Моя методическая копилка
план-конспект урока по биологии по теме

Уроки биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_chlenistonogie_ikh_znachenie.docx70.65 КБ
Microsoft Office document icon cheshuekrylye_i_ikh_znachenie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Членистоногие их значение в природе и жизни человека»

Цель урока: 

  • Повторить и обобщить знания по теме “Тип. Членистоногие”,
  • создать педагогические условия для приобретения обучающимися определенного круга научных знаний о животных типа членистоногих, ареале их распространения и значении в природе и жизни человека;
  • развития познавательного интереса к предмету;
  • формирования бережного отношения к природе.

Задачи урока: 

  • Обобщение знаний по классификации типа Членистоногие; определения места Членистоногих в естественной системе животного мира; закрепление навыков и умений в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Членистоногих классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые; продолжение формирования понятийного аппарата по данной теме. Развитие творческих способностей.
  • Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения; эстетическое воспитание, пропаганда идей охраны Членистоногих, как неотъемлемая часть окружающей нас среды.

Тип урока: урок обобщения и закрепления новых знаний. 

Оборудование:

  • Наглядность: коллекции насекомых.
  • ТСО: мультимедийный кинопроектор, компьютер, экран, телевизор

Педагогические технологии: ИКТ, групповая работа, проектная деятельность, игровая.

План урока

  1. Постановка учебной задачи.
  2. Проверка изученного ранее.
  3. Защита проектов.
  4. Значение членистоногих в природе и жизни человека.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1-й этап. Организационный момент. Актуализация знаний.(1 мин)

Стадия “Вызов”. (2 мин)

Царица Природа со своим советником Ветром ведут беседу:

- Посмотри, матушка Природа, сколько вокруг тебя животных! – говорит Ветер, - их становится всё больше и больше! Не думаешь ли ты, что они скоро затмят собою всю планету? Надо что-то делать!? Может я унесу куда-нибудь половину ненужных членистоногих?

- Да что ты! - отвечает царица Природа, - мы же не проживем без них!

- Так ли это? Неужели все членистоногие животные  нужны?

- Как вы думаете, ребята, о чем идет разговор между царицей Природой и её советником Ветром? (Ответ: о значении членистоногих в природе.)

- Что же мы сегодня должны узнать на уроке? Какова тема сегодняшнего урока? (Ученики самостоятельно называют тему урока: Значение членистоногих в природе и жизни человека.)

- Но прежде, чем говорить о значении членистоногих, давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках? (Ответ: говорили о признаках и многообразии членистоногих.)

2-й этап. Постановка учебной задачи. (2 мин)

Вступительное слово учителя:

Муха, муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла!

Каждому знакомы эти стихи К.И. Чуковского. Так же, как все помнят с детства Попрыгунью Стрекозу и Рака из басен И.А. Крылова. Все эти персонажи – представители одного типа, типа членистоногих. На уроках мы с вами говорили о многообразии этого типа, об удивительной способности членистоногих приспосабливаться к различным условиям существования. А сегодня у нас будет урок, в ходе которого мы попробуем обобщить эти знания и выяснить значение этих животных в природе и жизни человека, и подготовиться к контрольной работе, которая будет на следующем уроке.

3-ий этап. Проверка изученного, ранее. (7 мин)

Для начала мы вспомним что мы уже узнали о представителях этого типа животных.

  1. Три ученика работают у доски (на доске три силуэта животных, надо подобрать нужные характеристики и расположить рядом на доске)
  2. Двое учащихся выполняют задания на карточках.

Установите соответствие

1. Трахеи

А. Развитие с превращением

2. Мальпигиевы сосуды

Б. Тончайшие трубочки для дыхания у насекомых.

3. Инстинкт

В. Иногда попадаются раки с клешнями разного размера. Как называется процесс восстановления утраченного органа?

4. Регенерация

Г. Последовательная цепь рефлексов в сложном поведении у насекомых и других животных

5. Метаморфоз

Д. Мельчайшие трубочки – органы выделения у наземных членистоногих

6. Половой диморфизм

Е. Различия внешнего вида самцов и самок

  1. Работа с коллекциями насекомых и паукообразных.

