Конспект урока "Лишайники-растения-сфинксы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Конспект урока содержит также приложение-презентацию. Данная разработка принимала участие во Всероссийском профессиональном конкурсе "Урок 2020" (призёр конкурса -ноябрь 2013 года)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Лишайники - растения -сфинксы» Разработала: Гуликова Елена Николаевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 12 г.Североморска, Мурманской области Урок биологии в 7 классе на тему:

Слайд 2

Домашнее задание 1.Выучить опорный конспект 2.Информационная подборка: «Знаете ли вы…», «Это интересно» 3.Составить дидактические карточки по теме «Лишайники»

Слайд 3

Бор-беломошник

Слайд 4

ИНСЕРТ Знаю Хочу узнать

Слайд 5

Почему лишайники встречаются во всех природных зонах? Отрывок из книги К. А. Тимирязева “Жизнь растений» Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли Обломок от скалы, обнаружив свежий, не выветренный Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под Землей, везде на голой бесплодной поверхности , Первым появляется лишайник, разлагая горную породу, Превращая её в плодоносную почву. Он забирается. Далее всех растений на север, выше всех в горы Ему нипочем зимняя стужа, летний зной; Медленно , но упорно завоёвывает он каждую пядь земли. И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.

Слайд 6

Вывод: лишайники – уникальные организмы, способные занимать самые разные условия существования, в силу своих особенностей.

Слайд 7

Отрывок из книги К. А. Тимирязева “Жизнь растений» Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли Обломок от скалы, обнаружив свежий, не выветренный Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под Землей , везде на голой бесплодной поверхности , Первым появляется лишайник , разлагая горную породу, Превращая её в плодоносную почву. Он забирается. Далее всех растений на север, выше всех в горы Ему нипочем зимняя стужа, летний зной; Медленно , но упорно завоёвывает он каждую пядь земли. И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни

Слайд 9

Особенности строения лишайников

Слайд 10

Как вы думаете, какова роль коркового и сердцевинного слоёв?

Слайд 12

Корзина идей Подумайте, какие взаимоотношения могут быть в слоевище лишайника между водорослью и грибом?

Слайд 13

Типы слоевищ лишайников Пример инструкционной карточки Инструкционная карточка по теме «Лишайники» 1.Внимательно рассмотрите коллекцию лишайников. 2.Предположите как будут называться слоевища лишайников. Ответ аргументируйте.

Слайд 16

Типы слоевищ лишайников Дайте название каждому столбцу в таблице

Слайд 17

Мыслительные листы В чём заключается преимущество разных типов слоевищ?

Слайд 18

Питание лишайников

Слайд 19

Чтение текста пометками v - «это я знаю» + -«эта информация для меня новая» !- «это интересно» ? –«эта информация требует пояснения»

Слайд 20

Ситуационная задача Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чем говорит это явление?

Слайд 21

«Верные и неверные суждения» 1.Тело лишайника – симбиотическое взаимоотношение гриба и водоросли 2. Тело лишайника иначе называется субстрат 3. Лишайники характеризуются быстрым ростом 4. Лишайники называют «пионерами растительности»

Слайд 22

5. Выделяют три типа слоевищ лишайников: накипные, листоватые и кустистые 6. Лишайники – автогетеротрофные организмы 7.В теле лишайника гриб снабжает водоросль органическими веществами 8. Лишайники устойчивы к низким температурам

Слайд 23

9. Лишайники являются биоиндикаторами окружающей среды 10. Лишайникам свойственно только вегетативное размножение – частями таллома

Слайд 24

Закончите предложения Сегодня на уроке я…. Самым сложным для меня сегодня было… Мне понравилось работать в группе потому что… Сегодня я задумался… Я бы хотел больше узнать …. Выставление оценок за работу на уроке.

Слайд 25

Спасибо за работу на уроке!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 12

Г.Североморска Мурманской области

Разработка урока на Всероссийский  профессиональный  конкурс педагогического мастерства «Урок-2020»

в  номинации  «Основное общее образование».

Урок биологии в 7 классе на тему:

«Лишайники - растения-сфинксы».

