Грибы
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Урок по биологии для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griby.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Многообразие грибов

Цель:        обобщить признаки грибов, особенности

строения и биологии плесневых грибов,

дать представление о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.

Продолжить формирование умений работать с природными объектами, лабораторным оборудованием, данными наблюдений, развивать навыки наблюдения, сравнения, анализа данных.

Оборудование:        таблица «Шляпочные грибы»,

«Плесневые (низшие) грибы», образцы плесени выращенной на хлебе; микроскопы, микропрепарат «Мукор» из серии «Набор микропрепаратов по ботанике», видеофильм.

ПЛАН УРОКА

  1. Особенности строения и биологии грибов. (актуализация знаний).
  2. Многообразие грибов.
  3. Гриб мукор, особенности его строения, питания, размножения.

Видеофильм «Плесневые грибы».

  1. Микроскопическое строение гриба мукора.
  2. История открытия пеницилла.
  3. Особенности строения и биологии плесневого гриба пеницилла.
  4. Сравнительная характеристика грибов мукора и пеницилла.
  5. Плесневые грибы - вредители растений.
  6. Плесневые грибы - помощники человека.
  7. Значение плесневых грибов для биосферы и человека.
  8. Подведение итогов и закрепление материала.

Ход урока

I. Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит отправиться в увлекательное путешествие в страну необычных грибов. Любой путешественник, прежде чем отправиться куда-либо, обязательно прочтет о той стране куда собирается, а в дорогу возьмет путеводитель.

Давайте и мы подготовимся и вспомним, что мы знаем о грибах.

Опрос - 5+5 карточек, 4 вопроса на доске.        

  1. Что такое грибы? (Особое царство живых организмов сочетающих признаки растений и животных).
  2. По каким признакам грибы сходны с животными? (Отсутствие

пластид и способности к фотосинтезу, наличие в клетках стенок особого вещества - гликогена).        

  1. По каким признакам грибы сходны с растениями? (Неподвижность, апикальный, только с одного конца - рост, питание растворенными веществами путем всасывания, наличие клеточных стенок).
  2. Почему грибы были выделены в особое царство? (Отличительный признак грибов - строение их вегетативного тела - это грибница или мицелей, состоящих из тонких нитей - гифов).

Вывод: Грибы занимают особое положение в системе органического мира, выделяются в отдельное царство. Это обусловлено тем, что они не содержат хлоропластов и не способны к фотосинтезу, а питаются готовыми органическими веществами.

По химическому составу основные вещества клеточной стенки (хитин) грибы сходны с животными (раки), запасные вещества в клетках грибов животных сходны - это гликоген, а не крахмал, как у растений.

Наличие грибницы - характерный признак представителей царства грибов.

Записываем в тетрадь число, тему урока.

Царство грибы.

Отдел настоящие грибы

Класс        Класс        Класс

Хитридиомицеты        Зигомицеты        Аскомицеты

Признаки сравнения

Мукор

Пеницилл

Строение

Питание

Размножение

Значение

Учитель зачитывает проблему урока.

Почему нельзя есть заплесневевшие продукты, но можно делать уколы пенициллина, ecли нет аллергии на него.

П. Учитель:        отдел Настоящие грибы по особенностям строения и характеру

жизнедеятельности подразделяют на классы: Хитридиомицеты, Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты и Дейтеромицеты.

Сегодня мы рассмотрим классы Хитридиомицеты, Зигомицеты, Аскомицеты. Стихотворение Николая Беренгофа «Грибной наряд»

В глубине сырого бора

Старый дуб тенист,

Яркий зонтик мухомора

 Красен и пятнист.

Собрались в тиши опушки На парад грибной Грузди, рыжики, волнушки И лисичек рой.

Дети, какие грибы вы еще знаете?

А еще подберезовики, боровики, опята - это грибы, знакомые нам с детства. Мы собираем лесу плодовые тела этих грибов, а их грибницы находятся в земле.

Но шляпочные грибы - это только часть огромного царства грибов, насчитывающего около 150 тысяч видов. И черный, похожий на сажу, налет на колосе пшеницы, и парша на плодах яблонь и клубнях картофеля и белый пух или зеленый налет на продуктах, дрожжи – все эти грибы назвали плесенями.

Некоторые лишаи на теле животных и человека и белый налет на миндалинах в горле тоже вызываются грибами.

Вот в эту страну необычных грибов мы и отправимся сегодня.

В современной систематике названия классов (повторить), но в обиходе их продолжай называть плесневые грибы и дрожжи, т.е. грибы, не образующие плодового тела, как шляпочные грибы.

В тетради схему. По ходу урока учащиеся должны заполнять таблицу и схему.

Название

класса

Среда

обитания

Представители

Одноклеточные

или

многоклеточные

Способ

питания

Размноже

е

Хитридио

мицеты,

Зиголицеты,

Аскомицеты

Низшие грибы самостоятельно в учебнике.        