Проект группы №1. Класс Ракообразные. (3 мин)

Газета, где представлена общая характеристика Ракообразных, рубрика “ знаете ли вы, что…”, а так же модель аквариума с ракообразными.

Проект группы №2. Класс Паукообразные. (3 мин)

Сценка по биологической сказке “ Путешествие паучка-крестовичка Кузи”.

Жил-был маленький паучок-крестовичок Кузя. Надоело ему сидеть на одном месте под крышей деревянного дома, захотелось ему на мир посмотреть, родственников своих поискать. Посмотрел он вокруг своими восемью глазками, спустился на землю на своих восьми ножках и не успел сделать несколько шагов, как поднялся сильный ветер и унес Кузю далеко-далеко в теплые края.

- Ой, кто это такой страшный с шипом на задней части тела?- сказал паучок, увидев перед собой скорпиона.

- Ты ядовитый?

- Да, при укусе я впрыскиваю в жертву 3 миллиграмма яда. Такое количество смертельно для животного весом до 10 килограммов.

- А этот паук совсем не страшный,- сказал Кузя, но скорпион его вовремя остановил. Перед ними была “черная вдова”, которая убивает и съедает своих самцов после спаривания. Опасна она и для других пауков.

Не успел паучок Кузя спрятаться за кучку горячего песка, как перед ним появилось огромное мохнатое чудовище – паук-птицеед. 11 сантиметров длиной и размахом лап до 25 сантиметров он действительно выглядел устрашающе.

- Чем же ты питаешься?- спросил Кузя

- Крупными насекомыми и мелкими позвоночными, включая птенцов. Мой укус опасен и для человека,- ответил птицеед.

Страшно и одиноко вдруг стало паучку-крестовичку и он решил вернуться домой. Шел долго-долго, устал, остановился отдохнуть возле большого живописного озера. Тут из воды вынырнул паук-серебрянка.

- Как ты живешь под водой? Ведь все пауки дышат атмосферным воздухом с помощью трахей и легочных мешков,- промолвил Кузя.

- Мое брюшко покрыто многочисленными волосками, удерживающими под водой запас воздуха для дыхания. А самка может строить из паутины колоколообразное подводное гнездо с запасом воздуха, в которое помещается кокон с яйцами и охраняет его до выхода молоди.

Далее путь его лежал через лес и в лесной чаще паучок-крестовичок Кузя увидел маленького противненького клеща со слитным телом и челюстями, приспособленными к прокалыванию и сосанию.

-Ты тоже мой родственник?- спросил паучок.

- Конечно, я тоже отношусь к паукообразным,- ответил клещ.

И, наконец, вернувшись домой, он увидел много прекрасных ажурных паутинок, которыми были затянуты ветки деревьев и кустов. Все они были разных размеров, форм и рисунков.

- И я умею плести паутину,- сказал Кузя.

- Посмотрите какие у меня на брюшке классные паутинные бородавки.

Вот путешествие и закончилось. – Всем пока!

Паучок-крестовичок забрался под крышу своего родного дома, сплел паутину, спрятался в норке, и жил наш паучок долго и счастливо.

Проект группы №3. Класс Насекомые. Компьютерная презентация. (3 мин)

Группа учащихся читают данное стихотворение, сопровождая его слайдами заранее подготовленной компьютерной презентации.

Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,

Все это насекомые, они и там, и тут.

Отрядов очень много, нам все не перечесть,

Но все-таки особенности основные есть:

У насекомых тело состоит из трех отделов,

На голове два усика и сложные глаза,

Особенно большие имеет стрекоза.

А как же насекомые по свету расселились?

Да дело в том, что крылья у многих появились.

Они отходят от груди, внимательнее посмотри.

Три пары ног еще у них отходят от груди,

Так быстро бегают, к примеру, трудяги муравьи.

Огромное значение имеют насекомые: вредят, и помогают,

и служат человеку.