                                           

                                         Автор: учитель биологии,

Гуликова Елена Николаевна

                               

                                 

2013 год

Пояснительная записка

к уроку биологии в 7 классе по теме: «Лишайники – растения-сфинксы»

Автор:

Гуликова Елена Николаевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 12

 г. Североморска

Направление:

эколого-биологическое

Тема, класс:

Лишайники - растения-сфинксы, 7 класс

Тип:

урок изучения нового материала

Характеристика класса:

общеобразовательный класс со средним или выше среднего показателем качества обученности

Программа:

программа основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина

Учебник:

Захаров, В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений /В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2011. – 255 с., ил.

Раздел:

раздел 2 «Царство Грибы»

Количество часов:

70 учебных часов в год, 2 учебных часа в неделю

Цель:  

определить уникальность лишайников как симбиотических организмов, сочетающих в себе признаки грибов и водорослей

Методы:

словесные, наглядные, практические

Приёмы:

ИНСЕРТ, «Дерево предсказаний», «верные и неверные суждения», чтение текста с пометкой, составление мыслительных листов, эвристическая беседа, «корзина идей», составление синквейна

Оборудование:

 ПК, презентация «Лишайники», дидактические карточки для проверки домашнего задания, коллекция лишайников, инструкционные карточки с текстами заданий для работы на уроке, учебник, мел, доска

Формы работы:

индивидуальная, работа в парах, работа в группах, фронтальная работа.

Организация учебной деятельности в современной школе связана с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Целью образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности, что в свою очередь требует изменения подхода к современному уроку.

В своей педагогической деятельности, для реализации целей современного образования, я активно использую технологии развития критического мышления учащихся, а также включаю  в  структуру уроков элементы проблемного обучения.

Разработанный урок - «Лишайники - растения-сфинксы» реализован с использованием указанных технологий.

Урок состоит из восьми основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения учащегося в учебный процесс.

1 этап – организационный (1 минута) задает общее эмоциональное настроение последующих 45 минут, определяя ключевые  действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, доказывать;

2 этап – домашнее задание (1 минута) даётся в нескольких формах: 1) выучить опорный конспект по пройденной теме; 2) сделать информационную подборку по пройденной теме: «Знаете ли вы…», «Это интересно» 3) дополнительное задание (для учащихся по желанию) -  составить дидактические карточки  на проверку знаний по теме «Лишайники»;

3 этап – проверка домашнего задания (7 минут) осуществляется в нескольких формах: 1) несколько учащихся выполняют задания по дидактическим карточкам; 2) несколько учащихся осуществляют взаимоконтроль знаний по инструкционной карточке; 3) остальные учащиеся участвуют во фронтальном опросе;

4 этап -  актуализация знаний (6 минут). Осуществляется с использованием различных методов и приёмов обучения (вступительное слово учителя, рассказ учителя с элементами беседы, ИНСЕРТ, беседа с классом). На данном этапе урока учащиеся знакомятся с лишайниками, высказывают свою точку зрения по данному вопросу, формулируют цель урока;

5 этап – изучение нового материала (20 минут). Этап урока начинается с распределения учащихся по группам и вовлечения учащихся в активное обсуждение проблемного вопроса: почему лишайники встречаются во всех природных зонах?

Затем учащиеся работают с текстом инструкционной карточки и выделяют главные мысли, при этом учитель совместно с учащимися начинает составлять на доске «Дерево предсказаний» (в котором отражаются особенности лишайников).

Следующий этап – изучение внутреннего строения лишайников (используется метод – рассказ учителя). Учащиеся отвечают на проблемный вопрос: подумайте, какие взаимоотношения могут быть в слоевище лишайника между водорослью и грибом? Ответ аргументируйте. На данном этапе используется приём – «корзина идей» - учащиеся работают в группах, предлагают свои идеи, которые собираются в общую «корзину».

Следующий этап – изучение типов слоевищ лишайников. Учащиеся работают с коллекцией лишайников по инструкционной карточке, самостоятельно пытаются определить название слоевищ лишайников. После заполняется таблица «Типы слоевищ лишайников» (учащимся необходимо дать название каждому столбцу в таблице). На основании составленной таблицы учащиеся разрабатывают мыслительные листы – в чём заключается преимущество разных типов слоевищ?

На следующем этапе урока изучается питание и размножение лишайников при этом заполняется «дерево предсказаний».

Изучение экологических групп лишайников происходит при помощи метода- эвристическая беседа.

