Рабочая программа 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику Пономарева
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.82 КБ | |
| 60.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план по биологии курс «Животные» 7 класс
Наименование разделов, тем | № урока | Кол-во часов | Содержание учебной темы: основные вопросы, понятия | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Средства контроля: вид, форма, методы
| Учебно - методическое обеспечение, использование ИКТ | Дата | Возможные виды самостоя-тельной работы учащихся (Домашнее задание) | |
План | Факт | ||||||||
Раздел 1. Общие сведения о мире животных (4часа) | |||||||||
Зоология — наука о животных | 1 | 1 | Зоология, морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология, опылители, животноводство. | Знать: Определение Зоологии. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Уметь: Описывать признаки животных.Отличать животных от растений. Выделять значение животных в природе и жизни человека | Беседа | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | §1 | ||
Среды жизни и места обитания животных. Место и роль животных в природных сообществах | 2 | 1 | Среды жизни, место обитания, хищники, жертвы, паразиты, хозяева, пищевые связи, цепи питания, биоценоз, экосистема, биогеоценоз. | Знать Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Уметь: Описывать и приводить примеры различных форм взаимосвязи отношений между животными. Объяснить приспособленность животных к условиям среды обитания по плану. | Беседа Экскурсия №1 Многообразие животных в природе | Таблица, ИКТ, презентация «Среды жизни», ПК | §2 | ||
Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных | 3 | 1 | Систематика, популяция, вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство, ареал, Косвенное, прямое влияние человека на животных, Красная книга, заповедник. | Знать: Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Уметь:Отличать классификацию растений от классификации животных. Характеризовать этапы развития зоологии. | Беседа | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | §3,4 | ||
Краткая история развития зоологии. Проверочная работа №1«Общие сведения о мире животных | 4 | 1 | Зоология, позвоночные, беспозвоночные. | Знать: Основные понятия и термины темы. | Письменный словарный диктант | Раздаточный материал | §5,работа над ошибками | ||
Раздел 2. Строение тела животных (4часа) | |||||||||
Клетка. Лабораторная работа № 1. «Сравнение растительной и животной клеток.» | 5(1) | 1 | Клеточная мембрана, цитоплазма, обмен веществ, вакуоль, ядро, хромасомы, органоиды, клеточный центр | Знать: основные органоиды клетки. Назвать роль в клетках основных органоидов. Уметь:Отличать клетки животных от клеток растений. Распознавать на рисунке основные органоиды животной клетки. | Объяснение учителя самостоятельная работа по инструкции. Л/р № 1. «Сравнение растительной и животной клеток.» | Таблица, ИКТ, презентация, ПК микроскоп, микропрепараты | §6 | ||
Ткани | 6(2) | 1 | Ткань, эпителиальная, соединительная, гладкая, мышечная, нервная, железы, нейрон | Знать: Особенности животных тканей. Уметь: Назвать основные виды тканей.Характеризовать основные виды тканей. | Фронтальная беседа | ЦОР к учебнику | §7 | ||
Органы и системы органов | 7(3) | 1 | Орган, системы органов, рефлексы, симметрия тела. | Знать: Органы и системы органов животных. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма. Уметь: Назвать системы органов.Характеризовать строение и функции систем органов. Доказать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязано | Фронтальная беседа | ЦОР к учебнику | §8 | ||
Проверочная работа №2 «Строение тела животных» | 8(4) | 1 | Особенности строения животной клетки. Органы, системы органов | Знать: Основные понятия и термины темы. | Письменное тестирование | Раздаточный материал | Работа над ошибками | ||
Раздел 3. Подцарство Простейшие (4часа) | |||||||||
Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые | 9(1) | 1 | Амёба, колония, ложноножки, пищеварительная вакуоль, циста, фораминифер, бесполое размножение | Знать: среду обитания и способ передвижения. Описывать условия образования цисты. Уметь:Распознать по рисункам и описывать органоиды амёбы. Объяснять способ питания и выделения, размножения. Доказывать, что клетка амёбы является самостоятельным организмом | Беседа | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | §9 | ||
Класс Жгутиконосцы | 10(2) | 1 | Эвглена, пелликула, жгутики, глазок, типы питания | Знать Признаки эвглены зеленой как простейшего, сочетающее черты животных и растений. | Фронтальный опрос | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | §10 | ||
Тип Инфузории, или Ресничные Лабораторная работа №2 «Строение простейших» | 11(3) | 1 | Инфузория – туфелька, реснички, порошица, половой процесс, коньюгация | Знать Признаки инфузории-туфельки как более сложного простейшего. Уметь определять основных представителей разных типов простейших. Сравнивать различных представителей простейших | Объяснение учителя самостоятельная работа по инструкции. Л/р №2«Строение простейших» | Таблица, ИКТ, презентация, ПК микроскоп, микропрепараты | §11, сообщение | ||