И что еще хотел бы сказать я в заключение –

У насекомых дыхание трахейное, развитие – с полным и неполным превращением

IV. Изучение нового материала.

  1. Значение членистоногих в природе и жизни человека. (5 мин)

Работа в парах по заданиям

Задание 1. В.И. Вернадский писал: "Вес одной стаи, однажды перелетевшей через Красное море в начале века, превышал вес всех металлов, когда-либо выплавленных человеком со дня его появления до наших дней". О ком идет речь, какую роль играют эти животные для человека? (речь идет о саранче. Класс прямокрылые являются вредителями сельскохозяйственных культур)

Задание 2. Головоломка "Роль насекомых в природе"

В

Н

Д

И

П

З

Е

М

О

Т

Ы

О

Т

Х

В

Е

Ы

К

С

Х

Р

А

Я

Е

Ш

Е -

Е

Е

С

И

Н

П

Н

Й

В

С

Щ

О

Р

И

Е

О

Е

А

А

Б

О

П

Я

Ц

В

Н

Ж

Н

Найдите начало головоломки и по непрерывной линии, не заходя дважды в одну и ту же клеточку, прочитайте, что здесь зашифровано. Являются звеньями в цепях питания многих животных.

Приведите пример пищевой цепи.

Задание 3.  Из этого ребуса вы узнаете о роли насекомых в природе. Приведите примеры.

Насекомые – опылители  растений (бабочки, пчелы, цветочные мухи)

Задание 4.

Головоломка "Роль насекомых в природе"

Б

О

Л

Е

В

А

Н

И

Й

А

З

И

К

И

Ч

С

О

Н

А

З

Н

Ы

Е-

П

Е

Р

Е

Р

Б

О

О

К

У

А

П

И

Н

А

С

Е

К

О

М

Ы

Е

Найдите начало головоломки и по непрерывной линии, не заходя дважды в одну и ту же клеточку, прочитайте, что здесь зашифровано. Насекомые и паукообразные-переносчики заболеваний.

Задание 5. Сообщение о тутовом шелкопряде.

Одомашненные насекомые – приносят пользу человеку

Задание 6. Головоломка "Роль насекомых в природе"

Х

В

Х

Н

Н

Г

Е

Ы

И

Ы

О

Е

У

Р

М

Д

Н

С

Л

Л

И

О

О

Ч

Т

С

И

К

К

В

И

Ь

И

Р

У

Е

Н

Л

Р

Ч

У

А

С

А

З

А

Т

Ю

П

Найдите начало головоломки и по непрерывной линии, не заходя дважды в одну и ту же клеточку, прочитайте, что здесь зашифровано Пауки регулируют численность различных видов насекомых.

Приведите примеры. (богомол, стрекоза, божья коровка, пауки)

Задание 7.  Разгадайте кроссворд, вписывая названия этих насекомых, вы узнаете роль членистоногих животных в природе. Являются санитарами.

Задание 8.  Что объединяет этих животных? Как человек использует этих животных? (раки, креветки, крабы, лангусты, омары) Человек употребляет в пищу.

На доске составляем кластер «Роль членистоногих в природе и жизни человека»

Учащиеся переносят кластер в тетрадь (7 мин)

  1. Санитары (раки, могильщики, трупоеды)
  2. Вредители (саранча, тля)
  3. Регулируют численность различных видов насекомых (богомол, стрекоза, пауки)
  4. Насекомые – опылители  растений (бабочки, пчелы, цветочные мухи)
  5. Являются звеньями в цепях питания многих животных.
  6. Человек употребляет в пищу (раки, крабы, креветки, личинки жуков, кузнечиков)
  7. Насекомые и Паукообразные – переносчики опасных заболеваний;
  8. Одомашненные насекомые – приносят пользу человеку (пчёлы и тутовый шелкопряд)  

Тесно переплетаются жизни человека и животных. В благодарность за их труд и верность человек вознес их на пьедестал. Вы знаете, что есть памятники зверям, но не каждый из вас слышал о памятниках насекомым. 

(Сообщение) (3 мин)

1.Пчелам. 

В Польше создан музей пчеловодства. Величаво возносится перед входом в музей памятник пчеле - труженице. Это памятник символ трудолюбия и мудрости пчел.

2.Долгоносикам. 

