Урок "Кожа.Строение, значение игииена"
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме

Жихарева Лилия Григорьевна

Данная презентация может быть использована для объяснения нового материала по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_stroenie_znachenie_i_gigiena_kozhi.doc350.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Кожа». Строение, значение и гигиена кожи. Терморегуляция и закаливание.

План урока

Цели: дать представление  о покровной системе человека и ее значение; познакомиться с условиями терморегуляции в организме человека; показать значение гигиены кожи и одежды.

Задачи:

  • Выработать навыки установления связи между макро- и микроструктурами;
  • Раскрыть связь строения органа с выполняемыми функциями;
  • Раскрыть значение терморегуляции показать необходимость закаливания;
  • Сформировать основные правила гигиены кожи;
  • Формирование умений поиска необходимой информации средствами ИКТ, использовать учащимися на уроке ЦОР.                                  Оборудование:
  • компьютеры, проектор, рельефная таблица «Кожи человека», лупа.

                                                                                                        Слайд 1  

  1. Актуализация  знаний

Учащимся предлагается угадать, используя подсказки, о каком органе человеческого тела пойдет речь  на этом уроке.

     Утверждения-подсказки:

  • Это самый тяжелый орган человеческого тела со многими функциями
  • Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2, 7 кг.
  • Его называют зеркалом здоровья и болезными».
  • Этот орган тесно связан с нервной системой, в нем заложены многочисленные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения.
  • Этот орган формирует особые образование – ногти и волосы.

Вопросы для фронтальной беседы.

Учитель: Я надеюсь, вы догадались, что тема урока посвящается – коже. Вспомним разновидности покровы у животных.

                                                                                          Слайд 2

Различные покровы тела

  • Дождевой червь

  • лягушка

  • Насекомое

  • Рыба

  • Млекопитающее

Слайд 3

  • Что такое покровы тела?
  • Чем представлены покровы тела у животных?
  • Перечислите особенности покровов у млекопитающих.
  • Какое значение имеют покровы для млекопитающего?

                                                                                                                 Слайд  4

  • Почему говорят, что кожа – зеркало организма?
  • Почему одному человеку, чтобы простудиться достаточно, ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать?
  • Зачем следить за своей  кожей, волосами и ногтями?

II               Изучение нового материала

Учитель: У человека и животных кожа представляет собой специальное образование, служащие границей между живым организмом и внешней средой, ограждающее его от различных внешних влияний, позволяющие сохранять постоянство внутренней среды организма. Площадь поверхности кожи в среднем 1,5-2м^2. Какие функции выполняет кожа?

                                                                                                                              Слайд 5

Схема «Функции кожи» (заполняется в процессе фронтальной беседы с учащимися).

                           Функции кожи:

Защитная                                             депо крови

               

          Чувствительная

                                           

                                                Терморегуляция

               

                            Выделительная

Учитель: Так что же представляет собой кожа? Из чего она состоит?

Ответы на данные вопросы учащиеся находят, выполняя в парах задание  1.

                                                                                                                                    Слайд 6

Задание 1

Изучите определенный слой клеток. В ходе работы заполните таблицу

После обсуждения один из учеников показывает основные части кожи на рельефной таблице «Кожи человека».

Практическая работа «Самонаблюдение»

                                                                                                                                Слайд 7-8

Строение кожи: изображение кожи и кожных складок, ногтей, различных отпечатков пальцев.

  • Кожа и кожные складки

  • Различные отпечатки пальцев

  • Ногти

Инструктивная карточка

Оборудование: ручная лупа.

  1. Рассмотрите без лупы, а потом с ее помощью кожу тыльной стороны кисти руки. Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи?
  2. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаруживаете?
  1. Рассмотрите строение ногтя. Объясните, чем можно доказать отсутствие на ногтях кровеносных сосудов и нервных окончаний?
  2. Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните: почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека? Почему подушечки пальцев обладают большей чувствительностью?

                                                                                                                       Слайд  9

Выводы учащиеся формируют самостоятельно и после обсуждения записывают в тетради:  

  • Кожные складки (структурные образования) связаны с функциями суставов пальцев, благодаря которым человек может захватывать предметы;
  • на коже много мышечных и эластичных волокон, способны растягиваться;
  • мельчайшие кожные складки, бороздки, линии образуют индивидуальный узор;
  • в углублении бороздок много рецепторов, отсюда чувствительность повышенная.