Многообразие простейших. Паразитические простейшие. Проверочная работа №3 «Подцарство Простейшие» | 12(4) | 1 | Классификация простейших, особенности строения, среда обитания, многообразие | Знать: Основные понятия и термины темы. | Письменное тестирование | Раздаточный материал | §12, работа над ошибками | ||
Раздел 4. Подцарство Многоклеточные животные Тип Кишечнополостные (3часа) | |||||||||
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра | 13(1) | 1 | Кишечная полость, полип, медуза, эктодерма, энтодерма, мезоглея, почкование, гермафродиты, регенерация. | Знать Общую характеристику типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Раздражимость. Размножение гидры. Уметь:Описывать особенности жизнедеятельности гидры. Сравнивать строение и жизнедеятельность гидры и инфузории-туфельки. | Рассказ | ЦОР к учебнику | § 13, подготовка к конференции (презентации) | ||
Морские кишечнополостные | 14(2) | 1 | Гидроидные, коралловые полипы, личинки, нервные узлы. | Знать Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Уметь: Распознавать и описывать представителей | самостоятельная работа по инструкции | Конференция | §9-14, подготовка к к/р | ||
Контрольная работа №1«Простейшие. Многоклеточные животные | 15(3) | 1 | Особенности строения Кишечнополостных, среда обитания | Знать: Основные понятия и термины темы. | Письменное тестирование | Раздаточный материал | Работа над ошибками | ||
Раздел 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5часов) | |||||||||
Тип Плоские черви. Белая планария | 16(1) | 1 | Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Полость тела (целом). Роль в природе и жизни человека. | Знать: функции систем внутренних органов. Уметь:Узнавать по рисункам и таблицам системы органов. Распознавать животных типа Плоские черви. Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными. | Фронтальная беседа | ЦОР к учебнику | §15 | ||
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни | 17(2) | 1 | Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека. | Знать: Свиной (либо бычий) цепень и печеночный сосальщик как представители паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. Уметь: Объяснять роль плоских червей в природе и жизни человека. Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей | Фронтальный опрос | ЦОР к учебнику | §16 | ||
Тип круглые черви. Класс Нематоды | 18(3) | 1 | Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека. | Знать: образ жизни круглых червей Уметь: Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Объяснять меры профилактики заражения. | Фронтальный опрос | ЦОР к учебнику | §17, подготовка к п/р | ||
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви Проверочная работа№4 «Черви» | 19(4) | 1 | Классификация червей, особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | Знать: представителей типа Кольчатые черви их многообразие, понятие о тканях и органах. Уметь: Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. | Письменный биологический диктант | Раздаточный материал | §18, работа над ошиками | ||
Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви Лабораторная работа №3«Изучение внутреннего строения дождевого червя» | 20(5) | 1 | Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека | Знать: особенности строения и функций дождевых червей. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах. Уметь: Описывать приспособления для жизни в почве. Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании. | самостоятельная работа по инструкции Л.р. №3. «Изучение внутреннего строения дождевого червя» | ЦОР к учебнику | §19 | ||
Раздел 6. Тип Моллюски (4часа) | |||||||||
Общая характеристика типа Моллюски | 21(1) | 1 | Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Мантия. Кровеносная система. Двухкамерное сердце. Роль в природе и жизни человека. | Знать: Понятие о двухсторонней симметрии. Внешнее внутреннее строение. Уметь: Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей | Фронтальная беседа | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | §20 | ||
Класс Брюхоногие моллюски | 22(2) | 1 | Особенности морфологии, анатомии и физиологии брюхоногих моллюсков. Значение в природе и жизни человека | Знать :Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Строение и жизнедеятельность. Уметь: Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков. Определять принадлежность моллюсков к классам | Фронтальный опрос | ЦОР к учебнику | §21 | ||
Класс Двустворчатые моллюски Лабораторная работа №4«Изучение строения раковины, наруж и внутр. слоев» | 23(3) | 1 | Особенности морфологии, анатомии и физиологии двустворчатых моллюсков. Значение в природе и жизни человека | Знать: Беззубка (или перловица. Их места обитания. Особенности строения и жизнедеятельности. Уметь: Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков. Определять принадлежность моллюсков к классам | самостоятельная работа по инструкции Л.р. №4. «Изучение строения раковины, наруж и внутр. слоев» | ЦОР к учебнику | §22 | ||
