Исследовательская работа "Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат обучающихся среднего звена школы
творческая работа учащихся по биологии (8 класс) по теме

Трушкина Ольга Александровна

 

Одним из многих факторов, оказывающих  влияние на здоровье подростка, является ношение неправильной обуви.  Человек, как известно, — единственное прямоходящее существо на Земле. И за свое прямохождение он порой вынужден платить слишком высокую цену.

По статистике, плоскостопию и другим заболеваниям опорно-двигательной системы подвержена большая доля населения. Данная исследовательская работа дает возможность показать связь между модными направлениями создателей обуви и здоровьем человека, а также выяснить какое количество детей среднего звена школы страдает заболеваниями опорно-двигательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issl._rab._vliyanie_obuvi.docx907.7 КБ

Предварительный просмотр:

Глава I. Опорно-двигательный аппарат. Влияние различных видов обуви на опорно-двигательную систему.

  1. Понятие об опорно-двигательном аппарате

Одним из важнейших свойств живого организма является передвижение в пространстве. Эту функцию у человека выполняет опорно-двигательный аппарат (ОДА), состоящий из двух частей: пассивной и активной. К первой относятся кости, соединяющиеся между собой различным образом, ко второй - мышцы. Кости скелета являются рычагами, приводимыми в движение мышцами. В результате этого части тела изменяют положение по отношению друг к другу и передвигают тело в пространстве. Кости и суставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мышц, но играют ведущую роль в осуществлении опорной функции. Определённая форма и строение костей придают им большую прочность, запас которой на сжатие, растяжение, сгибание значительно превышают нагрузки, возможные при повседневной работе опорно-двигательного аппарата. Большим запасом прочности обладают также связки и хрящи суставов.

1.1 Мышечная система

Мышцы человека делятся на три вида: гладкая мускулатура внутренних органов и сосудов, характеризующаяся медленными сокращениями и большой выносливостью; поперечнополосатая мускулатура сердца, работа которой не зависит от воли человека, и основная мышечная масса - поперечнополосатая скелетная мускулатура, находящаяся под волевым контролем и обеспечивающая человеку функцию передвижения. Выполняя свою работу, мышцы одновременно совершенствуют функции практически всех внутренних органов, в первую очередь сердечнососудистой и дыхательной систем.

Скелетные мышцы осуществляют как статическую деятельность, фиксируя тело в определённом положении, так и динамическую, обеспечивая перемещение тела в пространстве и отдельных его частей относительно друг друга. Оба вида мышечной деятельности тесно взаимодействуют, дополняя друг друга: статическая деятельность обеспечивает естественный фон для динамической. Как правило, положение сустава изменяется с помощью нескольких мышц разнонаправленного, в том числе противоположного, действия. Сложные движения сустава выполняются согласованным, одновременным или последовательным сокращением мышц ненаправленного действия. Согласованность (координация) особенно необходима для выполнения двигательных актов, в которых участвуют многие суставы (например, бег на лыжах, плавание).

1.2 Костная система

Кости являются твердой опорой мягких тканей тела и рычагами, перемещающимися силой сокращения мышц. Кости в целом теле образуют его скелет.

Снаружи кость покрыта надкостницей. Надкостницей не покрыты лишь суставные поверхности кости; их покрывает суставной хрящ. По форме различают длинные кости, короткие и плоские. Ряд костей имеет внутри полость, наполненную воздухом; такие кости называют воздухоносными, или пневматическими.

Некоторые кости конечностей напоминают по строению трубку и называются трубчатыми. На поверхности костей имеются различной величины и формы возвышения, углубления, площадки, отверстия: отростки, выступы, ости, гребни, бугры, бугорки, шероховатые линии и ряд других образований.

Кости делят на: кости туловища, кости головы, составляющие в совокупности череп, кости верхних конечностей и кости нижних конечностей.

Все виды соединений костей делят на две группы: непрерывные и прерывные.

Непрерывное соединение (фиброзное соединение) - это такой вид соединения, при котором кости как бы сращены между собой посредством того или иного вида соединительной ткани.

