Разработки лабораторного практикума
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Вахромова Ирина Михайловна

В разработках лабораторного практикума побиологиидля 6 класса по прогрпмме Сонина дан весь комплекс инструктивных карточек кработам, тесты для закрепления материала. А так же инструкции по технике безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_zhurnal_rayona.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Методическая разработка лабораторных работ

к учебнику биологии 6 класса Сонина Н. И.

Составитель учитель высшей категории МОУСОШ № 117

Вахромова И. М.

     Важную роль в изучении биологии в школе, в решении выше поставленных вопросов помогают решать лабораторные работы на уроках биологии, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого  мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.

        Широкое использование лабораторных работ  в учебном процессе делает его более  интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую  направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности учащихся, их логического мышления и творческой  самостоятельности, способствует  лучшему усвоению материала.

                               Памятка для учащихся

 

    1. Внимательно прочтите название работы, цель работы.

    2. Проверьте наличие оборудования и материалов.

    3. Ознакомьтесь с последовательностью работы.

    4.  Запишите в тетради дату, название работы и день.

    5. Выполните предложенные задания, ответьте на поставленные вопросы.

    6. Результаты зафиксируйте в тетради

    7. Сформулируйте выводы.

   Будьте внимательны во время выполнения работы и соблюдайте основные правила по технике безопасности с микроскопом.

     

 

   Правила выполнения зарисовок на лабораторных работах

   1. Рисовать только на одной стороне листа.

   2. До начала зарисовки вверху страницы надо записать название темы, а перед каждым рисунком – название объекта.

   3. Рисунок должен отображать форму и величину целого объекта, а так же  соотношение размеров его отдельных частей.

   4. В округ не следует рисовать контуров поля зрения микроскопа.

  5. В каждом рисунке  обязательно должны быть сделаны обозначения его отдельных частей. Для этого к отдельным частям объекта ставят стрелочки, а против каждой стрелочки пишут определенную цифру, желательно, чтобы все стрелочки были параллельны. Затем сбоку от рисунка или под ним  столбиком по вертикали  пишут цифры, а против цифр – название части объекта.

   6. Рисунок и стрелочки к нему выполняются карандашами, а подписи к рисунку  выполняются синей шариковой ручкой.

   7. Надписи должны быть по возможности полными, идущие от рисунка линии не должны пересекаться.

Лабораторная работа № 1

Определение состава семян.

 

    Цель.   Доказать наличие органических и неорганических веществ в семенах растений.

    Оборудование.  Стеклянные стаканчики с водой, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, мука, семена подсолнечника.

  1. Демонстрация опытов  (учитель). Оборудование: спиртовка, держатель, пробирка, семена подсолнечника, химическая ложечка.

  Опыт 1. Нагревание семян в сухой пробирке. Перед опытом детям показывают  абсолютно сухую пробирку и сухие семена. Их насыпают в пробирку и слегка нагревают. На стенках пробирки появляются  капельки воды. В ходе обсуждения  дети видят, что вода выделилась из, казалось бы, сухих семян.  Вывод – в состав семян входит вода.

   Опыт 2.   Сжигание семян. На химическую ложечку, помещенную в пламя спиртовки, кладут несколько сухих семян. Дети видят, что семена горят, образуя пламя. Учитель поясняет, что вещества, горящие в огне, являются органическими. Горение – свидетельство наличия органических веществ в семенах. После полного сгорания на дне ложечки остается зола. Учитель сообщает, что зола – это скопление  неорганических веществ. В состав золы входят минеральные соли.

Ход лабораторной работы  (Инструктивная карточка для учащихся).

   1. Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипеткой и сделайте комочек теста.

  2. Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек. Промойте тесто в стакане с водой.

  3. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле,- это клейковина или белок.

   4. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4 капли раствора йода. Жидк5ость синеет. Это доказывает наличие  в ней крахмала.

   5. Положите на фильтровальную бумагу или бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их. Что появится на бумаге.

   6. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.

   7. Оформите выводы в тетради.

                                     Вещества семян

          Неорганические                                органические

 

           вода    минеральные

                             соли                           белки     жиры       углеводы

                                           

 

                            Вопросы для закрепления

  1. Почему горят дрова, уголь, торф, а соль не горит?

  2. Почему после горения всегда остается зола?

  3. Почему существует подсолнечное масло, а пшеничного масла нет?

  4. Продукты растительного и животного происхождения отличаются разным содержанием белков, жирок и углеводов. Чем это можно объяснить?    

                              Лабораторная работа № 2

   Определение физических свойств белков, жиров и углеводов.

   Цель.   Изучить физические свойства органического вещества.

   Оборудование:  Стеклянные стаканчики с веществами (сахарный песок, крахмал, белок куриного яйца, растительное масло), стакан с водой, стеклянные палочки.

Ход работы.

   1. Добавьте воду в стаканчики с веществами. Размешайте. Что вы видите?

   2. На основании своих наблюдений заполните таблицу. Сделайте вывод.

                                                  Углеводы

Что наблюдали

    Сахар

   Крахмал

Белок яйца

Растительное масло

Взаимодействие

с водой (рас-

творимость)

Растворяется

Не растворяется

Растворяется

Не растворяется

Состояние

Мелкие кристаллы

Порошок

Липкая тягучая масса

Густая жид-

кость оставляет

невысыхающие

пятна на бумаге

Выпадание

осадка

 

          -

Выпадает в

осадок


             -


Легче воды

Разделение

Жидкости

   

          -

Оседает на

дне


Растворяется

На поверхно-

сти воды

  Вывод:   вещества бывают растворимые и нерастворимые в воде, твердые и жидкие. Каплю жира нельзя смыть водой, так как жир не растворяется в воде.

Т  Е С Т

1. Все органические вещества хорошо растворяются в воде   (нет).

2. Жиры являются источником энергии и вода   (да).

3. Химические элементы в клетке – совсем другие, чем в неживой природе  (нет).

4. Железо накапливается в яблоках, а йод в морской капусте   (да).

5. Одни и те же элементы входят в состав живой и неживой природы, что свидетельствует об их единстве   (да).

6. Самое распространенное неорганическое вещество – вода  (да).

7. Чем активнее работает орган, тем в его клетках меньше воды  (нет).

8. Гемоглобин – это красный белок нашей крови  (да).

9. Чтобы быть здоровым, человек должен в сутки получать с едой 100 г белка  (да).

10. Углеводы нужны только  растениям  (нет).

11. Нуклеиновые кислоты осуществляют хранение и передачу наследственных признаков  (да).

12. В состав клетки входят органические и неорганические вещества  (да).

Лабораторная работа № 3

Строение клетки

Цель:   Познакомиться с особенностями строения клеток разных живых организмов. 

Оборудование:  Микроскопы, марлевые салфетки, пипетки, стаканчики с водой, препаровальные иглы, покровные и предметные стекла,готовые микропрепараты тканей животных, чешуйки репчатого лука, листья элодеи, раствор йода.

                                     Ход работы

   1. Технический инструктаж по работе с микроскопом.  (см.приложение).

   2. Инструктивная карточка.

1. Строение клеток кожицы чешут лука 

   1. Возьмите предметное стекло, тщательно протрите его марлей.

   2. С помощью пипетки нанесите 1-2 капли  раствора йода на середину предметного стекла.

   3. Осторожно снимите кусочек  прозрачной кожицы с внутренней поверхности  чешуи лука. При помощи препаровальной или непосредственно руками. Положите кусочек  кожицы в каплю  водного раствора йода и аккуратно расправьте кончиком иглы.

