «Изучение внутреннего строения»

61. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих.

62. Высшие, или Плацентарные, Звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

63. Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные.

64. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

№4. Домашние и дикие звери.

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

65. Класс Млекопитающие, или звери.

Тема 9. Развитие животного мира на земле.2 часа.

66. Доказательства эволюции животного мира.

67. Основные этапы развития животного мира на Земле.

Тема 10. Заключение по курсу биологии 7 класс. 1 час.

68. Обобщение повторение и задание на лето.

Поверочные работы- 11.

Лабораторные работы- 13.

Экскурсии -4.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ    БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ

НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД –68 ЧАСОВ.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ –2 ЧАС.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы  « БИОЛОГИЯ- 5-11 КЛАСС»  

Под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.

Учебник: Биология 7 класс Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009 год.

Авторы: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко

 «СОГЛАСОВАНО»                                                                          «РАССМОТРЕНО»

    Зам. Директора                                                                               на заседании МО

____________( Е.П. Кликунова)                                                       протокол №

                                                                                                              От__ сентября 2011 г.



Предварительный просмотр:

Тема программы

(количество часов)

Тема урока

Лабораторные работы

Практические работы

Плданир.

дата

Фактич. Дата

Тема 1. Введение.1 час.

  1. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека

Тема 2. Организм человека. Общий обзор.3 часа.

2. Структура тела. Место человека в живой природе

3. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.  Ткани.

№1. «Просмотр под микроскопом эпителиальной, соединительной, мышечной ткани»

4. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции

№1. «Получение мигательного рефлекса и его торможение»

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

5. Организм человека. Общий обзор.

Тема 3. Опорно-двигательная система.7 часов.

6. Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей

№2. «Исследование свойств кости»

7. Скелет головы и туловища

№3. «Просмотр микропрепарата кости»

8. Скелет конечностей

№2. Роль плечевого пояса в движении.

9. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

10. Мышцы. Типы мышц, их строение и значение

11. Работа мышц

12. Нарушения осанки и плоскостопие

 Развитие опорно-двигательной системы

№3.Нарушение осанки»

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

13. Опорно-двигательная система.

Тема 4.  Кровь. Кровообращение.8 часов.

14. Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

№4. «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

№4. Изменение в тканях при перетяжках.

15. Иммунитет

16. Тканевая совместимость и переливание крови

17. Строение и работа сердца. Круги кровообращения

№5. Природа пульса.

18. Движение лимфы

19. Движение крови по сосудам

№6 Определение скорости кровотока.

20. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов

№7 Реакция на дозированную нагрузку.

21. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов Первая помощь при кровотечениях

№8 Повышение плотности мышц после работы.

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час.

22. Кровь. Кровообращение.

Тема 5.  Дыхательная система. 5 часов.

23. Значение дыхания. Органы дыхания

24. Строение легких. Газообмен в легких и тканях

№5. «Определение свойств вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.»

25. Дыхательные движения

26. Регуляция дыхания

№9. Изменение обхвата грудной клетки.

27. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания

Первая помощь при поражении органов дыхания

№10. Определение запыленности воздуха.

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час

28. Дыхательная система.

Тема 6. Пищеварительная система.6 часов.

29. Значение пищи и ее состав.

30. Органы пищеварения

№11. Наблюдение за подъемом гортани.

31. Строение и значение зубов

32. Пищеварение в ротовой полости и в желудке

№6. «Действие ферментов»

33. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

34. Регуляция пищеварения . . Заболевания органов пищеварения

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час

35. Пищеварительная система.

Тема 7. Обмен веществ и энергии.2 часа.

36. Обменные процессы в организме.

37. Нормы питания.  Витамины

№12. Функциональн. пробы

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час

38. Обмен веществ и энергии.

Тема 7. Мочевыделительная система.2 часа.

39. Строение и функции почек.

40. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Тема 8. Кожа.3 часа.

41. Значение кожи и ее строение.

 

42. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи .

43. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

№13. Определение жирности кожи.

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час

44. Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа.

Тема 9. Эндокринная система.2 часа.

45. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

46. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Тема 10. Нервная система.4 часа.

47. Значение, строение и функционирование нервной системы.

48. Автономный (вегетативный) отдел нервной системы Нейрогормональная регуляция.

№14. Выяснение действий прямых и обратных связей»

49. Спинной мозг.

50. Головной мозг: строение и функции.

№15. Рефлекс при раздражении кожи.

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час

51. Эндокринная система. Нервная система.

Тема 11. Органы чувств. Анализаторы.4 часа.