Прерывное соединение костей, сустав (синовиальное соединение) является подвижным сочленением двух или нескольких костей с наличием между ними щелевидной суставной полости.

2. История возникновения обуви

История обуви настолько стара, как и история развития человеческой расы. Приспосабливаясь к окружающей среде, человек проявлял все больше изобретательности. Однажды наступил момент, когда необходимым стало защитить ноги от морозного снега, раскаленного песка и острых камней.

Скорее всего, началось все с куска дерева, кожи или листа какого-нибудь растения, подобранного по размеру ног. Это оказалось хорошо. Нужно было только зафиксировать эту спасительную прослойку, чтобы она держалась на ноге.

Так обувь стали совершенствовать и усложнять ее конструкцию, и в процессе эволюции стали выделять четыре конструктивных типа обуви: сандалии, сабо; туфли; ботинки и полуботинки; сапоги и полу сапоги.

Вся обувь, которая производится сейчас, и делится по этим конструктивным критериям. Отличие ее лишь в материалах и технологиях.

Итак, сначала человек додумался до сандалий. Известно, что открытые сандалии появились в Египте и Риме на пару с Древней Грецией. Так жители этих стран защищали свои ноги от воздействия горячего песка. Изготавливали обувь тогда из папируса и пальмовых листьев, потом стали использовать ремешки и дальше все больше усовершенствовали сандалии для удобства ношения.

Кстати, обувь стали изготавливать как открытую, так и закрытую. А так как она была огромной роскошью для того времени, то многие "древние" люди продолжали ходить босиком. Обувь в основном носили воины, путешественники и пастухи - те, чьи ноги часто сталкивались с неровностями и трудностями пути больше других.

     Позже, древние греки стали делать обувь именно для правой и левой ноги. Хотя в Средние века об этом забыли, изготавливая симметричные изделия.

Если говорить о странах с более прохладным климатом, то именно в них появились прародители современных туфель. Их называли "поршни" и представляли они целостный кусок кожи, который был, согнут в носке и пятке, передняя часть и верхний край заготовки был стянут кожаным ремешком. Верх такой обуви стягивали тонким кожаным ремешком, как мешочек-кошелек. Однако складки при таком способе шитья получались очень грубыми и доставляли своему хозяину массу неудобств.

Их приходилось довольно долго носить, прежде чем они принимали более или менее удобную форму для стопы. К тому времени кожа уже становилась изношенной и протиралась.

Следующим шагом на пути к прогрессу стало снижение количества складок за счет кроя. Кусок кожи стали вырезать не по форме стопы с припусками, а прямоугольной формы. И как бы запаковывали стопу. Или складывали как конверт путем стягивания передних частей обуви ремешками.

Дальше появился шов в задней, пяточной части поршней. Потом кто-то придумал сделать такой же шов и в передней их части. Стало удобнее. А затем просветление в умах особо изобретательных показало, что обувь изнашивается неравномерно: сначала подошва, а верх остается целым.

Так появились первые сапожники, которые занимались ремонтом обуви. Они зашивали дырки на подошве кожаными ремешками, а позже стали ставить кожаные заплаты по следу обуви. Правда, спустя некоторое время, заплаты стали выкраивать по контуру следа обуви. Так появился прообраз подошвы.

Время шло, менялась мода, менялась и обувь. Эпоха барокко отметилась модой на ботфорты - тяжелые высокие кожаные сапоги с обязательными наборными каблуками. Высокие каблуки были нужны, чтобы при верховой езде нога лучше закреплялась в стремени. Стоит отметить, что кроме военных сапог, в моде были ещё и светские.

С конца XVII века, появляются обтягивающие ногу трикотажные чулки, а с ними приходит мода на башмаки. В 1680 году в моду вошли туфли на таком высоком и тонком каблуке, что дамы могли ходить на них, только опираясь на трость. Кавалеры не захотели отставать от слабого пола, и мода на каблуки стала повальной. Императорский двор издавал указы регламентировавший высоту каблуков по сословиям. Самые высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей. Тогда же появился знаменитый красный каблук, отличавший дворянство от прочих сословий.

