Рабочая программа по биологии 10 класс (профильный уровень)
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Полежаева Ирина Александровна

Программа по биологии для учащихся 10-го класса - профильный уровень. Программа составлена к учебнику  " Общая биология" 10-11 класс  под редакцией В.К.Шумного, Г.М.Дымшица. Программа содержит: пояснительную записку,  учебно-тематическое планирование,  краткое содержание тем курса, календарно-тематическое плантрование, список рекомендуемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prfil_gotovaya.docx67.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/ Полежаева И.А.

ФИО

Протокол № _5___ от

«_08__»__06_________2011___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 3»

____________/ЧирваТ.А. /

ФИО

«___»____________200___г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ № 3»

_____________/Мальцева Л. Д.

ФИО

Приказ № 141 от

           «09» 06  2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Полежаевой Ирины Александровны

учителя высшей квалификационной категории

по биологии, 10 класс ( профильный уровень).

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 8 от «09»  06 2011 г.

2011 - 2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.
      Курс общей биологии на профильном уровне должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.
      При изучении общей биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя — это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики.
      Желательно провести сравнение научного метода познания живой природы и ненаучных способов отражения действительности (например, искусства). При этом следует донести до учащихся понимание того, что эти два способа познания мира не исключают и не заменяют, а дополняют друг друга. При этом следует четко понимать, что предметом естественных наук является умопостигаемое, тогда как содержание произведений искусства постигается эмоциями. Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.
      Описание лабораторных работ, темы которых приводятся ниже, дано в «Практикуме по общей биологии». Из приводимых тем лабораторных работ учитель может выбирать те, для проведения которых есть соответствующие условия в классе. По некоторым темам (приспособление организмов к условиям обитания, палеонтология, экология и др.), для которых нет или мало доступных для школьников методик, в качестве лабораторных работ можно предложить учащимся изготовление наглядных пособий — плакатов, таблиц, схем, стенгазет.
      Часть рекомендуемых демонстраций может быть проведена в форме экскурсий в местный краеведческий музей, на селекционную станцию, местную выставку цветов, кошек, собак, сельскохозяйственной продукции и т. п.
      Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады. Кроме докладов, посвященных научным проблемам и фактам, рекомендуется проведение докладов (возможно, в виде конференции совместно с преподавателями истории), посвященных истории науки и великим ученым. Желательно обсудить судьбу биологических наук в России, сессию ВАСХНИЛ 1948 г., роль Т. Д. Лысенко.
      Предлагаемая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования, в соответствии с которыми на изучение курса биологии выделяется 210
 ч, в том числе в 10 классе — 105 ч (3 ч в неделю), в 11 классе — 105 ч (3 ч в неделю).

Учебно-тематический план по биологии (профильный уровень).

Класс   10 «Б»-биолого-химическая группа

Учитель  Полежаева И.А

Количество часов

Всего 105 часов; в неделю 3 часа

Планирование составлено на основе программы, разработанной на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования, в соответствии с которыми на изучение курса биологии выделяется 210 ч, в том числе в 10 классе — 105 ч (3 ч в неделю), в 11 классе — 105 ч (3 ч в неделю).

Учебник « Общая биология.10 -11 классы».Профильный уровень. Авторы: П.М.Бородин, Л.В.Высоцкая, Г.М.Дымшиц,А.О. Рувинский, О.В.Саблина. Издательство « Просвещение», 2008 год.

Учебно-тематическое планирование.

1.Введение.-2 часа.

2.Биологические системы: клетка, организм -98 часов

- Молекулы и клетки -12 часов

- Клеточные структуры и их функции

-обеспечение клеток энергией -8 часов

-Наследственная информация и реализация её в клетке -14 часов

-  Индивидуальное развитие и размножение организмов -12 часов

2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ -46 часов


- Основные закономерности явлений наследственности -14 часов

-Основные закономерности явлений изменчивости -12 часов

- Генетические основы индивидуального развития -10 часов

-Генетика человека  -10 часов

Краткое содержание тем курса.