Класс Головоногие моллюски. Проверочная работа№5 «Моллюски» | 24(4) | 1 | Особенности организации изученных групп организмов. Многообразие. Значение в природе и жизни человека | Знать: отличительные особенности. Их значение и место в эволюции животного мира. Уметь:Сравнивать строение | Письменный биологический диктант | Раздаточный материал ЦОР к учебнику | §21-23, работа над ошибками | ||
Раздел 7. Тип Членистоногие(7 часов) | |||||||||
Класс Ракообразные | 25(1) | 1 | Строение, жизнедеятельность, размножение. Хитин. Наружный скелет. Прерывистый рост. Фасеточные глаза. Мозаичное зрение. Роль в природе и жизни человека | Знать:Распознавать и описывать животных типа Членистоногие. Уметь:Узнавать по рисункам и называть системы органов. Выделять отличия внутреннего строения ракообразных. | Фронтальная беседа | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | §24, сообщение | ||
Класс Паукообразные | 26(2) | 1 | Органы внешнего строения, черты усложнения внутреннего строения | Знать: Общая характеристика и многообразие паукообразных. Внешнее строение Уметь: Описывать внешнее строение паука крестовика (или любой другой паук).. | Фронтальный опрос | ЦОР к учебнику, презентация | §25, сообщение | ||
Класс Насекомые. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого» | 27(3) | 1 | Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. | Знать : примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выделять приспособления насекомых к среде обитания. Уметь: Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоно- гих | Объяснение учителя, самостоятельная работа по инструкции Л.р. № 5 «Внешнее строение насекомого» | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | § 26 | ||
Типы развития насекомых. | 28(4) | 1 | Развитие с полным и неполным превращением. Яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое. Покоящаяся стадия. | Знать:Примеры насекомых с полным и неполным превращением. Уметь:Описывать стадии развития насекомых. Перечислять признаки отрядов. Выделять особенности развития насекомых. | Фронтальный опрос | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | § 27, таблица | ||
Пчелы и муравьи – общественные насекомые. | 29(5) | 1 | Особенности поведения и жизнедеятельности общественных насекомых | Знать Размножение и развитие насекомых Типы развития. Важнейшие отряды насекомых Уметь определять классы членистоногих, а в этих классах – основных представителей. | Работа с текстом по заданию | ЦОР к учебнику | §28, сообщение | ||
Насекомые – вредители и переносчики заболеваний чел. | 30(6) | 1 | Вред, наносимый насекомыми, и меры борьбы с ними | Знать Размножение и развитие насекомых Типы развития. Важнейшие отряды насекомых Уметь определять классы членистоногих, а в этих классах – основных представителей. | Конференция | Таблица, ИКТ, презентация | §21 –29, подготовка к к/р | ||
Контрольная работа №2 «Типы Моллюски. Членистоногие» | 31(7) | 1 | Особенности организации изученных групп организмов. Многообразие. Значение в природе и жизни человека. | Знать: Основные понятия и термины темы. | Письменное тестирование | Раздаточный материал | Работа над ошибками | ||
Раздел 8.Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные - 1 час | |||||||||
Общие признаки хордовых животных. Признаки подтипа Бесчерепные на примере ланцетника | 32(1) | 1 | Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека. Роль в эволюции | Знать: Значение хорды, классификация типа. Подтип Бесчерепные Ланцетник — представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Уметь:Характеризовать особенности строения ланцетника | Фронтальная беседа | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | §30 Проектная работа | ||
Раздел 9. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы(5часов) | |||||||||
Надкласс Рыбы.Общая характеристика. Лабораторная работа № 6«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | 33(1) | 1 | Особенности строения тела рыбы,жизнедеятельности, роль плавников и чешуи | Знать: орган чувств, обеспечивающий ориентацию в воде. Уметь:Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Характеризовать функции плавников | Объяснение учителя, самостоятельная работа по инструкции Л.р. №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | § 31 | ||
Внутреннее строение костной рыбы. Лабораторная работа № 7 «Внутреннее строение рыбы» | 34(2) | 1 | Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение | Знать: отделы, органы систем и их функции. Перечислять характерные черты внутреннего строения. Уметь: Объяснять значение плавательного пузыря | Объяснение учителя, самостоятельная работа по инструкции Л.р. №7«Внутреннее строение рыбы» | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | §32,подготовка к б/д | ||