  1. класс Хитридиомицеты. Мицелий или грибница отсутствует. Это одноклеточные микроскопического размера формы. Это паразит. Они тесно связаны с водной средой паразит на водных растениях и беспозвоночных животных или на корнях наземных растений

во влажной почве. Вызывают заболевания растений.

  1. класс Зиголицеты или плесневые низшие грибы. Все представители - это одноклеточные организмы, ведущие наземный образ жизни. Есть виды, которые питаются готовыми органическими веществами - сапрофиты и паразиты высших грибов, растений, животных человека.

Сегодня ближе познакомимся с грибом мукор и пеницилл.

III. Гриб - мукор или белая плесень.        

Рассматриваем с помощью лупы белую плесень.

Смотрим 1 часть видеофильма. Вопросы к фильму ( Какие условия необходимы для роста гриба?).

Отметить общие признаки с шляпочными грибами - наличие грибницы и плодового тела.


Лабораторная работа

«Строение плесневого гриба мукора».

Цель: ознакомиться с особенностями строения мукора.

Перед лабораторной работой вспомним: Что такое микроскоп и для чего он нужен? Какие правила работы с микроскопом мы знаем.

Оборудование:        микроскоп,        белая плесень, выращенная на хлебе.

микропрепарат «Мукор».

После лабораторной работы вопросы:

  • Какое строение имеет мукор?
  • Почему мукор поселяется на органических остатках организмов?

В 1871 году русский микробиолог В.А. Манассин, ученик знаменитого ученого С.П. Боткина установил, что в присутстви сухой плесени многие микробы погибают.

А через год другой русский врач А.Г. Полотебнов стал лечить раны с помощью плесени. Интересно, что еще в 11 веке выдающийся ученый и врач Авиценна, живший в Бухаре, предложил лечить воспаление уха плесенью.

В 1928 году известный английский ученый Александр Флеминг обнаружил, что плесневый гриб случайно попавший в чашку Петри с колониями бактерий стафилококков вызывает гибель этих бактерий. Это вещество было названо пенициллином по наименованию гриба (Pencillium notatum), из которого оно было получено. Вещества содержащиеся в грибе и вызывающие гибель или замедление pocта болезнетворных микробов, получили название антибиотиков. Сейчас антибиотиками называют также полусинтетические и синтетичес-

кие соединения с такими свойствами.

От опыта Флеминга до получения пенициллина, широко применяемых сейчас в лечебной практике, было еще далеко. Нужен был кристаллический, совершенно чистый препарат, а получить его никак не удавалось.

Это сделали спустя много лет, перед началом Великой Отечественной войны, английские ученые Говард Флори и Эрнст Борис Чейн из Оксфордского университета. За обнаружение, очистку и получение пенициллина Флеминг, Флори и Чейн в 1945 году были удостоены Нобелевской премии.

Успешные работы по получению антибиотиков велись и в нашей стране. В начале ВОВ в Советском Союзе не было пенициллина, его закупали за границей, платя огромные деньги. Первый препарат очищенного пенициллина был получен в СССР в 1943 году под руководством З.В. Ермольевой и Т.Н. Балезиной - после испытания препарат стали успешно применять для лечения огнестрельных ран, гнойных инфекций и многих инфекционных заболеваний. Быстро строились пенициллиновые заводы. Из редкого и дорогого лекарства пенициллин стал массовым и доступным.

Применение пенициллина возможно, если у человека нет аллергии на него.

Аллергия - это реакция отторжения препарата организмом.

Сыпь, температура. Вплоть до анафилактического шока и смерти.

Заполняем таблицу.

Анализ заполненной таблицы.


2 рассказ

Шел 1943 год. Шла война с фашистами, а людям пришлось начал еще одну войну - против грибов.

Не имея возможности использовать энергию солнца для выработки питательных веществ, как это делают зеленые растения, плесневые грибы используют готовые органические вещества - либо живые организмы, либо материалы из органических веществ. Вот и набросились грибы на кожаные футляры биноклей, других приборов Выделения грибов - различные органические кислоты - разъедали стекло, и оно мутнело.

Сотни линз выходили из строя.

Грибы обживали моторное масло, тормозную жидкость.

Например, когда емкости для топлива заполняют керосином, на их холодных внутренних стенках всегда конденсируется влага. И nycть ее мало, но этого достаточно, чтобы на границе воды и керосина начали развиваться грибы, а вместе с ними и бактерии.

Гриб кладоспорий смоляной использует керосин как источник углерода и энергии.

На глицерине и этиленгликоли образуется пленка плесени, а во время работы механизмов, обрывки мицелия разносятся вместе с топливом и вызывают закупорку трубопроводов и клапанов машин, что приводит к авариям.