Введение.
      Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ:
КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ

.Молекулы и клетки.      Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки.
      Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.
      Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.
      Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.
      Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.
      Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.
      Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.
      АТФ, макроэргические связи.
Клеточные структуры и их функции.

      Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.
      Мембранные органеллы. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды.
      Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения.
Обеспечение клеток энергией.

      Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма.
      Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы.
      Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
      Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.
      Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.
Наследственная информация и реализация ее в клетке.

      Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция.
      Генетический код и его свойства.
      Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.
      Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза.
      Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом.
      Генная инженерия.
      Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция.
Тема 5.
Индивидуальное развитие и размножение организмов.

      Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.
      Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений.
      Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет.
      Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез.
      Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И Изменчивости.

 Основные закономерности явлений наследственности.

      Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности.
      Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.
      Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.
      Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей.
      Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.
      Наследование, сцепленное с полом. Инактивация
Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом.
Основные закономерности явлений изменчивости.

      Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.
      Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова.
      Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены.
      Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез.
      Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость.
Генетические основы индивидуального развития.

      Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе. Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены млекопитающих. Мобильные генетические элементы.
      Множественное действие генов. Летальные мутации.
      Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование.
      Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.
Генетика человека. 

      Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.

ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении практических и лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

Лабораторные работы

Практические работы

Лабораторная работа №1.

«Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

 П.р.№ 1. «Решение генетических задач  на моно- и дигибридное скрещивание, взаимодействие генов»

Лабораторная работа №2  « Физиологические свойства клеточной мембраны».

П.р.№ 2 «Решение генетических задач на анализирующее скрещивание, сцепленное с полом наследование, задач комбинированного типа»

Л.р. № 3 «Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования»

П.Р.№ 3 « Решение задач на анализ родословных»

 Л.Р № 4 «Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных».

Л.р.№ 5. «Изучение морфологии и подсчет хромосом»

№ 6. «Хромосомы млекопитающих. Кариотип»

Л.Р.№ 7 Митоз в клетках корешка лука.

. Л.Р.№ 8 «Сперматогенез и овогенез. Строение половых клеток. Начальные стадии дробления яйцеклетки»

Л.Р.№ 9 «Изучение мейоза в пыльниках цветковых растений»

 Л.Р. № 10. «Геномные и хромосомные мутации».

 Л.Р. № 11. « Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

 Л.Р.№12.«Кариотип человека. Хромосомные болезни человека».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения биологии на профильном уровне учащиеся должны
      
знать: 

  основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);

  сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Харди — Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;

  строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

  сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

  использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);

  современную биологическую терминологию и символику;

      уметь: 

  объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  решать биологические задачи разной сложности;

  составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

  выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;
      
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Литература для учителя:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
  4. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
  5. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
  7. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  8. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  9. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
  11. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
  12. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
  13. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  14. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  15. Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
  16. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  17. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  18. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Литература для учащихся:

  1. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  6. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  9. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

Мультимедийные пособия:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  1. Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
  2. Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
  3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2004.
  5. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.
  6. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
  7. В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
  8. Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
  9. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс ( профиль)  105 часов ( 3 часа в нед).

  1. № п/п

Содержание

(разделы,темы)

Кол- во часов

Дата

Вид занятия

Оборудование урока

Домашнее задание

Введение.

