Будущее России-здоровые дети
учебно-методический материал (биология) по теме

Кривчук Маргарита Михайловна
В данной работе на простых экспериментах показан вред наркотических веществ на организм. Проведены исследования ряда алкогольных напитков, сделаны соответствующие выводы, проведена диагностическая работа по определению степени информированности подростков о здоровом образе жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение.

1 Обзор литературы……………………………………………………………4

 1.1 Из истории появления, употребления и распространения наркотиков..5

   1.1.1 Наркотики и табакокурение…………………………………………...5

   1.1.2 Алкоголь………………………………………………………………..8

 1.2 Механизмы воздействия наркотических веществ на организм человека………………………………………………………………………..10

  1.2.1 Курение…………………………………………………………………11

  1.2.2 Алкоголь………………………………………………………………..11

  1.2.3 Наркотики………………………………………………………………13

 1.3 Проблемы современной молодёжи и причины подростковой наркомании…………………………………………………………………….15

2 Характеристика объекта исследования…………………………………….19

3 Экспериментальная часть…………………………………………………...20

 3.1 Цели эксперимента………………………………………………………..20

 3.2 Описание методики и описание эксперимента………………………….20

  3.2.1 Определение наличия в табачном дыме кислот и никотина…………20

  3.2.2 Определение влияния никотина на ферменты слюны………………..20

  3.2.3 Определение действия алкоголя на кровь……………………………..21

  3.2.4 Определение действия алкоголя на белки…………………………….22

  3.2.5. Определение наличия посторонних примесей в пиве……………….22

  3.2.6 Диагностика информированности подростков о пагубном влиянии наркотических веществ на организм человека……………………………….23

4 Выводы и предложения………………………………………………………29

5 Литература…………………………………………………………………….31

Введение

Как красочен и удивителен окружающий нас мир. Деревья, травы, птицы, звери, шум падающей воды, трепет росы и шелест дождя восхищает и радует глаз. Много удивительного и неповторимого дарит нам природа. Мы, люди красноречиво говорим о том, как мы должны беречь и охранять её, любить и лелеять. Да, это так, но продолжение нас, людей- это наши дети, наше будущее, наша надежда. И это будущее должно быть надёжным, благополучным, а главное- здоровым. Ведь здоровье не оценить ни в какой иностранной валюте, его не купить и не продать. Поэтому уже сегодня мы должны заботиться о здоровом образе жизни- своём и тех, кто нас окружает.

 Выход закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за  №15-39»не случаен. В нем красной линией проходит забота о подрастающем поколении, а значит о будущем всех кубанских школьников. Не секрет, что именно молодежь зачастую страдает пагубными привычками, употребляя алкоголь, наркотики, отсюда и правонарушения, преступления, нервно- психические расстройства, суициды.

 В данной работе на простых экспериментах показан вред наркотических веществ на организм. Проведены исследования ряда алкогольных напитков, сделаны соответствующие выводы, проведена диагностическая работа по определению степени  информированности подростков о здоровом образе жизни.

Цель работы.

 В связи с тем, что молодёжь имеет  склонность к употреблению разного рода наркотических веществ экспериментально доказать:

1.1 Наличие в табачном дыме никотина, кислот, смол. Пояснить их вредное воздействие на растущий организм.

1.2 Влияние никотина на начальный этап пищеварения в ротовой полости.

1.3 Вредное воздействие алкоголя на кровь, белки, показать необратимость происшедших изменений.

2  Исходя из наблюдений за поведением молодых людей в свободное время и беря во внимание то, что пиво, как лёгкий алкогольсодержащий продукт, пользующийся наибольшим спросом у молодых людей, экспериментально определить наличие в нём посторонних примесей.

3 Выявить уровень осведомлённости подростков о здоровом образе жизни.

4

1 Обзор литературы

Порой трудно объяснить многие человеческие стремления и желания. Кто-то рьяно занимается спортом, кто-то много читает, кто-то сутками ремонтирует любимые авто или мотоцикл, пишет замечательные картины, снимает кино или занимается бизнесом, зарабатывая хорошие деньги, подавая этим пример окружающим. Мы все разные, с разными дарованиями и возможностями. Но существует безжалостное обстоятельство, которое всегда делало нас, непохожих друг на друга людей, абсолютно равными. Оно может манипулировать нами, держа на грани жизни и смерти, не обращая внимания на наши заслуги, возраст, пол и место в обществе. Имя ему - несчастье. В старину общее несчастье единило старых и молодых, бедных и богатых, давало всем силы и надежду на преодоление лиха. Сейчас мы живём в относительно спокойное время. Нет кровопролитных войн с многомиллионными жертвами, нам незнакомы такие глобальные вирусные эпидемии, которые с угрожающей быстротой уничтожают города и государства, а развитие современных технологий в области химии и медицины позволяют излечивать многие опасные заболевания и продлевать людям жизнь. Казалось бы, живи, да радуйся. Но не тут-то было, Homo Sapiens (Человек разумный!!!) повернул многие свои достижения против себя и в результате этого: перенаселённость городов, уничтожение флоры и фауны, загрязнение окружающей среды. Но самым смертельно опасным для людей несчастьем и самыми ужасными проблемами XX - начала XXI веков стали употребление наркотиков, алкоголя и табака. От них страдает, прямо или косвенно, и умирает, гораздо больше людей, чем от природных катаклизмов и войн. И самое страшное - тот факт, что вышеперечисленные недуги затронули молодых людей, от которых зависит судьба и здоровье будущего поколения и история человечества. Задача людей сегодня - объединить свои желания и конкретные действия для преодоления этого несчастья. Также важно глубоко изучить суть этих проблем. Потому что, к сожалению, не смотря на их глобальность, люди, а особенно молодёжь, не всегда осознают истинной опасности алкоголизма, курения и приёма наркотиков иногда по причине своей неграмотности, а, может быть, недостаточной информированности, ложных, искажённых представлений или простого нежелания знать что-либо о них.

5

 Я абсолютно уверена, что выбранная мной тема актуальна и представляет большой интерес для каждого, кто желает расширить свои знания в этой области, а они помогут им самим в первую очередь, осознано отказываться от пагубных привычек, научат, как помогать тем, кто уже попал в беду. Знания воспитают в них чувство собственного достоинства, уважения к себе и уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, даёт ему силы делать самостоятельный выбор во всём.

1.1  Из истории появления, распространения, употребления наркотиков

1.1.1 Наркотики и табакокурение

Человечество знает наркотики с незапамятных времён. Уже в самом начале своего существования первобытный человек столкнулся лицом к лицу с жестокой природой, полной опасностей, вызывающих в душе страх и одновременно желание победить или избежать их. Полная беспомощность перед неведомым и страх перед смертью вынуждали человека искать помощи или забвения.

Сон дарил ему покой и уверенность в себе. но иллюзия сна длилась недолго, и, проснувшись, человек снова чувствовал себя в одиночестве и в опасности.

