Кровь
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Материалы урока могут быть использованы при изучении нового или обобщающего материала, а также элективных курсах предметов естественнонаучного цикла.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizhenie_krovi_po_sosudam.doc91 КБ
Office presentation icon dvizhenie_krovi_po_sosudam..ppt322.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на основе деятельного подхода к учащимся.                                                                «Движение крови по сосудам»

                                       урок биологии в 8 классе

Из опыта работы

Учителя биологии

I квал. Категории

МОУ НСОШ №1

Губайдуллиной С. А.

Аннотация: Материалы урока могут быть использованы при изучении нового или обобщающего материала, а также элективных курсах предметов естественнонаучного цикла.

Цель урока: Сформировать понятие о движении крови, в результате деятельностного подхода к обучению.

 Задачи урока:

  1. Разъяснить причину движения крови и природы пульса, при проведении практических работ.
  2. Дать научное определение понятиям инсульт и инфаркт.
  3. Сформировать навыки проведения измерения давления, функциональных проб и расчеты нормативных данных для самоконтроля своего здоровья.

Оборудование:

  1. Таблица с изображение сердца.
  2. Схема кровообращения и лимфообращения.
  3. Прибор для измерения давления.
  4. Интерактивная доска.
  5. Презентация на тему: «Движение крови».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы:

Учитель: Сегодня наш урок посвящен проблемам сохранения здоровья.

Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Это артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

Артерия несет кровь от сердца к клеткам, - поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”

Ученик: В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.

Учитель: Что такое кровообращение?

Ученик: Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.

Учитель: Давайте вспомним путь крови в организме человека. Выполните задание на карточке, см. рис. 1.

Рис. 1

Ученики, работая в парах, выполняют задание.

По окончании слушаем одного из учеников.

Учитель: Кровь движется от предсердий к желудочкам по артериям, капиллярам, венам и опять к предсердиям. Что заставляет кровь двигаться именно в этом направлении? Какие существуют законы, по которым осуществляется её одностороннее непрерывное движение?

Тема урока: “ Движение крови по сосудам”

Учитель записывает тему на доске, а ученики в тетрадях.

Учитель: Кровь – это жидкость, движущаяся по кровеносным сосудам. Приведите еще примеры движения жидкости по сосудам, с которыми мы встречались в курсе биологии.

Ученики приводят примеры движения воды и минеральных и органических веществ по сосудам и ситовидным трубкам растения.

Учитель: Во всех случаях действуют одни и те же законы. Законы движения жидкости изучаются в курсе физики. Разобраться в них нам поможет Мурзин Влад.

Слушаем ответ ученика, который самостоятельно дома готовил этот вопрос, консультируясь с учителем физики. В ходе рассказа ученик вывешивает на доске основные тезисы своего выступления.

Тезисы выступления Мурзина Влада:

  1. Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление.
  2. Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.
  3. Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов.
  4. Чем меньше суммарное поперечное движение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.
  5. Один и тот же объем жидкости проходит с большей скоростью более узкие участки, чем более широкие.

Учитель: Опираясь на эти знания, рассмотрим движение крови по кровеносным сосудам.

В ходе работы вам предстоит выполнить задание на карточке, а в конце урока мы к нему обратимся.

Текст задания:

Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением.   Чем больше давление, тем __________________скорость тока крови. Исключение составляют _________________. Максимальная скорость тока крови в _____________, минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления ________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от ____________________. Скорость тока крови в венах ________________, чем в капиллярах, т.к. они имеют ______________суммарный просвет сосудов.

Учитель: Выясним, откуда берется энергия, на что она расходуется?

Ученик: Энергию создает сердце, которое сокращаясь под давлением выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Эта энергия тратится на трение клеток крови друг о друга, о стенки кровеносного сосуда, на придание скорости движущейся крови.

Учитель: Итак, сердце сокращаясь создает давление. Обратитесь к заданию 1, см. рис. 2 и ответьте на поставленные вопросы.

Рис. 2

Ученики, работая в парах, обсуждают первое задание.

Ученик: По мере удаления от сердца кровяное давление уменьшается, т.к. чем дальше кровеносный сосуд от сердца, тем больше энергии израсходовалось на трение частиц друг от друга и о стенки сосуда.

Уменьшение давления сосуда заставляет кровь течь от сердца к капиллярам, т.к. жидкость течет из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.

Учитель: Что же такое кровяное давление?

Учитель прикрепляет к доске карточку “Давление”.

Ученики: Кровяное давление – это давление крови на стенки кровеносных сосудов.

Учитель: Различают давление систолическое (верхнее, максимальное), оно равно у взрослого человека 110-120 мм рт.ст., диастолическое (нижнее, минимальное) - 70-80 мм рт.ст.

Разница между систолическим и диастолическим давлением составляет пульсовое давление. Какова его величина? (Ученики – 40 мм рт.ст.)

