рабочая программа 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 5 класс линия Трайтака
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.79 КБ | |
| 61.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
№ п/п | Тема и тип урока (стр. учебника) | Основное содержание. Решаемые проблемы. | Планируемые результаты ( УУД) | Домашнее задание | Календарные сроки | |||
Предметные | Метапредметные
| Личностные | План | Факт | ||||
Раздел 1. Человек познает мир – 5 часов | ||||||||
1 | Как человек познает окружающий мир. (стр.4-8) ИНМ | Цвет как основное свойство тел. Свойство отражения. Роль света и цвета в передаче и получении информации о мире в жизни человека и животных. | Ознакомиться с ролью органов чувств человека и животных в получении информации об окружающем мире. Знание основных правил работы в кабинете биологии | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Познавательный интерес к естественным наукам | §1,р/т стр.5-7 | ||
2 | Звук как средство получения информации (стр.8-11), КУ | Звуковой диапазон (ультразвук,инфразвук).Звукоряд. Отражение звука. Как звук помогает животным ориентироваться в пространстве. | Ознакомиться с ролью звука как средство общения и получения информации о мире | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Проявление познавательного интереса к естественным наукам | §2, р/т стр.8-9 | ||
3 | Науки о природе Практическая работа№1.Поиск информации по ключевым словам (стр.11-16), КУ | Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Познавательный интерес к естественным наукам | §3,р/т стр.10 | ||
4 | Методы изучения природы Лабораторная работа№1.Определение площади листовой пластинки (стр.16-23), КУ | Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений | Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух | Понимание значимости научного исследования природы | §4, р/т стр.11-13 | ||
5 | Рождение науки о почве. Проверь себя:стр.14-15 (стр.24-27), КУ | Рождение науки о почве. В. В. Докучаев –создатель учения о почве. | Накопление знаний о почве и предпосылки создания учения о почве. Естественно-географический метод изучения природы. | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе | §5,сообщения, | ||
Раздел 2. Тела и вещества в биосфере Земли – 11часов | ||||||||
6(1) | Единство живой и неживой природы Практические работы № 2. Конструирование модели молекулы воды (стр.28-31), КПЗ | Представление о строении веществ (молекулы и атомы). Строение молекулы воды. Понятие о химических элементах. Язык химии (химический символ). | Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек умение описывать по предложенному плану внешний вид изученных веществ и тел | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Представление о единстве живой природы на основании знаний о единстве живой и неживой природы | §6,р/т стр.16 | ||
7(2) | Вещества в окружающем мире Лабораторная работа № 2. Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов) (стр.32-39), КУ | Вклад М.В.Ломоносова в развитие научных представлений о веществе. Вещества простые и сложные. Три состояния вещества (жидкое, твёрдое и газообразное). Понятие о физических и химических свойствах веществ. | Ознакомление с веществами в окружающем мире, их использование человеком, умение различать простые и сложные вещества | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Познавательный интерес к естественным наукам | §7,р/т стр.17-19 | ||
8(3) | Горные породы и минералы. Практическая работа № 3. Описание образцов горных пород и минералов. (стр.40-44), АЗ | Тела неживой природы. Горные породы и минералы. Образование горных пород | Умение оценивать природные объекты не мене чем по 3-4 признакам, работа с коллекцией горных пород | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, работать в группах | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Представление о горных породах и минералах | §8, р/т стр.20-23 | ||
9(4) | Живые организмы. (46-50), ИНМ | Основные отличия тел живой и неживой природы. Как питаются организмы (различия в способах питания растений и животных, понятие о фотосинтезе). Размножение. Способы размножения организмов | Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Знание способов питания живых организмов. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | §9,р/т стр.24-26 | ||
10(5) | Разнообразие живых организмов. (стр.51-53), | Размножение, способы размножения | Знание основных способов размножения живых организмов | Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода | §10, р/т стр.27-29 | ||
11(6) | Биосфера. Понятие о веществе. (стр.54-58),КПЗ | В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере Земли. Общие представления о биосфере. | Ознакомление с границами биосферы | Познавателъные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль | §11, р/т стр.30-32 | ||