По натуре своей человек любопытен, и поэтому сам тянется к неведомому. Он сделал открытие, что в природе есть растения, которые улучшают настроение, придают силы, делая жизнь более лёгкой, хоть ненадолго, и не такой трудной.

Существует гипотеза, что первое знакомство человека с наркотиками произошло 40 тысяч лет до нашей эры. Из документов и исторических, археологических раскопок известно, что китайцы, индусы, древние греки и первые сибирские племена хорошо знали действие некоторых наркотических веществ и использовали их в религиозных, культовых, врачебных целях. Жрецы, колдуны, а позже - шаманы в строжайшей тайне держали рецепты приготовления чудесных напитков. Они были для избранных.

Первое растение с психоактивными свойствами, которое упоминается в истории человека - мак.

6

Еще 5 тысяч лет назад его использовали шумеры, жившие на территории современного Ирака, а Геродот в V веке до нашей эры сообщал, что скифским племенам были известны плоды с опьяняющим дымом.

Семена и коробочки растения, из которого получают опий, были обнаружены и при археологических раскопках вблизи Боденского озера в Северной Европе. Древнейшие следы найдены на территории Швейцарии. Позже о нем узнали в Персии, Египте, Греции. Эти народы посвятили опиуму много легенд. Например, великий древнегреческий поэт Гомер две тысячи лет назад описал в одной из своих поэм, как Елена, дочь бога Зевса, подливала воинам в вино какие-то соки, под действием которых они забывали о страхе и боли.

В древнем Китае и Индии наркотики использовали как лекарство от кашля, расстройства желудка и при хирургических операциях. В древней Греции в религиозных ритуалах применяли галлюциногенные грибы. Древние викинги и некоторые сибирские племена тоже знали о таких грибах, они употребляли их перед схваткой, чтобы повысить боеспособность, храбрость. Первый медицинский препарат, изготовленный из опиума, прописал больному в XVII веке знаменитый Парацелье. [1. с. 38] Он назвал его "камнем бессмертия".

После опиума самым древним психостимулирующим веществом является кокаин. Еще испанские конкистадоры заметили, как туземцы американского континента жуют листья какого-то растения, после чего без отдыха и еды могут работать в течение нескольких дней. До сегодняшнего дня жители Боливии и Перу жуют листья коки с той же целью.

Кокаин является "деликатесом" для наркоманов, его ценят по причине сильного эффекта "flash" при внутреннем введении.

Впервые в медицинских целях кокаин был использован в Вене в 1884 году в качестве анестезии при операции глаза.

Интересно, что всем известный тонизирующий напиток кока-кола, созданный в 1886 году американским фармацевтом Пембертоном, сначала включал в себя кокаин, который был заменен кофеином в 1906 году. Таким образом, этот популярный напиток целых 20 лет

7

был наркотическим в полном смысле XIX веке 1805 года аптекарь Зертюрнер открыл "морфин". Он дал это название ему в честь греческого бога сна Морфея.

Марихуану (цветы и листья некоторых видов конопли; гашиш - прессованная смола и пыльца этого растения) и ее действие человечество также знает много тысяч лет, но ее массовое употребление началось в начале 60-х годов XX столетия. Марихуану приняли хиппи, ее употребление носило характер эпидемии. По статистическим данным в 70-80 годы 50% молодых американцев принимали этот наркотик; 26% из них употребляли 3 раза в неделю и примерно 5% курили ее ежедневно.

Марихуану жуют, едят, нюхают или курят.

В истории Азии употребление наркотиков исчисляется тысячелетиями, но всеобщее распространение оно получило в 18 веке, когда Британия начала производить опиум в больших количествах и продавать в Бенгалию и Китай. Массовое употребление наркотиков в Европе и в России началось лишь в 19 веке.

Что касается курения, то табак был известен еще племенам ацтеков, а испанцы были первыми европейцами, пристрастившимися к табаку. Они же завезли семена табака из Америки в Европу.

Когда Колумб вернулся с моряками в Испанию, на них смотрели с подозрением, считали, что курящий человек связан с нечистой силой.

В Россию табак, по-видимому, попал в конце XVI века и был встречен не очень приветливо.

За курение полагалось серьезное наказание - от палочных ударов и порки кнутом, до отрезания носа, ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь. Распространение табака встречало в разных странах противодействие. В Турции, например, курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виновных сажали на кол.

Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан 7 отлучил от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды монахов за курение он замуровал в стену.

8

С годами к вредной привычке приобщались не только мужчины, но и женщины, молодые люди и даже дети. Повсеместно возникала мода на курение.

1.1.2. Алкоголь

Точная дата, кода именно люди открыли для себя возможность одурманиваться при помощи алкоголя, не зафиксирована ни в одном историческом литературном памятнике. Этого и не могло произойти, поскольку пристрастие человечества к опьяняющим напиткам намного древнее, чем письменность. Скорее всего, пьянство - явление такое же древнее, как и сам род человеческий. Оно возникло на заре истории, когда первобытный человек был далек от цивилизации и вел примитивный, с нашей точки зрения, образ жизни. На самом деле его жизнь была сложна и многогранна, мы, современные потомки его, не смогли просуществовать в ней и дня.

Открытие алкоголя произошло неосознанно, оно связано с естественной потребностью человека в питании. Известно, что все без исключения алкогольные напитки, от самых древних и до современных, приготовлялись из различных растений при помощи процесса брожения.

Об этом свидетельствуют и названия хмельных напитков. Кельты называли "нектар богов" словом "brance", славяне - брага; древненемецкий язык сохранил следующие названия: bruiwan и brot; по-албански слово brum означает "кислое тесто"; в латинском языке словом “fermetntum” называли дрожжи.

Человеческий организм - уникальная биохимическая лаборатория. Именно в нем впервые и был "изготовлен" алкоголь. Для того, чтобы удовлетворить свою насущную потребность в пище, древний человек тщательно пережевывал растительную пищу, богатую крахмалом, слюна запускала механизм брожения. Растительная масса, заготовленная впрок, начинала бродить.

Известный русский путешественник и этнограф Миклухо-Маклай и швейцарский естествоиспытатель Чуди, присутствовавшие на церемонии приготовления культовых алкогольных напитков аборигенами Океании и мексиканскими индейцами, подтверждают в своих записках тот факт, что процесс приготовления их связан с пережевыванием растительной пищи и брожением.

9

Таким образом. совершенно неосознанно первый человек узнал о притягательных свойствах алкоголя.

Первобытное пьянство носило сначала религиозный, культовый характер. Ярчайшим примером тому служат обычаи и ритуалы древних греков, римлян, которые поклонялись богу плодородия и виноделия Дионису. Затем культ Диониса с шумными праздниками, процессиями, состязаниями комических поэтов, хоров, распространился до Индии и других стран мира. Опьяняющие напитки в древности считались "божественными", и их могли употреблять только избранные и по особым случаям. Детям и женщинам запрещалось пить эти напитки, что, может быть, и спасло человечество от гибели на закате истории.