Особенности размножения рыб | 35(3) | 1 | Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции. | Знать: Особенности размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Уметь: Объяснять значение миграций в жизни рыб. | Письменный биологический диктант | Раздаточный материал | §33,сообще ние | ||
Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана. | 36(4) | 1 | Классификация рыб. Многообразие. Значение. Искусственное разведение. Прудовое хозяйство | Знать: представителей класса хрящевых и костных рыб. Уметь:Распознавать и описывать наиболее распространённые виды рыб, обитающие в водоёмах Саратовской обл. Перечислить особенности строения кистепёрых и двоякодышащих рыб | Фронтальный опрос | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | §34,35 подготовка к п/р | ||
Обобщение и повторение темы «Рыбы» Проверочная работа№6 | 37(5) | 1 | Особенности организации изученных групп организмов. Многообразие. Значение в природе и жизни человека | Знать: Основные понятия и термины темы. | Письменное тестирование | Раздаточный материал | Работа над ошибками | ||
Раздел 10.Класс Земноводные или Амфибии (4часа) | |||||||||
Места обитания и внешнее строение земноводных. Лабораторная работа № 8«Изучение скелета лягушки». | 38(1) | 1 | Земноводные (амфибии). Особенности внешнего строения и скелета в связи с выходом на сушу. Кожное дыхание. | Знать отделы скелета земноводных. Уметь: Описывать внешнее строение земноводных, приспособления к жизни на суше и в воде. Выделять особенности строения земноводных. Сравнивать скелет земноводных и костных рыб. | Объяснение учителя, самостоятельная работа по инструкции Л.р№8«Изучение скелета лягушки». | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | §36 | ||
Строение и деятельность систем внутренних органов. | 39(2) | 1 | Строение и деятельность систем внутренних органов. | Знать: строение и функции систем внутренних органов. Уметь: Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Объяснять, почему у земноводных хуже развит мозжечок, чем у рыб. | Фронтальный опрос | ЦОР к учебнику | §37,сообщение | ||
Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных | 40(3) | 1 | Влияние сезонных изменений в природе на жизнь амфибий. Размножение земноводных. Развитие и происхождение. | Знать: сходство в размножении и развитии рыб и земноводных.Сравнивать по выделенным критериям головастика и взрослую особь. Уметь:Объяснить проявление метаморфоза у головастиков. Сравнивать развитие рыбы и лягушки | Фронтальный опрос | ЦОР к учебнику | §31-38,подготовка к к/р | ||
Многообразие земноводных .Контрольная работа №3 «Класс Амфибии» | 41(4) | 1 | Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных. | Знать: Основные понятия и термины темы. | Письменное тестирование | Раздаточный материал | §39,работа над ошибками | ||
Раздел 11. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии (4часа) | |||||||||
Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения | 42(1) | 1 | Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц) | Знать: приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни. Уметь:Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона, скелет ящерицы и ужа. | Фронтальная беседа | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | §40 | ||
Внутреннее строение рептилий. Лабораторная работа № 9«Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки» | 43(2) | 1 | Особенности внутреннего строения. Жизнедеятельность рептилий. Годовой жизненный цикл. | Знать: причины более сложного поведения. Уметь:Перечислять усложнения в строении систем органов. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. | самостоятельная работа по инструкции Л.р№ 9«Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки» | ЦОР к учебнику | §41 | ||
Многообразие пресмыкающихся Древние пресмыкающиеся( видео –урок) | 44(3) | 1 | Основные отряды рептилий -Чешуйчатые(Ящерицы, Змеи). Крокодилы; Черепахи. Представители, особенности строения и образ жизни. Значение пресмыкающихся. . Древние рептилии. Живое ископаемое (гаттерия) | Знать: известные виды пресмыкающихся различных отрядов, причины вымирания ящеров Уметь:Распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся. Объяснять роль пресмыкающихся в жизни человека и в природе, необходимость охраны пресмыкающихся. | Фронтальный опрос | ЦОР к учебнику | §42,43 подготовка к п/р | ||
Обобщение темы «Пресмыкающиеся». Проверочная работа №7 | 45(4) | 1 | Особенности внешнего и внутреннего строения, годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. | Знать: Основные понятия и термины темы | Письменное тестирование | Раздаточный материал | Проектная работа, работа над ошибками | ||
Раздел 12. Класс Птицы (7часов) | |||||||||
Класс Птицы. Внешнее строение. Лабораторная работа№10 «Внешнее строение птицы» | 46(1) | 1 | Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Перьевой покров. Приспособления к полёту. | Знать приспособления внешнего строения для полёта. Уметь:Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц. Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц | Объяснение учителя, самостоятельная работа по инструкции Л.р№10«Внешнее строение птицы» | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | §44 | ||
Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц. Лабораторная работа. №11 «Скелет птицы» | 47(2) | 1 | Особенности строения скелета птиц, связанные с полетом. | Знать: особенности строения скелета птиц, расположения и строения мышц птиц. Уметь:Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полётом. | Объяснение учителя, самостоятельная работа по инструкции Л.р№11«Скелет птицы» | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | §45, | ||
Внутреннее строение птиц. | 48(3) | 1 | Особенности внутреннего строения, проведение простых биологических исследований: Изучение процессов жизнедеятельности животных и поведения животных | Знать прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися, системы внутренних органов. Уметь: Выделять приспособленность систем внутренних органов птиц к полёту. Сравнивать строение головного мозга у птиц и пресмыкающихся | Фронтальный опрос | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | §46,таблица | ||
Размножение и развитие птиц. | 49(4) | 1 | Строение и развитие яйца. Зародышевый диск Халазы. Известковая скорлупа. Выводковые и гнездовые птицы. | Знать: этапы развития яйца и зародыша Уметь:Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полётом. Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами. | Фронтальный опрос | ЦОР к учебнику | § 47,48 проектная работа, подготовка к конференции | ||
Многообразие птиц | 50(5) | 1 | Систематические группы птиц. - Надотряд Пингвины. - Надотряд Страусовые. _ Надотряд Типичные птицы. Экологические группы птиц. - птицы леса. - птицы открытых пространств. - водоплавающие птицы. - зерноядные птицы. - птицы побережий водоемов и болот. | Знать:систематические группы птиц, экологические группы птиц. Приводить примеры птиц различных экологических групп. Уметь: Определять особенности строения птиц различных экологических групп. | Конференция | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | § 49 | ||
Значение птиц и их охрана | 51(6) | 1 | Роль птиц в природе и жизни человека. Домашние птицы. Охотничье-промысловые птицы. Происхождение птиц. Охрана | Знать: роль птиц: в природе, в жизни человека. Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур. Уметь: Описывать меры по охране птиц и проводить примеры редких и охраняемых птиц. Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся | Фронтальный опрос | ЦОР к учебнику | §44-50, подготовка к к/р | ||
Контрольная работа №4. «Класс Птицы». | 52(7) | 1 | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. | Знать: Основные понятия и термины темы. | Письменное тестирование | Раздаточный материал | работа над ошибками | ||
Раздел 13. Класс Млекопитающие или Звери (11 часов) | |||||||||
Класс Млекопитающие. Внешнее строение | 53(1) | 1 | Общая характеристика. Среда жизни и местообитание. Особенности внешнего строения | Знать: общие признаки млекопитающих. Уметь:Выделять особенности внешнего строения. Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих и рептилий | Фронтальная беседа | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | §51 | ||
Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 12 «Внутреннее строение млекопитающих» | 54(2) | 1 | Скелет и мышцы. Особенности нервной системы. Особенности строения внутренних органов. | Знать Усложнение строения покровов,пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения. Уметь: Выделять особенности внутреннего строения. | Объяснение учителя, самостоятельная работа по инструкции Л.р№12«Внутреннее строение млекопитающих» | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | § 52, подготовка к б/д | ||
Размножение и развитие млекопитающих | 55(3) | 1 | Размножение. Развитие зародыша: плацента. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. | Знать черты сходства в размножении пресмыкающихся и млекопитающих Уметь: Приводить примеры заботы о потомстве. Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детёнышей молоком. Характеризовать по плану размножение и развитие зародыша. Объяснять влияние на поведение сезонных изменений. | Биологический диктант | Раздаточный материал | §53,сообщение | ||
Происхождение и многообразие млекопитающих. | 56(4) | 1 | Черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся. Подкласс Первозвери (яйцекладущие). Подкласс Настоящие звери. Сумчатые.Образ жизни. Особенности строения. | Знать: группу рептилий, от которых произошли млекопитающие. Уметь :Перечислить черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся. Описывать строения жизнедеятельности первозверей | Фронтальный опрос | ЦОР к учебнику | §54 | ||
Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. | 57(5) | 1 | Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи. Медвежьи). | Знать: примеры млекопитающих различных отрядов. Уметь:Находить черты сходства между отрядами Грызуны и Зайцеобразные. | Фронтальный опрос Сообщения, доклады об основных группах изученных животных. | ЦОР к учебнику | §55,проектная работа, таблица | ||
Отряды: Ластоногие, Китообразные, | 58(6) | 1 | Особенности отрядов Ластоногие, Китообразные | Знать: примеры млекопитающих различных отрядов. Доказывать принадлежность к классу млекопитающие. Уметь:Сравнивать отряды млекопитающих. | Фронтальный опрос Сообщения, доклады об основных группах изученных животных. | ЦОР к учебнику | § 56,проектная работа, | ||
Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. | 59(7) | 1 | Особенности отрядов Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные | Знать: примеры млекопитающих различных отрядов. Доказывать принадлежность к классу млекопитающие. Уметь:Сравнивать отряды млекопитающих. | Фронтальный опрос Сообщения, доклады об основных группах изученных животных. | ЦОР к учебнику | § 56,проектная работа, | ||
Отряд Приматы. | 60(8) | 1 | Общие черты строения приматов..Семейство Человекообразные обезьяны. Черты сходства с человеком. | Знать: общие черты строения приматов. Доказывать, что обезьяны - наиболее высокоорганизованные животные. Уметь: Сравнивать человекообразных обезьян и человека. | Фронтальный опрос | ЦОР к учебнику | §57 | ||
Экологические группы млекопитающих | 61(9) | 1 | Основные экологические группы зверей. Приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп. | Знать: основные экологические группы зверей. Уметь: Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп. Характеризовать по плану приспособления млекопитающих. | Фронтальный опрос | ЦОР к учебнику | §57 таблица | ||
Значение млекопитающих в природе и в жизни человека. Редкие и исчезающие млекопитающие | 62(10 | 1 | Важнейшие сельскохозяйственные и домашние животные: - Крупный рогатый скот. - домашние свиньи. - мелкий рогатый скот. -домашние лошади. - кролиководство. Приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.Охотничье-промысловые звери. Охрана зверей. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. | Знать:примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих. Уметь: и описывать домашних зверей. Назвать промысловых животных. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых млекопитающих .Объяснять роль млекопитающих в природе и жизни человека. | Фронтальный опрос. | ЦОР к учебнику | §51 –59 подготовка к к/р | ||
Контрольная работа №5 «Класс Млекопитающие» | 63(11 | 1 | Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. | Знать: Основные понятия и термины темы. | Письменное тестирование | Раздаточный материал | работа над ошибками | ||
Раздел 14. Развитие животного мира на Земле (4часа) | |||||||||
Доказательства эволюции животного мира. | 64(1) | 1 | Многообразие и многочисленность животного мира. Учение об эволюции органического мира.Ч. Дарвин-основоположник учения об эволюции. | Знать: факторы эволюции. Уметь:Приводить доказательства эволюции животного мира на Земле.. | Фронтальная беседа | Таблица, ИКТ, презентация, ПК | § 60 | ||
Основные этапы эволюции беспозвоночных животных | 65(2) | 1 | Основные этапы развития животного мира. | Знать: основные этапы развития животного мира на Земле. Уметь:Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличии от одноклеточных организмов | Фронтальная беседа | Работа с текстом/ подготовка презент | § 61 | ||
Основные этапы эволюции позвоночных животных | 66(3) | 1 | Основные этапы развития животного мира. | Знать: основные этапы развития животного мира на Земле. Уметь:Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличии от одноклеточных организмов | Фронтальная беседа | Работа с текстом/ подготовка презент | § 61, подготовка к к/р | ||
Обобщение и систематизация знаний по курсу Контрольная работа №6 «Животные» | 67(4) | 1 | Основные понятия курса Роль и место животных как потребителей органического вещества | Знать: основные принципы и правила отношения к живой природе,основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни Уметь: Сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. | Письменное тестирование | Раздаточный материал | |||
Повторение | 1 |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель ШМО ___________/О.И. Акчурина ФИО Протокол № ___ от « » августа 2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 5 » _____________/Н.Н.Жукова/ ФИО « » августа 2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ«СОШ № 5 » __________ /Ю.А. Степанько/ ФИО Приказ № _____ от « »сентября 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ПОСТУПНАЯ Наталья Николаевна , I категория
Ф.И.О., категория
по Биология. Животные, 7 класс
Предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______
от « » сентября 2013 г.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
- Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
- Образовательный учебный план МОУ «СОШ №5» на 2013-2014 учебный год
- И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-граф, 2010.
