Рабочая программа.Биология 11 класс. И.Н.Пономарева
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Стома Елена Ивановна

Данная программа курса биологии 11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов,  где базовый уровень биологического образования (9 класс) завершается общебиологическим курсом "Основы общей биологии". Поэтому программа 11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы второго, более высокого, уровня обучения, что требует образовательный минимум старшей школы.Программа по биологии 11 классов позволяет не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и создает возможность школьникам реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей учебы по избранной профессии. Поэтому в программе специально учитывалось, что образование в старшей школе призвано обеспечить обучение с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

школа № 233 с углубленным изучением иностранных языков

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга




РАССМОТРЕНО

РЕКОМЕНДОВАНО

К

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заседание МО

протокол

№ ___от  _____


Педагогический совет

протокол

№ ____от_______


Зам. директора по УВР

ГБОУ средней школы № 233

____________

(ФИО, в зависимости от уровня общего образования)


Директор

ГБОУ средней школы № 233

_______Л.В.Панфилова

приказ № ______

от ____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по БИОЛОГИИ

для учащихся  11 класса

Составитель:

Учитель биология

высшей квалификационной категории

Стома Елена Ивановна

2013-14 учебный год



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                                                      11 класс 

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

1.  Федеральный компонента  государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по биологии, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03 2004 года № 1089;

2. Примерной программы основного  общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2008) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования,.                                                                                                                                                  3.  Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005).

Изучение «Биологии»осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный уровень:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред.от.07.05.2013);
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №196;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 №1089;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного  плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения                                                  в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2013-2014 учебный год (Приказ МО РФ от  19.12.2012 № 1067);
  • Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

Региональный уровень:

  • Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.06.2013)

Уровень образовательного учреждения:

  • внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся. Все эти идеи отражает программа курса "Общая биология" 10-11 классов.

Данная программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов,  где базовый уровень биологического образования (9 класс) завершается общебиологическим курсом "Основы общей биологии". Поэтому программа 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы второго, более высокого, уровня обучения, что требует образовательный минимум старшей школы, и с учетом двух профилей дифференциации содержания биологического образования - общеобразовательного (универсального) и социально - экономического.

Если в 9 классе (базовый уровень изучения) программа курса "Основы общей биологии" предусматривала изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их рядоположенном изложении. То в курсе общей биологии 10-11 классов программа (второй уровень изучения) осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи, а также с учетом их профильного раскрытия (на альтернативных началах). При этом, здесь еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе.

             Программа по биологии 10-11 классов позволяет не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и создает возможность школьникам реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей учебы по избранной профессии. Поэтому в программе специально учитывалось, что образование в старшей школе призвано обеспечить профильное обучение с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся.

В рабочей программе темы и количество часов соответствует темам и количеству часов, предложенных авторами программы,  в авторской программе соблюдена строгая преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта и федеральным компонентом государственного стандарта и федеральным базисным учебным планом. Скорректированы темы лабораторных и практических работ, включены в соответствующие темы уроков, некоторые лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков и не требуют для их проведения отдельных учебных часов и проводятся с учетом материальной базы школы. Авторская линия использует концентрический принцип построения обучения, обеспечивает базовый уровень подготовки учащихся основной школы. Содержание и структура программы, учебника  отвечает закономерностям развития познавательных возможностей школьников, системно развивают биологические, экологические понятия, направлены на формирование научной картины мира, понимания многоуровневой организации живой природы. ).

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю) исходя из  34  учебных недель в году.

На уроках проводятся демонстрации природных объектов и опыты с использованием разных средств обучения с учетом материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов. Резервное время отводится на использование проведение занятий с практической направленностью.

Методическое обеспечение:

  1. Сетевое планирование уроков биологии
  2. Примеры составления технологических карт уроков.
  3. Примеры творческих заданий для учащихся.

Цели и задачи курса:

  1. Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема), истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке, методах научного познания.
  2. Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления изменений, находить и анализировать информацию о живых объектах.
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии.
  4. Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью.
  5. Использование приобретенных знаний и  умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.

