Методическая разработка урока "Клещи"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Амелина Светлана Викторовна

·         Обобщить и закрепить знания об особенностях представителей типа Членистоногие,

·         Об основных особенностях классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых;

·         Изучить характерные признаки клещей, показать особенности его строения.

·         Показать роль клещей в природе и в жизни человека.

§  Формировать научное мировоззрение на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией.

§  Обеспечивать экологическое воспитание через формирование ответственного отношения к природе.

§  Развивать логическое мышление, интеллектуальные умения сравнивать клещей с пауками, обобщать и делать выводы, составлять общую характеристику паукообразных.

§  Развивать познавательный интерес к биологии на основе включающих в урок дополнительных к учебнику материалов.

§  Продолжить формирование информационной компетентности, т.е. умение работать с учебником и наглядным материалом.

§  Продолжить формирования умений самостоятельно добывать знания, использовать компьютерные технологии.

( Изображения рисунков будут доступны после скачивания)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Атбасар ауданының білім бөлімі» ММ

№ 5 орта мектеп

ГУ «Отдел образования Атбасарского района»

Средняя школа №5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого  урока

/районный семинар по биологии /

Тема:  Паукообразные. Клещи.

Класс: 7  класс

(Технология модульного обучения)

Разработала: Амелина С.В.

учитель биологии

г. Атбасар, 2012год

Тема : «Паукообразные. Клещи»

Класс :7 «А» класс

Тип урока: комбинированный.   Модульная технология.

Методы: 

По источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, беседа);

По характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.

 

Цели урока: 

учебная :

  1. Обобщить и закрепить знания об особенностях представителей типа Членистоногие,
  2. Об основных особенностях классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых;
  3. Изучить характерные признаки клещей, показать особенности его строения.
  4. Показать роль клещей в природе и в жизни человека.

развивающая:

  1. Формировать научное мировоззрение на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией.
  2. Обеспечивать экологическое воспитание через формирование ответственного отношения к природе.

воспитательная:

  1. Развивать логическое мышление, интеллектуальные умения сравнивать клещей с пауками, обобщать и делать выводы, составлять общую характеристику паукообразных.
  2. Развивать познавательный интерес к биологии на основе включающих в урок дополнительных к учебнику материалов.
  3. Продолжить формирование информационной компетентности, т.е. умение работать с учебником и наглядным материалом.
  4. Продолжить формирования умений самостоятельно добывать знания, использовать компьютерные технологии.

Оборудование: 

компьютерное оборудование, флипчарты ,  фильм « Клещи», коллекция членистоногих.

Ход  урока:

1.Организационный момент.

 Сообщение задач и плана урока. 

Вступительное слово учителя:

У всех животных этих, скажу без промедленья,

Конечности имеют членистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – на сегменты, сегменты тоже тело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Все это характерно для  животных многих,
Относящихся к типу _______________(Членистоногих) [ Флипчарт 2,3]

На прошлом уроке мы познакомились с типом Членистоногие ,его классами и их особенностями.

Поэтому перейдем к контролю ваших знаний.

2.Контроль знаний

1.Закодировать ответы, в соответствии признака с типом  [ Флипчарт 4,5]

Письменно на листочках за 1минуту. Листочки сдать учителю.

Ответ. По желанию отвечает на доске учащийся.

2. Задание . Распределить признаки по классам. [ Флипчарт 6,7 ]

Учащимся предлагается по очереди выходить к доске и перетаскивать по три признака к нужному классу.

 

Ответ.

3. Задание. За шторкой закрыто животное, учитель медленно сверху открывает часть его тела, а учащиеся должны попытаться определить и аргументировать к  какому типу и классу относится животное./флипчарт 8,9/

3.Изучение новой темы.

Учитель :



Предварительный просмотр:

Историческая справка:

Рассказ древнегреческой легенды о дочке Красильщика Пурпуром Идмана  - Арахне. Славилась она тем, что плела узорчатые ткани и ткала ковры и равных ей не было. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу. Выткала ткань не хуже Афины, а та наказала ее за дерзость состязаться  с богами. Не признала ее достоинства  и превратила в паука, а мастерство оставила в утешение ей.

«Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.»

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по латыни называют Арахнидами, а науку о пауках – Арахнология. Всего известно ок. 30 000 видов пауков. Длина их туловища составляет от 0,1 до 5 см. Основная пища – жидкие ткани насекомых, которых пауки ловят, бросаясь из засады или с помощью паутины. Встречаются пауки практически на всех обитаемых широтах и высотных отметках: их находили на склонах Эвереста в 6700 м над уровнем моря и ловили (молодь) в 600 м от поверхности земли. Некоторые виды живут в воде.