Значение лишайников в природе и жизни человека изучается учащимися при работе с текстом, который им необходимо прочитать и сделать пометки:

v- «это я знаю»

+ -«эта информация для меня новая»

!- «это интересно»

? –«эта информация требует пояснения»;

6 этап – закрепление материала (2  минуты)

            На данном этапе урока используется приём: «верные и неверные суждения». Суждения выводятся на экран (индивидуальная работа);

7 этап – обобщение и систематизация знаний (4  минуты)

Учащиеся работают в группах – составляют синквейн на тему: «Лишайники- удивительные организмы живой природы» Учитель знакомит учащихся с правилами работы над синквейном. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

8 этап – подведение итогов урока (4 минуты)

Проводится рефлексия пройденного урока. Учащиеся высказывают своё мнение:

Сегодня на уроке я….

Самым сложным для меня сегодня было…

Мне понравилось работать в группе потому что…

Сегодня я задумался…

Я бы хотел больше узнать ….

После рефлексии выставляются оценки за работу на уроке.

Технологическая карта урока по теме: «Лишайники – растения-сфинксы» 7 класс.

Тема урока

Лишайники – растения-сфинксы

Актуальность использования средств ИКТ

Использование средств ИКТ повышает мотивацию учащегося;

наглядность, обучение новому методу учебной деятельности, повышение эффективности зрительного восприятия учебного материала способствуют усвоению знаний

Цель урока

определить уникальность лишайников как симбиотических организмов, сочетающих в себе признаки грибов и водорослей

Задачи урока

образовательные

воспитательные

развивающие

- изучить особенности форм талломов лишайников;

- определить значение термина «симбиоз»;

- выявить местообитание лишайников и их экологическую роль;

- изучить строение лишайников;

- познакомить учащихся с особенностями процессов жизнедеятельности лишайников (размножения, дыхания).

- развитие научного мировоззрения;

- экологическое воспитание;

- воспитание толерантности через работу в малых группах.

- развитие логического и критического мышления учащихся;

- развитие познавательного интереса  предмету;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие интеллектуальных умений (выдвижение гипотез, умение аргументировать свою точку зрения);

- развитие умения анализировать полученную информацию и формулировать выводы;

- развитие исследовательских умений

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация «Лишайники»

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Выход в Интернет, Мультимедиа устройства, Internet Explorer , MS Power Point

Структура урока

Этап 1. Организационный момент

Задачи

Проверка подготовки класса к уроку

Длительность этапа

1 минута

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Позитивный настрой на урок

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Концентрирует внимание учащихся на эффективное проведение урока

Этап 2. Домашнее задание

Задачи

Организовать обсуждение домашнего задания

Длительность этапа

1 минута

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Записывают домашнее задание

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Поясняет домашнее задание:

- выучить опорный конспект;

- сделать информационную подборку «Знаете ли вы…»;

- придумать дидактические карточки на проверку знаний по теме «Лишайники».

Этап 3. Проверка домашнего задания

Задачи

Повторить материал, пройденный на предыдущем уроке, зафиксировать учебные затруднения

Длительность этапа

8 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная работа учащихся с дидактическими карточками; работа в парах по инструкционной карточке (взаимоконтроль знаний); фронтальный опрос учащихся (проговаривают основные моменты пройденной темы по цепочке; отвечают на вопросы учителя)

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Формулирует вопросы для обсуждения; организует выполнение учащимися учебного действия.

Этап 4. Актуализация знаний

Задачи

Организовать актуализацию знаний по новой теме

Длительность этапа

7 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

презентация

Форма организации деятельности учащихся

Учащиеся формулируют цель урока; выполняют задание - ИНСЕРТ (чтение текста  с пометкой)

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Знакомит учащихся с новой темой при помощи методов: вступительное слово учителя, рассказ учителя с элементами беседы

Этап 5. Изучение нового материала

Задачи

Способствовать усвоению нового материала, используя презентацию, коллекции лишайников

Длительность этапа

20 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

презентация

Форма организации деятельности учащихся

Работа учащихся в группах: читают и анализируют отрывки из книги К.А. Тимирязева «Жизнь растений»; рисуют дерево предсказаний; отвечают на проблемные вопросы; корзина идей; записывают новые понятия в тетрадь; изучают коллекцию лишайников; заполняют таблицу: «Типы слоевищ лишайников» (дают название каждому столбцу в таблице);просматривают видеофрагмент о строении лишайников; участвуют в эвристической беседе; ИНСЕРТ (чтение текста с пометками);