Результаты освоения

курса биологии

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов:

Личностными  результатами освоения основной

образовательной программы основного общего образования

являются:

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского

общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии

с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемой организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



Предварительный просмотр:

Общих сведений о рабочей программе

Предмет: биология

Класс: 11

Учитель: Стома Елена Ивановна

Уровень рабочей программы:  базовый

Общее количество часов по учебному плану: 68

Количество часов в неделю:2

УМК:

  • Пономаревой, О.А. Корниловой, Т.Е. Лощилиной, П.В. Ижевского под ред. проф. И.Н. Пономаревой: -  «Биология» Базовый уровень для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений;  М.; «Вентана - Граф», 2008г.
  • Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.
  • Киреленко А.И., Колесников С.И. Подготовка  к ЕГЭ. Биология. Тематические тесты. Базовый уровень для учащихся 10-11 классов. Учебно-методическое  пособие; Ростов-на-Дону «Легион», 2012г.


Предварительный просмотр:

 ПОУРОЧНОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС


урока

Планируемые сроки проведения (неделя учебного года)

Тема урока

Основные элементы  содержания

Характеристика  основных видов  деятельности учащихся

(на  уровне учебных действий)

Контроль

Домашнее

задание

Тема.5.Организменный  уровень жизни    27 ч.

1.

1

Введение. Уровни организации живой природы

Организм – единое целое. Многообразие организмов

Уметь: характеризовать организменный уровень организации жизни и его роль в природе,

находить информацию в учебных текстах и оценивать ее.

 Вести диалог на материале учебных тем;

2.

1.

Организменный  уровень жизни, его значение в природе.

Особенности организменного уровня жизни

  характеризовать особенности организменного уровня жизни

тест

П.1

3.

2

Организм как биологическая система

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь. Регуляция процессов жизнедеятельности

Знать признаки одноклеточных организмов, способы питания организмов, отличие гуморальной и нервной регуляции

П.2

4.

2

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов

Основные процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение ,движение, раздражимость

Уметь: выделять существенные признаки биологических процессов. Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов;

 находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях и оценивать ее.

Готовить пересказ прочитанного.

 Вести диалог на материале учебных тем

Стр.10-13

5.

3

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

Ассимиляция, диссимиляция, аэробы, анаэробы.

Уметь сравнивать  процессы одноклеточных и многоклеточных организмов


Текущий  контроль

П.3

6.

3

Эволюция систем органов у организмов (пищеварительной, дыхательной, нервной)

Автотрофы, гетеротрофы, фильтраторы, хищники, паразиты

уметь сравнивать  и находить  особенности  типов  питания  у различных организмов

Стр.17-20

7.

4

Размножение организмов

Размножение, его роль в преемственности поколений, биологическое значение размножения

Знать / понимать:

Сущность процессов размножения, типы размножения, виды оплодотворения у растений и животных.

Уметь: сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов.

Составлять таблицы и опорные конспекты по прочитанному.

текущий  контроль  

П.4

8.

4

Оплодотворение  и его значение. Искусственное оплодотворение.

Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение. биологическое значение оплодотворения

объяснять особенности протекания процесса оплодотворения у  представителей различных  царств живой природы.

выделять главные мысли услышанного, Запоминать и воспроизводить услышанное.

 Вести диалог на материале учебных тем.

П.5

9.

5

Онтогенез- индивидуальное развитие организма от зарождения до смерти.

Зигота, бластула, гаструла, нейрула.

Этапы индивидуального развитие организма Основные стадии эмбриогенеза

Причины нарушений развития организмов.

Знать / понимать:

особенности онтогенеза. Вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и др. мутагенных факторов.

Уметь: объяснять причины нарушений развития организмов.

тест

П.6

10.

5

Основные понятия генетики. Наследование признаков организма.

Генотип, фенотип. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости

Знать / понимать:

сущность закономерностей изменчивости; различать наследственную и ненаследственную изменчивость; биологическую роль хромосом

Текущий  контроль  по  вопросам

П.7

11.

