Главные вкладки

    Тематическое планирование по биологии в 6 классе
    календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

    тематическое планирование соответствует учебной программе расчитано на 70 часов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon biologiya_6.doc259.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно –тематическое планирование по биологии в 6 классе

    Составитель: Убийко А.В.

       

    урока

    Дата кол-во часов

    Тема урока

    Базовый уровень

    Повышенный уровень

    Лабораторные

     работы

    Виды

    контроля

    изменение

    знать

    уметь

    знать

    уметь

    Введение

                                                                                                                                                                                                                       

                                                                               

            1

    Биология – наука о живой природе

    Сформировать у учащихся знания о предмете  биологии и о значении биологических знаний для человека.

    Раскрыть роль растений в природе, их значение в жизни человека

    Показывать взаимосвязи живых организмов между собой и со средой обитания, ознакомить учащихся с особенностями учебника.

    2

    Экскурсия №1: Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений

    Познакомить  учащихся с многообразием растений и животных  и с осенними явлениями

    Бережно относится к природе

    Жизненные формы растений, особенности осенних явлений

    Распознавать растения, плоды и семена различных растений

    Составить

    рассказа

     по результатам

    экскурсии

    Практическая

     работа№1:

    « Изучение состояния

     деревьев

    и кустарников

     в районе школы».

    Тема I. Клеточное строение организмов

                                                                                 

    3

    Устройство  увеличительных приборов

    Сформировать  у учащихся понятие о клетке и клеточном строении организмов, познакомить учащихся с устройством лупы и  светового микроскопа

    Уметь пользоваться оптическими приборами, аккуратно и бережно относится к оборудованию, готовить микропрепаратов и рассматривать их под микроскопом

    Лабораторная работа №1

    «Устройство микроскопа и приемы работы с ним»

    4

    Строение растительной клетки

    Закрепление и расширение знаний

    Уметь готовить микропрепараты  и рассматривать их под микроскопом – препарат листа элодеи, понаблюдать за движением цитоплазмы.

    Лабораторная работа№2

    «Приготовление препарата чешуи кожицы лука».

    5

    Жизнедеятельность клетки

    Дать учащимся первоначальное понятие о жизнедеятельности клетки

    Самостоятельная работа №10,12,11 (в рабочей тетради)

    6

    Ткани

    Формировать  понятие о взаимосвязи  клеток, о растительных тканях, систематизировать знания о строении клетки.

    Уметь пользоваться оптическими приборами, готовить микропрепараты

    Знать виды растительных тканей, различать  их на рисунках и таблицах.

    Тема II. Царства растений и грибов

                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                               

    7

    Строение и жизнедеятельность бактерий

    Показать учащимся место и роль бактерий в природе, дать понятие об особенностях строения, об их роли в природе  и жизни человека

    Уметь распознавать представителей этих групп организмов. Раскрыть роль бактерий в производстве дрожжей лекарств, приготовление

       

    8

    Роль бактерий в природе и жизни человека.

    Раскрыть уч-ся понятие о грибах, их строении, роли в природе и жизни человека.

    Раскрыть роль грибов в производстве.

    Лабораторная работа№3 «Рассмотрение внешнего вида бактерии- сенная палочка».

    9

    Общая характеристика грибов

    Познакомить учащихся с характерными признаками грибов; их строением, питанием, размножением, ролью в природе и жизни человека.

    Формировать  умения различать  съедобные  и ядовитые  грибы;

    Называть характерные признаки грибов.

    Выявить общие признаки грибов

    Лабораторная работа №4 «Строение плодовых и тел шляпочных грибов»

    10

    Шляпочные грибы

    Познакомить уч-ся с характеристикой шляпочных грибов, их признаками и свойствами.

    Называть характерные признаки грибов

    Выявит общие признаки шляпочных и плесневых грибов

    11

    Плесневые грибы и дрожжи.

    Выявить общие признаки грибов паразитов

    Лабораторная работа№5 «Строение мукора»

    12

    Грибы паразиты

    Познакомить уч-ся  с грибами-паразитами; их характеристиками, свойствами и признаками.

    Формировать умение различать грибы паразиты от других грибов

    Лабораторная работа№6 « Распознавание ядовитых  и съедобных грибов».

    13

    Контрольная работа по теме II

    Обобщить знания уч-ся о бактериях и грибах.