С 1789 года началась французская революция, которой было суждено не только внести великое волнение в массы, но и лишить дам высоких каблуков почти на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эпохи напоминают современные балетные тапочки. Европу охватила идея “упрощения” образа жизни. Врачи, философы, высоколобые интеллектуалы открыто выступили против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках и, как ни странно, одержали победу. На парижских улицах появились дамы с короткой стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту такая мода не приглянулась. Мода дала задний ход, и в гардероб парижских красоток вернулись и “талия в корсете”, и громоздкие кринолины. А каблуки остались в изгнании. Все дело в том, что умение хорошо танцевать в то время считалось обязательным, а что может быть удобнее для танцев, чём шелковые туфли-тапочки на тонкой кожаной подошве?

Двадцатый век можно назвать веком триумфа обувщиков. Сколько за это время было придумано фасонов, моделей и вариаций. За всю предшествующую историю наши предки не придумывали столько. Натуральный каучук повысил водонепроницаемость подошв, и обувь стала более практичной. После второй мировой войны химики открыли капрон и полиэтилен. Сегодня новая модель обуви живет в среднем 9 недель. Не связанный по рукам техническими ограничениями, сапожник может творить все, что душе его угодно.

3. Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат обучающихся школы

Правильно подобрать обувь, задача не легкая. Обувь оказывает огромное влияние на формирование костной и мышечной ткани подростка. На сегодняшний день на российском рынке представлены три основные категории обуви.

Первая категория, обувь неправильная. К неправильной относиться обувь, не имеющая супинатора, либо с супинатором, представленным символически, также сюда относиться обувь, сделанная наподобие кроссовок. На первый взгляд такая обувь выглядит очень удобной, мягкой и очень привлекательной по цене. Но она может нанести вред формирующейся ступне, который позже будет сложно исправить. К неправильной обуви относятся шлепанцы, сланцы, тапочки, кеды то есть любая обувь, не имеющая супинатора и не фиксирующая голень. Вредной обувью является обувь на завышенном каблуке.

Вторая категория, обувь правильная или почти правильная. Вся правильная обувь, не зависимо от сезона, для которого она предназначена, имеет супинатор средних размеров, жесткий задник и изготовлена из кожи либо ткани. Правильная обувь охватывает ногу и фиксирует голеностопный сустав.

Третья категория-обувь ортопедическая. Эта обувь соответствует всем стандартам, она имеет большой супинатор. Но покупать ортопедическую обувь стоит только по рекомендации врача.

3.1. Высокий каблук

Как говорится, за все приходится платить. В случае обуви с высоким каблуком расплатой за увеличение привлекательности, элегантности и «блеска» женских ног и фигуры в целом являются: патологическое и патогенное изменение осанки с высоким риском появления боли в спине, хроническая венозная недостаточность, а также неблагоприятные изменения со стороны мышечных, связочных и суставных структур нижних конечностей (суставы стопы и ее «свод», голеностопные и коленные суставы). Рассмотрим более подробно влияние обуви с высоким каблуком на позвоночный столб и осанку.
         Перечень «набора вредностей» присущих ношению обуви с высоким каблуком выглядит следующим образом: смещение центра тяжести с повышением нагрузки на позвоночник и смежные с ним сегменты верхних и нижних конечностей; перегрузка одних и сниженная нагрузка других мышцы ног, в частности икроножных, вследствие их позного укорочения; плоскостопие (
это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций. Оно бывает врожденным и приобретенным). Искривление пальцев стоп, формирование натоптышей, мозолей на них; хроническая венозная недостаточность нижних конечностей.

                                     

Самым оптимальным является каблучок высотой от двух до пяти сантиметров. Врачи – ортопеды считают, что любой каблук выше пяти сантиметров является вредным для здоровья.

