Разработка урока "Многообразие млекопитающих".
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Великая Людмила Николаевна

Разработка урока по биологии в 7 классе "Многообразие Млекопитающих. Отряды: Китообразные, Ластоногие, Хищные, Хоботные". Данная разработка содержит конспект урока и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kitoobraz.rar2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе

Тема: Многообразие Млекопитающих.

Отряды: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

Цели:

  1. активизация познавательной деятельности учащихся;
  2. формирование широких познавательных интересов.

Задачи:

  1. расширить и углубить знания учащихся о многообразии млекопитающих;
  2. дать общую характеристику отрядам;
  3. показать черты приспособленности этих животных к образу жизни;
  4. обосновать необходимость их охраны;
  5. продолжить формирование умений и навыков работы с текстом.

Оборудование:  мультимедиа, презентация к уроку, Красная книга Саратовской области, Большая энциклопедия животных, клык моржа, фильм «Большая охота», таблицы.

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос: беседа по вопросам на обязательном уровне.

  1. Какой тип животных мы изучаем?
  2. Какие классы относят к типу Хордовые?
  3. Какие отряды класса Млекопитающих вам известны?
  4. На основании, каких признаков этих животных относят к одному классу?

А теперь внимание на доску. Здесь даны два задания под названием «Кто

лишний»? В каждом задании написаны названия животных, относящиеся к одному отряду, кроме одного. Ваша задача: назвать это лишнее животное, поместить его в свой отряд, а также сказать к какому отряду относятся все остальные животные.

ехидна, утконос, коала, проехидна

    Коала – лишнее животное, так как оно относится к сумчатым, а все остальные   к однопроходным.

ёж, крот, рыжая вечерница, бурозубка

    Рыжая вечерница – представитель отряда Рукокрылые, а все остальные относятся к отряду Насекомоядные.

III. Формирование новых знаний.

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие по разным природным зонам: от арктических пустынь и тундры до африканских саванн и прерий.   Продолжим увлекательное знакомство с многообразием класса млекопитающих, познакомимся с отрядами: Ластоногие, Китообразные, Хоботные, Хищные. Дадим общую характеристику этим отрядам, узнаем их значение в природе и жизни человека, а также докажем необходимость охраны этих животных.

Запишем тему урока в тетрадь.

Начинаем наше виртуальное путешествие с царства Нептуна. Более 2/3 поверхности Земли покрыто морями и океанами. В них встречаются микроскопические организмы -  …, а также самые крупные млекопитающие …

Он плывет во мгле туманной,

Вдалеке от жарких стран,

И ему домашней ванной

Служит Тихий океан.

                                            (кит)

1. Отряд Китообразные  (запишем в тетрадь).

       За миллионы лет эволюции их тело приспособилось к условиям существования в водной среде.

Используя таблицу и рисунок 135 на странице 171 учебника, ответьте на вопрос. Какие особенности строения тела помогают этим животным плавать в воде?

Правильно, обтекаемая форма тела, видоизмененные конечности в форме плоских ласт, а также отсутствие шерстного покрова и кожных желез. Только примерно 350 лет назад ученые установили, что киты принадлежат к млекопитающим, до этого их относили к рыбам.

Гигант моря - синий кит. Это самое большое животное на Земле. Масса его достигает 130 т, а длина 33 м. В 1947 году была поймана самка синего кита массой 190 т.

Китообразные лишены волосяного покрова. Под шкурой находится толстый слой жира, защищающий их от переохлаждения и обеспечивающий плавучесть. Дышат китообразные с помощью легких, поэтому периодически они должны всплывать на поверхность, чтобы вдохнуть новую порцию воздуха.

Давайте познакомимся с классификацией отряда, в котором насчитывается 90 видов (на доске таблица).

Отряд Китообразные

подотряд Зубатые киты

подотряд Беззубые или Усатые

    семейства

  семейства

1. речные дельфины

  1. гладкие киты (гренландский)

2. кашалоты

  2. полосатики (синий кит)

3. дельфиновые (касатка, афалина

  3. серые киты

Продолжим наше знакомство с под/отрядом Беззубых (Усатых) китов, семейством полосатиков.