 

52. Как действуют органы чувств и анализаторы.

53. Орган зрения и зрительный анализатор.

№16. Функции зрачка и хрусталика»

54. Заболевания и повреждения глаз.

№17. Обнаружение слепого пятна»

55.Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Органы осязания, обоняния, вкуса.

№18. Определение выносливости вестибулярного аппарата.

№19. Чувствительность тактильных рецепторов.

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час

56. Органы чувств. Анализаторы.

Тема 12. Поведение и психика. 6 часов.

57. Врожденные формы поведения..

58. Приобретенные формы поведения.

№20.  Проверка действия закона взаимной индукции.

59. Закономерности работы головного мозга.

№21. Иллюзии установки.

60. Биологические ритмы. Сон и его значение.

61. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

№22. Тренировка памяти, внимания, воображения.

62. Воля и эмоции. Внимание Работоспособность. Режим дня.

№23. Влияние речевых инструкций на восприятие.

№24. Произвольное и непроизвольное внимание.

Обобщение, повторение.

Подведение итогов.

1 час

63. Поведение и психика.

Тема 13. Индивидуальное развитие организма.4 часа.

 

64. Половая система человека.

65. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. О вреде наркогенных веществ.

66. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

67. Психологические особенности личности.

Тема 14. Заключение по курсу биологии 8 класс.

1 час.

68. Обобщение повторение и задание на лето.

Проверочные работы – 11.

Лабораторные работы -6.

Практические работы – 24.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ    БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД –68 ЧАСОВ.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ –2 ЧАС.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы  « БИОЛОГИЯ- 5-11 КЛАСС»  

Под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.

Учебник: Биология 8 класс Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009 год.

Авторы: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.

 «СОГЛАСОВАНО»                                                                          «РАССМОТРЕНО»

    Зам. Директора                                                                               на заседании МО

____________( Е.П. Кликунова)                                                       протокол №

                                                                                                              От__ сентября 2010 г.



Предварительный просмотр:

Тема программы

(количество часов)

Тема урока

Лабораторные работы

Планируемая

дата

Фактическая

дата

Тема 1. Введение в основы общей биологии3 часа.

Введение в основы общей биологии

  1. Биология – наука о живом мире

  1. Общие свойства живых организмов

3. Многообразие форм живых организмов

на Земле

Тема 2. Основы учения о клетке.10 часов.

Основы учения о клетке

4. Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток

№1 «Многообразие клеток»

5. Химический состав клетки

6. Органические вещества клетки

7. Строение клетки

8. Основные органоиды клетки растений и животных

9. Обмен веществ и энергии в клетке

10. Биосинтез белков в живой клетке

11. Биосинтез углеводов – фотосинтез

12. Обеспечение клетки энергией

13. Обобщающий урок по теме «Основы учения о клетке»

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).5 часов.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

14. Типы размножения организмов

15. Деление клетки. Митоз

№2 «Рассматривание препарата делящейся клетки»

16. Образование половых клеток. Мейоз

17. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез

18. Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез

Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости.11 часов.

Основы учения о наследственности и изменчивости.

19. Наука генетика. Из истории развития генетики

20. Основные понятия генетики

21. Генетические опыты Г. Менделя

22. Дигибридное скрещивание

№3. Решение генетических задач»

23. Сцепленное наследование генов и кроссинговер

24. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов

25. Наследование признаков, сцепленных с полом

26. Наследственные болезни, сцепленные с полом

27. Наследственная (генотипическая) изменчивость

№4. Изучение изменчивости у организмов»

28. Другие типы изменчивости

29. Обобщающий урок «Основы учения о наследственности и изменчивости»

Тема 5. Основы селекций растений, животных и микроорганизмов.5 часов.

Основы селекций растений, животных и микроорганизмов.

30. Генетические основы селекции организмов

31. Особенности селекции растений

32. Центры происхождения культурных растений

33. Особенности селекции животных

34. Основные направления селекции микроорганизмов

Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира.5 часов.

Происхождение жизни и развитие органического мира.

35. Представления о возникновении жизни на Земле

36. Современная теория возникновения жизни на Земле

37. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

38. Этапы развития жизни на Земле

39. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

Тема 7. Учение об эволюции.11 часов.

Учение об эволюции.

40. Идея развития органического мира в биологии

41. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина

42. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.

43. Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

44. Современные представления об эволюции органического мира

45. Вид, его структура и особенности

46. Процесс образования видов – видообразование.

