Календарно-тематическое планирование по биологии в 9 классе
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

Календарно – тематическое планирование по природоведению в 9 классе составлено по программе В.В. Пасечника и учебнику А. А. Каменского, В. В. Пасечника  «Введение в общую биологию и экологию», 9 класс,  М. Дрофа, 2011 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:


п/п

 Дата

                         Содержание (тема урока)

Примечание

                                                ВВЕДЕНИЕ– 2 часа

1

Биология  - как наука и методы ее исследования.

Вузы, предприятия, научные учреждения города и области биологического направления.

Таблицы с представителями царств живой природы. Портреты учёных – биологов. (Стр.4-9).

2

Понятие «жизнь».  Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

(Стр.10-13).

                   УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ – 42 часов

                                     1. Молекулярный уровень – 8 часов

3

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды).

Схема строения мономеров и полимеров.  (Стр.16-18).

4

Углеводы. Липиды.

Схема «Классификация углеводов и их функции». Схема «Строение и функции липидов». (Стр. 18-23).

5

Состав и строение белков. Функции белков.

Схема «Строение и функции белков». (Стр.23-29).

6

Нуклеиновые кислоты.

Таблица «Строение и редупликация молекулы ДНК». (Стр.29-32).

7

АТФ и другие органические соединения клетки.

Таблица «Строение и функции АТФ». (Стр.33-35).

8

Биологические катализаторы.

      Л.р. «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках».  ИОТ          

Схема образования комплекса «фермент-вещество». (Стр.35-37).

9

Вирус.

Пути передачи и профилактика СПИДа.

Таблица «Вирусы». (Стр.37-39).

10

Контрольно-обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

Таблицы темы.

                                  2. Клеточный уровень – 11 часов

11

Гипотезы происхождения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни.  Общие сведения о клетках.  Клеточная мембрана.

Таблица «Животная и растительная клетки». Таблица «Строение животной клетки». (Стр. 42-45).

12

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. Прокариоты. Эукариоты.

Таблица «Строение животной клетки». (Стр.46-49).

13

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

       

Таблица «Строение животной клетки». (Стр.49-55).

14

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

      Л.р. «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом». ИОТ.

Таблица «Строение животной клетки», «Простейшие». (Стр.56-58).

15

Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Таблицы «Бактерии», «Растительная клетка». (Стр.58-61).

16

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки.

(Стр.62-64).

17

Типы питания клетки. Автотрофы. Гетеротрофы.

(Стр.64-65, 69-70).

18

Фотосинтез и хемосинтез.

Таблица «Фотосинтез». (Стр.65-69).

19

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. Транспортные РНК. Трансляция.

Таблица «Редупликация ДНК», модель молекулы ДНК. (Стр.70-76).

20

Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Таблица «Митоз». (Стр.77-81).

21

Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы».

Таблицы темы.

                            3. Организменный уровень – 11 часов

22

Теории возникновения многоклеточных организмов. Бесполое и половое размножение организмов.

Примеры вегетативного размножения местных растений.

Таблица «Эмбриогенез». (Стр.84-92).

24

Основные закономерности передачи наследственной информации.

Портрет Г. Менделя, таблица «Моногибридное скрещивание». (Стр.100-104).

25

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Схема неполного доминирования и анализирующего скрещивания.

26

Сцеплённое наследование  признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест. Взаимодействие генов. Генетическая непрерывность жизни.

Таблица «Мутации». (Стр. 110-114).

27

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

(Стр.115-117).

28

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.  Состояние окружающей среды и здоровья жителей в области.

(Стр.117-118).

29

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.

          Л.р. «Выявление изменчивости организмов». ИОТ.

(Стр.119-122).

30

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

Таблица «Центры происхождения культурных растений». (Стр.122-126).

31

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

 Достижения селекционеров в области.

Муляжи плодов культурных растений. (Стр.126-130).

32

Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».

Таблицы темы.

                          4. Популяционно-видовой уровень – 2 часа

33

Вид. Критерии вида. Структура вида. На примере растений области.

 Л. р. «Изучение морфологического критерия вида». ИОТ.

Коллекции насекомых, гербарные экземпляры растений, комнатные растения. (Стр.134-137).

34

Популяции.

(стр.138-143).

                                  5. Экосистемный уровень – 6 часов

35

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз.

Редкие виды растений и животных Тульской области.  Красная книга области.

Таблицы «Биогеоценоз широколиственного леса», «Биогеоценоз водоёма».

(Стр.146-149).

36

Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания.

Таблица «Биогеоценоз широколиственного леса».

 (Стр.149-157).

37

Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Продуктивность сообщества.

Таблица «Цепи питания в экосистеме смешанного леса». (Стр.158-163).

38

Саморазвитие экосистемы. 

На примере местных биоценозов.

Таблица «Зарастание водоёма». (Стр.164-170).

39

Экскурсия. В биогеоценоз.

40

Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень».

Таблицы темы.

                              6. Биосферный уровень – 4 часа

41

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности.

Таблица «Биосфера». (Стр.172-177).

42

Средообразующая деятельность организмов.

(Стр.178-180).

43

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Схемы круговорота азота, углерода и фосфора. (Стр.180-184).

44

Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень».

Таблицы темы.

                                           ЭВОЛЮЦИЯ – 7 часов

45

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Портреты Ч. Дарвина,   К. Линнея.                      Ж. Б. Ламарка. (Стр.188-193).

46

Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

Таблицы «Модификационная изменчивость», «Мутации».

 (Стр.193-200).

47

Борьба за существование.  Естественный отбор. Формы естественного отбора.

Рисунки  учебника. (Стр.201-209).

48

Образование видов – микроэволюция.

Таблицы  иллюстрирующие процесс видообразования. (Стр.213-217).

49

Макроэволюция.

Рисунки учебника, диапозитив «Филогенетический ряд слонов». (Стр.217-220)

50

Основные закономерности эволюции.

Рисунки учебника. (Стр.220-225).

51

Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции».

Таблицы темы.

                ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ – 7 часов

52

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

(Стр.228-232).

53

Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна. Современное состояние проблемы.

Рисунки учебника. (Стр.232-238).

54

Основные этапы развития жизни на Земле.

Рисунки учебника. (Стр.238-243).

55

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое.

      Л.р. «Изучение палеонтологических доказательств эволюции». ИОТ.

(Стр.243-252).

56

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

(Стр.252-260).

57

Экскурсия.  В краеведческий музей.

                                       ЭКОЛОГИЯ – 5 часов

58

Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм.

Загрязнение окружающей среды в Тульской области.

(Стр. 264-267).

59

Общие закономерности влияния экологических факторов на организм.

(Стр.268-270).

60

Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования.

 На примере животных и растений Тульской области.

(Стр.270-276).

61

Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

(Стр.277-284).

62

Экскурсия. Среда жизни и ее обитатели.

                          БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК – 4 часа

63

Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. 

Экологические проблемы в Тульской области.

(Стр.288-293).

64

Антропогенное воздействие  на биосферу.

 Природоохранная деятельность в Тульской области.

(Стр.294-296).

65

Экскурсия. Антропогенное воздействие на природную среду.

66

Рациональное природопользование.

(Стр.297-299).

67

Обобщение по теме «Биосфера и человек».

68

Обобщение изученного материала за курс 9 класса.

69-70

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. (10 КЛАСС)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО  БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ДЛЯ ЗАОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕНИХ ШКОЛАХ...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...