В ротовой полости беззубых китов имеются пластины с волосатой бахромой – усы, длиной 1,3 м. Сквозь эти пластины кит процеживает, прижимая язык к нёбу, несколько т воды, а оставшуюся густую кашицу из мелких рачков проглатывает. У синего кита в желудке помещается до 1,5 т планктона – микроскопических организмов. Чтобы переварить такую массу пищи, нужен соответствующий мощный «аппарат». У синего кита: желудок длиной 3,5 м, кишечник – 200 м, язык – 1,5-2 т. Огромная печень – от 500 до 1000 кг.

На время короткого лета киты мигрируют в арктические моря, а зимой устремляются к югу для выведения потомства.

Записать на доске слово – миграции (перемещения животных на большие расстояния).

Китенок рождается очень крупным, длиной до 8 м, массой до 3 т. Сразу после рождения мать подталкивает детеныша к поверхности, чтобы он сделал первый вдох. За одну кормежку китенок получает 15-20 ведер жирного как сметана молока (жирность – 57%, у коровы -4%). На такой пище китенок растет ни по дням, а по часам. Потомство у китов рождается один раз в два года.

Зубатые киты питаются рыбой, моллюсками, а касатки даже нападают на других китов, ластоногих, пингвинов. У зубатых, а к ним относятся дельфины, кашалоты, может быть до 240 зубов. В поисках пищи китообразные далеко кочуют. Зубатые киты обладают очень сложной звуковой сигнализацией. Они издают и воспринимают ультразвуки. Благодаря этому, дельфины находят пищу и избегают столкновений с препятствиями даже в мутной воде. Они легко приручаются благодаря тому, что обладают исключительными способностями к обучению. Дельфины очень дружелюбны. Известны случаи, когда дельфины спасали тонущих в море людей, защищали от нападавших акул.

Эти уникальные животные готовы служить людям не менее усердно, чем  наземные четвероногие друзья – собаки. Кстати «дельфин» производное от греческого слова «дельфос», что в переводе значит «брат».

В 1986 году была создана Международная комиссия, в которую вошли представители многих стран, в том числе и Россия. По распоряжению этой комиссии была запрещена охота на гладких, серых, синих китов, финвалов, горбачей. Все эти виды китов были занесены в международную Красную книгу.

Вопросы:

  1. Что представляет собой Красная книга? Почему она так называется?
  2. Каких животных заносят в эту книгу?

Будем надеяться, что стада китов станут такими же многочисленными, какими они были сто и более лет назад.

2. отряд Ластоногие (всего около 30 видов)

На холодных и бесконечных льдинах, дрейфующих в Арктике, живут различные виды ластоногих. К ним относятся: котики, тюлени, моржи.

Задание (работа с текстом учебника).

 Внимательно прочитайте статью «Ластоногие» в учебнике, используя рисунки, а также таблицы на доске «Тюлень», «Морж» ответьте на вопросы:

а) Чем ластоногие отличаются от китообразных?

По происхождению это наземные животные, которые освоились в морской среде. В ходе эволюции их тело приспособилось к жизни в воде; конечности превратились в ласты, хвост короткий. Могут передвигаться по суше, ползая на брюхе. Имеют огромные ноздри, с помощью которых могут вдохнуть столько воздуха, что способны оставаться под водой около 10 минут. Выпуклые глаза видят в темноте морских глубин.

Морж – это млекопитающее с длинными клыками (демонстрация клыка моржа). Обитает в арктических морях, совершая короткие сезонные миграции. Морж – самец огромен (масса до 1,5 т, а самка до 1 т). Длинные клыки незаменимы в жизни этого животного.

б) Как вы думаете, для чего моржу нужны клыки?

(демонстрация клыка моржа)

Предполагаемые ответы учащихся.

(защищаться от врагов, с их помощью взбираться на берег, передвигаться по льдине или земле) Клыки моржа были предметом добычи охотников: из них делали сувениры, поделки.