12(7) | Почва – особое природное тело. Практическая работа № 4. Сравнение свойств почвы и горной породы. (стр.61-65), АЗ | Почва — особое тело природы. Отличие почвы от горной породы. Почвенные минералы (кварц, слюда, полевой шпат). Перегной (гумус). | Знать отличие почвы от горной породы по 3-4 признакам | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Иметь представление о почве как о биокосном природном теле. | §12 р/т стр.33-35 | ||
13(8) | Как горная порода превращается в почву. (стр.66-68), ИНМ | Понятие о почвообразовании. Роль живых организмов в образовании почв. | Ознакомление с ролью живых организмов в почвообразовании | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Осознание роли живых организмов в образовании почв. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | §13, р/т стр.36-37 | ||
14(9) | Строение почв. (стр.70-74), ИНМ | Строение почв. Почвенный профиль. Почвенные агрегаты. Почвы песчаные и глинистые. Понятие о механическом составе почвы | Понятие о механическом составе почвы. Знакомство с простейшим методом определения механического состава почвы | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Представление о строении почв и механическом составе почв. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | §14, р/т стр.38-41 | ||
15(10 | Круговорот веществ в природе. (75-77), КПЗ | Представление о круговороте веществ и энергии между твёрдой, воздушной и водной оболочками Земли с участием живых организмов. | Знание роли живых организмов в круговороте веществ. Понимание основных закономерностей в живой природе | Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Представление о существовании живых круговороте веществ и энергии между твёрдой, воздушной и водной оболочками Земли с участием живых организмов. | §15, р/т стр. 42 подготовка к к/р | ||
16(11 | Контрольная работа №1. Тела и вещества в биосфере Земли. ОИСЗ | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Тела и вещества в биосфере Земли» | Знание основных понятий | Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | Познавательный интерес к естественным наукам | Работа над ошибками | ||
Раздел 3. Природная среда. Почва — среда жизни организмов -10 часов | ||||||||
17(1) | Природная среда и экологические факторы. Практическая работа №5 Влияние влажности почвы на прорастание семян (стр.80-82), АЗ | Понятие о средах жизни организмов. Природная среда и экологические факторы. Приспособленность организмов к условиям среды обитания. | Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | Осознание влияния факторов среды на живые организмы. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | §16,р/т стр.43-47 мои исследования | ||
18(2) | Воздух как составная часть природной среды. (83-85), ИНМ | Воздух как составная часть природной среды. Атмосферный воздух. Воздух в почве. Газообмен между почвой и атмосферой | Знание роли воздуха в природной среде и значения кислорода в почве | Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Представление о газах которые образуются в почве. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | §17, р/т стр.48-49 | ||
19(3) | Вода в почве и ее роль в жизни растений. Лабораторная работа №3 Сравнение влагоёмкости почвы, песка и торфа (стр.86-91), ИНМ | Вода в почве и её роль в жизни растений. Запас влаги в почве. Водоудерживающая способность почв | Знание процесса движения воды по поверхности Земли и в почве, понятие о водоудерживающей способности почв | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Проявление познавательных интересов и актуальности в данной предметной области | §18, р/т стр. 50-53 мои исследования «Влияние влажности почвы на состояние растений» | ||
20(4) | Испарение воды из почвы. Лабораторная работа № 4 Наблюдение за испарением воды из почвы и конденсацией (95-99), АЗ | Испарение воды и природные явления, связанные с испарением воды из почвы (образование тумана, засуха, засоление почв) | Умение описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты сравнивать природные объекты не менее по 3-4 признакам | Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно - следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Проявление познавательных интересов и актуальности в данной предметной области | §19, р/т стр.54-57 | ||
21(5) | Почвы тёплые и холодные. (стр.101-104), КУ | Поступление тепла в почву. Почвы «тёплые» и «холодные». Источники поступления в почву | Выявление способов и источников поступления тепла в разные типы почв | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Представление об источниках поступления тепла в почву. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | §20, р/т стр.58 | ||
