Главные вкладки

    Урок по биологии в 7 классе по теме "Семейство злаковые" по программе Сонина Н.И. (содержит презентацию и текстовую разработку урока)
    методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

    Дементьева Марина Сергеевна

    Урок по биологии в 7 классе по теме "Семейство злаковые" по программе Сонини Н.И. (содержит презентацию и текстовую разработку урока). Изучение нового материала по теме "Злаки" строится на применении приёмов технологии развития критического мышления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zlaki.pptx1.98 МБ
    Microsoft Office document icon zlaki.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Семейство Злаковые

    Слайд 3

    Цели урока Обобщить з нания об однодольных растений; Познакомиться с признаками растений семейства Злаки; Рассмотреть многообразие растений этого семейства и их биологические особенности; Выяснить значение в жизни и деятельности человека

    Слайд 4

    Семейство Злаковые

    Слайд 5

    Признаки семейства Злаковые узел междоузлия соломина

    Слайд 7

    Строение цветка Ость Цветковые чешуи Тычинки Пестик Колосковые чешуи

    Слайд 8

    Формула цветка злаковых: О (2)+2 Т 3 П 1 Соцветия Сложный колос Метёлка Султан Початок (пшеница, рожь, ячмень) (мятлик, просо, овёс) (тимофеевка ) (кукуруза)

    Слайд 9

    Плод - зерновка

    Слайд 10

    Рожь

    Слайд 11

    Бамбук

    Слайд 12

    Бамбуки – подсемейство злаков 1.Стебель — одревесневшая соломина, высотой до 40 м, диаметром до 30 см. Растет главным образом в тропиках и субтропиках. Многие бамбуки цветут раз в жизни и после плодоношения погибают. 2.Легкие прочные стебли идут на постройки и изготовление мебели. 3. В некоторых странах используют в пищу молодые побеги бамбука.

    Слайд 14

    Лабораторная работа Строение злакового растения Цель: изучить строение злаков на примере_______ . Оборудование: Ход работы. 1.Рассмотрите растение и определите тип корневой системы. 2.Рассмотрите стебель растения. Как он называется? 3.Рассмотрите листья злака. Опишите их. 4.Рассмотрите цветок. Напишите его формулу. 5.Определите соцветие у данного растения. 6.Напишите название плода. Вывод: К какому классу цветковых растений относится данный злак? Почему? Каково значение данного растения в жизни человека?

    Слайд 15

    Домашнее задание 1.Составить тест из 10 вопросов о семействе злаковые. 2.Выяснить названия растений семейства злаковые, занесённых в Красную книгу Оренбургской области.

    Слайд 16

    Ваше настроение Красный - радостное, теплое; Зелёный – спокойное; Жёлтый - неудовлетворенное , грустное.



    Предварительный просмотр:

    Урок по теме: "Семейство злаковые "

    Цели:

    1) изучить признаки семейства злаки, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение злаков в жизни человека;

    2) развивать интеллектуальных способности учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;

    3) формирование ценностных ориентаций; любви к малой родине, воспитание уважения к хлебу.

    Оборудование: презентация, гербарии, увеличительные стёкла.

    Тип урока: комбинированный.

    Педагогические технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.

    Образовательная программа: Н.И. Сонин “Многообразие живых организмов”, 7 класс.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний

    Здравствуйте, мои юные друзья-ботаники. Почему я могу вас так назвать? Кто такие ботаники? (ответы учащихся). Таким образом, мы с вами изучаем царство Растений. Но в царстве Растений насчитывается приблизительно 350 тыс. видов. Как называют ученых, которые распределяют растения по отдельным группам, категориям. Значит, мы с вами сегодня будем учеными-систематиками. Какой отдел мы рассматривали на предыдущих уроках ? Какие классы входят в состав данного отдела? Какие семейства?

    Затронем мы тему довольно известную.

    Богатство полей и лугов всем полезное.

    Пшеница и рожь, овёс и бамбук,

    Ячмень и ковыль не замкнут этот круг.

    Конечно, названия все эти знают.

    А в какое семейство их объединяют?

    Цель урока - выявить признаки растений семейства злаки. Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы добиться этой цели? Учащиеся самостоятельно формулируют задачи. Сегодня мы с вами будем ещё и учеными-исследователями.

    Составим кластер. Это графическая схема, которая отобразит смысловые единицы темы злаки. Ключевое слово «злаки». Далее записываются слова или предложения которые приходят на ум в связи с этой темой.

    III. Этап усвоения новых знаний

    Зла́ки (лат. Gramíneae), или Мя́тликовые (лат. Poáceae).    Среди всех семейств цветковых растений злаки занимают особое положение. Оно определяется не только их высокой хозяйственной ценностью, но и той большой ролью, которую они играют в сложении травянистых группировок растительности —- лугов, степей, прерий и пампасов, а также саванн. К злакам принадлежат основные пищевые растения человечества —- пшеница мягкая (Triticum aestivum), рис посевной (Oryza sativa) и кукуруза (Zea mays), а также многие другие зерновые культуры, снабжающие нас такими необходимыми продуктами, как мука и крупа. Пожалуй, не менее важным является и использование злаков в качестве кормовых растений для домашних животных. Многообразно хозяйственное значение злаков и во многих других отношениях.

    Давайте вспомним пословицы и поговорки о злаках, хлебе.

