Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование по зоологии 7 класса по программе Кучменко,Пономарёвой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kal-tem_plan_po_zoologii.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарное планирование учебного материала по биологии (зоологии) 7 класс.

Учебник «Биология. Животные» В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С.Кучменко

Дата

ТЕМА УРОКА

Цели и зачи урока

Кол-во часов

Опорные понятия

Домашнее задание

Общие сведения о мире животных

1. Зоология – наука о животных.

Сформировать у уч-ся общие представления о многообразии животного мира, интерес  к изучению зоологии; ознакомить с основными компонентами учебника и правилами работы с ним.

зоология

§ 1, таблица в тетради

2. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

Сформировать понятия о средах обитания и местах обитания животных; раскрыть сложные взаимосвязи и взаимозависимость животных в природе; показать влияние деятельности человека на природные сообщества

Наземно-воздушная, водная, подземная среда жизни

§ 2, схема в тетради.

3. Классификация животных.

Сформировать представление о виде как систематической категории и об основных таксономических единицах животного мира (царство,тип, отряд,семейство,род,вид); раскрыть значение животных в природе и жизни человека;обосновать необходимость охраны животного мира.

Систематика, вид, ареал

§ 3,4

4. Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний.

Обобщение, систематизация, проверка знаний уч-ся по теме.

Позвоночные, беспозвоночные

Повторить § 1-5

Строение тела животных.

2+1ч

5. Клетка. Ткани.

Сформировать знания о единстве органического мира на основе учения  о клетке, осходстве и различии растительной и животной клеток,  о взаимосвязи функций всех тканей организма.

Органоиды, виды тканей

§ 6,7

6. Органы и системы органов.

Сформировать знания об органе как части организма, об организме как целостной системе, о взаимосвязи строения и функций систем органов, о регуляции согласованной работы всех органов и систем органов.

Орган, система органов

§ 8

7. Стартовый мониторинг за курс 6-го класса «Ботаника»

Обобщить материал по уровням организации животного организма (клеточный, организменный).

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные.

8. Тип Саркордовые и Жгутиконосцы.

Класс Саркордовые.

Сформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы, об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.

Амеба протей, ложноножка, циста, бесполое размножение

§ 9, схема в тетради

9. Класс Жгутиконосцы.

Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей одноклеточных животных.

Жгутики,  авто- и гетеротрофы

§10, заполнить таблицу.

10. Тип Инфузории или Ресничные. Л/Р №1

Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности инфузорий.

Реснички, половой процесс

§11, таблица в тетради.

11. Многообразие простейших.

Закрепить знания о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах с паразитическими одноклеточными животными и профилактике заражения ими, о роли одноклеточных животных в природе и жизне человека.

§ 9 - 12

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.

12. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра.

 Изучить особенности внешнего строения и образа жизни кишечнополостных в связи со средой их обитания

Пресноводная гидра

§ 13, таблица в тетради

  1. Морские Кишечнополостные.

Срезовая работа по теме: «Подцарство Одноклеточные и Многоклеточные»

Сформировать знания о многообразии, классификации и происхождении современных  кишечнополостных животных, их роли в природе,обобщить и повторить знания уч-ся по пройденным темам.

Гермафродиты, регенерация

§ 14

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

14. Тип Плоские черви. Белая планария.

Раскрыть особенности внешнего строения свободноживущих плоских червей и процессов жизнедеятельности в связи с их образом жизни и средой обитания.

Двусторонняя симметрия

§ 15, таблица в тетради.

15. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Раскрыть особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности паразитических плоских червей; сформировать знания о циклах развития паразитических плоских червей; раскрыть основы классификации и происхождения современных плоских червей.

Трематоды, цестоды, паразиты

§ 16, схема и таблица в тетради

16. Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

Раскрыть особенности строения, процессов жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей к среде обитания.

Кутикула, кожно-мускульный мешок, раздельнополость

§ 17, таблица в тетради

17. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

Сформировать знания об особенностях строения представителей типа Кольчатые черви, о характерных ертах строения и жизнедеятельности многощетинковых червей, их образе жизни, об эволюции животного мира на примере представителей этого класса.

Сегменты (кольца), целом, мезодерма, гидроскелет, параподии

§18, таблица.

18. Класс Малощетинковые черви. Л/Р № 2,3.