22(6) | Сезонные явления природы. (105-110), АЗ | Сезонные явления в природе. Состояние почвы зимой. Весеннее пробуждение растений. | Выявление состояния почвы в зимний и весенний периоды на почвенные организмы. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Осознание влияния сезонных явлений на состояние почвы в зимний и весенний периоды. | §21, р/т стр.59-61 | ||
23(7) | Почвенные обитатели. (стр.111-116), КПЗ | Почвенные обитатели. Разнообразие почвенных животных, их приспособленность к среде обитания. Особенности питания почвенных животных. Дождевые черви. Землеройные животные | Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | §22,сообщения | ||
24(8) | Распространение почв на земном шаре. (117-122), КУ | Многообразие почв на земном шаре. Почвенный тип. Почвенная карта. Почвы зональные и азональные. Почвы разных природных зон | Представление о многообразии почв на земном шаре Выявление наиболее распространенных типов почв на Земле | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Проявление познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла. Представление о многообразии типов почв. | §23, р/т стр.64-66 | ||
25(9) | «Царь» почв – чернозем. (стр.123-127), КУ | Образование чернозема, роль животных и растений в создании почвенной структуры чернозёма | Определение приспособлений к природной среде наиболее распространенных видов животных, растений в степной зоне.. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | Проявление познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла. Представление о многообразии типов почв. | §24, подготовка к к/р | ||
26(10 | Контрольная работа №2. Природная среда. Почва — среда жизни организмов ОИСЗ | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Природная среда. Почва — среда жизни организмов» | Знание основных понятий | Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | Познавательный интерес к естественным наукам | Работа над ошибками р/т стр.67-68 | ||
Раздел 4. Почва – основа сельского хозяйства - 4 часа | ||||||||
27(1) | Понятие о плодородии почвы. (128-133), ИНМ | Понятие о плодородии почвы.. Элементы минерального питания растений. Приёмы, которые использует человек для повышения плодородия | Знание причин истощения почвы и приемы используемые человеком для повышения плодородия | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Проявление познавательного интереса, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства | §25, р/т стр.69-71 | ||
28(2) | Применение удобрений в сельском хозяйстве. (134-137), АЗ | Удобрения. Применение удобрений в сельском хозяйстве. | Знать для чего нужно удобрять почву и какие удобрения используются для повышения плодородия | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Проявление познавательного интереса, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства | §26, р/т стр.72-73 | ||
29(3) | Приёмы выращивания культурных растений. Мелиорация. (138-143), ИНМ | Агротехнические приёмы выращивания культурных растений. Мелиорация | Ознакомиться с приемы выращивания культурных растений, понятием мелиорация | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Проявление познавательного интереса, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства | §27, р/т стр.74-75 | ||
30(4) | Природная среда и земледелие. (144-147), КУ | Зависимость выращивания сельскохозяйственных культур от экологических условий природной среды. | Выявление приспособлений культурных растений к условиям среды. Ознакомление с регулирующими факторами. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопррсы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание необходимости и соответствия приспособлений культурных растений к условиям среды | §28, подготовка к б/д | ||
Раздел 5. Сохранение почв в биосфере – 4 часа | ||||||||
31(1) | Роль почвы в биосфере Земли. (стр.148-151), КУ | Свойства почв определяющие её роль в биосфере и санитарная функция почвы | Выявление значение здоровья почв для человека и роль почвы в биосфере | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Проявление познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла. Представление о роли почвы в биосфере Земли. | §29, р/т стр.79 | ||
32(2) | Понятие о здоровой и больной. (стр.151-156), АЗ | Роль почв в природе. Санитарная функция почв. Почвы здоровые, больные и мёртвые. Защита почв от эрозии. Охрана почв. | Ознакомиться с примерами и значением здоровья почв для человека. Охрана почв. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла. Представление о санитарных функциях почв. | §30,р/т стр.80-81 | ||