6

Хромосомная теория наследственности

Хромосомная теория наследственности.

Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование

П.7

12.

6

Изменчивость признаков организма и ее типы.

Ненаследственная изменчивость(модификациионная, фенотипическая)  изменчивость; наследственная (комбинативная, мутационная изменчивость).

Л.р.№1 «Выявление изменчивости у особей одного вида. Построение вариационных рядов и вариационной кривой признаков организма»

называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций;

объяснять влияние экологических факторов на организмы;

причины мутаций.

находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет  и критически оценивать ее;

П.8

13.

7

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

 Г Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и с Использование Г.Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные

Г. Менделем. символика.

 Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Уметь:

 проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значение биологических терминов в биологических словарях и справочниках

Текущий  контроль  по  вопросам

14.

7

Решение генетических задач

Закономерности наследования, установленные

Г. Менделем.

Уметь:

 решать элементарные генетические задачи;

Лаб раб. №1: «Составление простейших схем скрещивания»;

15.

8

Дигибридное скрещивание

Решетка Пеннета, 3 закон, анализирующее скрещивание.

Использование Г.Менделем гибридологического метода. Закономерности наследования, установленные

Г. Менделем.

Уметь: составлять элементарные схемы скрещивания, приводить примеры доминантных и рецессивных признаков

тестовый  контроль

П.10

16.

8

Взаимодействие генов.

Полимерия, кодоминирование, эпистаз, гибридизация

сравнивать виды  взаимодействия  генов

Стр.48-52

17.

9

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

Аутосомы, половые хромо Хромосомная теория наследственности.

Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование сомы, гетерогаметный организм

Знать / понимать:

закон сцепленного наследования Т. Моргана, особенности наследования признаков у человека сцепленных с полом.

Уметь: объяснять сущность сцепленного наследования, биологическое значение перекрёста хромосом, типы хромосом.

П.12

18.

9

Наследственные болезни человека, причины и возможности профилактики и лечения.

Генные, хромосомные, геномные болезни.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.  Генные и хромосомные болезни. Влияние мутагенов на организм человека.

Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый обрах жизни, дородовая диагностика

Знать:

основные причины наследственна заболеваний человека, методы дородовой диагностики, опасность близкородственных браков.

 Уметь: объяснять причины наследственных болезней человека; мутаций.

П.13

19.

10

Мутагены. Их влияние на живую природу и человека

Типы мутагенов.

Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый обрах жизни, дородовая диагностика

Объяснять причины  и последствия  мутагенных  факторов.

текущий  контроль

Стр.63-66

20.

10

Этические аспекты медицинской генетики. Достижение биотехнологии и этические  аспекты ее исследований

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.)

Проблемы генной инженерии. Использование трансгенных организмов. Эксперименты по клонированию растений и животных. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)

Уметь: использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии (клонирование,

искусственное оплодотворение.

находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет  и критически оценивать ее.

Анализировать ситуацию с различных позиций; высказывать предположения по поставленной проблеме;

П.14,п.15

21.

11

Факторы, определяющие здоровье человека.

Влияние мутагенов на организм человека

объяснять влияние мутагенов на организм человека; анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде.

Стр.7376

22.

11

Семинар. Творчество в жизни человека и общества

Человек – представитель организменного уровня жизни. Способность к творчеству – как уникальное свойство человека

Уметь: объяснять что такое творчество и в чем оно проявляется;  формулировать понятие о жизненном цикле человека; цитировать высказывания.

Итоговый тест

23.

12

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Основные методы селекции

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Уметь:

находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет  и критически оценивать ее; 

Выделять главные мысли услышанного, 

Вести диалог на материале учебных тем; использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения комнатных растений, уходе за ними.

П.11

24.

12

Неклеточные формы жизни. Вирусы: разнообразие и значение.

Вирусы. Строение вируса: генетический материал, капсид, размножение.  

Уметь:

использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных   заболеваний.