2

1

1) Биология как наука. Методы познания живой природы

1

Рассказ, беседа

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: понятие биологических систем, методы познания живой природы

Запись в тетради,

с.7-8

2

2) Основные свойства живых организмов, Уровни организации живой материи

1

Рассказ, беседа

Схемы и таблицы, иллюстрирующие уровни организации живой природы

С.4-7

Раздел 1. Биологические системы: клетка, организм

98

Тема 1. Молекулы и клетки

12

3

1) Цитология - наука о клетке. История изучения клетки. Методы изучения клетки.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

С.9-15

4

2)Клетка как целостная система. Клеточная теория.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

С.10-12,с.16

5

3) Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы

1

Рассказ, беседа

      Схемы и таблицы, иллюстрирующие: элементный состав клетки        

С.16-18

6

4)Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы

1

Рассказ, беседа

Схемы и таблицы, иллюстрирующие строение молекул воды

С.18-20, табл. С. 20

7

5) Строение белков. Аминокислоты.

Уровни организации белковой молекулы.

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы и таблицы, иллюстрирующие строение молекул белков, презентация

§3

8

6) Биологические функции белков. Л.р. № 1  «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

1

Рассказ, беседа,практикум

Лабораторное оборудование к уроку

§4, схемас.29

9

7) Углеводы. Функции углеводов.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§5

10

8) Липиды. Строение, разнообразие, функции

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§ 6

11

9) Нуклеиновые кислоты. Строение, типы и функции нуклеиновых кислот

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§ 7

12

10) АТФ, строение, функции. Макроэргические связи

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§ 7 до конца

13

11) Решение задач по цитологии

1

Рассказ, беседа

задачи

14

12) Обобщающий урок по теме: Молекулы и клетки. Тестирование

тестирование

Карточки- задания

Терминоло-

гический

кроссворд

Тема 2. Клеточные структуры и их функции

6

15

1)Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны .Лабораторная работа №2  « Физиологические свойства клеточной мембраны».

1

Рассказ, беседа. практикум

Интерактивные схемы, рисунки, лабораторное оборудование

§8

16

2) Мембранные органеллы клетки

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§9, таблица

17

3) Немембранные органеллы клетки. Опорно- двигательная система клетки.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§10,таблица

18

4) Л.р. № 3 «Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования»

1

практикум

Лабораторное оборудование к уроку

Памятка по работе с микроскопом

19

5) Л.Р № 4 «Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных».

1

прктикум

Лабораторное оборудование к уроку

Задание в тетради

20

6) Обобщающий урок по теме: Клеточные структуры и их функции. Тестирование.

1

тестирование

Карточки- задания

Терминоло-

гический кроссворд

Тема 3. Обеспечение клеток энергией

8+1

21

1) Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Понятие метаболизма, анаболизма, катаболизма

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

С.72-73

22

2) Типы питания клеток. Автотрофы и  гетеротрофы

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

Запись в тетради, с. 85-86

23

3)Фиксация энергии солнечного света растениями. Строение хлоропласта

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

С.74-76

24

4)Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки, видеоматериал

С.76-80

25

5)Темновая фаза фотосинтеза.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки, видеоматериал

С. 80-83

26

6)Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки, презентация

С. 83-85

27

7)Расщепление крахмала и гликогена.

Анаэробное расщепление глюкозы. Цикл Кребса.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки, презентация

С. 86-91

28

8) Окислительное фосфолирование. Роль кислорода. Анаэробы, аэробы.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

С. 91-94

29

9) Обобщающий урок по теме: Обеспечение клеток энергией. Тестирование.

1

тестирование

Карточки- задания

Терминоло-

гический кроссворд

Тема 4: Наследственная информация и реализация её в клетке

14+1

30

1) Белки- основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

С.95-96, запись в тетради

31

2) Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки, видеоматериал

С. 97-98,§ 15 с.98-99

32

3) Генетический код и его свойства

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки, видеоматериал

§ 15 с. 100-102

33

4)Транспортные РНК. Биосинтез белка. Трансляция.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки, видеоматериал

§ 16 с. 102-105

34

5) Регуляция транскрипции и трансляции.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки, видеоматериал

§16 с. 105-110

35

6) Удвоение ДНК. Принципы репликации.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§17 с. 110-115

