тематическое планирование 7-9 класс.
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему

Жукова Елена Андреевна

Линия учебников И.Н. Пономарева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_ktp_bio.doc179 КБ
Microsoft Office document icon 8_ktp_bio.doc181 КБ
Microsoft Office document icon 9_ktp_bio.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел V. Календарно – тематическое планирование 7 класс

Тема урока

Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

Глава 1. Общие сведения о мире животных – 4 ч.

1.

Зоология – наука о животных. Дикие и домашние животные.

Признаки животных. Отличия животных от растений.

 Зоология — наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Значение животных

Признаки животных. Отличие животных от растений.

Называть предмет изучения зоологии.                              Приводить примеры диких и домашних животных .           Выделять значение животных в природе и жизни человека

Описывать признаки животных;  

отличать животных от растений.

                                                     

§1

2.

Среды жизни и места обитания.

Среды жизни и места обитания животных. Типы взаимоотношений животных: хищничество, паразитизм, симбиоз, конкуренция, квартиранство.

Давать определение понятию место обитания животного.

Называть основные  среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них.

Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными;

Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания.

§2

3.

нрк

Классификация животных.

Экскурсия №1 в краеведческий музей

«Многообразие животных Челябинской области»

Краткая история развития систематики. Классификация животных, основные таксономические категории их соподчиненность. Методы изучения животных.

Называть систематические категории,

Отличать классификацию растений от классификации животных.

Объяснять значение классификации животных.

§ 3

4.

Краткая история развития зоологии. Влияние человека на животных.

Вклад ученых в развитие зоологии: Аристотеля, Левенгука, Линнея, Дарвина, Северцова, Ковалевского, Скрябина и др. зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира: заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга.

Характеризовать вклад ученых  и этапы развития зоологии.

Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных

Называть животных, исчезнувших в результате деятельности человека.

Описывать меры охраны редких животных.

Прогнозировать последствия исчезновения животных.

§4,5

Глава 2. Строение тела животных – 2 ч.

5.

Животный организм как биосистема. Клетка, как структурная единица организма.

Лабораторная работа № 1.

«Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание».б\о

Клетка как структурная единица организма. Особенности строения животных клеток. Цитология – наука о клетке.

Перечислять основные органоиды клетки.

Называть роль в клетках основных органоидов.

Отличать клетки растений от животных.

§ 6

6.

Органы и системы органов. Ткани.

Ткань. Определение особенности строения.

Орган – часть организма. Системы органов. опорно – двигательная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная, половая.

Давать определение термину ткани.

Называть основные виды тканей.

Характеризовать основные виды тканей.

Давать определение терминам орган, система органов.

Называть системы органов.

Характеризовать строение и функции систем органов.

§7

§ 8

7.

Регуляция деятельности органов, систем органов целостного организма. тестирование

Организм как целостная система. Симметрия тела: лучевая, двусторонняя.

Объяснять, почему у животных есть нервная ткань.

Называть основные свойства нервной ткани.

Глава 3. Подцарство Простейшие – 4 ч.

8.

Общая характеристика простейших. Тип Саркожгутиконосцы. Класс Саркодовые. Обыкновенная амёба как организм. Внешний вид и внутреннее строение

Общая хар-ка простейших как одноклеточных организмов. Современная классификация одноклеточных. Тип Саркожгутиконосцы класс Саркодовые. Особенности строения и жизнедеятельности на примере амебы обыкновенной. Образование цисты. Раздражимость.

Называть среду обитания и способ передвижения.

Описывать условия образования цисты.

Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы.

Объяснять способ питания и выделения, размножения.

Доказывать, что клетка амебы является самостоятельным организмом.

§ 9

9.

Класс Жгутиконосцы. Эвглена зелёная как простейшее, совмещающее  черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Одноклеточные и колониальные жгутиконосцы. Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности. Наличие жгутиков. Автотрофное и гетеротрофное питание.

Распознавать по рисункам и описывать органоиды эвглены зеленой.

Называть условия обитания и способ передвижения.

Объяснять, почему вольвокс относят к одноклеточным.

Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными. Выделять черты усложнения у эвглены зеленой.

§ 10

10.

Тип Инфузории. Инфузория – туфелька как более сложное простейшее.

тестирование

Среда обитания. Особенности строения инфузорий: наличие ресничек, два ядра, две сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли. Особенности жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой процесс – коньюгация.

Называть функции органоидов ифузории- туфельки.

Распознавать по рисунку и описывать строение ифузории- туфельки.

Доказывать, что инфузории – более сложныеорганизмы.

Выделять особенности размножения у инфузорий.

Сравнивать различных представителей простейших.

§ 11

11.

Общая характеристика простейших как одноклеточных  организмов. Многообразие простейших. Их значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 2 «Наблюдение за движением простейших» б\о

Типы простейших: Саркожгутиконосцы, Инцузории, Споровики. Роль простейших в природе и жизни человека. Паразитические простейшие – возбудители заболеваний человека: малярия, дизентерия, сонная болезнь, лямблиоз.

Перечислять меры, предупреждающие заболевания, вызванные простейшими.

Объяснять роль простейших в природе и жизнп человека.

Характеризовать типы простейших.

§ 12

Глава 4. Подцарство Многоклеточные животные – 3 ч

12.

нрк

Общая характеристика кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутренне строение.

Признаки типа Кишечнополостные: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. Одиночные и колониальные организмы. Специализация клеток в многоклеточном организме. Особенности процессов жизнедеятельности. Регенерация гидры. Механизм безусловного  рефлекса.

Называть признаки типа Кишечнополостные.

Объяснять значение термина кишечнополостные.

Выделять причинно – следственную связь между образом жизни и симметрией их тела.

Перечислять значение различных клеток.

Характеризовать процессы жизнедеятельности.

§ 13

13.

Многообразие кишечнополостных. Морские Кишечнополостные. Их многообразие и значение. Их значение.

Морские кишечнополостные: кораллы и медузы. Особенности их жизнедеятельности.

Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Распознавать и описывать представителей типа Кишечнополостные.

Доказывать принадлежность представителей к одному типу.

§ 14

14.

Общая характеристика типа кишечнополостные. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека

Составлять цепи питания водоёмов с участием кишечнополостных.

Знать как оказать первую помощь при ожоге медузы.

Глава 5. Типы: Плоские черви, круглые черви, кольчатые черви – 6 ч.

15.

Общая характеристика плоских червей. Плоские черви. Белая планария  как представитель свободноживущих плоских червей.

Признаки типа: 3-хслойные, наличие паренхимы, появление систем органов              (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Размножение. Гермафродиты, внутр. Оплодотворение.

Называть функции систем органов.

Узнавать по рисункам и таблицам системы органов.

Распознавать животных типа Плоские черви.

Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными.

§ 15

16.

Свиной цепень как представитель паразитическими  плоских червей. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Плоские черви – возбудители опасных заболеваний. Цикл развития паразитических червей. Меры защиты от заражения.

Называть меры защиты от паразитических червей.

Узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика.

Выявлять приспособления к паразитизму.

§ 16

17.

Тип Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность.

Образ жизни. Особенности строения. Наличие первичной полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Объяснять меры профилактики заражения.

Характеризовать особенности типа.

§ 17

18.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые.

Многообразие.

Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость  - целом. Появление замкнутой кровеносной системы.

