Доказательства животного происхождения человека
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Максимова Людмила Алексеевна

Разработка открытого урока по биологии в 11 классе. Тема - Доказательства животного происхождения человека. На уроке использованы приемы ролевых ситуаций, групповые методы работы и мультимедийная презентация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доказательства животного происхождения человека

Куликова Людмила Алексеевна, учитель биологии

Цели урока:

Сформировать представление об истории вопроса о происхождении человека.

Познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных.

Задачи урока:

Образовательные

Познакомить учащихся с непростой историей вопроса о происхождении человека.

Определите место человека в системе животного мира.

Рассмотреть доказательства происхождения человека от животных.

Выявить сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами.

Воспитательные

Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убежденности в том, что все природные явления имеют причинно-следственные связи.

Обеспечить в ходе урока воспитание гуманизма на примере биогеографических данных выдающихся ученых.

Указать на значение научных представлений о происхождении человека и сопоставить.

Развивающие

Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать изучаемые факты и понятия.

ХОД УРОКА

1. Изучение нового материала.

Звучит музыка, в класс разделенный по группам входят учащиеся, которые разыгрывают сцену “В суде”. После ролевого вступления эти ученики будут выполнять роль консультантов в группах.

Ведущий: 1925 год. Штат Теннеси, США…….Идет судебный процесс…

“Обезьяньим” его окрестила печать. Под таким названием он и вошел в историю Соединенных Штатов.

Судья: Известно ли вам учитель Скоупс, что сказано в Библии о происхождении человека?

Скоупс: Разумеется.

Судья: Вы не согласны с этим? Вы сомневаетесь в слове Библии?

Скоупс: Но библейские сведения не подтверждаются наукой!

Судья: Тем хуже для науки!!!

Ведущий: Это восклицание принадлежит никому иному, как юристу Дженнингсу Брайану, бывшему министру иностранных дел США.

Вслед за этими словами прозвучал приговор присяжных…

Присяжные Признаем Скоупса Джонса виновным в богохульстве и приговариваем его к денежному штрафу. Запрещаем рассказывать школьникам об учении Дарвина!!! Запрещаем преподавание эволюционного учения в школах штата Теннеси!!!

Ведущий ….. и в некоторых других штатах тоже…. Запрет действует 38 лет(!) до 1963 года, а в штате Арканзас до 1968 года.

Впрочем, и сейчас, во многих школах США, например, в штате Миссури, не признавшем решение Верховного суда, разрешающего преподавание дарвинизма в школах, говорят о 6 днях творения и создания человека по образу и подобию божьему.

А в марте 1981 года состоялся еще один “обезьяний” процесс в городе Сакраменто, штат Калифорния. Судили учительницу Сюзан Эсперсон.

Присяжные: И суд вынес “Соломоново” решение: изучать в школах теорию Дарвина наряду с библейской версией. Правда, молодую учительницу оправдали.

Ведущий: И если сегодня почитать дискуссии в Интернете, то многие авторы указывают на то, что, кажется, у нас тоже наступает эпоха обезьяньих процессов. Школьница Мария Шрайбер подала в суд в Петербурге. Она утверждает, что теория Дарвина о происхождении видов оскорбляет ее религиозные чувства. Последнее заседание суда по данному иску состоялось 21 февраля, иск был отклонен.

Учитель: Жаркие споры о происхождении человека не утихают столетия, и попробуем все таки разобраться: откуда же появился человек на нашей планете?

Прошу моих консультантов занять места в группах. Работа консультантов заключается в том, чтобы направить работу группы в нужное русло и проследить правильность выполнения заданий в индивидуальных карточках.

Биологический вид Человека разумный существует на нашей планете 35–40 тыс. лет. Существует множество гипотез происхождения человека, которые можно свести к трем основным.

1 слайд (задание 1 в индивидуальной карточке). Презентация

2 слайд

Мы рассматриваем эволюционную точку зрения на происхождение человека и первый наш урок в этой теме направлен на знакомство с историей вопроса, а главным образом с доказательствами животного происхождения человека.

3 слайд

 (задание 2 в индивидуальной карточке)

Отрасль естествознания которая занимается изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей к социальным называется антропологией.