36

7) . Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§17 с. 115-118

37

8)  Современные представления о строении генов. Геном.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§18 с.118-120

38

9) Строение хромосом. Л.р.№ 5. «Изучение морфологии и подсчет хромосом»

1

практикум

Лабораторное оборудование к уроку

§18 с.120-124

39

10) Л.Р.№ 6. «Хромосомы млекопитающих. Кариотип»

1

практикум

Лабораторное оборудование к уроку

Задание в тетради

40

11) Генная инженерия

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§19, сообщ

41

12)Вирусы. Строение вирусов.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§20 с.130-134

42

13) Размножение вирусов. Вирус иммунодифицита человека.

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§20 с. 134-138

43

14) Решение заданий по цитологии

1

практикум

Карточки- задания

задачи

44

15)Обобщающий урок по теме: Наследственная информация и реализация её в клетке. Тестирование

1

тестирование

Карточки- задания

Терминоло-

гический кроссворд

Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов

12

45

1) Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§21, запись в тетради

46

2) Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.

Л.Р.№ 7 Митоз в клетках корешка лука.

1

Рассказ, беседа

Лабораторное оборудование к уроку

§21 до конца, табл. С .145

47

3) Периоды онтогенеза. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§22

48

4) Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§23

49

5) Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§24,с. 156-159

50

6) Взаимодействие клеток в организме

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§ 24,С.159-162

51

7)Контроль целостности организма. Иммунитет.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§25

52

8) Мейоз. Определение пола у животных.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§26

53

9)Половое и бесполое размножение. Чередование гаплоидных и диплоидных стадий. Партеногенез

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§27

54

10)Образование половых клеток у животных. Оплодотворение. Л.Р.№ 8 «Сперматогенез и овогенез. Строение половых клеток. Начальные стадии дробления яйцеклетки»

1

Рассказ, беседа, практикум

Лабораторное оборудование к уроку

§28 с.178-183

55

11) Образование половых клеток у растений. Оплодотворение. Л.Р.№ 9 «Изучение мейоза в пыльниках цветковых растений»

1

Рассказ, беседа, практикум

Лабораторное оборудование к уроку

§ 28 с.183-185

56

12) Обобщающий урок по теме: Индивидуальное развитие и размножение организмов. Тестирование.

1

тестирование

Карточки- задания

Терминоло-

гический кроссворд

Раздел 2. Основные закономерности наследственности и изменчивости

46

Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности

14+1

57

1)Наследственность- свойства живых организмов. Генетика. Работы Г.Менделя. Гибридологический метод

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§29, запись в тетради

58

2) Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Первый и Второй законы Менделя

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§29 до конца, задача

59

3)Дигибридное и полигибридное скрещивания. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§30, задача

60

Решение заданий части А  по теме: « Основные генетические понятия».

1

тестирование

тесты

задачи

61

5) Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодомирование.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§ 31с.197-200

62

6) Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§31 с. 200-203, задачи.

63

7) Статистическая природа генетических закономерностей.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§32

64

8) Сцепленное наследование. Кроссинговер.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§33

65

Решение заданий части А ( повышенный уровень) : « Организм как биологическая система. Генетические закономерности».

1

тестирование

тесты

Задачи

66

10) Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.

1

Рассказ, беседа

§34

67

11) Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х- хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§35

68

Решение заданий части В, части С.

1

тестирование

тесты

задачи

69

13) П.р.№ 1. «Решение генетических задач  на моно- и дигибридное скрещивание, взаимодействие генов»

1

Рассказ, беседа, практикум

Карточки- задания

задачи

70

14) П.р.№ 2 «Решение генетических задач на анализирующее скрещивание, сцепленное с полом наследование, задач комбинированного типа»

1

практикум

Карточки- задания

Повторить

§ 29-35

71

15) Обобщающий урок по теме: Основные закономерности явлений наследственности. Тестирование.