Узнавать по рисункам и называть системы органов.

Распознавать и описывать представителей типа.

Характеризовать особенности типа.

§ 18

19.

Класс Малощетинковые. Дождевой червь.

Л. р. № 3 «Внешнее строение дождевого червя, наблюдение за его передвижением».

Образ жизни и особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя

Описывать приспособления для жизни в почве.

Характеризовать особенности  строения.

Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании.

§ 19

20.

Обобщающий урок по теме. Значение червей природе.

Тестирование по темам « Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви»

Глава 6. Тип Молюски – 4 ч.

21.

нрк

Общая характеристика типа Моллюски. Разнообразие моллюсков. Роль раковины в пассивной защите. Лабораторная работа № 4

«Внешнее строение раковин моллюсков».

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни. Особенности типа: мантия, мантийная полость, раковина. Системы внутренних органов, появление дых. Системы.

Выделять особенности строения моллюсков.

Сравнивать особенности строения раковин моллюсков.

Распознавать и описывать животных типа моллюсков.

§ 20

22.

нрк

Класс Брюхоногие моллюски. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение за поведением, передвижением, ответом на раздражение прудовика».

Многообразие и практическое значение. Особенности строения.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Узнавать системы органов.

§ 21

23.

нрк

Класс Двустворчатые моллюски.

Многообразие и практическое значение. Особенности строения.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Узнавать системы органов.

Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания.

§ 22

24.

Класс Головоногие моллюски.

Многообразие и практическое значение. Особенности строения.

Многообразие моллюсков Челябинской области.

Называть функции головоногих.

Выделять особенности строения.

Характеризовать представителей классов.

§ 23

Глава 7. Тип Членистоногие – 8 ч.

25.

нрк

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные.

Лабораторная работа № 6.

 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих, их приспособление к среде обитания» б\о

Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение. Системы внутренних органов.

Распознавать животных этого типа.

Описывать особенности строения.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

§ 24

26.

Класс Паукообразные.

Общая характеристика и многообразие паукообразных.

Образ жизни и особенности строения: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, два отдела тела. Системы внутренних органов.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Описывать строение паука-крестовика.

§ 25

27.

нрк

Клещи. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе.Многообразие паукообразных.

Отряды паукообразных: Пауки, Сенокосцы, Клещи, Скорпионы. Их особенности. Значение паукообразных.

Характеризовать представителей класса, практическое значение.

Узнавать паукообразных по рисункам.

§ 25,стр. 122-124

28.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Л.р.№ 7

«Внешнее строение насекомого. Приспособление насекомых к среде обитания ».

Образ жизни и особенности внешнего строения: три отдела тела, три пары ног, крылья , органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызущее-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий.

Выделять приспособления насекомых к среде обитания.

Приводить примеры насекомых с разными типами ротового аппарата. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.

Характеризовать особенности строения насекомых.

§ 26

29.

Типы развития насекомых.

Раздельнополые. Внутреннее оплодотворение. Развитие насекомых: с неполным и полным превращением. Стадии развития.

Характеризовать размножение насекомых. Приводить примеры насекомых с разными типами  развития.

Описывать и выделять стадии развития.

§ 27

30.

 Важнейшие отряды насекомых.

Лабораторная работа № 8 «Определение принадлежности насекомых к различным отрядам по определителям»

Многообразие насекомых. Основные отряды: Прямокрылые, Жуки, Бабочки, Двукрылые, Перепончатокрылые. Их особенности.

Приводить примеры насекомых разных отрядов.

Узнавать их на рисунках

Перечислять признаки  отрядов.

§27

стр.131-134

31.

Пчёлы и муравьи - общественные насекомые. Значение перепончатых в природе и жизни человека

Образ жизни общественных насекомых. Деление на касты. Одомашненные насекомые: пчела и тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства.

Приводить примеры продуктов пчеловодства и их использования человеком.

Доказывать, что шелкопряд – домашнее животное.

§ 28

32.

Насекомые  - вредители.

Лабораторная работа № 9.

«Изучение коллекций насекомых-вредителей сада, огорода, комнатных растений» б\о

Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы с ними.

Называть насекомых – вредителей и описывать их развитие.

Перечислять меры борьбы сними.

§ 29

33.

нрк

Многообразие членистоногих. Обобщение знаний по типу Членистоногие.

Значение членистоногих в природе и в жизни человека. Охрана насекомых.  

Характеризовать особенности классов членистоногих

Сравнивать между собой ракообразных, паукообразных, насекомых.

Глава 8. Тип Хордовые – 6 ч.

34.

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия, вторичная полость тела. Местообитание и особенности строения.

Распознавать животных типа Ходовых.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Выделять особенности строения

ланцетника для жизни в воде.

§ 30

35.

Подтип Позвоночные или Черепные. Надкласс Рыбы.

Лабораторная работа № 10.

 «Выявление особенностей  внешнего строения рыб, их приспособление к жизни в воде».

Общие признаки позвоночных: наличие позвоночника, разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа и формирование парных конечностей. Особенности внешнего строения на примере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб.

Характеризовать функции плавников рабы.

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Выделять особенности строения рыб.

§ 31

36.

Внутреннее строение рыб. Лабораторная работа № 11 «Распознавание органов и систем органов рыб».

Системы внутренних органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная

Называть отделы , органы систем и их функции.

Перечислять характерные черты внутреннего строения.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

Объяснять значение плавательного пузыря.

§ 32

37.

Особенности размножения рыб. Миграция рыб. Инстинкты.

Органы размножения. Размножение и развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб. Особенности поведения: миграции, забота о потомстве.

Называть тип оплодотворения у большинства рыб.

Приводить примеры проходных рыб.

Выделять особенности строения и функций органов размножения рыб.

Объяснять значение миграций в  жизни рыб.

§ 33

38.

Основные систематические группы рыб. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Осетровые рыбы.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые, двоякодышащие, кистеперые рыбы. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Называть представителей класса хрящевых и костных рыб.

Перечислять особенности строения кистеперых и двоякодышащих рыб. Сравнивать различные отряды костистых рыб.

§ 34

39.

нрк

Костистые рыбы. Приспособления рыб к разным условиям обитания. Промысловые рыбы Челябинской области

Многообразие рыб Челябинской области. Практическое значение рыб. Рыболовство.  Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, тресковые. Искусственное разведение рыб. Рациональное использование и охрана рыбных ресурсов.

Называть представителей промысловых рыб. Распознавать и описывать наиболее распространенных рыб Челябинской области.

Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека.

Обосновывать приемы рационального ведения рыболовства.

§ 35

Глава 9. Класс Земноводные, или Амфибии – 4 ч.

40.

 Класс Земноводные. Среда обитания и особенности внешнего строения. Лабораторная работа № 12. «Выявление внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Внешнее строение лягушки. Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура.

Описывать внешнее строение земноводных и приспособления к жизни на суше и в воде.

§ 36

41.

Внутреннее строение земноводных.

Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная. Обмен веществ и энергии.

Узнавать отделы скелета земноводных.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

Описывать строение систем органов.

Объяснять, почему  у земноводных хуже развит мозжечок, чем у рыб.

§ 37

42.

нрк

Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных.

Размножение. Внешнее оплодотворение. Развитие лягушки с метаморфозом. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных.

