Исследовательская работа "Портфель и здоровье ученика"
творческая работа учащихся по биологии (5 класс) по теме

Грачева Жанна Петровна

Болезни опорно-двигательного аппарата - одни из самых распространенных. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. все это связано с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из причин является ношение тяжелых ранцев. Целью данного исследования является изучение влияния портфеля на осанку детей среднего школьноговозраста, исследование соответствия школьнльного портфеля санитарно-гигиеническим нормам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ir_-_portfel_i_zdorove_uchenika.doc466 КБ
Office presentation icon perezentatsiya_k_ir_-_portfel.ppt775 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохоперского муниципального района

Воронежской области

«Бороздиновская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

«Портфель и здоровье школьника»

                                                                 

                                                                      Автор: Щербакова Евгения

                                                                       ученица 5 класса

                                                                       МКОУ «Бороздиновская СОШ»

                                           Руководитель: Грачева Жанна Петровна

                                                                       учитель химии и биологии

                                                                       МКОУ «Бороздиновская СОШ»

                                                                                                                                                                                                   

п. Бороздиновский, 2013 год

Содержание  

  1. Введение …………………………………………………………………..2
  2. Что такое осанка? …………………………………………………………5
  3. Значение осанки в жизни человека ………………………………………6
  4. Как портфель появился в школе ………………………………………....7
  5. Санитарно-гигиенические требования к портфелю ………………….....7
  6. Изучение соответствия санитарно-гигиеническим нормам портфелей учащихся 5 класса …………………………………………………………9
  7. Заключение ……………………………………………………………….12
  8. Список литературы ………………………………………………………14
  9. Приложения ………………………………………………………………15

Введение

        Болезни опорно-двигательного аппарата – одни из самых распространенных. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очень часто дети и подростки обращаются к врачам с жалобами на боли в спине, пояснице, шее, головные боли, быструю утомляемость при длительной ходьбе. Все эти неполадки в организме связаны с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из причин этого является ношение тяжелых ранцев.

        Цель исследования: изучить влияние портфеля на осанку детей среднего школьного возраста; исследовать соответствие школьных портфелей учащихся 5 класса МКОУ «Бороздиновская СОШ» санитарно-гигиеническим требованиям; изучить формы профилактики и лечения осанки.

        Задачи исследования:

  1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
  2. Описать, как влияют тяжелые портфели на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
  3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
  4. Исследовать соответствие портфелей заявленным требованиям.
  5. Разработать рекомендации для школьников по выбору портфелей.
  6. Предложить свои способы решения проблемы.

        Объекты исследования: человеческий организм, осанка, школьный портфель.

        Субъект (предмет) исследования: учащиеся 5 класса МКОУ «Бороздиновская СОШ».

        Гипотеза: я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью – нарушает осанку школьника, но ее можно корректировать и исправлять, если целенаправленно выполнять комплексы упражнений, заниматься физкультурой и спортом, постоянно вести наблюдения.

        Методы  и приемы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из книг, журналов, газет и электронных ресурсов, эксперимент.

Что такое осанка?

        Для того  чтобы выяснить, что же такое осанка, я стала изучать различную литературу.

        Свое исследование я начала с медицинского словаря. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника.

        В словаре С.И. Ожегова,  осанка – строй, склад живого тела, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту.

         В словаре Ушакова, осанка − внешность, манера держать свою фигуру.

Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держат себя.

         Слово «осанка» образовано от корня «-сан-», от этого корня произошли слова «сан», «сановник», «приосаниться». А слово «сан» означало высокий чин или   званье, знатная должность.

        Читая  сказки, былины можно любоваться царственной осанкой принцесс, богатырей, рыцарей. Принято считать, что царственных особ отличает горделивая посадка головы и прямая спина. Сложно представить себе прекрасную принцессу сутулой. Однако в жизни, такие «вопросительные знаки» встречаются очень часто. 

        В старой Англии, для выработки хорошей осанки применялся специальный покрой одежды воспитанников – сидеть, ссутулившись в такой одежде просто невозможно. Одежда болезненно врезывалась в кожу. Гимназическое образование в России отличалось строгим режимом воспитания. Воспитанников заставляли выполнять специальные упражнения,  чтобы вырабатывать стройную осанку. В дореволюционных гимназиях с плохой осанкой боролись радикально – отхаживая воспитанников линейкой.  

