рабочая программа 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Рабочая программа по биологии 5 класс линия Трайтака

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskiy_plan.docx52.79 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapmska.docx61.38 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс  

п/п

Тема и тип урока (стр. учебника)

Основное содержание.

Решаемые проблемы.

Планируемые результаты ( УУД)

Домашнее задание

Календарные сроки

Предметные

Метапредметные

         

Личностные

План

Факт

Раздел 1. Человек познает мир – 5 часов

1

Как человек познает окружающий мир.

(стр.4-8) ИНМ

 Цвет как основное свойство тел. Свойство отражения. Роль света и цвета в передаче и получении информации о мире в жизни человека и животных.

Ознакомиться с ролью органов чувств человека и животных в получении информации об окружающем мире. Знание основных правил работы в кабинете биологии

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательный интерес к естественным наукам

§1,р/т стр.5-7

2

Звук как средство получения информации

(стр.8-11), КУ

Звуковой диапазон (ультразвук,инфразвук).Звукоряд. Отражение звука. Как звук помогает животным ориентироваться в пространстве.

Ознакомиться с ролью звука как средство общения и получения информации о мире

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Проявление познавательного интереса к естественным наукам

§2, р/т стр.8-9

3

Науки о природе

Практическая работа№1.Поиск информации по ключевым словам

(стр.11-16), КУ

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются

Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательный интерес к естественным наукам

§3,р/т стр.10

4

Методы изучения природы Лабораторная работа№1.Определение площади листовой пластинки

(стр.16-23), КУ

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений

Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух

Понимание значимости научного исследования природы

§4, р/т стр.11-13

5

Рождение науки о почве. Проверь себя:стр.14-15

(стр.24-27), КУ

Рождение науки о почве. В. В. Докучаев –создатель учения о почве.

Накопление знаний о почве и предпосылки создания учения о почве. Естественно-географический метод изучения природы.

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе

§5,сообщения,

Раздел 2. Тела и вещества в биосфере Земли – 11часов  

6(1)

Единство живой и неживой природы

Практические работы № 2.

Конструирование модели молекулы воды

(стр.28-31), КПЗ

Представление о строении веществ (молекулы и атомы). Строение молекулы воды. Понятие о химических элементах. Язык химии (химический символ).

Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек  умение описывать по предложенному плану внешний вид изученных веществ и тел

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Представление о единстве живой природы на основании знаний о единстве живой и неживой природы

§6,р/т стр.16

7(2)

Вещества в окружающем мире

Лабораторная работа №  2.

Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов)

(стр.32-39), КУ

Вклад М.В.Ломоносова

в развитие научных представлений о веществе. Вещества простые и сложные. Три состояния вещества (жидкое, твёрдое и газообразное). Понятие о физических и химических свойствах веществ.

Ознакомление с веществами  в окружающем мире, их  использование человеком, умение различать простые и сложные вещества

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Познавательный интерес к естественным наукам

§7,р/т стр.17-19

8(3)

Горные породы и минералы. Практическая работа № 3.

Описание образцов горных пород и минералов.

(стр.40-44), АЗ

Тела неживой природы. Горные породы и минералы. Образование горных пород

Умение оценивать природные объекты не мене чем по 3-4 признакам, работа с коллекцией горных пород

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, работать в группах

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Представление о горных породах         и минералах

§8, р/т стр.20-23

9(4)

Живые организмы.

(46-50), ИНМ

Основные отличия тел живой и неживой природы. Как питаются организмы (различия в способах питания растений и животных, понятие о фотосинтезе). Размножение. Способы размножения организмов

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Знание способов питания живых организмов.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

§9,р/т стр.24-26

10(5)

Разнообразие живых организмов.

(стр.51-53),

Размножение, способы размножения

Знание основных способов размножения живых организмов

Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода

§10, р/т стр.27-29

11(6)

Биосфера. Понятие о веществе.

(стр.54-58),КПЗ

В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере Земли. Общие представления о биосфере.