Объяснять проявление метаморфоза  у головастика.

Сравнивать развитие рыб и лягушки.

§ 38

43.

нрк

Многообразие и значение земноводных.

Многообразие земноводных. Отряды:  Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. Земноводные Челябинской области.

Называть места обитания  и основные отряды земноводных.

Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни.

Характеризовать роль амфибий в природе.

§ 39

Глава 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии – 4 ч.

44.

Класс Пресмыкающиеся. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Строение скелета

Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни.

§ 40

45.

Внутреннее строение пресмыкающихся.

Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ. Поведение. Размножение и развитие

Перечислять усложнения в строении систем органов.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся.

Выделять особенности размножения, связанные с наземным образом жизни.

§ 41

46.

Происхождение и значение пресмыкающихся.

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания.

Приводить примеры ящеров называть причины их вымирания.

Объяснять роль рептилий в природе и в жизни человека, необходимость их охраны.

§ 42

47.

Многообразие пресмыкающихся Экскурсия № 2  террариум зоопарка «Многообразие пресмыкающихся»

Отряды пресмыкающихся: чешуйчатые, черепахи. Ядовитые змеи. Меры первой помощи. Неядовитые змеи. Зверозубые ящеры

Называть известные виды пресмыкающихся различных отрядов.

Распознавать и описывать пресмыкающихся Челябинской области.

Перечислять общие признаки класса.

§ 43

Глава 11. Класс Птицы – 8 ч.

48.

Класс Птицы. Особенности внешнего строения, связанные с полетом.  Лабораторная работа № 14 «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц, связанных с полетом. Покровы тела – перья.

Характеризовать типы перьев и их значение.

Описывать приспособления внешнего строения для полета.

§ 44

49.

Опорно – двигательная система птиц. Лабораторная работа № 15  «Строение скелета птицы».

Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полету: срастание и пневматичность костей. Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия.

Выделять особенности строения скелета птиц.

Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.

§ 45

50.

Внутреннее строение птиц.

Системы внутренних органов. Приспособленность к полету. Интенсивный обмен веществ.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Выделять приспособленность систем внутренних органов птиц к полету.  

§ 46

51.

Размножение и развитие птиц. Лабораторная работа № 16 «Изучения строения куриного яйца»

Органы размножения . развитие яйца и зародыша. Выводковые и гнездовые птицы.

Называть этапы развития яйца и зародыша.

Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом.

Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами.

§ 47

52.

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, гнездование, насиживание, послегнездовой  период, сезонные миграции.

Описывать сезонные явления в жизни птиц.

Характеризовать значение гнезд в жизни птиц.

§ 48

53.

нрк

Многообразие птиц. Экологические группы птиц Челябинской области.

Экологические группы птиц по местам обитания: птицы леса, птицы открытых пространств суши, хищные птицы. Особенности строения в связи с образом жизни.

Называть экологические группы птиц, приводить примеры.

Определять особенности строения птиц различных экологических групп.

§ 49

54.

Происхождение, значение и охрана птиц.

Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы и домашние птицы. Их использование человеком.

Перечислять роль птиц в природе и в жизни человека.

Приводить примеры  хозяйственных групп и пород кур.

Описывать меры по охране  птиц. Приводить примеры редких и охраняемых птиц  нашей области.

§ 50

55.

Знакомство с птицами парков, скверов. Экскурсия № 3 «Знакомство с птицами парка»       Лабораторная работа № 18 «Наблюдение за поведением птиц»

Экологические группы птиц по местам обитания. Особенности строения в связи с образом жизни.

Называть птиц города Челябинска. Определять особенности строения птиц различных экологических групп.

Глава 12. Класс Млекопитающие, или Звери – 9 ч.

56.

Класс Млекопитающие. Местообитание и внешнее строение. Лабораторная работа № 19 «Изучение внешнего строения млекопитающих» б\о

Признаки класса. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Волосяной покров. Железы млекопитающих.

Называть общие признаки млекопитающих.

Перечислять функции желез.

Описывать строение кожи.

Выделять особенности внешнего строения

§ 51

57.

Внутреннее строение млекопитающих.

Особенности внутреннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной системы. Усложнение органов чувств, поведения.

Перечислять особенности строения скелета.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Выделять особенности внутреннего строения.

§ 52

58.

Размножение и развитие млекопитающих. Забота о потомстве.

Размножение и развитие, о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Приводить примеры заботы о потомстве.

Характеризовать размножение и развитие зародыша.

§ 53

59.

Происхождение  и многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и Сумчатые млекопитающие.

Предки млекопитающих – древние древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и сумчатые.

Называть группу рептилий от которых произошли млекопитающие.

 Описывать строение и жизнедеятельность первозверей.

§ 54

60.

Многообразие отрядов плацентарных млекопитающих.

Многообразие плацентарных. Отряды: насекомоядные и рукокрылые , грызуны и зайцеобразные, хищные. Особенности строения в связи с образом жизни. Представители отрядов , обитающих в нашей области

Приводить примеры млекопитающих разных отрядов.

Выделять особенности отрядов.

Сравнивать отряды млекопитающих.

Называть млекопитающих своей области.

§ 55

61.

Многообразие отрядов плацентарных млекопитающих.

Многообразие плацентарных. Отряды: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. Особенности строения в связи с образом жизни.

Приводить примеры млекопитающих разных отрядов.

Выделять особенности отрядов.

Сравнивать отряды млекопитающих.

Называть млекопитающих своей области.

§ 56,58

62.

Отряд Приматы.

Признаки отряда. Сходство человекообразных обезьян с человеком.

Называть общие строения приматов.

Сравнивать человекообразных обезьян и человека.

§ 57

63.

Значение и охрана млекопитающих.

Домашние звери: крупный и мелкий рогатый скот, домашние свиньи, лошади. Охотничье-промысловые звери.

 Охрана млекопитающих.

Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих.

Называть редких и охраняемых млекопитающих своей области.

Описывать меры борьбы по охране редких и охраняемых млекопитающих.

§ 59

64

65.

Распознавание млекопитающих животных. Наблюдение за поведением животных.

Экскурсия № 4 в зоопарк  

«Распознавание домашних животных». Лабораторная работа № 22

«Наблюдение за поведением животных » б\о

Особенности строения млекопитающих  в связи с образом жизни.

Млекопитающие различных экологических групп.

Называть млекопитающих своей области.

Наблюдать за поведением различных животных.

Распознавать домашних животных.

Глава 13. Развитие животного мира на Земле – 2 ч.

66.

Доказательства эволюции животного мира. Учение Дарвина.

Понятие об эволюции. Учение Дарвина. Доказательства эволюции. многообразие животных – результат эволюции.

Называть факторы эволюции.

Приводить доказательства эволюции животного мира.

§ 60

67

68

 Основные этапы развития животного мира.

Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов. Происхождение  и эволюция хордовых. Выход позвоночных ан сушу.

Называть основные этапы развития животного мира на Земле.

Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных.

§ 61

69

Контрольно- обощающий урок по курсу биологии 7 класса.  тестирование

70.

Итоговый урок по курсу                         Игра «Прощание с зоологией»



Предварительный просмотр:

Раздел V.    Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ п/п

Тема урока

Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки

Домашнее

задание

1

Введение (1 час)

Науки об организме

человека. Здоровый образ жизни.

