Разработка урока "Биотические факторы" 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

В разработке представлены технологичская карта урока, презентация.

 

Урок разработан в технологии проектного обучения, предполагает использование деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc62 КБ
Office presentation icon biotichesie_faktory.ppt217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме

«Экологические факторы: биотические»

(5 класс)

Цель: сформировать представление о биотических экологических факторах, разных формах взаимодействия между организмами: отрицательными, положительными, актуализировать знания по теме абиотические экологические факторы

Планируемые результаты:

Предметные: Знание различных форм взаимоотношений между живыми организмами в природе. Умение приводить примеры форм взаимоотношений организмов. Знание правил поведения в природе и мер по ее охране

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и взаимооценки.  Постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоили, и то, что еще нужно изучить

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Личностные: Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами природе. Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека. Принятие правил поведения в природе

Технология проектного обучения



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Постановка учебной задачи

1 этап подготовительный (мотивация)

Здравствуйте, ребята!

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Тест по теме «Абиотические факторы» (5 мин), взаимопроверка

Дети отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы одноклассников

Умения слушать и слышать одноклассников

Дети выполняют тест, взаимопроверка

Сличение по заданному эталону

Итак, мы с вами познакомились с абиотическими факторами

Как вы думаете, что сегодня нам предстоит изучить? Чего еще мы не знаем об экологических факторах? Сформулируйте тему урока

Давайте, поставим цель урока

 формулируют цель урока

Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения

Дети определяют тему и цели урока на основе того, что им уже известно и что еще нужно изучить по теме «Экологические факторы»

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и то, что еще неизвестно

Самые далекие вещи в природе соединены тысячами тончайших, но очень крепких нитей – экологическими связями. И чтобы разумно воздействовать на природу, нужно как следует изучить и понять взаимодействие этих связей, иначе можно навредить всему живому.

Сегодня у нас с вами урок необычный. Мы с вами отправимся в хвойный лес

(фото леса, музыка)

Учебные действия

2 этап Информационный (планирование)

Вы должны будете работая в группах заселить лес разными животными и растениями, но не просто заселить но и доказать что в лесу есть биотические и антропогенные факторы. Но чтобы вам это было просто сделать составим план:

Дети совместно с учителем составляют план работы над проектом, определяют функцию каждого в группе для работы над проектом

Умения слушать и слышать одноклассников, определение функций каждого ученика в группе,

Дети совместно с учителем составляют план работы над проектом

Составление плана и последовательности действий

3 этап Деятельностный

А. сбор материала

Сначала необходимо определиться с понятиями «биотические факторы», «антропогенные факторы»

Работа с учебником и словарем по определению понятий биотические факторы, антропогенные факторы

Общеучебные : поиск и выделение информации, преобразовывать ее из одной формы в другую

Обсуждают друг с другом понятия

Умения слушать и слышать одноклассников

, аргументировать свою точку зрения

Определение различных форм взаимоотношения между животными:

- положительные (симбиоз), отрицательные (хищничество, конкуренция, паразитизм)

Дети работая с текстом и рисунками учебника определяют различные формы взаимоотношения между животными в лесу

Общеучебные : поиск и выделение информации, преобразовывать ее из одной формы в другую,

Обсуждают друг с другом понятия

Умения слушать и слышать одноклассников

, аргументировать свою точку зрения

Б. оформление результатов

Отразите связи, которые вы изучили на примере вашего леса

Отображают разные формы взаимоотношений на примере хвойного леса

Общеучебные: моделирование

Логические:

установление причинно-следственных связей

Обсуждают друг с другом действия

Умения слушать и слышать одноклассников

, аргументировать свою точку зрения

4 этап Презентационный (презентация продукта)

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Группы по очереди представляют свои проекты. Остальные слушают и задают вопросы

Умение слушать одноклассников, умения формулировать и задавать вопросы, овладение навыками публичного выступления

Оценивают выступления групп

Взаимооценка и самооценка

Самоконтроль и самооценка

5 этап Рефлексия

Оцените работу каждого в группе, выскажите свое мнение

Обсуждают в группах и публично подводят итог работы

Умение аргументировать свою точку зрения, выражать свои мысли

Оценивают свою работу на уроке, работу других членов группы.

Развитие навыков самооценки, взаимооценки

Теперь давайте подведем итог урока

Какие цели мы ставили?

Каким способом достигали целей?

Что на ваш взгляд не получилось достичь?

Чему научились?

Выберите бабочку, цвет которой соответствует вашему мнению об уроке:

Розовый – мне было интересно, узнал много нового,

Зеленый – было скучно, неинтересно, ничего нового не узнал,

Оранжевый – было трудно, непонятный материал

Оценивают свои впечатления от урока, выбирают бабочку соответствующего цвета

Развитие навыков самооценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверь себя Экологические факторы – это… А. взаимоотношения между человеком и животными Б. условия, под воздействием которых обитает организм В. Живые организмы Г. среда обитания организма 2. К экологическим факторам относят: А. биологические факторы Б. абиотические факторы В. биотические факторы Г. антропогенные факторы 3. Что относиться к основным абиотическим факторам? 4. Для чего животным и растениям необходим свет

Слайд 2

Ответы За каждый правильный ответ – 1 балл Б Б, В, Г Свет, влажность (вода), температура Фотосинтез, фотопериодизм, зрение, источник тепла

Слайд 3

Критерии отметки: «5» - 11-10 баллов «4» - 8-9 баллов «3» - 5-7 баллов «2» - меньше 5 баллов

Слайд 4

Биотические факторы

Слайд 6

мне было интересно, узнал много нового было скучно, неинтересно, ничего нового не узнал было трудно, непонятный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....