   4. Накройте препарат покровным стеклом.

   5.  Поместите препарат под объектив микроскопа и рассмотрите его.

   6. Сделайте схематический рисунок  клеток кожицы лука в тетради. Укажите на рисунке  оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

II  Пластиды в клетках листа элодеи

   1. В каплю воды  на предметном стекле положите  лист элодеи.

   2. Расправьте лист препаровальной иглой  и накройте покровным стеклом.

   3. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках зеленые тельца – хлоропласты.

   4. Нарисуйте группу клеток.

   5. Зарисуйте 1 клетку листа элодеи, укажите ее части (органоиды). Оболочка, цитоплазма, ядро, хлоропласты (пластиды).

III  Строение живой клетки

   1. Протрите готовый микропрепарат тканей животных марлей.

   2. Рассмотрите препарат под микроскопом.

   3. Найдите клетки и их структуры.

   4. Отметьте особенности строения клеток животных.

   5. Отличия клеток животных от клеток растений запишите в тетради.

                          Задание на доработку текста

  1. Простейшим увеличительным прибором является…   (ручная лупа).

  2. Главной частью микроскопа является…  (тубус).

  3. Чтобы рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно приготовить…  (микропрепарат).

  4. Защищает содержимое клетки от внешних воздействий … (оболочка).

  5. Основными частями клетки являются … (оболочка, ядро, цитоплазма).

  6. Зеленый цвет клеток обусловлен наличием … (хлоропластов), содержащих …(хлорофилл).

  7. Яркая окраска цветов и плодов  растений обусловлена наличие в клетках  этих  органов, особых органов… (хромопластов).

  8. Основную часть старой клетки занимает … (вакуоль).

  9. Группу соединенных между собой клеток сходного строения называют… (тканью).

  10. Красящее вещество в клетке называют … (пигмент).

  11. Зеленый цвет листьев обеспечивает содержащееся в хлоропластах особое  красящее вещество … (хлорофилл).

Лабораторная работа № 4

Ткани растений

    Цель:  Сформулировать понятие о растительных тканях, их многообразии. Показать особенности строения и функции образовательной, основной, механической и проводящей тканей. Сравнить ткани между собой.  

   Оборудование:  Микроскопы, готовые микропрепараты, марля, рельефные и простые таблицы: «клеточное строение корня»,  клеточное строение стебля», «клеточное строение листа» (рисунки учебника).

                                            Ход работы.

    1. Рассмотреть под микроскопом препараты «поперечный срез листа», «строение корня», «строение ветки липы». Найдите участки листа, стебля  и корня, образованные разными тканями. Как вы определили тип ткани?

    2. Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике, рельефными и простыми таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.

    3. Нарисуйте  по 2-3 клетки каждого типа тканей.

    4. Заполните таблицу.                                                                                                                                                             5. Сделайте вывод:

(По строению клеток и особенности их жизнедеятельности можно определить, к какому типу тканей они относятся и какую  функцию выполняют).  

Связь структур и функции растительных тканей

Типы тканей

В какой час-

ти органа

обнаружена

Формы и

размера

клеток

Особенности

внутреннего

строения

клеток

Особенности

жизнедеятель-

ности клеток

Какую

Функцию

Ткани

Выполняют

Образова-

тельная

Верхушка

корня

Округлые

мелкие

Крупные

ядра в цен-

тре клетки.

Нет вакуолей

Постоянное

деление

(митоз)

Обеспечивает

рост корня и

образование

других

тканей

Основная

Мякоть

листа

сердцевина

корня

Столбчатые

    или

округлые

средних и

крупных

размеров

Есть

Хлоропласты.

Ядро у стен-ки. Есть круп

ные вакуоли

Образуют

органические

вещества  из

неорганичес-

ких. Превра-

щение и на-

копление веществ

Фотосинтез

Запас пита-

тельных

веществ

Механичес-

кая

Жилки

листа

Вытянутые,

многоуголь-

ные клетки,

суженные

концы сое-

динены

Утолщенные,

одревеснев-

шие оболоч-

ки. Цитоплаз-

ма часто

отсутствует

Мертвые

клетки

Опора

органа

Проводящая

Жилки

листа.

Сосуды

корней

Вытянутые и трубча-

тые

Перегородок

между клет-

ками нет. Или        они

(перегоолдки)

имеют поры

Мертвые

клетки

Живые

клетки

Покровная

Кожица

(устрица)

Пробка

(чечевички)

Живая и

мертвая

оболочки,

толстые и

прочные.

Прочное

соединение

друг с дру-

гом

В живых

клетках есть

ядра и

хлоропласты

Защита от

повреждения

внешней

средой

Обеспечивают

защиту орга-

нов растений,

осуществляют

испарение,

дыхание

Вопрос для закрепления

   1. Что такое ткань?

   2. Из какой ткани образуются остальные ткани?

   3. Какая ткань обеспечивает опору тела растения и его органов?

   4. По каким клеткам ткани  передвигаются органические вещества?

   5. Клетки какой ткани обеспечивают   защиту растения?

   6. Клетки какой ткани  проводят воду и минеральные вещества?

       Что образуют эти клетки?

   7. В какой ткани  образуются или запасаются органические вещества?

Т Е С Т

   1. К основной ткани в растении относится:

       а)  запасающая ткань

       б)  волокна

       в)  кожица

       г)  пробка

   2. К механической ткани относят:

       а)  кожицу

       б)  пробку

       в)  волокна

       г)  ситовидные трубки

   3. Твердость и прочность организму растения обеспечивает:

       а)  основная ткань

       б)  механическая

       в)  проводящая

       г)  образовательная

   4. Рост растения происходит за счет ткани:

       а)  основной

       б)  покровной

       в)  образовательной

       г)  запасающей

   5. Растительные клетки соединены между собой:

       а)  межклетниками

       б)  особым межклеточным веществом, находящимся  между оболочками

             соседних клеток

       в)  выростами цитоплазмы

       г)  оболочками клеток

Лабораторная работа № 5

Ткани животных

   Цель:  Сформулировать понятие о типах тканей животных. Раскрыть особенности строения и функции эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной тканях. Продолжать  формировать умение работать  с микроскопами, рисунками и текстами как источником  информации. Сравнить ткани между собой.

   Оборудование:   микроскоп, микропрепараты тканей животных, рисунки учебника, таблицы: «Типы тканей животных».

                                          Ход работы

   1. Рассмотреть  под микроскопом препараты разных типов тканей животных:   эпителиальную, мышечную, соединительную и нервную.

   2. Сравните микропрепараты  с рисунками в учебнике и таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.

   3. Зарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.

   4. Заполните таблицу.

   5. Сделайте вывод:

   1). Активный образ жизни животных  определяется  работой  мышечной и нервной тканей, которые отличаются способностью быстро реагировать на раздражение, переходя в возбужденное состояние. Ответная реакция нервной ткани на раздражение – образование и проведение  электрического  (нервного импульса, мышечной – сокращение мышечного волокна.

   2). Защиту жизненно-важных органов обеспечивает  эпителиальная  и соединительная  ткани клеток, которые способны  к делению  и восстановлению  (регенерации) тканей.                

Строение и функции животных тканей

Типы тканей

(рисунок)

Виды тканей

Особенности

    строения

Свойства клеток

(выполняют)

Какую

функцию

Эпителиальная

Эпителий кожи.