        И сегодня, дома, в школе, на занятиях  я слышу фразу: «Держи спину!».

Значение осанки в жизни человека

        Пять раз в неделю учащиеся поселков Бороздиновский и Новопокровский  идут в школу и возвращаются из нее, перенося с грузом знаний тяжесть учебных пособий, тетрадей, дневников, пеналов, сменной обуви, спортивной одежды и еще много чего, что они сами себе положат, если родители не проконтролируют. Переносимые тяжести, безусловно, влияют на правильность формирования осанки. Турист, уходя в горы, берет с собой рюкзак весом до нескольких десятков килограмм, иная хозяйка таскает много килограммовые сумки и, судя по всему, именно к подобной взрослой жизни готовимся и мы – учащиеся средней школы.

        Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.

        Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузок и травм.  

        Процесс формирования осанки начинается с первых лет жизни и продолжается до 21 года. У детей с 4 до 8 лет осанка неустойчива. Возраст от 8 до 17 лет – самый важный период жизни для формирования осанки, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей. Именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.

        Осанку школьника портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Медики говорят: «В целом, для маленького ребенка носить в школу портфель весом 4-5 килограммов равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 20 -30».

        Поэтому школьникам и их родителям необходимо предпринять все меры для того, чтобы сохранить здоровье позвоночника. А помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.

Как портфель появился в школе  

        Когда появился портфель? Наверное, вместе с тетрадками и книжками. Портфель слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную. Слово ранец (заплечная сумка) появилось на Руси в 17-м веке. Через 150-200 лет это слово вошло в школьный обиход. В портфелях книги и учебники стали носить после второй мировой войны, но всё же чаще ходили с полевыми сумками.

        В советское время ранцы делали со съёмными лямками, что превращало его в портфель. Цвет чаще всего тёмно-коричневый. В старших классах носили кейсы или спортивные сумки.

        В странах Европы и Америки дети начальных классов так же ходят в школу с портфелями и ранцами.

        В Пекине учащиеся начальной школы используют чемоданы вместо портфелей и ранцев, потому что количество учебников и школьных принадлежностей постоянно увеличивается. А в Тайване уже создали 10-и дюймовый ПК (компьютер), который весит около килограмма и включает в себя все учебники и дневник.     

        Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля ранец не вредит позвоночнику. У рюкзака мягкая спинка, этот вариант больше подходит старшеклассникам. Сумка на одной лямке может вызвать искривление позвоночника.

       

Санитарно-гигиенические требования к портфелю

        Как правильно выбрать ранец?  Ведь магазины предлагают так много разных вариантов. Выбрать хороший ранец – это важная задача для родителей. При покупке следует обратить внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. У ранца должна быть твердая спинка с ортопедическими элементами. Материалы для ранца должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим  важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Еще будет хорошо, если на ранце есть светоотражающие элементы. Ребенок с таким ранцем будет весьма приметным на дорогах.

        Год от года школьные ранцы становятся все тяжелее и тяжелее. Исследования показывают, что вес ранца с учебниками у учеников превышает допустимые гигиенические нормы. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 2010 года введены в действие новые санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.2821-10), согласно которым вес пустого ранца должен составлять:

− для учащихся 1-4 классов − 600 г;

− для учащихся 5-11 класс − 700 г.  

       Вес ранца со школьными принадлежностями не должен превышать:

− для 1-2 классов − 1,5-2 кг;

− для 3-4 классов − 2,5 кг;

− для 5-6 классов − 3 кг;

− для 7-8 классов − 3,5 кг;

− для 9-11 классов − 3,5-4 кг.

        В нашей стране принято считать, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% (процентов) от веса школьника.  

        Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела.

Изучение соответствия санитарно-гигиеническим нормам портфелей учащихся 5 класса

       Изучив различную литературу по теме, я решила провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 17 человек.

        Вот основные этапы моей работы:

        1. Сначала я провела исследование в форме анкетирования, предложив ребятам ответить на вопросы анкеты (Приложение №1). Проанализировав ответы на основные вопросы, я получила следующие результаты (Приложение №2).

  • Какой у вас портфель (форма, страна производитель)? (Диаграмма 1)

Ранец – 13 человек;                      импортного производства – 14 человек;

сумка – 4 человека;                      российского производства – 3 человека.