Ознакомление с границами  биосферы

Познавателъные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Кратко пересказывать  доступный  по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль

§11, р/т стр.30-32

12(7)

Почва – особое природное тело.

Практическая работа № 4.

Сравнение свойств почвы и горной породы.

(стр.61-65), АЗ

Почва — особое тело природы. Отличие почвы от горной породы. Почвенные минералы (кварц, слюда, полевой шпат). Перегной (гумус).

Знать отличие почвы от горной породы по 3-4 признакам

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Иметь представление о почве как о биокосном природном теле.

§12 р/т стр.33-35

13(8)

Как горная порода превращается в почву.

(стр.66-68), ИНМ

Понятие о почвообразовании. Роль живых организмов в образовании почв.

Ознакомление с ролью живых организмов в почвообразовании

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознание роли живых организмов в образовании почв. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

§13, р/т стр.36-37

14(9)

Строение почв.

(стр.70-74),

ИНМ

Строение почв. Почвенный профиль. Почвенные агрегаты. Почвы песчаные и глинистые. Понятие о механическом составе почвы

Понятие о механическом составе почвы. Знакомство с простейшим методом определения механического состава почвы

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Представление о строении почв и механическом составе почв. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

§14, р/т стр.38-41

15(10

Круговорот веществ в природе.

(75-77), КПЗ

Представление о круговороте веществ и энергии между твёрдой, воздушной и водной оболочками Земли с участием живых организмов.

Знание роли живых организмов в круговороте веществ. Понимание основных закономерностей в живой природе

Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Представление о существовании живых круговороте веществ и энергии между твёрдой, воздушной и водной оболочками Земли с участием живых организмов.

§15, р/т стр. 42

подготовка к к/р

16(11

Контрольная работа №1. Тела и вещества в биосфере Земли.

ОИСЗ

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Тела и вещества в биосфере Земли»

Знание основных понятий

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

Познавательный интерес к естественным наукам

Работа над ошибками

Раздел 3. Природная среда. Почва — среда жизни организмов -10 часов

17(1)

Природная среда и экологические факторы.

Практическая работа №5

Влияние влажности почвы на прорастание семян

(стр.80-82), АЗ

Понятие о средах жизни организмов. Природная среда и  экологические факторы. Приспособленность организмов к условиям среды обитания.

Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Осознание влияния факторов среды на живые организмы. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

§16,р/т стр.43-47

мои исследования

18(2)

Воздух как составная часть природной среды.

(83-85), ИНМ

Воздух как составная часть природной среды. Атмосферный воздух. Воздух в почве. Газообмен между почвой и атмосферой

Знание роли  воздуха в природной среде и значения кислорода в почве

Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Представление о газах которые образуются в почве. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

§17, р/т стр.48-49

19(3)

Вода в почве и ее роль в жизни растений.

Лабораторная работа №3 Сравнение влагоёмкости почвы, песка и торфа

(стр.86-91), ИНМ

Вода в почве и её роль в жизни растений. Запас влаги в почве. Водоудерживающая способность почв

Знание процесса движения воды по поверхности Земли и в почве, понятие о водоудерживающей способности почв

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп

Проявление познавательных интересов и актуальности в данной предметной области

§18, р/т стр. 50-53

мои исследования «Влияние влажности почвы на состояние растений»

20(4)

Испарение воды из почвы.

Лабораторная работа № 4

Наблюдение за испарением воды из почвы и конденсацией

(95-99), АЗ

Испарение воды и природные явления, связанные с испарением воды из почвы (образование тумана, засуха, засоление почв)

Умение описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты сравнивать природные объекты не менее по 3-4 признакам

Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно - следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Проявление познавательных интересов и актуальности в данной предметной области

§19, р/т стр.54-57

21(5)

Почвы тёплые и холодные.

(стр.101-104), КУ

Поступление тепла в почву. Почвы «тёплые» и «холодные». Источники поступления в почву

Выявление способов и источников поступления тепла в разные типы почв

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление об источниках поступления тепла в почву. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

§20, р/т стр.58

22(6)

Сезонные явления природы.