Учение о происхождении человека, о становлении его как вида в процессе формирования общества называется антропосоциогенез.

Переходим к знакомству с историей формирования эволюционных взглядов на происхождение человека.

4 слайд

Перед вами портреты великих ученых, именно они внесли существенный вклад в формирование научных взглядов на происхождение человека. Работая в группах,найдите соответствие.

5 слайд

 (задание 3 в индивидуальной карточке)

А теперь проверим правильность выполнения задания. Исправьте в своих карточках допущенные ошибки.

6 слайд

 (задание 4 в индивидуальной карточке)

Перед вами систематические таксоны, работая в группах определите систематическое положение человека (учебник стр. 170).

А теперь проверим правильность выполнения задания и внесем исправления в свои карточки.

Биологическую теорию эволюции человека разработал Ч. Дарвин в книгах "Происхождение человека и половой отбор" (1871) и "О выражении эмоций у человека и животных" (1872). Благодаря работам Дарвина родилась обезьянья теория антропогенеза, причем Дарвин не только высказывал предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии. Позднее Геккель и Дюбуа привели данные палеонтологии.

Рассмотрим основные доказательства животного происхождения человека.

7 слайд

 (задание 5, 6 в индивидуальной карточке)

Работая в группах решите на чем основано выделение этих групп доказательств животного происхождения человека?

Устное обсуждение и совместное выполнение заданий.

Мы остановимся более подробно на сравнительно-анатомических доказательствах и сравнительно-эмбриологических 2 остальные группы доказательств вы описываете дома по плану данному в ваших индивидуальных карточках.

Человек – представитель класса млекопитающих, позвоночное животное и потому родственен рыбам, амфибиям, рептилиям, птицам. Приведем данные сравнительной морфологии в пользу животного происхождения человека.

Работая в группах заполните таблицу “Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных”.

8 слайд

Проверим правильность выполнения заданий и исправим ошибки. Обратите внимание на задание со звездочкой, его вы выполняете дома.

9, 10 слайды

Обратите внимание на органы изображенные на рисунке, что объединяет все эти органы имеющиеся у человека по сравнению с животными?

Ответ: недоразвиты в отличии от животных.

Такие органы называют рудиментами.

11, 12 слайды

 (задание 7 в индивидуальной карточке)

Что за явление изображено по вашему мнению на данном рисунке?

Ответ: у человека проявляются признаки животных.

Такие случаи называются атавизмами.

Проверим правильность выполнения задания.

9, 10, 11, 12 слайды повторить

Наиболее близкие родственники человека в мире современных животных – человекообразные обезьяны – горилла, шимпанзе, орангутан. Человекообразные обезьяны обладают рядом общих признаков, которые существенно отличают их от остальных приматов и сближают с человеком.

У них много общих анатомических и биохимических признаков.

13, 14 слайд

Из предложенного набора карточек выданных вашими консультантами выберите черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян:

1 и 2 группа – выбирает черты сходства;

3 и 4 группа черты отличия.

По одному человеку от групп выпишите на доске цифры черт сходства и черт отличия человека и человекообразных обезьян.

Проверим правильность выполнения заданий.

15 слайд

 (задание № 8)

Обратите внимание в ваших индивидуальных карточках дана таблица которую вам предстоит заполнить дома.

16 слайд

Ну и наконец убедительные доказательства в пользу происхождения человека от животных предоставляет эмбриология.

17, 18 слайд

Развитие человека и животных начинается с зиготы.

На ранних стадиях развития человеческого зародыша закладываются жаберные щели. Сердце имеет вид трубки, затем оно становится двухкамерным и т.д.

Таким образом, подводя итоги сегодняшнего урока давайте еще раз перечислим основные группы доказательств животного происхождения человека. Я предлагаю каждой группе по очереди написать эти группы доказательств на доске.

Набор карточек для работы в группах может включать следующие черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.

Объем головного мозга 1400–1600 см.

Объем головного мозга 600 см.

Поверхность коры больших полушарий 1250 см.

Поверхность коры больших полушарий 360 см.

Лицо короткое, не выдается вперед.

Лицо вытянутое, выдается вперед.

Челюсти короткие.

Челюсти длинные, вытянутые, крупные.

Клыки не крупнее предкоренных зубов.