33(3) | Защита почв от эрозии. (стр.157-165), | Эрозия почв природная и вызванная хозяйственной деятельностью. Экологические проблемы г. Саратова и пути их решения. | Роль почв в природе. Санитарная функция почв. Почвы здоровые, больные и мёртвые. Защита почв от эрозии. Охрана почв. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Познавательный интерес к предметам ес- тественно-научного цикла. Представление о защите почв от эрозии. | §31, р/т стр.83-85 | ||
34(4) | Контрольная работа № 4. Итоговая за курс «Введение в естественные науки» | Обобщение и систематизация знаний за курс биологии «Введение в естественные науки» | Знание роли органов чувств человека и животных в получении информации об окружающем мире. Понятие о природных явлениях. Представление о многообразии веществ в окружающем мире. Представление о круговороте веществ и энергии между твёрдой, воздушной и водной оболочками Земли с участием живых организмов. Знание сред обитания. Понятие о плодородии почвы. Знание и соблюдение правил поведения в кабинете биологии | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, рабо-тать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Познавательный интерес к естественным наукам. |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель ШМО ___________/О.И. Акчурина ФИО Протокол № ___ от « » августа 2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 5 » _____________/Н.Н.Жукова/ ФИО « » августа 2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ«СОШ № 5 » __________ /Ю.А. Степанько/ ФИО Приказ № _____ от « »сентября 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
______________________________________________
Ф.И.О., категория
по_______________________________________________
Предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______
от « » сентября 2013 г.
2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Законом «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами).
- Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 № 241, приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994, приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74.
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 года.
- Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
- Учебного плана МОУ «СОШ №5»города Саратова на 2013 – 2014 учебный год;
- Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений (авт. сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) – М.: «Мнемозина», 2011.
Программа по биологии для основной школы разработана в соответствии с содержанием фундаментального ядра общего образования и требованиями к результатам основного общего образования, заявленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней учтены основные положения формирования универсальных учебных действий в системе общего образования и соблюдена преемственная связь с примерными программами начального общего образования. Программа по биологии разработана в русле теории и методики обучения биологии с учётом возрастных особенностей учащихся. В возрасте 11—15 лет для учащихся характерно формирование теоретического и рефлексивного видов мышления, развитие учебной и познавательной деятельности на основе саморазвития и самообразования личности. Биологическое образование, как и образование в целом, выступая промежуточным звеном между наукой и человеком, отражает процесс освоения личностью системы знаний, умений, навыков, опыта практической, познавательной и творческой деятельности, а также процесс формирования ценностных отношений, взглядов и убеждений. Биологическое образование школьников, помимо традиционных функций — обучающей, развивающей и воспитательной, в настоящее время выполняет такие важные функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая.
Мировоззренческая функция биологического образования связана с формированием у учащихся научного мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалов, убеждений, определяющих направление и характер деятельности в реальной действительности. В данной программе заложены основы для развития у школьников глобально ориентированного мировоззрения, при котором акцент переносится на
понимание эволюционного развития живой и неживой природы в их взаимосвязи, на осознание места и роли человека в природе.
Культуротворческая функция биологического образования проявляется в формировании у школьников культуры, в том числе её экологической составляющей, посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой. Программа ориентирует учащихся на многосторонность познания мира на основе усвоения универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего. Эта функция реализуется в создании условий для осмысления учащимися взаимосвязи человека и природы, понимания природы как абсолютной ценности и как объекта материально-производственной деятельности людей.