(105-110), АЗ

Сезонные явления в природе. Состояние почвы зимой. Весеннее пробуждение растений.

Выявление состояния почвы  в зимний и весенний периоды на почвенные организмы.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Осознание влияния сезонных явлений на состояние почвы в зимний и весенний периоды.

§21, р/т стр.59-61

23(7)

Почвенные обитатели.

(стр.111-116), КПЗ

Почвенные обитатели. Разнообразие почвенных животных, их приспособленность к среде обитания. Особенности питания почвенных животных. Дождевые черви. Землеройные животные

Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

§22,сообщения

24(8)

Распространение почв на земном шаре.

(117-122), КУ

Многообразие почв на земном шаре. Почвенный тип. Почвенная карта. Почвы зональные и азональные. Почвы разных природных зон

Представление о многообразии почв на земном шаре Выявление наиболее распространенных типов почв на Земле

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Проявление познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла. Представление о многообразии типов почв.

§23, р/т стр.64-66

25(9)

«Царь» почв – чернозем.

(стр.123-127),  КУ

Образование чернозема, роль животных и растений в создании почвенной структуры чернозёма

Определение  приспособлений  к природной среде наиболее распространенных видов животных, растений в степной зоне..

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Проявление познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла. Представление о многообразии типов почв.

§24, подготовка к к/р

26(10

Контрольная работа №2.

Природная среда. Почва — среда жизни организмов

ОИСЗ

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Природная среда. Почва — среда жизни организмов»

Знание основных понятий

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

Познавательный интерес к естественным наукам

Работа над ошибками

р/т стр.67-68

Раздел 4. Почва – основа сельского хозяйства - 4 часа

27(1)

Понятие о плодородии почвы.

(128-133), ИНМ

Понятие о плодородии почвы.. Элементы минерального питания растений. Приёмы, которые использует человек для повышения плодородия

Знание причин истощения почвы и  приемы используемые человеком для повышения плодородия

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Проявление познавательного интереса, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства

§25, р/т

стр.69-71

28(2)

Применение удобрений в сельском хозяйстве.

(134-137), АЗ

Удобрения. Применение удобрений в сельском хозяйстве.

Знать для чего нужно удобрять почву и какие удобрения используются для повышения плодородия

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Проявление познавательного интереса, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства

§26, р/т стр.72-73

29(3)

Приёмы выращивания культурных растений. Мелиорация.

(138-143), ИНМ

Агротехнические приёмы выращивания культурных растений. Мелиорация

Ознакомиться с приемы выращивания культурных растений, понятием   мелиорация

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Проявление познавательного интереса, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства

§27, р/т стр.74-75

30(4)

Природная среда и земледелие.

(144-147), КУ

Зависимость выращивания сельскохозяйственных культур от экологических условий природной среды.

Выявление приспособлений культурных растений к условиям среды. Ознакомление с регулирующими факторами.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопррсы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание необходимости и соответствия приспособлений культурных растений к условиям среды

§28, подготовка к б/д

Раздел 5. Сохранение почв в биосфере – 4 часа

31(1)

Роль почвы в биосфере Земли.

(стр.148-151), КУ

Свойства почв определяющие её роль в биосфере и санитарная функция почвы

Выявление значение здоровья почв для человека и  роль почвы в биосфере

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Проявление познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла. Представление о роли почвы в биосфере Земли.

§29, р/т стр.79

32(2)

Понятие о здоровой и больной.

(стр.151-156), АЗ

Роль почв в природе. Санитарная функция почв. Почвы здоровые,

больные и мёртвые. Защита почв от эрозии. Охрана почв.

Ознакомиться с  примерами и  значением здоровья почв для человека. Охрана почв.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. 

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла. Представление о санитарных функциях почв.

§30,р/т стр.80-81

33(3)

Защита почв от эрозии.