47. Понятие о микроэволюции и макроэволюции

48. Основные направления эволюции

№5. «Приспособление организмов к среде обитания»

49. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

50. Обобщающий урок «Основные закономерности эволюции»

Тема 8. Происхождение человека. (антропогенез).6 часов

Происхождение человека. (антропогенез).

51. Место и особенности человека в системе органического мира

52. Доказательства эволюционного происхождения человека

53. Этапы эволюции вида Человек разумный

54. Биосоциальная сущность вида Человек разумный

55. Человеческие расы, их родство и происхождение

56. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

Тема 9. Основы экологии.11 часов

Основы экологии.

57. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

58. Закономерности действия факторов среды на организмы

59. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

60. Биотические связи в природе

61. Популяции как форма существования видов в природе

62.Функционирование популяции и динамика ее численности в  природе

63. Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

64. Понятие о биогеоценозе и экосистеме

65. Развитие и смена биогеоценозов

66. Основные законы устойчивости живой природы

67. Рациональное использование природы и ее охрана

№6. «Оценка санитарно-гигиенического состояния рабочего места»

Тема 10. Заключение.

1 час.

68. Заключение по курсу «Основы общей биологии»

Проверочные работы – 5.

Лабораторные работы – 6.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ    БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ

НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД –68 ЧАСОВ.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ –2 ЧАС.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы  « БИОЛОГИЯ- 5-11 КЛАСС»  

Под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.

Учебник: Биология 9 класс. Авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова

Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2010 год.

 «СОГЛАСОВАНО»                                                                          «РАССМОТРЕНО»

    Зам. Директора                                                                               на заседании МО

____________( Е.П. Кликунова)                                                       протокол №

                                                                                                              От__ сентября 2011 г.



Предварительный просмотр:

Тема программы

(количество часов)

Тема урока

Лабораторные работы

Планируемая дата

Фактическая

дата

Тема 1. Введение в курс общей биологии

6 часов.

1. Содержание и структура курса общей биологии

2. Основные свойства жизни

3. Уровни организации живой материи

4. Практическое значение биологии

5. Методы биологических исследований.

6. Живой мир и культура (семинар)

Обобщение

Тема 2. Биосферный уровень жизни.

9 часов.

7. Учение о биосфере

8. Происхождение живого вещества

9. Биологическая эволюция в развитии биосферы

10. Биосфера как глобальная экосистема

11. Круговорот веществ в природе

12. Человек как житель биосферы

13. Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле

14. Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

15. Экологические факторы и их значение

Обобщение

Тема 3. Биогеоценотический уровень жизни.

8 часов.

16. Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

№ 1

«Приспособленность растнений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

17. Биогеоценоз как био- и экосистема

18. Строение и свойства биогеоценоза

19. Совместная жизнь видов в биоценозе

20. Причины устойчивости биогеоценозов

21. Зарождение и смена биогеоценозов

22. Сохранение разнообразия биогеоценозов

23. Экологические законы природопользования

Обобщение

Тема 4. Популяционно-видовой уровень жизни.

12 часов.

24. Вид, его критерии и структура

№ 2

« Морфологические критерии, испаользуемые при определении видов»

25. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

26. Популяция как основная единица эволюции

27. Видообразование – процесс увеличение видов на Земле

28. Этапы происхождения человека

29. Человек как уникальный вид живой природы

Обобщение

30. История развития эволюционных идей.

31. Современное учение об эволюции

32. Результаты эволюции и ее основные закономерности

33. Основные направления эволюции

№3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных»

34. Всемирная стратегия охраны природных видов

35. Обобщение Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Проверочные работы -5.

Лабораторные работы -3.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ    БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ

НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД –35 ЧАСОВ.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ –1 ЧАС.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования и программы  « БИОЛОГИЯ- 5-11 КЛАСС»  

Под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.

Учебник: Биология 10 класс Базовый уровень. Авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2010 год.

 «СОГЛАСОВАНО»                                                                          «РАССМОТРЕНО»

    Зам. Директора                                                                               на заседании МО

____________( Е.П. Кликунова)                                                       протокол №

                                                                                                              От__ сентября 2011 г.



Предварительный просмотр:

Тема программы

(количество часов)

Тема урока

Лабораторные работы

Планируемая дата

Фактическая дата

Тема 1. Организменный уровень жизни.

17 часов.

  1. Организменный уровень жизни и его роль в природе.

  1. Организм как биосистема.

  1. Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

  1. Размножение организмов.

  1. Оплодотворение и его значение.