3 рассказ.

Многим известен домовой гриб - беспощадный разрушитель древесины.

Когда были созданы пластмассы, все облегченно вздохнули - наконец-то появился материал, не боящийся грибов. Но радость была преждевременной: грибы приспособились и к пластмассам. Взял хотя бы полихлорвиниловую пластмассу, идущую на изготовление изоляции проводов.

Ее-то и атаковали грибы, причем очень остроумно, с помощью мельчайших клещей (размером до 0.5 мм), которые питаются плесневыми грибами. В поисках пищи клещи заползают всюду, в том числе и в электроаппараты. После их гибели споры, находящиеся у них внутри, прорастают и начинают разрушать пластмассу,в результате может быть короткое замыкание.

Поэтому сейчас в топливо, краски, жидкости и пластмассы вводят специальные добавки - биоциды, которые предотвращают развитие грибов и других микроорганизмов, продлевают срок службы различных материалов.

Надолго ли? Ведь грибы - изобретательные организмы, они могут приспособиться и к биоцидам. Но, с другой стороны, это хорошо, поскольку позволяет решить проблему уничтожения использованных материалов.

  1. Рассказ. Плесневые грибы – помощники человека.

Многие из вас слышали о лимонной кислоте, той самой, которую широко используют в пищевой промышленности для приготовления различных напитков, пюре, желе.

Откуда же ее получают?

Из лимонов и это правильно. Но во-первых, лимоны содержат не так уж много кислоты (до 9%), во-вторых, лимоны сами по себе ценный продукт. Ученые нашли другой источник лимонной кислоты – в СССР была разработана первая в мире технология использования гриба аспергиллиса для получения лимонной кислоты.

Вот как это происходит.

Сначала на 20% растворе сахара выращивается пленка черной плесени - на это уходит 2 дня. Затем питательный раствор сливается, нижняя часть гриба промывается водой и помещается в чистый стерилизованный 20% раствор сахара.

Гриб быстро принимается за дело - за 4 дня весь сахар перерабатывается в лимонную кислоту.

Теперь остается лишь выделить кислоту из жидкой среды, очистить ее и использовать по назначению. Способ этот очень выгоден.

Из лимонов, собранных с 1 га, можно получить около 400 кг лимонной кислоты, а из сахара, выработанного из сахарной свеклы, собранной с той же площади, с помощью грибов, ее получают более 1.5 тонн, что почти в 4 раза больше.

На заводах, кроме лимонной, получают молочную, янтарную, щавелевую кислоты. А на других химических заводах с помощь других грибов получают ацетон и бутанол.

  1. Значение плесневых грибов для биосферы и человека.

Отвечаем на проблемный вопрос урока.        

Заплесневевшие продукты - это продукты, испорченные грибами и можно отравиться продуктами жизнедеятельности, а пенициллин прошел очистку и в стерильном виде, если нет аллергии, вводится в организм больного человека и убивает болезнетворные бактерии. Представители этих классов играют положительную отрицательную роль в жизни человека. Грибы используют переработке использованных материалов.

Грибы используют для производства лимонной, янтарной и т.д. кислот, ацетона.

Пеницилл используют для производства пенициллина.

Но известны и грибы - возбудители заболеваний человека, например микоза стоп и кистей, ногтей; некоторые грибы служат причиной заболеваний животных - стригущий лишай.

Грибы разрушают кожи, книги, древесину, пластмассу, нанося вред народному хозяйству.


  1. Сегодня мы изучили 3 класса отдела Настоящие грибы - это класс Хитридиомицеты и класс Зигомицеты и класс Аскомицеты.

Какие знания мы унесем сегодня с урока.

Посмотрите схему, которую заполнили мы за урок.

Зачитываем (2 ученика) свои схемы.

Почему плесени, столь не похожие на известные нам шляпочные грибы, также относятся к царству грибов? (Плесень,также, как и шляпочные грибы, имеют грибницу, не имеют хлоропластов, размножаются спорами).

  1. Чем опасны грибы? (Грибы вызывают многие заболевания сельскохозяйственных растений, человека, животных. Грибы разрушают топливо, пластмассы, книги, древесину).
  2. Чем полезны грибы? (С помощью грибов получают антибиотики, органические кислоты и многие другие полезные вещества).

Оценки        

За карточки        

За устные ответы

 За схему        

Д/задание. Учить новые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

Тест разработан по материалам пп. 42-43 учебника природоведения Пакуловой В.М. для 5 класса....

Грибы как царство живой природы. Грибы нашего леса. 6 класс

1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,Все равно его найдем: шляпка красная на нем.                            ...

«Царство грибы. Отдел настоящие грибы».

раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, живо...

Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».

Урок разработан с применением  модульной технологии, по авторской программе Пасечника....

Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс

Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....