3.2. Сплошная подошва

           Какую обувь вы носите летом? Вьетнамки, шлепанцы, балетки,

 сланцы? Летом улицы переполнены девушками в обуви на сплошной подошве. Ортопеды считают эту обувь одной из самых вредных и эта обувь нас буквально убивает.
В чем проблема?

          В основном проблема состоит не в том, что  в сланцах и балетках нет каблука, а в том, что зачастую такая обувь не предполагает необходимых изгибов, чтобы поддерживать нашу стопу в правильной позиции. Стопа человека очень сложно устроенная конструкция, которая подразумевает сильный изгиб (арку) в ее средней части. Эта арка в середине стопы служит амортизатором, и  позволяет нам здорово смягчать при ходьбе вес нашего тела.  В обуви без каблука этой арки нет. Чем взрослее человек, тем сложнее ему сохранять этот изгиб. Под грузом лет наши связки растягиваются, мышцы слабеют и стопа уплощается, что само по себе несет возникновение болей, артрозов и еще целую кучу неприятностей. Во время ходьбы в обуви на плоской подошве при каждом шаге стопа уплощается и рано или поздно арка в такой обуви исчезнет  и у вас возникнет плоскостопие.

                               

           Есть еще одна неприятность, связанная со шлепанцами и вьетнамками. При ходьбе в шлепанцах задняя часть обуви все время хлопает по пятке. Идете вы вся такая красивая и нарядная во вьетнамках, а по пяткам вам «шлёп» да «шлёп». Бывает? Давайте посчитаем. Человек совершает около 60-ти шагов в минуту. Это 3600 ударов по пяткам в час при ходьбе во вьетнамках. Представьте теперь, что вас по какому-нибудь другому месту будут бить так.  Долго и настойчиво. Каково? Представили?  Сами по себе удары может и не сильные, но за счет того, что они совершаются в течение длительного времени эффект получается как при сильных ударах.

3.3. Обувь на платформе

На первый взгляд, обувь на платформе может быть замечательной альтернативой высокому каблуку. Но и здесь есть подводные камни.

В чем проблема?

В обуви на платформе происходит вся та же нагрузка на пальцы, а не на свод стопы. К тому же обувь на платформе часто бывает неустойчивой, создается повышенная нагрузка на мышцы. Наступая на неровность платформы, нога подворачивается. В определенных условиях связки могут буквально порваться.

Запомните!

Обувь на платформе может стать причиной разрыва связок голеностопного сустава. В зависимости от того, в какую сторону у вас повернется нога, порвется правая или левая связка.

Глава II. Практическая часть

По ходу выполнения работы, нами, был проведен опрос «Знаю ли я о вреде «неправильной» обуви». Опрос проходил среди обучающихся 7-8 классов (109 человек: мальчики и девочки) Уваровщинской школы Кирсановского района.

Результаты опроса показали 

Знают, что обувь может являться причиной заболеваний опорно-двигательной системы

Знают, какую обувь называют «неправильной»

Также, нами было проведено анкетирование среди девочек 7-8 классов (57 человек)  нашей школы «Разная обувь в моем гардеробе». 

Анкета состояла из нескольких вопросов, с вариантами ответов.

Результаты анкетирования показали

           

 Главное при выборе обуви

           Преобладание обуви в моем гардеробе

        

Среди обучающихся 8 классов также была проведена практическая работа на тему «Есть ли у вас плоскостопие?». 

В исследовании приняло участие 34 девочки и 59 мальчиков  из 8-ых классов. Главной задачей было проведение исследования по выявлению плоскостопия, возникающего из-за ношения неправильной обуви (высокий каблук, сплошная подошва). Нами были проведены измерения стопы и сравнение полученных данных с данными, соответствующими норме.

Диаграмма исследования стоп

73 %

Рекомендации

Если вы приобретаете обувь не для того, чтобы лишь вслепую гнаться за модой, но и здоровье при этом хотите сохранить, то соблюдайте при выборе обуви следующие правила.

