Рабочая программа 5 класс
рабочая программа (биология, 5 класс) по теме

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  А. А. Плешакова, Н.И.  Сонина  «Прироведение. 5 класс» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit._zapiska_5kl..docx36.9 КБ
Файл tematich._plan_5kl..docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  А. А. Плешакова, Н.И.  Сонина  «Прироведение. 5 класс»,  М.,»Дрофа» 2005 г.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уде лено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение  знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи   мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
  2. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема 1. Изучение природы (2 часа)

Изучение природы человеком. Естественные нау ки (астрономия, физика, химия, геология, физиче ская география, биология, экология). Методы изу чения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследова ний (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

■        Практические работы

 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

Тема 2. Вселенная (7 часов)

Представления о Вселенной у древних ин дийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристоте лю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем Средневе ковье. Географические открытия XIV— XVII вв. и их влияние на развитие астроно мии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники пла нет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

■        Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной систе мы. Глобус. Фотографии планет Солнечной систе мы.

■        Практические работы «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба».

Тема 3. Земля (8 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Зем ная кора. Различие по толщине материковой и оке анической коры. Горные породы. Минералы, полез ные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явле ния: землетрясения, извержения вулканов, гейзе ры.

Вещества в окружающем мире и их использова ние человеком. Примеры веществ, простые и слож ные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения ве ществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характерис тика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхно стью. Ветер. Погода.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Со леность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых орга низмов. Особенности расположения Земли в Солнеч ной системе, ее вращение, строение, обеспечиваю щие возможность жизни на планете.

■        Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Приме ры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при про хождении его через призму).

■        Практические работы

«Описание и сравнение признаков веществ. Исследование физических явлений».

«наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра».

Тема 4. Жизнь на Земле (8 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; рас цвет древних пресмыкающихся; птицы и зве ри прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цито плазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и жи вотного организмов. Половые клетки. Оплодотворе ние.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, бес позвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организ мов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знаком ство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешан ные и широколиственные леса, травянистые равни ны — степи и саванны, пустыни, влажный тропиче ский лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхно сти и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

■   Практические работы

«Определение наиболее распространенных растений и животных с использование источников информации.

Тема 5. Человек на Земле (8 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и авст ралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходя щий. Человек разумный (неандерталец, кроманьо нец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антаркти ды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парни ковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пу ти сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологиче ские проблемы: сохранение биологического разнооб разия, борьба с уничтожением лесов и опустынива нием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Сре да обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуаци ях природного происхождения. Простейшие спосо бы оказания первой помощи.

■   Демонстрации

«Измерение своего роста и массы тела. Овладение  простейшими способами оказания доврачебной помощи».

Резервное время — 1 час.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

  1. многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
  2. строение живой клетки (главные части);
  3. царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  4. среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  5. природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  6. изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  7. важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  8. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  1. указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  2. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  3. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  4. сравнивать природные объекты не менее чем по3 - 4 признакам;
  5. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  6. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  7. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  1. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  2. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);
  3. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  4. следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  2. измерения роста,  температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  1. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  2. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  1. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

  1. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
  1. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
  2. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
  3. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Документы

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Закон «Об образовании»,

- приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного среднего (полного) общего образования,

- приказ МО и Н РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального  базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,

- приказа МО и Н РТ от 28.04.2010 № 1743/10 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;

- приказа МО и Н РТ от 28.04.2010 г. № 1746/10 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;

- Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 28» Вахитовского района г.Казани Республики Татарстан на 2010/2011 учебный год, утвержденный приказом № 124 от 31.08.2010 «О введении в действие Учебного плана»;

Год: 34 недели,  34часов

Практических работ - 6

Контрольных работ      – 3

Тематическое планирование по природоведению, 5 класс.

 (1 час в неделю, всего 34 часа)

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Дата

Практических работ

лабораторных работ

1.

Тема 1. Изучение природы

2

Практическая работа № 1

«Знакомство с оборудованием для научных исследований»

2.

