"Классификация покрытосеменных растений"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Фёдорова Екатерина Николаевна

Предоставлен конспект, анализ и презентация урока в 6 классе, который проводится в форме игры-состязания между тремя командами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikaciya_rasteniy.doc94.5 КБ
Office presentation icon klassifikaciya_pokrytosemennyh.ppt616 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока для 6-го класса по теме: «Классификация растений»

Тема: Классификация растений.

Цель: обобщить знания о классификации растений

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить знания о классификации растений;
  2. Закрепить знания о многообразии растительного мира покрытосеменных растений, характерных признаках классов и семейств.

Развивающие:

  1. Развить умения и навыки работать по группам;
  2. Оказывать воздействие на учащихся, расширяя их кругозор, развивая мышление и творческую активность.

Воспитательные:

  1. Научить применять полученные знания о классификации растений по определению типичных представителей таксонов.

Тип урока:

  1. По содержанию – систематический;
  2. По дидактической цели – урок обобщения и систематизации знаний;
  3. По положению в теме – обобщающий.

Форма проведения: игра-состязание

Методы:

 Словесные: беседа

 Наглядные: демонстрация таблиц.

 Практические: работа с раздаточным материалом

Средства:

Знаковые: таблицы: «Семейство Крестоцветные», «Семейство Розоцветные», «Семейство Пасленовые», «Семейство Бобовые», «Семейство Сложноцветные», «Семейство Лилейные», «Семейство Злаки», карточки с заданиями,

Технические: компьютер, слайды. 

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Игра – состязание
  3. Подведение итога игры

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Учитель входит в класс и обращается к ученикам: Здравствуйте, ребята! На прошлых уроках мы с вами познакомились с основными семействами классов покрытосеменных растений. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы закрепить полученные знания о классификации растений и пройдет наш урок необычно, а в форме игры-состязания. Попрошу вас сесть по группам, а командирам представить членов своих команд и визитку.

II.ИГРА-СОСТЯЗАНИЕ 


Конкурс 1. «Найди ошибку»

Итак, наш первый конкурс называется «Найди ошибку». Раскройте конверт №1, достаньте карточки с систематическим положением растений, они содержат ошибки, найдите эти ошибки и исправьте их, время ограничено – 1 минута. За каждую найденную ошибку вам присуждается 1 балл.

  1. Царство: Растения

Тип: Покрытосеменные

Класс: Однодольные

Род: Шиповник

Семейство: Розоцветные

Вид: Шиповник коричный

  1. Царство: Растения

     Тип: Голосеменные

Класс: Однодольные

Семейство: Лилейные

Вид: Тюльпан лесной

Род: Тюльпан


  1. Царство: Растения

     Тип: Покрытосеменные

Класс: Двудольные

Семейство: Злаковые

Вид: Капуста дикая

Род: Капуста

Учитель проверяет карточки с ответами, называет ошибки каждой команды, подводит итог первого конкурса.

Следующий конкурс называется : «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса одно- и двудольных?». 

Появляется слайд:

Конкурс 2

  1. сетчатое
  2. мочковатая
  3. крестоцветные, розоцветные, пасленовые
  4. одна семядоля
  5. злаковые, лилейные
  6. две семядоли
  7. параллельное или дуговое
  8. стержневая
  9. простой
  10. двойной
  11. камбий

Учитель: откройте конверт №2 и достаньте карточки с номерами. В моем тексте пропущены некоторые слова, ваша задача найти нужное слово или слова из списка, который вы видите на экране, и поднять карточку с номером который принадлежит этому слову. За каждый правильный ответ ваша команда получает по 1 баллу.

Учитель зачитывает текст:

«У растений класса однодольных корневая система …, а у  двудольных- … У  двудольных зародыш семени имеет … , а у однодольных -… У растений класса однодольных жилкование листьев …, а у класса двудольных - … У двудольных околоцветник цветка - … , а у однодольных - … У растений принадлежащих к классу двудольных в стебле имеется …, а у однодольных его нет. Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся …, к классу однодольных - …».

Учитель проводит беседу с учащимися, фронтально определяя правильные ответы и произносит количество баллов набранных каждой командой за 2 конкурс.

Конкурс 3. «Пятый лишний»

Откройте конверт №3 и достаньте гербарий. Ваша задача состоит в том, чтобы найти в каждом гербарии лишнее растение, не принадлежащее к  данному семейству и указать к какому же семейству действительно относится «пятый лишний». На выполнение этого задания я вам даю 1,5 минуты. За каждый правильный ответ вы получаете по 2 балла.

