Рабочая карта урока по теме "Водоросли - самые простые и древние растения Земли"
план-конспект урока (биология, 5 класс) по теме

Елисеева Марина Александровна

Учебный материал представляет подборку заданий для изучения нового материала, на основе   технологии  Развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodorosli-rabochaya_karta_uroka.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Водоросли – самые простые и древние растения Земли.

Цель урока:  Научиться самостоятельно осваивать  информацию, используя текст  учебника и презентацию.

  1. Составь 4 вопроса к уроку, сочетая слова из первой и второй колонки:

Почему?

водоросли

Что такое?

зеленый цвет

Где?

хроматофор

Зачем?

самые простые растения

Какие?

хламидомонада

2. Нарисуй строение одноклеточной водоросли хламидомонады и подпиши на рисунке:

1– оболочку, 2 – цитоплазму, 3 - жгутики, 4 – светочувствительный глазок,

5 - хроматофор

Подумай, а какое значение для жизни хламидомонады имеют эти части клетки.

3. Перепишите текст, вставляя пропущенные слова:


Хламидомонада - ……клеточная  водоросль ……………. формы.  Снаружи покрыта  прозрачной и плотной …………… .  В цитоплазме  располагается чашевидный ………… .. благодаря которому  хламидомонада  создает ………………….  . От переднего конца клетки отходят ……….. жгутика, при помощи которых хламидомонада …………. .  Движение происходит в сторону ………….. и определяет водоросль направление движения с помощью ……………… …………….. .

4. Обсуди в паре ответ:

А)  Многие считают, что водорослями  называются все водные растения. Так ли это?

Б)  Ботаники, ученые изучающие растения, называют водоросли низшими  организмами,   значит, ли это что водоросли – это те растения, которые  живут в  низу?

5. Составь схему, показывающую разнообразие водорослей в природе, приведи к ней примеры.  

Водоросли

_________                __________                     __________

(бурые, красные, зеленые, одноклеточные, многоклеточные, порфира,  ламинария,  макроцистис, фукус, спирогира, вольвокс).

6. Прочитай   текст№ 1,  страницы  №  71 – 72  учебника и  ты узнаешь о значении водорослей в природе и для человека. С помощью  текста  отметь в тетради важную информацию по плану:

Я это знал

Я это не знал

Меня это удивило

 7. Домашнее задание: задание № 10 на стр.  72


Текст № 1. 

Бурые водоросли добывают по всему миру и даже специально выращивают на фермах. Их клетки покрыты снаружи особыми веществами – пектинами. Пектины могут связывать воду, превращая ее в кисель. Это их свойство используется для изготовления мороженого, соков, консервов, пластмасс, лаков, красок. Из бурых водорослей также получают спирт, который используется для изготовления взрывчатки. А  в фукусе  содержится  важный химический элемент - титан, из него делают сверхпрочные сплавы, которые могут служить, например,  протезами человеческих костей. Пектины используют для борьбы с лесными пожарами: добавляют их  в воду. При этом образуется студенистая масса, которая очень медленно испаряется. Ею и обрабатывают горящие предметы.

Многие водоросли используются в пищу. Например, ламинария богата углеводами, витаминами и йодом.  В 1 тонне водорослей содержится несколько килограммов чистого йода.  Этот химический элемент очень важен для здоровья человека. Без него может возникнуть заболевание «кретинизм» (умственная отсталость), поэтому  необходимо, чтобы  в пище обязательно содержался йод.  Зная,  какую пользу может принести ламинария (ее  еще называют морская капуста),  император Китая  в 8 веке  издал указ, обязывающий всех жителей его страны  употреблять ее в пищу.  Человек так же широко применяет  и красные водоросли - порфиру. В Азии из нее готовят салаты, супы, приправы. Из порфиры получают важнейшее вещество агар – агар, без него не возможна кондитерская промышленность: конфеты, мороженое, варенье, мармелад, пастила

А зеленую хлореллу  используют для  очистки бытовых стоков воды, восстановления воздуха в замкнутых пространствах, например, на  космических кораблях и подводных лодках. А еще в свежей хлорелле столько же витамина С, сколько в лимоне. По содержанию белка урожай одноклеточной водоросли хлореллы с 1 га равен урожаю картофеля с 10 га. Урожай хлореллы не дает отходов: нет корней, стеблей, листьев, все ее тело — питательный продукт. Первым растением, совершившим космический

полет, была тоже хлорелла.  
         Водоросли входят в состав планктона, что означает, “скиталец”, и представляет скопление в толще воды множества микроскопических, одноклеточных водорослей. Они служат пищей  для морских обитателей. Например, синий кит  (самое большое современное животное, его длина достигает 33 
метров, а вес может значительно превышать 150 тонн)  большой любитель планктона.