Клыки крупнее предкоренных зубов.

Череп сочленен с позвоночников в центре основания.

Череп сочленен с позвоночником в задней части.

Позвоночный столб с S-образным изгибом.

Позвоночный столб прямой или вогнутый назад.

Туловище короче нижних конечностей.

Туловище длиннее нижних конечностей.

Нижние конечности короче верхних конечностей .

Нижние конечности длиннее верхних конечностей.

Большой палец параллелен остальным пальцам руки.

Большой палец перпендикулярен остальным пальцам руки.

На руках ногти.

Выражение эмоций.

Забота о потомстве.

Отсутствие хвоста.

Четыре группы крови.

Болезни и паразиты.

Доказательства животного происхождения человека

1. Дополните предложения.

“Человек результат творения бога” утверждает учение – ...

“Человек посланец других космических цивилизаций” утверждает – ...

“Человек результат длительного, естественного исторического развития” утверждает – ...

2. Дайте краткое определение понятий.

Антропология – это ...

Антропосоциогенез – это ...

3. Укажите ученых в соответствии с их заслугами.

Впервые отнес человека к животным – ...

Впервые определил систематическое положение человека – ...

Впервые говорил о животном происхождении человека – ...

Научно обосновал животное происхождение человека – ...

Указал на роль труда в эволюции человека – ...

4. Укажите систематическое положение человека.

Царство –

Тип –

Подтип –

Класс –

Подкласс –

Отряд –

Подотряд –

Семейство –

Род –

Вид –

5. Заполните таблицу.

Группа доказательств животного происхождения человека

Что учитывает

1. Палеонтологические         

2.

Учитывает сходство зародышевого развития позвоночных

3. Цитогенетические         

4.

Учитывает данные сравнения внешнего строения

Дайте описание Палеонтологических и цитогенетических доказательств животного происхождения человека по следующему плану

Название группы доказательств.

Что учитывают данные доказательства.

Назовите конкретные примеры этих доказательств ( 5 баллов).

6. Заполните правую часть таблицы.

От кого унаследованы

1. Генетический код ядра         

2. Генетический код митохондрий         

3. Двусторонняя симметрия тела        

4. Костный скелет         

5. Пятипалые конечности         

6. Легочное дыхание         

7. Амниотическое яйцо         

8. Удлиненные конечности, дифференциация зубов, молочные железы, теплокровность         

9. Плацента, живорождение         

 

* Объясните как генетический код митохондрий мог быть унаследован от первых прокариот? (10 баллов)

7. В каждом списке удалите лишнее.

1.

Рудименты

Остаток мигательной перепонки

Околоушные мышцы

Многососковость

Зубы мудрости

Органы утратившие свое значение и сохранившиеся в виде остатков

Аппендикс

2.

Атавизмы

Многососковость

Волосатость

Копчик

Хвостатость

Сильно развитые клыки

Органы – "возврата к признакам предков"

8. Заполните таблицу. (15 баллов)

Часть тела        

Морфологические черты

Человек         

Человекообразные обезьяны

1. Головной мозг                  

2. Лицо                  

3. Позвоночный столб                  

4. Таз                  

5. Кости передних конечностей                  

6. Стопа                  

9. Назовите черты сходства человека и человекообразных обезьян? (10 баллов)

Оценка за урок:

Консультант –

Самооценка –

Оценка учителя с учетом выполнения домашнего задания –


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доказательства животного происхождения человека Выполнила: Учитель биологии высшей категории МОУ школы № 166 г. Самара Куликова Людмила Алексеевна Самара 2008

Слайд 2

Основные гипотезы происхождения человека Креационизм Эволюционные гипотезы Космогенные гипотезы

Слайд 3

Антропология – ( от греч. антропос – человек и логос – учение ).Отрасль естествознания, которая занимается изучением происхождения и эволюции человека. Антропосоциогенез – (от греч. антропос – человек, социум –общество и генезис – происхождение) –процесс происхождения человека, и становления его как вида в процессе формирования общества