Тема 2. Вселенная

7

Практическая работа № 2

«Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба».

3.

Тема 3. Земля

8

Практическая работа № 3

«Описание и сравнение признаков веществ. Исследование физических явлений».

Практическая работа № 4

«наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра».

4.

Тема 4. Жизнь на Земле

8

Практическая работа № 5

«Определение наиболее распространенных растений и животных с использование источников информации»

5.

Тема 5. Человек на Земле

8

Практическая работа № 6

«Измерение своего роста и массы тела. Овладение  простейшими способами оказания доврачебной помощи».

ИТОГО

33 часа +

1 час резерв



Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование.

Тема урока

Кол.

час.

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды

контроля,

измерители

Планируемые результаты освоения материала

Д/З

Дата

проведения

план

факт

Тема 1. Изучение природы (2 часа)

1

Как древние греки представляли себе Вселенную.

Практическая работа № 1

«Знакомство с оборудованием для научных исследований»

1

Урок формирования новых знаний.

Воспринимают речь учителя, выделяют главное.

Знать об отдельных методах изучения природы.

Стр.  4-9

2

От Коперника до наших дней.

1

Комбинированный урок

Работа с различными типами справочных изданий.

Работа со схемой и таблицей

Стр. 10-15

Тема 2. Вселенная (7 часов)

3

Соседи Солнца.

1

Урок формирования новых знаний.

Описывать одну из планет Солнечной системы. Наблюдать суточное движение солнца и звезд.

Работа по карточкам

Уметь указывать на модели положение Солнца в Солнечной системе.

Стр. 16-21

4

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

1

Урок формирования новых знаний.

Работа с различными типами справочных изданий.

Работа со схемой и таблицей

Знать названия планет Солнечной системы.

Стр. 22 -27

5

Астероиды. Кометы.

1

Комбинированный урок

Знать определение «астероида», «кометы».

Стр. 28 -33

6

Звезды.

Практическая работа № 2

«Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба».

1

Урок применения умений и навыков.

Проводить наблюдения природных объектов. Наблюдать суточное движение звезд.

Работа по карточкам

Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

Стр. 34- 35

7

Созвездия.

1

Урок формирования новых знаний.

Проводить наблюдения природных объектов.

Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

Стр. 35-39

8

Галактики.

1

Урок формирования новых знаний.

Работать с информационными источниками

Работа со схемой и таблицей

Знать определения «галактика», «млечный путь», «световой год».

Стр. 16-48

9

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Работать с различными типами справочных изданий.

Работа по карточкам.

Знать/ понимать определения «галактика», «млечный путь», «световой год».

Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

Тема 3. Земля (8часов)

10

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.

1

Урок формирования новых знаний.

Описывать Землю как элемент Солнечной системы. Описывать форму и размеры Земли, ее строение.

Определять горные породы и минералы по образцу.

Работа по карточкам

Знать гипотезы возникновения Земли

Стр. 50 - 55

11

Внутреннее строение Земли. Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Практическая работа № 3

«Описание и сравнение признаков веществ. Исследование физических явлений».

1

Урок применения умений и навыков.

Знать как устроена планета Земля, типы горных пород и минералов.

Уметь  следовать правилам безопасности при проведении практических работ; сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам

Стр. 56-61

12

Землетрясения и вулканы.

1

Комбинированный урок

Работать с картой

Тестирование.

Знать/ понимать  изменения в природе, происходящие с литосферой. Определения «землетрясения», «вулканы».

Стр. 62- 67

13

Суша. Континенты.

Практическая работа № 4

«наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра».

1

Урок применения умений и навыков.

Составлять характеристику континентам.

Уметь  следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

Стр. 68-73

14

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

1

Комбинированный урок

Изучать свойства воздуха, составлять характеристику воздушной оболочке Земли.

Работа по карточкам

Знать определения атмосферы, состав воздуха.

Стр. 74 - 79

15

Гидросфера.

1

Комбинированный урок

Изучать свойства воды, составлять характеристику водной оболочке Земли.

Знать определения гидросферы, состав водной оболочки Земли.