Покровы внут-

ренних оранов


Железистый

эпителий


Клетки плотно

прилегают друг

к другу, меж-

клеточное  ве-

щество отсут-

ствует



Высокая ско-

рость деления





Интенсивный

синтез

(образование)

органических

веществ

Защита ниже-

лежащих тканей от

повреждений

и инфекций



Образуют и вы-

деляют важные

вещества

(секреты) или

шлаки (секре-

ция отделения)

Соединительная







Костная ткань

Хрящевая ткань






Жировая







Кровь

Клетки находят

ся далеко друг

от друга. Разви-

то межкосточ-

ное вещество

(~ 2/3 от ткани)








Межклеточное

вещество жир-

ное, клетки раз-

ных размеров

и формы

Образуют  большое коли-

чество меж-

костного ве-

щества





Запасает боль-

шое количес-

тво жира





Движение

клеток по

сосудам

Главные опор-

ные ткани

организма







Энерготехни-

ческое депо

теплоизоляция.

Предохраняет

от ударов,

источник воды


Транспортная

теплорегули-

рующая, защит-

ная функции

Мышечная

Поперечно-по-

лосатая

скелетная



Сердечная








Гладкая

Клетки много-

ядерные, обра-

зуют длинные

волокна



Клетки на кон-

цах разветвляя-

ются и соеди-

няются друг с

другом


Клетки одно-

ядерные, вере-

теновидные

Возбудимость

и быстрое

сокращение












Возбудимость

и подлинное

сокращение



Обеспечивает

Движение




Сокращение

и расслабле-

ние сердца






Расширение и

сужение сосу-

дов, дыхатель-

ых путей

Нервная

Нейроны клет-

ки с многочис-

ленными

отростками

Высокая воз-

будимость и

проводимость

электрического

импульса

Воспринимает

раздражение,

образует  элек-

трический

(нервный) импульс и пере-

дает его клет-

кам других

тканей

                                       

Т Е С Т

   1. Учение о тканях – это наука:

       а)  цитология

       б)  эмбриология

       в)  гистология

   2. Группы клеток и неклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и функциям – это:

       а)  орган

       б)  ткань

       в)  система органов

   3. Эпителиальная ткань в организме  выполняет функции:

       а)  передвижение веществ в организме

       б)  регуляции  процессов жизнедеятельности

       в)  защиты от механических воздействий и проникновения чужеродных             веществ

   4. Внутреннюю жирную среду организма образует ткань:

       а)  эпителиальная

       б)  соединительная

       в)  мышечная

   5. Мышечная ткань обладает следующими свойствами:

       а)  только проводимостью

       б)  возбудимостью, проводимостью и сократимостью

   6. Хорошо выраженное межклеточное вещество характерно для ткани:

       а)  нервной

       б)  мышечной

       в)  соединительной

   7. Сердце-орган, стенка которого в основном образована тканью:

       а)  мышечной

       б)  эпителиальной

       в)  соединительной

   8. Нервная ткань обладает следующими свойствами:

       а)  только проводимостью

       б)  возбудимостью и проводимостью

       в)  возбудимостью, проводимостью и сократимостью

   9. Нервная ткань в организме выполняет функции:

       а)  передвижение веществ в организме

       б)  регуляции процессов жизнедеятельности

       в)  защиты от механических воздействий

Лабораторная работа №  6

Строение корневых систем

   Цель:  Определить типы корневых систем и возможность их формирования при размножении и выращивании культурных растений. Выявить  различия  в отношении корневых систем однодольных и двудольных растений.

   Оборудование:  гербарии , рисунки корневых систем, таблицы. Проростки семян фасоли, луковицы с корнями (окоренившиеся черенки  комнатных растений).

                                  Ход работы  

  1. Рассмотреть корневые системы предложенным вам растений. Чем они различаются?

  2. Вспомните, какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

  3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

  4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

  5. Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте и подпишите её части.

  6. Как называется корневая система лука (пшеницы), зарисуйте и подпишите её части.

  7. Заполните таблицу:

                                    Типы корневых систем

Стержневая                        Стержневая                     Мочковатая

(примеры растений)      с придаточными          (примеры растений)

                                               корнями        (рожь)

                                     (примеры растений)

    (морковь)                         (томат)                                

Вопросы для закрепления

   1. Из чего развивается главный корень томата и зерновой пшеницы?

   2. Откуда растут боковые и придаточные корни?

   3. Как вы думаете, для чего сначала прищипывают главный корень у рассады овощных культур, а затем окучивают их побеги? Как эти агротехнические приемы  влияют на урожайность растений?

   4. Какие корни развиваются у лука и черенков растений?

Т Е С Т

   1. Корни растениям нужны для:

       а)  закрепления в почве

       б)  испарения воды

       в)  поглощения воды

       г)  поглощения питательных веществ

   2. Питательные вещества «запасает» корень у:

       а)  моркови

       б)  пшеницы

       в)  одуванчика

       г)  свеклы

   3. Стержневая корневая система у:

       а)  моркови

       б)  пшеницы

       в)  одуванчика

       г)  риса

   4. У моркови, свеклы, репы развиваются:

       а)  все виды корней

       б)  только главный корень

       в)  главный и боковые корни

       

   5. Придаточные корни образуются:

       а)  только на главном корне

       б)  только на нижней части стебля

       в)  как на стебле, так и на листьях

                   

Лабораторная работа № 7

Микроскопическое строения корня

   Цель.   Познакомиться  с клеточным строением корня. Определить расположение зон корня. Вспомнить какие ткани образуют различные зоны корня.  

    Оборудование.  Таблицы, рисунки учебника, рельефная таблица, микропрепараты, проростки семян фасоли, микроскопы, лупы.

                               Ход работы

   1. Рассмотреть с помощью лупы корневой членик корня фасоли.

   2. Рассмотреть с помощью лупы корневые волоски зоны всасывания фасоли.

   3. Рассмотреть в микроскоп препарат клеточное строение корня. Сравните с изображением в учебнике и на таблице.

   4. Сделайте рисунок в тетради.

   5. Подпишите зоны корня.

   6. Зарисуйте клетку корневого волоска.

Т Е С Т

   1. Корень растет в длину:

       а)  только верхушкой

       б)  верхушкой и всеми другими  следующими за ней участками

       в)  участком, отходящим от стебля

       г)  корневым чехликом

   2. Рост корня в толщину осуществляется за счет:

       а)  зоны роста

       б)  камбия

       в)  коры

       г)  зоны деления

   3. Корневой чехлик можно увидеть:

       а)  только с помощью микроскопа

       б)  с помощью ручной лупы

       в)  с помощью препаровальной иглы

       г)  невооруженным глазом

   4. Клетки корневого чехлика:

       а)  живые

      б)  мертвые  с толстыми оболочками

      в)  наряду с живыми имеются мертвые

      г)  живые, быстроделящиеся

   5. Клетки зоны деления:

      а)  мелкие, расположенные рыхло

      б)  мелкие, плотно прилегающие друг к другу

      в)  среднего размера

      г)  крупные, округлые

   6. Корневой волосок представляет собой:

      а)  клетки наружного слоя корня с длинным  выростом

      б)  длинный вырост  наружной клетки корня

      в)  клетки внутреннего слоя с выростом

      г)  нитевидный боковой корешок

   7. В зоне всасывания  происходит поглощение воды с растворенными минеральными веществами за счет:

      а)  крупных центральных клеток

      б)  мелких клеток зоны роста

      в)  боковых корней

      г)  корневых волосков

   8. Корневые волоски  обычно бывают не длиннее:

