Открытый урок в 7 классе по теме "Многообразие пресмыкающихся"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Цыганова Людмила Васильевна

Методическая разработка урока биологии в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon presmykayushchiesya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Класс  Пресмыкающихся, их многообразие

Цель урока:  познакомить учащихся с многообразием, особенностями строения и жизнедеятельности Пресмыкающихся.

Задачи урока:

- рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, раскрыть их происхождение;

- познакомить с многообразием, установить место и роль рептилий в природе и жизни человека;

- продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности к жизни на суше, находить причинно – следственные связи, анализировать, обобщать, работать с дополнительной литературой.

Оборудование: таблицы с изображением пресмыкающихся презентация «Многообразие Пресмыкающихся», Мультимедийный проектор

Ход урока

Организационный момент. Мы изучили класс Земноводные животные. От кого они произошли?

Чем отличается этот класс от надкласса Рыбы? (Более сложным строением, поведением и образом жизни).

Повторение

- Решение биологических задач

А) Осенью лягушки зарываются в ил и там неподвижно лежат до самой весны. Иногда при сильном морозе водоем промерзают до самого дна. Подумайте, почему лед не разрывает внутренние органы лягушки так, как это происходит с сосудом, если в нем образуется лед? Почему животное при этом не задыхаются, ведь легкие под водой не работают?

Б)  Что ограничивает размножение амфибий на суше?

В) Икра земноводных снизу светлая, а сверху темная. Предложите несколько возможных причин  такого неравномерного распределения пигмента.  ( темная верхняя часть поглощает тепло, что способствует быстрому развитию личинки, Кроме того, такая окраска способствует маскировке икры.)

Г) Опишите механизм легочного дыхания у земноводных? Почему оно должно дублироваться кожным ?

- А ну-ка отгадай!

Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые___________слова-названия земноводных животных и их личинок.

РАНА,  САД,  МАЛ

ЖАР,  ЯК,  ЛЕН

ТОМ,  САМБА,  И

(ответ: саламандра, жерлянка, амбистома.)

Изучение нового материала

 Активизация познавательной деятельности. Если Земноводные произошли от кистеперых рыб, то они более или менее организованные животные? Почему вы так думаете? (Идет эволюция)

Как вы считаете, а земноводные за миллионы лет, изменялись? Почему? ( Менялись условия жизни, появлялись новые приспособления к ним, т.е. новые признаки). Следовательно, они должны родить новые виды животных?

Раньше зоологи не усматривали существенных различий между этими животными и земноводными и всегда относили их к одной группе, объединяя под разными именами. Чаще всегда они фигурировали под именем «гадов». Были попытки разделить гадов на два отдельных класса – на «голокожих», или голых гадов и гадов «твердокожих». Карл Линней, характеризуя свой «класс гадов»: «кровь холодная, дыхание легочное», отметил тем самым их близость в биологическом отношении.

Самостоятельная работа с учебником

Кто же они? Почему их объединили в одну группу «гады» вместе с земноводными? Что значит « кровь холодная», « дыхание легочное»? О каких животных пойдет речь? Это пресмыкающиеся. (Записываем тему)

«Гадами» их могли назвать за их внешний вид, который вызывал у многих отвращение. Вспомним земноводных, «отравленных, ужасных, противных и вредных». Кровь холодная – это значит? Что все «гады» деятельны только в теплое время года, а слова «дыхание легочное» характеризуют животных, ведущих наземное существование. Необычность поведение (по человеческим меркам), странная внешность, нередко ядовитость – все это сделало, как нам известно, жаб, лягушек и саламандр атрибутами колдовства. Поэтому и отношение к ним было, в лучшем случае, брезгливым. К пресмыкающимся отношение было не лучше, если не хуже. Посмотрим, что они собой представляют.

Класс Пресмыкающихся (показ презентации)

Составьте таблицу классификации Пресмыкающихся, приведите примеры представителей

Закончите предложения:

Древние пресмыкающиеся появились------------тому назад. Они произошли от --------------. Процветали пресмыкающиеся в-----------эру. Климат тогда был-----------.

Обитали они на суше, в -------- и в-------. Большинство древних ящеров------, так как---------. Сейчас насчитывается--------------- видов рептилий.

- Найдите « лишних ».

1. гадюка, ящерица, варан, протей, гавиал, гаттерия.

2. полоз, уж, веретеница, питон, анаконда.

3. кожистая черепаха, зеленая черепаха, средиземноморская черепаха, бисса.

4. гюрза, эфа, пеламида, гадюка, гремучник.

Д/З Текст учебника. Вопросы рубрик: «Проверьте свои знания», «Выберите правильный ответ». Творческое задание – приготовить сообщения о пресмыкающихся.

Вывод записывается в тетради:

- Пресмыкающиеся – настоящие наземные животные;

- тело разделено на отделы – голову, туловище, хвост и две пары конечностей;

- дышат атмосферным воздухом;

- кожа сухая, покрытая чешуйками или щетками;

- оплодотворение внутреннее;

- рост происходит во время линьки.

За страницами учебника (при наличии времени)

Взялись бы вы проглотить живую пчелу? А ящерицы падки на пчел, как дети на варенье. Хвостатые сластены дежурят на пасеках, подкарауливая летающую сласть. Как им удается избежать пчелиного жала? Ответ на этот болезненный вопрос  пока не найден. Ну а теперь пора обратить внимание на ломкий хвост Ящерицы, темный глаз и на непонятные дырки на бедрах. Заметим, что шустрые создания понапрасну хвостами не бросаются. Когда отрываешь часть самого себя, не обойтись без крови. А ящерицы обходятся: мышцы отсекаются в месте их перехода в сухожилие, а не рвутся в лохмотьях. Кровеносные же сосуды сдавливает спазм. Хвост, потерявший хозяйку, еще долго служит ей, привлекая внимание хищника. Сила оторванного  и вроде уже мертвого хвоста внушает уважение – он может дергаться часами! Если вражеские зубы вопьются в элегантный хвост, ящерица резко сокращает мускулы и ломает позвонок. Сломать кость – дело нешуточное. А ломать нужно мгновенно, иначе в зубах преследователя окажется не только хвост.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....