  • Где вы покупали портфель? (Диаграмма 2)

Покупали в магазине – 10 человек;    

покупали на рынке – 5 человек.          

  • Кто выбирал для вас портфель? (Диаграмма 3)

Покупали с родителями – 13 человек;        покупали сами  – 2 человека;  

покупала мама – 2 человека;                        подарили – 2 человека.                        

  • Каким вы представляете портфель ученика в будущем? (Диаграмма 4)

Электронным, легким и небольшим – 17 человек.

  • Занимаетесь ли вы спортом? (Диаграмма 5)

Ходят на физкультуру  в школе – 17 человек;

делают зарядку – 5 человек.

  • Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи? (Диаграмма 6)

Контролируют осанку – 13 человек;

не контролируют осанку – 4 человека.

        2. У медицинского работника нашей школы  я узнала информацию о весе и состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса. Данные представлены в таблице 1 и на диаграмме 7.

        Оказалось, что из 17 человек нарушение осанки имеют 2 человека, что составляет 12%. У остальных 15 человек осанка соответствует норме – 88%.  

        3. Далее я рассчитала правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записала в таблицу 1 (Приложение №3). Я решила сравнить вес «правильного» ранца с его реальным весом.

        4. Взвесила все ранцы без учебных принадлежностей. Данные представлены в таблице 2 (Приложение №3). Я увидела, что у  16 учеников вес пустого ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,7 кг. У 1 человека вес ранца превысил гигиеническую норму, весит 0,88 кг.

        Я думаю, что ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.

        Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.

        5. Проверила вес учебных принадлежностей, необходимых по программе, и сравнила их с гигиеническими нормами. Затем просчитала вес учебных принадлежностей в течение недели согласно расписанию. Данные представила в таблице 3 и 4 (Приложение №3). 

        Согласно гигиеническим нормам вес каждого учебного издания для 5-6 класса должен быть не более 400 г. Но не все учебники соответствовали этим нормам. Нашлись и «нарушители» − учебники по математике, русскому языку, литературе, истории и иностранному языку. Самым тяжелым оказался учебник по математике – 458 г.

        6. В течение недели я наблюдала за изменением веса ранца (без сменной обуви и спортивной формы) в связи с учебными нагрузками и сравнила с гигиеническими нормами. Вес ранца со школьными принадлежностями для учащихся 5-6 класса не должен превышать 3 кг.  Показатели моего наблюдения представлены в таблице 5 (Приложение №3).

        В результате наблюдений я обнаружила, что самым тяжёлым ранец бывает в понедельник – 2,885/2,731 кг. Самым лёгким ранец оказался в четверг – 2,191 кг. Самый тяжелый портфель в этот день весил 3,071 кг. Даже в этот день вес он не соответствовал гигиеническим нормам.

Заключение

         Изучая историю портфеля, мнения и советы медицинских работников я узнала для себя много нового и интересного. Я узнала, что такое осанка, как она важна для здоровья человека. В ходе работы я поняла, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать «другом» или «врагом» для нашей спины. Надеюсь, что мои одноклассники, родители и учителя воспользуются результатами данного исследования и ответственно отнесутся к моим советам и рекомендациям.  

 

Рекомендации ученикам

  • Не носите в ранцах ничего лишнего.
  • Ежедневно проверяйте свой ранец и не забывайте вытащить из него ненужные школьные принадлежности.

Рекомендации родителям

  • Просим Вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика 5 класса – 700г.
  • Покупайте ранцы, соответствующие гигиеническим требованиям.
  • Проверяйте содержимое портфелей ваших детей.
  • У Ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
  • Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной «тяжеловесы».
  • Пожалуйста, позаботьтесь о Ваших детях и об их здоровье!

Рекомендации учителям и работникам школ

        Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

  •  Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу.
  •  При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.
  • Организовать для учеников хранение сменной обуви, спортивной формы, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы.
  • Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

        Обязательно помните об осанке, ведь она – залог здоровья всего организма. Не забывайте и о гигиенических требованиях к портфелю. Я надеюсь, что мои одноклассники воспользуются составленной мною при помощи врача «Памяткой по выбору школьного ранца» (Приложение №4), а также будут выполнять различные физические упражнения для формирования правильной осанки (Приложение №5).