Культовое пьянство далее переросло в бытовое и продолжает присутствовать в жизни современного человека и сегодня.

В истории нашей страны, в противовес известному утверждению, что “пьянство - национальная черта русских”, нужно сказать, что неограниченное спаивание народа всегда вызывало волну возмущения. Так, например, на протяжении всего XVII века простой люд писал царю многочисленные челобитные грамоты с просьбой ограничить виноторговлю и снести кабак в той или иной местности. Под воздействием народа царь Алексей Михайлович запретил торговлю алкоголем в воскресенье, среду и пятницу. Петр I также принимал кардинальные меры против особо ретивых пьяниц: сажали в ямы, били палками и даже существовал позорный чугунный "орден" "за пьянство" весом пять с половиной килограммов. Его подвешивали на шею пьяницы.

Не смотря на то, что виноторговля всегда приносила и приносит огромные доходы в казну или бюджет страны, общественное мнение и в современной России настроено против алкоголя, а "главной идеей, первейшей целью общества и государства сегодня является здоровый человек".

10

1.2 Механизм воздействия наркотических веществ на организм человека

1.2.1. Курение

“Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других”.
Н.А. Семашко

О вреде курения сказано и написано немало. Это один из самых распространенных видов наркомании и часто не только дети, но и взрослые считают его безобидным. В этом-то и заблуждение! Курение - это бомба замедленного действия, медленная смерть. Сигареты в руках - это неприятный запах, ссоры в доме, мусор, плохой пример детям и пустая трата денег.

Что же происходит с нашим организмом при курении? При курении табака часть его сгорает, а дым, втягиваемый курильщиком, содержит окись кислорода, свинец, аммиак, ацетон, синильную кислоту и другие вредные вещества. В табаке их более 1.200, а они образуют примерно 3.950 химических соединений. Среди них есть особенно токсичные и радиоактивные вещества типа Полоний-210, так как установлено, что растение табак обладает способностью аккумулировать радиоактивные вещества из воды, почвы, воздуха. Пачке сигарет дали меткое название "карманный Чернобыль". Самым ядовитым для человека веществом в табаке является никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы, как и многие наркотики. Он сужает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки.

Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно эта доза поступает в организм человека при выкуривании 20-25 сигарет (одна сигарета содержит примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). То есть, если в течение тридцати лет такой курильщик выкуривает примерно 20.000 сигарет, то он поглощает 800 граммов никотина! Курильщик не погибает лишь потому, что никотин поступает в организм не сразу, а постепенно, небольшими дозами в течение дня и подвергает его хроническому отравлению. Он включается в процессы обмена веществ и приводит к психической и физической зависимости от него; человек приобретает пагубное пристрастие к курению.

11

Курение относится к саморазрушительному поведению, т.к. с ним связано возникновение многих заболеваний, являющихся основными причинами смертности: в первую очередь, болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени.

Курильщики чаще болеют и легочными заболеваниями: пневмонией, хроническим бронхитом, астмой и туберкулезом, т.к. при курении легкие засоряются и быстро разрушаются; курящий человек быстрее стареет.

Установлено, что люди, начавшие курить до пятнадцатилетнего возраста, умирают от рака легких в пять раз чаще, чем те, которые начали курить после двадцати пяти лет.

Курение особенно пагубно для детского организма, в два раза больше, чем для взрослого. Курение замедляет их физическое и интеллектуальное здоровье. Курящие подростки страдают от болезней желудка, одышки; при физических нагрузках они быстро устают. У них слабая память, что часто является причиной плохой успеваемости в школе. Они нервные, неуравновешенные, подвержены депрессии и асоциальным поступкам.

У подростков бытует мнение, что сигареты с фильтром безвредны для здоровья. но следует знать, что фильтры задерживают не более 20% вредных веществ, большая часть поступает в легкие, а 5-8 сигарет, выкуренные за один раз - смертельная доза для детского организма. Поэтому, прежде, чем закурить, стоит подумать! Не курить - значит быть здоровым и долго жить!

1.2.2. Алкоголь

Алкоголь синоним словам "этиловый спирт" и "этанол". Эта бесцветная, прозрачная, летучая, воспламеняющаяся жидкость с температурой кипения 78 градусов по шкале Цельсия. Этанол легко смешивается с водой и органическими растворителями. Его с трудом можно назвать "пищевым" продуктом, хотя продают в продуктовых магазинах.

В организме человека нет ни одного органа, который не поражался бы алкоголем, а миф о пользе алкоголя и его целебных свойствах живуч в народе.

Этиловый спирт быстро всасывается из желудка и кишечника в кровь и печень, где происходит 80% химических превращений, поэтому печень страдает больше всего, а она

12

играет очень важную роль в процессе пищеварения и обмена веществ. Конечная цель алкоголя - сердце и мозг человека.

При попадании спиртного в мозг человек ощущает чувство легкости и эйфории и платит за временный подъем энергии, за свое пагубное пристрастие высокую цену.

Алкоголь - сильный яд, воздействующий на двигательную функцию человека, нарушающий речь, ухудшающий контроль за мышцами, приводящий к помрачнению сознания и коме (беспамятству). Он также поражает иммунную систему, которая защищает организм человека от вторжения чужеродного генетического материала, очищает и "ремонтирует" его.

Алкоголь ведет к нехватке кислорода в крови, поэтому из-за плохой вентиляции легких угнетается дыхательная система, а дыхание - символ жизни.

От недостатка кислорода гибнут и клетки головного мозга, развивается алкогольное слабоумие.

75% страдающих от алкоголя людей, умирают от болезней сердца (гипертонии, ишемической болезни сердца, инфарктов и инсультов).

По данным американской статистики, одна из десяти смертей является следствием употребления алкоголя. Ассоциация английских врачей утверждает, что более 20% пациентов, лечащихся в больницах, пьющие. А в России, по некоторым данным, страдает от алкоголя каждый шестой житель, по официальным - каждый пятнадцатый. Средняя продолжительность их жизни - пятьдесят один год, но они могут умереть и в тридцать пять. Причина смерти: рак - 13%; поражение мозга - 6%; несчастные случаи - 10%; насильственная смерть – 7%.

Алкоголизм - не только чрезвычайно распространенный вид наркомании, но и серьезная социальная проблема общества, т.к. является главной причиной многих автокатастроф, агрессии, убийств и преступности.

Бедой современного социума становится и женский алкоголизм. Когда пьет женщина, она приносит вред своим детям, рождается больное, хилое, неразвитое поколение. Понятия "алкоголь" и "материнство" несовместимы.