Слайд 4

Великие ученые Аристотель Ч. Дарвин Ф. Энгельс К. Линней Ж.Б. Ламарк

Слайд 5

Найди соответствие 1. Впервые выдвинул идею, что человек – «родственник животных», выявил различия между человеком и животными 2. Поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один отряд – приматы 3. Описывал происхождение человека: исходный предок человека «четверорукое» существо, которое спустилось на Землю и постепенно стремясь к совершенству превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению 4. Доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов 5. Писал «Труд создал самого человека» Жан Батист Ламарк Чарльз Дарвин Карл Линней Аристотель Фридрих Энгельс

Слайд 6

Проверь себя 1. Аристотель 2. Карл Линней 3. Жан Батист Ламарк 4. Чарльз Дарвин 5.Фридрих Энгельс

Слайд 7

Определи систематическое место человека в природе. Царство: Тип: Подтип: Класс: Подкласс: Отряд: Подотряд: Семейство: Род: Вид: Млекопитающие, приматы, позвоночные, узконосые обезьяны, животные, человек, хордовые, гоминиды(люди), плацентарные, человек разумный

Слайд 8

Царство Животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Подкласс Плацентарные Отряд Приматы Подотряд Обезьяны Семейство Гоминиды Род Человек Вид Человек разумный Проверь себя

Слайд 9

Физиологические Биохимические Цитогенетические Сравнительно- эмбриологические Сравнительно- анатомические Палеонтологические Доказательства животного происхождения человека

Слайд 11

2. Эмбриологические доказательства

Слайд 13

Основные черты От кого унаследованы 1. Генетический код ядра 2. Генетический код митохондрий 3. Двусторонняя симметрия тела 4. Костный скелет 5. Пятипалые конечности 6. Легочное дыхание 7. Амниотическое яйцо 8. Удлиненные конечности, дифференциация зубов, молочные железы, теплокровность 9 Плацента, живорождение «Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных»

Слайд 15

Б. Рудименты Рудименты – это органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции, имеющиеся у всех особей данного биологического вида. Рудименты – у человека 90 рудиментов: копчик и идущие к нему мышцы, околоушные мышцы, зубы мудрости, остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс).

Слайд 17

Атавизмы – это черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей. Атавизмы – густая шерсть на лице, наличие хвоста, многососковость, сильно развитые клыки. В. Атавизмы

Слайд 19

Человекообразные обезьяны

Слайд 21

1. Палеонтологические 2. Цитогенетические 3. Физиологические 4. Биохимические 5. Эмбриологические 6. Сравнительно-анатомические - Общий план строения скелетов - Рудименты Атавизмы 7. Черты сходства человека и человекообразных обезьян

Слайд 22

Домашнее задание Выполнить рейтинговые задания в Индивидуальных карточках (по желанию) 2.Изучить параграф учебника № 43 и записи в индивидуальных карточках

Слайд 23

Использованные ресурсы Биологический энциклопедический словарь. Главный редактор М.С. Гиляров. Москва: Большая Российская энциклопедия , 1995 2. Общая биология. Учебник для 10-11 класса под ред. Ю.И. Полянского Москва, Просвещение, 1998 3. Уроки биологии в 10-11 классах. Часть 2 Развернутое планирование. Ярославль: академия развития, 2007 4.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия уроки биологии Кирилла и Мефодия Общая биология, 11 класс CD-ROM Windows 6. http//biolka.narod.ru 7. http// bioword. narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока биологии в 11 классе по теме: «Доказательство происхождения человека от животных».

Данный урок – урок актуализации, систематизации знаний, закрепления нового материала. Метод обучения – проблемный.Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-см...

Презентация к уроку в 8 классе по биологии "Доказательства происхождения человека от животных"

Презентация содержит интересный материал по теме "Доказательство происхождения человека"....

конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."

Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгл...

Конспект урока "Доказательство эволюционного происхождения человека"

Конспект урока "Доказательство эволюционного происходения человека" составлен для учащихся 9 класса, по УМК И.Н.Пономаревой...

Конспект урока по биологии в 9 классе "Доказательства эволюционного происхождения человека"

Конспект открытого урока по биологии в 9 классес использованием технологии проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающих технологийТема урока: «Доказательства эволюционного происхождения человека».Це...

Открытый урок для конкурса Учитель года «Доказательства животного происхождения человека»

Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека» Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания о роли биологических и социальных факторов на разных с...

Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека»

Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека» Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания о роли ...