      а)  10 мм     б)  20 мм      в)  30 мм      г)  40 мм

   9. Органические вещества поступают в корень через слой клеток, называемых:

      а)  порой

      б)  лубок

      в)  древесной

      г)  сердцевиной

   10. Зона всасывания, как и другие зоны корня:

      а)  постоянно увеличивается в длину

      б)  постоянно перемещается вслед за кончиком растущего корня и не

           увеличивается в длину

      в)  не перемещается вслед  за кончиком корня, не увеличивается в длину

           (на одном и том же участке вместо отмерших корневых волосков

          образуются новые)

      г)  уменьшается по мере роста корня

   11. Прочность и упругость корня обеспечивает ткань:

         а)  покровная

         б)  образовательная

         в)  проводящая

         г)  механическая

   12. Управление ветвлением корней осуществляется путем:

         а)  удаления боговых корней

         б)  удаления верхушки главного корня

         в)  удаления придаточных корней

         г)  прикопки стебля

                       

Лабораторная работа №  8

Строение и расположение почек

   Цель.  Познакомиться  с особенностями расположения почек на стебле. Сравнить строение  вегетативной (листовой) и генеративной (цветочной) почек. Выявить приспособленность почек к перенесению неблагоприятных условий.            Оборудование.  Ветки растений (сирень, бузина, береза, тополь, клен), лупы, препаровальные иглы , скальпели.

                                 Ход работы

   1. Рассмотрите побеги разных растений (клен, тополь, смородина, липа), как располагаются  почки на стеблях?

   2. Сделайте схематический рисунок расположения  почек на стебле:  боковых и верхушечной.

   3. Одинаковы ли по размерам  на ветке сирени (бузины, смородины)?

   4. Найди самую крупную округлую почку и удлиненную маленькую.

   5. Сними с побега почку, рассмотри её внешнее строение. Чем покрыта почка снаружи?

   6. Отделить чешуйки  препаровальной иглой, разложить на листе бумаги.

   7. Сосчитать количество чешуек. Определить, какого цвета, какие на ощупь?

   8. Как вы думаете, что представляют чешуйки? Что это такое?  (видоизмененные листья).

   9. Что находится в почке под чешуйками?  (листочки).

   10. Какое значение имеют  чешуйки?

   11. Оставшуюся часть почки разделить вдоль, найти стебелек, к которому прикрепляются листочки. Как можно назвать такую почку?   (листовая).

   12. Зарисовать в тетради  разрезанную вдоль почку и подписать.

   13. Разрезать вдоль крупную округлую почку. Что находится внутри такой почки? Как её можно назвать?  (цветочная).

   14. Зарисуйте цветочную почку в тетради и подпишите.

 

Проверочная работа на доработку текста

   1. Стебель с расположенными на нем почками, листьями или цветками называют … (побег).  

   2. Участки стебля между двумя  ближайшими узлами одного побега называют … (междоузлие).  

   3. Угол между листом и расположенными над ним междоузлием называют…    (пазуха).

   4. Место прикрепления  почек к стеблю называют … (узел).  

   5. Расположение почек и листьев на побегах друг за другом по спирали называют … (очередное).  

   6. Расположение почек, при котором из одного узла отходят  три или более листьев, называют … (мутовчатое).

   7. У сирени, клена, крапивы листья располагаются на побеге … (супротивное).

   8. На верхушке побега обычно имеется … (верхушечная) почка.

   9. Почки, развивающиеся  на междоузлиях, листьях, корнях, называются… (пазушные).

   10. Почки снаружи покрыты  почечными… (чешуями).  

   11. В центральной части почки находится зачаточный стебель, а на нем… (конус нарастания).

   12. Почку называют зачаточным… (побегом).

   13. Из генеративных почек  развиваются побеги с … (цветками).  

   14. Самую верхнюю часть зачаточного побега, которой он растет, называют… (конус нарастания).

   15. Зимующая почка  многолетнего растения, из которой весной развивается побег, называется почкой… (возобновления).

  16. Почка, имеющая на зачаточном стебле и зачатки листьев, и бутон, называется … (генеративная).

  17. Если побег развивается  благодаря активному размножению и росту клеток междоузлия, то такой рост побега называют… (вставочный).

Лабораторная работа № 9

Простые и сложные листья

   Цель.  Выяснить особенности  строения простых и сложных листьев, их расположение на стебле. Сформировать навыки классификации листьев.  

   Оборудование.  Комнатные растения, набор листьев разных растений (гербарный материал), таблицы, рисунки в учебнике.

Ход работы

   1. Рассмотрите  комнатные растения, определите, как располагаются листья на стебле (вспомните расположение почек на стебле).

   2. Рассмотрите листья комнатных растений и листья из гербарного материала. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете? Какое жилкование имеют отобранные вами листья?

   3. Отберите сложные листья. На основании какого  признака вы это делаете?  Какое жилкование  у отобранных вами листьев?

   4. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Название

растения

Вид листьев

(простые, слож-

ные: тройчатые,

пальчатые,

парноперистые


Листорасполо-

       жение


Жилковатые


Класс растений

Т Е С Т

  1. Листья имеют черенки:

      а)  у большинства видов растений

      б)  у меньшей части видов растений

      в)  только у цветковых растений

      г)  примерно у половины  видов растений

   2. Любой простой лист имеет:

      а)  листовую пластинку и основание

      б)  листовую пластинку, основание и черенки

      в)  основание и черенок

      г) листовую пластинку и черенок

   3. Сложные листья на общем черенке могут иметь:

      а)  не более 8 листьев

      б)  от 3 и более листочков

      в)  1-2 листочка

      г)  от 5 до 9 листочков

   4. Дуговое и параллельное жилкование листьев характерно:

      а)  для двудольных растений

      б)  для однодольных растений

      в)  для большинства однодольных и некоторых двудольных растений

      г)  для большинства двудольных и многих однодольных  

   5. У гороха листья:

      а)  простые

      б)  тройчато сложные

      в)  пальчато-сложные

      г)  сложные  (парноперистые)

   6. У ивы листья:

      а)  сложные непарноперистые

      б)  тройчатые

      в)  простые

      г)  пальчато-сложные

   7. Листья, имеющие черенок, называют:

      а)  простыми

      б)  сидячими

      в)  черенковыми

      г)  сложными

Лабораторная работа № 10

Строение цветка

   Цель.  Познакомиться с особенностями строения цветка, с его главными частями. Продолжить формирование  умения работать с натуральными объектами, сравнивать их

   Оборудование.  Цветы комнатных растений (герань, фиалка узумбарская), гербарные материалы, лупы, препаровальные иглы, скальпель. Модели цветов, рисунки учебника, таблицы.

                                 Ход работы

   1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

   2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок.

   3. Определите, какой околоцветник  у данного цветка – простой или двойной.

   4. Определите, какая у цветика чашечка – раздельнолепестная или сростнолистная.

   5. Рассмотрите строение тычинки, найдите пыльник и тычиночную нить. С помощью лупы рассмотрите пыльник и пыльцевые зерна в нем.

   6. Рассмотрите строение пестика. Найдите его части: рыльце, столбик и завязь. Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой, найдите семязачаток (семяпочку). Что формируется  из семязачатка?  Почему тычинки и пестик являются главными частями цветка?

   7. Нарисуйте части цветка и подпишите их название.  