В ходе рассказа учитель прикрепляет по словом “Давление” карточки со словами:

  1. “систолическое” – 110-120 мм рт.ст.
  2. “диастолическое” – 70-80 мм рт.ст.
  3. “пульсовое” –  40 мм рт.ст.

Учитель: Ребята, рассчитайте собственное артериальное давление по формуле:

АД верхн. = 1,7 х возраст + 83

АД нижн. =1,6 х возраст + 42 [6]

Ученики рассчитывают собственное АД.

Учитель: Сравним полученные результаты с предложенными данными.

Почему вы получили меньшие значения?

Это связано с тем, что у детей из-за большой эластичности стенок артерий давление крови ниже, чем у взрослых людей. В пожилом и старческом возрасте давление повышается из-за уменьшения эластичности стенок сосудов.

Учитель: Кроме давления движение крови характеризует скорость.

Учитель прикрепляет на доску карточку “Скорость”.

Можем ли мы с вами сейчас измерить скорость тока крови в каком-либо из кровеносных сосудов?

Обсуждаем предложения учащихся.

Нажмите на ноготь большого пальца указательным. Ноготь большого пальца станет белым, т.к. из капилляров, находящихся под ногтем, кровь будет выжата. Теперь нужно убрать указательный палец с ногтя большого пальца и проследить, через сколько секунд он порозовеет. Секунды рассчитываем про себя. Измерьте длину ногтя от его корня до части, где кончается розовая окраска. Разделив длину пути на время, мы найдем скорость. [2]

Ученики проводят измерения и сообщают результат – 0,5 см/c.

На самом деле, скорость тока крови в капиллярах ниже, поскольку кровь двигалась не только по капиллярам, но и по мелким артериям (артериолам). Фактически мы определили скорость движения крови в артериолах. Сравним ее со скоростью движения крови в других кровеносных сосудах.

Учитель вывешивает таблицу “Движение крови в организме” и на соответствующие кровеносные сосуды прикрепляет карточку с величиной скорости тока крови: аорта – 500-600 мм/c:

  1. артерии – 150-200 мм/c,
  2. артериолы – 5 мм/c,
  3. капилляры – 0,5 мм/c,
  4. средние вены – 60-140 мм/c,
  5. полые вены - 200 мм/c.

Учитель: Опираясь на законы, подумайте, какие из этих сосудов будут иметь максимальный, а какие минимальный суммарный просвет?

Ученики: Максимальный суммарный просвет должные иметь капилляры, а минимальный – аорта.

Учитель: Суммарный просвет капилляров в 600-800 раз больше, чем в аорте; в венах - в 1,2-1,8 раз больше, чем в аорте.

Давление и скорость, сопоставим эти две характеристики. Выполните задание 2, см. рис.  3.


Рис. 3

Ученики, работая в парах, обсуждают ответы на предложенные вопросы.

Ученики: Скорость движения крови в капиллярах минимальная, т.к. капилляры имеют максимальный суммарный поперечный просвет. Это необходимо для того, чтобы осуществился обмен веществ между капилляром и клеткой.

В артериях, артериолах и капиллярах чем больше давление крови, тем выше скорость тока крови.

В капиллярах, венулах, венах давление крови уменьшается, а скорость тока крови растет. Но это не противоречие, один и тот же объем жидкости проходит быстрее более узкие участки, чем более широкие.

Учитель: Обратитесь к заданию, о котором шла речь в начале урока. Подумайте, обсудите в парах и заполните пропуски на карточке.

Ученики выполняют задание. Проводят анализ его выполнения.

Учитель: Давление и скорость, какая из этих величин используется в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы?

Ученики: Давление.

Учитель: Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?

Ученики: Отклонение в АД от нормы говорит о нарушении гомеостаза, и это может стать причиной болезни.

Учитель: Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?

Учитель:

Гипертония – повышенное АД.

Гипотония – пониженное АД.

Учитель в колонку “Давление” прикрепляет карточки со словами:

  1. “гипертония”,
  2. “гипотония”,
  3. “тонометр” - прибор для измерения АД.

Учитель: Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, увеличивается, в нашей области 14,2% людей страдают болезнями органов кровообращения (II место по числу больных людей после болезней органов дыхания).

У 9% девятиклассников нашей школы в прошлом учебном году отмечались нарушения в сердечно-сосудистой системе.

Как не допустить возникновения заболеваний в сердечно-сосудистой системе? Какой образ жизни каждый из нас должен вести?

Слушаем сообщение о факторах, способствующих возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, и у себя в тетради фиксируем правила здорового образа жизни.

Слушаем сообщение ученика, завершаемое кадрами из фильма “Анатомия и физиология человека. Кровообращение.” о влиянии алкоголя и никотина на процесс кровообращения. Проверяем результаты работы в тетрадях и оформляем их на доске, прикрепляя правила здорового образа жизни:

  1. физическая активность;
  2. рациональное питание;
  3. положительные эмоции;
  4. не курить;
  5. не употреблять алкоголь.