Рассмотреть строение кольчатых червей; отметить усложнение их строения по сранению с плоскими и круглыми червями;объяснить особенности процессов жизнедеятельности кольчатых червей.

Щетинки

§ 19,таблица, повторить § 15 - 19

19. Срезовая работа по теме: «Черви»

Обобщить, систематизировать знания уч-ся о плоских, круглых и кольчатых червях, о профилактике заражения паразитическими червями.

§ 15 - 19

Тип Моллюски.

20. Общая характеристика типа Моллюски

Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения, а также процессов жизнедеятельности и образа жизни моллюсков, связанные с  обитанием в наземно-воздушной и водной средах.

Раковина, мантия

§ 20,доделать схему.

21. Класс Брюхоногие Моллюски.

Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков, их многообразии и роли в природе.

Улитки, слизни

§ 21, сообщения

22. Класс Двустворчатые Моллюски. Л/Р № 4.

Сформировать знания об особенностях двустворчатых моллюсков, их отличии от брюхоногих моллюсков.

Биссус, сифоны, жабры

§ 22,таблица

23. Класс Головоногие моллюски.Обобщение знаний по теме: «Моллюски».

Сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении,систематизировать и обобщить знания уч-ся по пройденным темам.

Головной мозг

§ 23,таблица, схема, повторить § 20- 23

Тип Членистоногие.

24. Класс Ракообразные.

Раскрыть особенности внешнего строения членистоногих в связи с их образом жизни и средой обитания; показать многообразие ракобразных, особенности их строения, обусловленные водным образом жизни.

Панцирь, линька, фасеточные глаза

§ 24,доделать таблицу.

25. Класс  Паукообразные.

Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания; раскрыть значение паукообразных в природе и жизни человека

Легкие, трахеи, паутинные бородавки

§ 25

26. Класс Насекомые. Л/Р № 5.

Сформировать знания об особенностях строения и процессах жизнедеятельности насекомых, связанных с их образом жизни и средой обитания.

Хитиновый покров, трахейное дыхание

§ 26, доделать Л/Р

27. Типы развития насекомых.

Сформировать знания об особенностях размножения и развития насекомых

Полное и неполное превращение

§27, таблица

28. Промежуточный мониторинг за 1-е полугодие

Обобщить ранее полученные знания уч-ся.

29. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Охрана насекомых.

Сформировать знания о  биологических особенностях медоносной пчелы и тутового шелкопряда; раскрыть практическое значение пчеловодства и шелководства.

Трутни, матка, шелкопряд.

§ 28,сообщения

30. Насекомые – вредители растений и переносчики заболеваний.

Раскрыть характерные биологические особенности насекомых — вредителей сельскохозяйственных растений и способы борьбы с ними.

Тли, клопы, жуки, бабочки, вши, блохи.

§ 29, сообщения

Тип Хордовые

28+5ч

Подтип Бесчерепные

31. Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные.

Сформировать знания об эволюционном происхождении животных как процессе усложнения их организации от беспозвоночных к хордовым (на примере ланцетника)

Ланцетник – древнейшее хордовое животное.

§ 30, схема в тетради.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

32. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Л/Р № 6.

Раскрыть особенности строения представителей п/т Черепные, или Позвоночные; раскрыть особенности строения представителей рыб,связанные с обитанием в водной среде.

Хрящевые рыбы, костные рыбы.

§ 31

33. Внутренне строение костной рыбы. Л/Р № 7.

Раскрыть особенности строения скелета, мышц, и нервной системы рыб; расширить и углубить понятие о рефлексах, особенностях строения внутренних органов и обмена веществ, связанных с жизнью в воде.

Скелет, сердце, головной мозг.

§ 32, доделать Л/Р.

34. Внутреннее строение и особенности размножения рыб.

Раскрыть особенности строения нервной системы рыб, особенности размножения, развития и заботы о потомстве у рыб.

Яичники, семенники, икринки.

§ 33

35. Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы.

Сформировать  знания о многообразии и систематических группах рыб;раскрыть черты приспособленности рыб к жизни в условиях водной среды.

Хрящевые, костные, двоякодышащие рыбы.

§ 34, схема в тетради

36. Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по пройденной теме.

Раскрыть значение рыб в природе и жизни человека, обосновать необходимость охраны рыб,обобщить ранее полученные знания.