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Объяснение новой темы, используя такие методы, как беседа, рассказ

Индивидуальные и фронтальные консультации по проведению практической работы

Этап 6. Закрепление материала

Задачи

Организовать повторение учебного содержания

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Работа с «верными и неверными» суждения на слайдах

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Этап 7. Обобщение и систематизация знаний

Задачи

Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Составляют синквейн на тему: «Лишайники»

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Фиксирует неразрешённые затруднения на уроке, контролирует усвоение изученного материала

Этап 8. Подведение итогов урока

Задачи

Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Рефлексия: закончите предложения:

Сегодня на уроке я…

Самым сложным для меня сегодня было…

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Выслушивает мнения учащихся; анализирует деятельность учащихся на уроке; выставляет оценки за работу на уроке.

Конспект урока «Лишайники – растения-сфинксы».

Учебник - Захаров, В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений /В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2011. – 255 с., ил.

Цель -  определить уникальность лишайников как симбиотических организмов, сочетающих в себе признаки грибов и водорослей.

Задачи:

1.Образовательные:

- изучить особенности форм талломов лишайников;

- определить значение термина «симбиоз»;

- выявить местообитание лишайников и их экологическую роль;

- изучить строение лишайников;

- познакомить учащихся с особенностями процессов жизнедеятельности лишайников (размножения, дыхания).

2.Воспитательные:

- развитие научного мировоззрения;

- экологическое воспитание;

- воспитание толерантности через работу в малых группах.

3.Развивающие:

- развитие логического и критического мышления учащихся;

- развитие познавательного интереса  предмету;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие интеллектуальных умений (выдвижение гипотез, умение аргументировать свою точку зрения);

- развитие умения анализировать полученную информацию и формулировать выводы;

- развитие исследовательских умений.

Тип  урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, инструкционные карточки, презентация «Лишайники»

Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация «Лишайники», рисунки учебника, педагогический рисунок «Дерево предсказаний», коллекция лишайников), практические (элемент практической работы – «Исследование типов слоевищ лишайников», работа с текстами по инструкционным карточкам, составление таблицы)

Формирование УУД:

1.Коммуникативные УУД:

- развитие социальной компетентности и сознательной ориентации на позиции других людей;

- развитие умения вести диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- развитие умения сотрудничать со сверстниками при работе в группе.

2.Личностные УУД:

- развитие умения оценивать свою деятельность на уроке (рефлексия)

- воспитание экологического сознания.

3.Регулятивные УУД:

- развитие умения самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий в ходе работы на уроке;

- развитие умения прогнозировать результат решения проблемной ситуации.

4.Познавательные УУД:

- овладение новыми знаниями о лишайниках;

- уметь характеризовать типы слоевищ лишайников;

- уметь доказать уникальность лишайников.

Ход урока

1.Организационный момент (1 мин)

Проверка подготовки класса к уроку.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Настраиваемся на продуктивную работу. Проверьте, пожалуйста, своё рабочее место. Присаживайтесь.

2.Домашнее задание (1 мин)

Откройте, пожалуйста, свои дневники, запишем домашнее задание на следующий урок.

Выучить пройденный материал, используя опорный конспект.

Сделать информационную подборку по пройденной теме: «Знаете ли вы…», «Это интересно».

Дополнительное задание (для учащихся по желанию) -  придумать дидактические карточки  на проверку знаний по теме «Лишайники».

3.Проверка домашнего задания (8 мин.)

На прошлом уроке мы с Вами изучали особенности Царства Грибы. Сейчас мы проверим, как Вы усвоили пройденный материал (в течение двух минут учащиеся повторяют домашнее задание).

Несколько учащихся выполняют задания по дидактическим карточкам, несколько учащихся осуществляют взаимоконтроль знаний по инструкционной карточке, остальные учащиеся участвуют во фронтальном опросе.

