Урок-презентация "Синтез белков в клетке" 9 класс
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме

Николаева Катерина Фаддеевна

Вашему вниманию для просмотра предлагается урок-презентация для 9 класса "Синтез белков в клетке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sintez_belkov.pps349.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтез белков в клетке Урок для 9 класса

Слайд 2

Цель урока: формирование понимания процесса биосинтеза белка Содержание: Теоретическая часть: Введение Генетический код Транскрипция Транспортные РНК Трансляция Практическая часть Контрольный тест EXIT

Слайд 3

Введение: Наиболее важный процесс ассимиляции в клетке – синтез присущего ей белка .( очень энергоемкий процесс , берущий энергию от АТФ) , ( т . к . в процессе жизни все белки рано или поздно разрушаются , клетка должна непрерывно синтезировать белки для восстановления своих мембран , органоидов и т . п . , а особенно интенсивно синтез белка идет в клетках имеющих определенную функцию – это такие клетки как клетки желез внутренней секреции и т . п .) Многообразие функций белков определяется их первичной структурой . А наследственная информация заключена в последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК .

Слайд 4

АССИМИЛЯЦИЯ – НАБОР РЕАКЦИЙ БИОЛОГИЧЕССКОГО СИНТЕЗА КЛЕТКИ (ПЛАСТИЧЕССКИЙ ОБМЕН И Т . П .).

Слайд 5

Первичная структура- последовательность аминокислот в составе полипептидной цепи .

Слайд 6

Ген – участок ДНК в котором содержится информация о первичной структуре одного белка .

Слайд 7

Генетический код: Генетический код – соответствие триплетных сочетаний нуклеотидов ДНК к той или иной из 20 аминокислот , входящих в состав белков; универсален для всех живых организмов . В состав ДНК входят 4 азотистых основания :аденин (А) , гуанин(Г) , тимин(Т) , цитозин(Ц) . Очень важное свойство генетического кода – 1 триплет всегда обозначает 1-у единственную аминокислоту

Слайд 8

ТРИПЛЕТ – последовательность из 3-х расположенных друг за другом нуклеотидов .

Слайд 9

ТРАНСКРИПЦИЯ: Первый этап биосинтеза белка—транскрипция. Транскрипция—это переписывание информации с последовательности нуклеотидов ДНК в последовательность нуклеотидов РНК. В определенном участке ДНК под действием ферментов белки-гистоны отделяются, водородные связи рвутся, и двойная спираль ДНК раскручивается. Одна из цепочек становится матрицей для построения мРНК. Участок ДНК в определенном месте начинает раскручиваться под действием ферментов. ДНК матрица Г Ц А Т Г Г А Ц Г А Т Г Г А Ц Г А Ц Т

Слайд 10

А Т Г Г А Ц Г А Ц Т У А Ц Ц У Г Ц У Г А мРНК Водородная связь Сложно-эфирная связь Между азотистыми основаниями ДНК и РНК возникают водородные связи, а между нуклеотидами самой матричной РНК образуются сложно-эфирные связи. Затем на основе матрицы под действием фермента РНК-ПОЛИМЕРАЗЫ из свободных нуклеотидов по принципу комплементарности начинается сборка мРНК.

Слайд 11

ТРАНСПОРТНЫЕ РНК: Т . К . в состав белков входят около 20 аминокислот , существует столько же видов тРНК . Строение всех тРНК сходно . Служат для осуществления переноса аминокислотных остатков к матричной РНК

Слайд 12

ТРАНСЛЯЦИЯ Второй этап биосинтеза– трансляция. Трансляция – перевод последовательности нуклеотидов в последовательность аминокислот белка. В цитоплазме аминокислоты под строгим контролем ферментов аминоацил-тРНК-синтетаз соединяются с тРНК, образуя аминоацил-тРНК. Это очень видоспецифичные реакции: определенный фермент способен узнавать и связывать с соответствующей тРНК только свою аминокислоту. мРНК А Г У У Ц А У Ц А А Г У а/к а/к а/к У У Г А Ц У У Г Ц

Слайд 13

Далее тРНК движется к мРНК и связывается комплементарно своим антикодоном с кодоном мРНК. Затем второй кодон соединяется с комплексом второй аминоацил-тРНК, содержащей свой специфический антикодон. Антикодон – триплет нуклеотидов на верхушке тРНК. Кодон – триплет нуклеотидов на мРНК. мРНК А Г У У Ц А У Ц А А Г У а/к а/к а/к У У Г А Ц У У Г Ц Водородные связи между комплементарными нуклеотидами