        Я обозначила лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

Список литературы

  1. Правда о школьных портфелях // Сайт «Здоровье»;
  2. Протасов Б.И.  Что такое осанка? // Сайт www.osanka.ru;
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10;
  4. Статья «Лечебная физическая культура», С.Н.Попов, 2003г.;
  5. Статья «Ваша осанка», Авдеев А., 2006г.;
  6. Статья «Исправление осанки у детей», Воробьева В. И., Степановой И., 2005г.;
  7. Толковый словарь русского языка Ушакова, С.И. Ожегова, медицинский словарь;
  8. Федотова В.А. О школьном портфеле // Сайт www.proshkolu.ru.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

АНКЕТА

         Прошу вас ответить на предложенные вопросы. Выбранный ответ нужно обвести кружочком или подчеркнуть.

1. Какой у вас портфель? (Форма: ранец, сумка, портфель (носят в одной руке), пакет).

Форма

Цвет

Страна-производитель

 2. Где вы покупали портфель?

а) В магазине      б) На рынке      в) Мне портфель подарили

3. Кто выбирает для вас портфель?

а) Я сам/сама      б) Мама/папа     в) С родителями вместе      г) Родственники  

 4. По каким признакам вы выбирали портфель? (Можно отметить несколько признаков)

а) Цвет    б) Форма    в) Размер, вес     г) Цена    д) Наличие у портфеля ортопедической спинки

 5.  Нравится ли вам ваш портфель или вы бы хотели его поменять? (Напишите) _______________________________________________________

 6. Поддерживаете ли вы и ваши родители идею введения в школах «электронного» портфеля (портфель в виде небольшого компьютера)? __________________________________________________________________

7. Занимаетесь ли вы спортом? (Можно отметить несколько вариантов)

а) Да, я посещаю секцию (укажите какую) ______________________________

б) Нет

в) Я делаю зарядку по утрам

г) Я хожу на физкультуру в школе

8. Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи?

а)  Постоянно        б) Иногда          в) Нет,  у меня хорошая осанка

9. Вы посещали врача из-за проблем с осанкой?

а) Да       б) Нет

10. Каким вы представляете  портфель ученика в будущем?  

                                                      Спасибо за  ответы!

Приложение №2

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

  • Какой у вас портфель? (форма, страна производитель)

Диаграмма 1

  • Где вы покупали портфель?

Диаграмма 2

  • Кто выбирал для вас портфель?

Диаграмма 3

  • Каким вы представляете портфель будущего?

Диаграмма 4

  • Занимаетесь ли вы спортом?

               

Диаграмма 5

  •  Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи?

Диаграмма 6

  • Показатели состояния осанки учащихся

Диаграмма 7

Приложение №3

Таблица 1 «Данные об осанке. Правильный вес ранца»

№ п/п

Ф.И.ученика

Диагноз

Год рождения

Вес тела (кг)

Правильный вес ранца (кг)

1

Андреева А.

Здорова

2001

38,5

3,85

2

Будкеев В.

Здоров

2001

37

3,70

3

Ганусяк Р.

Здоров

2001

34,5

3,45

4

Дуракова Т.

Нарушение осанки

2001

30

3,00

5

Жбанов В.

Здоров

2001

43

4,30

6

Жогова Е.

Здорова

2001

49,5

4,95

7

Зоря А.

Здоров

2001

37,5

3,75

8

Ильин М.

Здоров

2001

35

3,50

9

Кармушев Н.

Здоров

2001

37

3,70

10

Климиченко А.

Здоров

2001

42

4,20

11

Мажжухина А.

Здорова

2001

40

4,00

12

Пресняков Д.

Нарушение осанки

2001

37

3,70

13

Лоншаков С.

Здоров

2001

27,5

2,75

14

Рязанов А.

Здоров

2001

27,5

2,75

15

Степанян М.

Здорова

2001

58

5,80

16

Щербакова Е.

Здорова

2001

33

3,30

17

Яковлева В.

Здорова

2001

35,5

3,55

Таблица 2 «Вес ранца без учебных принадлежностей»

№ п/п

Ф.И. ученика

Вес пустого ранца (кг)

Вывод

1

Андреева А.

0,478

Норма

2

Будкеев В.

0,475

Норма

3

Ганусяк Р.

0,535

Норма

4

Дуракова Т.

0,410

Норма

5

Жбанов В.

0,445

Норма

6

Жогова Е.

0,587

Норма

7

Зоря А.

0,590

Норма

8

Ильин М.

0,360

Норма

9

Кармушев Н.