в) Какие Ластоногие занесены в Красную книгу? (тюлени, моржи, нерпы)

Для размножения эти животные собираются на отдаленных островах. На протяжении многих лет они приплывают на одно и тоже место. Плавая в воде, северный морской котик издает предупреждающие звуки, а выйдя на берег оглушительно ревет.

Давайте послушаем его голос (звучит аудиозапись голоса котика). Жалко, что мы с вами не понимаем их язык.

Вам известно, что существует наука – этология, которая изучает поведение животных. Её основоположником является австрийский ученый Конрад Лоренц. Он написал книгу «Кольцо царя Соломона». Названием этой книги послужила легенда, которая гласит, кто наденет это волшебное кольцо, тот сможет понимать язык всех животных.

А сейчас из Арктики мы с вами перенесемся в африканские саванны. Речь пойдет о животных, которым грозило полное вымирание, потому что человек охотился на них. Это - … (слоны). Всегда ценились изделия из слоновой кости, то есть из их бивней. Сейчас африканские слоны встречаются в гигантских национальных парках (например, Селенгети).

3. Отряд Хоботные (на доске таблица).

Известно всего 2 вида: африканский и индийский слоны. Индийский слон никогда не был в опасности, так как человек веками использовал его на различных работах. Для этих животных характерна особенность – наличие бивней, которые являются удлиненными резцами верхних челюстей. У индийских слонов бивни до 1,5 м имеют только самцы. А у африканских слонов и самки и самцы. В длину бивни достигают у них до 3 м. У слонов есть еще один чудодейственный орган, который помогает им выжить.

Вопрос:

Что это за орган, и какие функции он выполняет? Правильно, хобот.

Хобот -  это мышечный орган, который образовался в результате срастания носа и верхней губы. С помощью него слоны дышат, пьют воду, купаются, достают съедобные части растений.  

Кожа у слонов с виду грубая, но распространенная поговорка «толстокожий как слон» не верна (самая толстая кожа у бегемота – 2,5 см). На самом деле его кожа очень чувствительна, благодаря коротким и гибким щетинкам, реагирующим на самое легкое прикосновение. Потомство у слонов появляется довольно редко, один раз в четыре года. Охота на слонов повсеместно запрещена.

Вопросы:

  1. Какой слон (индийский или африканский) изображен на таблице?

     Объясните, почему вы так считаете?

  1. Назовите вымершее млекопитающее из отряда Хоботные? (мамонт)

В России мамонтов начали изучать со времен Петра I, который издал указ о доставке находимых в Сибири костей и бивней в Петербургскую кунсткамеру.

Представители следующего отряда обитают в разных природных зонах.

4. Отряд Хищные (известно 240 видов).

Отряд подразделяется на 7 семейств, в зависимости от строения животных и способа добывания пищи.

Мы с вами будем изучать семейства: Собачьи, Куньи, Медвежьи, Кошачьи.

Все эти разнообразные животные объединяются в один отряд на основании общих признаков.

а) они хищники (есть отдельные исключения, об этом будет сказано позже).

б) детёныши рождаются слепыми и беспомощными.

в) играют определенную роль в природе, регулируют численность копытных, грызунов и других животных.

Семейство Собачьи (волки, песцы, шакалы, лисицы)

К этому семейству относятся животные средней величины, имеющие вытянутую морду, длинные ноги, когти не втяжные.

Вопрос: какое животное первым одомашнил человек?

Человек приручил собаку в глубокой древности. Собака помогала и сейчас продолжает помогать человеку. В благодарность за это люди поставили собакам памятники.

  1. в  Париже – сен-бернару, спасшему в Альпах сорок человек, во время снежных заносов;
  2. в Берлине – собаке проводнику слепых;
  3. в Нью-Йорке – вожаку собачьей упряжке, доставившему в занесенный поселок на Аляске, противодифтерийную сыворотку;
  4. в Санкт-Петербурге – собаке, служащей науке;
  5. в Италии – собаке (по кличке Верный), которая четырнадцать лет ходила встречать своего хозяина, убитого во время войны.
  6. в Париже в память о погибшей Лайке (первое животное, побывавшее в космосе) воздвигли гранитную колонну. Ее вершину венчал устремленный ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка.