(стр.157-165),

Эрозия почв природная и вызванная хозяйственной деятельностью. Экологические проблемы г. Саратова и пути их решения.

Роль почв в природе. Санитарная функция почв. Почвы здоровые, больные и мёртвые. Защита почв от эрозии. Охрана почв.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. 

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Познавательный интерес к предметам ес- тественно-научного цикла. Представление о защите почв от эрозии.

§31, р/т стр.83-85

34(4)

Контрольная работа № 4.

Итоговая за курс «Введение в естественные науки»

Обобщение и систематизация знаний за курс биологии «Введение в естественные науки»

Знание роли органов чувств человека и животных в получении информации об окружающем мире. Понятие о природных явлениях. Представление о многообразии веществ в окружающем мире. Представление о круговороте веществ и энергии между твёрдой, воздушной и водной оболочками Земли с участием

 живых организмов.

Знание сред обитания. Понятие о плодородии почвы. Знание и соблюдение правил поведения в кабинете биологии

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, рабо-тать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Познавательный интерес к естественным наукам.



Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

___________/О.И. Акчурина

ФИО

Протокол № ___

от «   » августа 2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по

УВР  МОУ «СОШ  № 5 »

_____________/Н.Н.Жукова/

ФИО

 «     » августа 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ«СОШ № 5   »

__________    /Ю.А. Степанько/

                    ФИО

Приказ № _____

от «    »сентября 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

______________________________________________

Ф.И.О., категория

по_______________________________________________

Предмет, класс и т.п.

Рассмотрено на заседании

                                                                                                            педагогического совета

                                                                                                                протокол № ______

                                                                                                                от «    » сентября 2013 г.

2013 - 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. Законом «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами).
  2. Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 № 241, приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994, приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74.
  3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 года.
  4. Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
  5. Учебного плана МОУ «СОШ №5»города Саратова на 2013 – 2014 учебный год;
  6. Планирование составлено на основе  Программы для общеобразовательных учреждений (авт. сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) – М.: «Мнемозина», 2011.

Программа по биологии для основной школы разработана в соответствии с содержанием фундаментального ядра общего образования и требованиями к результатам основного общего образования, заявленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней учтены основные положения формирования универсальных учебных действий в системе общего образования и соблюдена преемственная связь с примерными программами начального общего образования. Программа по биологии разработана в русле теории и методики обучения биологии с учётом возрастных особенностей учащихся. В возрасте 11—15 лет для учащихся характерно формирование теоретического и рефлексивного видов мышления, развитие учебной и познавательной деятельности на основе саморазвития и самообразования личности. Биологическое образование, как и образование в целом, выступая промежуточным звеном между наукой и человеком, отражает процесс освоения личностью системы знаний, умений, навыков, опыта практической, познавательной и творческой деятельности, а также процесс формирования ценностных отношений, взглядов и убеждений. Биологическое образование школьников, помимо традиционных функций — обучающей, развивающей и воспитательной, в настоящее время выполняет такие важные функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая.

Мировоззренческая функция биологического образования связана с формированием у учащихся научного мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалов, убеждений, определяющих направление и характер деятельности в реальной действительности. В данной программе заложены основы для развития у школьников глобально ориентированного мировоззрения, при котором акцент переносится на

понимание эволюционного развития живой и неживой природы в их взаимосвязи, на осознание места и роли человека в природе.

Культуротворческая функция биологического образования проявляется в формировании у школьников культуры, в том числе её экологической составляющей, посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой. Программа ориентирует учащихся на многосторонность познания мира на основе усвоения универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего. Эта функция реализуется в создании условий для осмысления учащимися взаимосвязи человека и природы, понимания природы как абсолютной ценности и как объекта материально-производственной деятельности людей.

Интегративная функция биологического образования проявляется в синтезе и интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний. При отборе содержания авторы программы исходили из принципа «нового синтеза» — синтеза всех знаний человечества о природе, в том числе знаний по сохранению здоровья человека, охране и оптимизации природной среды. Интеграция всех элементов содержания курса биологии —знаний, видов деятельности, ценностей, а также интеграция биологических знаний с другими естественно-научными знаниями является основой для формирования у учащихся уни-версальных учебных действий, где ведущую роль играют познавательная деятельность и, соответственно, познавательные учебные действия.

