Тематическое планирование по природоведению включая уроки по питанию
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Макарьева Надежда Алексеевна

 

Курс природоведение в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является проведенческим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Данная программа по природоведению составлена на основе федерального компонента  государственного стандарта основного общего образования.

Изучения природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

ü        освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и не живой природы, об изменении природной среды под воздействием человека;

ü        овладение начальными естественно научными умениями проводить наблюдения, опыты, и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

ü        развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

ü        воспитание положительного эмоционально-ценостного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

ü        применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную ес­тественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6 9 классах.

Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знаниями об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Изложенный в программе материал соответствует трети основным содержательным разделам стандарта основного общего образования но природоведению «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и: безопасность  жизни» — и распределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование  моделей и т. д.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю. В данной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме; 8 часов для реализации учителем индивидуальных подходов в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно тематическое планирование

учебного материала по биологии

в 5 классах


Пояснительная записка

Курс природоведение в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является проведенческим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Данная программа по природоведению составлена на основе федерального компонента  государственного стандарта основного общего образования.

Изучения природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и не живой природы, об изменении природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными естественно научными умениями проводить наблюдения, опыты, и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценостного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6 9 классах.

Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знаниями об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Изложенный в программе материал соответствует трети основным содержательным разделам стандарта основного общего образования но природоведению «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и: безопасность  жизни» — и распределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование  моделей и т. д.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю. В данной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме; 8 часов для реализации учителем индивидуальных подходов в обучении.


Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Прими-чание

Введение

2+1

I

Вселенная

5+2

II

Строение и свойства вещества

11

III

Воздух

6

IV

Вода

3+2

V

Горные породы

3

VI

Почва

4

VII

Организмы

6

VIII

Растения

7

IX

Грибы

2+1

X

Животные

5

XI

Ваши любимые растения и животные

3

XII

Природа едина

2+1

XIII

Человек, его здоровье и безопасность жизни

3+1

          Общее количество часов за год                                   70


Тема

Кол-во час

Дата

Основные понятия

Региональ-ный компонент

Экскур-сии, л/р, п/р,

Д/з

Введение

2+1

1/1

Живая и неживая природа. Человек и природа

1

Разнообразие природы, воздействие человека на природу

Ст 5-8,

З ст 8 № 3,4

2/2

Входная контрольная работа

1

3/3

Зачем и как изучают природу

1

Взаимосвязь живой и неживой природы

Повт

ст 5-8

сообщение уч-ся

I

Вселенная

5+2

4/1

Вселенная. Звезды на небе. Созвездие

1

Звезды, созвездия, яркость и размеры звезд

Ст 13-19

5/2

Земля – наш дом

Л/р № 1 «Определение на карте, глобусе экватора, полюса, меридианов, созвездий Северного полушария»

1

Ось Земли, полушария Север и Южный, орбита, экватор, суточное и годовые движения Земли

Л/р № 1 

ст 20, 24

Ст 20-23

В ст 23

6/3

Оболочки Земли

1

Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера

Ст 24-26

В ст 26

7/4

Луна – естественный спутник Земли

1

Луна спутник Земли, кратеры, лунные фазы

Ст 26-30

В ст 30

8/5

Солнце – вечный огонь Вселенной. Солнечная система

1

Солнце – звезда, ближайшая к Земле. Солнечная система, планеты, кометы, метеоры, метеориты

Ст 30-35

В ст 36

9/6

РК Л.р. № 2 «Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков»

1

РК

Л.р. № 2

ст 36-37

Ст 38

10/7

Обобщающий урок по теме: «Вселенная»

1

Повт ст13-38

II

Строение и свойства вещества

11

11/1

Тела и вещества

1

Вещества, состояние в-в, жидкое, газообразное св-во в-в

Ст 41-42

чит ст 42-43

12/2

Свойства твердых тел, жидкостей и газов

Л.р. № 3 «Определение физических св-в , твердых, жидких, газообразн. тел.»

1

Св-во твердых тел, св-во жидких тел и газов. Деформация, упругость, пластичность

Л.р. № 3

ст 47

Ст 44-47

 В ст 47

13/3

Вещества и смеси

1

Вещества, смеси

Ст 48-49

В ст 49

14/4

Молекулы. Атомы. Элементы

1

Молекулы, св-во молекул, атоиы хим элементов, хим.знаки

Ст 49-51

В ст 51

15/5

Движение частиц вещества. Диффузия

1

Движение молекул диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

Ст 51-53

В ст 53

16/6

Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах

1

Сила притяжения, условия притяжения

Ст 53-55

В ст 55

17/7

Разнообразие веществ

1

Простые вещва, сложные в-ва, неорганические и органические в-ва, состав клеток чел-ка

Ст 55-56

В ст 56-57

18/8

Явление природы. Физические явления

1

Физические явления природы

Ст 57-59

В ст 59

19/9

Горение. Химические явления

1

Горение, его значение. Топливо. Способы горящих в-в, окисление, дыхание.

