Строение и работа сердца
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Назарова Галина Михайловна

 

Тема урока: Строение и работа сердца

 

 

Цель урока:

  • Выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями.

Задачи

  • 1.Познакомить учащихся со строением сердца, работой сердечных клапанов, сердечных камер, особенностями сердечной мышцы, способами регуляции работы сердца. Дать понятия сердечного цикла, автоматизма сердца.
  • 2.Развитие у учащихся логического мышления, умения сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы.
  • 3.Воспитание у учащихся культуры речи, развитие навыка работы с таблицами, тестами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon stroenie_i_rabota_serdtsa.zip16.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Урок23

Тема урока: Строение и работа сердца

Цель урока:

  • Выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями.

Задачи

  • 1.Познакомить учащихся со строением сердца, работой сердечных клапанов, сердечных камер, особенностями сердечной мышцы, способами регуляции работы сердца. Дать понятия сердечного цикла, автоматизма сердца.
  • 2.Развитие у учащихся логического мышления, умения сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы.
  • 3.Воспитание у учащихся культуры речи, развитие навыка работы с таблицами, тестами.

                                                        ХОД УРОКА

1.Проверка домашнего задания.

1.Беседа по вопросам:
•Назовите органы
системы кровообращения.
•Какие сосуды называются венами?
•Какие сосуды называются артериями?
•В чём заключается взаимосвязь строения и функций капилляров?
•Чем различается строение стенок вен и артерий?
•Почему утверждение, что по венам течёт венозная кровь, а по артериям – артериальная, неверно?
2. Как движется кровь в организме человека и как меняется её состав в большом и малом кругах кровообращения?

2.Изучение нового материала.

Местоположение и строение сердца человека.

Строение сердца

Слайд 2 и 3

Выполнить в Р.Т. №88

 Сердечные клапаны (строение, местоположение, значение).

Створчатые клапаны пропускают кровь из предсердий в желудочки. В левой части – двухстворчатый клапан, в правой – трёхстворчатый клапан. Полулунные клапаны направляют кровь из желудочков в артерии.

Итог: учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями: стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу. Неплотное смыкание клапанов приводит к тому, что кровь частично течёт в обратном направлении, и увеличивается нагрузка на желудочки.

Сердечный цикл. Слайд 4.

Известно, что сердце человека за сутки перекачивает около 10000 литров крови. Работа, которую выполняют желудочки равна 180000 кдж. Такую работу выполняет подъёмный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.

Задание Р.Т. №91

Автоматизм сердца.


Способно самопроизвольно сокращаться под воздействием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, независимо от внешних воздействий. Эта способность сердца называется автоматизмом сердца.
Слабые биоэлектрические сигналы распространяются по всему телу. Их запись называется электрокардиограммой.
На работоспособность сердца влияет и особенность строения сердечной мышцы. (Волокна поперечно-полосатой сердечной мускулатуры способны быстро сокращаться, имеют много митохондрий). Кроме этого, венечные (коронарные) сосуды сердца обеспечивают снабжение сердца кислородом и питательными веществами.

Задание в Р.Т.№90

 Практическая работа

Тема: Работа сердца

Цель работы: с помощью формул научиться рассчитывать в джоулях работу своего сердца за 1 мин. в состоянии покоя и после физической нагрузки.
Примечание: для вычисления работы сердца можно воспользоваться следующей формулой:
Р = М х Д х С,
где
Р – работа сердца в джоулях;
М – масса крови = 0,07;
Д – давление крови в аорте = 2;
С – число сердцебиений за 1 минуту.
Ход работы:
Измерьте пульс в состоянии покоя (проделайте это 3-4 раза и найдите среднее арифметическое). Результата зафиксируйте.
Сделайте 15 приседаний в среднем темпе.
Измерьте пульс после физической нагрузки. Результат зафиксируйте.
Вычислите работу сердца, выполняемую в состоянии покоя и после физической нагрузки.
Учитель организует обсуждение результатов эксперимента. Учащиеся с помощью учителя формулируют вывод о влиянии физической нагрузки на частоту сердечных сокращений. Вывод записывают в тетрадь.

Выводы

3.Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

•Как изменяется сила и частота сердечных сокращений при изменении физической нагрузки?
•Почему стенка левого желудочка толще стенки правого желудочка?
•Как боль может повлиять на частоту сердечных сокращений?

Домашнее задание: п. 22 вопросы стр.114

Решить задачу.
В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту. Подсчитайте, сколько лет отдыхали желудочки вашего сердца за 14-15 лет вашей жизни.

Вывод урока

Все этапы урока подводят учащихся к ответу на вопрос, поставленный в начале урока. Высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца, согласованностью нервной и гуморальной регуляции.

Интересно знать что…

1. За 1 час сердце перекачивает – 360 л. крови. 

2. За 24 часа сердце перекачивает – 10 тыс. л. крови. 

3. За 70 лет сердце перекачивает - 200 тыс. л. крови.
4. За 24 часа клапанам сердца приходится открываться и закрываться около 100 тыс. раз
 

5. На протяжении жизни сердце совершает 3 миллиарда ударов.
6. За 8,5 часов лыжного пробега сердце перекачивает – 30 т. крови.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку биологии в 8кл. "строение и работа сердца"

урок+презентация по теме "строение и работа сердца" предназначена для учителей работающих в 8 классах. в уроке определены цели и задачи, приложен тест для индивидуальной работы на уроке, поставлены во...

Проблемная технология. Урок в 8 классе "Строение и работа сердца"

Комбинированый урок с применением проблемной технологии....

Урок "Строение и работа сердца"

-Разве сердце выглядит так, как изображается этот символ? Где находится сердце?А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? Учащиеся высказывают свои предположения....

урок "Строение и работа сердца человека"

урок "Строение и работа сердца человека" по технологии модульного обучения...

Строение и работа сердца

Разработка урока по биологии в 8 классе "Строение и работа сердца" по уч. Пономаревой И.В., презентация к уроку, интерактивные модели (фазы сердечной деятельности, работа клапанов во время сердечного ...

Строение и работа сердца

Тема:  Строение и работа сердца  Задачи: выяснить особенности строения сердца в связи с выполняемыми функциями, регуляцию деятельности сердца, ритмичность сокращения и расслаблен...