13

Алкоголь приносит огромный вред детскому организму. За короткий срок он подрывает здоровье, изменяет характер подростка, делает его не только угрюмым, несдержанным, но и может толкнуть на совершение немотивированного поступка. По данным Всемирной Организации Здравоохранения от 12 до 21% пьющих людей пытаются покончить жизнь самоубийством; от 2 до 8% они заканчиваются смертельным исходом.

Алкоголь ведет к резкому снижению уровня познавательных процессов у подростков: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Отсюда вывод: действия наркотических веществ разнообразны, но результат для человека один - смерть. Причем, если для взрослого человека в возрасте 30-35 лет употребление, например, алкоголя в течение 10-15 лет ведет к постепенному разрушению организма и деградации личности, то требуется совсем немного времени, чтобы привести ребенка к гибели.

1.2.3. Наркотики

В настоящее время в мире существует множество натуральных наркотических веществ и синтетических, т.е. выработанных врачами и учеными в медицинских и научных целях.

Они имеют всевозможные названия и прозвища. Среди них самые известные - это марихуана, кокаин, галлюциногенные наркотики, летучие жидкости: ацетон, бензин, эфир и др.; опиум и его производные: морфин, метадон, героин, кодеин и различные барбитураты с обезболивающим и успокаивающим действием.

Опиум называют "Green Dragons" - "Зеленые драконы"; "Yellow Jackets" - "Желтые рубашки"; "Red Devils" - "Красные дьяволы". Марихуана известна как шит, грасс, ти, Мэри-Джейн. В Мексике она - марихуана, в США - пот, в Восточной Африке - джамба, а в России - анаша.

Все они очень популярны среди наркоманов, но способ их употребления зависит от географических и культурных особенностей, а также от национальных традиций разных стран. Например, в Иране и Турции опиум едят, китайцы его чаще всего курят, а европейцы и американцы вводят путем инъекции.

Рассмотрим общий механизм их воздействия на организм человека.

14

Некоторые наркотические вещества вызывают у наркоманов беспокойство, возбуждение, их мучает мания преследования и галлюцинации, развиваются психические расстройства.

От других страдают почки, поджелудочная железа, отекают легкие, возникает глухота, бессонница, обезвоживается организм и возникают конвульсии

У лиц, впервые вводящих себе наркотик, могут возникнуть сначала неприятные ощущения: тошнота, рвота, головокружение, но затем они переживают состояние эйфории, им кажется, что тысячи игл плывут в сосудах всего тела. И, наконец, наступает состояние, которое называют по-английски "stoned" - "окаменевший". Это физическое онемение, апатия, покой, расслабление, беззаботность. Исчезает стремление к активным действиям, острота зрения снижается, дыхание замедляется, понижается температура тела. Функция интеллекта приближается к нулю.

Но частое употребление снижает первый "положительный" эффект, и наркоману приходиться увеличивать дозу, что приводит со временем к наркотической зависимости. И далее он продолжает принимать наркотики уже не ради удовольствия, а стремясь избежать абстинентного синдрома (ломки).

Критические дозы могут спровоцировать глубокую спячку и даже смерть от паралича дыхательного центра мозга.

Наркоманы страдают от опиумной горячки, вирусного воспаления печени, гнойных инфекций и шрамов кожи и тканей, у них воспаляются и изменяются вены, но в первую очередь, страдают головной и спинной мозг. Организм истощается от неправильного питания (т.к. чувство голода притупляется при приеме наркотиков), снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, самые опасные из них - гепатит и СПИД. У наркоманов дрожат руки, повышается потоотделение, а в фазе абстиненции опасны и эпилептические припадки.

Наркомания как болезнь поражает чаще всего молодых людей от 13 до 30 лет (школьники, студенты, музыканты, малолетние криминальные слои общества и др.). Легко распознать подростка-наркомана. Он истощен, кожа дряблая с сероватым оттенком, под глазами темные круги, белки глаз и зубы желтые, он производит впечатление старого,

15

тяжелобольного человека. Чтобы скрыть следы инъекций, молодежь носит рубашки с длинными рукавами даже летом.

Меняется и психика подростков. Они становятся мнительными, подозрительными. Им свойственно чувство паники и страха, они безответственны и пассивны, не проявляют интереса к семье, учебе, теряют друзей. Когда подростки находятся непосредственно под действием наркотика, они отличаются специфическим поведением: ненормально расширенные или максимально суженные зрачки глаз, шатающаяся, неуверенная походка, беспричинная улыбка или смех, бессмысленные бредовые высказывания, нарушенная артикуляция длинных слов, сонное или искаженное выражение лица.

В период ломки наркоманы агрессивны и склонны к неадекватному поведению.

Так, согласно статистическим данным, половина наркоманов, употребляющих наркотики более 10 лет, гибнут в результате убийств, самоубийств, несчастных случаев. В Великобритании, например, в течение года из 1000 наркоманов умирает 30; в Нью-Йорке за год погибает 350 человек. А юные наркоманы живут от 4 максимум до 10 лет после их первого принятия наркотического вещества.

1.3  Проблемы современной молодежи и причины подростковой наркомании

Сегодня модно говорить о проблемах молодежи. Мир становится жутким местом, а всего лишь несколько лет назад алкоголь, драки, убийство и другие виды насилия были проблемами скорее взрослых, чем молодежи. Сегодня СПИД, подростковая беременность и преступность среди детей возрастают.

Официальные сообщения допускают, что наркотики, алкоголь и самоубийство все более ассоциируются с юнцами. Для детей из асоциальных семей жестокость и проблема выпивки становится такой же реальной, как сама жизнь, не только в нашей стране, но и зарубежом. Например, в США каждый пятый подросток, арестованный за преступные действия, моложе 14 лет и не мог быть отправлен в тюрьму. Современная молодежь впервые пробует наркотические вещества, спиртные напитки и секс до 16 лет. Что толкает подростков на столь необдуманные и опасные для жизни и здоровья привычки?

В подростковом возрасте (переходном в биологическом и психологическом смыслах) происходит формирование характера, смена интересов, переоценка ценностей. Все это

16

делает психику подростка уязвимой. Наркодельцы тонко учитывают их увлечения, формирующиеся сексуальные влечения и часто бывают незримыми хозяевами дискотек, клубов, спонсируют развитие музыкальных групп, способствующих "дозреванию" подростка перед первым приемом наркотика. Именно подросток попадает под их выбор, потому что они легко внушаемы, еще не способны к направленным волевым действиям, лишены осознания ответственности за свое будущее. Причиной является и молодежная мода с элементами субкультур, скрытая пропаганда наркотиков под видом постижения мистики, дьявольщины, оккультизма. Также увлечения подростков астрологией, фильмами ужасов, пришельцами, НЛО. Это и смакование жизни рок-звезд, сообщения в прессе о их преступлениях, махинациях и пагубных влечениях. Это - реклама ночных клубов, массовых праздников, рок-концертов, на которых приобщение новых подростков к употреблению наркотиков идет по типу цепной реакции.