Ст 60-62

В ст 62

20/10

Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни

1

Окисление, дыхание

Ст 62-63

21/11

Обобщающий урок «Строение и свойства веществ»

1

Строение в-в. Однообразн в-в. Явления природы, физ и хим.

Повт ст 64


III

Воздух

6

22/1

Состав воздуха

РК Чистый воздух г. Георгиевск

1

Воздух – смесь различных газов

РК

Ст 67-68

В ст 68-69

23/2

Свойство воздуха

1

Изменение состава воздуха. Использование воздуха человеком

Ст 69-71

В ст 71

24/3

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление

1

Вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты.

Ст 71-74

В ст 74

25/4

Изменение давления воздуха с высотой

1

Миллиметр ртутного столба, ртутный барометр, барометр анероид, метеорологичес-кие станции Снеговая линия образование облаков

Ст 74-77

В ст 78

26/5

Погода и ее предсказание. Охрана воздуха от загрязнения

Р К Л.р. № 4«Описание погоды за месяц и сезон»

1

Измерение температуры воздуха с высотой. Снег, облака, осадки и их виды

РК

Л.р. № 4  

Повт ст 67-77

27/6

Обобщающий урок по теме: «Воздух»

1

Свойства воздуха: погода ее предсказан, охрана воздуха

Повт ст 67-77

IV

Вода

3+2

28/1

Три состояния воды

1

Жидкая вода плохой проводник тепла. Теплопроводимо-сть, св-ва твердой воды, туман

Ст 85-89

В ст 89

29/2

Тепловое расширение воды

1

Сжатие воды при охлаждении расширен воды при температуре

Ст 89-91

В ст 91

30/3

Промежуточная контрольная работа

1

31/4

Вода — растворитель. Работа воды в природе. Охрана воды

1

Растворимые и нерастворимые вещества, значение воны и их охрана

Ст 92-95

В ст 95

32/5

РК Экскурсия  №1 «Результаты работы текущих вод и ветра»

1

РК

Экскурсия  №1

З ст 96

V

Горные породы

3

33/1

Горные породы.

РК Л.р.№ 6 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами»

1

Внутренние оболочки Земли, горные породы. Происхождение гор пород, минералы

РК

Л.р.№ 6

Ст 104

Ст 99-103

в ст 103

34/2

Обломочные горные породы

1

Разрушение горных пород под воздействием природных факторов, выветривание. Использование горных пород чел-ком

Ст 104-107

в ст 107

35/3

Полезные ископаемые.

1

Руда, руды черных и цветных металлов, св-ва металлов, нерудные полезные ископаемые

Ст 108-111

В ст 111

VI

Почва

4

36/1

Почва, ее образование.

Р.К. Разнообразие почв в Ставропольском крае

1

Образование почвы, струк почвы, бесструктурная почва, кислые почвы

Р.К. 

Ст 115-118

в ст 118

37/2

Состав почвы и ее свойства.

1

Неорганические  и органические в-ва почвы. Удобрение их состав и значение

Ст 119-120

В ст 120

38/3

Обработка почвы

1

Влияние почвы на растение, влияние растений на почву

Ст 121-122

39/4

Почва и растения. Охрана почв

1

Эрозия почв. Ветровая эрозия, водная эрозия, обработка почвы, растения -  защитники почвы, чел-к – защитник почвы

Ст 122-125

VII

Организмы

6

40/1

Организм и его свойства

1

Организм. Св-во живых организмов

Ст 131-134

В ст 135

41/2

Условия жизни организмов

1

Среда обитания, факторы среды обитания, факторы живой и неживой природы. Экология.

Ст 135-138

В ст 138

42/3

РК Экскурсия № 2 «Разнообразие организмов и их относительная приспособленность к условиям внешней среды»

1

Разнообразие организмов, их приспособленность к условиям среды, ее относительный характер

РК

Экскурсия № 2

Отчет по экскур-сии

43/4

Увеличительные приборы

1

Лупа, микроскоп (тубус, окуляр, объектив), клетка

Ст 138-140

В ст 141

44/5

Клеточное строение организмов

1

Клетка, оболочка, цитоплазма, ядро, ткань, орган, организмы.

Ст 141-144

В ст 144

45/6

Обобщающий урок по теме «Организмы»

1

Организмы их св-ва, среда обитания, факторы среды

Повт ст 131-144

VIII

Растения

7

46/1

Признаки растения

1

Общие признаки растений, отличительные признаки растений, пигмент, хлорофилл, фотосинтез

Ст 149-152

В ст 152

47/2

Дикорастущие, культурные растения Л.р. № 7 «Выявление влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений»

1

Растения цветковые и нецветковые. Цветок орган растения, разнообразие дикорастущих растений.