Интегративная функция биологического образования проявляется в синтезе и интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний. При отборе содержания авторы программы исходили из принципа «нового синтеза» — синтеза всех знаний человечества о природе, в том числе знаний по сохранению здоровья человека, охране и оптимизации природной среды. Интеграция всех элементов содержания курса биологии —знаний, видов деятельности, ценностей, а также интеграция биологических знаний с другими естественно-научными знаниями является основой для формирования у учащихся уни-версальных учебных действий, где ведущую роль играют познавательная деятельность и, соответственно, познавательные учебные действия.
В программе превалируют различные виды деятельности, непосредственно связанные с целями, требованиями к результатам обучения и основным видам деятельности.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях. Реализация целей осуществляется в соответствии с требованиями к результатам освоения содержания курса биологии .В основе формирования глобальных целей биологического образования лежат их социальная обусловленность, идея рассмотрения биологии как источника формирования у учащихся научного мировоззрения, идея системной организации живой природы, интеграция естественно-научного и гуманитарного знания.
Глобальными выступают следующие цели биологического образования:
1. социализация личности ученика посредством освоения практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой (эта цель согласуется с идеалом воспитания личности, способной жить в гармонии с обществом и природой. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности, когда происходит понимание сущности природных закономерностей и причин противоречий и конфликтов в системе «природа — общество».);
2. приобщение к культуре познания на основе формирования ценностных отношений и ориентаций, отражающих объективную целостность и ценность природы, науки и образования;
3. ориентация в системе моральных норм и ценностей на основе развития у школьников познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы;
4. развитие познавательных мотивов и потребностей школьников в биологическом образовании, интереса к учебной и исследовательской деятельности, тенденций к про-явлению гуманистической позиции в общении с природой и людьми;
5.овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
6. формирование научного мировоззрения на основе интеграции знаний о природе и обществе.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2)умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
3)способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3.В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)
4.В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию — в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека. Курс биологии основной школы содержит знания о строении, жизнедеятельности и многообразии живых организмов, их роли в природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья. Данный курс выступает основой для изучения общих закономерностей и законов развития живой природы в старшей школе.
Данная программа по биологии построена с учётом следующих содержательных линий:
- многообразие и эволюция живых организмов;
- системная и уровневая организация живой природы;
- биологическая и социальная сущность человека.
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии 5 класса (стандарты второго поколения). Число часов в неделю по биологии в 5 классе – 1 час в неделю, всего 34 часа за год .
Программа разработана на основе базисного учебного плана МОУ «СОШ №5» города Саратова.
Планируемый уровень подготовки обучающихся: базовый.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
А. Е. Андреева. Биология.. Введение в естественные науки.: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2012
Тетради с печатной основой:
А. Е. Андреева. Биология. Введение в естественные науки 5 класс : Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2013
Методические пособия для учителя:
1) А. Е. Андреева. Природоведение. 5 класс : Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2011
Критерии оценки учебной деятельности по природоведению
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
- Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка
«5» - 10 правильных ответов,
«4» - 7-9,
«3» - 5-6,
«2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка
«5» - 18-20 правильных ответов,
«4» - 14-17,
«3» - 10-13,
«2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Виды и формы контроля:
В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
- проблемное обучение;
- метод проектов;
- ролевой метод.
В рамках урока биологии используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.
Использованы следующие сокращения:
Урок актуализации знаний – АЗ
Урок изучения нового материала - ИНМ
Урок обобщения и систематизации знаний - ОИСЗ
Урок комплексного применения знаний - КПЗ
Комбинированный урок КУ
Учебно-тематический план:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Педагогические средства контроля обучающихся | |||
Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы (тестирование | Творчество обучающихся | |||
1 | Человек познает природу | 5 | 1 | 1 | ||
2 | Тела и вещества в биосфере Земли | 11 | 1 | 3 | 1 | 2 |
3 | Природная среда. Почва как среда жизни | 10 | 2 | 1 | 2 | |
4 | Почва- основа сельского хозяйства | 4 | 1 | |||
5 | Сохранение почв в биосфере | 4 | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Содержание программы.