  1. Развитие организма от рождения до смерти (онтогенез) Контроль и обобщение знаний. По теме Организм. Развитие организма.

  1. История развития генетики.

  1. Изменчивость признаков организма и ее типы.

  1. Генетические закономерности, открытые Менделем.

  1. Дигибридное скрещивание

№1 «Решение элементарных задач по генетике»

  1. Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.

  1. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Контроль и обобщение знаний. По теме Генетика.

  1. Наследственные болезни человека Семинарское занятие.

  1. Этические вопросы медицинской генетики.

  1. Достижения биотехнологии и этические аспекты ее использования.

  1. Творчество в жизни человека и общества (семинар).

  1. Царство вирусы: разнообразие и значение. Вирусные заболевания.  Вирусология – наука о вирусах . Контроль и обобщение знаний. Организменный уровень жизни.

Тема 2. Клеточный уровень жизни.

9 часов.

  1. Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.

  1. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

  1. Строение клетки.

  1. Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.

  1. Клеточный цикл.

  1. Деление клетки – митоз и мейоз.

№2 «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня»

  1. Структура и функции хромосом.

  1. История развития науки о клетке.

  1. Гармония и целесообразность в живой природе Контроль и обобщение знаний. По теме Клеточный уровень жизни.

Тема 3. Молекулярный уровень жизни.

8  часов.

  1. Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе.

  1. Основные химические соединения живой материи.

  1. Структура и функции нуклеиновых кислот.

  1. Процессы синтеза в живых клетках.

  1. Процессы биосинтеза белка.

  1. Молекулярные процессы расщепления.

  1. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

  1. Время экологической культуры Семинар.

 Тема 4. Заключение.

  1. Многообразие жизни, представленной биосистемеми разных уровней сложности. Заключение: структурные уровни организации живой природы Итоговый контроль знаний.

Проверочные работы -5.

Лабораторные работы -2.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ    БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ

НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД –35 ЧАСОВ.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ –1 ЧАС.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования и программы  « БИОЛОГИЯ- 5-11 КЛАСС»  

Под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.

Учебник: Биология 11 класс Базовый уровень. Авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009 год.

 «СОГЛАСОВАНО»                                                                          «РАССМОТРЕНО»

    Зам. Директора                                                                               на заседании МО

____________( Е.П. Кликунова)                                                       протокол №

                                                                                                              От__ сентября 2011 г.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа пропедевтического курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).

Основная задача курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел природы; строение вещества.

Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы.

Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).

Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях.

Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.

Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших курс

Учащиеся должны знать:

•  положение о том, что все в природе находится в движении: движение — форма существования материи;

•  относительность движения и покоя;

•  понятия «вещество» и «тело»;

•  примеры и основные признаки химических реакций;

•  основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;

• основные процессы, происходящие в живых организмах;

•  примеры движений в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения, вулканизм);

•  причины изменения поверхности Земли;

•  причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;

• движение Земли (суточное, вокруг Солнца).

Учащиеся должны уметь:

•  сравнивать различные явления, делать выводы;

•  проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

• пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

•  использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;

•  выявлять взаимосвязи организмов и среды;

•  составлять пищевые цепи;

•  находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;

•  объяснять причины изменения поверхности Земли;

•  объяснять причины смены дня и ночи, времен года.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,  рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю) и имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения ж природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Зоологию изучают в течение одного учебного года. Курс биологии в 7 классе рассчитан на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю). Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся  с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и  историю развития животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целостности живого организма как биосистемы, взаимосвязи между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся должны знать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть.

 На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить учащимися понимание родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Курс биологии «Человек и его здоровье» рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека , определяется место человека в живой природе, дается топография органов, раскрываются предметы и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани, повторяется материал 7 класса  о нервно-гормональной регуляции органов.

Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике.

В третьей, завершающе части, рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.

В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому ученику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Изучение курса « Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года 68 часов (2 часа в неделю). Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в её процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития о разнообразия жизни на Земле, взаимозависимости этих процессов и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и её взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса  существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторно-практическим работам и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды.

Учителя, опираясь на свой творческий опыт, могут широко использовать в этом курсе уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки ролевой или деловой игры.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа разработана в полном соответствии со стандартом (полного) общего образования по биологии. Рассчитана на 70 часов (З5 часов в год, 1 час в неделю).

Программа по биологии 10-11 класс построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, её закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы с позиции разных структурных уровней организации живой природы, их экологизация и культурологическая направленность делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Раскрытие учебного материала в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. Рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Это определило общее содержание данного курса.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...