    Тема III. Царства растения

                                                                                                                                                                                                                       

    14

    Разнообразие, распространение, значение растений

    Познакомить уч-ся с многообразием царства растений в природы  и жизни человека.

    15

    Одноклеточные и многоклеточные  водоросли

    Ввести понятия о высших и низших растениях, сформулировать понятия «ботаника»

    Развивать умения работать с микроскопом

    Лабораторная работа№7

    « Рассмотрение одноклеточных и многоклеточных водорослей».

    Стр 80

    Самостоятельная работа

    16

    Лишайники

    Развивать  понятия о многообразии живых организмов: познакомить учащихся со строением

    Объяснить жизнедеятельность лишайников как организмов; значение их в природе и жизни человека.

    17

    Мхи

    Изучить особенности  строения и значения зеленого мха как представителя высших споровых  растений.

    Развивать понятия о многообразии и усложнении мхов по сравнению с водорослями.

    Лабораторная работа№8 «Изучение строения мха»

    18

    Папоротники хвощи и плауны

    Познакомить с особенностями  строения хвощей , плаунов, папоротников, выявить признаки их более высокой организации, роль в природе и жизни человека.

    Умение распознавать растения на основе выявления существенных признаков.

    Лабораторная  работа№9 «Изучение строения хвощей и плаунов»

    19

    Голосеменные

    Познакомить учащихся  с многообразием  и особенностями строения голосеменных.

    Показать значения голосеменных в природе и жизни человека.

    Лабораторная  работа№10

    «Изучение строения голосеменных растений».

    Самостоятельная работа  с тетрадями за. №51

    20

    Покрытосеменные

    Обобщить и развить знания о многообразии, строении, развитии и размножении растений

    Объяснить цикл развития покрытосеменных

    Знать редкие цветковые растения своего региона

    Объяснить применение цветковых растений в отраслях народного хозяйства

    Самост. работа в р.т. №53-55

    21

    Контрольная работа №2 по теме: «Царства растений»

    Тема IV. Строение и многообразие покрытосеменных растений                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                           

                    22

    Строение семян

    Сформировать у учащихся знания о строении органов цветкового растения, об их видоизменениях, раскрыть роль растений в природе и жизни человека

    Показывать  зависимость особенностей строения органов цветкового растения от среды обитания.

    Научить учащихся распознавать органы цветкового растения, их видоизменения

    Лабораторная работа №11

    «Изучение строения семян двудольных растений»

    «Изучение строения семян двудольных растений».

    В раб. тетради №58

    В раб. тетради№59

    23

    Виды корней и типы корневых систем

    Лабораторная работа №12 «Виды корней, строение корневых систем»

    В раб. тетради №62

    24

    Зоны корня

    Формирование понятия о клеточном строении корня

    Знать особенности строения тканей корня в связи с выполняемой функцией

    Лабораторная работа №13 «Рассматривание корневых волосков»

    В раб. тетради №66, 67, 68, 69

    25

    Видоизменение корней

    Изучить видоизменение корней, их практическое значение

    Выявить, что изменение корней – результат приспособления к условиям окружающей среды

    Лабораторная работа №14

    «

    Изучение внешнего строения проростков( гороха, фасоли, пшиницы).

    26

    Побег и почки

    Формировать понятия о почке и побеге, о строении вегетативных и генеративных органов

    Уметь раскрывать сущность процессов роста и развития растений

    Лабораторная работа №15 «Строение побега и почки»

    27

    Внешнее строение листа

    Познакомить с особенностями строения и  функциями листа

    Уметь распознавать простые и сложные листья, их жилкование и расположение на стебле.

    Лабораторная работа №16

    «Внешнее строение листа»

    №79 (106с)

    28

    Клеточное строение листа

    Познакомить с клеточным строением листа, сформировать знания о выполняемой функцией

    Лабораторная  работа№17

    Изучение внутреннего строения листа».

    29

    Видоизменение листьев

    Углубить знания учащихся о понятии приспособленности растений к окружающей среде

    В раб. тетради №83, 84, 85

    30

    Строение стебля

    Показать роль стебля в жизни растений как части побега, познакомить учащихся со строением стебля

    Установить взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями.