Слайд 14

После присоединения к мРНК двух тРНК под действием фермента происходит образование пептидной связи между аминокислотами; первая аминокислота перемещается на вторую тРНК, а освободившаяся первая тРНК уходит. После этого рибосома передвигается по нити для того, чтобы поставить на рабочее место следующий кодон. мРНК А Г У У Ц А У Ц А А Г У а/к а/к У У Г А Ц У У Г Ц Пептидная связь а/к

Слайд 15

Такое последовательное считывание рибосомой заключенного в мРНК «текста» продолжается до тех пор, пока процесс не доходит до одного из стоп-кодонов ( терминальных кодонов). Такими триплетами являются триплеты УАА, УАГ,УГА. Одна молекула мРНК может заключать в себе инструкции для синтеза нескольких полипептидных нитей. Кроме того, большинство молекул мРНК транслируется в белок много раз, так как к одной молекуле мРНК прикрепляется обычно много рибосом. мРНК на рибосомах белок Наконец, ферменты разрушают эту молекулу мРНК, расщепляя ее до отдельных нуклеотидов.

Слайд 16

Контрольный тест 1. Матрицей для синтеза молекулы мРНК при транскрипции служит: а) вся молекула ДНК б) полностью одна из цепей молекулы ДНК в) участок одной из цепей ДНК г) в одних случаях одна из цепей молекулы ДНК, в других– вся молекула ДНК. 2. Транскрипция происходит: а) в ядре б) на рибосомах в) в цитоплазме г) на каналах гладкой ЭПС 3. Последовательность нуклеотидов в антикодоне тРНК строго комплементарна: а) триплету, кодирующему белок б) аминокислоте, с которой связана данная тРНК в) последовательности нуклеотидов гена г) кодону мРНК, осуществляющему трансляцию

Слайд 17

4. Трансляция в клетке осуществляется: а) в ядре б) на рибосомах в) в цитоплазме г) на каналах гладкой ЭПС 5. При трансляции матрицей для сборки полипептидной цепи белка служат: а) обе цепочки ДНК б) одна из цепей молекулы ДНК в) молекула мРНК г) в одних случаях одна из цепей ДНК, в других– молекула мРНК 6. При биосинтезе белка в клетке энергия АТФ: а) расходуется б) запасается в) не расходуется и не выделяется г) на одних этапах синтеза расходуется, на других– выделяется 7. Исключите лишнее: рибосомы, тРНК, мРНК, аминокислоты, ДНК. 8. Участок молекулы тРНК из трех нуклеотидов, комплементарно связывающийся с определенным участком мРНК по принципу комплементарности называется…

Слайд 18

9 . Участок молекулы ДНК, с которым соединяется особый белок- репрессор, регулирующий транскрипцию отдельных генов,--… 10. Последовательность азотистых оснований в молекуле ДНК следующая: АТТААЦГЦТАТ. Какова будет последовательность азотистых оснований в мРНК? а) ТААТТГЦГАТА б) ГЦЦГТТАТЦГЦ в) УААУЦЦГУТУТ г) УААУУГЦГАУА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока-практикума по теме"Белки" в 10 классе

Презентация содержит материал для интегрированного урока химии и биологии по теме"Белки, их состав, свойства и биологические функции". На слайдах представлены вопросы для самостоятельной работы учащих...

Презентация к уроку биологии по теме:"Белки", 9, 10 класс

Презентацию «Белки» можно использовать на уроках  биологии  9,10 классах, внеклассных мероприятиях, в кружковой работе....

Урок по теме "Белки", химия 10 класс

В представленном материале описан урок химии 10 класса  "Белки"  по технологии модульного обучения. Урок расчитан на 2 академических часа. Содержит учебные элементы, последовательность дейст...

10 класс Биология ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. БЕЛКИ. КОНФОРМАЦИИ БЕЛКОВОЙ МОЛЕКУЛЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ БЕЛКОВ. ФУНКЦИИ БЕЛКОВ. ФЕРМЕНТЫ

Тема 3.Органические вещества. Белки. Конформации белковой молекулы. Классификация белков. Функции белков.Ферменты...

Урок по теме "Белки", химия 10 класс

Цель урока: дать понятие о белках как о полимерах, построенных из остатков аминокислот; сформировать представление о трех структурах белковой молекулы; показать биологическую роль белков на основе меж...

Тест к теме "Биосинтез белка" биология 10 класс

Материал содержит несколько блоков и итоговый тест.Предназначен для проверки и закрепления знаний по теме....

Конспект урока по теме "Аминокислоты. Белки" . химии 9 класс, О.С. Габриелян.

Урок по теме "Аминокислоты. Белки" в 9 классе в разделе "Органическая химия". На уроке  используются материалы из Единой цифровой коллекции: видеоопыты, итерактивные задания. ...