Примеры дидактических карточек

Дидактическая карточка № 1. «Царство Грибы»

Допишите определения

  1. Грибы – это…
  2. Микология – это…
  3. Гифы – это…
  4. Мицелий – это…
  5. Эукариоты – это…
  6. Гетеротрофы – это…

Дидактическая карточка № 2. «Царство Грибы»

Письменно ответьте на вопросы

  1. Как называется наука о грибах?
  2. Охарактеризуйте взаимоотношения между грибом и деревом.
  3. Почему нельзя собирать грибы возле дорог?

Дидактическая карточка № 3. «Царство Грибы»

Подпишите рисунок «Строение гриба»

Письменно ответьте на вопрос

Назовите признаки отравления грибами. Каким образом следует оказать доврачебную помощь при отравлении грибами?

Пример инструкционной карточки для взаимоконтроля

Инструкционная карточка для взаимоконтроля знаний по теме: «Царство Грибы»

Внимательно прочитайте предложенные вопросы. Подумайте и ответьте по очереди. Оцените друг друга по пятибалльной шкале. Оценочный лист сдайте учителю после фронтального опроса.

1.Какие отделы грибов Вы изучили на прошлом уроке?

2. Приведите примеры грибов - паразитов и грибов-сапрофитов.

3.Назовите фамилии учёных, которые внесли неоценимый вклад в микологию.

4. Охарактеризуйте строение гриба.

5. Приведите примеры съедобных грибов Мурманской области.

6. Составьте план действий при оказании доврачебной помощи человеку, отравившемуся грибами.

Вопросы к классу (фронтальный опрос)

1.Почему Грибы выделены в отдельное царство?

2.Назовите признаки грибов, сближающих их с растениями.

3.Назовите признаки грибов, сближающих их с животными.

4. Охарактеризуйте способы размножения грибов.

5. Каковы особенности строения клетки грибов?

6. Приведите примеры съедобных, ядовитых и условно съедобных грибов.

7.Какова роль грибов в природе и жизни человека?

4.Актуализация знаний (7 мин)

Вступительное слово учителя:

- Ребята, тема нашего урока: «Лишайники – растения сфинксы».

Рассказ учителя с элементами

- Представьте, что Вы идете по сухому сосновому бору. Под ногами похрустывают сероватые кустики. Их часто называют оленьим мхом, или ягелем, и даже лес, в котором обитают такие растения, известен как бор-беломошник. Но на самом деле это не мох, а лишайники. Трухлявые пни, поверхность стволов деревьев, почва и каменистые поверхности, деревянные заборы и старые крыши – всё это лишь часть маленького мира, в котором обитают эти удивительные живые организмы.

Используется приём ИНСЕРТ: учащиеся в чертят в своих тетрадях данную таблицу, заполняют графы таблицы в течение двух минут.

Знаю

Хочу узнать

Учитель выслушивает мнения класса. Учащиеся формулируют цель урока.

5.Изучение нового материала (20 мин)

Работа учащихся в малых группах

Учащиеся самостоятельно делятся на 5  групп

1.Учащимся  раздаются отрывки из книги К.А. Тимирязева «Жизнь растений». Необходимо внимательно прочитать текст и ответить на проблемный вопрос (вопрос на слайде - Почему лишайники встречаются во всех природных зонах?)

Отрывок из книги К. А. Тимирязева “Жизнь растений»

Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли
Обломок от скалы, обнаружив свежий, не выветренный
Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под
Землей,
везде на голой бесплодной поверхности,
Первым появляется лишайник
, разлагая горную породу,
Превращая её в плодоносную почву. Он забирается.
Далее всех растений на север, выше всех в горы
Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;
Медленно,
но упорно завоёвывает он каждую пядь земли.
И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.

Заслушиваются мнения участников групп: формулируется вывод: лишайники – уникальные организмы, способные занимать самые разные условия существования, в силу своих особенностей.

2. Учащиеся работают с тем же отрывком из книги. Необходимо выделить главные мысли в тексте. -  Ребята, предположите, какими особенностями обладают лишайники? (учитель рисует на доске подсказку - ствол дерева – тема урока: лишайники, ветви – это предположения («возможно», «вероятно»), а листья - обоснование предположений (аргументы). Группам даётся 1 минута на обсуждение, затем учитель рисует на доске дерево предсказаний, опираясь при этом на мнения участников групп.

Пример:  ветви дерева – медленный рост; являются первопоселенцами; поселяются на деревьях, камнях, крышах домов. Листья (аргументы) на данном этапе не рисуются, так как учащиеся сами находят аргументы в ходе урока.