0,480

Норма

10

Климиченко А.

0,450

Норма

11

Мажжухина А.

0,880

Тяжелый

12

Пресняков Д.

0,350

Норма

13

Лоншаков С.

0,445

Норма

14

Рязанов А.

0,397

Норма

15

Степанян М.

0,480

Норма

16

Щербакова Е.

0,370

Норма

17

Яковлева Д.

0,490

Норма

Таблица 3 «Вес учебных принадлежностей»

№ п/п

Наименование учебных принадлежностей

Вес (г)

1

Математика (учебник)

458

2

Математика (тетрадь)

48

3

Русский язык (учебник)

410

4

Русский язык (тетрадь)

48

5

Литература (учебник)

416

6

Литература (тетрадь)

48

7

Внеклассное чтение (тетрадь)

99

8

Природоведение (учебник)

350

9

Природоведение (рабочая тетрадь)

147

10

История (учебник)

431

11

Иностранный язык (учебник)

429

12

Иностранный язык (рабочая тетрадь)

177

13

Информатика (учебник)

297

14

Информатика (тетрадь)

48

15

ОБЖ (учебник)

339

16

Культура общения (учебник)

185

17

Альбом для рисования

119

18

Набор для рисования

127

19

Дневник

255

20

Пенал

130

Таблица 4 «Вес учебных принадлежностей в течение недели согласно расписанию»

№ урока

Понедельник

Вес, г

Вторник

Вес, г

1

Искусство (ИЗО)

Альбом + набор

119 + 150

Русский язык

Учебник + тетрадь

410 + 48

2

История

Учебник

431

Иностранный язык

Учебник + тетради

429 + 177 + 48

3

ОБЖ/КО

Учебник

339/185

Математика

Учебник + тетрадь

458 + 48

4

Математика

Учебник + тетрадь

458 + 48

Физкультура

5

Русский язык

Учебник + тетрадь

410 + 48

Литература

Учебник + тетради

416 + 48 + 99

6

Природоведение

Учебник + тетрадь

350 + 147

Дневник + пенал

255 + 130

Дневник + пенал

255 + 130

Итого:

+ ранец

2885/2731

2566

№ урока

Среда

Вес, г

Четверг

Вес, г

1

Русский язык

Учебник + тетрадь

410 + 48

Искусство (музыка)

2

Иностранный язык

Учебник + тетради

429 + 177 + 48

Русский язык

Учебник + тетрадь

410 + 48

3

Математика

Учебник + тетрадь

458 + 48

Математика

Учебник + тетрадь

458 + 48

4

Физкультура

Природоведение

Учебник + тетрадь

350 + 147

5

История

Учебник

431

Русский язык

6

Информатика и ИКТ

Учебник + тетрадь

297 + 48

Дневник + пенал

255 + 130

Дневник + пенал

255 + 130

Итого:

+ ранец

2434

2191

№ урока

Пятница

Вес, г

1

Русский язык

Учебник + тетрадь

410 + 48

2

Математика

Учебник + тетрадь

458 + 48

3

Иностранный язык

Учебник + тетради

429 + 177 + 48

4

Литература

Учебник + тетради

416 + 48 + 99

5

Физкультура

6

Технология

7

Технология

Дневник + пенал

255 + 130

Итого:

+ ранец

2566

Таблица 5 «Реальный вес ранца в течение недели»

№ п/п

Ф.И. ученика

Реальный вес ранца, кг

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

1

Андреева А.

3,363/3209

3,044

2,912

2,669

3,044

2

Будкеев В.

3,360/3,206

3,041

2,909

2,666

3,041

3

Ганусяк Р.

3,420/3,266

3,101

2,969

2,726

3,101

4

Дуракова Т.

3,295/3,141

2,976

2,844

2,601

2,976

5

Жбанов В.

3,330/3,176

3,011

2,879

2,636

3,011

6

Жогова Е.

3,472/3,318

3,153

3,021

2,778

3,153

7

Зоря А.

3,475/3,321

3,156

3,024

2,781

3,156

8

Ильин М.

3.245/3,091

2,926

3.038

2,551

2.926

9

Кармушев Н.

3.365/3,211

3,046

2,914

2,671

3,046

10

Климиченко А.

3,335/3,181

3,016

2,884

2,641

3,016

11

Мажжухина А.

3,765/3.611

3,446

3,314

3,071

3,446

12

Пресняков Д.