Команды приветствуют друг друга. Представляют свои визитки: название команды, эмблему и девиз.


















Учащиеся работают над заданием. По истечении времени сдают учителю карточки с ответами.


  1. Царство: Растения

Тип: Покрытосеменные

Класс: Двудольные

          Семейство: Розоцветные

Род: Шиповник

Вид: Шиповник коричный

  1. Царство: Растения

     Тип: Покрытосеменные

Класс: Однодольные

Семейство: Лилейные

Род: Тюльпан

Вид: Тюльпан лесной


  1. Царство: Растения

     Тип: Покрытосеменные

Класс: Двудольные

Семейство: Крестоцветные

Род: Капуста

Вид: Капуста дикая



Учащиеся внимательно слушают учителя и принимают участие в обсуждении правильности ответов.



















Учащиеся достают карточки из конверта и изучают список слов на экране.



Поднимают карточки с номерами: 2, 8, 6, 4, 7, 1, 10, 9, 11, 3, 5.



















Учащиеся принимают участие в беседе по признакам одно- и двудольных растений.









Учащиеся приступают к выполнению задания. По истечении времени каждый командир трех команд оглашает ответ своей команды и вместе с учителем и остальными ребятами оценивает правильность ответа.


1 команда

  1. Сем. «Бобовые»                         
  1. Клевер луговой
  2. Горох посевной
  3. Земляника лесная (розоцветные)
  4. Акация желтая
  5. Фасоль обыкновенная
  1. Сем. «Крестоцветные»                
  1. Пастушья сумка
  2. Редька дикая
  3. Пшеница (злаковые)
  4. Ярутка полевая
  5. Кольраби

   

2 команда


  1. Сем. «Сложноцветные»        
  1. Одуванчик лекарственный
  2. Нивяник обыкновенный
  3. Василек синий
  4. Бодяк полевой
  5. Тимофеевка луговая (злаковые)
  1. Сем. «Розоцветные»                
  1. Рябина обыкновенная
  2. Земляника лесная
  3. Шиповник коричный
  4. Черемуха обыкновенная
  5. Одуванчик лекарственный (сложноцветные)

3 команда

  1. Сем. «Злаковые»                                                                                                                        Пшеница мягкая
  1. Пырей ползучий
  2. Мятлик однолетний
  3. Кукуруза
  4. Лилия кудреватая (лилейные)
  1. Сем. «Лилейные»        
  1. Тюльпан лесной
  2. Черемша
  3. Лилия кудреватая
  4. Лук батун
  5. Василек синий (сложноцветные)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Конкурс 4. «Кто больше?»

Учитель объясняет условия конкурса №4: «По одному ученику из каждой команды становятся в круг. Я объявляю название семейства. Ребята, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы играть!

Ну-ка, думай, вспоминай!

И растенья называй!

Затем останавливаются и называют растения предложенного семейства. Кто промолчит более 3 с или допустит ошибку, выбывает из игры. Играете до тех пор, пока не останется один участник. Его группе присуждается победные 5 баллов. Повторять названия растений нельзя»

Конкурс 5. «Зеленая аптечка»

Ребята вы все прекрасно знаете, что многие растения обладают лекарственными свойствами. Сейчас мы узнаем, какая команда лучше знает при каких заболеваниях следует применять следующие растения.

Учитель произносит растения и выслушивает советы учеников по лечению этим растением. За каждый правильный ответ присуждает по 2 балла команде.

  1. Редька черная
  2. Малина
  3. Картофель)
  4. Пырей ползучий
  5. Лук, чеснок
  6. Ромашка
  7. Одуванчик  


Конкурс 6. «Узнай по  формулам цветков семейство»

Откройте конверт №4 и достаньте карточку, на которой находятся формулы цветков, определите семейства растений, которые имеют такие формулы цветков. На это задание вам отводится 1 минута.

1) *Ч4Л4Т4+2П1

(5)Л(5)Т5П1

     2)↑О2+2Т3П1

0Л(5)Т(5)П1

             3)*Ч5Л5ТП

↑Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1


На экран выводятся формулы цветков.


Учитель произносит количество баллов, которое получила каждая команда за этот конкурс.

Конкурс 7. «Викторина»

Учитель зачитывает поочередно по одному вопросу каждой команде, если команда не отвечает, право ответа передается следующей команде. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Команды выбирают одного игрока, который будет участвовать в этом конкурсе. Игроки образуют круг и по команде учителя начинают игру.


