Обоснование выбора программы
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Является логическим продолжением изучения предмета «Биология» в 6 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся. Зоологию изучают в течении одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 5» данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 2 часа в неделю.
Цели и задачи изучения курса.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей
Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Задачи раздела
- обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
1.обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков
2.продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии и видео-уроки
3.продолжить развивать у детей общеучебные умения: особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания; закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков; развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий
- развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: продолжить развитие внимания, памяти;особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез);развивать стремление добиваться особых успехов;продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков
- воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе)через учебный материал уроков, экскурсии, использование КСО.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок .
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
В результате учащиеся :овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Виды и формы контроля:
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Планируемый уровень подготовки обучающихся: базовый.
Рабочая программа ориентирована на:
Учебник:
В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Рабочая тетрадь:
В.М. Константинов. «Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2». М.: Вентана-Граф, 2011.
Авторская программа:
«Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана-Граф, 2010
Методические пособия для учителя:
В.М.Константинов. «Биология. Животные. Методическое пособие для учителя». М.: Вентана-Граф, 2007.
Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. «Биология в основной школе: Программы». М.: Вентана-Граф, 2005
Критерии оценивания
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «3» - 66 – 50%;
«4» - 82-67%; «2» - менее 50%.
Примечания
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Педагогические средства контроля обучающихся | |||
Лабораторные работы | Творчество обучающихся | Контрольные работы (тестирование | Проверочные работы | |||
1 | Общие сведения о мире животных | 4 | 1 | |||
2 | Строение тела животных | 4 | 1 | 1 | ||
3 | Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные | 4 | 1 | 1 | 1 | |
4 | Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | 3 | 1 | 1 | ||
5 | Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 5 | 1 | 1 | ||
6 | Тип Моллюски | 4 | 1 | 1 | ||
7 | Тип Членистоногие | 7 | 1 | 3 | 1 | |
8 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1 | 1 | |||
9 | Подтип Черепные. Надкласс Рыбы | 5 | 2 | 1 | 1 | |
10 | Класс Земноводные или Амфибии | 4 | 1 | 1 | 1 | |
11 | Класс Пресмыкающиеся или Рептилии | 4 | 1 | 1 | 1 | |
12 | Класс Птицы | 7 | 2 | 1 | 1 | |
13 | Класс Млекопитающие, или Звери | 11 | 1 | 4 | 1 | |
14 | Развитие животного мира на Земле | 4 | 1 | |||
Резерв | 1 | |||||
Итого: | 68 | 12 | 14 | 6 | 7 |
Содержание программы
1. Общие сведения о мире животных. (4 часов)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Проверочная работа №1:
Общие сведения о мире животных
Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.
Тема 2. Строение тела животных (4 часа)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма
Лабораторная работа:
1.Сравнение растительной и животной клеток.
Проверочная работа №2:
Строение тела животных
Тема 3. Подцарство Простейшие (4 часа)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторные работы:
2.Строение простейших
Проверочная работа №3
Подцарство Простейшие
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные.Тип кишечнополостные (3 часа)
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Контрольная работа № 1:
Простейшие. Многоклеточные животные
Тема 5. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5часов) Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторная работа:
3.Изучение внешнего строения дождевого червя.
Проверочная работа№4:
Черви
Тема 6. Тип Моллюски (4часа)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Лабораторная работа
4. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.