3.А теперь, ребята, давайте познакомимся с особенности строения лишайников.

Рассказ учителя

- Лишайники - это своеобразная группа комплексных организмов, тело (слоевище/таллом) которого состоит из двух компонентов: автотрофного (водоросли) и гетеротрофного (гриба) (учащиеся записывают термин в тетрадь).

Проблемный вопрос классу: Подумайте, какие взаимоотношения могут быть в слоевище лишайника между водорослью и грибом? Ответ аргументируйте.

На данном этапе урока используется приём - корзина идей. Каждый участник групп выдвигает своё предположение, а затем ребята  объединяют их «в общую корзину идей».

Учащиеся приходят к выводу: в теле лишайника между водорослью и грибом  происходят выгодные взаимоотношения: водоросль снабжает гриб готовыми органическими веществами, а гриб снабжает водоросль водой и растворёнными в ней минеральными солями. Такой тип взаимоотношений называется – симбиоз (учащиеся записывают термин в тетрадь)

Дополнения учителя (используется демонстрация на слайдах):  внутреннее строение лишайника имеет уникальные особенности, которые позволяют ему приспосабливаться к условиям  окружающей среды: большинство лишайников имеет верхний и нижний корковый слой из плотного сплетения грибных гифов, между которыми - сердцевина – рыхлый слой грибных нитей с водорослями.

 Вопрос классу: как вы думаете, какова роль коркового и сердцевинного слоёв? (укрепление слоевища, защита водоросли от чрезмерного освещения, а роль сердцевинного слоя – проведения воздуха к клеткам водорослей, содержащим хлорофилл).

4. Типы слоевищ лишайников

Группам раздаётся коллекция лишайников (накипные, листоватые, кустистые) и инструкционная карточка с заданиями. После выполнения двух первых заданий идет обсуждение материала с классом. Учащиеся предполагают, как будет называться то или иное слоевище лишайника и аргументируют свой ответ.

Пример инструкционной карточки

Инструкционная карточка по теме «Лишайники»

1.Внимательно рассмотрите коллекцию лишайников.

2.Предположите, как будут называться слоевища лишайников. Ответ аргументируйте.

После обсуждения работы групп учащиеся заполняют таблицу совместно с учителем.

Составление таблицы: «Типы слоевищ лишайников» (учимся обобщать материал, дать название каждому столбцу). Первая строка таблицы заполняется совместно с учителем, после этого, учащиеся самостоятельно дают названия столбцам таблицы. Остальные графы в таблице учащиеся заполняют самостоятельно, используя текст учебника.

Накипный

Слоевище имеет вид корочки, плотно срастающейся с субстратом и не отделяются от него без значительных повреждений.

Леканора

Листоватый

Слоевище имеет вид листовой пластинки, прикрепляются к субстрату  с помощью короткой толстой ножки –гомф.

Гипогимния

Кустистый

Слоевище имеет вид прямостоячего или повисающего кустика, срастающегося с субстратом только основанием

Уснея

На основании составленной таблицы составьте мыслительные листы: в чём заключается преимущество разных типов слоевищ? (элементы ответов: листоватые лишайники более высокоорганизованные, т.к. отделение слоевища от субстрата позволяет улучшить газообмен, в слоевище лучше задерживается влага; кустистые лишайники благодаря своей структуре могут занимать наилучшее положение, при котором водоросли могут максимально использовать свет для фотосинтеза).

5.Питание  и размножение лишайников

Учитель обращается к слайдам: ещё раз напоминает о строении лишайника. Учащиеся вспоминают особенности питания грибов и водорослей и приходят к выводу, что лишайники – это автогетеротрофные организмы. Возвращаемся к дереву предсказаний: ветвь - лишайники обитают там, где не могут жить ни грибы, ни водоросли в отдельности, т.к. им присущи новые биологические качества. Постепенно дорисовываются листы дерева предсказаний (учащиеся уже сами могут аргументировать каждую из предложенных «ветвей»)

Размножаются лишайники в основном вегетативно (частями слоевища), а также спорами.