§ 30 - 35

Класс Земноводные или Амфибии

37. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение лягушки.

Раскрыть особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных, связанные со средой их обитания и образом жизни.

Парные конечности, трехкамерное сердце.

§ 36, заполнить таблицу.

38. Строение и деятельность систем  внутренних органов.

Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов, связанные с жизнью земноводных на суше и в воде.

Холоднокровные животные.

§ 37, сделать рисунки систем органов земноводных.

39. Годовой жизненный цикл земноводных, их происхождение.

Объяснить особенности размножения и развития земноводных; сформировать знания о происхождении земноводных от древних кистепёрых рыб.

Оцепенение, развитие с метаморфозом.

§ 38, сообщения.

40. Многообразие земноводных. Обобщение знаний по теме: «Земноводные».

Раскрыть значение земноводных в природе и жизни человека,обобщить ранее полученные знания по теме «Земноводные»

     1ч

§39, §36 – 38

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии

     4ч

41. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся.

Раскрыть образ жизни и особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни.

Сухая кожа, роговая чешуя, линька.

§ 40, схема

42. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

Раскрыть особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся как наземных животных.

Пищеварение, спячка.

§ 41, ответить на вопрос №3 учебника

43. Многообразие пресмыкающихся.

Сформировать знания о многообразии современных пресмыкающихся и отличительных признаках отрядов.

Ящерицы, змеи, крокодилы.

§ 42, таблица

44. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

Раскрыть значение пресмыкающихся в природе и жизни человека, важность их охраны, познакомить с древними пресмыкающимися животными.

§ 43, §40 - 42

Класс Птицы.

45. Общая характеристика класса. Среда обитания и внешнее строение птиц.   Л/Р № 8.

Раскрыть особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.

Миграция, перья, пух.

§ 44, вопрос №1,3 учебника

46. Опорно-двигательная система. Скелет, мышцы. Л/Р № 9.

Раскрыть особенности строения и мускулатуры птиц, связанные с полетом

Трубчатые кости, воздушные полости.

§ 45, доделать Л/Р.

47. Внутреннее строение птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы.

Раскрыть особенности строения систем внутренних органов птиц, связанные с полетом.

Зоб, 4-х камерное сердце, экстраполяция.

§ 46, вопр.№1,2,3 учебника

48. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл птиц. Сезонные явления в жизни птиц.

Раскрыть особенности размножения, развития и жизнедеятельности птиц в различные сезоны.

Выводковые и гнездовые птицы.

§ 47, 48, рисунки систем орагнов птиц.

49. Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным экологическим группам.

Пингвины, страусы, типичные птицы.

§ 49

50. Значение и охрана птиц. Обобщающий урок по теме : «Класс птицы»

Изучение роли птиц в природе и значения для человека; обоснование необходимости охраны птиц.Обобщение, систематизация и проверка знаний уч-ся о птицах.

§ 50, §44 - 49

Класс Млекопитающие или Звери.

8+1ч

51. Общая характеристика, внешнее строение, места обитания зверей.

Изучить общие черты класса Млекопитающие; сформировать знания об особенностях внешнего строения млекопитающих и мест их обитания.

Шерсть, вибриссы, железы, развитый головной мозг.

§ 51, вопросы учебника

52. Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы млекопитающих. Л/Р № 10.

Сформировать знания об особенностях строения скелета, мускулатуры и нервной системы млекопитающих.

Полушария, кора ГМ, диафрагма, млечные железы.

§ 52, заполнить таблицу.

53. Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная системы.

Раскрыть особенности внутреннего строения млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных животных.

Диафрагма, 4-х камерное сердце.

§ 53, таблица

54. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение млекопитающих.

Раскрыть особенности размножения и развития млекопитающих; ознакомить уч-ся с современными представлениями о происхождении млекопитающих и биологические особенности первозверей и сумчатых.

Плацента, забота о потомстве.

§ 54

55. Высшие, или Плацентарные, Звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

Сформировать знания о многообразии млекопитающих; раскрыть биологические особенности представителей отрядов Насекомоядные, Рукокрылые, Грцзуны, Зайцеобразные, Хищные.

Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные

§ 55, таблица

56. Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные.