                     

Т Е С Т

   1. Цветок – это:

       а)  яркий венчик

       б)  околоцветник

       в)  видоизмененный побег

       г)  часть стебля

   2. Главные части цветка:

       а)  лепестки и чашелистики

       б)  пестик и тычинки

       в)  цветоножка и цветоложе

       г)  столбик и рыльце

   3. Часто ярко окрашены:

       а)  чашелистики

       б)  тычинки

       в)  лепестки венчика

       г)  венчик

    4. Раздельнополые цветки, у которых:

       а)  есть тычинки и пестик

       б)  есть лепестки и чашелистики

       в)  есть только тычинки

       г)  есть только пестик

   5. Околоцветник называют двойным, если в нем:

       а)  лепестки располагаются в два ряда

       б)  лепестки и чашелистики располагаются по двум  кругам

       в)  имеется чашечка и венчик

       г)  чашечка зеленая, а венчик белый

   6. Венчик состоит из:

       а)  чашечки

       б)  околоцветника

       в)  лепестков

       г)  чашечки и лепестков

   7. Цветки растений имеют:

       а) только по одному пестику

       б)  по одному пестику и более (иногда много)

       в)  только по 2-3 пестика

       г)  одну тычинку

   8. Цветки с простым околоцветником имеют:

       а) только венчик

       б) только чашечку

       в)  и венчик и чашечку

       г)  ни венчика, ни чашечки

   9. Пестик в цветках растений:

       а)  всегда имеет завязь, столбик и рыльце

       б) может не иметь столбика

       в)  может не иметь завязи

       г)  может не иметь рыльца

   10. Кукуруза относится к растениям:

       а)  однодольным

       б)  двудольным

       в)  трехдольным

       г)  имеющим цветки двуполые

Какие суждения верны

   1. Цветок – орган полового размножения.

   2. Цветок есть у всех растений.

   3. Главная часть цветка – лепестки венчика.

   4. Тычинка имеет  пыльник  и тычиночную нить.

   5. Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца.

   6. Все части цветка расположены на цветоножке.

   7. Главные части цветка – тычинки  и пестик.

   8. Цветок – приспособление для опыления.

   9. Околоцветник – это лепестки, чашечки и венчик.

  10. Рамочка имеет соцветие – корзинку.

  11. У тюльпана цветы собраны в соцветие.

  12. Тополь – двудомное растение.

  13. Огурец – двудомное растение.

  14. Обоеполые цветки имеют тычинки и пестики

.

Лабораторная работа № 11

Сухие и сочные плоды

  Цель.  Познакомиться с особенностями строения сухих  и сочных плодов. Определить взаимосвязь строения плодов со строением цветка и способом их распространения.

   Оборудование.  Коллекция плодов растений, свежие плоды (яблоко, виноград, арахис, семянки подсолнечника), схемы классификации плодов. Таблицы.

                                    Ход работы

   1. Рассмотрите плоды. Найдите среди них  сочные и сухие.

   2. Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные.

   3. Разделите  сухие плоды на односемянные и многосемянные.

   4. Объясните причину разного количества семян в плодах вишни и яблока (томата) (смотрите схему  строения цветков этих растений)

   5. Заполните таблицу.

   6. Зарисуйте строение плода и схемы о плоде.    

   

            Сухие плоды

            Сочные плоды

Название плодов

Примеры растений

Названия плодов

Примеры растений

Семена



Зерновка



Орех

Орешек


Подсолнечник (все сложноцветные)


Кукуруза, пшеница

(все злаки)


лещина, бук, дуб

земляника, шипов-

        ник


Костянка


Многокостянка

(сложный плод)





Вишня, слива, миндаль


Малина, еже-

   Вика





Боб



Коробочка



Стручок

(есть перего-

родка между

створок для

прикрепления

семян)

Горох, фасоль,

акация


Мак, белена, лен



Горчица, редька,

капуста

Ягода



Тыква



Яблоко




Померанец

Виноград, то-

мат,смородина


Огурец, арбуз,

тыква, дыня


Яблоня, ряби-

на, груша



Мандарин

                       

                          Семена + околоплодник  +  плод

                                                    плоды

     

  Настоящие                                                          ложные

(образуются из завязи                               (образуются из других

          пестика)                                                  частей цветка)

          Слива                                                          Шиповник

Т Е С Т

   1. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается:

     а)  плод

     б)  семя

     в)  зародыш семени

     г)  эндосперм

  2. В образовании плодов участвуют:

     а)  только завязь

     б)  только оплодотворенная яйцеклетка

     в)  только семязачаток

     г)  завязь, семязачаток, а иногда цветоножка и цветоложе

  3. Плоды ягоды по числу семян бывают:

     а)  односемянными

     б)  двусемянными

     в)  многосемянными

     г)  всех перечисленных форм

 4. Плоды костянки имеют околоплодник:

     а)  многосемянной

     б)  сочный

     в)  сухой

     г)  как сочный, так и сухой

   5.  У сухого плода боба околоплодные образования:

     а)  двумя раскрывающимися створками

     б)  двумя створками и пленчатой перегородкой между ними

     в)  одной общей оболочкой

     г)  двумя сросшимися нераскрывающимися створками

   6.  Плоды фасоли, гороха, акции называют:

     а)  коробочкой

     б)  стручком

     в)  бобом

     г)  костянкой

   7.  Если сухой многосемянной плод имеет две створки, а их длина

        примерно равна ширине, то это:

     а)  стручок

     б)  семянка

     в)  зерновка

     г)  боб

   8. Плоды коробочки бывают:

     а)  только односемянными

     б)  только двусемянными

     в)  только многосемянные

     г)  встречаются  все перечисленные формы

Лабораторная работа № 12

Строение семян однодольных и двудольных растений

   Цель.  Познакомиться с особенностями строения  семян двудольных и однодольных растений.

   Оборудование.   Сухие и набухшие семена фасоли, зерновки пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы, таблицы, модели строения семян, скальпели.

                                    Ход работы

   1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Рассмотрите их размеры и внешнюю форму.

   2. Найдите рубчик. С помощью препаровальной иглы снимите семенную кожицу. Какова её роль?

   3. Разделите семя на две части. Найдите семядоли. Рассмотрите  строение зародыша. Найдите зародышевой корешок, стебелек, почечку (используйте ручную лупу).

   4.  Зарисуйте в тетрадях семя фасоли и подпишите его части.

   5. Выясните, в какой части  семени фасоли  находятся питательные вещества.

   6. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

   7. Препаровальной иглой попробуйте снять часть плодовой  оболочки  набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему они не снимаются.

   8. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите  эндосперм и зародыш. Используя рисунок на стр. 41, изучите строение зародыша.

   9. Зарисуйте зерновку   пшеницы и подпишите её части.

   10. Сравните строение семян двудольных и однодольных растений и сделайте выводы.

Заполните таблицу.