Некоторые специалисты объясняют причину тем, что меняются или подменяются ценностные ориентиры, хотя дать определение понятиям ценности невозможно, но можно назвать ряд ключевых слов: "Родина", "Мать", "Долг", "Любовь", "Совесть". Меняется само общество, подталкивая молодых людей изменить и стиль их жизни. С одной стороны, общество согласно, что 14-17-летние люди достаточно зрелые, чтобы отвечать за свои поступки, и дает им свободу и права, которые изложены в законодательных и правовых документах.

С другой стороны, большинство взрослых считают, что подростки слишком молоды, чтобы их воспринимать всерьез. Это непонимание является причиной многих проблем и конфликтов. Безразличие и лицемерие взрослых - также плохие примеры для подростков: данные многочисленных социальных опросов, проводимых среди молодежи, свидетельствуют о том, что они отнюдь не в восторге от собственных родителей, которые говорят о наркотиках, как о чем-то ужасном, а сами в это время употребляют алкоголь, курят табак, глотают в огромных количествах таблетки, которые "улучшают", по их мнению, настроение, помогают при бессоннице, устраняют чувство усталости, снимают боль.

В силу особенностей своего возраста, подростки испытывают сильную потребность в общении и групповой индивидуальности, т.к. еще не имеют собственной. Срабатывает принцип "стаи" в юношеских компаниях - "тусовках": "все так поступают", "друзья

17

уговорили", "неудобно было отказаться" и стремление самоутвердиться в группе сверстников.

Часто причиной вредных привычек может быть наличие у молодых людей противоречий жизненных взглядов, несогласие с мнением окружающих, желание досадить родителям, заглушить чувство одиночества, что свойственно подростковому возрасту - "со всеми и один".

Среда, насыщенная алкогольными установками, традициями, также оказывает на подростка интенсивное давление.

На вопрос взрослым "С кем вы, будучи подростком, начали употреблять спиртные напитки?" были получены такие ответы: "на вечеринке у друзей" - 18%; "с товарищами по учебе и двору" - 33,9%; "дома, без родителей" - 9,2%; "в праздники с семьей" - 42,5%. Многие подростки говорят, что их родители позволяют им делать все, что им хочется (пить на семейных праздниках и курить в присутствии взрослых в некоторых семьях) и, в основном, они считают, что родители довольно-таки безразличны к их проблемам. По данным опроса, проведенного Международной ассоциацией по борьбе с наркоманией в регионах России, 87% учащихся девятых классов (подростки 14-15 лет) употребляли алкоголь, в том числе и пиво (одна бутылка пива равна 50-60 граммам водки); из них 48% напивались до сильного алкогольного опьянения.

Российский подросток взрослеет в обществе, раздираемом противоречиями. Он получает свободу, не получив духовной опоры. Подросток обращается к наркотическим веществам, прикрывая свою слабость всевозможными причинами: "расслабиться", "испытать новые ощущения", из-за желания "выразить протест против запрета", пережить "маленькую радость, которую может позволить себе человек, "облегчить" процесс учебы или "забыться и уйти от реальности, ее тягот и проблем".

В последние годы среди молодежи стал чрезвычайно "популярен" суицид. Действительно, многие подростки впадают в депрессию, когда не могут самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией; они верят, что единственный выход - это умереть, и совершают самоубийство.

18

Среди наркоманов риск самоубийства возрастает в 35 раз, смертность в 30 раз (среди подростков в 42 раза).

Причины суицида часто довольно-таки банальные: затруднения в школе, конфликт с родителями, проблемы со сверстниками. Существуют разные страны, общества, системы, но подростковые проблемы в них схожи. Для примера приведем один день из жизни американских подростков:

2795 девочек-подростков беременны; 1106 подростковых абортов; 27 детей умерло от нищеты, 10 - от огнестрельного оружия; 211 подростков арестованы за наркотики, 437 - за распитие спиртных напитков и управление автомобилем в нетрезвом состоянии; 1512 - исключены из школы; 1629 - находятся в заключении. Сорок миллионов детей во всем мире живут на городских улицах. Из-за:

  • бедности - 27%
  • с ними плохо обращаются в семье - 30%
  • подросткам нечем заняться - 28%
  • выгнаны из дома - 9%
  • следуют за другими детьми - 10%

Отсюда видно, что жизнь подростков полна опасностей и вовсе не легка, а проблемы и причины, ведущие к употреблению наркотических веществ, разнородны. Следует помнить, что пагубные привычки приносят вред не только окружающим людям, семьям, но, в первую очередь, их здоровью. К курению, наркомании и алкоголизму можно добавить и современные "грехи": ожирение, физическое бездействие, еда на ходу.

Безусловно, недостаток сна и избыточный вес не так страшны, как спиртное и наркотики, но они также являются показателями опасного для здоровья хаотичного образа жизни.

19

2  Характеристика объекта исследования.

 В данной работе в качестве объекта исследования используется белки животного происхождения, кровь и слюна человека.

Воздействующий факторы- алкоголь и составляющие табачного дыма.

Диагностика проводилась среди подростков 5-11 классов МОУ СОШ №28 и учащихся вечерней школы.

20

3 Экспериментальная часть.

 3.1 Цели эксперимента:

Определить:

- наличие в табачном дыме никотина, кислот, смол.

- влияние никотина на ферменты слюны.

- действие алкоголя на кровь.

- изменение свойств белков при воздействии на них алкоголя.

- наличие посторонних примесей в пиве.

 3.2 Описание методики и результатов эксперимента.

3.2.1 Определение  наличия в табачном дыме кислот, никотина, смол.

 Оборудование: две пробирки, сигарета, окурок, 20 миллилитров насыщенного раствора  пищевой соды с индикатором( фенол- фталеиновым).

Разворачиваем фильтры целой сигареты и окурка, опускаем фильтры

 в пробирки с раствором, наблюдения заносим в таблицы и делаем выводы.

Цвет

Выводы

Фильтр целой сигареты

( пробирка № 1)

Без изменений

Фильтр не активен

Фильтр окурка

( пробирка №2)

Исчезает малиновая окраска раствора, появляется бурая окраска

Исчезновение малиновой окраски объясняется действием кислот табачного дыма. Появление бурой окраски доказывает наличие на фильтре никотина, смол, частиц угля

3.2.2 Определение  влияния никотина на ферменты слюны.

Оборудование: заранее приготовленный бинт длиной 10-12 см, смоченный в крахмальном клейстере ( углеводы), высушенный.

21

Наматывая на спичку вату, смачиваем её слюной некурящего человека и пишем на накрахмаленном бинте любую букву . Греем бинт между ладонями, опускаем в блюдце с раствором йода.

 Аналогично ватку на спичке смачиваем слюной курящего человека, также пишем любую букву  на втором куске накрахмаленного бинта. Наблюдаемое заносим в таблицу и делаем выводы.