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Знать: Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба

п. 1

раб. тетр. стр.3 Работа-2

I. Организм человека. Общий обзор (5 часов)

2

Структура тела. Место

человека в живой природе.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

знать

место человека в живой природе                                                                                

биосоциальную природу человека

строение клетки

краткие сведения о строении и функциях основных        тканей 

основные процессы жизнедеятельности клетки

систематическое положение вида человек разумный                                                  

уметь

пользоваться микроскопом

распознавать на таблицах: части клетки, органы и системы органов

расположение основных органов в организме человека  анатомия

п. 2

раб. тетр. стр.4 Работа-3

3

Клетка: строение,

химический состав и

жизнедеятельность.

Строение и жизнедеятельность клетки.

п. 3

раб. тетр. стр.6

Работа-6

4

Ткани.

Л.р. № 1 «Изучение микроскопического строения тканей» б\о

Ткани  человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная.

п. 4

раб. тетр. стр. 9

Работа-14

5

Системы органов в

организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная

Регуляция.

Л.р. № 2  «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека»

Строение и процессы жизнедеятельности организма их значение.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.

п. 5

раб. тетр. стр. 11

Работа-15

6

Строение нейрона. Рефлекс и

 рефлекторная дуга.

Л.р. № 3 «Получение

Мигательного рефлекса и его

торможение» б\о

Рефлекс. Дуга рефлекса. Нейроны: чувствительный, двигательный, вставочный.

п. 5

раб. тетр. стр. 11

Работа-16

II.Опорно-двигательная система (8 часов)

7.

Скелет. Строение, состав

и соединение костей.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Строение и рост костей. Соединения костей.

знать

значение опорно-двигательной системы

скелет человека, его отделы

типы соединения костей

виды костей

рост костей

мышцы, их функции

влияние ритма и нагрузки на работу мышц

утомление

роль физических упражнений для опорно-двигательной системы

повреждения скелета

уметь

показывать отделы скелета и отдельные кости

узнавать типы мышечной ткани

оказывать первую помощь при травмах

уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие 

п. 6

раб. тетр. стр. 14

Работа-19

8.

Скелет головы и туловища.

Л.р. №  4 «Изучение внешнего вида отдельных костей» б\о

Особенности скелета человека по сравнению с животными.

п. 7

раб. тетр. стр.15

Работа-20

9.

Скелет конечностей.

Строение конечностей и поясов конечностей.

п. 8

раб. тетр. стр. 20

Работа-29

10

Первая помощь при

травмах: растяжении

связок, вывихах суставов,

костей.

Повреждения скелета и первая помощь при них. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

п. 9

раб. тетр. стр. 22

Работа-31

11

Мышцы.

Строение мышцы, группы мышц по функциям.

п. 10

раб. тетр. стр.23

Работа-33

12

Работа мышц.

Л.р. №  5  «Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» б\о

Согласованность сгибателей и разгибателей, причины развития утомления.

п. 11

раб. тетр. стр. 25

Работа-37

13

Нарушения осанки и плоскостопие.

Причины нарушения осанки и плоскостопия. Профилактика нарушений.

п. 12

раб. тетр. стр. 27

Работа-40

14

Развитие опорно-двигательной системы. Тестирование

п. 15

раб. тетр. стр. 29

Работа-42

III. Кровь. Кровообращение (10часов)

15

Внутренняя среда. Значение

крови и ее состав.

Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма

знать

состав внутренней среды организма

значение крови и кровообращения

состав крови

иммунитет

СПИД

группы крови

переливание крови

инфекционные заболевания и меры борьбы с ними

органы кровообращения

строение сердца

круги кровообращения

виды кровотечений

предупреждение сердечно-сосудистных заболеваний

влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

уметь

распознавать клетки крови на рисунках

определять пульс

оказывать первую помощь при кровотечениях

соблюдать правила общения с инфекционными больными

выделять факторы, отрицательно влияющие на сердечно-сосудистую систему 

.

п. 14

раб. тетр. стр.33

Работа-48

16

Строение и функции клеток

крови.

Л.р. №  6  «Изучение микроскопического строения крови; сравнение

эритроцитов крови

человека и лягушки» б\о

Строения  и функция лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов. Свёртывание крови. Фагоцитоз.

п. 14

раб. тетр. стр.35

Работа-50

17

нрк

Иммунитет.

Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

п. 15

раб. тетр. стр.36

Работа-52

18

нрк

Тканевая совместимость и переливание крови.

Группы крови и резус – фактор.

Донорство.

п. 16

раб. тетр. стр. 39

Работа-58

19

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Сердце, околосердечная сумка, клапаны, предсердия, желудочки, артерии, вены, капилляры, большой и малый круг кровообращение

п. 17

раб. тетр. стр. 40

Работа-60

20

Движение лимфы

Особенности движения лимфы по сосудам. состав

П. 18

21

Движение крови по сосудам.

Л.р. № 7 «Последствия

перетяжки указательного пальца; застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов».

Л.р. № 8  «Измерение

артериального

давления с помощью

сфигмоманометра и

фонендоскопа» б\о

Особенности движения крови по артериям, венам, капиллярам. Давление и скорость тока крови.

п. 19

раб. тетр. стр.45

Работа-69

22

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Л.р.№ 9 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» б\о

Нервная и гуморальная регуляция сердца и сосудов.

п. 20

раб. тетр. стр.47

Работа-73

23

Предупреждение

заболеваний сердца и

сосудов.

Влияние гиподинамии, ожирения, курения, употребления алкоголя и наркотиков на работу сердца и сосудов.

п. 21

раб. тетр. стр.48

Работа-74

24

Первая помощь при

кровотечениях.

 Л.р.№ 10 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения» оц

Тестирование

Приемы оказания первой помощи при различных кровотечениях.

п. 22

раб. тетр. стр.50

Работа-76

IV. Дыхательная система (6 часов)

25

Значение дыхания. Органы дыхания.

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение.

знать

значение дыхания

строение и функции органов дыхания

жизненная емкость легких

инфекционные болезни: грипп, туберкулез

гигиена органов дыхания

вредное влияние курения на органы дыхания

приемы искусственного дыхания

воздухоносные пути

плевра

грипп

туберкулез

жизненная емкость легких

уметь

показывать на рисунках и таблицах органы дыхания

владеть приемами искусственного дыхания

п. 23

раб. тетр. стр.52

Работа-80

26

нрк

Строение легких. Газообмен

в легких  и тканях.

Л.р.№ 11 «Состав

вдыхаемого и

выдыхаемого воздуха.

Вычисление расчетной

жизненной емкости

легких исходя из

возраста и пола»

Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Состояние загрязнения атмосферы в г. Челябинске.

п. 24

раб. тетр. стр.54

Работа-84

27

Дыхательные движения.

Механизм  вдоха и выдоха, нервная и гуморальная регуляция.

п. 25

раб. тетр. стр.55

Работа-86

28

Регуляция дыхания.

Л.р.12  «Определение частоты дыхания» б\о

Нервная и гуморальная регуляция.

п. 26

раб. тетр. стр.56

Работа-88

29

нрк

Болезни органов дыхания и

их предупреждение. Гигиена

дыхания.

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

Предупреждение распространения инфекционных заболеваний.

п. 27

раб. тетр. стр.58

Работа-91

30

Первая помощь при

Остановки дыхания.      