Знать / понимать:

значение вирусов в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний,СПИДа.

Устный  опрос

Стр.83-89.

25.

13

Вирусные заболевания, ВИЧ-инфекция, способы предупреждения.

Грипп, ОРВИ, бактериофаги. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Уметь:

использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных   заболеваний

П.17

26

13

Вирусология – наука о вирусах.

Достижения вирусологии

Знать  проблемы  вирусологии

Стр.92-94

27.

14

Обобщающий урок по теме: «Организменный уровень жизни»

Контроль знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемой «Организм»

Уметь: применять знания, навыки , полученные при изучении темы для решения заданий. решать элементарные генетические задачи.

Итоговая  проверочная  работа.

Тема 6.Клеточный уровень жизни  25 ч.

28.

14

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.

Клетка – структурная и функциональная единица жизни; структурные элементы клеточного уровня

Уметь: называть уровни клеточной организации; сравнивать клеточный уровень с организменным; различать клетки прокариот и эукариот

П.18

29.

15

Клетка как этап эволюции живого

Химическая эволюция, биологическая эволюция. Эволюция первичной клетки. Ароморфозы на ранних этапах развития.

Уметь:

проводить исследование; находить информацию в учебных текстах

Уметь:

работать с микроскопом.

Наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных.

Л.р.№3 «Сравнение строения клеток одноклеточного и многоклеточного организмов»


тест

П.19

30.

15.

Многообразие клеток. Ткани.

Строение клетки.. Особенности строения животной и растительной клетки.

Л.р.№4 «Сравнение строения клеток растений и животных».

Знать особенности строения и виды тканей различных организмов.

31.

16

Основные части клетки, их строение и свойства.

Поверхностный аппарат клетки, органеллы, включении, ядро, цитоплазма.

Л.р.№5 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».

Уметь: давать определения ключевым понятиям, называть мембранные и немембранные органоиды клетки, описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки

Тест

П.20

32.

16

Органоиды клетки, их строение и функции

Органоиды  клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

проводить исследование; сравнивать; находить информацию в учебных текстах.

П.21

33.

17

Немембранные органойды клетки

Немембранные органоиды

уметь описывать  особенности  Немембранные органоидов и знать их функции

Проверочная работа

34.

17

Особенности строения клеток прокариот и эукариот.

Прокариотические и эукариотические клетки.

Уметь находить отличительные  особенности Прокариотические и эукариотические клетки

Устный  опрос

Стр.116-119

35.

18

Жизненный цикл клетки.

Жизненный цикл. Деление как важный признак жизни клетки. Этапы клеточного цикла.

Знать/понимать: сущность процессов клеточного цикла, этапы клеточного цикла: интерфаза и митоз, длительность жизни клетки.


Уметь: давать определения ключевым понятиям, описывать жизнь клетки

П.22

36.

18

Непрямое деление клетки-митоз

Деление клетки-основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение.

Знать / понимать:

сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза; сущность и биологическое значение мейоза, фазы мейоза.

Строение половых клеток

Уметь:

находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет  и критически оценивать ее;

Тест

П.23

37

19

Урок-практикум

Л.р№6 «Изучение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика лука»

Уметь:

работать с микроскопом.

Готовить и описывать микропрепараты  

38.

20

Редукционное деление клетки-мейоз

Кроссинговер, конъюгация хромосом

Уметь: описывать процесс удвоения ДНК, стадий  мейоза; объяснять биологическое значение мейоза.

Находить  сходство  и отличие  митоза и мейоза


П.23

39.

20

Особенности образования половых клеток.

Сперматогенез, овогенез

Уметь:  выделять различия в процессах сперматогенеза и овогенеза

Тест

Стр.128-132

40.

21

Структура и функция хромосом. Геном человека

Строение и функции хромосом.

Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке

Уметь:  выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК, характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК.

Характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК

Устный  опрос

П.24

41.

21

Медицинская генетика. Направления развития и достижения.

современные направления  медицинской  генетики.

42.

