"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ЭЙДЕТИКИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
статья (биология) по теме

Алферьева Екатерина Юрьевна

Вашему вниманию предоставляется статья, в которой подробно рассмотрены некоторые приемы эйдетики, используемые на уроках биологии. Характерной особенностью разобранных приемов является то, что на своих уроках их может применить каждый учитель-предметник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ispolzovanie_priemov_eydetiki.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №51

Петроградского района

учитель биологии Алферьева Е.Ю.

ТЕМА: «Использование приемов эйдетики на уроках биологии»

1) Сложность изучения курса биологии заключается в том, что она представляет из себя совокупность взаимосвязанных терминов. Процесс обучения основывается на их запоминании. Лучше запомнится тот термин, который понятен ребенку. В связи с этим на уроках особое внимание уделяется осмыслению биологических терминов и работе с ними. Уяснение значения термина способствует существенному повышению качества знаний, а также активизирует познавательную деятельность учащихся, помогает при подготовке к экзамену.

2) С другой стороны школа работает по новому Госстандарту, основной задачей которого является развитие творческих способностей детей.

На сегодняшний день предлагается много методик, решающих данные проблемы, одна из них – эйдетика, которая и заинтересовала меня.

В данной методике используются приемы нестандартных ситуаций, которые вызывают у детей позитивные эмоции, учат фантазировать, видеть образами, творчески мыслить. Эта методика не нова. В ней собраны разные способы запоминания и обработки информации, известные с древних времен.

В данной работе отражены лишь некоторые приемы эйдетики, используемые на уроках биологии для введения новых понятий, их понимания и запоминания.

Ранее изложенные проблемы и связанный с этим выбор методики формируют цели и задачи данных уроков.

Основная цель этих уроков: изучение и закрепление материала через запоминание терминологии на основе приемов и техник эффективного запоминания.

Цель определяет следующие задачи:

1.выбранные приемы позволяют учащимся быстро, а самое главное эффективно запомнить материал на уроке;

2.важным является обогатить образное воображение, многогранность восприятия мира (теперь детям строение клетки не кажется чем-то устрашающим, ведь их можно сравнить с тем, что уже известно, даты не кажутся им просто числами, в них они вносят определенный смысл);

3.эти уроки позволяют развивать память с помощью всех каналов восприятия информации (визуальный, аудиальный, кинестетический, дискретный);

4.использовать яркие образы и воображение для развития позитивных эмоций и отношения к жизни, что позволяет побудить познавательную активность и желание развивать и видеть свои способности, успехи, таланты и результаты, развивать уверенность в себе.

Аудиторией являлись учащиеся с 5 по 9 класс

В данной работе вашему вниманию будут продемонстрированы лишь некоторые приемы восприятия и запоминания новых понятий и закономерностей, используемые на уроках: (концентрация внимания, последовательные ассоциации, связанные ассоциации, образное мышление, графическая импровизация, создание мини-рассказов, создание моделей-ассоциаций)

На основе приема графическая импровизация, у нас организована работа по природоведению на запоминание строения молекул химических веществ. В качестве закрепления изученного материала ребятам предлагается выполнить задание, где каждой молекуле необходимо придумать графический образ, с которым ассоциируется данная молекула.

Для запоминания определенной последовательности слов детям предлагается придумать сказку. Ребята придумают фантастические сказки, все они разные, неповторимые, одна не похожа на другую. Когда ребенок сочиняет, речь идет о творческой операции.

В данном случае прием эйдетики используется на уроке для введения понятий основные виды тканей растений. Количество тканей у растений соответствует числу пальцев на руке, поэтому учащимся необходимо каждому пальцу присвоить тип ткани, объяснение изобразить графически. И потом при подготовке к экзамену воспользоваться шпаргалкой, которая всегда с собой.

Клетка – основное понятие в биологии. Оно вводится в 6 классе. Дети должны знать все основные части клетки, какое строение они имеют и какие функции выполняют в клетке. На продолжении последующих лет, понятия усложняются, добавляются новые. Поэтому введение термина, должно иметь не просто механическое заучивание, а осмысленное, сознательное запоминание материала. Создание моделей, позволяет не только развивать визуальную память, но и кинестетическую.

Одно из любимых занятий учащихся работать с карточками-пиктограммами, им нравится как разгадывать карточки, так и составлять самим. После таких упражнений дети вдумываются в написании каждой буквы термина. Чтобы изобразить, нужно хорошо представлять. Важно подсказать детям, как рисовать, пиктограмма имеет схематичный вид, не требует умения хорошо рисовать.

Учащимся предлагается задание - составить таблицу, раскрывающую особенности строения частей клетки и функции. Один столбец отражает строение частей (возможны любые ассоциации), другой – функции (ассоциации, связанные с частями города).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Уроки с использованием эйдетических приемов проходят интересно и быстро. Т.к. урок включает в себя различного рода упражнения, направленные на развитие памяти, внимания и воображения. С большим удовольствием к заданиям приступают и с ними справляются все дети. В проектах, играх и упражнениях происходит изучение материала, развивается память, а также присущая каждому ребенку способность к воображению. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для развития воображения разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Американский ученый Р.Ф. Томсон считал: «Если вы хотите мыслить творчески, вы должны научится представлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить её по определенному руслу». Когда человек может превратить любую мысль в живой, яркий образ, тогда и появляется творческая, исследовательская работа мозга.

Resource id #5056

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер- класс на тему:"Использование приемов рефлексии на уроках башкирского языка"

Мастер-класс на тему:" Использование  приемов рефлексии на уроках башкирского языка". Делюсь опытом работы по методике " Шести думательных шляп" и составлению синквейнов....

«Использование приемов мнемотехники на уроках трудового обучения со слепыми и слабовидящими учащимися»

«Использование приемов мнемотехники на уроках трудового обучения со слепыми и слабовидящими учащимися@ Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, ...

«Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка для развития орфографической зоркости у обучающихся».

Изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не по...

Методические приемы для конструктора уроков биологии

В данной статье собраны и кратко описаны методические приемы, позволяющие повысить познавательный интерес к предмету....

Использование приемов исследования на уроках истории с целью формирования навыков самостоятельной деятельности обучающихся

Одна из целей преподавания истории - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о ми­ре как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люд...

Методическая разработка на тему: «Использование приемов сказкотерапии на уроках сельскохозяйственного труда»

Теоретические основы  использования сказкотерапии в общей и специальной педагогике. План – конспект  обобщающего  урока по теме «Овцы и козы»...

«Возможность использования приемов эйдетики на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»

«Возможность использования приемов эйдетики на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»...