Тестирование

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Искусственная вентиляция лёгких.

п. 28

раб. тетр. стр.59

Работа-94

V. Пищеварительная система (7 часов )

31

Значение пищи и ее состав.

Пищевые продукты и

питательные вещества. Пища как биологическая основа жизни.

знать

пищевые продукты

питательные вещества

строение и функции органов пищеварения

зубы, виды зубов

пищеварительные железы

всасывание

гигиена питания

предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

влияние никотина и алкоголя на пищеварение

уметь

показывать на рисунках органы пищеварения

владеть приемами оказания первой помощи при отравлениях

п. 29

раб. тетр. стр.62

Работа-97

32

Органы пищеварения.

Строение и функции органов пищеварения.

п. 30

раб. тетр. стр.63

Работа-99

33

Зубы.

Зубы, виды зубов и их функции. Профилактика заболеваний зубов.

п. 31

раб. тетр. стр.65

Работа-103

34

Пищеварение в ротовой

полости и в желудке.

Л.р. № 13 «Действие

ферментов слюны на

крахмал»

Л.р № 14  «Опыт. действия

желудочного сока на

Слюнный железы. Железы желудка. Состав желудочного сока. Регуляция пищеварения. Расщепление пищи во рту и в желудке.

Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Этапы процессов пищеварения.

п. 32

раб. тетр. стр.67

Работа-104

35

Пищеварение в кишечнике.

Всасывание питательных веществ.

Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Этапы процессов пищеварения.

п. 33

раб. тетр. стр.69

Работа-108

36

Регуляция пищеварения.

Заболевания органов

пищеварения. 

Тестирование

Гигиена питания

предупреждение желудочно - кишечных заболеваний.

Влияние никотина и алкоголя на пищеварение.

Контроль знаний  

п. 34

раб. тетр. стр.71

Работа-112

V. Обмен веществ и энергии (3 часа )

37

Обменные процессы в

организме.

общая характеристика обмена веществ и энергии

пластический обмен, энергетический обмен и их значение

знать

общая характеристика обмена веществ и энергии

пластический обмен, энергетический обмен и их значение

значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей

влияние никотина и алкоголя на обмен веществ

витамины

способы сохранения витаминов в пищевых продуктах

рациональное питание

режим питания школьников

уметь

применять правила гигиены на практике

п. 36

раб. тетр.2

стр.3

Работа-122

38

Нормы питания.

Л.р. № 15

«Определение норм рационального питания» оц

значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей

рациональное питание

режим питания школьников

п. 37

раб. тетр. стр.5

Работа-124

39

Витамины. 

Тестирование

витамины

способы сохранения витаминов в пищевых продуктах

Контроль знаний  

VI. Мочевыделительная система (2 часа)

40

Строение и функции почек.

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи.

знать

значение выделения

органы мочевыделительной системы

профилактика заболеваний почек

уметь

распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы

п. 39

раб. тетр.2 стр.9

Работа-130

41

Предупреждение

заболеваний почек.

Питьевой режим.

Л.р. № 16 «Оценка загрязнённости воды из талого снега путём определения её

прозрачности».

Роль почек в выделении из организма продуктов обмена. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

п. 40

раб. тетр.2 стр.10

Работа-131

VIII. Кожа (З часа)

42

Значение кожи и ее

строение.

Л.р.№ 17 «Изучение

тыльной и ладонной

поверхности кисти с

помощью лупы».

Л.р.№ 17 «Изучение

тыльной и ладонной

поверхности кисти с

помощью лупы».

знать

строение и функции кожи

роль кожи в терморегуляции

закаливание организма

первая помощь при поражении кожи

гигиенические требования к одежде и обуви

уметь

распознавать на рисунка слои и структурные элементы кожи

оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах

п. 41

раб. тетр.2 стр.12

Работа-134

43

Роль кожи в терморегуляции.

Закаливание.

п. 42

раб. тетр.2 стр.13

Работа-136

44

Оказание первой помощи при

тепловом и солнечном

ударах. Нарушения кожных

покровов и повреждения

кожи.

Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи их предупреждение. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

п. 43

раб. тетр.2 стр.14

Работа-137

ХIV. Эндокринная система (3 часа)

45

Железы внешней,

внутренней и смешанной

секреции.

Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции.

знать 

значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме

уметь

находить на таблице железы внутренней секреции

п. 44

раб. тетр.2 стр.18

Работа-143

46

нрк

Роль гормонов в обмене

веществ, росте

и развитии организма.

Роль гормонов в регуляция жизнедеятельности организма.

п. 45

раб. тетр.2 стр.20

Работа-145

47

Роль вегетативной нервной

системы и желез внутренней секреции в адаптации организма к новым экологическим

условиям и нагрузкам.

Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

п. 45

раб. тетр.2 стр.22

Работа-149

Х. Нервная система (5часов)

48

Значение, строение и

функционирование

нервной системы.

Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Строение и функции спинного мозга.

 знать

значение нервной системы

отделы нервной системы

строение и функции спинного мозга

строение и функции головного мозга

факторы, нарушающие функции нервной системы

п. 46

раб. тетр.2 стр.24

Работа-150

49

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

Лр.№ 18 «Штриховое

раздражение кожи (наблюдение сужения сосудов под действием

симпатического подотдела)

уметь

показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга

п. 47

раб. тетр.2 стр.26

Работа-155

50

Спинной мозг.

Строение и функции спинного мозга. Рефлекторная и проводящая функции.

п. 49

раб. тетр.2 стр.28

Работа-157

51

Головной мозг: строение и

функции.

Л.р.№ 19  «Изучение строения головного мозга человека» оц

Строение отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

п. 50

раб. тетр.2 стр.30

Работа-159

ХI. Органы чувств. Анализаторы (5 часов)

52

Как действуют органы чувств и анализаторы.

Органы чувств. Их роль в жизни человека.

знать

органы чувств и их значение

строение и функции органов зрения и слуха

гигиена зрения

предупреждение нарушений слуха

уметь

узнавать на моделях и таблицах части органов зрения и слуха

п. 51

раб. тетр.2 стр.33

Работа-164

53

Орган зрения и зрительный

анализатор.

Строение, функции зрительного анализатора.

п. 52

раб. тетр.2 стр.34

Работа-165

54

нрк

Заболевания и повреждения

глаз. Гигиена зрения.

Л..р. № 20 «Изучение изменения размера зрачка» б\о

Нарушения зрения и профилактика. Дальнозоркость и близокукость.

Профилактика близорукости.

п. 53

раб. тетр.2 стр.36

Работа-167

55

Органы слуха и равновесия.

Их анализаторы.

Строение, функции, профилактика нарушений органов чувств.

п. 54

раб. тетр.2 стр.37

Работа-169

56

Органы осязания, обоняния,

вкуса.

Л.р. № 21 « Определение

чувствительности

тыльной поверхности кисти и подушечек пальцев на ладонной стороне кисти».

Общие закономерности работы органов чувств, их регуляция корой больших полушарий.

п. 55

раб. тетр.2 стр.38

Работа-171

57

Обобщающее-

повторительный урок по

Темам “Нервная система.

Органы чувств.  Тестирование

Подготовиться к Самостоятельной работе


ХII. Поведение и психика (6 часов)

58

Врожденные и

приобретенные формы

поведения.