22

Общая характеристика бактерий, их разнообразие и особенности.

Многообразие бактерий. Строение  бактериальной  клетки. Спорообразование, движение бактерий

Л.р№7 «.Сравнение строения клеток прокариот и эукариот»

Умение находить  отличие клеток эукариот  от прокариот

Стр.135-140

43.

22

Значение бактерий в природе и жизни человека

положительная  и отрицательная  роль бактерий.

Уметь:

 находить информацию в учебных текстах и дополнительных источниках информации оценивать ее; выделять главные мысли прочитанного.

Тест

Стр.140-144

44.

23

Многообразие одноклеточных растительных организмов

Растительные одноклеточные  организмы-водоросли  и их эволюционная  роль. Одноклеточные  животные

Находить характерные  признаки  одноклеточных организмов, устанавливать  их значение  в природе и жизни  человека.

Текущий  контроль

Стр.144-146

45.

23

Многообразие одноклеточных животных организмов

Одноклеточные  животные. Болезнетворные простейшие.

Сравнивать одноклеточных  животных  с многоклеточными. устанавливать  их значение  в природе и жизни  человека.

Текущая  проверка  по  вопросам

Стр.148-152

46.

24

Роль простейших в природе и жизни человека

Значение  простейших

Профилактика заболеваний  вызванных простейшими  организмами

Стр.153-155

47.

24

Микробиология, направления, развития и достижения.

Значение  микробиологии

уметь приводить  примеры  современных направлений в микробиологии. Работать  с дополнительными  источниками информации

Стр.155-158

48.

25

История развития науки о клетки

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн). Клеточная теория.

Уметь:

называть и описывать этапы создания клеточной теории, положения современной клеточной теории, вклад ученых в создание клеточной теории.

П.25

49.

25

Клеточная теория, основные положения

Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира.

Уметь: называть и описывать этапы создания клеточной теории, объяснять роль клеточной теории в формировании естественно – научной картины мира.

Текущий  котроль

50.

26

Формы взаимодействия клеток, их роль

Гипотеза  происхождения эукариот

Уметь:

 находить информацию в дополнительных  источниках и  оценивать ее; выделять главные мысли

Стр.162-165

51.

26

Дискуссионные проблемы цитологии.

Гипотезы  в истории биологии

Уметь:

 находить информацию в дополнительных  источниках и  оценивать ее; выделять главные мысли

52.

27

Урок- обобщения по теме: Клеточный уровень жизни.



Контроль знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемой «Клетка»

Уметь:

объяснять значение биологических терминов и законов.

Уметь:

 планировать и анализировать свою учебную деятельность

Проверочная  работа

Тема 7. Молекулярный уровень жизни  16 ч.

53.

27

Молекулярный уровень жизни, характерные особенности

Химический состав клетки. Роль органических веществ в клетке и организме человека.

Понимать:

элементарный состав углеводов, липидов и белков, их функции в организме

Уметь :

характеризовать биологическую роль углеводов, липидов, белков обеспечении жизнедеятельности клетки и организма

П.27

54.

28

Химический состав клетки .вещества Неорганические вещества. Органические вещества: углеводы, липиды, белки.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Единство элементарного химического состава живых организмов как доказательство происхождения живой природы.

Уметь: сравнивать химический состав тел живой и неживой природы, делать выводы на основе сравнений

Л.р№8 «.Обнаружение органических веществ в тканях растений (крахмала, белка, жира)»

Тест

П.28

55.

28

Структура и функции белка.

Основные функции белков.

уметь  приводить  примеры белков, выполняющие конкретные  функции.

таблица

П.28

56.

29

Структура и функции нуклеиновых кислот

Биополимеры: ДНК и РНК, их открытие и описание структуры. ДНК – носитель наследственной информации; виды РНК: транспортная, рибосомальная, информационная

Знать / понимать:

строение генов и хромосом, основные свойства генетического кода

характеризовать сущность процессов хранения и передачи наследственной информации.

Проверочная  работа

П.29

57.