Раздел 1
Человек познаёт природу (5 часов)
Роль органов чувств человека и животных в получении информации об окружающем мире. Цвет как основное свойство тел. Свойство отражения. Роль света и цвета в передаче и получении информации о мире в жизни человека и животных.
Звук как средство общения и получения информации о мире. Звуковой диапазон (ультразвук, инфразвук). Звукоряд. Отражение звука. Как звук помогает животным ориентироваться в пространстве.
Понятие о природных явлениях. Что такое наука. Науки о природе. Выдающиеся учёные-естествоиспытатели. Естествознание. Взаимосвязь наук о природе.
Знакомство с научными методами изучения природных явлений: наблюдение, опыт, измерение. Измерения и простейшие измерительные приборы.
Накопление знаний о почве и предпосылки создания учения о почве. В.В.Докучаев — создатель учения о почве. Естественно-географический метод изучения природы.
Практическая работа№
1.Поиск информации по ключевым словам.
Лабораторная работа№
1.Определение площади листовой пластинки (на примере собранных опавших листьев).
Раздел 2
Тела и вещества в биосфере Земли (11 часов)
Единство живой и неживой природы. Представление о строении веществ (молекулы и атомы). Строение молекулы воды. Понятие о химических элементах. Язык химии (химический символ).
Представление о многообразии веществ в окружающем мире. Вещества, образующиеся в процессе жизнедеятельности организмов. Вклад М.В.Ломоносова в развитие научных представлений о веществе. Вещества простые и сложные. Три состояния вещества (жидкое, твёрдое и газообразное). Понятие о физических и химических свойствах веществ.
Тела неживой природы. Горные породы и минералы. Образование горных пород (изверженные и осадочные горные породы).
Тела живой природы: живые организмы. Основные отличия тел живой и неживой природы. Как питаются организмы (различия в способах питания растений и животных, понятие о фотосинтезе). Размножение. Способы размножения организмов.
Понятие о клетке. Примеры одноклеточных и многоклеточных организмов. Разнообразие живых организмов и их классификация. Царства живой природы. Элементарное понятие о биологическом виде. Сохранение биологического разнообразия на планете.
В.И.Вернадский — создатель учения о биосфере Земли. Общие представления о биосфере.
Почва — особое тело природы. Отличие почвы от горной породы. Почвенные минералы (кварц, слюда, полевой шпат). Перегной (гумус). Почвы молодые и старые.
Понятие о почвообразовании. Роль живых организмов в образовании почв.
Строение почв. Почвенный профиль. Почвенные агрегаты. Почвы песчаные и глинистые. Понятие о механическом составе почвы. Знакомство с простейшим методом определения механического состава почвы.
Представление о круговороте веществ и энергии между твёрдой, воздушной и водной оболочками Земли с участием живых организмов.
Практические работы №
2.Конструирование модели молекулы воды из пластилина и спичек.
3.Описание образцов горных пород и минералов.
4.Сравнение свойств почвы и горной породы.
Лабораторная работа №
2.Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов)
Контрольная работа №
1. Тела и вещества в биосфере Земли
Раздел 3
Природная среда. Почва — среда жизни организмов (10 часов)
Понятие о средах жизни организмов. Природная среда и экологические факторы. Приспособленность организмов к условиям среды обитания.
Воздух как составная часть природной среды. Атмосферный воздух. Воздух в почве. Газообмен между почвой и атмосферой.
Вода в почве и её роль в жизни растений. Запас влаги в почве. Водоудерживающая способность почв. Испарение воды. Природные явления, связанные с испарением воды из почвы (образование тумана, засуха, засоление почв). Водоподъёмная способность почвы. Иссушение и засоление почв.
Поступление тепла в почву. Почвы «тёплые» и «холодные».
Сезонные явления в природе. Состояние почвы зимой. Весеннее пробуждение растений.
Почвенные обитатели. Разнообразие почвенных животных, их приспособленность к среде обитания. Особенности питания почвенных животных. Дождевые черви. Землеройные животные.