 Название

 растения

Однодольные

     или

двудольные

Из чего состоит

       семя

Что входит в

состав зародыша

Где находятся

питательные

вещества


Пшеница


Однодольное

Из кожуры,

сросшейся  с

околоплодником

эндоспермы и

зародыша

Зародышевый

корешок, стебе-

лек, почечка и

1 семядоля


В эндосперме


Фасоль


Двудольное


Из кожуры и

зародыша

Зародышевый

корешок, стебе-

лек, почечка

и 2 семядоли


В двух

семядолях

                                   

Т Е С Т

   1. Эндосперм – это:

     а)  обязательная часть семян

     б)  запас питательных веществ

     в)  часть зародыша

     г)  защитный слой семян

   2. Зародыш семени имеет:

     а)  зародышевый корешок

     б)  зародышевый стебелек и почечку

     в)  одну или две семядоли

     г)  все перечисленные части

   3.  Обязательными частями семян являются:

     а)  зародыш и эндосперм

     б)  зародыш и две семядоли

     в)  зародыш и семенная кожура

     г)  эндосперм и семенная кожура

   4.  Семена однодольных отличаются от двудольных тем, что:

     а)  имеют одну семядолю

     б)  имеют одну семядолю и эндосперм

     в)  имеют зародыш и эндосперм

     г)  состоят из кожуры, сросшейся с околоплодником

   5.  Зерновка пшеницы состоит из:

     а)  эндосперма и зародыша

     б)  кожуры, сросшейся с околоплодником, зародыша и эндосперма

     в)  зародыша и одной семядоли

     г)  кожуры, семядоли, эндоспермы

  6.  Семена расположены в:

     а)  плодах

     б)  цветках

     в)  тычинках

     г)  пестике  

Лабораторная работа № 13

Действие слюны и желудочного сока на вещества

   Цель.   Выяснить роль ферментов слюны в расщеплении  углеводов. Выяснить роль ферментов желудочного сока в расщеплении белков.

   Оборудование.  Кусочки накрахмаленной х/б  белой ткан, спички (без серы) или зубочистки или стеклянные палочки, вата, раствор йода, стаканчики с водой. Штатив с тремя пробирками: первая – 2 мл желудочного сока, вторая – хлопья белка куриного яйца (недоваренного), третья – кисель;   пипетка.

                                  Ход работы

 

   1. Возьмите  кусочек накрахмаленной ткани.

   2. Смочите слюной ватку, намотанную на спичку.

   3. Нарисуйте ваткой головкой спички букву или пятно на ткани.

   4. Подержите ткань 1-2 мин. между ладонями, просушив рисунок.

   5. Опустите ткань в водный раствор йода.

   6. Объясните, что произошло. Почему на синем фоне осталось светлое пятно (буква)?

   7. Что произойдет, если вместо слюны использовать чистую воду?

   8. Сделайте вывод о влиянии ферментов слюны на крахмал. И запишите его в тетрадь.

   Вывод:    в слюне есть вещества, разрушающие крахмал.

   1. Возьмите две пробирки с киселем и с белком куриного яйца.

   2. Добавьте  по 1 мл желудочного сока в каждую из них.

   3. В пробирку с киселем внесите несколько капель йода.

   4. Через 20 минут рассмотрите содержимое пробирок. Что произошло?

   5. Сделайте вывод о влиянии ферментов желудочного сока. Запишите его в тетради.

   Вывод:    желудочный сок разрушает белок.

                           

                                         Т Е С Т

   1. К пищеварительному каналу относят:

     а)  желудок

     б)  слюнные железы

     в)  печень    

   2. В ротовой полости не происходит:

     а)  механическое измельчение пищи

     б)  уничтожение микробов

     в)  расщепление жиров

   3.  Фермент ротовой полости расщепляет:

     а)  крахмал

     б)  белки

     в) жиры

   4. Начальным отделом тонкого кишечника является кишка:

     а)  тонкая

     б) двенадцатиперстная

     в)  толстая

   5.  Защитную роль по обеззараживанию веществ в желудке выполняет:

     а)  лизоцим

     б)  слюна

     в)  соляная кислота

   6. Расщепление углеводов в пищеварительной системе человека  

начинается с:

     а)   ротовой полости

     б)  желудке

     в)  тонком кишечнике

   7. К пищеварительным  железам относят:

     а)  печень

     б)  тонкий кишечник

     в) толстый кишечник  

   8.  В ротовой полости ферменты действуют в среде:

      а)  кислой

      б)  щелочной

      в)  нейтральной

   9.  В желудке не расщепляются:

      а)  белки

      б)  жиры

      в)  углеводы

   10. Расщепление  жиров в пищеварительной системе  человека начинается:

      а)  тонком кишечнике

      б)  толстом кишечнике

      в)  желудке

   11. Аппетитный желудочный сок – это сок, выделяющийся:

      а)  до еды

      б)  во время еды

      в)  после еды

Лабораторная работа  № 14

Передвижение растворов по стеблю

   Цель.  Познакомиться с особенностями передвижения минеральных веществ и воды по стеблю растения.

   Оборудование.  Ветки древесных растений (липа, клен) с подкрашенной древесиной,  скальпель, лупы, таблицы строения стебля.

                                    Ход работы

   1. Рассмотрите поперечный срез ветки липы или другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной чернилами воде. Установите, какой слой стебля окрасился?

   2. Сделайте скальпелем продольный срез ветки. Рассмотрите его и укажите, какой слой стебля окрасился?

   3. Сделайте рисунки и запишите выводы об особенностях передвижения  воды и минеральных веществ по стеблю. Вспомни, как называется ткань, проводящая минеральные вещества.

        Вывод.   Транспорт минеральных веществ и воды  по стеблю осуществляется  клетками проводящей ткани, расположенной в древесине растения. Клетки, по которым перемещаются минеральные вещества в растении называются сосудами (сосудисто-волокнистые пучки).

Т Е С Т

   1. Какие из веществ активно поглощаются  растением из почвы:

     а)  вода

     б)  минеральные соки

     в)  органические вещества

   2. Поглощенные вода и минеральные вещества:

      а)  остаются в корне

      б)  поднимаются по сосудам вверх и поступают в стебель

      в)  поднимаются вверх и поступают в стебель, плоды и семена  

   3. Передвижении е воды и растворенных в ней минеральных веществ осуществляется:

      а)  клетками пробки

      б)  сосудами древесины

      в)  ситовидными трубками

   4. Для передвижения веществ по стеблю имеет значения:

   а)  корневое давление

   б)  испарение воды листьями

   в)  корневое давление и испарение воды листьями

Лабораторная работа  №  15

Строение клеток крови лягушки и человека

   Цель.   Выявить особенности строения клеток крови человека и лягушки

   Оборудование.  Готовые микропрепараты крови человека и лягушки,  микроскоп.

                                  Ход работы

   1. Подготовьте микроскоп к работе.

   2. Установите под объектив микроскопа  микропрепарат крови человека.

   3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты и зарисуйте их,  обратив  внимание  на их распад, окраску, форму, строение и численность.

   4. Установите под объектив микроскопа микропрепарат крови лягушки.

   5. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты и зарисуйте их, обратив внимание  на их размер, окраску, форму, строение и количество.

   6. Определите, чем отличаются  эритроциты человека от эритроцитов лягушки?

   7. Подумайте, чья кровь переносит  больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?

   8. Заполните таблицу.

Характеристики

     сравнения

Эритроциты человека

Эритроциты лягушки

Относительные размеры

Диаметр клетки

      составляет

~ 21-24 мкм

Диаметр клетки

       Составляет

~ 7-8 мкм

Форма клетки

Двояковогнутая

Овальная

Наличие ядра

Нет (отсутствует)

Есть (имеется)

Окраска цитоплазмы

Ярко-красная

Светло-розовая

                      

Лабораторная работа № 16

Строение костей

   Цель.   Познакомиться с особенностями строения костей позвоночных животных.  

  Оборудование.  Набор костей позвоночных (трубчатые, плоские, губчатые). Таблицы. Рисунок учебника.

                                             Ход работы 

  1. Рассмотрите особенности внешнего и внутреннего строения трубчатой кости. Сделайте схематический рисунок.

  2.  Рассмотрите строение плоских и губчатых костей. Найдите сходство и различие в их строении.