Л.р. № 7

Ст 153-158

В ст 158

48/3

Строение цветковых растений

РК Л.р. №8 «Распознание цветковых растений своей местности»

1

Органы цветкового растения. Функции органов цв. растений

РК

Л.р. № 8

Ст 160

Ст 158-159

В ст 160

49/4

Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека

Р.К. Лекарственные растения Ставропольского края

1

Многообразие дикорастущих растений. Места обитания, ядовитые растения

Р.К. 

Ст 161-167

В ст 167

50/5

Красная книга растений

Р.К. Редкие и исчезающие растения края

Л.р. № 9 «Определение названий растений с помощью атласа определителя»

1

Растения находящиеся под угрозой исчезновения

Р.К. 

Л.р. № 9

Ст 169

Ст 167-169

В ст 169

51/6

Многообразие культурных растений.

1

Овощные, зерновые, плодовые, технические культуры их разнообразие

Значение в питание человека

Ст 183

Ст 170-172

В ст 173

52/7

РК Экскурсия № 3 «Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых)»

1

РК

Экскурсия № 3

IX

Грибы

2+1

53/1

Разнообразие грибов

1

Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание и значение грибов

Ст 177-178

В ст 179

54/2

Шляпочные грибы

Р.К. Л. р. № 10 «Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов»

1

Шляпочные грибы. Грибы двойники

Р.К.

Л.р.№ 10

Ст 183

Ст 179-182

В ст 183

55/3

Урок – соревнование: «Путешествие в страну грибов»

1

Правила сбора грибов, съедобные и ядовитые грибы, значение грибов в природе и жизни человека, использование грибов в питании

Повт ст 177-182

X

Животные

5

56/1

Характерные признаки животных

1

Сходство  животных с растениями и отличия от них

Ст 187-189

В ст 189

57/2

Условия жизни и многообразие диких животных

Р.К. Многообразие диких животных в крае

1

Условия жизни диких животных, одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные, среда обитания диких животных

Р.К.

Ст 189-195

В ст 195

58/3

Значение диких животных и их охрана

Р.К. Л.р. № 11 «Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких охраняемых и ядовитых)»

1

Значение животных в природе и для человека

Р.К.

Л.р. № 11

Ст 199

Ст 195-199

В ст 199

59/4

Домашние животные

Р.К. Животноводство в Ставропольском крае

1

с/х животные. Животноводство

Р.К.

Ст 200-202

В ст 202

60/5

Обобщающий урок по темам: «Растения», «Грибы», «Животные»

1

Повт ст 149-202

XI

Ваши любимые растения и животные

3

61/1

Растения и животные – ваши любимцы

1

Значение комнатных растений. Разнообразие, уход за ними

Сообще-ние «Мы любим цветы»

62/2

Животные в вашем доме

1

Домашние животные. Породы собак

Мой четверо-ногий друг

63/3

Ваш аквариум.

Л.р. № 12 «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными»

1

Устройство аквариума. Растения и животные аквариума

Л.р. № 12

 

Мой аквариум

XII

Природа едина

2+1

64/1

Связи живого и неживого

1

Пищевые связи – цепи питания. Природа – единое целое

Ст 202-205

В ст 205

65/2

Итоговая контрольная работа

1

66/3

Правила поведения в природе

1

Взаимосвязи в природе. Правила поведения в природе

Практическая работа на пришкольном участке

Иллюст-рации о правилах поведе-ния в природе

XIII

Человек, его здоровье и безопасность жизни

3+1

67/1

Общий обзор строения человека

1

Образ жизни вредные привычки. Системы органов: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная и др.

Ст 209-211

В ст 211

68/2

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях

1

Во время грозы, ливней, под градом

Ст 213-214

69/3

Травмы человека.

Л.р. № 13 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах»

1

Л.р. № 13

Ст 213-216

В ст 216

70/4

Вредные привычки и их профилактика

1

Курение, употребление алкоголя, наркотиков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс

Календарно тематическое планирование по природоведению запланированное по учебнику Сонина....

Календарно-тематическое планирование по природоведению в 5 классе по программе А.А. Плешакова и Н.И.Сонина.

Предлагаю вашему вниманию календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по природоведению в 5 классе по программе А.А.Плешакова и Н.И.Сонина. Природоведение. 5 класс. Москва "Дрофа", 2...

Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению.

Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению, 5 класс, к учебнику Плешакова....

Календарно-тематическое планирование,раздел плавание включено,11 класс,3 часа

Календарно-тематическое планирование под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданович....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право)

Программа базового уровня для универсального профиля. Предполагает использование учебника Л.Н.Боголюбова. Рассчитана на 70 учебных часов....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право)

Программа базового уровня предназначена для непрофильных классов, рассчитана на 68 учебных часов. Планирование составлено по учебнику Л.Н.Боголюбова....