Многообразие почв на земном шаре. Почвенный тип. Почвенная карта. Почвы зональные и азональные. Почвы разных природных зон (почвы тундры, подзолы, чернозём).
Практические работы №
5. Влияние влажности почвы на прорастание семян
Лабораторная работа №
3. Сравнение влагоёмкости почвы, песка и торфа
4. Наблюдение за испарением воды из почвы и конденсацией.
Контрольная работа №
2. Природная среда. Почва — среда жизни организмов
Раздел 4
Почва — основа сельского хозяйства (4 часа)
Понятие о плодородии почвы. Причины истощения почв. Элементы минерального питания растений. Приёмы, которые использует человек для повышения плодородия почв. Целина и залежь. Системы земледелия (переложная, травопольная).
Удобрения. Применение удобрений в сельском хозяйстве.
Агротехнические приёмы выращивания культурных растений. Мелиорация почв.
Зависимость выращивания сельскохозяйственных культур от экологических условий природной среды. Приспособленность культурных растений к условиям среды. Регулирующие факторы.
Контрольная работа №
3. Почва — основа сельского хозяйства
Раздел 5
Сохранение почв в биосфере (4 часа)
Роль почв в природе. Санитарная функция почв. Почвы здоровые, больные и мёртвые. Защита почв от эрозии. Охрана почв.
Контрольная работа №
4.Итоговая за курс «Введение в естественные науки»
ТРЕБОВАНИЮ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
- О многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
- Свойства (физические и химические) тел природы;
- Основные методы изучения природы;
- Основные оболочки Земли;
- Свойства живых организмов и их отличия от тел неживой природы;
- О многообразии организмов как условия сохранения устойчивости жизни на Земле;
- Основные характеристики погоды, факторов среды, влияющих на организм человека;
- Сущность понятия «здоровый образ жизни»;
- Правила и меры по сохранению здоровья человека;
- Основные экологические проблемы своей местности и причины их возникновения;
- Редкие и охраняемые виды растений и животных;
- Правила и законы охраны природы.
Учащиеся должны уметь:
- Узнавать наиболее распространенные виды растений и животных своей местности;
- Приводить примеры физических явлений. Превращений веществ, приспособлений растений и животных к условиям среды обитания;
- Определять на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- Находить несколько созвездий Северного полушария с помощью звездной карты;
- Описывать собственные наблюдения и опыты (их цель, условия проведения и полученные результаты), формулировать выводы;
- Определять черты сходства и различия при сравнении природных объектов (не менее по 3-4 признакам);
- Описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел и веществ;
- Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- Находить определения терминов в справочной литературе;
- Кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- Следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
- Оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.
Оборудование кабинета классифицировано по разделам курса, видам пособий, частоте его использования. Учебное оборудование по биологии включает:
- натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии);
- приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);
- средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);
- муляжи и модели (объемные, рельефные);
- экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);
- технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер);
- учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты).
Список используемой литературы
Дополнительная литература для учителя:
1.А.Е. Андреева Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008 -224 с.
2.Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (авт.
сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) – М.:
«Мнемозина», 2008. -68с.
3.Федеральный Государственный стандарт
4. А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 5 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;
5. Вронский, В.А. Прикладная экология : уч. пос. / В.А. Вронский. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1996. – 512с.
Дополнительная литература для ученика:
1. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;
2. Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
3.Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
4.Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;
5.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.-334
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
- CD Электронные уроки и тесты. Биология. Организация жизни. Просвещение – Медиа, 2005.
- CD Электронные уроки и тесты. Биология. Растительный мир. Просвещение – Медиа, 2005.
- CD Биология. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
- CD 1C Образовательная коллекция. Биология. Живой организм. ООО «Дрофа», 2005.
- Биология. 1С: Репетитор.
Интернет-ресурсы
1.http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
2.http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
3.http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.****
4.http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.***
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