Стр. 80-85

16

Неповторимая планета

1

Урок формирования новых знаний.

Указывать на модели положение Земли в Солнечной системе.

Использовать дополнительные источники информации

Стр. 50-94

17

Обобщающий урок по теме «Земля».

Контрольная работа №1.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Изучать свойства воды, воздуха, составлять характеристику водной и воздушной  оболочке Земли.

Работа по карточкам.

Тестирование.

Знать/ понимать  изменения в природе, происходящие изменения с литосферой. Определения «землетрясения», «вулканы».

Знать как устроена планета Земля, типы горных пород и минералов.

Тема 4. Жизнь на Земле (8 часов)

18

Как  развивалась жизнь на Земле.

1

Урок формирования новых знаний.

Характеризовать этапы формирования жизни на Земле.

Работа по карточкам

Знать/ понимать этапы формирования жизни на Земле

Стр. 96-101

19

Живые клетки.

1

Урок формирования новых знаний.

Наблюдать и сравнивать строения растительной и животной клетки.

Знать/ понимать   строение живой клетки (главные части);

Стр. 102- 107

20

Разнообразие живого.

1

Комбинированный урок

Отработать приемы классификации живых организмов.

Знать/ понимать  царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

Стр. 108 - 113

21

Три среды обитания.

1

Комбинированный урок

Составлять схемы взаимосвязи и взаимодействия природных компонентов.

Работа со схемой и таблицей.

Тестирование.

Знать/ понимать  среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

Стр. 114 - 119

22

Жизнь на разных материках.

1

Комбинированный урок

Сравнивать свойства живых организмов из различных сред жизни.

Работа по карточкам

Знать/ понимать среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли

Стр. 120 - 125

23

Природные зоны Земли.

Практическая работа № 5

«Определение наиболее распространенных растений и животных с использование источников информации»

1

Урок применения умений и навыков.

Распознавать растения своей местности.

Знать/ понимать  узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

Стр. 126 -131

24

Жизнь в морях и океанах.

1

Комбинированный урок

Сравнивать свойства живых организмов из различных сред жизни.

Знать/ понимать сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

Стр. 96 - 138

25

Что мы узнали о живой природе. Жизнь на Земле.

Контрольная работа №2.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Сравнивать свойства живых организмов из различных сред жизни.

Работа по карточкам.

Тестирование.

Знать/ понимать  узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды);

Тема 5. Человек на Земле (8 часов)

26

Происхождение человека. Древние предки человека.

Практическая работа № 6

«Измерение своего роста и массы тела. Овладение  простейшими способами оказания доврачебной помощи».

1

Урок применения умений и навыков.

Делать выводы на основе изученных фактов.

Работа по карточкам

Знать/ понимать происхождение человека

Стр. 140 - 145

27

Науки о природе.

1

Урок формирования новых знаний.

Характеризовать естественные дисциплины.

Тестирование.

Знать естественные дисциплины, дисциплины, изучающие природу.

Стр. 145 - 151

28

Методы изучения природы.

1

Комбинированный урок

Характеризовать методы изучения природы. Проводить наблюдения.

Работа по карточкам

Знать характеристики методов изучения природы

Стр. 152 - 157

29

Как человек открывал Землю.

1

Комбинированный урок

Описывать кем были открыты материки.

Работа по карточкам

Знать древнегреческих ученых

Стр. 158 - 163

30

Как человек изменил Землю.

1

Комбинированный урок

Делать выводы на основе изученных фактов.

Работа со схемой и таблицей. Тестирование.

Знать/ понимать  изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

Стр. 164 - 169

31

Жизнь под угрозой

1

Комбинированный урок

Делать выводы на основе изученных фактов.

Знать основные экологические проблемы своей местности

Стр. 170 - 173

32

Не станет ли Земля пустыней?

1

Комбинированный урок

Стр. 140 - 180

33

Итоговый урок по теме «Человек на Земле»

Контрольная работа №3.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщать и делать выводы.

Тестирование.

Знать/ понимать  изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

естественные дисциплины.

34.

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...