3,235/3,081

2,916

2,784

2,541

2,916

13

Лоншаков С.

3,330/3,176

3,011

2,879

2,636

3,011

14

Рязанов А.

3,282/3,128

2,963

2,831

2.588

2,963

15

Степанян М.

3,365/3,211

3,046

2,914

2,671

3,046

16

Щербакова Е.

3,255/3,101

2,936

2,804

2,561

2,936

17

Яковлева Д.

3,375/3,221

3,056

2,924

2,681

3,056

        

                                                                                

Приложение № 4

ПАМЯТКА ПО ВЫБОРУ ШКОЛЬНОГО РАНЦА

         Ранец − это рюкзак с жёсткой спинкой и широкими лямками, приспособленный для переноски школьных принадлежностей. Ортопедическая спинка позволяет распределить нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления.

  • Школьный ранец должен быть выполнен из гигиеничного водоотталкивающего лёгкого материала.
  • Для начальной школы лучше всего подходят именно ранцы с жестким корпусом.  
  • Специалисты рекомендуют приобретать лёгкие ранцы (от 500 гр. до 1300 гр.) с твёрдой спинкой и широкими лямками (не уже 35 мм). По санитарным правилам нашей страны школьный ранец вместе со всем содержимым не должен весить больше трёх килограмм.  
  • Следите, чтобы в ранце не было лишних вещей, не нужных в этот день в школе.
  • Ранец должен хорошо держать форму и не деформироваться при укладывании школьных принадлежностей.  
  • Если ранец выбран или используется не правильно, то это может серьезно навредить позвоночнику и осанке школьника.
  • Ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребёнка.
  • Верхний край не должен быть выше плеч, а нижний − ниже бёдер.
  • Следите, чтобы ребёнок носил ранец на спине на обоих плечах, а не на одном.

        Хорошо, если часть учебного материала, в котором нет каждодневной необходимости, хранится в классе (пластилин, краски, альбом и пр.).

 

ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ

  • У хороших ранцев ручка сделана так, что ребенку трудно постоянно носить его в руке: портфель будет висеть под углом. Это лишний стимул надеть его на спину!
  • Ортопедическая спинка с мягкими "подушечками" сделана из дышащего материала.
  • Светоотражающие полосы и замки: ребенка легко заметить на дороге.
  • Лямки не уже 3-5 см с мягкими "подушечками" (чтобы не повредить плечи). Должны регулироваться по длине, чтобы ранец можно было надеть и на летнюю, и на зимнюю одежду.
  • Жесткая форма ранца (внутри алюминиевая рама). Так тетрадки и учебники не помнутся, равномерно распределятся внутри ранца, и его не будет перекашивать в разные стороны.

 

                                                                                        Приложение № 5

ФИЗИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

«Любопытный»

        Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.

«Испугавшиеся лошади»

        Стать спинами друг к другу, взяться за одну и ту же палку и сделать один шаг вперед, плечи при этом опустить вниз, а спину выгнуть дугой. По сигналу тянуть друг друга в противоположные стороны.

«Великан»

        Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.

«Жираф»

        Эта игра хорошо укрепляет мышцы спины и шеи. Приготовьте книжку с картинками про жирафа. Расскажите малышу об этом животном, отдельно заметив, что у жирафа самая длинная шея на Земле. Возьмите несколько яблок или груш (выбирайте фрукты, которые любит ваш ребенок), разрежьте их на дольки и развесьте на такой высоте, чтобы кроха мог дотянуться до них, только сильно вытянув шею. Попросите малыша губами достать до фруктов, не используя руки и не вставая на цыпочки.

Упражнения для мышц шеи

1. Наклоны головы вперед, назад, в стороны.

2. Медленные повороты головы в стороны, руки над головой, кисти сцеплены.

3. Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.

Упражнения для плечевого пояса

1. Руки вперед (закруглены), кисти касаются друг друга. Отвести левую руку в сторону, правую вверх. Предельно прогнуться назад и посмотреть на кисть правой руки; то же, меняя положение рук.

2. Руки в стороны. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в трудной части позвоночника; то же с поворотами головы вправо и влево (смотреть на кисти).

3. Круговые движения плечами.

Упражнения для ног

1. Медленное приседание, руки за голову (вверх, в стороны); то же в стойке с сомкнутыми носками.

2. Глубоки пружинящие приседания из стойки на носках, ноги врозь.

