разработка урока по теме "Множественные аллели"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Подгородниченко Галина Васильевна

Урок позволяет расширить и углубить знания учащихся о закономерностях наследования признаков в случаях множественного аллелизма, сформировать знания о кодоминировании, сверхдоминировании, неполном доминировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnozhestvennye_alleli_-urok_47.docx442.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   урока №47

Класс: 10

Учитель: Подгородниченко Г.В

Тема: «МНОЖЕСТВЕННЫЕ  АЛЛЕЛИ»                                                          слайд №1

Цель:                                                                                                                                        

Создание условий для формирования у учащихся знаний о закономерностях наследования признаков в случаях множественного аллелизма.

Задачи:

Предметные:

-формирование понятий «множественный аллелизм», «кодоминирование», «неполное доминирование», «генотип», «фенотип»;

-познакомить с сущностью явления  множественного аллелизма;

-сформирование представление о неполном доминировании, сверхдоминировании;

 -научить выделять существенные признаки понятий «генотип» и «фенотип», «аллельные гены».

Развивающие:

-развивать навыки сравнения, сопоставления и обобщения при изучении различных видов доминирования;

-развивать умение работы с учебником, таблицами, карточками;

-формировать навыки работы с ПК;

-устанавливать причинно – следственные связи.

Личностно-ориентированные (воспитательные):

-способствовать воспитанию культуры речи;

-помочь учащимся выявить теоретически свою группу крови на основе знаний о  группах крови родителей;

-уважение к другим точкам зрения;

-способствовать выбору будущей профессии (медицинский работник, фитодизайнер).

Формы организации:

-эвристическая беседа, работа по карточкам, интерактивной доской, ПК.

Основные понятия: множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, фенотип, генотип.

Средства обучения: таблицы, схемы, иллюстрирующие проявление наследования множественных аллелей.

Ход урока

I.Организационный момент. Настрой на урок.

II. Актуализация  знаний учащихся. 

        А. Проверка знаний о моногибридном скрещивании, первом и втором законах Менделя, законе чистоты гамет и цитологических основах генетических законов в процессе фронтальной беседы.

           Б. Письменная работа по карточкам  /индивидуально/

Карточка 1                                                                                                                              слайд №2

1.Решите задачу.

Один из видов врожденной глухоты вызывается рецессивным геном. В семье, где оба родителя нормально слышат, родился глухой ребенок. Определите генотипы родителей и потомства и вероятность рождения в данной семье второго глухого ребенка.

2.Дайте определения следующим понятиям:

а) гетерозигота;

б) моногибридное скрещивание.

Карточка 2

1.Решите задачу.

При скрещивании двух томатов с гладкими плодами получили 311 гладкоплодных гибрида и 103 гибрида с опушенными плодами. Определите генотипы родителей и потомства.

2.Дайте определения понятиям:

а) гомозигота;    б) гомологичные хромосомы.

Карточка 3

1.Решите задачу.

Скрещивание двух морских свинок, отличающихся вихрастой шерстью, дало 18 вихрастых и 5 гладкошерстных потомков. Какая часть вихрастых потомков гомозиготна?

2.Дайте определения понятиям:

а) доминантный признак;

б) гибриды.

III.Изучение нового материала                                                                                          слайд №3

1.Вводная беседа о сущности множественного аллелизма, основой которого является многовариантное состояние каких-либо генов.

Ген - участок ДНК, хранящий информацию о первичной структуре одного белка. Ген - единица наследственности.

Аллельные гены - гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом (локусах).

Аллель - один из нескольких альтернативных генов, находящихся в определенном участке (локусе) хромосом.

Множественный аллелизм – это такое явление, когда в результате мутации возникли не два, а три или более состояний какого – либо гена.