Текст № 1. 

Бурые водоросли добывают по всему миру и даже специально выращивают на фермах. Их клетки покрыты снаружи особыми веществами – пектинами. Пектины могут связывать воду, превращая ее в кисель. Это их свойство используется для изготовления мороженого, соков, консервов, пластмасс, лаков, красок. Из бурых водорослей также получают спирт, который используется для изготовления взрывчатки. А  в фукусе  содержится  важный химический элемент - титан, из него делают сверхпрочные сплавы, которые могут служить, например,  протезами человеческих костей. Пектины используют для борьбы с лесными пожарами: добавляют их  в воду. При этом образуется студенистая масса, которая очень медленно испаряется. Ею и обрабатывают горящие предметы.

Многие водоросли используются в пищу. Например, ламинария богата углеводами, витаминами и йодом.  В 1 тонне водорослей содержится несколько килограммов чистого йода.  Этот химический элемент очень важен для здоровья человека. Без него может возникнуть заболевание «кретинизм» (умственная отсталость), поэтому  необходимо, чтобы  в пище обязательно содержался йод.  Зная,  какую пользу может принести ламинария (ее  еще называют морская капуста),  император Китая  в 8 веке  издал указ, обязывающий всех жителей его страны  употреблять ее в пищу.  Человек так же широко применяет  и красные водоросли - порфиру. В Азии из нее готовят салаты, супы, приправы. Из порфиры получают важнейшее вещество агар – агар, без него не возможна кондитерская промышленность: конфеты, мороженое, варенье, мармелад, пастила

А зеленую хлореллу  используют для  очистки бытовых стоков воды, восстановления воздуха в замкнутых пространствах, например, на  космических кораблях и подводных лодках. А еще в свежей хлорелле столько же витамина С, сколько в лимоне. По содержанию белка урожай одноклеточной водоросли хлореллы с 1 га равен урожаю картофеля с 10 га. Урожай хлореллы не дает отходов: нет корней, стеблей, листьев, все ее тело — питательный продукт. Первым растением, совершившим космический

полет, была тоже хлорелла.  
         Водоросли входят в состав планктона, что означает, “скиталец”, и представляет скопление в толще воды множества микроскопических, одноклеточных водорослей. Они служат пищей  для морских обитателей. Например, синий кит  (самое большое современное животное, его длина достигает 33 
метров, а вес может значительно превышать 150 тонн)  большой любитель планктона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 6 классе по биологии "Размножение растений"

Технологическая карта урока  рассматривает более подробно методическая структуру урока (методы обучения, формы деятельности, методические приемы, средства обучения, способы организации деяте...

методическая разработка технологической карты урока по биологии "Самые беспозвоночные: в воде и на суше"

Тема:          «Самые беспозвоночные: в воде и на суше»  (Тип членистоногие. Общая характеристика)Цель:     познакомиться с членис...

Технологическая карта урока обществознания "Познай самого себя" 6 класс

Тема урока Познай самого себяДата урока Тип урокаКомбинированныйЦель урока- способствовать изучению учащимися себя как части природы и общества, выявлению своих биологических особенностей и ...

технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Покрытосеменные растения"

Старалась показать технологию "Развитие критического мышления...

Технологическая карта урока по биологии по теме "Корень. Связь растения с почвой"

Первый урок по теме «Корень» (4 ч), накотором учащимся предлагаются для объяснения факты, имеющиеся место в реальной жизни и описанные в литературе. В ходе дискуссии формулируется учебная задача по из...

Технологическая карта урока английского языка Простое прошедшее время

Технологическая карта урока  английского языка в 6 классе по теме "Simple Past"...

Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Население Земли»

Технологическая карта урока усвоения новых знаний со всеми этапами урока, временем по этапам, деятельностью учителя, учащиехся и формированием универсальных учебных действий....