Действие раствора йода

Выводы

Опыт №1 ( слюна некурящего человека)

Бинт синеет, видно написанную букву

Идёт расщепление углеводов под действием слюны.

Опыт № 2 (слюна курящего человека

Бинт синеет буквы не видно

Расщепление углеводов блокируется.

3.2.3 Определение  действия алкоголя на кровь.

 Оборудование: штатив, две пробирки, 10 миллилитров цитратной крови, 5 миллилитров 0,85 % раствора хлорида натрия, 5 миллилитров 20-30 % этилового спирта в физиологическом растворе.

 Наливаем в пробирки по 5 миллилитров разведённой крови. В пробирку № 1 добавляем физраствор, а в пробирку № 2 раствор спирта. Взбалтываем, наблюдения заносим в таблицу.

№ п.п

Состояние содержимого

Выводы

Пробирка № 1 ( добавлен физраствор)

Содержимое остаётся мутным.

Эритроциты не изменяются

Пробирка № 2 ( добавлен раствор спирта )

Содержимое постепенно становится прозрачным.

Происходит разрушение красных кровяных клеток- разрушаются эритроциты.

22

3.2.4 Определение  влияния алкоголя на белки.

 Оборудование : штатив, две пробирки, бюретки на 10 мл, пипетка, яичный белок профильтрованный через вату, вода, 80-90% раствор спирта, 105 раствор гидроксида натрия, 1 % раствор сульфата меди ( II )

 В две пробирки наливаем по 1-2 мл яичного белка. В пробирку № 1 добавим 3 мл воды, в пробирку № 2 3 мл спирта. Взбалтываем. Пробирка № 1- белок растворился. Пробирка № 2 – осадок ( плотный , белый ), так как спирт отнимает у белков воду (дегидратация). Докажем невозможность обратного процесса, то есть ренатурация. Проводим реакцию на растворимый белок.

№ п.п

Добавляемое вещество

Окраска

Выводы

Пробирка № 1( без спирта)

3 мл 10% раствора гидроксида натрия и 3 капли сульфата меди

( II )

Лиловая

Присутствует растворимый белок, его раствор даёт розовый цвет, а лиловый образуется от сочетания с  сульфатом меди ( II )

Пробирка № 2 ( со спиртом )

3 мл 10% раствора гидроксида натрия и 3 капли сульфата меди

( II )

Синяя

 Отсутствует растворимый белок, так как под действием спирта произошла его денатурация и нарушилось важнейшее свойство- способность к растворимости.

3.2.5 Определение присутствия посторонних примесей в пиве.

 Оборудование: конические колбы, стеклянные палочки, раствор уксусной кислоты, кусок белой, шерстяной ткани( пряжи), электроплитка лабораторная.

Комментарий: Обычное пиво фальсифицируют отваром горьких и нередко вредных растительных веществ. Для придания пиву горечи примешивают пикриновую кислоту или разбавляют пиво водой.

Берём небольшой кусочек чистой, совершенно белой  шерстяной материи ( пряжи ) и опускаем в образцы пива, кипятим их в пиве в течении 10 минут, затем тщательно прополаскиваем в воде. Если ткань окрасилась в ярко- желтый канареечный цвет, значит пиво содержит посторонние добавки и возможно пикриновую кислоту.

23

Марка пива

Наблюдаемый результат

«Балтика»

Незначительное окрашивание ткани

«Жигулёвское»

Незначительное окрашивание ткани

«Бочкарёв»

Незначительное окрашивание ткани

«Ячменный колос»

Ярко- жёлтый канареечный цвет

«Юнкерсное»

Ярко- жёлтый канареечный цвет

«Славянское»

Ярко- жёлтый канареечный цвет

  1. Диагностика информированности подростков о пагубном влиянии наркотических веществ и здоровом образе жизни

Диагностическая анкета о вредном влиянии курения, наркотиков и алкоголя на организм человека

По мнению психологов, профилактику курения, употребления алкоголя и наркотиков среди школьников следует начинать с диагностики их информированности в данном вопросе и с оценки понимания школьниками социально-психологических последствий пагубных привычек. В нашей школе социологические опросы и анкетирования среди учащихся помогли провести социальный педагог, учитель биологии и школьный медицинский работник.

Первая диагностическая анкета состояла из трех блоков: вопросов о курении, наркотиках и алкоголе. (приложение 1) Всего принимали участие 150 человек в возрасте от 10 до 15 лет - 70 мальчиков и 80 девочек.

При ответе на вопрос "Полезно ли курение для организма человека?" "Да" ответили 2 человека - 1%; "Нет" - 148 человек - 99%, т.е. почти все участники опроса понимают, что курение вредно для здоровья.

На следующий вопрос "Куришь ли ты?" "Да" ответили 23 человека - 15% и дали ответ "Нет" 127 учащихся - 85%. Это значит, что подростки осознают вред курения, но, тем не менее, они курят.

24

Отвечая на вопрос "Есть ли желание бросить курить?" из 23 курящих подростков ответили "Да" 14 человек - 60%; "Нет" - 9 человек - 40%.

Уверенные ответы дали учащиеся на десятый вопрос анкеты "Чаще или реже курящие люди болеют простудными заболеваниями?" "Чаще" ответили 145 человек - 97% и "Реже" всего 5 человек - 3%. (приложение 2)

При ответах на вопросы о наркотиках, все опрошенные написали, что в компаниях с друзьями они редко говорят о наркотиках. Учащиеся знают названия самых распространенных наркотических веществ, они назвали: героин, кокаин, гашиш, марихуану. 17 учащихся - 11% считают, что существуют "легкие" наркотики; 133 из 150 опрошенных подростков уверены, что таких наркотиков не бывает. Никто из учащихся не пробовал наркотические или токсические вещества, и сейчас не употребляют. Ребята понимают, что употребление любых наркотиков представляет серьезную угрозу для их здоровья и жизни.

Следующий блок вопросов был о влиянии алкоголя на организм человека.

Подавляющее большинство подростков ответило, что алкоголь вреден для здоровья - 136 человек - 90%, а 8 человек - 5% считают, что все зависит от количества выпитого алкоголя. На вопрос "Как часто в вашей семье употребляют алкоголь?" учащиеся ответили следующим образом:

А. только по праздникам - 60 ч. - 40%;

Б. по выходным дням - 23 ч. - 15%;

В. в дни получки - 20 ч. - 13%;

Г. несколько раз в неделю - 13 ч. - 9%;

Д. почти ежедневно - 2 ч. - 1%.

Из опрошенных попробовали алкоголь в 11-12 лет - 7 человек; 4,7% это произошло "с товарищами за компанию". Отвечая на вопрос об изменении самочувствии после приема алкоголя, ребята отметили, что испытывали сонливость и вялость - 52% (из 7 пробовавших алкоголь) и головную боль, тошноту - 3 человека - 48%.