2.Изучение учащимися информации о кодоминировании — определении развития какого-либо признака при совместном взаимодействии аллельных генов по учебнику (с. 146).  Теоретическое выявление  своей группы крови,  на основе знаний о  группах крови родителей.   слайд №4

        Группа крови у человека определяется геном, который может быть представлен тремя аллелями – 0,А,В.  При этом А и В – доминантные аллели, а 0 – рецессивное. Таким образом, человек может наследовать эти аллели в следующих комбинациях:

00 – первая группа крови

АА и А0 – вторая группа крови

ВВ и В0 – третья группа крови

АВ (когда два доминантных гена определяют признак вместе, не подавляя друг друга) – IV гр.

3.Беседа о проявлении неполного доминирования (промежуточного наследования признаков) в тех случаях, когда один аллельный ген не до конца подавляет действие второго.

 При этом возникают промежуточные признаки, и признак у гомозиготной по доминантному гену особи будет не таким, как у гетерозиготной особи. Это явление получило название неполного доминирования.                          слайд №5

При скрещивании растения ночной красавицы с генотипом цветков АА красного цвета с растением имеющим белые цветки аа все растения – гибриды первого поколения будут иметь розовые цветки.

При скрещивании двух особей из первого поколения происходит расщепление во втором поколении в соотношении 1:2:1

При промежуточном наследовании доминантный признак проявляется только в гомозиготном состоянии.

       

 Сравнение неполного и полного доминирования

 - При неполном доминировании расщепление 1:2:1 по генотипу и по фенотипу, при полном    доминировании - по генотипу 1:2:1, по фенотипу -3:1.

- При неполном доминировании наблюдается 3 фенотипических класса, а при полном доминировании - 2.

- При промежуточном наследовании доминантный признак проявляется только в гомозиготном состоянии, а при полном доминировании доминантный ген подавляет рецессивный.

Явление неполного доминирования встречается часто, например – при наследовании цвета шерсти крупного рогатого скота, строение перьев птиц.                       слайд №6

Встречается это явление и  у человека при наследовании заболевания  брахидактилии  (укорочение фаланг пальцев). У здорового человека имеется два доминантных гена ВВ, и развитие скелета происходит нормально. Ген В – не полностью подавляет действие гена в, и гетерозигот вследствие этого развивается заболевание.

Впервые различать наследование с полным и неполным доминированием предложил Карл Эрих Корренс.

Сообщение учащегося о жизнедеятельности ученого                                                    слайд №7

КОРРЕНС (Correns) Карл Эрих (19.09.1864, Мюнхен, - 14.02.1933, Берлин),

немецкий ботаник.

         По окончании Мюнхенского университета получил (1889 г.) степень доктора; с 1897 г. профессор Тюбингенского, в 1903-1907 гг. Лейпцигского, в 1909-1914 гг. Мюнстерского университетов. В 1914-1933 гг. директор института биологии в Берлине. Корренс вторично открыл и подтвердил (1900 г., одновременно с Х. Де Фризом и Э. Чермаком) законы наследственности, установленные Г. Менделем. Труды Корренса посвящены дальнейшему изучению явлений наследственности у растений. Корренс предвосхитил понимание закономерностей сцепления и обмена наследственных факторов в хромосомах (1902 г.) и менделевского наследования пола у растений.

Карл Корренс родился в Мюнхене 19 сентября 1864 года.  Его отец был художником. Потеряв обоих родителей в раннем возрасте, Корренс был воспитан своей тётей; в начальной школе учился в Санкт-Галлен  в Швейцарии.

С 1885 по 1888 год он изучал ботанику в Граце  Берлине и в Лейпциге.  В 1885 году Корренс поступил в Мюнхенский университет. Карл Вильгельм фон Негели  преподавал Карлу Корренсу ботанику; зная, что у Корренса нет родителей, он старался помочь ему в учёбе. Негели был тем, кто привил ему интерес к изучению признаков наследственности у растений; он также оказывал Корренсу помощь в написании диссертации.  В 1892  году Карл Корренс женился на Элизабет, внучатой племяннице Карла Вильгельма фон Негели. Два сына Корренса также были видными учёными: минералог Вильгельм Карл Корренс (1893—1980) и химик Эрих Корренс (1896—1981).