Можно приводить много примеров собачьей преданности.

Семейство Медвежьи (насчитывает 7 видов)

Панда - бамбуковый медведь  встречается в горах Тибета и Китая. Питается листьями и молодыми побегами бамбука. В мире несколько сотен особей большой панды.  В Китае смертная казнь – за убийство панды. Панда – символ Всемирного фонда дикой природы.

Даже в самых холодных местах Земли, где температура не поднимается выше минус десяти градусов, встречаются представители семейства Медвежьи. О каком животном идет речь? (белый медведь) Демонстрация фрагмента фильма «Большая охота».

Семейство Кошачьи (36 видов, в России 11 видов).

Украшением отечественной фауны по праву считается уссурийский (амурский) тигр. Это самый большой представитель семейства. Длина – 4 м, хвост – 1 м, масса до 400 кг. Взрослый тигр олицетворяет могущество, величину, огромную физическую силу. Говорят, что даже «царь зверей» уступает тигру дорогу. Мощные клыки длиной до 6 см, втяжные когти 10 см. Это настоящие кривые кинжалы. Тигр легко справляется с антилопой, оленем, кабаном. Нападает на бурых медведей, волка, рысь. Голос у тигра громоподобный, но, если он в хорошем настроении, то может даже ласково мурлыкать. Записать его голос в природе возможно только в случае удачи. (видеофрагмент фильма «Большая охота»)

В природе тигры живут 25-30 лет, а в неволе 40 лет и больше. Все виды и подвиды тигров занесены в Красную книгу. В настоящее время судьба владыки джунглей находится в руках человека.

В Красную книгу Саратовской области занесена рысь.

Семейство Куньи.

Это самые мелкие хищники с узким, вытянутым телом. К семейству относятся: соболь, куница, горностай, ласка. Многие из этих животных обладают ценным, красивым мехом, поэтому их численность резко сократилась. Например, горностай. Его численность снизилась, так как из его меха делали шубы, шапки, накидки. Раньше королевские мантии делали из шкурок горностая, на них уходило несколько сотен шкурок зверьков.

В Красную книгу Саратовской области занесено 5 видов куньих: горностай, ласка, речная выдра, норка, перевязка.

Вот и подошло к концу наше заочное путешествие, а вместе с ним и знакомство с представителями класса Млекопитающих.

IV. Закрепление знаний.

  1. В сказке «Конек-горбунок» есть фраза «чудо-юдо рыба-кит». Что неверно в этой фразе?
  2. Самый крупный хищник? (белый медведь)
  3. Какие животные занесены в Красную книгу Саратовской области?
  4. Чем лев отличается от львицы? (наличием гривы)

V. Итоги урока. Рефлексия

   1. Что нового вы узнали на уроке?

   2. Что вам запомнилось?

Домашнее задание: пар.33, вопросы, дополнительный материал стр.177 подготовить сообщения о зубрах, бегемотах и носорогах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДУЛЬНЫЙ УРОК «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»

МОДУЛЬНЫЙ УРОК  «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»...

Разработка урока для 7 класса на тему Обобщение по теме Млекопитающие.

Обобщить и систематизировать знания учащихся об отрядах  млекопитающих, значении в природе, жизни человека. Продолжить формирование умения наблюдать, узнавать животных, сравнивать различные групп...

Разработки вводных уроков в технологии РКМЧП по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».

Разработки  вводных уроков по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».      Данный выбор не случаен и обусловлен тем, что на трех уроках одного...

Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс

Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ...

конспект урока "Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих. Классификация.

Презентация и конспект урока для учащихся 8 класса. Знакомство с группами млекопитающих животных. Распространение по среде обитания. Деление на диких и сельскохозяйственных....

Разработка урока по теме: "Общая характеристика млекопитающих"

Разработка урока по теме: "Общая характеристика млекопитающих"...

Методическая разработка урока: «Млекопитающие – высокоорганизованные позвоночные животные» 7 класс

Тема урока: «Млекопитающие – высокоорганизованные позвоночные животные»Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о прогрессивных ...