Здоровье сберегающие технологии
методическая разработка по биологии по теме

Кривчук Маргарита Михайловна
В современном мире осуществление основных идей модернизации образования призвано повысить качество образовательного процесса, обеспечить его доступность, укрепить те направления в его организации, содержании и педагогических технологиях, которые становятся наиболее актуальными в современных условиях. Социально-экономические и другие проблемы современного общества делают актуальным предъявление качественно новых требований к результатам учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здоровье сберегающие технологии 20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

образовательной среды школы.

Пояснительная записка.

В современном мире осуществление основных идей модернизации образования призвано повысить качество образовательного процесса, обеспечить его доступность, укрепить те направления  в его организации, содержании и педагогических технологиях, которые становятся наиболее актуальными в современных условиях. Социально-экономические и другие проблемы современного общества делают актуальным предъявление качественно новых требований к результатам учебно-воспитательного процесса.

Однако низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи, неправильное питание создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.

Многочисленные физиолого-гигиенические и психо-физиологические исследования убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Комплексный проект  модернизации российского образования » предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

а) реальной разгрузки содержания общего образования;

б) использования эффективных методов обучения;

в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

е) рационализаци досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

На этой основе разрабатываются и апробируются перспективные модели здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.

К таким образовательным учреждениям относится и наша школа. С 2007-2008 учебного года школа № 28 реализует в своей деятельности здоровьесберегающие технологии. Накапливается опыт комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса

Предпосылки проекта.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

В стенах  большинства образовательных учреждений молодые люди получают знания и профессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному – быть здоровым. Поэтому уже с раннего возраста детям необходимо привить желание творчески работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самому себе. Вести разговор о правильном питании. Это дело не только родителей и учителей, но и самих учащихся  для достижения  общей цели – сохранение здоровья.

Сроки реализации проекта  2010-2014 год.

Цель проекта: создание комплексной системы здоровьесбережения учащихся 1-11 классов через выработку и реализацию программ по формированию благоприятного психо-физического, учебного, социального пребывания учащихся в образовательной среде школы.

Задачи проекта:

  • Создание и реализация программ по здоровьесберегающим технологиям.
  • Мониторинг физического и психического здоровья учащихся.
  • Включение в учебный план школы дополнительных часов физкультуры, отражение здоровьесбережения при реализации программ предпрофильного обучения (элективные курсы), выделение дополнительных часов кружковой работы по реализации здоровьесбережения.
  • Качественная организация горячего питания.
  • Создание благоприятных условий для летнего отдыха учащихся через открытие в каникулярный период оздоровительного лагеря дневного пребывания детей, трудового лагеря, детских дворовых площадок, организацию и проведение туристической работы.
  • Создание информационного, постоянно обновляемого поля, с материалами посвященными здоровьесбережению школьников на федеральном, краевом, муниципальной,  школьном уровне.
  • Накопление, систематизация кино, фото и видеоматериалов для создания иллюстративной базы по здоровьесбережению
  • Укрепление материально-технической базы школы: оснащение спортинвентарем спортивного зала, создание тренажерного зала, замена мебели и технологического оборудования в столовой, приобретение ростовой мебели в предметные кабинеты, замена оконных блоков.
  • Применение педагогами каждой ступени школы здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время.
  • Создание спортивного клуба, организация досуговой деятельности учащихся, военно-патриотическая работа, вовлечение учащихся, родителей, работающей молодежи в массовый спорт, пропаганда здорового образа жизни.
  • Организация и проведение исследовательской деятельности учащихся  по экологическим проблемам края, района, станицы. Мониторинг экологии станицы как часть здоровьесбережения.

Актуальность проекта.

     В настоящее время проблемы здоровьесбережение нации находятся в центре внимания Правительства РФ, законодательных органов власти нашей страны, мирового сообщества и различных общественных организаций. Наша задача - воспитание здорового человека, гражданина России, пропагандирующего здоровый образ жизни, отрицающего вредные привычки, имеющего положительное отношение к окружающей его природной среде, умеющего решить экологические проблемы Родины.

Поэтому необходимо создавать при школах целостную систему, отражающую здоровьесбережение учащихся, которая представляет собой широкую область  целенаправленной педагогической деятельности, рассчитанной  на положительную динамику психо-физического состояния учащихся.

Условия реализации проекта.