По окончании Мюнхенского университета, после завершения диссертации, Карл Корренс получил в 1889 году  степень доктора  и стал преподавателем в университете Тюбингена. С 1897 года он был профессором Тюбингенского университета. В 1899 году  Карл Корренс стал профессором ботаники в университете Тюбингена. Он был также почётным профессором Берлинского университета. Карл Корренс был членом немецкого общества естествоиспытателей.

Основная заслуга Корренса заключается во вторичном открытии и подтверждении (одновременно с голландцем Хуго де Фризом и австралийцем Эриком Чермаком) законов наследственности, установленных Грегором Менделем. Первые результаты исследований Корренса о явлении наследственности у растений были опубликованы в 1900 году. Труды Карла Корренса посвящены дальнейшему изучению явлений наследственности у растений: определению пола, пестролистности и плазматической наследственности. Корренс привёл первые доказательства плазматической наследственности. В основе этой наследственности лежит то, что хлоропласты (органоиды, осуществляющие фотосинтез), наследуются исключительно по материнской линии. В 1908 году Карл впервые описал ген, входящий в состав внеядерного генома. Корренс предвосхитил понимание закономерностей сцепления и обмена наследственных факторов в хромосомах (1902) и менделевского наследования пола у растений.

Карл Корренс умер в Берлине 14 февраля 1933 года.  В его честь был открыт треугольный парк в непосредственной близости от Института Кайзера. Многие работы Корренса так и остались неопубликованными и были уничтожены в результате бомбардировки Берлина в 1945 году.

Решение задачи для закрепления (задание на интерактивной доске)                              слайд №8

Задача. 

При скрещивании красноплодной земляники между собой всегда получаются красные ягоды, а при скрещивании белоплодной - белые. В результате скрещивания этих сортов между собой получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при скрещивании растений с розовыми плодами между собой? Составьте схему решения задачи. Какой генетический закон проявляется на этом примере?

Решение.                                                                                                                                   слайд №9

Здесь имеет место промежуточный характер наследования, значит, речь идет о неполном доминировании

А А - красные плоды.

аа - белые плоды.

Аа - розовые плоды.

Р:  ?Аа  х  ? Аа          /добавить самостоятельно знак мужской и женский организм,                    объяснить символику генетическую /

G: А, а А, а

F1: АА,  Аа,   Аа,    аа

                красн  роз   роз  бел

По генотипу: 1:2:1.

По фенотипу: 1:2:1

4.Определение проявления сверхдоминирования, обусловленного взаимодействием двух аллельных генов. При этой форме явления доминирования доминантный признак сильнее проявляется у гетерозигот (Аа), чем у доминантных гомозигот (АА). Например были выведены сорта томатов с набором аллельных генов Аа который определяет их более высокую урожайность по  сравнению с особями, имеющими набор АА.

 Любой признак, каким бы простым он не казался, определяется множеством физиологических и биохимических процессов, каждый из которых зависит от действия ферментов. Любой организм имеет громадное количество признаков, причем это не только внешние,  но и признаки биохимические (строение молекул, активность ферментов, концентрация веществ в тканях и т.д.).

Совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма – называют фенотипом.   Совокупность всех генов организма называют генотипом.                     слайд №10

        Фенотипические признаки, определяемые различными генами в различных условиях существования проявляются по-разному.

IV. Проверка понимания новой темы.

- что нового узнали на этом уроке?

- в чем отличие фенотипа от генотипа?

- какие виды доминирования вам известны?

V. Итог урока.

Решение задач  по карточкам проверяют сильные ученики и характеризуют выполненную работу.  Учитель корректирует и направляет их ответы. Выставляются оценки ученикам принявшим участие в ходе урока.  Активность на уроке  определяется с учетом мнения учащихся.

VI. Домашнее задание                                                                                                         слайд №11

изучить § 40, ответить на вопросы на с. 149. Решить задачу для закрепления знаний о неполном доминировании, подготовить сообщение по теме «Генофонд вида».

Задача. При скрещивании томата с красными плодами с томатом с желтыми плодами получились гибриды. При этом томатов с желтыми плодами оказалось 50%. Определите генотипы родительских форм и потомков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...