  3. По рисунку  скелета позвоночных животных найдите, какие отделы образованы плоскими, губчатыми и трубчатыми костями.

  4. Заполните таблицу.

Вид костей позвоноч-

            ных

Особенности строения

Место нахождения в

      организме

Т Е С Т

   1. Пальцы рук, за исключением большого, образованы костями в числе:

     а)  двух

     б)  трех

     в)  четырех

   2. В связи с трудовой деятельностью у человека:

     а)  сформировалась сводчатая стопа

     б)  позвоночник приобрел изгибы

     в) мозговой отдел черепа стал преобладать над лицевым

   3. Смещение костей в суставе называют:

     а)  перелом

     б)  растяжение

     в)  вывих

   4. В связи с прямохождением у человека:

     а)  большой палец руки противостоит всем остальным

     б)  позвоночник приобрел гибкость

     в)  мозговой отдел черепа стал преобладать над лицевым

   5. Повреждения связок, соединяющих суставы, - это:

     а)  вывих

     б)  перелом

     в)  растяжение

   6. К лицевому отделу  черепа не относятся кости:

     а)  скуловая

     б)  носовая

     в)  височная

   7. Ребра, грудину относят к костям:

     а)  губчатым

     б)  трубчатым

     в)  плоским

  8. В состав скелета руки входит:

    а)  плечевая кость

    б)  бедро

    в) ребро

Лабораторная работа  № 17

Движение инфузории туфельки

   Цель.  Сформулировать  представление о движении, как одном из свойств жизни. Иметь представление о приспособлениях животных к разным способам движения.

   Оборудование.  Аквариум с рыбами и моллюсками,  микроскопы, вата, стаканчики с водой и культурой простейших, пипетки, препаровальные иглы, предметные и покрывные стекла, фильтровальная бумага.

                                             Ход работы

   1. На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.

   2. Накройте каплю покровным стеклом.

   3. Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.

   4. Рассмотрите препарат при малом и большом движении.

   5. Запишите наблюдения в тетрадь.

   6. Заполните таблицу.

                                  Передвижение организмов

               Животные                                                      Растения

(перемещение всего организма)          (перемещение отдельных органов и

                                                                                    их части)

 Простейшие                  Многоклеточные            - Закрывают и открывают:

наличие органоидов      мышечная деятельность     цветы (время, дождь,

движение                      -волнообразные движения                 тепло)

- ложноножки                тела (черви, змеи, выдра)   -движение листьев на

     (амебы)                    -специальные органы                         свету

- растучки                      (плавники, крылья,              - листья мимозы скла-

    (инфузории)                пятипалые конечности)       дываются от прикос-

- жгутики                      - реактивное движение           новения

(хламидомонада)          (гребешки, кальмары,        - направленный рост

                                                медузы)                          растения (тропизм)

                                                                                     - вращательное движение

                                                                                       стебля гороха во время

                                                                                        роста (усы у огурцов)    

Вопросы для закрепления

1. Все считают, что кальмар –

      животное пассивное,

      но движение у него…

      просто - … (реактивное).

   2. Птицам просто повезло,

       для полета есть … (крылья).

   3. Чем вам птица не пилот,

        их движение - … (полет).

     4. При движении то и дело

      я вытягиваю тело

      и движенья совершаю,

      словно я перетекаю.

      В микроскоп глядите в оба,

      кок зовут меня-… (амеба).  

 5. Очень часто говорят,

     что я пячуся назад.

     Но кого считают так?

     Угадайте, кто я?... (рак).  

 6. Все зовут меня змея.

     Двигаюсь волнами я.

     Гибкую мою фигуру

     двигает что?...  (мускулатура).  

 7. Зеленая эвглена я.

     Орган движенья у меня

     вращается, как гибкий прутик.

     А называют орган- … (жгутик).  

 8. Рыбы плавают проворно –

     есть обтекаемая форма.

     Ты суть движенья их постиг?  

     У них есть хвостовой- … (плавник).  

 9. А я – туфелька, друзья,

     вы же знаете меня.

     Двигаюсь я очень просто:

     у меня есть микровесла.

     Помогают плыть в водичке.

     Кто же? Подскажи- …(реснички).

10. Вы посмотрите на тропу:

      медведь как ставит свою стопу?

      Идет походкой неспешащей,

      его зовут-… (стопоходящий).

11. Мы ходим мягко по дороге,

      на пальцы ставя свои ноги,

      как балерины настоящие

      и нас зовут- …(пальцеходящие)

Приложение.

Получение культуры инфузории

   Исходный материал (кожура, сенная труха, высохшие корки банана)  толщиной 2 см заливаем водой на 1/3 колбы. Колбу ставим  на окно, затеняя от прямых солнечных лучей. Через 3-4 суток заливаем водой, взятой из стоячего водоема, на дне которого находится  гниющая  растительность. С водой следует захватить немного ила или нитчатых водорослей. Когда в сосуде  появится пленка, отливающая металлическим блеском, её можно исследовать с помощью  микроскопа. Фрагменты нитчатых водорослей  или несколько волокон ваты, помещенные на предметное стекло, будут  ограничивать движения простейших (инфузорий и жгутиковых) и облегчат их наблюдение.

                   

Лабораторная работа № 18

Черенковые комнатные растения

   Цель.  Овладеть навыками черенкования  комнатных растений. Познакомиться с условиями, необходимыми для успешного укоренения черенков  

   Оборудование.  Комнатные растения (герань, колеус, традесканция),  скальпель, стаканчики с водой, горшки с почвой, стеклянные банки, вода. Таблицы  «Вегетативное размножение».

                                    Ход работы

   1. Осторожно срежьте стеблевые черенки с 3-4 листьями с предложенных комнатных растений.

   2. Удалите с черенка 2 нижних листа и поместите черенки в стаканы (или банки) с водой так, чтобы нижний узел был погружен в воду. Для ускорения  образования корней поставьте  черенки в теплое и хорошо освещенное место.

   3. Через каждые 3-4 суток меняйте  воду в сосудах.

   4. После того, как придаточные черенки достигнут длины 2 см, высадите черенки в цветочные  горшки с почвой.

   5. Накройте черенки стеклянной банкой и выдержите  на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется  корневая система, и не начнется рост побегов.

   6. За развитием черенков наблюдайте. Данные записывайте в таблицу.

                                            Д а т ы

  Название

  растения

Формирование

   черенков

Начало образо-

вания прида-

точных корней

Высадка в

цветочные

     горшки

Начало роста

   Побегов

   7.       Оформи в тетради таблицу

                               Вегетативное        размножение

стеблевы-  луковицей   усами  прививкой    корневищем  клубнем  листовы-

ми черен-                                                                                                 ми черен-

  ками                                                       луковицей                                 ками        

         

П р и л о ж е н и е

   Различают три вида черенков:  стеблевые, листовые и корневые.

   Для черенкования черенков пригодными считаются зеленые и полуодревесневшие побеги, либо побеги с вызревшей древесиной.

   Стеблевой черенок – срезанная со взрослого растения часть побега с 2-3 листьями (почками). Стеблевыми черенками размножают:  традесканцию, пеларгонию, некоторые кактусы, диффенбахию, плющ, бегонию, алоэ, филодендрон, фикус, розу, сирень, смородину.

   Листовой черенок – лист или часть листа с развитой жилкой. Размножают растения с короткими  стеблями и листьями, образующими розетку:  королевская бегония, глоксиния, сенполия,  сансевиерия,  толстянки, некоторые лилии (чешуйки луковицы).