тестирование

Карточки- задания

Терминоло-

гический кроссворд

Тема 7 . Основные закономерности явлений изменчивости. Тестирование.

12

72

1)Изменчивость- свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

С.223, запись в тетради

73

2) Комбинативная изменчивость.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§36

74

3) Мутационная изменчивость. Генные мутации. Генеративные и соматические мутации.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§ 37

75

4) Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§37 до конца

76

5) Геномные и хромосомные мутации.

1

Рассказ, беседа

§38

77

6) Л.Р. № 10. «Геномные и хромосомные мутации».

1

Рассказ, беседа, практикум

Лабораторное оборудование к уроку

§38 повторить

78

7) Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хроропластные гены.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§ 39

79

8) Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§ 40

80

9)  Взаимодействие генотипа и среды.

Качественные и количественные признаки

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§ 41, с.243-246

81

10) Норма реакции. Модификационная изменчивость.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

С.246-249

82

11) Л.Р. № 11. « Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

1

Рассказ, беседа, практикум

Лабораторное оборудование к уроку

Повторить

§ 36-41

83

12) Обобщающий урок по теме: Основные закономерности явлений изменчивости. Тестирование.

1

тестирование

Карточки- задания

Терминоло-

гический кроссворд

Тема 8. Генетические основы индивидуального развития.

10

84

1) Функционирование генов  в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

С. 249,§42

85

2) Перестройки генома в онтогенезе.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§43, с254-257.

86

3) Иммуноглобулиновые гены млекопитающих.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§43 до конца

87

4) Мобильные генетические элементы.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

С.258-260

88

5) Множественное действие генов. Летальные мутации.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§44

89

6) Наследование дифференцированного состояния клеток.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

С.264-267

90

7) Химерные и трансгенные организмы. Клонирование.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§ 45, сообщение

91

8) Генетические основы поведения

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§46, с 273-275

92

9) Генетические основы способности к обучению.

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

С.275-276, повторение

93

10)Обобщающий урок по теме: Генетические основы индивидуального развития.

1

тестирование

Карточки- задания

Терминоло-

гический кроссворд

Тема 9. Генетика человека.

10+2

94

1)Методы изучения генетики человека.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§47

95

2) Близнецы.

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§48

96

3) Кариотип человека и хромосомные болезни.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§49

97

4) Картирование хромосом человека.

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§50

98

5)Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний

1

Рассказ, беседа

Презентация к уроку

§51

99

6) Медико-генетическое консультирование

1

Рассказ, беседа

Интерактивные схемы, рисунки

§ 51 до конца

100

7) Л.Р.№ 12. «Кариотип человека. Хромосомные болезни человека».

1

Рассказ, беседа

Лабораторное оборудование к уроку

Повторение, задачи

101

8) П.Р.№ 3 « Решение задач на анализ родословных»

1

Рассказ, беседа, практикум

Лабораторное оборудование к уроку

задачи

102

9) Л.Р. № 13. « Составление родословных и их анализ»

1

практикум

Лабораторное оборудование к уроку

Повторить

§ 47-51

103

10) Обобщающий урок по теме: Генетика человека. Тестирование

1

тестирование

Карточки- задания

Терминоло-

гический кроссворд

104

Повторение изученного за год

1

тестирование

Презентация к уроку, Интерактивные схемы, рисунки

Тесты

105

Решение заданий типа А , В и С  по пройденным темам

1

тестирование

Карточки- задания

Тесты

Итого: Всего часов- 105;

 Лабораторных работ-12;

Практических работ- 3

Обобщающих контрольных уроков - 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 11 класса профильный уровень

программа для 11 профильного класса...

Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...

Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)

Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).  Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...

Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)

Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...

Рабочая программа «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» 10 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровень) для 10 классов, составленной ...

Рабочая программа учебного курса Математика Профильный уровень 11 класс

Пояснительная запискаШкольное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в ...

Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень

Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень 5 часов в неделю....