Проверочная работа№5
Тип Моллюски
Тема 7. Тип Членистоногие (7часов)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.
Лабораторные работы:
5.Изучение внешнего строения насекомого
Контрольная работа № 2
Типы Моллюски. Членистоногие
Тема 8. Подтип Бесчерепные (1 час)
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Тема 9 Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 часов)
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение для экономики. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторные работы:
- Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.
- Внутреннее строение рыбы.
Проверочная работа№6
Рыбы
Тема 10 Класс Земноводные (4 часа)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.
Лабораторные работы:
8. «Изучение скелета лягушки».
Контрольная работа № 3
Класс Амфибии
Тема 11. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Лабораторные работы:
9.«Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки»
Проверочная работа №7
Пресмыкающиеся
Тема 12. Класс Птицы (7 часов)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторные работы:
- Изучение внешнего строения птицы.
- Скелет птицы.
Контрольная работа № 4
Класс Птицы
Тема 13. Класс Млекопитающие, или Звери (11 часов)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных. Исторические особенности развития животноводства.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Лабораторные работы:
12.Изучение внутреннего строения млекопитающего по готовым влажным препаратам
Контрольная работа № 5
Класс Млекопитающие
Раздел 14. Развитие животного мира на Земле (4часа)
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.
Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники Саратовской области.
Контрольная работа №6
Животные
Повторение.Резерв.-1час
Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов
по курсу Биология. Животные.
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; растений, животных и грибов своего региона;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Перечень учебно-методического обеспечения
Рабочая программа ориентирована на:
Учебник:
В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Рабочая тетрадь:
В.М. Константинов. «Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2». М.: Вентана-Граф, 2011.
Авторская программа:
«Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана-Граф, 2010
Методические пособия для учителя:
В.М.Константинов. «Биология. Животные. Методическое пособие для учителя». М.: Вентана-Граф, 2007.
Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. «Биология в основной школе: Программы». М.: Вентана-Граф, 2005
Учебное оборудование
Влажные препараты:
- Внутреннее строение брюхоногого моллюска
- Внутреннее строение крысы
- Внутреннее строение птицы
- Внутреннее строение рыбы
- Медуза
- Развитие костистой рыбы
- Развитие крысы
- Развитие курицы
Коллекции:
- Вредители важнейших сельскохозяйственных культур
- Вредители леса
- Представители отрядов насекомых
- Пчела медоносная
- Развитие насекомых
- Раковины моллюсков
Микропрепараты:
- Набор микропрепаратов по зоологии
Скелеты:
- Скелет кошки
- Раздаточный материал по скелету млекопитающего
- Раздаточный материал по скелету птицы
- Раздаточный материал по скелету рыбы
- Скелет голубя
- Скелет ящерицы
Муляжи:
- Ископаемые формы животных
Модели:
- Мозг позвоночных
- Строение яйца птицы
Рельефные модели:
- Археоптерикс
- Внутреннее строение дождевого червя
- Внутреннее строение лягушки
Пособия печатные:
- Таблицы по зоологии (строение животных)
- Таблицы по зоологии (разнообразие животных)
Видеофильмы:
- Беспозвоночные животные
- Позвоночные животные
Список литературы(основной и дополнительной)
Рабочая программа ориентирована на использование:
учебник В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2009. -224с;
а также методических пособий для учителя:
1). В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. -М.: Вентана-Граф, 2009;
2). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2009. -72с;
дополнительной литературы для учителя:
1). АИ. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. - М.: Дрофа, 2008, -96с;
2).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.Л. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
3). Дмитриева ТА., Суматохин СВ. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2010.- 128с.:6 ил.— (Дидактические материалы);
4). Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2008. - 224с;
для учащихся:
1). Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задаче ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2010. - 206с: ил.;
2) Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия. Гл. ред. Горкин А.П. 2006, 560с.
3).Энциклопедия для детей. 7.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта*, 1998. - 704с:ил.;
4). Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. X. Тамбиев; - М.: ООО «Фирма "Издательство ACT»; OOO «Астрель», 1999. - 464с: ил.;
5).Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. - М.: 000 «Фирма "Издательство ACT»; OOO «Астрель», 2001 - 400с: ил.;
6). Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б. Ф.Сергеев; - М.: 000 «Фирма "Издательство ACT"»; ООО «Астрель», 1999.-480с: ил.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
