Конспект урока
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Ермошина Любовь Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Тема урока: « Витамины ».

Цель урока: сформировать понятие о витаминах, их биологической роли в организме, значении для долголетия.

Задачи урока: 

Образовательные – сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах.

Развивающие - развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умению обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.

Воспитательные – научить применять теоретические знания на практике, представлять свои  творческие работы,  развивать культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, учебники, тетради.

Метод: словесный с применением наглядности.

Тип урока : комбинированный.

           

 План урока:

1.Организационный момент

2.Изучение нового материала

3.Закрепление изученного материала

4.Рефлексия

5.Домашнее задание

                               

                         

                           

                            Ход урока

             I. Организационный момент:

        Здравствуйте, коллеги! Сегодня на уроке мы  с вами сформируем понятие о таких веществах как витамины, которые представляют собой   биологически активные вещества в нашем организме.

Так что будьте внимательны, эти знания вам пригодятся!

II.Изучение нового материала:

                               Слайд № 1

    Учитель: Витамины! Каждый из вас не раз слышал это слово.

-  Каждый из вас употреблял препараты витаминов, а что означает это слово? - А как вы думаете, что нам предстоит выяснить о витаминах сегодня?

- Почему всё чаще о них говорят с экранов телевидения?

После ответов 2 -3 обобщаю  их ответы.

В настоящее время известно около 80 витаминов. В большинстве случаев это различные органические вещества. Мы с вами познакомимся с воздействием витаминов  на организм на примере пяти групп. Витамины обозначают латинскими буквами: А, В, С, Д, РР и др. Большинство витаминов образуется в растениях, лишь некоторые имеют животное происхождение. Витамины не обеспечивают организм энергией, они являются катализаторами, ускорителями реакций обмена веществ. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям.

         - Заслушиваем сообщение учащегося, подготовленное с использованием дополнительной литературой « Забытое учение Н.И.Лунина».

( О витаминах и их биологической роли рассказывают учащиеся, заранее готовившие эти вопросы).

                                Слайд № 2

Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

Коллеги, ответьте, пожалуйста мне на вопрос:

- Почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом?

Вывод: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя.

                                       Слайд № 3

Все витамины делятся на жирорастворимые и водорастворимые.       

                                                  Слайд № 4            

Витамин С или аскорбиновая кислота. Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.

При недостатке развивается и заболевание - цинга. Коллеги, а кто сможет объяснить, чем характеризуется  болезнь цинга?

Коллеги: Общей слабостью, утомляемостью, поражением стенок кровеносных сосудов, кровоточивостью и разрыхлением десен, расшатыванием и выпадением зубов.

Следует отметить, что витамин С разрушается при длительной варке и при длительном хранении овощей.

                                                  Слайд № 5

Витамин В1 или тиамин. Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке развивается болезнь бери-бери. А кто сможет объяснить, в чем выражается болезнь бери – бери?

Коллеги: параличи и атрофия мышц, поражение нервной системы, нарушение работы кишечника.

                                                 Слайд № 6

Витамин В2 – рибофлавин. Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта. А кто знает, что это за болезнь?

Коллеги: Катаракта-помутнение хрусталика.

                                              Слайд № 7

Витамин В6 – пиридоксин. Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке - анемия (малокровие), судороги. Содержится в курином мясе, орехах, хлебе из муки грубого помола, бананах.

                                            Слайд № 8

Витамин В12 или цианокоболамин. Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия. Содержится в мясе, печени, рыбе.

                                               Слайд № 9

Витамин РР – никотиновая кислота. Регулирует кровообращение и уровень холестерина.

При недостатке – пеллагра.

Кто нам расскажет про эту болезнь?

Коллеги: Пеллагра- воспаление кожи, понос, разрушение слизистой кишечника, нарушение нервных функций, слабоумие.

Обычно, к пеллагре приводит длительное голодание.

Этот витамин содержится в арахисе, рисе, отрубях, зернах ячменя.

Итак, мы рассмотрели основные жизненно необходимые водорастворимые витамины, переходим к жирорастворимым.

                                            Слайд № 10

Витамин А. Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке развивается  "куриная слепота". А что это за болезнь? Ребята: снижение способности видеть в темноте.

                                            Слайд № 11

Витамин D. Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.

При недостатке – рахит. Рахит это заболевание, возникающее только в детском возрасте, характеризующееся необратимыми изменениями костного скелета, что приводит к искривлению ног, неправильному развитию грудной клетки, костей черепа. Взрослых витамин Д предохраняет от переломов и размягчений костей. Наш организм сам способен к выработке витамина Д под влиянием ультрафиолетовых лучей.

Витамин D содержится в рыбьем жире, сливочном масле, сливках, яичном желтке.

Итак, мы познакомились только с несколькими витаминами. Их функции очень многообразны, но в их действии на организм много общего. Например, все они влияют на организм в ничтожно малых количествах. Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому понятно, что их недостаток сейчас же вызывает нарушение обмена веществ.

- Скажите пожалуйста, почему необходимо употреблять растения в сыром виде?             

                                   Слайд №12

Авитаминоз – полное отсутствие  витаминов в организме;

Гиповитаминоз – недостаточное содержание витаминов;

                               Слайд № 13

Гипервитаминоз – избыточное содержание  витаминов в организме. 

- Ребята, скажите пожалуйста, как можно сохранить витамины в овощах.

                             Слайд № 14( роль витаминов)

                             Слайд № 15

                              Правила приготовления пищи,

обеспечивающие сохранение витаминов.

 

1.Овощи очищать и нарезать перед варкой или употреблением.

2. Закладывать овощи в кипящую воду, варить недолго в эмалированной посуде под    крышкой.

3. Овощные блюда употреблять сразу же после приготовления, длительному хранению    они не подлежат.

4. Для лучшего усвоения продукты, содержащие жирорастворимые витамины употреблять с маслом или сметаной.

III. Закрепление изученного материала.

 Проанализируйте эпизод из книги Ю. Никулина « Почти серьезно», произошедший с автором во время блокады Ленинграда: « Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто – то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».

ОТВЕТ:( У бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А. В рыбьем же жире этот витамин присутствовал. Витамин А – жирорастворимый витамин, и он особенно легко усваивается вместе с жирной пищей.)

          IV.Рефлексия

 - Что вы узнали для себя нового? (опрос каждого ученика)

 - Назовите источники витаминов зимой?

 - Почему витамины называют чудесной азбукой?

 V. Домашнее задание:  § 38; составить рассказ, используя 5 любых терминов урока или кроссворд по теме: «Витамины» (на выбор ученика)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...