Статья "Из жизни росомахи"
занимательные факты по биологии (5 класс) по теме

Казанцева Галина Афанасьевна

 

Статья«Из жизни росомахи»  статья приурочена к Международному году лесов, объявленному Организацией Объединённых наций в 2011 году, в ней  описывается жизнь удивительного млекопитающего заповедника «Кузнецкий Алатау» - росомахи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya__iz_zhizni_rosomahi.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация о заповедных территориях

2012

Статья «Из жизни росомахи»  статья приурочена к Международному году лесов, объявленному Организацией Объединённых наций в 2011 году, в ней  описывается жизнь удивительного млекопитающего заповедника «Кузнецкий Алатау» - росомахи.

Из жизни росомахи.

В семействе куньих звери небольшие, но хищные и  очень ловкие. На территории Кузнецкого Алатау обитают несколько видов животных этого семейства: колонок, соболь, ласка, горностай, норка, хорь, выдра и росомаха. Росомаха – это самый крупный зверь семейства куньих. Зверь сравнительно тяжёлого склада, с большой головой, вытянутой мордой и маленькими закруглёнными ушами. Вид росомахи неуклюжий – тело с боков будто сжатое, спина выгнута, короткие ноги на ходу косолапят. Она немного похожа на  молодого медведя, только хвост у неё довольно длинный и пушистый. Основные места обитания росомахи – равнинная и горная тайга.  В пределах заповедника Кузнецкий Алатау численность этого зверя около 20-30 особей.

Волосяной покров росомахи зимой очень пышный и густой, но грубоватый и лохматый, длина волос достигает 12-15 см на туловище и 25 см на конце хвоста. А вся хищница словно опоясана «шлеёй» светлого тона из особо длинных волос на фоне тёмно-бурого окраса.  Шкура росомахи высоко ценилась и ценится, дороже собольей! Росомаший мех уникален и не имеет аналогов в природе! Он грубый и лохматый, но на редкость прочный и никогда не сваливается! Но главное его достоинство – это единственный в  мире мех, который зимой не смерзается и не  индевеет даже в сильные морозы! За это качество народы Севера его издавна ценят. А ещё шерсть у росомахи от воды намокает плохо. По этой причине эскимосы обшивали ею свои одежды по краям рукавов и ворота, чтобы на морозе не деревенела, впитывая влагу малица.

Масса тела росомахи от 10-19 кг, длина тела 86 см, высота в холке 42 см. Удивительной особенностью зверя являются прианальные железы, выделения которых обладают таким неприятным запахом, что всё живое мчится прочь. Даже могучий  медведь, волк, рысь не трогают её, т.к. она выбрасывает пахучую струю до 3 м в глаза или рот врага.

Её называют хищником – трупоедом; санитаром, оздоравливающим популяции копытных, неполноценных и заведомо обречённых особей, в том числе и несущих заразные болезни. Охотится как одиночно, так и коллективно, т.е. 2-3 росомахи собираются для охоты на кабаргу.  Делят и едят добычу с достоинством, не соперничая, не ссорясь. Наедаются до отвала. В тёплый период в питании неразборчива, ест почти всё. С весны ищет птичьи гнёзда и разоряет их. Рыскает в поисках новорождённых и погибших телят, щенков, ест ягоды и орехи, умеет поймать рыбу, особенно на нерестилищах. Любит мышей и полёвок, при случае давит земноводных и пресмыкающихся.

Размножается с конца мая до начала июля. Латентная стадия беременности продолжается до 8-9 месяцев, активно же плод развивается всего 30-40 суток.  Самка устраивает основное логово и 2-3 запасных где-нибудь в пещере, под корнями или в толще снежных наносов. Длина нор в снегу достигает 30-40 м. в помёте бывает  2-3 щенка, реже 4. Они слепые, беспомощные, неказистые, длиною 12-14 см, массой 70-85 г. Растут и развиваются стремительно. В месячном возрасте уже видят и слышат, через 10 недель нагуливают 3-4 кг и одеваются в шубёнку. По образу жизни росомаха – вечный скиталец, и это её нисколько не тяготит. Она проходит в сутки до 70 км, превосходно плавает и легко лазает по деревьям. У неё прекрасное зрение и хороший слух. Росомаха отважна, но осторожна и бдительна, хитра, сообразительна, умна.  Охотники не любят росомаху за её шкодливость: ловушки разоряет, приманку съедает, а что не съест и не унесёт, то пометит неприятным запахом. Однако хотя и хищный это зверь, но единственно неповторимый и интересный: небольшой, но сильный, медлительный, но неутомимый, отважный, но осторожный, зря кровь не проливающий.

В лесах нашей страны обитает не более 7-8 тысяч этих редких, ни на кого не похожих животных. Наша задача сберечь и сохранить редких заповедных животных. Ведь охрана природы – актуальная проблема и касается каждого из нас! Все мы, взрослые и дети, должны стать защитниками природы. Давайте любить всё живое.

Поэт Александр Яшин писал:

Когда – то и я не убить не мог, чтоб ни летало над головой.

Садился за вёсла, ружьё у ног, шёл в чащу – заранее взводил курок,

На жатву брал дробовик с собой, стрелял и коршуна и воробья.

Не разбираясь – друзья? Враги?

А ныне на ток хожу без ружья, катаюсь на озере без остроги.

Доверие птиц умею ценить:

Бывает легко на душе, когда случайно удастся жизнь сохранить

Птенцу, упавшему из гнезда.

Себя самого узнать не могу.

Осинки в лесу зазря не срублю, в корнях родничок, что клад, берегу,

На муравейник не наступлю, - люблю всё живое, живых люблю.

Казанцева Г.А.

,

Литература

И. Акимушкин. Мир животных, М. «Мысль», 19994

Заповедник  «Кузнецкий Алатау», Кемерово, Издательский дом «Азия», 1999

Ж. «Охота и охотничье хозяйство» № 8 , 2007

А.И. Ильичев, Л.И. Соловьев География Кузбасса. Кемеровское книжное издательство, 1988

Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области для 6-10 классов, Кемерово, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь

Прочитала статью Бикеевой  на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...

Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.

Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные).         Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...

Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".

Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»   Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....