Условные и безусловные рефлексы. Исследования И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского

знать

общая характеристика ВНД

характеристика условных и безусловных рефлексов

понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга

значение сна

гигиена умственного и физического труда

режим дня школьника

вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему

п. 56-7

раб. тетр.2 стр.41

Работа-175

59

Закономерности работы

головного мозга.

Речь, мышление, сознание.

Память. Эмоции. Особенности психики человека.

п. 58

раб. тетр.2 стр.43

Работа-176

60

Биологические ритмы. Сон и

его значение.

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

уметь

применять упражнения по тренировке внимания и памяти

составлять режим дня школьника

п. 59

раб. тетр.2 стр.45

Работа-179

61

Особенности высшей

нервной деятельности

человека.

Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы.

п. 60

раб. тетр.2 стр.46

Работа-180

62

Воля и эмоции. Внимание.

Л.р. № 22 «Определение

колебания внимания при непроизвольном внимании, при попытке удержать образ путём волевого усилия»

Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека. Цели и мотивы деятельности.

п. 61

раб. тетр.2 стр.51

Работа-188

63

Работоспособность. Режим

дня.

 Тестирование

Торможение. Типы нервной системы. Гигиена умственного труда.

 п. 62

раб. тетр.2 стр.55

Работа-194


ХIII. Индивидуальное развитие человека (4 часа)

64

Половая система человека.

Факторы определяющие пол. Женская и мужская половые системы. Строение. Половые и возрастные особенности

знать

система органов размножения

оплодотворение и внутриутробное развитие

рождение ребенка

рост и развитие ребенка

характеристику подросткового периода

вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство

уметь

выделять факторы, влияющие на здоровье потомства

п. 63

раб. тетр.2 стр.57

Работа-196

65

нрк

Наследственные и

врожденные заболевания

Болезни, передающиеся

половым путем.

Венерические болезни. СПИД: способы передачи и меры профилактики.

п. 64

раб. тетр.2 стр.60

Работа-200

66

Внутриутробное развитие

организма.

Развитие после рождения

Вредные и полезные привычки, их влияние на здоровье.

п. 65

раб. тетр.2 стр.62

Работа-201

67

нрк

О вреде наркогенных

веществ. Л.р.№ 23 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» оц

Тестирование

Укрепление здоровья. Факторы риска. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

 п. 66

раб. тетр.2 стр.64

Работа-203

68 69

70

нрк

Обобщающий

повторительный урок по

курсу биологии 8 класс.

Экскурсия №1  в

анатомический музей

ЧГПУ по теме “Образ

жизни и здоровье”



Предварительный просмотр:

Раздел V. Календарно-тематическое планирование 9 класс    

п/п

Тема урока

Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

I  Введение в основы общей биологии ( 3 ч)

1.

Биология – наука о живом. Уровни органической жизни.

Биология как наука, разделы биологии, ее развитие.

Знать: Разнообразие живых организм и общие основы жизни. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, движение.

Уметь: применять знания:

о видах, популяциях, природных сообществах, экосистемах для обоснования примеров

п.1  р.т. стр.3  вопросы: 2

2.

Признаки живого.

Отличительные особенности организмов от неживых тел:единый принцип организации, обмен вещ и энергии, открытые системы, размножение, развитие, наследственность, изменчивость.

п.2  р.т. стр5.  вопросы: 6

3.

Многообразие форм жизни, их роль в природе.

Экскурсия № 1

«Биологическое разнообразие организмов»

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

п.3  р.т. стр.8  вопросы: 3-5

II  Основы учения о клетке (10 ч)

4.

Основные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица живого.

Клетка – структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена.

Знать: история изучения клетки. Основные положения клеточной  теории. Клетка – структурная  и функциональная единица  живого. Жизненный цикл клетки. Химический состав клетки, его постоянство. Неорганические и органические вещества. Вода, ее роль в клетке. Углеводы, жиры, Белки. Аминокислоты ферменты их роль. Нуклеиновые кислоты.

п.4  р.т. стр.11  вопросы:2-4


5.

Химический состав клетки.

Особенности хим состава живых организмов. Микро и  макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ. Неорганич вещества: вода и мин соли

Структурара ДНК. Двухцепочечная РНК и АТФ. Строение клетки. Гетеротрофы. Обмен веществ, энергетический, и пластический фотосинтез.

Уметь: сравнить:

строение клеток бактерий, грибов, растений, животных;

природные и искусственные сообщества, экосистемы;

царство живых природы Делать выводы о клеточном строении организмов всех царств живой природы. Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривать их под микроскопом

п. 5 р.т. стр.12,13  вопросы: 1-3

6.

Белки. Аминокислоты. Нуклеиновые кислоты.

Белки – биологические полимеры. Уровни организации белков. Функции белков: структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая.

Основные понятия: глобула, гормоны, ферменты. Нуклеиновые кислоты- биополимеры. ДНК, РНК.

п.6 р.т. стр.14  вопросы: 1-6

7.

Строение клетки. Основные компоненты клетки.

 Л.р.№ 1 «Сравнение растительной и животных клеток. Многообразие клеток»

Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма. Органоиды: их структура и функции. Включения. Особенности строения растительной клетки. Соматические клетки, гаплоидный и диплоидный набор хромосом.

Функции ядра. Состояния хпроматина: хромосомы, деспирализованные нити.

п.7,8  р.т. стр. 17 вопросы:3

8.

нрк

Разнообразие клеток. Эукариоты  и прокариоты. Вирусы и бактериофаги.

Основные понятия: эукариоты, прокариоты, хромосомы, кариотип,

Особенности строения растительной, животной, грибной клеток.

конспект в тетради:

9.

Обмен веществ и превращение  энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Обмен веществ и энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез- важные реакции обмена веществ.

п.9  р.т. стр.21  вопросы: 3


10.

Биосинтез белка в клетке.

Основные понятия: ген, триплет, генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция.

Свойства генетического кода, механизм транскрипции и трансляции.

п.10  р.т. стр23.  вопросы: 5,6

11.

 

Биосинтез углеводов в клетке - фотосинтез.

Синтез белка и фотосинтез - важные реакции обмена веществ.

п. 11 р.т. стр.25  вопросы: 5

12.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания.

Основные понятия: гликолиз, брожение, дыхание. Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Этапы энергетического обмена.

п.12 р.т. стр.26  вопросы: 3,4

13.

Обобщение знаний по теме

«Цитология» и контроль знаний.

Тестирование

Тестирование

п.  р.т. стр.  вопросы:


III Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) ( 4 ч)

14.

Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы, их свойства. Формы размножения организмов.

Размножение: половое и бесполое. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.

Знать: формы размножения организмов, бесполое и половое, вегетативное. Деление клеток эукариот, митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

Мейоз, его сущность, оплодотворение. Биолог.

 Роль размножения. Онтогенез и его этапы.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Факторы среды и онтогенез.

 

Уметь: Характеризовать

деление клетки, размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений, животных; роль клеточной теории в обосновании единства органического мира.

 

п.13  р.т. стр.28  вопросы: 2

15

нрк

Митоз и его фазы.

Л.р. № 2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток»

Основные понятия: митотический цикл, интерфаза, митоз. Деление клеток эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клеток прокариот.