Развить знания о многообразии млекопитающих; сформировать знания о биологических особенностях ластоногих и китообразных, связанных с жизнью в воде, о парнокопытных и непарнокопытных, хоботных.

Ласты, китовый ус, рога, копыта, хобот.

§ 56

57. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих.

Сформировать у уч-ся знания о биологических особенностях представителей отряда Приматы, особенностях строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих.

Приматы, ногти, лицо, мимика, жесты.

§ 57, 58, вопрос №3 учебника

58. Значение млекопитающих для человека.

Сформировать знания о значении млекопитающих в жизни человека.

§ 59, повторить§ 51-59

59.Итоговый мониторинг за курс 7-го класса «Биология. Животные»

Обобщить, систематизировать и проверить знания уч-ся за курс 7-го класса «Животные»

повторить§ 51-59

Развитие животного мира на Земле.

60. Доказательства эволюции органического мира.

Сформировать представления об историческом развитии, причинах многообразия и многочисленности животного мира.

Эволюция, наследственность, изменчивость.

§ 60

61. Основные этапы развития животного мира на Земле.

Сформировать знания о родстве и происхождении основных типов и классов животных, о прогрессивном развитии животного мира.

Эволюционная теория, этапы развития жизни.

§ 61

62. Обобщение знаний по разделу «Животные».

Обобщить и систематизировать знания уч-ся о  животных; определить уровень подготовки уч-ся.

повторить§ 1-61

63. Весенняя экскурсия в природу.

Обобщить и систематизировать знания уч-ся о  животных; определить уровень подготовки уч-ся.

повторить§ 1-561

64-68. Резервное время. Повторение за курс «Животные» 7 класс.

Программное обеспечение:

  1. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко «Биология. Животные», М., «Вентана – Граф», 2005,
  2. Т.В. Зарудняя «Биология, 7 класс. Занимательные материала», В., «Корифей», 2005,
  3. Г.И. Лернер, «Зоология. Животные», м., «Аквариум», 1998,
  4. С.А. Молис «»Книга для чтения по зоологии», М., «Просвещение», 1986,
  5. Д.В. Панфилов «В мире насекомых», М., «Лесная промышленность», 1972,
  6. В.А. Мовчан «Жизнь рыб и их разведение», М., «»Колос»,1966,
  7. Б.С. Матвеева «Зоология позвоночных», М., «Высшая школа», 1966,
  8. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», ООО «Кирилл и Мефодий», 2007,
  9. «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» « Зоология. Животные. 7 класс», ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

                               Пояснительная записка

  Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологоии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

  В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

Программа расчитана на 2ч в неделю. Из резервного времени 3ч выделено на стартовый, промежуточный и итоговый мониторинг. Остальной резерв целесообразно потратить на некоторые темы,которые вызывают у уч-ся затруднение при обучении.

  У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой, что животные связаны с окружающей средой.

  Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естесственного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

  Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, системы животного мира, отражающей длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения — от простейших к млекопитающим.

  Ученик должен:

   ЗНАТЬ:

*основные отличительные признаки животных;

*основные таксономические единицы животного мира;

*основные среды обитания и места обитания животных;

*основные органоиды растительной и животной клетки;

*основные ткани животной клетки;

*общие признаки одноклеточных и многоклеточных животных;

*основные признаки плоских, круглых и кольчатых червей;

*правила личной гигиены;

*черты приспособленности паразитических животных к жизни в других организмах;

*отличительные признаки классов: Моллюски, Ракообразные, паукообразные, Рыбы, Пресмыкающиеся, Земноводные, Насекомые, Птицы, Млекопитающие;

*основные систематические и экологические группы разных классов животных;

*причины основных эволюционных процессов животного мира.

  УМЕТЬ:

*охарактеризовывать черты многообразия животного мира;

*распознавать животных различных таксономических групп;

*делать выводы о единстве живого на Земле и о различиях между представителями царства Животные и царства Растения;

*выполнять правила по охране природных сообществ и праивла поведения в природе;

*ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, выделять в тексте главные мысли, составлять план текста параграфа;

*приготавливать микропрепарата и рассматривать их под микроскопом;

*наблюдать за поведением различных живтных в природе;

*выявлять черты сходства и различия между животными разных классов;

*уметь делать выводы об историческом развитии животного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...