1. Оптимально иметь несколько пар обуви – для дома, для улицы, для работы, для занятий спортом. Считается, что нужно попеременно носить не менее пяти пар обуви.

 2. Доказано, что в обуви на высоких каблуках без вреда для здоровья можно в день проходить не более 3-х км. И то это в том случае, когда колодка обуви очень удобна. Более долгое ношение обуви на высоких каблуках очень вредно для здоровья ног.

 3. На работе женщинам рекомендуется носить обувь на каблуках, но переобуваться при выходе на улицу в более практичный вариант. Конечно, людям, чей рабочий день проходит в основном «на ногах» (продавцы, парикмахеры и т.п.), обувь нужно подбирать наиболее внимательно.

 4. Ношение обуви на каблуках дома – это дополнительная лишняя нагрузка на ноги, лишение ног необходимого отдыха.

 5. При выборе обуви на каблуках, отдавайте предпочтение моделям с высотой каблука в 5-6 см, которые более устойчивы. Обувь с более высоким каблуком в 10-12 см не стоит носить каждый день. Если же надевать её время от времени – на торжества, вечеринки и т.д., то вреда здоровью от этого не будет.

 6. Если выбираете сабо, то наиболее удобной будет та модель, которая спереди максимально закрыта.

 7. Выбирая босоножки, проверьте, не съезжает ли в них ваша пятка.

8. Выбор и ношение чрезмерно свободной и широкой обуви, как и слишком узкой, приносит здоровью вред – ноги будут сильно отекать и уставать, может произойти нарушение осанки. А тесная и узкая обувь, как и одежда, часто провоцирует развитие целлюлита. Выбирайте обувь, точно соответствующую размеру стопы.

 9. Выбирать желательно те модели обуви, которые выполнены из натуральных материалов (кожаные, замшевые). Обувь должна быть водонепроницаемой и водоотталкивающей, в идеале иметь твердый задник и носок. Ношенную обувь, которую предлагают на рынках и в магазинах «секонд хенд», покупать не следует.

 10. Примеряя новую пару обуви, обязательно встаньте и пройдитесь – длина стопы у сидящего человека уменьшается на 0,5-1 см.

 11. Выбор спортивной обуви более легок – вся спортивная обувь, поступающая в специализированные магазины спорттоваров, опасности для здоровья не представляет, так как разработана с учетом анатомических особенностей стопы. Важно лишь правильно подобрать обувь для конкретных занятий. Например, для занятия теннисом необходима обувь, дающая возможность быстро поворачиваться, а для бега нужны кроссовки, которые приспособлены к толчкам, и т.д.

 12. Обувь для маленьких детей нужно выбирать наиболее тщательно. Ступни в этом возрасте только формируются, и правильно подобранная обувь поможет в дальнейшем избежать множества проблем. Важно, чтобы задник детской обуви был нескольким и прочным, подъем – гибким, а стелька сделана их упругого материала. Для детей, которые часто растягивают связки, нужно покупать обувь, застегиваемую на щиколотках. Между носком обуви и пальцами должно оставаться свободное пространство в 1 см.

 13. Маленькие дети, только начинающие ходить, в обуви не нуждаются – учиться ходить они могут и в носках или босиком. Это очень полезно для нормального формирования ступней. Приобретать им обувь нужно лишь тогда, когда начнутся их самостоятельные прогулки ножками по улице.

 14. В случае, когда одна нога у человека больше другой, покупать следует обувь большего размера.

При соблюдении этих правил выбора обуви, можно избежать появления таких недостатков на ногах, как появление мозолей, «звездочек», искривление пальцев. Также правильный выбор обуви предотвращает развитие таких заболеваний, как вывихи и растяжения, остеоартрит коленей, тромбофлебит, грибковые заболевания и др.