Учащиеся, отвечают при каких заболеваниях нужно применять данные виды растений:









(с медом – хорошее средство от кашля)

(жаропонижающее средство при простудных заболеваниях)

(хорошо согревает верхние дыхательные пути

(потогонное и отхаркивающее средство)

(убивают бактерии)


(потогонное, антисептическое и вяжущее средство).

(Отвар из его корней возбуждает аппетит, желчегонное и слабительное средство)




Учащиеся выполняют задание и сдают карточки учителю.

На экран выводятся формулы цветков. Учащиеся вместе с учителем определяют семейства растений, которым принадлежат данные формулы.

1) Крестоцветные

    Пасленовые



2) Злаковые

    Лилейные



3) Розоцветные

    Бобовые










Отвечают на вопросы учителя.

Вопросы:

  1. По какому признаку пастушью сумку можно отличить от других растений семейства крестоцветных? (плод стручочек)
  2. У растений, какого семейства лепестки венчика обозначают части кораблика? (горох)
  3. Что находится на корнях растений принадлежащих к семейству бобовых? (клубеньки с азотофиксирующими бактериями)
  4. К какому растению подходит название «земляной орех»? (арахису)
  5. Назовите родину картофеля? (Америка)
  6. В каком растении, принадлежащем семейству «Пасленовых» содержится яд-никотин? (табак душистый)
  7. Какое слово одновременно обозначает название растения и необычное состояние человека? (дурман)
  8. Какое слово одновременно обозначает название птицы и название декоративного растения семейства лилейных? (рябчик)
  9. Из какого злака варят пшенную кашу? (пшено)
  10. Из какого злака варят геркулесовую кашу? (овес)
  11. Какой цветок означает женское имя из изученных семейств? (лилия)
  12. Как называется плод у картофеля? (ягода)
  13. Назовите соцветие лука? (зонтик)
  14. Назовите плод у перца? (ягода)
  15. Назовите плод баклажана? (ягода)
  16. Какие цветки в соцветии у одуванчика? (язычковые)
  17. Какие цветки в соцветии у василька синего? (воронковидный)
  18. Переведите с латыни на русский Bella donna (прекрасная дама)

Заключительный конкурс – капитанов.

В последнем заключительном конкурсе участвуют только капитаны. Команда не имеет право помогать своему капитану.

Расшифруйте названия растений и исключите лишнее. За каждое расшифрованное растение капитан получает 2 балла плюс 3 балла за правильно названное  лишнее растение. Капитанам выдаются карточки с заданием.

1 команда      2 команда     3 команда

а) ацчвеиче;  а) жипам;      а) нселап;

б) схараи;      б) кдбяо;       б) црепе;

в) льсафо;     в) клевсиа;    в) яцакаи;

г) книндо;  г) ргохо;         г) клажабна;

д) кшпиниво. д) нвиняки.   д) рмдуна.




Задания каждого капитана выводятся на экран, и проверяется правильность ответов.

Учитель объявляет количество баллов набранных каждым участником.

III. Подведение итога. Учитель произносит суммированный балл за все конкурсы. Выявляется победитель.

Капитаны выступают перед классом.


Правильные ответы:


а) ацчвеиче;         а)чечевица

б) схараи;                 б) арахис

в) льсафо;                 в) фасоль

г) книндо;                 г) донник

д) кшпиниво.         д) шиповник.


а) жипам;                 а) пижма

б) кдбяо;                 б) бодяк

в) клевсиа;                 в) василек

г) ргохо;                 г) горох

д) нвиняки.                д) нивяник.


а) нселап;                 а) паслен

б) црепе;                 б) перец

в) яцакаи;                 в) акация

г) клажабна;         г) баклажан

          д) рмдуна.                  д) дурман







Учащиеся делятся впечатлениями и поздравляют победителей.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. 6 класс

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.с. 201.- Что вы узнаете при изучении данной главы?- Чему вы научитесь?- Какие царства органического мира вы зн...

Тесты "Покрытосеменные растения. Семейства покрытосеменных"

Тестовый контроль знаний по теме "Многообразие покрытосеменных растений"...

Инструктивная карта к урокам "Размножение покрытосеменных растений", "Классификация покрытосеменных растений".

Для организации работы по освоению новых знаний по инструктивным картам....

Классификация покрытосеменных растений

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками семейств.Задачи:Образовательные: познакомить учащихся с отличительными признаками,  многообразием  и значением растений семейства Розоцве...