    Злаки имеют характерный вид. В природе их легко узнать по полому цилиндрическому стеблю-соломине, на котором ясно выступают плотные вздутые узлы. Участки между узлами, называемые междоузлиями, чаще всего полые. Часть междоузлия, располагающаяся непосредственно над узлом, способна к росту. Соломина злаков хорошо сопротивляется сильным порывам ветра и нелегко обламывается.

    От стебля-соломины отходят узкие, линейные, у некоторых злаков нитевидные листья. В строении листа злаков различают основную часть, представленную ланцетной или шиловидной листовой пластинкой с параллельным жилкованием, и часть листа, охватывающую стебель, – так называемое влагалище. Живые влагалища защищают междоузлия и зону роста, сухие влагалища нижних листьев предохраняют основания побегов от чрезмерного испарения или перегрева.

    При основании листовой пластинки очень часто имеется перепончатый вырост, называемый язычком или лигулой; он препятствует проникновению воды, а с нею грибков и бактерий внутрь влагалища.

    Мелкие цветки собраны в простое соцветие злаков – колосок. Колоски, каждый из которых может содержать от одного до нескольких цветков, в свою очередь объединяются в сложные соцветия: метелки, сложные колосья, початки. Сложный колос (пшеница, рожь, ячмень), метёлка (мятлик, полевица, овёс, мужское соцветие кукурузы), початок (кукуруза). Формула ↑О(2) +2Т3П1.

    Цветки не имеют околоцветника, одеты двумя (редко одной) цветковыми чешуями. В таких мелких, незаметных цветках обычно три тычинки и один пестик с двумя рыльцами, у цветков риса и бамбука – шесть тычинок. Большинство злаков – ветроопыляемые растения.

    Плод – зерновка, пленчатый околоплодник плотно прилегает к семени. Некоторые виды размножаются вегетативно, с помощью ползучих корневищ или укореняющихся побегов.

    Сообщения учащихся о ржи и о бамбуке.

    Изображение герба Тоцкого района.(слайд).Что изображено на слайде? Какое растение здесь изображено? Почему? Это растение изображено на нашем гербе как символ изобилия Тоцкого района. Пшеница — популярный символ сельского хозяйства и плодородия земли . Будучи главными злаком пшеница имеет общечеловеческий символизм земледелия, природного плодородия и урожая. Поскольку пшеницу сеют, выращивают, а затем жнут, она может означать цикл рождения, жизни и смерти, а также

    Лабораторная работа «Строение злакового растения»

    (работа в парах)

    Цель:

    Оборудование: гербарные экземпляры злаковых растений, лупа.

    Ход работы.

    1. Рассмотрите и определите тип  корневой системы злакового растения.

    2.Рассмотрите стебель растения.

    3.Рассмотрите листья пшеницы. Опишите  их .

    4.Рассмотрите цветок пшеницы и зарисуйте его, обозначьте его части.

    Вывод:

    Чем корневая система однодольных отличается от корневой системы двудольных?

    Как называется стебель?

    Какое жилкование у листьев у данного злака?

    Как называется соцветие злака?

    Составьте формулу цветка растения

    Как называется плод пшеницы?

    IV. Этап закрепления новых знаний

    1.Биологический диктант.

    Запишите номера только верных утверждений.

    О чем вы узнали на уроке? Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с представителями семейства злаки, строением вегетативных и генеративных органов, их значением. Теперь подведем итог в форме синквейна. Если кто-то забыл, что такое синквейн, то посмотрите на карточки.

    Правила написания синквейна

    1. Название синквейна
    2. Два глагола
    3. Три прилагательных
    4. Обобщающее существительное
    5. Обобщающая фраза

    Ребята в группах составляют синквейн и зачитывают его.

    Рефлексия.

    V. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    1.Составить тест из 10 вопросов и семействе Злаковые.

    2.Выяснить названия растений  семейства Злаковые, занесенных в Красную книгу Оренбургской области.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".

    Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется  при ...

    Открытый урок по биологии в 7 классе по теме: «Цветковые растения. Класс однодольные».

    7 класс. Биология.Учитель – Данн Татьтяна ИвановнаТема урока: «Цветковые растения. Класс однодольные».Имя урока: «Тайны царства растений».Цели и задачи урока:Закрепить знания учащихся об отличительных...

    Презентация к уроку по биологии в 8 классе "Зрительный анализатор" по программе Сонина Н.И.

    Презентация к уроку  биологии курса "Человек и его здоровье" в 8 классе по программе Сонина Н.И..Урок содержит объяснения в строении зрительного анализатора, эволюции органа зрения....

    Открытый урок по биологии в 7 классе по теме "Кишечнополостные"

    Предлагается план урока и подробное изложение хода урока. Урок рассчитан на работу учеников в парах; у каждой пары дожен быть доступ к цифровой технике (ноутбук либо ПК с монитором). Ребята отвечают н...

    Методическая разработка Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме «Надкласс Рыбы»

    Цель урока: 1. Углубить и обобщить знания  по теме класс Рыбы, особенностях внешнего,  внутреннего строения, размножения .2. Активизировать познавательный интерес к изучению природы, воспиты...

    план урока по биологии в 7 классе по теме : отдел голосеменные к учебнику Сухоруковой Л.Н.

    план-конспект урока по биологии в 7 классе по теме: " Отдел Голосеменные" (ФГОС)...

    презентация к открытому уроку по биологии в 7 классе по теме Членистоногие

    хороший материал для урока общая характеристика членистоногих и ракообразных...