В программе превалируют различные виды деятельности, непосредственно связанные с целями, требованиями к результатам обучения и основным видам деятельности.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях. Реализация целей осуществляется в соответствии с требованиями к результатам освоения содержания курса биологии .В основе формирования глобальных целей биологического образования лежат их социальная обусловленность, идея рассмотрения биологии как источника формирования у учащихся научного мировоззрения, идея системной организации живой природы, интеграция естественно-научного и гуманитарного знания.

Глобальными выступают следующие цели биологического образования:

1. социализация личности ученика посредством освоения практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой (эта цель согласуется с идеалом воспитания личности, способной жить в гармонии с обществом и природой. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности, когда происходит понимание сущности природных закономерностей и причин противоречий и конфликтов в системе «природа — общество».);

2. приобщение к культуре познания на основе формирования ценностных отношений и ориентаций, отражающих объективную целостность и ценность природы, науки и образования;

3. ориентация в системе моральных норм и ценностей на основе развития у школьников познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы;

4. развитие познавательных мотивов и потребностей школьников в биологическом образовании, интереса к учебной и исследовательской деятельности, тенденций к про-явлению гуманистической позиции в общении с природой и людьми;

5.овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

6. формирование научного мировоззрения на основе интеграции знаний о природе и обществе.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2)умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3)способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3.В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)

4.В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5.В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию — в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека. Курс биологии основной школы содержит знания о строении, жизнедеятельности и многообразии живых организмов, их роли в природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья. Данный курс выступает основой для изучения общих закономерностей и законов развития живой природы в старшей школе.

Данная программа по биологии построена с учётом следующих содержательных линий:

  • многообразие и эволюция живых организмов;
  • системная и уровневая организация живой природы;
  • биологическая и социальная сущность человека.

Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии 5 класса (стандарты второго поколения). Число часов в неделю по биологии в 5 классе – 1 час в неделю, всего 34 часа за год .

Программа разработана на основе базисного учебного плана МОУ «СОШ №5» города Саратова.

Планируемый уровень подготовки обучающихся: базовый.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

А. Е. Андреева. Биология.. Введение в естественные науки.: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2012

Тетради с печатной основой:

А. Е. Андреева. Биология. Введение в естественные науки 5 класс : Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2013

Методические пособия для учителя:

1) А. Е. Андреева. Природоведение. 5 класс : Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2011

Критерии оценки учебной деятельности по природоведению

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении  материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых  явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.
  3. Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка

«5» - 10 правильных ответов,

«4» - 7-9,

«3» - 5-6,

«2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка

«5» - 18-20 правильных ответов,

«4» - 14-17,

«3» - 10-13,

«2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Виды и формы контроля:

В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;
  • ролевой метод.

В рамках урока биологии используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.

Использованы следующие сокращения:

Урок актуализации знаний –                              АЗ

Урок изучения нового материала -                    ИНМ

Урок обобщения и систематизации знаний -   ОИСЗ

Урок комплексного применения знаний  -       КПЗ

Комбинированный урок                                      КУ

Учебно-тематический план:

№ п/п

Название раздела

Кол-во

часов

Педагогические средства контроля обучающихся

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы (тестирование

Творчество обучающихся

1

Человек познает природу

5

1

1

2

Тела и вещества в биосфере Земли

11

1

3

1

2

3

Природная среда. Почва как среда жизни

10

2

1

2

4

Почва- основа сельского хозяйства

4

1

5

Сохранение почв в биосфере

4

1

1

Итого

34

4

4

4

5

Содержание программы.

Раздел 1

Человек познаёт природу (5 часов)

Роль органов чувств человека и животных в получении информации об окружающем мире. Цвет как основное свойство тел. Свойство отражения. Роль света и цвета в передаче и получении информации о мире в жизни человека и животных.