3. Приседание, касаясь руками пяток.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ

         При случаях нарушений осанки школьников необходимы разнообразные физические упражнения, соответствующие  возможностям ребенка, лыжные прогулки, игры с мячом, ежедневная гигиеническая гимнастика, в которую включаются специальные упражнения, физкультминутка в школе и дома во время приготовления уроков.

Упражнения при плоской спине

1. Наклоны назад, прогнувшись из положения стоя на коленях.

2. Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове.

3.Мост из положения лежа.

Упражнения при увеличенном поясничном изгибе

1. Наклоны назад, стоя на коленях. Сохранять прямую линию от колен до головы; то же, последовательно касаясь руками пяток, затем пола.

2. Сев на пятки, руки вперед, плечами коснуться колен.

3. Поочередное поднимание ног из упора сидя.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

  • Проведение физкультминуток на уроке, подвижных игр на перемене.
  • Занятия в спортивных кружках и секциях.
  • Правильный подбор мебели в школе и дома.
  • Правильное прямое сидение за партой в школе и за столом дома.
  • Ношение тяжестей в обеих руках попеременно.
  • Постоянное выполнение комплекса утренней гимнастики.
  • Закаливание организма.
  • Выполнение профилактических упражнений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа «Портфель и здоровье ученика» Автор: Щербакова Евгения ученица 5 класса МКОУ «Бороздиновская СОШ» Руководитель: Грачева Жанна Петровна учитель химии и биологии МКОУ «Бороздиновская СОШ»

Слайд 2

Актуальность исследования Болезни опорно-двигательного аппарата – одни из самых распространенных. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очень часто дети и подростки обращаются к врачам с жалобами на боли в спине, пояснице, шее, головные боли, быструю утомляемость при длительной ходьбе. Все эти неполадки в организме связаны с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из причин этого является ношение тяжелых ранцев.

Слайд 3

Гипотеза исследования Я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью – нарушает осанку школьника, но ее можно корректировать и исправлять, если целенаправленно выполнять комплексы упражнений, заниматься физкультурой и спортом, постоянно вести наблюдения.

Слайд 4

Цель исследования Изучить влияние портфеля на осанку детей среднего школьного возраста; исследовать соответствие школьных портфелей учащихся 5 класса МКОУ «Бороздиновская СОШ» санитарно-гигиеническим требованиям.

Слайд 5

Задачи исследования Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования. Описать, как влияют тяжелые портфели на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью. Исследовать соответствие портфелей заявленным требованиям. Разработать рекомендации для школьников по выбору портфелей. Предложить свои способы решения проблемы.

Слайд 6

Что такое осанка? Осанка — важный показатель, характеризующий физическое развитие человека. Возраст 8-17 лет — самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки может привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. В этом же возрасте наиболее эффективны мероприятия по воспитанию осанки. Чтобы сохранить хорошую осанку ученика, в первую очередь, необходимо обратить внимание на школьный портфель. В данном исследовании я рассматриваю такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ученика? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?

Слайд 7

Санитарно-гигиенические требования к портфелю Школьный ранец должен отвечать следующим требованиям: иметь жесткую заднюю стенку или алюминиевую рамку внутри спинки портфеля; не должен деформироваться при укладке школьных принадлежностей; не должен быть шире плеч ребенка; должен иметь необходимое количество карманов, каждый из которых выполняет определенную функцию; ширина лямки должна быть 4-4,5 см; материал ранца должен быть прочным, легким, водонепроницаемым и удобным для чистки.

Слайд 8

Санитарно-гигиенические нормы Вес пустого ранца должен составлять: для учащихся 1-4 классов − 600 г; для учащихся 5-11 класс − 700 г. Вес ранца со школьными принадлежностями не должен превышать: для 1-2 классов − 1,5-2 кг; для 3-4 классов − 2,5 кг; для 5-6 классов − 3 кг; для 7-8 классов − 3,5 кг; для 9-11 классов − 3,5-4 кг.

Слайд 9

Санитарно-гигиенические нормы Вес школьного портфеля не должен превышать 10% (процентов) от веса школьника

Слайд 10

Основные этапы эксперимента Провести анкетирование среди учащихся моего класса. Собрать информацию о состоянии опорно-двигательной системы (осанки) учащихся. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учащихся нашего класса. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с санитарно-гигиеническими нормами. В течении недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками. Подвести итоги работы.