В начале прошлого века в американском штате Алабама выращивали только одну сельскохозяйственную культуру – хлопок. Но в 1915 году на хлопковые поля Алабамы напал жук-долгоносик. И уничтожил весь урожай. Оказавшись на грани разорения, фермеры были вынуждены переориентироваться на другие культуры. Благодаря хлопковому долгоносику фермеры стали выращивать арахис, на котором неслыханно разбогатели. Благодарные за «науку» жители Энтерпрайза соорудили памятник «своему благодателю». 

  1. Комару.

В Норильске увековечили надоедливое насекомое – комара. Железный монстр призван напоминать о мужестве тех, кого комар не остановил при освоении Сибири. А ведь на самом деле кровожадные комары были куда страшнее зимних морозов.

IV. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин)

1. Что нового они узнали на уроке?

2. Что больше всего понравилось?

3. Готовы ли вы к контрольной работе?

Готовы – зеленый цвет

Надо еще повторить – желтый

Не готовы – красный  

V. Домашнее задание.

Повторить пар. Подготовить синквейн на тему Членистоногие.

Заключение (3 мин)

«Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыплются в пыль и всякая жизнь уже будет близка к угасанию, на пятне лишайника, растущего на голых скалах у нетающих ледников Панамы, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле».

Эти слова сказал У.Холлэнд о насекомых в своем труде «Книга о ночных бабочках». Может быть, тогда, зная удивительную способность насекомых приспосабливаться к любым условиям существования, он просто не подозревал, что любое из этих маленьких существ может запросто погибнуть из-за нашей с вами не осторожности. И, чтобы их на Земле оставалось как можно больше, нужно просто любить все, что окружает нас на этой планете.

Сайты методического сопровождения:

  1. http://www.uchportal.ru/load/74-2-2 – сайт Учительский портал.
  2. http://festival.1september.ru/articles/528928/ - сайт Фестиваль педагогических идей.
  3. http://grozdilowa.narod.ru/ - сайт в помощь учителю.
  4. http://tana.ucoz.ru/dir/1/17 - сайт учителя биологии.
  5. http://www.albinaandr.siteedit.ru/ - сайт учителя биологии Андриановой А.А.

Самоанализ урока  -  учитель Газизова Н.И.

Биология - 7 класс

Тема урока: Значение членистоногих в природе и жизни человека.

Цель урока:

- обобщить и закрепить знания о насекомых паукообразных и ракообразных, разъяснить учащимся значение членистоногих  в природе и жизни человека;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- развития познавательного интереса к предмету.

Тип урока: урок закрепления новых знаний. 

Оборудование:  Наглядность: таблица “строение ракообразных”, “паукообразных”, “насекомых”, Наглядное пособие “внешнее строение ракообразных”, “паукообразных”, “насекомых”, коллекции насекомых.

ТСО: мультимедийный кинопроектор, компьютер, экран, телевизор

Педагогические технологии: ИКТ, групповая работа, проектная деятельность, игровая.

Урок заключительный по теме перед тестированием. На уроке использовалась наглядность: коллекции членистоногих, таблицы, презентация «Членистоногие», проекты подготовленные группой учащихся 7-го класса.

 Опрос в форме подготовил ребят к тестированию по теме, в заданиях отрабатывался приём сравнения, очень часто используемый в заданиях ЕГЭ по биологии  за курс 9-го и 11 –го классов.

К уроку ребята, подготовили проекты, сообщения, используя дополнительную литературу.

На уроке использовалась коллективные  и индивидуальные формы работы.

Класс был полностью включён в различные виды деятельности, которая  менялась в течении урока.

 Эффективно использовались методы:  обобщение, сравнение, проблемный (в ходе занятия ребята ищут значение членистоногих в природе и жизни человека самостоятельно, работая в парах  с заданиями), творческий, исследовательский.

Ситуации на уроке позволили «включать» различные виды памяти (образную, моторную, словесно-логическую, эмоциональную)

 Обстановка в классе была доброжелательная, ребята добросовестно выполняли задания,  заинтересованно слушали сообщения товарищей, показали хорошее знание материала, убедились, что к животным нужно относиться бережно, охранять и беречь природу.

Считаю, что урок цели достиг.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....