С общей характеристикой класса мы познакомились на прошлом уроке, а сегодня мы поговорим  о клещах. /Флипчарт 11/

Клещи представляют собой многочисленную и наиболее важную в практическом отношении группу паукообразных.
Они живут в пресных и реже в морских водах, но большинство – обитатели суши. Многие клещи живут в земле, во мху, в травах.
Клещи – большая группа мелких паукообразных (от 0,1 мм до 3 мм) с нерасчлененным телом (демонстрация на таблице). В составе тела различают головку, образованную челюстями и ногощупальцами, головогрудь и брюшко, имеющие 4 пары ходильных ног.
Хелицеры изменились настолько, что представляют собой две колющие иглы. Но есть клещи и с клешневидными хелицерами (например, чесоточные). Небольшие размеры (у некоторых микроскопические) обеспечили широкое расселение их по Земле. У большинства клещей органами дыхания служат трахеи, у мелких видов дыхание происходит через покровы (кожное). Ротовые органы грызущего или колюще-сосущего типа. Кровеносная система развита слабо, у некоторых видов сердце отсутствует. Пищеварительная система у кровососущих форм приспособлена к питанию кровью.

Клещи сосут кровь самых разных животных, и так много её сосут, что сильно раздуваются.
На передних лапках находятся слюненные железы, выделяющие особый фермент, который препятствует свертыванию крови.
Собачий клещ после обильной трапезы весит в 223 раза больше, чем натощак! А клещ бычий за три недели, пока развивается из личинки, высасывает из несчастной коровы столько крови, что увеличивает свой вес в 10 тысяч раз!
Удивительно, что после такого феноменального обжорства, клещи постятся порой годами. Чтобы проверить, как долго они могут не есть, ученые отрезали у клещей все ротовые придатки, без которых сосать кровь невозможно. Оперированные клещи жили в лабораториях год, два года, три, четыре… уже про них почти забыли. Устали ждать, когда они от голода умрут. Но они не умирали, и пять, и шесть, и семь лет! И даже больше…
Так люди заставили маленьких родичей пауков поставить мировой рекорд:
дольше них голодать никто не мог. Клещи раздельнополы. Их развитие происходит с превращением. У  личинки лишь три пары ног.
Образ жизни клещей разнообразен.

И об этом нам сейчас расскажите вы, т.к. получили опережающее задание, изучит жизнедеятельность некоторых видов клещей. /Флипчарт 12-14/

/Флипчарт 15/

Учитель дополняет рассказ ученика, отмечает, что в настоящее время против клеща чесоточного зудня, вызывающего у человека чесотку, существуют эффективные и надежные мази. А раньше от неё умирали многие, в том числе известные исторические деятели, ученые: Геродот, Антиох, король Филипп II и римский папа Клемент VII.

/Флипчарт 16/


/Флипчарт 17/

4.Закрепление:   На этом изучение новой темы мы заканчиваем и хотелось бы выяснить, что нового вы сегодня на уроке узнали?

Ответте на следующие вопросы: 

1.Сколько ног у личинки клеща?  /Три пары/

2.Какие глаза у таежного клеща? /У него нет глаз/

3.Как можно удалить таёжного клеща? /Смазать вазелином/

4.Как заражаются чесоточным зуднем? / Через контакт с больным человеком и его вещами/

5.Итоги урока : оценки,анализ урока.

6.Задание на дом : §42, сделать в рабочей тетради конспект по изученным клещам.

7.Дополнительная информация.

Просмотр видеоролика «Клещи».

Если позволит время можно провести  беседу -“Рекордсмены”

1. В 1900 году в Париже на Всемирной выставке демонстрировался канат из паутины для удержания воздушного шара. Масса каната составляла всего 300 грамм.

2. Размах клешней гигантского японского краба достигает 3 метра.

3. Иксодовые клещи, являющиеся переносчиком энцефалита, способны голодать 7 лет.

4. На Земле примерно 1018 экземпляров насекомых, то есть по 250 млн. на каждого человека.

5. Самое большое насекомое – Вета – обитает в Новой Зеландии. Его вес – до 80 грамм, размер – с мышь.

6. Самая крупная муха в мире обитает в Южной Америке. Длина её тела – 5,5 см, а размах крыльев 10 см. Тело мухи длиной 5 см.

7. Летним днём корова бывает укушена 3-500 раз в день и теряет при этом 1 литер крови.

8. Самым крупным скоплением муравьёв на планете считается царство красных муравьёв на берегах одного из заливов японского моря. Там имеется 45 тыс. муравейников, каждый площадью по 1 квадратный метр. Все муравейники соединены между собой подземными коридорами.

Литература для учителя:

1. К.Кайым    «Биология»       Алматы    « Атамұра»   2007.

2.Растения и животные: Руководство для натуралиста: Пер. с нем. /К. Нидон, 2001.

3.Семененко О. П. , Упатова И. П. , Чурилова А. И. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 кл. 2000.

4.Акимушкин И. И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. -4-е изд. - М. : Мысль, 1995.

5.Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С. Т. Исмаилова. - 3-е изд.2004.

6. “Биология” под ред. В.Н. Ярыгина - М., “Медицина” 1985

7. “Зоология для учителя” А.А. Яхонтов – М., “Просвещение”, 1968

8. “Школьный атлас-определитель беспозвоночных” М.А. Козлов, И.М. Олигер – М., “Просвещение” 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...