Звук как средство общения и получения информации о мире. Звуковой диапазон (ультразвук, инфразвук). Звукоряд. Отражение звука. Как звук помогает животным ориентироваться в пространстве.

Понятие о природных явлениях. Что такое наука. Науки о природе. Выдающиеся учёные-естествоиспытатели. Естествознание. Взаимосвязь наук о природе.

Знакомство с научными методами изучения природных явлений: наблюдение, опыт, измерение. Измерения и простейшие измерительные приборы.

Накопление знаний о почве и предпосылки создания учения о почве. В.В.Докучаев — создатель учения о почве. Естественно-географический метод изучения природы.

Практическая работа№

1.Поиск информации по ключевым словам.

Лабораторная работа№

1.Определение площади листовой пластинки (на примере собранных опавших листьев).

Раздел 2

Тела и вещества в биосфере Земли (11 часов)

Единство живой и неживой природы. Представление о строении веществ (молекулы и атомы). Строение молекулы воды. Понятие о химических элементах. Язык химии (химический символ).

Представление о многообразии веществ в окружающем мире. Вещества, образующиеся в процессе жизнедеятельности организмов. Вклад М.В.Ломоносова в развитие научных представлений о веществе. Вещества простые и сложные. Три состояния вещества (жидкое, твёрдое и газообразное). Понятие о физических и химических свойствах веществ.

Тела неживой природы. Горные породы и минералы. Образование горных пород (изверженные и осадочные горные породы).

Тела живой природы: живые организмы. Основные отличия тел живой и неживой природы. Как питаются организмы (различия в способах питания растений и животных, понятие о фотосинтезе). Размножение. Способы размножения организмов.

Понятие о клетке. Примеры одноклеточных и многоклеточных организмов. Разнообразие живых организмов и их классификация. Царства живой природы. Элементарное понятие о биологическом виде. Сохранение биологического разнообразия на планете.

В.И.Вернадский — создатель учения о биосфере Земли. Общие представления о биосфере.

Почва — особое тело природы. Отличие почвы от горной породы. Почвенные минералы (кварц, слюда, полевой шпат). Перегной (гумус). Почвы молодые и старые.

Понятие о почвообразовании. Роль живых организмов в образовании почв.

Строение почв. Почвенный профиль. Почвенные агрегаты. Почвы песчаные и глинистые. Понятие о механическом составе почвы. Знакомство с простейшим методом определения механического состава почвы.

Представление о круговороте веществ и энергии между твёрдой, воздушной и водной оболочками Земли с участием живых организмов.

Практические работы №

2.Конструирование модели молекулы воды из пластилина и спичек.

3.Описание образцов горных пород и минералов.

4.Сравнение свойств почвы и горной породы.

Лабораторная работа №

2.Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов)

Контрольная работа №

1. Тела и вещества в биосфере Земли

Раздел 3

Природная среда. Почва — среда жизни организмов (10 часов)

Понятие о средах жизни организмов. Природная среда и  экологические факторы. Приспособленность организмов к условиям среды обитания.

Воздух как составная часть природной среды. Атмосферный воздух. Воздух в почве. Газообмен между почвой и атмосферой.

Вода в почве и её роль в жизни растений. Запас влаги в почве. Водоудерживающая способность почв. Испарение воды. Природные явления, связанные с испарением воды из почвы (образование тумана, засуха, засоление почв). Водоподъёмная способность почвы. Иссушение и засоление почв.

Поступление тепла в почву. Почвы «тёплые» и «холодные».

Сезонные явления в природе. Состояние почвы зимой. Весеннее пробуждение растений.

Почвенные обитатели. Разнообразие почвенных животных, их приспособленность к среде обитания. Особенности питания почвенных животных. Дождевые черви. Землеройные животные.

Многообразие почв на земном шаре. Почвенный тип. Почвенная карта. Почвы зональные и азональные. Почвы разных природных зон (почвы тундры, подзолы, чернозём).