6.Экологические группы лишайников

Эвристическая беседа с классом

В начале урока мы говорили, что лишайники встречаются повсеместно. Напомните, пожалуйста, где мы можем встретить этих уникальных организмов? А как вы думаете, почему лишайники смогли занять места, недоступные для других организмов? (имеют медленный рост, медленно накапливают органические вещества, способны переносить длительное высушивание, устойчивы к высокой и низкой температуре, легкость вегетативного размножения).

7. Значение лишайников в природе и жизни человека

Группам раздаётся текст, с которым необходимо поработать каждому участнику индивидуально.

Работа: чтение текста  пометками

v- «это я знаю»

+ -«эта информация для меня новая»

!- «это интересно»

? –«эта информация требует пояснения»

v

+

!

?

Учащиеся работают с текстом, делают пометки

Пример текста

Лишайники чрезвычайно широко распространены на всей планете. Особенно велика их роль в биогеоценозах, где они составляют заметную часть растительного покрова. Используя энергию солнечных лучей, поглощая воду и минеральные соли, лишайники образуют определённую фитомассу. При отмирании лишайников разлагаются различные вещества, заключённые в их слоевищах, попадая в почву, они способствуют накоплению в ней химических элементов, что улучшает качества почвы. Также лишайники могут образовывать специфически растительные группировки- синузии, которые являются компонентами биогеоценозов и играют определённую роль в их жизни. Важно отметить, что лишайники принимают участие в химическом  выветривании  пород. Им нередко принадлежит роль пионеров растительности при заселении свежеобнажённых субстратов. Человек также нашёл применение лишайникам. К примеру,  в медицине часто используются лишайниковые кислоты, обладающие антибиотическими свойствами. Из лишайников получают препараты, применяющиеся при лечении кожных заболеваний, ожогов. Кроме того, человек нашёл применение лишайникам и в парфюмерной индустрии.

Учитель: Все справились с работой?  Давайте обсудим, что же было новым для вас? Большое внимание уделяется роли лишайников как биоиндикаторов окружающей среды. Необходимо ответить, что лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха.  Здесь учитель может задать ребятам решить ситуационную задачу: - Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чем говорит это явление? 

6.Закрепление материала

На данном этапе урока используется приём:  «верные и неверные суждения» (учащиеся индивидуально работают с суждениями).

Суждения выводятся на слайдах:

1.Тело лишайника – симбиотическое взаимоотношение гриба и водоросли (+)

2. Тело лишайника иначе называется субстрат (-)

3. Лишайники характеризуются быстрым ростом (-)

4. Лишайники называют «пионерами растительности» (+)

5. Выделяют три типа слоевищ лишайников: накипные, листоватые и кустистые (+)

6. Лишайники – автогетеротрофные организмы (+)

7.В теле лишайника гриб снабжает водоросль органическими веществами(-)

8. Лишайники устойчивы к низким температурам (+)

9. Лишайники являются биоиндикаторами окружающей среды (+)

10. Лишайникам свойственно только вегетативное размножение – частями таллома (-)

7.Обобщение систематизация знаний

Ребята  в группах составляют синквейн на тему «Лишайники- уникальные организмы живой природы»

Пример: набросок синквейна

Лишайник

Уникальный, выносливый

Приспосабливается, занимает,…

Загадочное существо, подобное сфинксу

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

8.Подведение итогов урока

Рефлексия

Закончите предложения: (примеры на слайде)

Сегодня на уроке я….

Самым сложным для меня сегодня было…

Мне понравилось работать в группе потому что…

Сегодня я задумался…

Я бы хотел больше узнать ….

Выставление оценок за работу на уроке.

Приложение

Список литературы

1.Энциклопедия живой природы. В 10тт.Т5. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис,2006. – 160 с., ил.

2.Захаров, В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений /В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2011. – 255 с., ил.

3.Козлова, Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /Т.А. Козлова, В.С. Кучменко.-М.: Дрофа, 2013.– 234 с.

4.Захарова, Н.Ю. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» /Н.Ю. Захарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 254 с.

5.Шапиро, И.А. Загадки растения-сфинкса. Лишайники и экологический мониторинг /И.А. Шапиро.-Л.: Гидрометеоиздат, 1991. – 80 с.

6. Жизнь растений в 6-ти томах Т.3 Водоросли. Лишайники. Под ред. Проф. М.М. Голлербаха.- М.: Просвещение, 1977.- 487 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...