    Составить схему – конспект «стебель»

    Лабораторная работа №18 Макроскопическое изучение стебля . В рабочей тетради №85,87,89 в учеб (119с)

    31

    Видоизмененные побеги

    Познакомить учащихся  с видоизмененными побегами их биологическим и хозяйственным значением

    Формировать умения проводить лабораторные работы, исследования, делать выводы

    Составить схему «Видоизменение побегов»

    Лабораторная работа№19 «Изучение  видоизменения побегов» ( с. 123 учеб)

    Сам. работа «Биологическое и хозяйственное значение  побегов»

    32

    Строение цветка

    Развитья понятие о цветке как видоизмененном побеге, изучить  особенности строения цветка

    Уметь распознавать части цветка, знание их функций, значение цветков для растений.

    Лабораторная работа№20 (с. 128 учебника)  «Ознакомление  с различным строением цветка»

    Лабораторная  работа №21 «Рассмотрение годичных  колец на поперечном срезе дерева».

    В раб. тетради №95, 93, 94

    33

    Экскурсия №2

    « Мир растений на подоконнике».

    Уметь распознавать основные виды изученныхрастений, соблюдать правила поведения в природе

    34

    Соцветие

    Познакомить учащихся с наиболее распространенными соцветиями

    Уметь распознавать виды соцветий в живой природе, объяснять их биологическое значение

    Лабораторная работа№22

     (с. 131 учебника)

    В раб. тетради №99,98 Самост. работа  в раб. тетради

    35

    Плоды

    Познакомить учащихся c разнообразием плодов. Подвести учащихся к выводу ор родстве цветковых растений.

    Уметь распознавать плоды

    Заполнить схему «Плоды и семена»

    Лабораторная работа№23

    «Ознакомление с сухими и сочными плодами» (с. 136 учебника)

    В раб. тетради №100, 101

    36

    Распространение плодов и семян

    Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян.

    Сам. работа заполнить таблицу в раб. тетради №102

    37

    Контрольная работа «Цветок и плод»

    Обобщить знания по строению цветков, соцветий образование плодов.

    Контрольная работа

    Тема V. Жизнь растений

    38

    Химический состав растений

    Изучить химический состав растений

    Выработать умение по обнаружении. Питательных веществ в семени.

    Лабораторная работа №24

    (с 142) «Химический состав растений»

    Раб. Тетрадь №104

    39

    Минеральное питание растений

    Познакомить учащихся с минеральным питанием растений, процессом раствора минералов

    Расширить  знания об удобрениях, их значении и способах их внесения

    Самост. работа в раб. тетради №108-113

    40

    Фотосинтез

    Развивать знания учащихся о функциях листа

    Вырабатывать практические умения и навыки по постановке и проведении опытов по изучению и объяснению фотосинтеза для растений и вообще. Сравнить дыхание и горение.

    Самост. Работа с текстом учебника по вопросам

    41

    Дыхание растений

    Формировать понятия о дыхании растении, показать различия и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

    Раб. тетрадь №128, 121

    42

    Испарение воды растениями

    Развить расчетно-измерительные умении и анализа результатов опыта и стимулирование интереса к количественной оценке биологических явлений

    Лабораторная работа №25

    «Передвижение Н2О и минеральных вещество во стеблю (с 135 учебника)

    Раб. тетрадь №129, 134

    43

    Передвижение воды и питательных веществ в растении

    Сформировать понятия о проводящей функции стебля с выполняемой функцией

    Практическая работа №2

    №126-127 раб.тетрадь

    Самост. работа с текстом по теме «Листопад»

    44

    Прорастание семян

    Познакомить учащихся с условиями  прорастания семян. Сформировать знания о росте и питании проростков..

    Выработать практические умения и навыки по правильному посеву семян

    Составить схему-конспект «Прорастание семян» «Питание и рост проростков»

    Раб. тетрадь №139-143

    45

    Экскурсия№3 «Зимние явления в жизни растений»

    Познакомить учащихся с обликом деревьев и кустарников зимой, с их приспособленностью к зимним условиям.

    Развивать умение проводить  самостоятельные наблюдения зимой в природе

    Практическая работа №3

    «Сезонные изменения в жизни растений».

    Оформить отчет по заданиям

    46

    Способы размножения растений

    Повторить и обобщить учащимися имеющиеся знания о размножении растений

    Уметь объяснить различие бесполового и полового размножения

    47

    Контрольная работа «Основные процессы жизнедеятельности растений»

    Систематизировать и обобщить знания учащихся о взаимосвязи органов и процессов жизнедеятельности»

    Контр. работа

    48

    Размножение споровых растений

    Изучить  подробно размножение растений низших и высших споровых растений

    Выяснить чередование бесполового и полового размножения

    Самост. Прове-рочная работа

    49

    Размножение голосеменных растений

    Изучить размножение голосеменных на примере сосны обыкновенной

    50

    Вегетативное размножение покрытосеменных растений

    Изучить бесполое и половое размножение покрытосеменных растений

    Формировать умения и навыки по вегетативному размножению покрытосеменных растений об образовании плодов и семян.