  • Проект будет осуществляться при поддержке администрации школы, управления образования муниципального образования Красноармейский район, детско-юношеской спортивной школы ст. Полтавской, станции туризма, Полтавского центра внешкольной работы.
  • Для реализации проекта в наличии:

  • оборудованный спортивный зал, спортплощадки, стадион, отвечающие требованиям СанПиН;
  • оснащённая современным технологическим оборудованием и мебелью школьная столовая, отвечающая требованиям СанПиН;
  • предметные кабинеты с вновь поступившими наглядными пособиями, мебелью (новая 50%), современными информационно-коммуникационными технологиями;
  • кабинет социального педагога;
  • для ведения исследовательской деятельности учащихся по экологическим проблемам объектами исследования служат: парковая зона ст. Чебургольской, река Протока, рисовая система , предприятия базового хозяйства, школа;
  • медицинский кабинет.

Технология реализации проекта.

  • Разработка  программ здоровьесбережения в направлениях:
  • Программа физического воспитания учащихся
  • Программа духовно-нравственного воспитания учащихся.
  • Программа работы социального педагога по обеспечению благоприятной социально-психологической среды среди учащихся.
  • Программа по качественной организации горячего питания школьников.
  • Программа работы с одаренными учащимися по организации научно-исследовательской деятельности ( в области экологии ).
  • Программы элективных курсов предпрофильной подготовки учащихся, отражающие вопросы здоровьесбережения.
  • Грамотная организация учебного процесса (расписание уроков, факультативных, групповых, индивидуальных занятий, обучение на дому, кружковых занятий, перемен).
  • Изучение и применение методик, помогающих любому учителю, внедрить в практику преподавания здоровьесберегающие технологии.
  • Создание в коллективе благоприятного психологического микроклимата, формирование сознательного и грамотного отношения к своему здоровью у педагогов.
  • Просветительская работа с педагогами, учащимися и их родителями.
  • Организация внеурочной занятости детей, досуга, дополнительного образования.
  • Укрепление материальной базы для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы.
  • Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся и педагогов.
  • Анализ и подбор необходимых материалов для информационного поля из периодической печати, СМИ, Интернета, а также заметок, статей, фотографий учащихся нашей школы.
  • Привлечение дополнительных финансовых средств.

Ожидаемые результаты.

  • Создание и работа 6 программ по здоровьесбережению учащихся.
  • Снижение уровня заболеваемости учащихся.
  • Массовое привлечение учащихся и родителей к занятиям физкультурой и спортом.
  • Сохранение и нормализация физического и психического здоровья учащихся, улучшения социальной среды (уменьшение количества учащихся, состоящих на профилактическом учете, группы «риска».)
  • Активная пропаганда здорового образа жизни.
  • Отсутствие перегрузок учащихся в учебном процессе.
  • Развитие исследовательской деятельности учащихся.
  • Создание и широкое использование методических разработок учителей по применению здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время.
  • Работа школьного информационного центра (размещение публикаций на школьном сайте, выпуск школьной газеты, накопление фото  и видеоматериалов, освещение успехов школы в СМИ).

Значимость ожидаемых результатов.

Значимость ожидаемых результатов очень высока, все то, что запланировано выполнить по проекту, представляет собой комплекс, который позволяет повысить уровень физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса, без чего невозможно разрешить социально-экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.

Ведь здоровье нации начинается со здоровья ее детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровье сберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии»

Текст выступления на РМО по теме: «Здоровьесберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии»...

здоровье сберегающие технологии на уроках технологии

Презентация к докладу "Здоровье сберегающие технологии на уроках технологии "...

Конспект внеклассного занятия по здоровье-сберегающим технологиям проведённого в 9 «б» классе – «Планета здоровья». Здоровое питание(закрепление)

Тема занятия: Здоровое питание.(ЗАКРЕПЛЕНИЕ) Цель: • Формировать отношение к правильному питанию, как основной части здорового образа жизни. Задачи: • углублять знания детей о рациональном питании...

Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...

Влияние здоровье сберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Влияние здоровье сберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья обучающихся....

Внедрение современных педагогических технологий на уроках географии. Здоровье сберегающие технологии.

  Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Это политика, в которой наше будущее. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Ч...

Принципы здоровье сберегающих технологий на уроках технологии и других дисциплинах.

В статье описывается как проживать различные эмоциональные состояния, такие как гнев, страх, радость и горе, экологичным способом, а также несколько идей игровых практик на занятиях....