29

Процессы синтеза в живых клетках. Фотосинтез, его роль в природе. Хемосинтез.

Обмен веществ .Автотрофы.  Биосинтез Фотосинтез, световая и темновая фаза; особенности организации тилакоидов

Обмен веществ .Автотрофы.  Биосинтез Фотосинтез, световая и темновая фаза; особенности организации тилакоидов

текущий  контроль

П.30

58.

30

Процессы биосинтеза белка в клетке.

 Матричный характер реакций биосинтеза; Роль ДНК, и-РНК, т-РНК, АТФ, рибосом в биосинтезе белка; этапы транскрипции и трансляции

Уметь: объяснять значение понятия матричного синтеза, роль ферментов в процессах биосинтеза белка, объяснять смысл точности списывания информации с ДНК на РНК

П.31

59.

30

Молекулярные процессы расщепления.

Биологическое окисление (клеточное дыхание); АТФ-её строение и функция. Гликолиз, кислородный этап клеточного дыхания, цикл Кребса; роль ферментов в процессах расщепления. е

Уметь: объяснять роль АТФ в обмене веществ и энергии; характеризовать этапы диссимиляции; устанавливать связь между строением митохондрий и клеточным дыханием

Текущий  контроль

П.32

60.

31

Регуляция биохимических процессов

Ферменты, витамины, гормоны.

Находить  дополнительный  материал о роли витаминов, ферментов, гормонов

Устный  опрос

Стр.197-200

61

31

Естественные и искусственные биополимеры

полимеры

знать отличие  естественных полимеров  от искусственных

Тест

62.

32

Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем.

Полимерный мусор (фторопласты, каучуки, полиэтилен ит.д.), его опасность. Применение пестицидов, диоксина; проблема устойчивого развития

Знать/понимать: причины накопления полимерного мусора, опасность этого процесса; основные концепции устойчивого развития

Стр.201-204

63.

32

Химические загрязнения окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

Пестициды, диоксин

Использовать информационные ресурсы для подготовки презента ции  о глобальных экологических проблемах

тест

П.33

64.

33

Биологическое загрязнение окружающей среды: искусственные мутанты, гибриды

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения искусственных мутагенов

65.

33

Экологические проблемы и пути их решения

Уметь:

находить информацию в разных источниках и критически оценивать ее.

66.

34

Экологическая культура как условие выживания человечества.

Неустойчивое состояние жизни на планете Земля; факторы деградации окружающей среды; экологическая культура

Обобщать и систематизировать знания по теме

Высказывать своё мнение по

проблемным  вопросам.

Обсуждать выполнение создаваемых проектов

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала


П.34

67.

34

Заключение. Биологическое разнообразие живого мира

Экскурсия

68.

35

Урок обобщения и подведения итогов по теме и по курсу.

Уметь:

 планировать и анализировать свою учебную деятельность

Итоговая  проверочная  работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 6 класса по биологии Пономаревой ФГОС

рабочая программа содержит тематическое планирование с большим количеством лабораторных, мне очень удобно. Может показаться, что мало часов в программе, но дети заинтересованы предметом и двигаемся по...

рабочая программа для 6 класса по биологии Пономаревой ФГОС

рабочая программа содержит тематическое планирование с большим количеством лабораторных, мне очень удобно. Может показаться, что мало часов в программе, но дети заинтересованы предметом и двигаемся по...

Диагностическая работа по биологии 7 класса (И.Н.Пономарева)

Диагностическая работа по биологии по Пономаревой составлена для диагностики зананий за 1 полугодие и 3 четверть по принципу мониторинга знаний....

КТП по биологии 6 класс по программе Пономаревой ФГОС

КТП по биологии  для 6 класса составлено на основе авторской программы И.Н. Пономаревой. ФГОС,...

КТП по биологии 7 класс по программе Пономаревой ФГОС

КТП по биологии  7  класс составелено на основе программы  И.Н. Пономаревой.  ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)

Рабочая программа по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс к учебнику Пономаревой

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс к учебнику Пономаревой 1 час в неделю....