    Практическая работа №4

    «Вегетативное размножение комнатных растений»

    51

    Опыление

    Познакомить с различными способами опыления у цветковых растений. Показать значение опыления.

    Формировать умения и навыки у учащихся по определению способов опыления растений  и приспособление растений к опылению

    52

    Контрольная работа по теме «Размножение»

                                                                                                                     Конроль.

                                                                                                                      работа.                          

    Тема VI. «Классификация растений

                                                                                                                                                                                                                                                       

    53

    Основы классификации

    Развить представление учащихся о многообразии растений и их общих признаках

    Уметь пользоваться классификацией растений.

    Лабораторная работа№26

    «Изучение особенностей  в строении растений

    разных семейств».

    54

    Деление покрытосеменных растений на классы  семейства

    Развить представление учащихся об основе деления покрытосеменных

    Уметь делить растения на классы и семейства

    Самост. работа 45, 46

    55

    Класс двудольные. Семейство крестоцветные.

    Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства крестоцветных, показать хозяйственное значение этих растений

    Формировать умение составлять морфологическое описание растения

    Морфологическое описание растений семейства крестоцветные по плану

    Самост. работа №169, 170 в раб. тетради

    56

    Семейство розоцветные

    Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства розоцветных

    Формировать умение распознавать цветковые растения. Определять их систематику

    Лабораторная работа №27

     « Изучение строения шиповника»

    Самост. работа стр. 211-212

    57

    Семейство пасленовые

    Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства пасленовых

    Формировать умения распознавать цветковые

    Самост. работа №176 -179 в раб. тетради

    58

    Семейство мотыльковые

    Познакомить учащихся с отличительными признаками семейства мотыльковых

    Научить учащихся определять систематическое положение цветовых растений

    59

    Класс однодольные семейство лилейные, злаки

    Познакомить с отличительными признаками и многообразием семейств, их биологическими особенностями

    Лабораторная работа №28

    «Определение видов цветковых растений»

    Самост. работа №176-179 в раб. тетради

    60

    Контрольная работа «Классификация растений»

    Обобщить и систематизировать знания о признаках семейств.

    Формировать умение проводить морфологический анализ растения на основе знаний о корне, побеге, цветке, соцветиях, плодах

    Контр. работа

    Тема VII. Природные сообщества

                                                                                                                                                                                                                                                 

    61

    Основные экологические факторы и их влияние на растения

    Сформировать понятие об экологических факторах, показать их влияние на растения

    Формировать выводы о взаимосвязях в природе

    Лабораторная работа №29

    «Особенности строения растений разных экологических систем» (стр. 247-248 учебн.)

    62

    Экскурсия №4 :»Жизнь растений в весенний период».

    Познакомить учащихся с обликом деревьев и кустарников весной, с их приспособленностью к весенним условиям.

    63

      Характеристика основных экологических групп растений

    Познакомить учащихся с основными экологическими группами растений (развитие и)

    Объяснить и выявить особенности строения растений разных экологических групп.

    64

    Растительные сообщества (урок-лекция)

    Ввести и отработать новые понятия, растительные сообщества, познакомить с типами растительных сообществ

    Объяснить приспособленность организмов к совместному проживанию  в сообществе, а также развитие и мену сообществ.

    65

    Взаимосвязь растений  в сообществе

    Познакомить учащихся с взаимосвязью растений в сообществе.

    Лабораторная работа №30

    «Составление цепей питания»

    66

    Экскурсия№5 «Природное сообщество и влияние на (растения) человека»

    Познакомить  учащихся с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе.

    Уметь распознавать основные виды изученных семейств, соблюдать правила поведения в природе

    Самост. работа по группам

    67

    Контрольная работа «Природные сообщества»

    Контр. работа

    Тема VIII. Развитие растительного мира на земле.

                                                                                                                                                                                               

    68

    Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

    Показать, как происходит усложнение растений и как это связано с изменяющимися условиями среды обитания.

    Самост. работа по плану

    69

    Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений

    Показать, как влияет хозяйственная деятельность на растения с разных точек зрения.