25

На вопрос о необходимости бесед и информационной работы о вреде алкоголя и наркотиков "Да" ответили 132 человека - 88%; "Нет" - 18 человек - 12%.

Подростки хотят получать больше информации о вредном воздействии табакокурения, алкоголя, наркотических и токсических веществ и знакомиться со специальной литературой по этой проблеме.

 Диагностический тест "Что я знаю и чего не знаю о наркотических веществах?"

Учащимся 6-9 классов был предложен тест "Что я знаю и чего не знаю о наркотических веществах?" (приложение 3) Всего в опросе принимало участие 52 ученика, из них девочек - 30, мальчиков - 22.

Анонимность теста дала возможность учащимся откровенно ответить на все вопросы. Подробный анализ теста позволил определить круг вопросов, которые явно вызывают у подростков затруднения, увидеть противоречия.

При ответе на вопрос "Табак в сигаретах является наркотиком", учащиеся 7-9 классов ответили "Верно" - 100%, а среди учащихся шестых классов дали положительный ответ только 20 человек - 38%

Таблица 1

Учащиеся

Количество учащихся, ответивших “верно”

%

7 – 9 классы

32

100

6 классы

20

38

На вопрос "Люди, которые злоупотребляют наркотиками, вредят лишь себе", "Верно" ответили 22 ученика - 42%, т.е. они считают, что наркоманы вредят лишь себе, не доставляя проблем окружающим.

26

Таблица 2

Учащиеся

Количество учащихся, ответивших “верно”

%

6 – 9 классы

22

42

При ответе на вопрос "Алкоголь - это стимулирующее, возбуждающее средство", "Верно" ответили 30 учащихся - 58%, но 22 - 42% опрошенных знают, что алкоголь отрицательно влияет на рассудочную деятельность и самоконтроль.

Таблица 3

Учащиеся

Количество учащихся, ответивших “верно”

%

6 – 9 классы

30

58

Отсюда вывод, что следует проводить чаще беседы, часы общения, валеологические десятиминутки, просматривать фильмы о вредном влиянии алкоголя на организм человека, на систему органов, особенно на ЦНС (центральную нервную систему).

95% учащихся ответили "Верно" на вопрос "Если родители пьют, то их дети тоже будут пить". Подростки понимают, что молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице, в школе.

Вопрос "На равное количество какого-либо наркотика все люди реагируют одинаково" вызвал у ребят затруднение, "Верно" ответили 38 учащихся - 73%.

Таблица 4

Учащиеся

Количество учащихся, ответивших “верно”

%

6 класс

12

23

7 – 9 классы

26

50

27

Подросткам следует объяснить, что реакция на наркотические вещества у каждого человека индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость), способ приема наркотика.

Социологическое исследование "Представление о здоровом образе жизни (ЗОЖ)"

Целью данного опроса было выявление знаний и представлений школьников о ЗОЖ. Было опрошено 150 учеников 5-9 классов в возрасте 10-15 лет. Учащимся было предложено ответить на восемь вопросов о здоровом образе жизни и проранжировать предложенные им варианты по значимости. Приведем анализ ответов лишь на два вопроса.

По результатам ответов на первый вопрос (проранжировать варианты ответов по значимости) (приложение 4), школьники ставят на:

  • 1м. - "Занятие спортом" 128 ч. - 85%;
  • 2м. - "Не пить" 125 ч. - 83%;
  • 3м. - "Не курить" 122 ч. - 80%;
  • 4м. - "Не употреблять наркотики" - 112 ч. - 74%;
  • 5м. - "Правильное питание" - 111 ч. - 74%;
  • 6м. - "Не вести беспорядочную половую жизнь" - 84 ч. - 57%;
  • 7м. - "Вести осмысленную жизнь" - 84 ч. - 56%;
  • 8м. - "Хорошее отношение к себе" - 82 ч. - 54%;
  • 9м. - "Гармоничные отношения в семье" - 80 ч. - 53%;
  • 10м. - "Позитивные отношения с друзьями" - 75 ч. - 50%;
  • 11м. – "Полноценная духовная жизнь" - 67 ч. - 44%;
  • 12м. - Саморазвитие и самосовершенствование - 62 ч. - 41%.

Результаты показывают, что подростки понимают, что такое ЗОЖ и , в основном, правильно расставляют акценты. Большинство из них положительно относятся к своему здоровью, знают факторы, укрепляющие и сохраняющие его.

Когда школьники отвечали на второй вопрос "Является ли ваш образ жизни здоровым?" и оценивали свой образ жизни по десятибалльной шкале, выяснилось, что на 10 баллов оценивает свой образ жизни 50 человек - 33%; на 9 баллов - 38 человек - 25%; на 8 баллов

28

- 44 - 30%; на 7 баллов - 18 - 12%. Подавляющее большинство ребят считают, что они ведут здоровый образ жизни.

Таблица 5

Баллы

Количество школьников

%

10

50

33

9

38

25

8

44

30

7

18

12

Проведенные диагностические исследования среди учащихся нашей школы показывают, что подростки достаточно хорошо осведомлены о пагубном влиянии наркотических веществ, интересуются этой проблемой.

29

 ВЫВОДЫ

1 Экспериментально доказано, что табачный дым содержит кислоты, никотин, уголь.

2. Никотин, содержащийся в табачном дыме, сразу же начинает действовать на ферменты слюны и блокирует начальный этап пищеварения в ротовой полости- расщепление углеводов.

3. Алкоголь разрушает красные кровяные клетки крови и вызывает необратимые процессы денатурации белка ( белки выполняют важнейшие функции в организме- строительную каталитическую, транспортную, энергетическую и т.д, а кровь проникает к каждой клетке нашего тела выполняя  транспортную функцию)

4 Часть пивной продукции имеет вредные добавки, разрушающие печень, почки, желудок, обменные процессы и т.д.

5 Результаты опроса школьников показывают, что большинство положительно относятся к своему здоровью, знают факторы укрепляющие и сохраняющие его. Они достаточно хорошо осведомлены о пагубном влиянии наркотических веществ, интересуются этой проблемой.

6 Употребление наркотических веществ вызывает у подростков психические расстройства, не позволяющие им нормально заниматься учёбой, спортом, вести здоровый образ жизни. От здоровья молодого поколения зависит здоровье всей нации в будущем. Выход закона Краснодарского края № 15-39 « О мерях по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» предусматривает целый комплекс мероприятий, которые способствуют в дальнейшем сохранить здоровье, жизнь и будущее подростков, повышает ответственность родителей ( за полгода его действия исчезли шумные компании  несовершеннолетних подростков на улицах, у торговых точек, уменьшилось количество правонарушений и , надеюсь, что под присмотром родителей улучшится и качество подготовки школьников к учебным занятиям)

30

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Результаты экспериментальной работы продемонстрировать в каждом классе начиная с 5 класса. Презентацию данной работы с комментариями представить на общешкольной родительской конференции. Проинформировать через школьные средства массовой информации результаты проведённой экспериментальной работы и диагностику, чтобы подростки и их родители осознали, что здоровый образ жизни должен вести каждый, что употребление любых наркотических веществ болезнь сознания и без личного участия каждого в решении этой проблемы она просто неразрешима.