Учитель: Как говорил Козьма Прутков: “Нельзя объять необъятное”. Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберем вопросы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и ее влиянии на здоровье человека в целом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Движение крови по сосудам. Причины движения крови по сосудам. Кровяное давление – давление крови на стенки кровеносных сосудов. Разность давления в артериях и венах, является основной причиной непрерывного движения крови по сосудам. Кровь перемещается к месту наименьшего давления. Наиболее высокое давление в аорте, меньше в крупных артериях, еще меньше в капиллярах и самое низкое в венах.

Слайд 2

Движение крови по сосудам возможно благодаря разности давлений в начале и в конце круга кровообращения. Кровяное давление в аорте и крупных артериях составляет 110-120 мм.рт.ст. (т.е. на 110-120- мм.рт.ст. выше атмосферного). В артериях 60-70 В артериальном и венозном концах капилляра – 30-15 соответственно. В венах конечностей 5-8 скорость крови: в аорте (наибольшая)- 0,5 м/с; в полых венах – 0,2 м/с; в капиллярах (наименьшая) – 0 ,5-1,2 мм/с.

Слайд 3

Кровяное давление у человека измеряют с помощью ртутного или пружинного тонометра в плечевой артерии (артериальное давление). Максимальное (систолическое) давление – давление во время систолы желудочков (110-120мм.рт.ст.) Минимальное (диастолическое) давление – давление во время диастолы желудочков (60-80 мм.рт.ст.) Пульсовое давление – разность между систолическим и диастолическим давлением.

Слайд 4

Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше этого возраста эта формула не подходит). АД верхнее = 1,7 х возраст + 83 АД нижнее = 1,6 х возраст + 42 (АД –артериальное давление, возраст берется в целых годах)

Слайд 5

Для 14 лет АД верхнее = 106,8 АД нижнее = 64,4 АД = 106,8 / 64,4

Слайд 6

Колебания давления должны изменяться в определенных границах. Если колебания превышают норму, сосуды могут не выдержать, разорваться, что нередко приводит к гибели больного. Инсульт – поражение сосудов мозга. Инфаркт – поражение определенного участка сердечной мышцы. После инфаркта, пораженный участок не функционирует, т.к. мышечная ткань замещена рубцовой соединительной тканью, которая не способна сокращаться.

Слайд 7

Гипертония – повышение кровяного давления Повышение артериального давления происходит при тяжелой физической нагрузке С возрастом эластичность стенок артерий уменьшается, поэтому давление в них становится выше.

Слайд 8

Гипотония – понижение кровяного давления. Гипотония симптомы: -слабость и усталость; -раздражительность; -повышенная чувствительность к жаре (в частности — плохое самочувствие в бане); -при физической деятельности самочувствие лучше; -сердцебиение при физических нагрузках; Понижение наблюдается при больших кровопотерях, сильных травмах, отравлениях и др.

Слайд 9

После физических нагрузок! У тренированного и здорового человека верхнее давление поднимается высоко, а нижнее – нет! Если нижнее тоже поднимается, то это указывает о низкой динамической активности.

Слайд 10

Артериальный пульс – ритмичные колебания стенок артерий в результате поступления крови в аорту при систоле левого желудочка. Пульс можно обнаружить на ощупь там, где артерии лежат ближе к поверхности тела: в области лучевой артерии нижней трети предплечья, в поверхностно-височной артерии и тыльной артерии стопы.

Слайд 11

Измерение пульса на лучевой артерии (практическая работа в парах) Пережмите артерию в точке В, так чтобы движение крови прекратилось. Убедимся, что в точке А пульс не пропадает, хотя кровь остановлена. Зажмем артерию в точке А. Сомкнем ее стенки и остановим пульсовую волну. Вывод – Чтобы узнать, остановлена ли кровь, надо прощупывать пульс ниже перетяжки.

Слайд 12

Основные понятия темы: Артериальное кровяное давление Верхнее (систолическое) Нижнее (диастолическое) Гипертония Гипотония Инсульт Инфаркт Частота пульса (сердечных сокращений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Кровь.Переливание крови."

Урок-презентация проводится в курсе биологии 8 класса....

Урока « Значение крови. Состав и функции крови». 8 класс

план-конспект к уроку и презентация...

«Плазма крови. Её состав. Форменные элементы крови» . урок биологии

Урок позволит изучить состав плазмы крови и её функции, особенности строения клеток крови в связи с их функциями....

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.

изучение состава, строения и функций крови...

Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.

Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...

«ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ, СОСТАВ КРОВИ».

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса. Урок разработан в рамках эксперимента по гуманитарному образованию....

Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови"

Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови" по учебнику Н.И.Сонина....