п. 14 р.т. стр.  30вопросы:4-5

16.

Мейоз

Особенности половых клеток. Оплодотворение.

Основные понятия: оплодотворение, гаметогенез, мейоз, коньюгация, кроссинговер. Половое размножение , его значение. Половые клетки: образование и строение.

п.15  р.т. стр32.  вопросы: 3,5

17.

нрк

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.

Тестирование

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Этапы эмбрионального развития:

дробление, гаструляция, органогенез

п.16 р.т. стр.34-35  вопросы:


 IV  Основы учения о наследственности и изменчивости ( 9 ч)

18.

История развития генетики.

Наследственность и изменчивость – свойства живых организмов.Генетика.

Знать: Живой организм и его свойства. Понятие о наследственности и изменчивости.

Эксперименты Г. Менделя.  Законы Менделя.

Доминантные и рецессивные

алльные гены.

 Гомозиготы и гетерозиготы  Генотип фенотип. Определение пола.

Норма реакции.

Модификациононная. изменчивость.

Мутационная изменчив.

Причины мутаций.

 Значение мутаций. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде.

Уметь: правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом; давать объяснения законам Менделя, Моргана; решать задачи,  используя генетическую символику; объяснять  основные положения хромосомной теории; причины  некоторых генетических  болезней;  механизм определения пола; особенности половых хромосом и аутосом

п. 17 р.т. стр.36  вопросы: 3

19.

Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание.

Л.р.№ 3 «Решение генетических задач»

Основные понятия: ген, генотип, фенготип, аллельные гены, гетеро-и гомозигота.

Моногибридное скрещивание. Законы Менделя.  Гипотеза чистоты гамет.

п. 18-19 р.т. стр.38  вопросы: 1-4

20.

Дигибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание.  III закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.

п.20  р.т. стр.42  вопросы: 6

21.

Сцепленное наследование.

и кроссинговер.

Закономерности наследования признаков при монодигибридном скрещивании, анализирующем скрещивании.

п.21  р.т. стр.44  вопросы: 3,5

22.

Взаимодействие генов и их множественное действие.

Генотип – система взаимодействующих генов. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков

п.22  р.т. стр.46  вопросы: 2-5

23.

Определение пола.

п.23  р.т. стр. 47 вопросы: 1-4

24.

нрк

Наследственная изменчивость. Значение мутации для жизнеспособности особей.

Л.р. № 4 «Изучение изменчивости организмов».

Основные формы изменчивости. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Синдром Дауна – геномная мутация человека. Виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость

п. 24 р.т. стр.49  вопросы:4-6

25.

Закономерности изменчивости.

Л.р.№ 5

Фенотипические проявления  у особей одного вида, произрастающих в неодинаковых условиях.

Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости. Норма реакции, вариационная кривая.

п.25  р.т. стр. 51 вопросы: 5-8

26.

Наследственные  болезни, сцепленные с полом, у человека.

Тестирование

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

п.26  р.т. стр.53 вопросы: 6-7

V Основы селекции растений, животных и микроорганизмов ( 4 ч)

27.

 Генетические основы селекции организмов.

Селекция. Учение Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Знать: задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных  растений. Методы селекции растений. Клеточная инженерия.

Селекция животных. Основные направления биотехнологии в  микробиология.

Уметь: Приводить примеры наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.  Объяснять биологические основы методов селекции; доказывать. Что правильное применение методов селекционной работы возможно только на основе важных генетических закономерностей

п. 27 р.т. стр.55  вопросы:4-6

28.

нрк

Методы селекции растений.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Основные методы селекции: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая.  Искусственный мутагенез.

п.28  р.т. стр. 56 вопросы: 1

29

Особенности методов селекции животных.

Основные методы селекции: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая.  Искусственный мутагенез.

п. 30 р.т. стр.59  вопросы: 1-6

30.

нрк

Основные направления селекции микроорганизмов, понятие о биотехнологии.

Тестирование

Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология. Ее значение для с/х, медицины, микробиологии и др. генная и клеточная инженерия. Клонирование.

п. 31 р.т. стр.61  вопросы: 2-4

VI Происхождение жизни и развитие органического мира ( 8 ч)

31.

Представление о происхождении жизни на Земле.

Различные гипотезы о происхождении жизни на Земле. Идеи самозарождения жизни.

Знать: происхождение и  развитие жизни на Земле. Гипотеза возник. Жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Возникновение макромолекул и над -  молекулярных структур за  рождения обмена веществ. Эволюция по способу дыхания.

 Эры и  периоды появления человека

Уметь:

Приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции. Делать вывод об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции

п.32  р.т. стр.63  вопросы: 3

32.

Представление о развитии жизни на Земле. Гипотеза А.П.Опарина.

Гипотеза происхождения жизни А. И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

п.33  р.т. стр. 65 вопросы: 1-5

33.

Развитие жизни на Земле. Возникновение фотосинтеза и биологического круговорота  веществ в

археозойскую эру.

Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе. Происхождение эукариотической клетки.

п. 34 р.т. стр.67  вопросы: 3-5

34.

 Освоение растениями  суши в палеозойскую эру.

Растения и животные палеозоя. Выход растений на сушу. Появление наземных животных. Ароморфозы. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

п.35  р.т. стр.68  вопросы: 3

35.

Эволюция наземных растений. Освоение суши животными.

Растения и животные палеозоя. Выход растений на сушу. Появление наземных животных. Ароморфозы. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

п.35  р.т. стр.69  вопросы:4-7 конспект в тетради

36.

 Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Растения и животные мезозоя. Появление теплокровных животных, покрытосеменных растений. Господство голосеменных и динозавров, причины их вымирания.  

таблица в тетради

37-38

нрк

Развитие жизни на  Земле.

Экскурсия № 2. «История живой природы в на территории Челябинской области и на Урале» (посещение краеведческого музея)

Тестирование

VII Учение об эволюции ( 10 ч)

39.

Идея развития  органического мира  в биологии. Метафизический период в истории  биологии.

Развитие биологии до возникновения учения Дарвина. Трансформисты, креационисты. Вклад Линнея в развитие биологии

Вклад Ламарка в развитие биологии.

Его эволюционное учение, его заблуждения

Знать: Ч. Дарвин – создатель теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Факторы эволюции. Приспособленность – результат эволюции. Образование новых видов  в природе. Изоляция. Видообразование. Макроэволюция. Прогресс и регресс. Ароморфоз, идиодаптации, дегенерация.

Уметь: Называть причины и результаты эволюции. Приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания. Применять знания о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленность организмов и многообразие видов

п36.  р.т. стр. 70 вопросы: 1,2

40

Основные положения  теории  Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

Достижения в области естественных наук. Кругосветное путешествие Дарвина

Учение Дарвина об искусственном отборе как объяснение эволюции живых организмов

п.37  р.т. стр.72 вопросы: 2

41.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость,  борьба за существование, естественный отбор.

Экскурсия № 3 «Борьба за существование в природе».

Естественный отбор, наследственная изменчивость  и борьба за существование- движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая и борьба с неблагоприятными условиями. Положения учения Дарвина.

отчёт

42.

Приспособленность  как результат  естественного отбора. Относительный характер приспособленности.

Приспособительные особенности растений и животных. Виды приспособлений: мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска, физиологические адаптации.