Задание 2

Учитель: Номинальной температурой тела человека считается температура от 36,4°С до 37,5°С. Ее повышение 43°С и падение ниже 25°С смертельны.

Используя приведенную ниже информацию, объясните, почему температура тела практически не меняется.

В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. Если бы тело было покрыто непроницаемым для тела футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1.5 градусов, а часов через 40 тело достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается в несколько раз. И все же температура тела не  меняется. Почему?

Ответ: Постоянство температур тела поддерживаются путем регуляции отдачи тепла организмом. И эта роль принадлежит нашей коже, так как этот орган, который непосредственно контактирует с внешней средой и, следовательно, регистрирует изменения ее температуры. Происходит уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме, т.е. терморегуляция.

Самостоятельное чтение текста учебника «Выработка тепла и теплоотдачи», с 209-210.

Вопросы для обсуждения схемы (фронтальная беседа):

                                                                                                                              Слайд 10

  1. Какие виды терморегуляции можно выделить у человека?
  2. С чем связана химическая терморегуляция.
  3. Каковы механизмы усиления теплообразования?
  4. Каковы основные пути физической терморегуляции?

Далее учащиеся заполняют в тетради схему.

                                                                                                                             Слайд 11

Схема «Регуляции температуры тела» (схема постепенно заполняется в процессе  фронтальной беседы).

                                     Задание 3

Учитель: Английский доктор Ч. Блэгден более 200лет назад провел следующий опыт: вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 минут в сухой камере при температуре 126 градусов без последствий для здоровья. В тоже время кусок мяса, взята в камеру, оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.

Проанализируйте следующие данные и определите зависимость теплоотдачи организмом от условий внешней  среды. Заполните таблицу подставить знак «+» в соответствующую графу.

                                                                                                                          Слайд 12-13

«Зависимость теплоотдачи организмов от условий внешней среды».

Учитель: Тепло теряется с поверхности тела в процессе превращения воды в водяной пар. На испарение 1 грамма воды затрачивается 2.45 кДж тепла. Теплоотдача путем испарения пота происходит непрерывно в виде незаметно для нас испарины. Пот – это водянистая жидкость, содержащие 0.1 – 0.4 % хлористого натрия, лактата натрия (соль молочной кислоты) и мочевины. Он образуется из тканевой жидкости благодаря активности потовых желез, находящихся под контролем особых нервных волокон симпатической нервной й системы, принимающей импульсы из гипоталамуса.

У человека потоотделение начинается тогда, когда температура тела поднимается с 36.7 градусов. При нормальных условиях за сутки выделяется 900 мл пота, но при очень сильной жаре и достаточном снабжение водой и солями это величина может возрасти до 12л.

                                                                                                                                  Слайд 15

Учитель: Уменьшение теплоизлучения во внешнюю среду способствует теплоизоляции между внутренней областью тела и окружающей средой. Теплоизоляция тела обеспечивается с прослойкой неподвижного воздуха над поверхностью кожи (пограничный слой), а затем кожным и подкожным жиром.

Одежда человека сохраняет пограничный слой воздуха, а поскольку воздух – плохой проводник тепла, он уменьшает теплоотдачу.

Степень достигаемой при этом изоляции зависит от толщины воздушной прослойки. При низкой температуре в результате рефлекторного сокращения кожной мускулатуры волосы шерстяного покрова млекопитающих или перья птиц приподнимаются, и слой неподвижного воздуха становится толще. У человека эта реакция еще сохранилась, но так как волос на теле у него мало, она лишь дает эффект, известный под названием «гусиной кожи». Отсутствие волос человек компенсирует теплоизолирующим действиям одежды.

                                                                                                   Слайд 14

  • Гусиная кожа

                                                                                           

    Слайд 16

Игра «Биолото»

Учащимся раздаются карточки, учитель зачитывает вопросы, учащиеся закрывают карточку с соответствующем ответом.

  1.  дерма
  1. защитная
  1. депо кровь

  1. чувствительность

     

  1. витамин D

  • Повышение температуры
  • Головокружение
  • Головная боль
  • Обильное потоотделение
  • Бледность
  • Слабость
  • Потеря сознания

    7.