Практические работы №

5. Влияние влажности почвы на прорастание семян

Лабораторная работа №

3. Сравнение влагоёмкости почвы, песка и торфа

4. Наблюдение за испарением воды из почвы и конденсацией.

Контрольная работа №

2. Природная среда. Почва — среда жизни организмов

Раздел 4

Почва — основа сельского хозяйства (4 часа)

Понятие о плодородии почвы. Причины истощения почв. Элементы минерального питания растений. Приёмы, которые использует человек для повышения плодородия почв. Целина и залежь. Системы земледелия (переложная, травопольная).

Удобрения. Применение удобрений в сельском хозяйстве.

Агротехнические приёмы выращивания культурных растений. Мелиорация почв.

Зависимость выращивания сельскохозяйственных культур от экологических условий природной среды. Приспособленность культурных растений к условиям среды. Регулирующие факторы.

Контрольная работа №

3. Почва — основа сельского хозяйства

Раздел 5

Сохранение почв в биосфере (4 часа)

Роль почв в природе. Санитарная функция почв. Почвы здоровые, больные и мёртвые. Защита почв от эрозии. Охрана почв.

Контрольная работа №

4.Итоговая за курс «Введение в естественные науки»

ТРЕБОВАНИЮ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

  • О многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
  • Свойства (физические и химические) тел природы;
  • Основные методы изучения природы;
  • Основные оболочки Земли;
  • Свойства живых организмов и их отличия от тел неживой природы;
  • О многообразии организмов как условия сохранения устойчивости жизни на Земле;
  • Основные характеристики погоды, факторов среды, влияющих на организм человека;
  • Сущность понятия «здоровый образ жизни»;
  • Правила и меры по сохранению здоровья человека;
  • Основные экологические проблемы своей местности и причины их возникновения;
  • Редкие и охраняемые виды растений и животных;
  • Правила и законы охраны природы.

Учащиеся должны уметь:

  • Узнавать наиболее распространенные виды растений и животных своей местности;
  • Приводить примеры физических явлений. Превращений веществ, приспособлений растений и животных к условиям среды обитания;
  • Определять  на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • Находить несколько созвездий Северного полушария с помощью звездной карты;
  • Описывать собственные наблюдения и опыты (их цель, условия проведения и полученные результаты), формулировать выводы;
  • Определять черты сходства и различия при сравнении природных объектов (не менее по 3-4 признакам);
  • Описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел и веществ;
  • Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • Находить определения терминов в справочной литературе;
  • Кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • Следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
  • Оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.

Оборудование кабинета классифицировано по разделам курса, видам пособий, частоте его использования. Учебное оборудование по биологии включает:

- натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы,  микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии);

- приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);

- средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);

- муляжи и модели (объемные, рельефные);

- экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);

- технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер);

- учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты).


Список используемой литературы

Дополнительная литература для учителя:

1.А.Е. Андреева Природоведение. 5  класс: учебник для  общеобразовательных

учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008 -224 с.

2.Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (авт.

сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) – М.:

«Мнемозина», 2008. -68с.

3.Федеральный Государственный стандарт

4. А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 5 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;

5. Вронский, В.А. Прикладная экология : уч. пос. / В.А. Вронский. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1996. – 512с.

Дополнительная литература для ученика:

1. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;

2. Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

3.Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

4.Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;

5.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.-334

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

  1. CD Электронные уроки и тесты. Биология. Организация жизни. Просвещение – Медиа, 2005.
  2. CD Электронные уроки и тесты. Биология. Растительный мир. Просвещение – Медиа, 2005.
  3. CD Биология.   БЭНП «Кирилл и Мефодий».
  4.  CD 1C  Образовательная коллекция. Биология. Живой организм. ООО «Дрофа», 2005.
  5. Биология. 1С: Репетитор. 

Интернет-ресурсы

1.http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****

2.http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****

3.http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.****

4.http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.***


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...