п.42  р.т. стр.81  вопросы: 8,9

43.

Современная теория эволюции  органического мира, основанная на популяционном принципе

 

Синтетическая теория эволюции. Гипотезы возникновения жизни на Земле.

п.38  р.т. стр.75  вопросы: 7

44.

Вид, его критерии. Популяционная структура  вида..

Вид, его критерии. Разнообразие видов растений и животных. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции

п.39  р.т. стр. 76 вопросы: 2-5

45.

Образование новых видов в природе. Роль изоляции в расхождении видов.

Географическое и экологическое видообразование.

Роль изоляции в образовании новых видов.

п.40  р.т. стр.77-78  вопросы:

46.

Понятие о микро- и макроэволюции.

Понятие микроэволюция.Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический

п.41  р.т. стр.79  вопросы: 2-4

47.

Основные  направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Главные направления эволюции: биологический прогресс и регресс. Макроэволюция.

п.42   р.т. стр.80 вопросы: 1-4

48.

 Основные закономерности эволюции.

Тестирование

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Гомологичные и аналогичные органы

п.43  р.т. стр.80  вопросы: 3-6

VIII Происхождение человека (антропогенез) ( 6 ч)

49.

Место человека в системе органического мира. Человека как вид, его сходство с животными.

Место человека в живой природе. Биологическая природа и соц сущность человека.

Знать: место человека в системе  органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Социальные и природные факторы. Человеческие расы, их родство и происхождение. Движущие силы и этапы эволюции человека древнейшего,  древнего, разумного

Уметь: Обосновывать родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас. Делать вывод о происхождении человека от животног

п.44  р.т. стр. 84 вопросы: 2

50.

Доказательства происхождения человека от животных. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека.

Доказательства происхождения человека от животных: анатомические, морфологические, эмбриологические, палеонтологические, физиологические.

п.45  р.т. стр.85  вопросы:1-4

51.

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние люди

Стадии развития человека. Факторы антропогенеза.

п.46  р.т. стр.87  вопросы:1-5

52.

Становление человека разумного. Этапы развития материальной культуры человечества.

Стадии развития человека. Факторы антропогенеза.

п.47  р.т. стр.88  вопросы: 4

53.

нрк

Человеческие расы, их родство и происхождение.

Человек как единый биологический тип.

Человеческие расы, единство их происхождения.

п.48  р.т. стр.89  вопросы:1-5

54.

нрк

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Тестирование

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды

п49.  р.т. стр91-92.  вопросы:

IV Основы экологии (15 )

55.

Условия жизни на  Земле. Экологические факторы среды. Основные среды жизни.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов и окр. Среды. Абиотические и биотические факторы среды. Их взаимодействие.

Знать: экология-наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Условия жизни на Земле.  Экологические факторы. Основные среды жизни. За  коны: оптимума, лимитирующего фактора, комплексное воздействие факторов. Радиация. Экологические группы организмов. Связи                          

жертва, паразит хозяин.

Сообщества, экосистемы, биоценозы. Компоненты

экосистемы, биогенные элементы, продукты консументы, редуценты. Цепи питания, круговорот  веществ. Биосфера. Роль экологической культуры.

Уметь: приводить примеры природных и искусственных сообществ. Характеризовать среды обитания организмов, экологические факторы; природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества, роль человека в их продуктивности.

Обосновывать влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; регулирование численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере. Применять знания о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны.

п50.  р.т. стр.94  вопросы: 4.5

56.

Общие законы действия факторов среды  на организмы.

Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор.

п.51  р.т. стр. 95 вопросы: 4

57.

Приспособленность  организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненный формы  организмов.

Л.р. № 6 «Приспособленность организма к среде обитания»

п.52  р.т. стр. 97 вопросы:3 . 4

58.

Основные типы взаимодействий в сообществах.

Основные понятия: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Типы взаимоотношений между организмами.

п.53  р.т. стр. 99 вопросы:4,5

59.

Основные понятия экологии популяций. Основные демографические и структурные характеристики  популяции.

Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии.

Разнообразие популяций в экосистеме. Пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов — основа целостности экосистем.

п.54  р.т. стр.100  вопросы:1-5

60.

Динамика численности популяций в природных сообществах.

Саморегуляция в экосистеме. Развитие экосистем, их смена. Биологическое разнообразие — основа устойчивого развития экосистем.

п.55  р.т. стр.102  вопросы: 4-6

61.

нрк

Понятие о биоценозе, биогеоценозе экосистеме. Структура природных  биогеоценозов.

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биогеохимические циклы. Направление потока вещества в пищевой сети. Роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе

п. 56 р.т. стр. 103 вопросы: 2-8

62.

Биогеоценоз как  экосистема, её компоненты.

Направление потока веществ в пищевой цепи. Функциональные группы организмов: продуценты, консументы, редуценты.

п. 57 р.т. стр.106  вопросы:3-5

 63.

Развитие и смены биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы.

Пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов — основа целостности экосистем. Колебания численности популяций, их причины

п.58  р.т. стр. 107 вопросы:1-4

64.

Разнообразие типов наземных и водных экосистем.

Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии

конспект в тетради

65.

Естественные и искусственные биогеоценозы.

Экскурсия  № 4  « Парк как пример биогеоценоза Приспособленность организмов к среде обитания»

Агроэкосистемы, их разнообразие, основные отличия от экосистем

отчёт:

66.

Биосфера, её структура и свойства. Учение В.И. Вернадского  о роли живого вещества в преобразовании  верхних слоёв Земли.

Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Учение Вернадского о биосфере. Компоненты и свойства биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.

п.59  р.т. стр.109  вопросы: 1-4

67.

нрк

Рациональное использование биологических ресурсов.

Тестирование

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: загрязнение воздуха, пресных вод и Мирового океана, антропогенное изменение почвы, радиоактивное загрязнение, влияние на растительный и животный мир. Сохранение биоразнообразия

п.60  р.т. стр.110-111  

68.

Биосфера как  система жизнеобеспечения человечества. Биосферные функции человека. 

Л.р. № 7 «Оценка качества окружающей среды»

Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды.

п.59-60  р.т. стр.111  вопросы:5-7

69.

Весна в жизни природы и оценка состояния

окружающей среды

Экскурсия № 5 «Весна в жизни природы и оценка состояния

окружающей среды»

отчёт:

V Заключение

70.

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты.

Проблема устойчивого развития биосферы.

Знать: что необходимость рационального природопользования, как путь сохранения экологического  равновесия  в биосфере.

п.  р.т. стр.  вопросы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование 7-8 класс,1 класс, 5-6 класс (вариативная часть плание , аэробика

планирование для 5-6 класса написано с учетом того , что проведение 3 часа физической культуры может быть в форме уроков плавания и аэробики....

Календарно-тематическое планирование для 2 класса УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса, Титул 2012

Материал содержит календарно-тематическое планирование для 2 класса новой версии учебника М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса...

Календарно - тематическое планирование 5-6 класс и план мастер - класса по Городецкой росписи

Календарно м- тематическое планирование 5,6,7 класс, технология, девочки....

Календарно-тематическое планирование для 9 классов. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс".

Календарно-тематический план для 9 классов по программе О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс" на 2012 - 2013 уч. г.г....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Атанасян Л.С. и др.  Геометрия 7-9 класс....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник  Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....