  • Головокружение
  • Головная боль
  • Обильное потоотделение
  • Бледность
  • Слабость
  • Потеря сознания

    8. эпидермис

 9.физическая

    10.  Влажный воздух

           Ветреная погода

   11. закаливание

12. волосы и ногти

     13. сальные

14. выделительная

15. химическая

     16. дрожь

17. терморегуляция

18. гиподерма


Учитель:

  1. Наружный слой кожи.( 8)
  2. Средний слой кожи. (1 )
  3. Внутренний слой кожи. (18)
  4. Железы, смягчающие кожу.(13)
  5. Кожные роговые образования. (12)
  6. Витамин, синтезирующий в коже.( 5)
  7. Функции кожи (2,3,4,14,17).
  8. Состояние организма при тепловом ударе(.6)
  9. Состояние организма при солнечном ударе. (7)

     10.Виды физиологической регуляции температуры              

        тела.( 9,1)

11.Защитная реакция органа человека от переохлаждения.( 16)

12.Факторы способствующие переохлаждению организма.( 10)

13.Постепенное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в первую очередь к холоду. (11)

Учитель: Учащимся предлагается, прочитав материал учебника (с. 211-212),  сформулировать правила закаливания.

Учитель: Состояние кожных покровов является одним из показателей состояния здоровья человека. А связаны ли  между собой здоровье и красота? Чтобы понять это, давайте попробуем ответить на вопрос: «Что такое красота человека»?

Это прежде всего здоровье, ухоженная сияющая и упругая кожа. Она является «лакмусовой бумажкой» нашего организма. Волдыри, сыпи, язвы – это как бы «кожная проба», показатель общего состояния здоровья. Чтобы кожа могла справляться с возложенными на нее обязанностями, за ней прежде всего надо ухаживать, потому что она, пограничная ткань, подвергается  воздействию огромного количества внешних и внутренних раздражителей.

Сообщение учащимся (подготовка заранее): «Правило ухода за кожей», «Уход за ногтями», «Уход за волосами», «Гигиены одежды и обуви».

III. Закрепление

                                                                                                                   Слайд 17

Ответьте на вопросы текста.

  1. Основные функции эпидермиса

А) восприятие температуры

Б) предохранение от ударов, накопление жира

В) защита, образование новых клеток

  1. Способность к регенерации имеет

А) эпидермис

Б) дерма

В) подкожная клеточная

  1. Кожа не осуществляет функцию

А) дыхание

Б) опоры

В) выделение

  1. Угревая сыпь появляется из – за

А) недостатка витаминов

Б) усиление потоотделения

В) изменение состава сальных желез

  1. Дактилоскопия – это наука, изучающая

А) кожу

Б) рисунок внутренних поверхностей пальцев

В) функции сальных желез

  1. Производные кожи

А) жировые клетки

Б) ногти, волосы

В) мышечные волокна

  1. Ноготь – это производные

А) дермы

Б) подкожные клетчатки

В) эпидермис

На заключительном слайде приведены правильные ответы, что дает возможность школьникам самостоятельно оценить выполнения тестовых заданий.

                                                                                                                               Слайд 18

1-В. 2-А. 3-Б. 4-В. 5-Б. 6-Б. 7-А.

Рефлексия

Учитель. Ребята настало время подвести итоги. Я бы хотела, чтобы вы высказали своё мнение о работе на уроке, материале, что  мы изучили. Ответьте, пожалуйста  на вопрос.

Я хорошо усвоил, ….

Теперь  я смогу  и научу других, …

Меня удивило…

Мне пригодиться в дальнейшем ….                    

                                                                                                                                                                                                                       Слайд 19

    Источники информации:

Н.В Ляшенко; Е.В. Попова. Биология 11 класс « Секреты эффективности современного урока», Издательство «Учитель 2011 год».

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек 8 класс, издательство «Дрофа 2008 год».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».

Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вмес...

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

« Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие.»

Урок -изучение нового материала. Учащиеся изучают строение цветка, типы соцветий и плодов. Здесь же ребята знакомятся с применением цветков, плодов и соцветий как лекарственных  растений....

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...

Понятие функции. Область определения и область значений функции. Возрастание и убывание. Наибольшее и наименьшее значение. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.

Цель занятия: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.Задачи занятия:- расширить понятие о числовых функциях пут...

"Значение и особенности формирования культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и значение для становления личности в условиях современного общества"

Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности умственно отсталых, отмечается, что выпускники школ и...

Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции

Материал для практической работы "Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции"...