    Должны уметь контролировать как свою деятельность, так и окружающих, связанную с бережным отношением к окружающему миру

    Написать рассказ об охране )или вреде) окружающей среды

    70

    Летнее задание

    Д/з на лето. Сбор гербария

    План- график прохождения программы и проведения контрольных работ.

    Раздел программы.

    Сроки прохождения.

    Вид контроля

    дата

    Введение

    С  4.09 -7.09.

    1

    Клеточное строение организмов

    С 11.09 -21.09.

    Лабораторная работа «Устройство микроскопа и приемы работы с ним»

    11.09

    Самостоятельная работа №10,12,11 (в рабочей тетради)

    18.09.

    2

    Царства растений и грибов

    С 25.09 -16.10

    Лабораторная работа «Строение плодовых и тел шляпочных грибов»

    2.10

    Лабораторная работа «Строение мукора»

    9.10

    3

    Контрольная работа: «Царство растений и грибов»

    16.10

    Самостоятельная работа

    23.10

    Лабораторная работа «Изучение строения мха

    6.11

    Лабораторная «Изучение строения хвощей и плаунов»

    9.11

    Самостоятельная работа  с тетрадями за. №51

    Самостоятельная  работа в р.т. №53-55

    Контрольная работа : «Царство растений»

    4

    Строение и многообразие покрытосеменных растений.

    Лабораторная работа 7 «Изучение строения семян двудольных растений»

    «Изучение строения семян двудольных растений».

    Лабораторная работа 8 «Виды корней, строение корневых систем»

    Лабораторная работа 9 «Рассматривание корневых волосков»

    Лабораторная работа №10 «Строение побега и почки»

    Лабораторная работа №11 «Внешнее строение листа»

    №79 (106с)

    Лабораторная работа №12 Макроскопическое изучение стебля . В рабочей тетради №85,87,89 в учеб (119с)

    Лабораторная работа «Изучение  видоизменения побегов» ( с. 123 учеб)

    Сам. работа «Биологическое и хозяйственное значение  побегов»

    Лабораторная работа (с. 128 учебника)  «Ознакомление  с различным строением цветка»

    Лабораторная работа (с. 131 учебника)

    Лабораторная работа «Ознакомление с сухими и сочными плодами» (с. 136 учебника)

    В раб. тетради №99,98 Самост. работа  в раб. тетради

    Сам. работа заполнить таблицу в раб. тетради №102

    Контрольная работа:  «Цветок и плод».

    5

    Жизнь растений.

    С 25.01.- 15.03.

    Лабораторная работа (с 142) «Химический состав растений»

    Самост. работа в раб. тетради №108-113

    Самост. Работа с текстом учебника по вопросам

    Лабораторная работа «Передвижение Н2О и минеральных вещество во стеблю (с 135 учебника)

    Практическая работа №126-127 раб.тетрадь

    Самостоятельная. работа с текстом по теме «Листопад

    Контрольная работа «Основные процессы жизнедеятельности растений».

    Самостоятельная  проверочная работа

    Практическая работа «Вегетативное размножение комнатных растений»

    Контрольная работа: «Размножение».

    6

    Классификация растений.

    С 19.03- 16.04.

    Самостоятельная  работа 45, 46

    Самостоятельная. работа №169, 170 в раб. тетради

    Самостоятельная работа стр. 211-212

    Самостоятельная работа №176 -179 в раб. тетради

    Лабораторная работа №16 «Определение видов цветковых растений»

    Самостоятельная. работа №176-179 в раб. тетради

    Контрольная работа: «Классификация растений».

    7

    Природные сообщества.

    С 19.04 –17. 05

    Лабораторная работа «Особенности строения растений разных экологических систем» (стр. 247-248 учебника

    Лабораторная работа №17 «Составление цепей питания»

    Самостоятельная  работа по группам

    Контрольная работа: «Природные сообщества»

    Самостоятельная  работа по плану

    Написать рассказ об охране )или вреде) окружающей среды


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

    Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ, рассчитана на 2 часа классных занятий.Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы ...

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс. Планирование разработано к учебникуИ.Н. Пономарева «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....

    Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс

    Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс. Планирование разработано к учебникуВ.М. Константинов «Биология. Животные», М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2002г....

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

    Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

    Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

    Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009

    В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...

    КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. (10 КЛАСС)

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО  БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ДЛЯ ЗАОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕНИХ ШКОЛАХ...