На рассмотрение администрации школы внести предложение об увеличении количества кружков и секций, спортивных соревнований, чтобы подростки могли максимально занять своё свободное время.

31

Список литературы.

1. Анита Нейк «Наркотики» Москва 2001 год.

2. З.В. Коробкина, В.А. Попов «Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи». Москва 2 издание, 2004 год.

3. И. Заикин, А. Никитин «Спасибо, не курю!» Москва 1990 год.

4. С. Бакалеева «Твоя последняя сигарета»// Москва.Профиль - 1999 год.

5. В.В.Деларю «Губительная сигарета и алкоголь». Москва 2 издание, 1987 год.

6.Е.И. Федорос, Г.А. Нечаева «Экология в экспериментах» Москва.Вентана-Граф 2006 год

Приложение 1

«Диагностика информированности подростков о влиянии наркотиков, алкоголя и табакокурения на организм человека»

1)   1.Полезно ли курение для организма человека?

      2.Куришь ли ты?

      3.Сколько сигарет в день ты выкуриваешь?

      4.Что послужило поводом для начала курения?

      5.Как давно ты куришь?

      6.Есть ли желание бросить курить?

      7.Курят ли твои друзья?

      8.Как действует курение на сердце?

      9.Как действует курение на мозг, ЦНС?

      10.Чаще или реже курящие люди болеют простудными     заболеваниями?

     11.Почему курение оказывает  сильное токсическое воздействие на растущий организм подростка?

2)  12.Разговариете ли вы с друзьями о наркотиках?

      13.Какие наркотические вещества ты знаешь?

      14.Существуют ли «легкие» наркотики?

      15.Пробовал(а) ли ты наркотические и токсические вещества?

      16.Представлют ли угрозу для здоровья наркотические вещества?

     

3)    17.Вреден ли алкоголь для организма?

       18.Часто ли в вашей семье употребляют алкоголь?

       19.Пробовал ли ты алкоголь, и  в каком возрасте?

       20.Как часто ты употребляешь алкоголь, и по какому поводу это           происходит?

        21.Что ты чувствуешь после употребления алкоголя?

       22.Необходима ли тебе дополнительная информация о влиянии  курения, алкоголя, наркотиков на организм подростков?

Приложение 2

Распространенность заболеваний среди курящих и некурящих подростков за 2007 – 2008 год

(исследование проведено среди 25 курящих и 25 некурящих школьников)

Приложение 3

                             Диагностический тест

 «Что я знаю и чего не знаю о наркотических веществах».

  1. Табак в сигаретах не является наркотиком.

     

  2.Люди, которые злоупотребляют наркотиками,

         вредят лишь себе.

  3.Алкоголь - это стимулирующее, возбуждающее

       средство.

  4.Если родители пьют, их дети тоже будут пить.

  5.На равное количество одного и того же наркотика

      люди реагируют одинаково.

  6.Наркотики разрешают личные проблемы.

   Варианты ответов: «+» - верно, «-» -неверно.

Приложение 4

      Ранжирование вариантов ЗОЖ по значимости.

  Вопросы

Место по значимости

  Позитивное отношение к   другим.

 Саморазвитие и самосовершенствование.

 Не курить.

 Не вести беспорядочную половую жизнь.

 Спорт

 Хорошее отношение к себе

Не пить

Не употреблять наркотики.

Полноценная духовная жизнь

Гармоничные отношения в семье

Вести осмысленную жизнь

Правильное питание

Токсичность некоторых составляющих табачного дыма

(по данным Г.Б. Федосеева)

Вещество

Концентрация в дыме

Показатель загрязнённости, превышающий ПД

Доля в общей токсичности, %

Никотин, г/м3

2,15

115000

28,7

Окись углерода, г/м3

35,4

35400

9,2

Сажа, г/м3

1,5

300000

7,8

Бензпирен, мкг/м3

17,4

174000

4,6

Муравьиная кислота, мг/м3

350,0

1168000

3,1

Окислы азота, мг/м3

785,0

9250

2,4

Уксусная кислота, мг/м3

280,0

4670

1,2

Аммиак, мг/м3

706,0

3530

0,92

Мышьяк, мг/м3

9,82

3265

0,85

Синильная кислота, мг/м3

18,6

1880

0,49

Формальдегид, мг/м3

5,17

1725

0,45

Сероводород, мг/м3

12,2

1615

0,42

Акролеин, мг/м3

39,2

1305

0,34

Стирол, мг/г3

3,11

1037

0,28

Ацетилен, мг/м3

6,90

345

0,09

Двуокись углерода, %

9,6

36

0,03

Никотин - один из самых сильных ядов растительного происхождения. Птицы погибают, если к их клюву поднести стеклянную палочку, смоченную никотином; для человека смертельная доза - 2-3 капли; это примерно 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что эта доза никотина вводится постепенно

Рецензия

Выбранная автором тема актуальна на сегодняшний день и представляет интерес для каждого, кто желает расширить свои знания в этой области или избавиться от пагубных привычек. Автор на простых и доступных экспериментах доказывает отрицательное влияние наркотических веществ на жизненно важные функции организма, проводит несложную экспертизу слабоалкогольных напитков, пользующихся у молодёжи большим спросом. Автор умело увязывает выбранную тему с политикой государства, администрации Краснодарского края.

 На мой взгляд, тема выбранная автором, раскрыта понятно, уместна, экспериментально подтверждена.

Учитель биологии Кривчук Маргарита Михайловна.

Высшая квалификационная категория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Новой России-здоровое поколение" (создание здоровьесберегающей среды в школе)

   О неблагополучии в  сфере  здоровья учащихся знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уро...

Педагогические инновации - лифт в будущее для одаренных детей

В работе рассматривается опыт работы по выявлению и развитию одаренности ребенка....

Проект "Патриоты России - здоровая нация!"

Инновационный проект по патриотическому воспитанию "Патриоты России - здоровая нация!"...

Рабочая программа факультатива "Школа будущего выпускника" для детей с ОВЗ 9 класс

Авторская рабочая программа факультатива "Школа будущего выпускника" для детей с ОВЗ 9 класс. Это программа будет полезна школьным психологам, а также учителям СКО....

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

XVII Всероссийская акция "Я - гражданин России: Здоровая нация - пропаганда ЗОЖ"

Проблема алкоголизма, наркомании, курения для нашей страны сверх актуальна. Этиология и механизмы болезни требуют дополнительного изучения. Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтом...