Главные вкладки

    Методическая разработка урока по теме отряд Перепончатокрылые
    методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

    Скачко Мария Павловна

    Представлен урок по теме Перепончатокрылые Зоология 7 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otryad_pereponchatokrylye.docx70.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урок № 4

    Тема:

     «Отряд Перепончатокрылые»

    7 класс

    Учебник: «Биология. Животные. 7 класс»

    В.В. Латюшин, В.А. Шапкин

    Технология:

    Элементы развивающего обучения с использованием ИКТ

    Автор учитель биологии лицея № 470

    Калининского района г. СПб

    Скачко Мария Павловна

    Отряд Перепончатокрылые
    Цели урока:

    Выделить особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни;

    раскрыть многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека;

    доказать необходимость охраны этих насекомых

    расширять кругозор учащихся.

    Образовательные: познакомить с представителями отряда Перепончатокрылые, пчелами и муравьями, узнать о структуре и особенностях жизнедеятельности пчелиной семьи, значение их в природе и жизни человека, методах биологической борьбы

    Развивающие: активизация познавательной деятельности; развитие умений учащихся сравнивать, делать выводы; развитие у учащихся исследовательских умений.

    Воспитательные: воспитание любви к животным, бережное отношение к природе.

    Задачи:

    Образовательные:

    рассмотреть особенности строения и особенностях строения пчел и муравьях, организации жизни общественных животных ;

    расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;

    Развивающие:

    продолжить формирование навыков делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;

    формирование критического мышления;

    Воспитательная:

    воспитывать бережное отношение к природе;

    ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

    Технология: Элементы развивающего обучения с использованием ИКТ

    Тип урока - комбинированный.

    Формы работы на уроке:

    а) объяснение нового материала;
    б) работа с учебным материалом

    в) самостоятельная работа учащихся
     Методы

    Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);

    Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, видеопоказ, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);

    Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с опорными конспектами, выполнение виртуальной лабораторной работы);

    Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока, тестирование).

    Планируемые результаты:

    Учащиеся должны продемонстрировать

    Предметные ЗУНы:

    учащиеся должны усвоить, что перепончатокрылые общественные животные;

    знать внешнее строение пчел и муравьев;

    выделять особенности приспособления к общественному образу жизни;

    узнавать перепончатокрылые на рисунках и натуральных объектах.

    Межпредметные ЗУНы: обобщать ранее изученный материал, прогнозировать свойства, в зависимости от строения; развивать коммуникативные умения (работа в группах, устная речь, ведение записей в тетради) и т.д.

    Личностно-ориентированный результат: формировать мотивацию к творческому труду, работе на результат, развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях.

    Междисциплинарные связи: информатика и ИКТ, экология

    Технологическая карта урока

    Этапы урока

    Метод

    Время

    Организационный

    Проверка раннее полученных знаний

    10 мин.

    Новый материал:

    1. Общая характеристика
    2. Пчелы- общественные насекомые. Особенности строения, пчелиная семья, особенности жизнедеятельности Заполнение таблицы
    3. Значение меда и продуктов жизнедеятельности
    4. Муравьи. Муравейник
    5. Значение перепончатокрылых в природе и жизни человека
    6. Интересные факты

    Наглядный; частично-поисковый; частично самостоятельный; выполнение самостоятельной работы

    25 мин.

    Закрепление знаний

    Игра Угадай кто? Определение представителей перепончатокрылых

    5 мин

    Рефлексия. Анализ урока (выставление оценок): выставление и обоснования оценок

    Обсуждение результатов урока

    4 мин.

    Домашнее задание

    1 мин.

    Отряд Перепончатокрылые

    1. Проверка знаний

    Задание 1 (для всех)

    Определите, к какому отряду относится данная характеристика

    А)  Их насчитывают более 3 тысяч видов. Имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное, крупную голову с большими сложными глазами. Имеют две пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками. Развитие без превращения. Для захвата добычи имеют особый орган- маску.                                           (Стрекозы)

    Б) Самый большой отряд насекомых, объединяющий 350 тысяч видов. Первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрылья. Вторая пара тонких перепончатых крыльев служит для полета. На голове располагаются сложные глаза, усики, грызущие ротовые органы с парой сильных челюстей.    (Жесткокрылые)

    В) Отряд включает в себя более 30 тысяч видов. Все представители- сосущие насекомые, питающиеся соками растений. Ротовой аппарат колюще- сосущий. На теле две пары прозрачных крыльев. Передние развиты лучше. Не у всех представителей есть глаза. (Равнокрылые)

    задание 2

    Распределить по отрядам (работа для одного учащегося  у доски)

    Чешуекрылые            Равнокрылые                Двукрылые

    Лимонница,  листоблошки, слепень бычий, бражник,  тля                              

    кровососка оленья,  мотылек,  щитовки,  комар малярийный

    3 задание

    Найдите ошибку в стихотворении  А. Фета «Бабочка»

    Ты прав. Одним воздушным очертаньем
    Я так мила.
    Весь бархат мой с его живым миганьем -
    Лишь два крыла.
    Не спрашивай: откуда появилась?
    Куда спешу?
    Здесь на цветок я летний опустилась
    И вот дышу.
     (у бабочки 4 крыла)

    4 задание

    На доске написаны названия отрядов, необходимо  объяснить их названия

    Жесткокрылые  (первая пара крыльев превратилась в жесткие  надкрыльники)

    Полужесткокрылые (передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев - перепончатая)

    Двукрылые (Хорошо  развиты два передние крыла. Задние  называются  жужжальцами)

    Чешуекрылые   (Крылья покрыты чешуйками)

    5 задание

    В предложенном перечне найдите лишнее

    Скарабей, божья коровка, жук майский, пчела (отряд Жуки или жесткокрылые)

    Красноклоп, щитник, водомерка, водомерка, шмель(Отряд Клопы или полужесткокрылые)

    Кузнечики, кобылки, сверчки, оса (Прямокрылые)

    - Можем ли мы их отнести к отрядам, которые изучили ранее?

    2. Общая характеристика отряда Перепончатокрылые презентация кадр 3

    300 тыс. видов. К ним относится пилильщики, пчелы, муравьи, осы, шмели, наездники и другие насекомые. Распространены повсеместно кроме Антарктиды. У перепончатокрылых две пары крыльев, передние крылья  больше задних. У многих крылья развиваются только в брачный период. На голове усики, пара сложных глаз и 3 простых глаза, ротовой аппарат грызущий или лижущий. Развитие с полным превращением. У перепончатокрылых есть половой деморфизм. Сложное поведение.

    3. Пчела - общественное насекомое презентация кадр 4-5-6

            Около 20 тыс. видов

    Распространенны повсеместно (кроме Антарктиды)

    Ротовой аппарат лижуще-грызущий (нижняя губа и нижняя челюсть вытягиваются в трубочку, формируется хоботок с язычком, при этом верхние челюсти (жвала) — сохраняются)

    Питаются нектаром и пыльцой, используя нектар в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ

    Имеют две пары крыльев,  задняя пара по размеру меньше передней

    Пчелиная семья

    Пчелиная семья включает до 80 тыс. пчел.

    Большинство членов этой семьи – рабочие пчелы (бесплодные самки).

    В семье пчел есть одна самка, способная откладывать яйца до 2-3 тыс. яиц,- это матка. Летом в семье появляются несколько сотен самцов - трутней. Они не могут добывать пищу самостоятельно.

    Зимуют в улье, тесно сбившись в клубок и поддерживают t=+15°.

    4.Самостоятельная работа

    - Заполнить таблицу, вписывая недостающую информацию

    Таблица

    Признаки сравнения

    Полиморфизм пчел

    матка

    трутень

    Рабочая пчела

    Кол-во особей в семье

    1

    Несколько сотен

    70 000

    Из каких яиц развиваются

     (оплодотворенных)

    неоплодотворенных

    оплодотворенных

    Кормление в личиночной стадии

    Зобным молочком

    Молочком, затем пергой

    Молочком, затем пергой

    Время развития

    ? 16

    ? 24

    ? 22

    Особенности строения

    Крупная пчела, длинное заостренное брюшко связано с ее воспроизводительной функцией

    Пчела средней величины с очень крупными глазами, брюшко округлое, связано с поиском матки во время браного полета

    На задних ногах корзиночки, на конце брюшка жало

    Выполняемые функции

    Спаривание и откладывание яиц

    Оплодотворение самки

    Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья

    5.Значение медоносной пчелы в жизни человека презентация кадр 8

    Продукты жизнедеятельности пчелиной семьи

    • Мед
    • Прополис
    • Маточное молочко
    • Воск пчелиный
    • Пчелиный яд

    6.Муравьи. Чем они интересны? Презентация кадр 9-10

     Информация из буклета и учебника на с.90-91.

    около 10 тыс. видов муравьев. Размеры тела - 0,8-30 мм. Окраска от светло-желтой до черной.

    Распространены повсеместно, кроме Антарктиды и Крайнего Севера.

    Муравьи могут строить огромные Известно муравейники. В семье насчитывают до 500-800 тыс. и даже до 1млн особей в муравейнике.

    Живут большими семьями, где есть самки, самцы и рабочие муравьи.

    При благоприятных условиях семья может существовать 100 лет. За это время в семье сменяется много поколений: самки живут максимум 15-20 лет,  рабочие муравьи – 3 года.

    Муравейник

    около 10 тыс. видов муравьев. Размеры тела - 0,8-30 мм. Окраска от светло-желтой до черной.

    Распространены повсеместно, кроме Антарктиды и Крайнего Севера.

    Муравьи могут строить огромные Известно муравейники. В семье насчитывают до 500-800 тыс. и даже до 1млн особей в муравейнике.

    Живут большими семьями, где есть самки, самцы и рабочие муравьи.

    При благоприятных условиях семья может существовать 100 лет. За это время в семье сменяется много поколений: самки живут максимум 15-20 лет,  рабочие муравьи – 3 года.

    7.Значение Перепончатокрылые: презентация кадр 11

    • Опыление растений
    • Разносят семена и распространяют некоторые растения
    • Почвообразователи
    • Переносчики заболеваний
    • Мед, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной жизнедеятельности
    • Вред жилью и здоровью человека, саду и огороду

    8. Игра Угадай кто? Презентация кадр 12-13

    На кадре презентации представлены животные относящиеся к данному отряду.

    9. Закрепление знаний. Выставление оценок


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

    Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...

    Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

    Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

    Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».

    Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы пр...

    Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

    Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

    Методическая разработка урока по теме "Обобщение по теме "Имя рилагательное"

    Урок групповой, очень нравится детям такая форма. За урок бывают опрошены все дети и повторена вся тема....

    методическая разработка урока по теме "Повторение темы Вес тела. Невесомость"

    урок был разработан в мимио (интерактивная доска). Сохранен как презентация...

    Методическая разработка урока по теме "Отряды млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные"

    Данный урок позволяет раскрыть биологические особенности животных отрядов Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Показать их значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человек...