   Корневой черешок – часть корневого отпрыска размером до 5 см. Размножают растения, образующие корневые отпрыски:   драцена,  азалия.

   Подготовка горшка к посадке -   необходимо взять глиняный горшок с отверстием на дне, предварительно вымытый горячей водой с мылом, потом хорошо промыть (можно в растворе марганцовки). Затем на дно положить  дренаж (керамзит или черепки) для того, чтобы  к корням растения  поступал воздух. На дренаж немного почвы, которую полить  отстоянной водой комнатной температуры.     

               

Лабораторная работа  № 19

Прорастание семян

   Цель.  Выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян, какие семена называют всхожими.

   Оборудование.  Семена фасоли, гороха, ржи, пшеницы, риса, огурцов, четыре сосуда для прорастания семян с крышками, термометр, вода, лейкопластырь (или скотч с бумагой).  Постановка за 7-10 дней.

                                           Ход работы

   1. Чтобы избежать путаницы, на каждую банку наклейте этикетку с записью условий, создаваемых семенами

   № 1 – есть вода, воздух, тепло

   № 2 – есть: воздух тепло, нет: воды

   № 3 – есть: вода, тепло, нет: воздуха

   № 4 – есть: вода, воздух, нет: тепла

   2. В каждую банку поместите равное количество семян: по 10-12 штук.

   3. В банки № 1 и 4 налейте воды примерно до половины высоты семян. У этих семян будет доступ воздуха и воды.

   4. В банку № 3 налейте воды более половины её высоты, с тем, чтобы лишить семена доступа воздуха.

   5. Все банки плотно закройте крышками.

   6. Банки № 1, 2, 3 – оставьте в комнате. Банку № 4 поставьте в холодное место (в холодильник, между рамами окна) (на 2-3 дня, а для семян фасоли на 5-7 суток).

   7. По окончании опыта выясните, что получилось. Для этого сравните результаты, полученные в банке № 1, поочередно с результатами, полученными в банках № 2, 3,4.

   8. Результаты опытов запишите в таблицу.

   9. Сделайте вывод:   (Для прорастания семян необходимы услорвия:  воздух, тепло, вода).

   10. Запишите этапы прорастания семян:  (набухание > деление клеток зародыша > появление  корешка > появление почки (зародышевого побега).

Условия опыта

Банки

Вода

Воздух

Тепло

Результаты опыта

      1

       +

      +

       +

Контроль

      2

        -

       +

       +

Не проросли

      3

       +

       -

       +

Не проросли, набухли,

загнили

      4

       +

      +

       -

Не проросли

                                   

Т Е С Т

  1. Потеря всхожести семян – это следствие:

    а)  недостатка воздуха

    б)  переизбытка воды

    в)  гибели зародыша

    г)  отсутствие эндоспермы

  2. Первым при прорастании появляется:

    а)  корешок

    б)  стебелек

    в)  семядоли

    г)  все перечисленное

  3. В состоянии покоя семена:

    а)  не проявляют признаков жизни

    б)  дышат

    в)  набухают

    г)  спят

  4. Зародыш семян фасоли получает питательные в-ва при прорастании из:

    а)  эндоспермы

    б)  почвы

    в)  семядолей

    г)  плода

  5. Глубина заделки семян зависит от:

    а)  размеров семени и запаса питательных веществ

    б)  размеров семени и структуры почвы

    в)  размеров семени и количества воды

    г)  количества воды и воздуха в почве

  6. Холодостойкими называют растения:

    а)  выдерживающие перепады температур

    б)  семена которых прорастают при низких температурах

   в)  растущие в экстремальных условиях

   г)  зимующие под снегом зелеными

  7.  Время посева семян зависит от:

     а)  температуры почвы

     б)  количества воды в почве

     в)   вида растения, дающего семена

     г)   всех перечисленных признаков

  8. Во время набухания семена увеличиваются за счет:

    а)  впитывания воды

    б)  прорастания

    в)  разложения запаса питательных веществ

    г)  недостатка воды

  9. Под водой способны прорастать семена растений:

    а)  проса, пшеницы, ржи

    б)  тыквы, фасоли, бобов

    в)  риса, тимофеевки, осоки

    г)  осоки, проса, бобов

  10. Перед посевом следует замачивать семена растений:

     а)  огурца, тыквы

     б)  проса, ржи

     в)  пшеницы, фасоли

     г)  овса, риса

               

Лабораторная работа  № 20

Прямое и непрямое развитие насекомых

   Цель.  Познакомиться с особенностями прямого и непрямого развития насекомых.

   Оборудование.  Коллекции насекомых с разным типом развития:  бабочки, майского жука, медоносной пчелы, саранчи или кузнечика, стрекозы. Таблицы «Развитие насекомых».                                

Ход работы

                I  Непрямое развитие насекомых

   1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся  с полным превращением (майский жук, бабочка белянка, пчела медоносная).

   2. Выделите этапы развития: яйца - личинка >куколка >имаго (взрослое насекомое).

   3. Сравните личинку и имаго.

   4. Объясните причину возникновения стадии куколки.

                II Прямое развитие насекомых

   1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с неполным превращением (кузнечик, клоп, стрекоза).

   2. Выделите этапы развития: яйцо личинка – имаго.

   3. Сравните личинку и имаго.

   4. Объясните причину отсутствия стадии куколки.

   5. Сделайте вывод о значении стадии личинки в развитии насекомых.

                  Вопросы для закрепления

   1. Что такое развитие организма, когда началось развитие вашего организма?

   2. Почему многоклеточный  однослойный зародыш (бластула) не больше зиготы? Значит ли это, что между двумя  стадиями развития (зигота-бластула) не происходит роста организма?

   3. Как однослойный зародыш превращается в двухслойный, а затем в трехслойный?

   4. Какие типы развития животных вам известны?

   5. Чем отличаются личиночные стадии развития жуков и саранчи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторный практикум:"Программа векторной графики CorelDraw "

В практикуме представленны лабораторные работы составленные  с использованием материалов форума Demiart....

Лабораторный практикум "Текстовый редактор"

Лабораторные работы в Текстовом редакторе Word....

Вводный лабораторный практикум в 7 классе.

Не помню кто сказал: "Знания только тогда становятся заниями, когда применены на практике" - поддерживаю неизветного мне автора. Начиная изучать курс физики в 7 классе важно смотивировать учеников на ...

Мастер класс Лабораторный практикум по теме:" Организация деятельностного подхода в обучении" "4 часть

Мастер класс Лабораторный практикум  по теме:" Организация деятельностного подхода в обучении"  "4 часть  выполнила Щеколдина Маргарита Анатольевна  учитель биологии МКОУ СОШ №251...

Лабораторный практикум по физике в основной школе как средство формирования коммуникативной компетенции у обучающихся

Статья раскрывает механизм построения педагогического иследования по данной теме. Автор повествует о возможности и необходимости использования всех средств педагогического процесса для формирования ко...

Повышение эффективности и качества подготовки к ГИА по физике через организацию самостоятельной деятельности учащихся при решении экспериментальных "задач роста" (занятие лабораторного практикума)

 В соответствии с общей концепцией модернизации российского образования в старших классах нашей школы с 2006 года введено профильное обучение учащихся. Поэтому встал вопрос дифференциации учащихся при...

Методическая разработка. Лабораторный практикум по биологии 6-11 класс.

Лабораторный практикум по биологии  6-11 класс для программы основного общего образования. Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс. Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. &ndash...