Заключение

          Проделав исследовательскую работу, я выполнила поставленные перед собой задачи. Проследила историю появления обуви. Изучила влияние различных видов обуви на опорно-двигательную систему обучающихся среднего звена Уваровщинской школы.  Провела опрос «Знаю ли я о вреде «неправильной» обуви»; анкетирование «Разная обувь в моем гардеробе»; практическую работу на тему «Есть ли у вас плоскостопие?»;  и сделала вывод, что большинство мальчиков не знают о том, что обувь может стать причиной возникновения заболеваний опорно- двигательной системы, а девочки уже в раннем возрасте стремятся носить обувь на высоком каблуке, что уродует не только ноги, но и может вызвать искривление позвоночника, изменение формы таза, смещение внутренних органов.

Статистика проведенных нами исследований говорит о том, что у 27% опрошенных нами девочек есть отклонения от нормы из-за неправильного выбора обуви по медицинским требованиям. Мы убедились в правильности выдвинутой нами гипотезы: «Неправильно подобранная обувь - причина заболеваний опорно-двигательной системы».

Мы считаем – что если потратить минуту на здоровье сегодня, и задуматься над тем правильную ли обувь мы носим, то эта минута обернется часами радости, счастья и  поможет полноценно развиваться.

Список литературы

  1. Большая книга эксперимента для школьников – М,: Росмен, 2001
  2. Большая советская энциклопедия 18 том.
  3. Корнилов Н.В. Ортопедия. – СПб.: Гиппократ, 2001.
  4. Популярная медицинская энциклопедия.
  5. Травматология и ортопедия: Руководство для врачей под ред. Шапошникова Ю.Г.1997. Москва, Медицина.
  6. Электронный учебник по биологии. Человек. Опорно-двигательная система»
  7. ru.wikipedia.org/.../Опорно-двигательная_система
  8. www.rusmedserver.ru/med/.../1.html
  9. http://www.proskolioz.info
  10. Обувь - Полезные статьи - О детях и родителях enfan.vov.ru›publik_obuv.php
  11. woman.mobus.com›moda/obuv/3204.html
  12. duale.ru›История развития обуви
  13. obuv-it.ru›index.php/home/10-istoriya-obuvi

Приложение

  1. Анкета «Разная обувь в моем гардеробе»

Какой обуви в Вашем гардеробе больше:

  1. В моем гардеробе больше обуви на каблуке (2-12 см.)

а) да больше

б) нет меньше

2. В моем гардеробе больше обуви на платформе

а) да больше

б) нет меньше

3. в моем гардеробе больше обуви на сплошной подошве

а) да больше

б) нет меньше

  1. Опрос «Знаю ли я о вреде неправильной обуви»
  1. Как вы  считаете, обувь может стать причиной заболеваний опорно-двигательной системы?

а) да может

в) нет, не может

2. Знаете ли вы, какую обувь называют «неправильной»

А) да знаю

В) нет, не знаю

  1. Практическая работа «Есть ли у вас плоскостопие?»

 Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки – линия АК. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и MD от точек А и М. Найдите точку пересечения MD со следом и обозначьте её буквой С. Затем CD разделите на АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то всё в порядке. У многих людей отрезок CD равен нулю, это в пределах нормы.

Плантограммы.

а- нормальная; б- продольное плоскостопие первой степени; в- второй степени; г- третей степени; д- комбинированное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена посредством применения специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе.

Итоги экспериментально-опытной работы: Совершенствование скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена посредством применения специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе....

Сценарий Новогоднего представления для старшеклассников или для обучающихся среднего звена

Конечно, много предварительной подготовки (поиск смешных роликов в Инете, съемки, репетиции танца, повторяющего клип "Что сказала лиса"), но конечный продукт того стоит!...

Клуб ОФП для обучающихся среднего звена

Клуб общей физической подготовки. Его роль в развитии личности учащегося в соответствии с Федеральным законом об образовании...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ)

Структура воспитательной программы: 1.                Пояснительная записка.2....

Адаптация обучающихся 5 классов в среднем звене школы.

Данный материал можно использовать при составлении презентации на медико-психолого-педагогический консилиум....

Программа сопровождения обучающихся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене школы

Предлагаемая программа поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, направлены на снижение школьной тревожности, формирование адекватной сам...