Слайд 11

Результаты анкетирования Какой у вас портфель? (форма, страна производитель) Ранец – 13 человек Сумка – 4 человека Импортного производства – 14 человек Российского производства – 3 человека

Слайд 12

Результаты анкетирования Где вы покупали портфель? Покупали в магазине – 10 человек Покупали на рынке – 5 человек

Слайд 13

Результаты анкетирования Кто выбирал для вас портфель? Покупали с родителями – 13 человек Покупала мама – 2 человека Покупали сами – 2 человека Подарили – 2 человека

Слайд 14

Результаты анкетирования Каким вы представляете портфель будущего? Электронным, легким, небольшим – 17 человек

Слайд 15

Результаты анкетирования Занимаетесь ли вы спортом? Ходят на физкультуру в школе – 17 человек Делают зарядку – 5 человек

Слайд 16

Результаты анкетирования Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи? Контролируют осанку – 13 человек Не контролируют осанку – 4 человека

Слайд 17

Показатели состояния осанки учащихся Нарушение осанки – 2 человека (12%) Соответствует норме – 15 человек (88%)

Слайд 18

Вес пустого ранца Соответствует гигиеническим нормам, не превышает 0,7 кг – 16 человек Превышает норму, весит 0,88 кг – 1 человек Ранцы-тяжеловесы вредят опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системам

Слайд 19

Вес учебных принадлежностей Вес каждого учебного издания для учащихся 5-6 класса – не более 400 г Учебники «нарушители» - математика, русский язык, литература, история, иностранный язык Самый тяжелый учебник – математика 458 г

Слайд 20

Вес ранца со школьными принадлежностями Вес ранца со школьными принадлежностями для учащихся 5-6 класса не должен превышать 3 кг Самым тяжелым ранец бывает в понедельник - 2,885/2,731 кг Самым легким ранец бывает в четверг - 2,191 кг Самый тяжелый портфель в этот день весил 3, 071 кг

Слайд 21

Выводы Сегодня к одной из наиболее распространенных «школьных» проблем со здоровьем относится нарушение осанки. Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы. Ранцы - тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно- двигательной и сердечно- сосудистой систем.

Слайд 22

Рекомендации ученикам Не носите лишнего в ранцах. Ежедневно проверяйте свой ранец и не забывайте вытащить из него ненужные школьные принадлежности.

Слайд 23

Рекомендации родителям Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют вес пустого ранца для ученика 5 класса – 700 г . Покупайте ранцы, соответствующие гигиеническим требованиям. У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка. Ваши дети быстрее устают, таская за спиной «тяжеловесы». Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Слайд 24

Рекомендации учителям и работникам школ Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу. При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов. Организовать для учеников хранение сменной обуви, спортивной формы, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы. Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Слайд 25

Обязательно помните об осанке, ведь она – залог здоровья всего организма. Не забывайте и о гигиенических требованиях к портфелю.

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый учитель-здоровый ученик.

Учеба-это нелегкий труд,в процессе которого школьники сильно устают,поэтому грамотный педагог должен выстроить учебный процесс таким образом,чтобы труд приносил учащимся радость новых открытий....

Исследовательская и практическая деятельность учеников в рамках профильного экологического отряда

Материал создан на основе опыта работы в экологическом лагере. Пребывание в лагере предполагает не только отдых, но и приобретение знаний и умений, выполнение летних заданий и осуществление проектов....

Презентация проекта "От здорового учителя к здоровому ученику"

Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государства, так и самих граждан.Статистические данные дают для этого немало п...

Проект "От здорового учителя к здоровому ученику"

Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства, как для государства, так и для всего общества в целом.Статистические данные дают д...

Педсовет по воспитательной работе "Организация работы школы по формированию ЗОЖ: от здорового учителя к здоровому ученику"

В разработке собрания приводится план подготовки и проведения, сценарий, выступления участников педсовета и др....

Дополнительный материал к урокам ОБЖ. "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья"

Презентация "Дополнительный материал к урокам ОБЖ.  "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья" - подготовлена по материалам   Ч...

Социальный проект "Здоровое питание - здоровый ученик"

Данный проект предполагает создание на территории МБОУ Рощинской сош № 17 теплицы и посадок в открытом грунте овощей. Участниками проекта могут быть как школьники, так и учителя.  Предполагается ...